Научная статья на тему 'Конфликты в современном мире: к практике работы'

Конфликты в современном мире: к практике работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4206
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / СОЦИАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТОР / CONFL ICT / CONFL ICTOLOGY / CONFL ICT MANAGEMENT / SOCIAL CONSENSUS / COOPERATION / MEDIATION / MEDIATOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гришина Наталия Владимировна

В статье описывается эволюция идей в области конфликтной проблематики. С возникновением конфликтологии начинают развиваться представления о позитивных функциях конфликта, которые затем начинают уступать приоритет принципам социального согласия и социального сотрудничества. Важный вклад в развитие идей сотрудничества должна внести психология, теоретические и практические возможности которой являются значительным ресурсом для отечественной конфликтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гришина Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confl icts in the Modern World: to practice of work

Th is paper describes the evolution of ideas on confl ict issues. When the confl ict paradigm was beginning to form, the ideas on positive functions of confl icts also were beginning to develop, which are being replaced by principles of social consensus and social cooperation. Psychology should make an important contribution to development of ideas of cooperation, its theoretical and practical possibilities present signifi cant resource for Russian confl ict resolution theory.

Текст научной работы на тему «Конфликты в современном мире: к практике работы»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Серия 16

Вып. 3

УДК 159.99 Н. В. Гришина

КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: К ПРАКТИКЕ РАБОТЫ

Пожалуй, в современных социальных и гуманитарных науках не просто найти еще одну тему, подобную проблеме конфликта, отношение к которой со стороны специалистов претерпевало бы столь сильные изменения на протяжении ХХ в.

Известный отечественный психолог А. Г. Асмолов считает, что на «конфликтный вектор развития общественного сознания» оказали решающее влияние три значительных представителя научной мысли ХК в.: Чарльз Дарвин, Карл Маркс и Зигмунд Фрейд ([1]; цит. по [2]).

Действительно, идеи Ч. Дарвина вышли далеко за пределы той проблемной области, в которой они первоначально развивались, инициировав в социальных науках возникновение школы социал-дарвинизма. В соответствии с ее положениями жизнь общества интерпретируется в рамках законов естественного существования, а борьба рассматривается как закономерная (иногда основная) форма социального взаимодействия. Именно работы представителей социал-дарвинистского направления, как принято считать, заложили основы школы социального конфликта в социологии, в которой конфликт отождествляется с борьбой.

К. Маркс является признанным предшественником современной конфликтологии. Его основные идеи, повлиявшие на возникновение «конфликтной» объяснительной модели существования общества, связаны с постулированием неизбежности борьбы, возникающей в силу разделения общества на враждующие классы. Классовая борьба становится главной движущей силой истории. По признанию западных ученых, Маркс оказал (и, возможно, продолжает оказывать) огромное влияние на формирование конфликтологии: «Теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений Карла Маркса» [3, с. 25], ему приписывают создание «социологии классовой борьбы» [4, с. 194]. Именно работы К. Маркса, а также Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Ко-зера заложили основания того, что сегодня называют социологией конфликта.

Наконец, З. Фрейд, несомненно, является одной из самых мощных интеллектуальных фигур прошлого. Независимо от сегодняшнего отношения к его теории и ее месту в современной психологической науке, нельзя не признать масштаб влияния его концепций, выходящего далеко за пределы психологии. Искусство, литература, кинематограф ХХ в. обращаются к идеям бессознательного во многом под влиянием популярности психоанализа. Считая конфликт главным источником развития индивида, Фрейд позднее начинает рассматривать его и как основу неизбежной враждебности между людьми и социальными группами.

Возможно, эти «конфликтные» идеи и не получили бы широкого распространения, если бы сама реальность не поддерживала их. ХХ столетие становится самым

© Н. В. Гришина, 2012

3

драматичным в истории человечества. Две мировые войны с их ужасами и кровопролитием привели к беспрецедентным человеческим потерям. Казалось бы, шок от пережитого должен был предотвратить повторение подобного в будущем, но уже за сорок послевоенных лет число погибших от бомб и пуль превысило число солдат, убитых во Второй мировой войне [5, с. 9].

Необходимость поиска средств управления человеческими отношениями делается все более очевидной и настоятельной. Вторая половина 1950-х — начало 1960-х годов становится временем оформления конфликтологии — научной области, объединяющей разнообразные теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и практике работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия. В 1957 г. обсуждение проблемы конфликтов было предпринято Социологической ассоциацией ЮНЕСКО, что послужило определенным толчком к проведению конференций по теме конфликтов, созданию ряда организаций и центров, а также выпуску специальных журналов по «конфликтной» проблематике. Безусловно, это движение является прямым следствием попыток построения нового послевоенного мира, свободного от мировых конфликтов. В конце концов, само создание Организации Объединенных Наций в 1945 г. было направлено на предотвращение кровопролитных конфликтов, а ее Устав прямо запретил угрозу силой или ее применение.

Первоначально конфликтология ставила перед собой весьма амбициозные задачи. Энтузиасты нового направления верили в возможность создания общей теории конфликтов, построения единой концептуальной схемы описания всех видов конфликтов, создания универсальной типологии конфликтов, объединяющей все их разновидности. Долгое время доминировавшая в социальных науках «теория равновесия», ценностное предпочтение «модели порядка» сдерживали развитие и принятие идей конфликта. Однако теоретики конфликта одерживают победу: отныне «все социологические теории должны как-то высказаться о вездесущности конфликта в социальной жизни» [6, p. 62]. Более того, конфликт начинает рассматриваться не просто как распространенное свойство социальных систем, но и как интегрирующий элемент социальной жизни.

Современная конфликтология исходит из таких положений, как признание конфликта закономерной и естественной характеристикой социальных отношений, возможность протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных, формах, утверждение принципиальной возможности управления конфликтами.

Вместе с тем в социальных и гуманитарных науках начинает возникать и критическое отношение к позиции идеологов конфликтологии. Прежде всего необходимо признать ряд теоретических неудач в создании общей теории конфликта и развитии других идей, связанных с природой конфликта, его функциями и действительной ролью в функционировании социальных систем и жизнедеятельности социальных групп. Кроме того — и в практическом отношении это, безусловно, является более важным, — все труднее становится отстаивать идеи позитивных функций конфликта, его интегрирующих возможностей.

К концу ХХ в. наблюдается отчетливое движение к поиску фундаментальных основ сотрудничества в человеческом сообществе. В экономике появляется и обретает популярность понятие конкурентного сотрудничества, теория сложных систем отстаивает необходимость сохранять разнообразие в социальных системах, еще более очевидную поддержку эта идея получает со стороны биологических наук. «В социальных науках на первое место постепенно начинают выходить феномены социальной интеграции: социальный обмен, взаимопонимание, общность цели, коммуникации, коллективные

4

представления, социальная идентичность, сети социальной поддержки и социальный капитал», а «внимание конфликтологов стало переключаться с механизмов эскалации на механизмы поддержания мира: формирование доверия, примирение, прощение, восстановление после культурно-исторической травмы, толерантность» [2, с. 17].

Развитие отечественной конфликтологии в свое время было существенно задержано идеологическими установками советского обществоведения. Сегодня, однако, проблематика конфликтов актуализирована как в самой общественной жизни, так и в сознании общества, и отечественная конфликтология переживает период интенсивного развития, активного поиска в области теории и практики работы с конфликтами.

На протяжении своего развития конфликтология постоянно обращалась к психологии в поисках понимания природы конфликтов и способов работы с ними. Как уже указывалось, немалую роль в этом сыграл З. Фрейд, привлекший внимание к иррациональной природе личности. Такие влиятельные фигуры, как Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, также «увидели причину возникновения конфликтов и напряженности в обществе в самом человеке, открыв "авторитарную личность"» [2, с. 16]. Пересмотр этих идей не избавляет от необходимости исследования психологических измерений конфликта. В частности, одной из первых работ в области изучения и регулирования конфликтов, привлекшей внимание конфликтологов, была книга К. Левина 1948 г. «Разрешение социальных конфликтов» [7]. В своих работах классики конфликтологии постоянно обращались к психологической феноменологии. Более того, современная конфликтология проявляет все больший интерес к психологии в силу признания как роли психологических факторов в возникновении и развитии социальных конфликтов, так и значительных возможностей использования психологических методов для ослабления и разрешения конфликтов.

Для психологии интерес к конфликтам традиционно был связан с личностной проблематикой, само понятие конфликта входит в объяснительные модели ряда теорий личности. В настоящее время психология личности проявляет к конфликтам и более широкий интерес, связанный с пониманием роли критических жизненных ситуаций в развитии человека, выстраивании его жизненного сценария и жизненного пути в целом.

В последние десятилетия в фокусе внимания психологов оказываются и конфликты в человеческих отношениях. Профилактика конфликтности и управление конфликтами становятся практической задачей для психологов, работающих в области человеческих отношений, в частности организационных психологов.

Возможности психологии в области понимания природы социального взаимодействия, в том числе конфликтов межгруппового, внутригруппового и межличностного характера в самых разных сферах человеческих отношений — от организационных до семейных, предоставляют конфликтологии мощные ресурсы для теоретического и практического использования. Ответ на вопрос о том, как обеспечить социальное согласие и социальную солидарность, избежать разрушительных последствий разногласий и противоречий, лежит в плоскости поиска основ конструктивного диалога — культур, государств, социальных групп и отдельных людей.

Практическим аспектам решения данной задачи была посвящена конференция «Международная подготовка и практика медиаторов с учетом европейского опыта», проведенная в Санкт-Петербургском государственном университете в декабре 2011 г. в рамках давно существующего сотрудничества факультета психологии с психологами Гамбургского университета (Германия). Непосредственным импульсом к проведению

5

этой конференции стал принятый в России Закон о медиации. Логичным следствием принятия данного Закона было утверждение Министерством образования России специальной программы подготовки медиаторов.

Проведенная конференция имела своей целью обмен опытом специалистов разных стран, в первую очередь России и Германии, в области практической работы и подготовки медиаторов. В конференции приняли участие специалисты, работающие в разных городах, научных и практических центрах, университетах России, имеющие практический опыт в работе с конфликтами и подготовке медиаторов. Санкт-Петербургский университет был представлен двумя основными структурами: факультетом психологии и отделением конфликтологии философского факультета. Объединяющей основой для специалистов разного профиля стало общее стремление к поиску теоретических и практических принципов конструктивного диалога.

В данном издании представлены статьи психологов, посвященные двум основным темам: 1) обсуждению подходов к пониманию и анализу конфликтов и процессов конфликтного взаимодействия и 2) подготовке медиаторов.

В статье Е. А. Миронова «Диалектика взаимодействия: сотрудничество и конфликт» обсуждаются распространенные в литературе представления о нормальности и полезности конфликта. По мнению автора, целесообразнее говорить о том, что полезны могут быть следствия конфликта в случае его конструктивного разрешения, а не сам конфликт. Е. А. Миронов обосновывает тезис, согласно которому целью конфликтологии должно быть не разрешение конфликтов, а развитие сотрудничества.

В статье Н. В. Гришиной «Ситуационный подход к анализу и разрешению конфликтов» обосновывается путь к пониманию и работе с конфликтами на основе ситуационного подхода. Конфликт — это социальная ситуация со всеми присущими ей параметрами. Работа по разрешению конфликта описывается как процесс перевода взаимодействия сторон из конфронтационной модели в модель сотрудничества.

Статья С. Д. Гуриевой «Межэтнические отношения: гармония, напряженность, конфликт» посвящена актуальной тематике межэтнических отношений и этническим конфликтам. Описываются факторы, влияющие на остроту протекания этнического конфликта, факторы, прогнозирующие рост межэтнической напряженности, и способы управления конфликтами.

В статье М. М. Кашапова «Учет в медиации специфики типов реагирования на конфликт» описываются результаты исследований автора, посвященных социально-психологическим и индивидуально-психологическим детерминантам типов реагирования на конфликт. По мнению автора, учет в медиации особенностей реагирования на конфликт является необходимым условием эффективной работы с конфликтом.

В центре внимания статьи Т. В. Анисимовой, А. Л. Брюковой и И. А. Самуйловой «Особенности стиля ведения международных переговоров политиками России» — переговоры как основной способ разрешения конфликтов. Любые международные переговоры имеют психологическое измерение. Одна из задач переговоров — переход от конфронтационного взаимодействия к партнерскому. Приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей стиля ведения международных переговоров политиками России.

Три статьи посвящены проблеме подготовке медиаторов.

По результатам недавно проведенного журналом Forbes экспертного опроса относительно востребованности различных видов профессиональной деятельности в бли-

жайшее десятилетие, две из десяти профессий, вошедших в первую десятку, оказались связаны с проблемами человеческих отношений. Военные конфликты, теракты, вспышки насилия требуют специфических навыков восстановления порядка, «принуждения к миру», обезвреживания мятежников. Миграционные потоки и возникающие в связи с ними проблемы делают необходимой профессию «экспертов по абсорбции, национальным и религиозным конфликтам» [2, с. 24].

Так или иначе, число профессионалов, деятельность которых связана с необходимостью ведения переговоров, будет увеличиваться. Принятый в России Закон о медиации делает проблему подготовки специалистов по ведению переговоров весьма актуальной.

0. В. Аллахвердова в статье «Обучение медиаторов и формирование компетенций» рассказывает об опыте работы Санкт-Петербургского Центра разрешения конфликтов и Центра развития переговоров и мирных стратегий философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Обсуждаются особенности личности медиатора, задачи обучения и подготовки медиаторов в контексте различных этапов их деятельности.

Б. И. Хасан и А. А. Лопатин в статье «Границы компетенций и профессиональные риски в работе с конфликтом (на примере работы Центра медиации Юридического института Сибирского федерального университета)» обсуждают проблемы, связанные с институци-ализацией медиации, практической деятельностью медиаторов и их профессиональной подготовкой. По мнению авторов, профессиональную основу процесса медиации составляют две компетенции — психологическая и юридическая. Авторы приводят примеры фактического нарушения принципов медиации, когда одна из этих компетенций начинает доминировать, и делают выводы о необходимости формировать культурный образец работы с конфликтом в переговорных процессах как специальный социальный институт.

Статья А. В. Морозова «Формирование компетенции "Управление конфликтом" (Conflict Management)» посвящена навыкам управления конфликтом, которые, по мнению автора, могут успешно формироваться в процессе тренинга. Примечательно, что появление самого понятия «управление конфликтом» ^onflict мanagement) означало для конфликтологии признание того, что конфликтом можно управлять.

Работы, публикуемые в данном издании, представляют интерес как для исследователей в области проблематики конфликтов, так и для практиков, решающих задачи работы с конфликтами.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Смысл, 2007.

2. Солдатова Г. У., Несвик Т. А. Историко-эволюционная перспектива человечества: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности / / Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 15-24.

3. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

5. Грант Н. Конфликты ХХ века. Иллюстрированная история. М., 1995.

6. The International Encyclopedia of Sociology / ed. by M. Mann. New York: Continuum, 1984.

7. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.

Статья поступила в редакцию 16 марта 2012 г.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.