Научная статья на тему 'КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ'

КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТЫ / ПРИЧИНЫ / КОНФЛИКТОГЕНЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кимадзе М. И., Кондратов С. Ю.

В деятельности любой организации возникают конфликты между сотрудниками, поскольку коллектив каждой из них представляет собой совокупность действующих сотрудников, взаимодействующих в процессе работы между собой, обладающих индивидуальными чертами характера, эмоциональными типами и особенностями общения. В фармацевтических компаниях конфликты являются более ощутимыми и сказываются на работе компании в целом ввиду узкопрофильности отрасли и дефицита кадров на рынке труда. Фармацевтические компании формируют максимально эффективную систему обеспечения кадрами своих производств, что повышает актуальность нейтрализации конфликтов, возникающих в коллективах. В статье рассмотрены конфликты современной фармацевтической организации, негативно сказывающиеся на развитии общей деятельности предприятий, а также определены направления и модели их предотвращения. Проведено исследование по выявлению причин конфликтогенов на примере фармацевтической организации, на основании чего сделан вывод о том, что наиболее часто конфликты случаются в результате невыполнения коллегами и внешними контрагентами своих обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTS AND WAYS TO NEUTRALIZE THEM IN PHARMACEUTICAL COMPANIES

Conflicts arise between employees in the activities of any organization, since the collective of each of them is a set of active employees interacting with each other in the process of work, having individual character traits, emotional types and communication features. In pharmaceutical companies, conflicts are more noticeable and affect the work of the company as a whole, due to the narrow profile of the industry and the shortage of personnel in the labor market. Pharmaceutical companies are forming the most effective system of staffing their production facilities, which increases the relevance of neutralizing conflicts arising in teams. The article deals with the conflicts of a modern pharmaceutical organization that negatively affect the development of the overall activities of enterprises, and also identifies the directions and models of their prevention. A study was conducted to identify the causes of conflict-causing factors on the example of a pharmaceutical organization, on the basis of which it was concluded that conflicts most often occur as a result of violations of labor law.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ»

Конфликты и пути их нейтрализации в фармацевтических компаниях

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Кимадзе Марина Ивановна

кандидат фармацевтических наук, доцент, Пятигорский медико-фармацевтический институт-филиал ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» МЗ РФ, [email protected] Кондратов Сергей Юрьевич

кандидат фармацевтических наук, доцент, Пятигорский медико-фармацевтический институт-филиал ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» МЗ РФ, kondratov64@yandex. ги

В деятельности любой организации возникают конфликты между сотрудниками, поскольку коллектив каждой из них представляет собой совокупность действующих сотрудников, взаимодействующих в процессе работы между собой, обладающих индивидуальными чертами характера, эмоциональными типами и особенностями общения. В фармацевтических компаниях конфликты являются более ощутимыми и сказываются на работе компании в целом ввиду узкопрофильности отрасли и дефицита кадров на рынке труда. Фармацевтические компании формируют максимально эффективную систему обеспечения кадрами своих производств, что повышает актуальность нейтрализации конфликтов, возникающих в коллективах. В статье рассмотрены конфликты современной фармацевтической организации, негативно сказывающиеся на развитии общей деятельности предприятий, а также определены направления и модели их предотвращения. Проведено исследование по выявлению причин конфликтогенов на примере фармацевтической организации, на основании чего сделан вывод о том, что наиболее часто конфликты случаются в результате невыполнения коллегами и внешними контрагентами своих обязательств.

Ключевые слова: конфликты, причины, конфликтогены, фармацевтические компании, нейтрализация

В деятельности любой организации возникают конфликты между сотрудниками, поскольку коллектив каждой из них представляет собой совокупность действующих сотрудников, взаимодействующих в процессе работы между собой, обладающих индивидуальными чертами характера, эмоциональными типами и особенностями общения. При этом существуют причины, в соответствии с которыми развиваются конфликтные ситуации так называемые конфликтогены, которые и свойственны фармацевтическим организациям.

Здесь стоит подчеркнуть, что фармацевтическое производство связано со сложностью и наукоемкостью производственного процесса, требующего набора узких знаний и умений от сотрудников, что предъявляет к каждому их них особые требования.

Важен и опыт, а также слаженность работы коллектива, от которой зависит реализация крупномасштабных инновационных проектов в фармацевтической отрасли, технологический цикл которых, может занимать не один год. В связи с этим особое значение управленческого звена должно быть нацелено на нейтрализацию конфликтов между сотрудниками, поскольку от этого может пострадать вся команда в результате потери одного из опытных специалистов.

Для понимания сути конфликтов стоит пояснить, что они представляют собой набор негативных процессов, возникающих на базе социально- психологического воздействия между людьми и неумения контролировать свои чувства и эмоции, а также набора факторов, которые являются конфликтогенами в данной ситуации.

По сути, именно конфликтогены являются важнейшими источниками разгорания конфликтов, которые порождают и несколько конфликтных ситуаций одновременно, а также формируют их провокацию в будущем. В целом компоненты конфликтов приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Компоненты конфликта Источник: составлено автором по [1]

Помимо указанных компонентов конфликта стоит отметить, что в организациях имеют место и причины, возникающие в результате недовольства сотрудников теми или иными факторами.

Так в целом причины организаци< могут быть представлены на рисунке

знфлта цамкшшжш, в коюром1

противоречивость целей перерастает в конфликтные взаимоотношения специализированных групп ра^ттш:

внутри организованные конфликты, связанные с подменой главной цели п носящие дисфункциональный характер

конфликт между целями узкой группы руководителей организации и основным персоналом

конфликт между целями узкой группы руководителей организации и основным персоналом

■ Мужчины ■ Женщины

Рисунок 3 - Структура выборки респондентов по гендер-

ному показателю

Источник: составлено автором

6%

Рисунок 2 - Причины организационных конфликтов Источник: составлено автором по [2]

Таким образом, причины конфликтов могут быть мые разные. Но, в большинстве своем, - это роле несоответствия в системе отношений «руководите подчиненный» либо «подчиненный-подчинённый», гда имеет место несовпадение распространенных в I лективе ожиданий относительно поведения людей, ни мающих определенные служебные должности, реальными действиями.

По сути, в фармацевтической организации конфликты можно разделить на профессиональные и личные [3]. Профессиональные конфликты возникают в результате недовольства действиями одного или нескольких сотрудников, что приводит к невыполнению поставленных задач, срыву проектов, уничтожению выстраиваемых цепочек в проектировании.

В свою очередь «личностные» конфликты являются наиболее распространёнными в фармацевтических организациях, поскольку возникают на базе негативных взаимоотношений между отдельными сотрудниками либо группами сотрудников, а также руководящим составом и персоналом [4].

В этой связи следует обратить особое внимание на систему мотивации и социально-психологический климат в коллективе, которые играют ведущую роль в удовлетворённости сотрудников и недопущении ими конфликтных ситуаций [5].

Тем не менее наибольший интерес в рассмотрении практических причин конфликтов представляет наблюдение за конкретной ситуацией, с целью чего в фармацевтической компании «Биокад» был проведён опрос среди сотрудников.

В опросе приняли участие 50 человек, которые являются высококвалифицированными фармацевтическими специалистами и занятые производством лекарственных препаратов.

Структура выборки по гендерному распределению приведена на рисунке 3.

Видно, что большее часть приходится на возраст от 25 до 30 лет. Это 67% сотрудников, при этом от 30 до 40 лет - 27%.

■ от25 до 30 лет "от31 до40 лет от40 до50 лет

Рисунок 4 - Структура выборки респондентов по возрасту Источник: составлено автором

Далее сотрудники отвечали на вопросы.

Первый вопрос заключался в следующем: «Как Вы считаете, часто ли конфликты возникают в вашей организации?». Распределение на данный вопрос приведено на рисунке 5.

Рисунок 5 - Результаты интервью: «Скажите, пожалуйста, за последний год в вашей организации случались или не случались конфликты с работодателями?» Источник: составлено автором

Из 30 сотрудников - 4 человека затруднились ответить, 67% - с полной уверенностью сказали, что конфликтные ситуации происходят на работе, 13% - затруднились ответить. Примечательно, что 20% не помнят о конфликтных ситуациях, что говорит о низкой степени их значимости для сотрудников и не значимости для коллектива в целом, что рассматривается как часть рабочего процесса.

I

О

ГО >

п.

I

го т

г>

2 о

К) КЗ

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Далее был задан вопрос по причинам конфликта. При этом сотрудники должны были перечислить наиболее частые стороны конфликта, которые имеют место в организации. Распределение ответов респондентов на данный вопрос приведена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «С кем наиболее часто возникают конфликты на работе?»

Источник: составлено автором

Внутри подразделения конфликты довольно редки и их отметили только 5 и 7% опрошенных. Это говорит о слаженности коллектива и стабильности социально-психологического климата в данной организации, что свидетельствует о низком уровне конфликтогенности и опасности текучести кадров. Далее был задан вопрос о причинах конфликта. Распределение ответов респондентов приведена на рисунке 7.

В большей степени конфликты возникают на фоне личных взаимоотношений между сотрудниками, а также подразделениями и внешними контрагентами. Подобные причины в определённой степени могут быть отнесены и к профессиональным отношениям. Подобный выбор сделали все опрошенные сотрудники, что доказывает преобладающую причину в конфликтных ситуациях на данном предприятии.

При этом было несколько раз отмечено недовольство распределением обязанностей между сотрудниками, что является в определённой степени причиной конфликта, негодования касательно оплаты труда и другими факторами обеспечения рабочего процесса. Это говорит о том, что в организации есть некоторые проблемы с мотивацией трудовой деятельности, а также организацией производственного процесса, однако они не настолько значимы. Тем не менее наличие подобных фактов может повышать градус напряженности в коллективе, что впоследствии выльется в большую волну недовольства и будет способствовать развитию конфликтных ситуаций в организации. Поэтому необходимо разрабатывать направления по устранению конфликтных ситуаций, устраняя все конфликтогеныне факторы, так или иначе влияющие на их наличие.

При этом на примере данной компании дерево по снижению конфликтных ситуации в АО «Биокад» приведено на рисунке 8.

Рисунок 7- Распределение ответов респондентов на вопрос о причинах конфликта Источник: составлено автором

Этот рисунок показывает, что в большей степени конфликты в АО «Биокад» связаны с внешними структурами, а именно поставщиками, заказчиками и другими контрагентами, с которыми сотрудникам приходится связываться по работе. Как правило, причина этих конфликтов заключается в несвоевременности поставки тех или иных товаров, оборудования, материального обеспечения, доставки, проведения финансовых операций. При этом на низком уровне стоят конфликты с руководителями высшего и среднего звена. В большей степени внутри коллектива конфликты возникают между сотрудниками из других подразделений и, как правило, группой сотрудников, что связано с невыполнением отделом тех или иных обязательств при взаимодействии с другими подразделением.

Рисунок 8 - Дерево решения для составления проекта по снижению конфликтности в коллективе АО «Биокад» Источник: составлено автором

Стоит пояснить, что совершенствование системы оплаты труда основанной не только на системе штрафов, но и на системе премий, будет способствовать не только снижению конфликтности в коллективе, но и повышению эффективности труда работников, а значит, и увеличению прибыли предприятия.

Таким образом, причины конфликтов в фармацевтической компании могут быть самые разные. Но в большинстве своем это ролевые несоответствия в системе отношений сотрудников с контрагентами, либо «подчиненный-подчинённый». При этом имеет место несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные

служебные должности, с их реальными действиями, что требует от руководителей принятия определенных управленческих решений.

Литература

1. Троицкая, Н. А. Конфликтогены как триггер конфликтов выгорания в учреждениях первичного звена детского здравоохранения / Н. А. Троицкая. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 73-77. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/193/9408/ (дата обращения: 24.09.2022).

2. Голубицких Ю. Роль конфликтогенов в деятельности сотрудников силовых структур // Социология в современном мире: наука, образование, творчество, 2018. Т. 1, № 10. С. 170-172. URL: http://journal.asu.ru/smw/article/view/5995.

3. Гостев А.Н., Петрова О.В. Системные конфликтогены непрерывного обучения сотрудников с применением дистанционных технологий: социолого-управлен-ческий аспект // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2021. №3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnye-konfliktogeny-nepreryvnogo-obucheniya-sotrudnikov-politsii-s-primeneniem-distantsionnyh-tehnologiy-sotsiologo (дата обращения: 24.09.2022).

4. Исмаилова Э.Р., Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Скиф. 2019. №5-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-organizatsii-prichiny-ih-vozniknoveniya-i-sposoby-razresheniya (дата обращения: 25.09.2022).

5. Чекалдин А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения // Вестник НГИЭИ. 2015. №9 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-organizatsionnyh-konfliktov-i-sposoby-ih-ustraneniya (дата обращения: 25.09.2022).

Conflicts and ways to neutralize them in pharmaceutical companies

Kimadze M.I., Kondratov S.Yu.

Volgograd State Medical University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Conflicts arise between employees in the activities of any organization, since the collective of each of them is a set of active employees interacting with each other in the process of work, having individual character traits, emotional types and communication features. In pharmaceutical companies, conflicts are more noticeable and affect the work of the company as a whole, due to the narrow profile of the industry and the shortage of personnel in the labor market. Pharmaceutical companies are forming the most effective system of staffing their production facilities, which increases the relevance of neutralizing conflicts arising in teams.

The article deals with the conflicts of a modern pharmaceutical organization that negatively affect the development of the overall activities of enterprises, and also identifies the directions and models of their prevention. A study was conducted to identify the causes of conflict-causing factors on the example of a pharmaceutical organization, on the basis of which it was concluded that conflicts most often occur as a result of violations of labor law.

Keywords: conflicts, causes, conflictogens, pharmaceutical companies, neutralization

References

1. Troitskaya, N. A. Conflictogens as a trigger for burnout conflicts in primary

health care institutions for children / N. A. Troitskaya. - Text: direct // Medicine: today's challenges: materials of the III Intern. scientific conf. (Moscow, January 2016). - Moscow: Buki-Vedi, 2016. - S. 73-77. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/193/9408/ (date of access: 09/24/2022).

2. Golubitskikh Yu. The role of conflictogens in the activities of law

enforcement officers // Sociology in the modern world: science, education, creativity, 2018. V. 1, No. 10. P. 170-172. URL: http://journal.asu.ru/smw/article/view/5995.

3. Gostev A.N., Petrova O.V. Systemic conflictogens of continuous training of

employees using remote technologies: sociological and managerial aspect // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnye-konfliktogeny-nepreryvnogo-obucheniya-sotrudnikov-politsii-s-primeneniem-distantsionnyh-tehnologiy-sotsiologo (date of access: 09/24/2022).

4. Ismailova E.R., Conflicts in the organization, the causes of their occurrence

and methods of resolution // Skif. 2019. No. 5-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-organizatsii-prichiny-ih-vozniknoveniya-i-sposoby-razresheniya (date of access: 09/25/2022).

5. Chekaldin A.M. Causes of organizational conflicts and ways to eliminate

them. Vestnik NGIEI. 2015. No. 9 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-organizatsionnyh-konfliktov-i-sposoby-ih-ustraneniya (date of access: 09/25/2022).

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.