NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
ФАРМАЦИЯ
УДК: 615.1:616-057
DOI: http://dx.doi.org/10.21145/2499-9954-2019-5-104-108
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ПОСЛЕДСТВИЙ КОНФЛИКТОВ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Е. С. Ворожцова, А. В. Солонинина, ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия»
Ворожиова Екатерина Сергеевна - e-mail: ekaterina.vorozhtsova@yandex.ru
Дата поступления 09.08.2019
Цель исследования: изучение уровня синдрома эмоционального выгорания у фармацевтических работников и факторов, влияющих на синдром. Материалы и методы. Исследование проводилось методами анкетирования и тестирования 385 фармацевтических работников г. Перми в возрасте от 21 года до 56 лет со стажем профессиональной деятельности от 1 месяца до 37 лет с помощью стандартизированных тестовых методик: «Опросник выявления эмоционального выгорания» (авторы К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой) и «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, адаптирован Н. В. Гришиной, с последующей статистической обработкой результатов в программе Statistica 8.0. Был применен корреляционный анализ по Пирсону и ^критерий Стьюден-та. Результаты и обсуждение. Проведенный анализ показал достаточно высокие уровни синдрома эмоционального выгорания и его компонентов у фармацевтических работников (у 36,10% - высокий уровень, у 50,39% - средний и у 13,5% респондентов - низкий). Высокие уровни эмоционального истощения и деперсонализации отмечены у 38,2% и 29,87% респондентов соответственно. Отмечено снижение чувства собственной компетентности и удовлетворенности своими профессиональными успехами (редукция профессиональных достижений) почти у половины респондентов (44,4%). Установлена прямая взаимосвязь частоты конфликтов с эмоциональным истощением (г = 0,29) и интегральным индексом синдрома эмоционального выгорания (г = 0,27) при р < 0,05. С помощью корреляционного анализа установлены факторы, влияющие на синдром эмоционального выгорания: удовлетворенность профессией и работой (обратная зависимость между уровнем эмоционального выгорания и удовлетворенностью профессией и работой (г = -0,48 и г = -0,52 соответственно; р < 0,05). Сравнительный анализ по ^критерию Стьюдента показал более высокие показатели удовлетворенности профессией и работой ^-критерий -3,97; р = 0,0001 и -5,99; р = 0,0000 соответственно), а также более низкие показатели частоты конфликтов на рабочем месте ^-критерий 2,75; р = 0,007) у респондентов с низким уровнем синдрома. Заключение. Установлен высокий уровень синдрома эмоционального выгорания, включая все три его компонента, что негативно сказывается на здоровье фармацевтического работника, оказании фармацевтической помощи населению и результатах деятельности аптеки. Подтверждена значимость удовлетворенности профессией и удовлетворенности работой как факторов, влияющих на синдром эмоционального выгорания фармацевтических работников. Для предотвращения возникновения и снижения риска развития синдрома, а также с целью его профилактики, необходимо создавать условия для формирования у фармацевтических работников конфликтологической компетентности, а также приверженности, лояльности к исполняемым функциям и профессии в целом.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, конфликт, последствия конфликтов, фармацевтический работник, аптечная организация, конфликтологическая компетентность.
THE STUDY OF THE LEVEL OF BURNOUT OF PHARMACISTS AS THE CONSEQUENCES OF CONFLICTS IN THE WORKPLACE
E. S. Vorozhtsova, A. V. Soloninina, Perm State Pharmaceutical Academy, Perm, Russian Federation
Vorozhtsova Ekaterina Sergeevna - e-mail: ekaterina.vorozhtsova@yandex.ru
Purpose of the study. To study the level of burnout of pharmacists and the factors affecting the syndrome. Materials and methods. The study was conducted by methods of questioning and testing 385 pharmacists in Perm at the age of 21 to 56 years with experience of professional activity from 1 month to 37 years using standardized test methods: «Maslach Burnout Inventory» (authors Maslach K. and Jackson S. In adaptation Vodopyanova N. E.) and «Thomas-Kilmann conflict MODE instrument», adapted Grishina N. V. with subsequent
Al
ЭдУД
statistical processing of the results in the program Statistica 8.0. Pearson correlation analysis and Student t-test were applied. Results and discussion. The analysis showed fairly high levels of pharmacists' burnout and its components (36,10% - high, 50,39% - medium and 13,5% of respondents - low). High levels of emotional exhaustion and depersonalization were observed in 38,2% and 29,87% of respondents, respectively. A decrease in the sense of self-competence and satisfaction with their professional achievements (reduction of professional achievements) was noted in almost half of the respondents (44,4%). A direct relationship between the frequency of conflicts with emotional exhaustion (r = 0,29) and the integral index of burnout (r = 0,27) at p < 0,05 was established. By means of the correlation analysis the factors influencing a burnout are established: satisfaction with a profession and job satisfaction (inverse dependence between level of burnout and satisfaction with a profession and job satisfaction (r = -0,48 and r = -0,52 respectively; p < 0,05). A comparative analysis of the Student t-test showed higher rates of satisfaction with the profession and job satisfaction (t-criterion -3,97; p = 0,0001 and -5,99; p = 0,0000, respectively) and lower rates of workplace conflict (t-criterion 2,75; p = 0,007) in respondents with low syndrome. Conclusion. A high level of burnout, including all three of its components, has been established, which negatively affects the health of the pharmacists, the provision of pharmaceutical care to the patients and the results of the pharmacy. The importance of satisfaction in profession and job satisfaction as factors influencing a burnout of pharmacists is confirmed. To prevent and reduce the risk of developing the syndrome it is necessary to create conditions to form a conflict competence of pharmacists, as well as their commitment, loyalty to the functions performed and the profession as a whole.
Key words: burnout, conflict, consequences of conflict, pharmacist, pharmacy, conflict competence.
Введение
Известно, что синдрому эмоционального выгорания наиболее часто подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональным сопереживанием, большой ответственностью, что характеризует, в числе прочих, фармацевтическую деятельность.
Неумение фармацевтического работника грамотно решать конфликтные ситуации, возникающие на рабочем месте, может сформировать у него субъективное ощущение повышенной негативной, конфликтной обстановки, а также стать причиной реальных конфликтов в организации. Некоторыми исследователями установлено, что фармацевтические работники, воспринимающие свои межличностные отношения как более напряженные и конфликтные, имели высокий уровень эмоционального выгорания [1].
Частые конфликты, как и субъективное ощущение конфликтной обстановки, могут стать причиной хронического стресса, который в свою очередь может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания. Исследователи установили зависимость эмоционального выгорания фармацевтического работника от стресса на рабочем месте [2]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от стресса и синдрома эмоционального выгорания страдает примерно 10% трудоспособного населения Европы и США [3].
Сформулированное в конце XX века, понятие эмоционального выгорания определено как «психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи» [4]. Сегодня эмоциональное выгорание включено ВОЗ в Международную классификацию болезней (МКБ-10) как фактор, влияющий на состояние здоровья (раздел Z.73.0) [3]. Вступающая в силу в январе 2022 года МКБ-11 также включает синдром эмоционального выгорания в факторы, влияющие на состояние здоровья, при этом в классификации предусмотрено определение термина «выгорание». «Выгорание (Burn-out) - это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте. Имеет три характеристики: эмоциональное истощение, чувства негативизма и цинизма, связанные с работой, а также снижение профессиональной эффективности» [5].
Анализ публикаций, посвященных синдрому эмоционального выгорания, позволил установить три группы последствий синдрома для фармацевтического работника:
1. Физические - головные и мышечные боли, гипертония и ишемическая болезнь сердца и, как следствие, увеличение смертности. Некоторые авторы отмечают увеличение уровня холестерина в крови и возможность развития метаболического синдрома и сахарного диабета 2-го типа [6-9].
2. Когнитивные (эмоциональные) - неспособность концентрироваться, раздражительность, депрессия, тревога, эмоциональное истощение, цинизм, бессонница [10]. Ряд авторов утверждают, что эмоциональное истощение, вызванное выгоранием и стрессом, может изменить некоторые структуры головного мозга работника, тем самым снижая способность человека к последующей борьбе со стрессом [11].
3. Поведенческие - увеличение частоты потребления алкоголя, частое курение, применение антидепрессантов и других групп лекарственных препаратов, низкое качество обслуживания, госпитализация по причине психических расстройств и пр. [9, 12].
Все эти последствия, казалось бы, связанные только с работником, непосредственно влияют на организацию в целом: опоздания на работу, отсутствие работника по причине нетрудоспособности, возможное увольнение работника по состоянию здоровья, неудовлетворенность работой и, как следствие, снижение качества оказываемой фармацевтической помощи, снижение эффективности деятельности организации и др. [9].
Проведенный обзор литературных источников позволил установить достаточно высокий уровень эмоционального выгорания фармацевтических специалистов, работающих с населением, по сравнению с сотрудниками аптек госпитального сектора в странах Европы и США [12-14]. Американскими исследователями составлен портрет «выгоревшего» специалиста - это женщина старше 40 лет, работающая с населением в сетевой аптеке, со стажем работы на одном месте до 10 лет [14, 15]. Аналогичные результаты были получены российскими исследователями на примере аптечных работников г.г. Ярославля и Костромы. Авторами выявлен средний и высокий уровни синдрома эмоционального выгорания у работников аптечных организаций [16]. Иные результаты были получены
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
исследователями из Белоруссии и Турции. Авторы заключают, что «текущая ситуация по синдрому эмоционального выгорания у женщин-провизоров в целом может быть оценена как благополучная» [1, 17]. Однако все авторы отмечают негативную роль синдрома эмоционального выгорания при оказании фармацевтической помощи населению. Учитывая важность данной проблемы, нами определена цель исследования - изучение уровня синдрома эмоционального выгорания у фармацевтических работников и факторов, влияющих на синдром.
Материалы и методы
Исследование было проведено методами анкетирования и тестирования с помощью стандартизированных тестовых методик: «Опросник выявления эмоционального выгорания» (авторы К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой) и «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, адаптирован Н. В. Гришиной [19]. Для обработки результатов использовался статистический метод с использованием программы Statistica 8.0. Был применен корреляционный анализ по Пирсону и ^критерий Стьюдента (для независимых выборок).
В исследовании приняли участие 385 фармацевтических работников г. Перми в возрасте от 21 года до 56 лет со стажем профессиональной деятельности от 1 месяца до 37 лет. Анализ уровня синдрома эмоционального выгорания проводился в два этапа: первый в 2016 г. - было опрошено 200 фармацевтических работников, второй - в 2019 г., опрошено 185 фармацевтических работников. Ниже представлены обобщенные результаты изучения уровня синдрома эмоционального выгорания.
Методика «Опросник выявления эмоционального выгорания - МВ1» в настоящее время признана базовой для выявления «эмоционального выгорания». Опросник имеет три шкалы и интегральный индекс (таблица 1).
Результаты и их обсуждение
Проведенный анализ показал, что у 36,10% респондентов отмечен высокий уровень эмоционального выгорания (значения интегрального индекса от 0,4 до 1), у 50,39% респондентов - средний (значения интегрального индекса от 0,24 до 0,39). Лишь у 13,5% фармацевтических работников зафиксирован низкий уровень синдрома (значения интегрального индекса от 0 до 0,23).
Полученные результаты позволяют констатировать достаточно высокий уровень синдрома эмоционального выгорания у фармацевтических специалистов.
Согласно многофакторной теории выгорания, синдром эмоционального выгорания представлен тремя основными симптомами: эмоциональным истощением, деперсонализацией, редукцией профессиональных достижений.
В результате последовательного анализа этих элементов диагностировался высокий уровень эмоционального истощения у 38,2% респондентов, средний - у 36,9% фармацевтических работников. Низкий уровень эмоционального истощения отмечен лишь у 24,9% респондентов.
Полученные результаты свидетельствуют, что три четверти респондентов испытывают эмоциональное перенапряжение, чувство опустошенности, исчерпанности эмоциональных ресурсов, снижение сил и энергии общаться с посетителями аптечных организаций, что может проявляться в снижении эмпатии к пациентам, заинтересованности в оказании им фармацевтической помощи.
Высокий уровень деперсонализации (цинизма, негативного отношения к окружающим и работе), возникающей как ответ на эмоциональное истощение и являющейся защитной реакцией организма, зафиксирован у 29,87% фармацевтических работников, средний - у 32,0%.
По замечанию некоторых авторов, снижение доброжелательности при взаимодействии с людьми может привести к возникновению чувства вины и внутриличностно-му конфликту, запуская тем самым «порочный круг» [10].
Третьим компонентом синдрома эмоционального выгорания является редукция профессиональных достижений, которая характеризуется как снижение чувства собственной компетентности и удовлетворенности своими профессиональными успехами. Высокий уровень редукции (низкие баллы (0-30) по тесту) отмечен у 44,4% фармацевтических работников, то есть данная группа фармацевтических работников не считает свою работу значимой и важной для социума, а также не видят успехов своей трудовой деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне синдрома эмоционального выгорания, включая все три компонента синдрома, что является негативной ситуацией при оказании фармацевтической помощи населению.
Следует отметить, что сравнительный анализ двух групп респондентов с помощью ^критерия Стьюдента (для независимых групп) выявил тенденцию к увеличению синдрома эмоционального выгорания у фармацевтических работников (таблица 2).
Так, в 2019 г. у фармацевтических работников ухудшились показатели уровня эмоционального истощения в среднем на 3,71 балла, редукции профессиональных достижений - на 2,47 балла, повысился интегральный индекс эмоционального выгорания.
Установленная тенденция является негативной не только для фармацевтических работников, пациентов, но и для фармацевтических организаций в целом, так как у работника с высоким уровнем синдрома выгорания может снижаться производительность труда, состояние
ТАБЛИЦА 1.
Значения шкал по методике «Опросник выявления эмоционального выгорания»
№ Название шкалы Определение Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. эмоциональное истощение снижение эмоционального тонуса, утрата интереса к окружающим 0-15 16-24 25-54
2. деперсонализация обезличивание отношений с другими людьми, негативизм, цинизм по отношению к пациентам и другим людям 0-5 6-10 11-30
3. редукция профессиональных достижений негативное оценивание себя, уменьшение значимости собственных достижений, снятие с себя ответственности 48-37 36-31 30-0
4. интегральный индекс синдрома выгорания суммарный показатель, характеризующий уровень синдрома 0-0,23 0,24-0,39 0,4-1
А1
5щ
здоровья, качество предоставляемой фармацевтической помощи, что обуславливает жалобы пациентов, конфликты в аптечной организации и текучесть кадров.
Для изучения факторов, влияющих на уровень синдрома эмоционального выгорания, нами был проведен корреляционный анализ с помощью пакета программ Statistica 8.0 (таблица 3).
Проведенный анализ показал прямую взаимосвязь частоты конфликтов с эмоциональным истощением (г = 0,29), интегральным индексом синдрома эмоционального выгорания (г = 0,27), и обратную - с редукцией профессиональных достижений (г = -0,22), при р < 0,05. Следовательно, можно говорить о взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и частоты конфликтов на рабочем месте фармацевтического работника: чем выше частота конфликтов, тем выше уровень эмоционального выгорания.
ТАБЛИЦА 2.
Сравнительный анализ элементов синдрома эмоционального выгорания в зависимости от года исследования
Переменная Группировка по году проведения исследования
2019 2016 ^критерий р
Эмоциональное истощение 24,94 21,23 2,43 0,016
Деперсонализация 9,00 7,60 1,59 0,11
Редукция профессиональных достижений 29,24 31,71 -2,27 0,024
Интегральный индекс 0,40 0,35 2,75 0,006
Примечание: выделены статистически значимые результаты ТАБЛИЦА 3.
Значимые взаимосвязи социально-психологических факторов, стиля поведения в конфликте и уровня выгорания фармацевтических работников
ТАБЛИЦА 4.
Значимые различия у фармацевтических работников по критерию «уровень синдрома эмоционального выгорания»
Нами была выдвинута гипотеза, что стиль поведения в конфликте влияет на развитие синдрома эмоционального выгорания. Для подтверждения или опровержения гипотезы нами был проведен корреляционный анализ элементов синдрома эмоционального выгорания и стилей поведения в конфликте, которых в литературе описано пять: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
В результате анализа взаимосвязи стилей поведения в конфликте с элементами эмоционального выгорания выявлено, что стиль «соперничество» связан с высоким уровнем деперсонализации (г = 0,21; р < 0,05). Данный стиль поведения чаще встречается у мужчин (данное утверждение подтверждается исследованиями зарубежных авторов [20]). Нами не установлены статистически значимые связи других стилей поведения в конфликте с элементами синдрома эмоционального выгорания.
Корреляционный анализ позволил установить факторы, влияющие на синдром эмоционального выгорания. Установлена обратная зависимость между уровнем эмоционального выгорания и удовлетворенностью профессией и работой (г = -0,48 и г = -0,52 соответственно; р < 0,05). Под удовлетворенностью профессией понимается удовлетворенность человека видом осуществляемого труда, который может обеспечить желаемый социальный статус [21]. Понятие удовлетворенности работой включает в себя: удовлетворенность престижностью организации и рабочего места в обществе, зарплатой, условиями труда, организацией труда, руководством, коллективом, своей ролью в организации и пр. [22].
Оба фактора влияют на все элементы эмоционального выгорания, т. е. чем выше удовлетворенность профессией и работой, тем ниже показатели эмоционального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений). Таким образом, можно утверждать, что для снижения риска развития синдрома, а также с целью его профилактики необходимо создавать условия для формирования у фармацевтических работников приверженности, лояльности к исполняемым функциям и профессии в целом.
Нами не установлено значимых связей уровня выгорания с удовлетворенностью респондентов их материальным положением, однако материальная удовлетворенность связана с удовлетворенностью профессией (г = 0,17) и удовлетворенностью работой (г = 0,36), при р < 0,05.
Таким образом, материальная удовлетворенность как составная часть удовлетворенности работой и профессией будет опосредованно влиять на синдром эмоционального выгорания, но не определять его уровень.
Для понимания разницы между разными уровнями эмоционального выгорания нами был проведен сравнительный анализ по ^критерию Стьюдента (для независимых выборок) двух полярных групп респондентов: с высоким и низким уровнями эмоционального выгорания.
В группу 1 (с высоким уровнем эмоционального выгорания) вошли 136 фармацевтических работников с высокими суммарными баллами по шкале интегрального индекса синдрома (от 0,4 до 1). Во 2-ю группу (с низким уровнем выгорания) вошли 52 фармацевтических работника с индексом от 0 до 0,23. Результаты представлены в таблице 4.
В результате сравнительного анализа установлены статистически значимые различия между группами
Переменная Группировка по уровню эмоционального выгорания
высокий уровень низкий уровень ^критерий р
Удовлетворенность профессией 3,36 4,32 -3,97 0,0001
Удовлетворенность работой 2,72 4,05 -5,99 0,0000
Частота конфликтов 2,45 1,54 2,75 0,007
Переменная Материальная удовлетворенность Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция профессиональных достижений Интегральный индекс синдрома эмоционального выгорания
Стаж общий -0,16
Возраст -0,20
Удовлетворенность профессией 0,17 -0,40 -0,39 0,41 -0,48
Удовлетворенность работой 0,36 -0,48 -0,37 0,39 -0,52
Частота конфликтов 0,29 -0,22 0,27
Стиль поведения, соперничество 0,21
NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
респондентов с низким и высоким уровнями синдрома эмоционального выгорания. Так, у респондентов с низким уровнем синдрома отмечаются более высокие показатели удовлетворенности профессией и работой (t-критерий -3,97; p = 0,0001 и -5,99; p = 0,0000 соответственно), а также более низкие показатели частоты конфликтов на рабочем месте (t-критерий 2,75; p = 0,007).
Заключение
Проведенный анализ позволил выявить у фармацевтических работников высокий уровень синдрома эмоционального выгорания, включая все три его компонента, что негативно влияет на частоту конфликтов с пациентами аптечных организаций, оказание им фармацевтической помощи, здоровье фармацевтического работника и результаты деятельности аптеки.
В ходе исследования подтверждена значимость удовлетворенности профессией и удовлетворенности работой как факторов, влияющих на синдром эмоционального выгорания фармацевтических работников. С целью предотвращения возникновения синдрома эмоционального выгорания и снижения риска его развития у фармацевтических работников актуальными являются формирование и развитие их конфликтологической компетентности, а также приверженности, лояльности к исполняемым функциям и профессии в целом.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Конорев М.Р., Девятых С.Ю. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности женщин - провизоров. Вестник фармации. 2013. № 1 (59). С. 6-11. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=19086748.
Konorev M.R., Devyatykh S.YU. Sindrom ehmotsional'nogo vygoraniya v professional'nojdeyatel'nostizhenshhin-provizorov.Vestnikfarmatsii.2013.№1(59). S. 6-11. [EHlektronnyjresurs] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19086748.
2. Jocic D., Krajnovic D., Lakic D., Tasic L. Occupational stress and burnout: impact on the attitudes of pharmacists in providing pharmaceutical services. Value in health. 2012. Vol. 15. A573.
3. Stavroula L., Aditya J. Health impact of psychosocial hazards at work: an overview. World Health Organization. 2010. 106 p. [Electronic resource] URL: http:// apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44428/9789241500272_eng.pdf;jses sionid=5F2C84D27F804F8C519B04FB982D4983?sequence=1.
4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Психологический журнал. 2001. № 1. С. 16-21.
Orel V.E. Fenomen «vygoraniya» v zarubezhnoj psikhologii: ehmpiricheskie issledovaniya. Psikhologicheskij zhurnal. 2001. № 1. S. 16-21.
5. Burn-out an «occupational phenomenon»: International Classification of Diseases. 28/05/219. [Electronic resource] URL: https://www.who.int/mental_ health/evidence/burn-out/en/.
6. Cassella C. «Burn-Out» is now a legitimate syndrome according to the WHO. Here are the symptoms. 29/05/2019. [Electronic resource] URL: https:// www.sciencealert.com/burn-out-is-now-officially-recognised-as-a-legitimate-syndrome-by-the-world-health-organisation.
7. Barker A. Burned Out Pharmacists: Understanding the Job's Negative Health Effects. Pharmacy Times. October. 2017. [Electronic resource] URL: http://www. pharmacytimes.com/contributor/alex-barker-pharmd/2017/10/burned-out-pharmacists-understanding-the-jobs-negative-health-effects.
8. Tsai H.H., Yen C.Y., Su C.T., Chen C.J. Peng S.M., Chen R.Y. The effects of exercise program on burnout and metabolic syndrome components in banking and insurance workers. Industrial Health. 2013. № 51. P. 336-346. [Electronic resource] URL: https://www.jniosh.go.jp/en/indu_hel/doc/IH_51_3_336.pdf.
9. Salvagioni D.A.J., Melanda F.N., Gonzalez A.D., Gabani F.L., Andrade S.M. Physical, psychological and occupational consequences of job burnout: A systematic
review of prospective studies. Public Library of Science. 2017. Vol. 12(10) [Electronic resource] URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal. pone.0185781.
10. Бобровникова Т.В. Эмоциональное «выгорание» как фактор возникновения внутриличностного конфликта. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1 (28). С. 56-58. [Электронный ресурс] URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-kak-faktor-vozniknoveniya-vnutrilichnostnogo-konflikta.
Bobrovnikova T.V. EHmotsional'noe «vygoranie» kak faktor vozniknoveniya vnutrilichnostnogo konflikta. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh orga-nakh. 2007. № 1 (28). S. 56-58. [EHlektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/emotsionalnoe-vygoranie-kak-faktor-vozniknoveniya-vnutrilichnost-nogo-konflikta.
11. Savic I., Perski A., Osika W. MRI Shows that Exhaustion Syndrome Due to Chronic Occupational Stress is Associated with Partially Reversible Cerebral Changes. Cerebral Cortex. 2018. Vol. 28. Iss. 3. P. 894-906. [Electronic resource] URL: https:// academic.oup.com/cercor/article/28/3/894/2929351+1.
12. Thomas P.G. Burnout and work engagement levels in community pharmacists residing in three counties of the United Kingdom. The thesis. ... degree of prof. doct. in pharm. Portsmouth. 2011. 105 p. [Electronic resource] URL: https://researchportal. port.ac.uk/portal/files/6084037/Peter_Thomas_Thesis_final_.pdf.
13. McCann L., Hughes C.M., Adair C.G., Cardwell C. Assessing job satisfaction and stress among pharmacists in Northern Ireland. World journal of pharmacy and pharmaceutical sciences. 2009. Vol. 31. № 2. P. 188-194.
14. Jocic D.D., Krajnovic D.M., Lakic D.M. Job Burnout Predictors In Community Pharmacists In Serbia. Value in health. 2016. Vol. 19. 475 р.
15. Lahoz M.R., Mason H.L. Burnout among pharmacists. American pharmacy. 1990. Vol. 30. № 8. P. 28-32. [Electronic resource] URL: https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pubmed/2396597.
16. Глушевская Е. В. Изучение особенностей развития профессионального выгорания фармацевтических работников. Ремедиум. Менеджмент. 2012. № 3. С. 64-67. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-razvitiya-farmatsevticheskih-rabotnikov.
Glushevskaya E. V. Izuchenie osobennostej razvitiya professional'nogo vygoraniya farmatsevticheskikh rabotnikov. Remedium. Menedzhment. 2012. № 3. S. 64-67. [EHlektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/nAzuchenie-osobennostey-razvitiya-farmatsevticheskih-rabotnikov.
17. Calgan Z., Yegenoglu S., Aslan D., Geyik P.O. Community pharmacists' burnout levels and influencing factors in Ankara, Turkey: Preliminary findings of a community based study. European journal of pharmaceutical sciences. 2007. № 32. P. 15.
18. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. Психология здоровья. СПб.: СПб ГУ. 2000. 498 с.
Vodop 'yanova N.E. Sindrom psikhicheskogo vygoraniya v kommunikativnykh professiyakh. Psikhologiya zdorov'ya. SPb.: SPb GU. 2000.498 s.
19. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2002. Т. 2. 248 с.
Psikhologicheskie testy / Pod red. AAKarelina: V 2 t. M.: VLADOS, 2002. T. 2.248 s.
20. Coffindaffer J., Kavookjian J., Scott G. Assessment of Student Conflict Management Style: Impact on Patient Counseling and Communication Course Grades. The annual meeting of the American Association of Colleges of Pharmacy. San Diego. USA. 2006. [Electronic resource] URL: http://citation.allacademic.com/ meta/p_mla_apa_research_citation/1/1/9/1/8/p119189_index.html.
21. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Ашхабад: Ылым (Наука). 1988. 100 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.psi-test.ru/pub/job_sat/oglavlenie.html.
Il'yasov F.N. Udovletvorennost' trudom (analiz struktury, izmerenie, svyaz' s proizvodstvennym povedeniem). Ashkhabad: Ylym (Nauka). 1988. 100 s. [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.psi-test.ru/pub/job_sat/oglavlenie.html.
22. Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики. Организационная психология. 2012. Т. 2. № 3. С. 2-15. https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-diagnostika-udovletvorennosti-trudom-razrabotka-i-aprobatsiya-metodiki.
Ivanova T.YU., Rasskazova E.I., Osin E.N. Struktura i diagnostika udov-letvorennosti trudom: razrabotka i aprobatsiya metodiki. Organizatsion-naya psikhologiya. 2012. T. 2. № 3. S. 2-15. https://cyberleninka.ru/article/n/ struktura-i-diagnostika-udovletvorennosti-trudom-razrabotka-i-aprobatsi-ya-metodiki.