Научная статья на тему 'КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ'

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рычихина Элина Николаевна, Зотова Марина Викторовна, Прудникова Олеся Александровна

Расширение системы домашнего обучения в нашей стране вызывает необходимость решения различных проблем, сопровождающих данный процесс. Одной из наиболее острых среди них является проблема возникновения новых типов конфликтов между членами семьи или обострение старых. По мнению авторов, для разрешения подобных ситуаций целесообразно организовать систему конфликтологического консультирования как для детей, так и для их родителей и близких родственников. В статье обосновывается значение, процесс организации и основные направления такого типа поддерживающего сопровождения для семей, дети в которых находятся на домашнем обучении. По мнению авторов, основной целью подобного консультирования является формирование и развитие конфликтологической компетентности у всех участников процесса семейного обучения, что позволит максимально эффективно и конструктивно решать возникающие противоречия, а также формировать навыки конструктивного поведения у ребенка, общение со сверстниками которого ограничено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рычихина Элина Николаевна, Зотова Марина Викторовна, Прудникова Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT COUNSELLING IN FAMILIES WITH HOMESCHOOLED CHILDREN

The expansion of homeschooling in our country raises the need to address the various problems that accompany this process. One of the most acute among them is the problem of the emergence of new types of conflicts between family members or the aggravation of old ones. According to the authors, a system of conflict counselling for children as well as for their parents and close relatives is advisable to deal with such situations. The article substantiates the significance, the process of organization and the main directions of this type of supportive type of psychological impact for families where children are home-schooled. According to the authors, the main purpose of such counseling is the formation and development of conflictological competence in all participants of the family education process, which will allow us to solve contradictions as effectively and constructively as possible, as well as to form the skills of constructive behavior in a child whose communication with peers is limited.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ»

УДК 316.48

Рычихина Элина Николаевна

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университета https://orcid.org/0000-0003-0073-4058

Зотова Марина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Московского городского педагогического университета https://orcid.org/0000-0003-3688-148X

Прудникова Олеся Александровна

аспирант кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университета https://orcid.org/0000-0002-3812-5795

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация:

Расширение системы домашнего обучения в нашей стране вызывает необходимость решения различных проблем, сопровождающих данный процесс. Одной из наиболее острых среди них является проблема возникновения новых типов конфликтов между членами семьи или обострение старых. По мнению авторов, для разрешения подобных ситуаций целесообразно организовать систему конфликтологического консультирования как для детей, так и для их родителей и близких родственников. В статье обосновывается значение, процесс организации и основные направления такого типа поддерживающего сопровождения для семей, дети в которых находятся на домашнем обучении. По мнению авторов, основной целью подобного консультирования является формирование и развитие конфликтологической компетентности у всех участников процесса семейного обучения, что позволит максимально эффективно и конструктивно решать возникающие противоречия, а также формировать навыки конструктивного поведения у ребенка, общение со сверстниками которого ограничено.

Ключевые слова:

семья, домашнее обучение, социальная работа, конфликт, конфликтологическое консультирование, организация конфликтологического консультирования, конфликтологическая компетентность

Rychikhina Elina Nikolaevna

D.Phill. in Social Science, Associate Professor, Professor, Department of General and Practical Psychology, Moscow City Teacher Training University https://orcid.org/0000-0003-0073-4058

Zotova Marina Viktorovna

PhD in Education Science, Associate Professor, Department of Special Psychology and Psycho-Social Technology, Moscow City Teacher Training University https://orcid.org/0000-0003-3688-148X

Prudnikova Olesya Aleksandrovna

PhD student, Department of General and Practical Psychology, Moscow City Teacher Training University https://orcid.org/0000-0002-3812-5795

CONFLICT COUNSELLING IN FAMILIES WITH HOMESCHOOLED CHILDREN

Summary:

The expansion of homeschooling in our country raises the need to address the various problems that accompany this process. One of the most acute among them is the problem of the emergence of new types of conflicts between family members or the aggravation of old ones. According to the authors, a system of conflict counselling for children as well as for their parents and close relatives is advisable to deal with such situations. The article substantiates the significance, the process of organization and the main directions of this type of supportive type of psychological impact for families where children are home-schooled. According to the authors, the main purpose of such counseling is the formation and development of conflictological competence in all participants of the family education process, which will allow us to solve contradictions as effectively and constructively as possible, as well as to form the skills of constructive behavior in a child whose communication with peers is limited.

Keywords:

family, home schooling, social work, conflict, conflict counseling, organization of conflict counseling, conflictological competence

Конфликты сопровождают человека на всех этапах его жизни и в разных условиях. В семье ситуации напряжения возникают не реже, чем в других социальных институтах, а порой даже чаще и острее. Причиной этого становится то, что в конфликты вступают самые родные и близкие люди, непонимание и отсутствие поддержки со стороны которых воспринимаются наиболее остро.

По данным Министерства просвещения Российской Федерации, в настоящее время на домашнем обучении находится 94 588 человек [1], что составляет около 0,6 % от всего количества обучающихся в общеобразовательных организациях нашей страны. В условиях домашнего обучения возникают факторы, расширяющие конфликтогенность взаимодействия, обнаруживаются дополнительные провоцирующие элементы, приводящие к тому, что в семье появляются новые противоречия, перерастающие в конфликты, которые могут возникать между родителями, детьми и родителями, родителями и старшими членами семьи, между любым из членов семьи и учителями, между детьми в семье, между детьми и другими родственниками. В условиях дистанционного обучения данные проблемы могут обостряться.

Неслучайно в ходе опроса ВЦИОМ, проведенного в сентябре 2020 г., 93 % принявших в нем участие респондентов заявили, что школьникам лучше обучаться в традиционной форме, а не в дистанционной [2].

Как отмечают К.Н. Поливанова и К.А. Любицкая, семейное образование привносит с собой в повседневную жизнь семьи принципиально новые психологические проблемы, в частности, связанные с изменением типа детско-родительских отношений, когда взрослый берет на себя несвойственную ему роль учителя [3, с. 77].

Обучение детей дома может вызывать конфликты - как характерные для традиционного школьного обучения, так и специфические. Причинами ситуаций напряжения в семьях с детьми, находящимися на домашнем обучении, могут быть различные противоречия, которые возникают между членами семьи. В целом их можно свести к нескольким группам:

- ценностные, обусловленными различными аксиологическими приоритетами и интересами, например, между желанием дать ребенку образование высокого качества и развитием его физического здоровья;

- мотивационные, связанные с желанием обучаться чему-то и, наоборот, нежеланием делать что-либо. К типичному примеру мотивационного конфликта Л.В. Макшанцева и Л.Ю. Овча-ренко относят отсутствие интереса к учебной деятельности у детей, их низкую мотивацию, которые приводят к конфликтам между учителями и учениками [4];

- возможностью, возникающие в результате предъявления завышенных требований к ребенку без учёта его способностей и возможностей. Такие конфликты возникают в результате неадекватной оценки родителями или другими родственниками потенциала ребенка;

- поколенческие, вызванные несовпадением оценок ситуации обучения членов семьи, относящихся к разным возрастным категориям;

- хозяйственно-экономические, обусловленные проблемами финансового характера, когда, например, в семье не хватает денег на оплату занятий или у взрослых недостаточно времени для взаимодействия с ребенком.

К разновидностям семейных конфликтов можно отнести и те, которые обусловлены переходными этапами развития ребенка и характеризуются целостными изменениями личности ребенка, связанными с возникновением у него возрастных психологических новообразований [5]. В этот период возможно возникновение конфликтов, которые можно назвать кризисными.

Особым типом ситуаций противостояния в семье могут быть признаны инновационные конфликты, которые рассматриваются А.Ю. Булатецкой [6, с. 38]. Для семей, выбравших систему домашнего обучения, они также становятся актуальными, так как такой вид обучения еще недостаточно развит, а возникающие проблемы требуют нестандартных, инновационных подходов к решению.

В 2019 г. в ГАОУ ВО МГПУ был проведен опрос московских школьников (n = 444) и их родителей (n = 171), который показал, что конфликты в семье, связанные с процессом обучения, являются достаточно распространенными. Так считает около трети родителей (30,6 %) и четверть опрошенных школьников (24 %).

Современное состояние домашнего обучения позволяет говорить не только о его достоинствах, но и о возникающих проблемах, обусловленных наличием целого ряда противоречий между родителями, родственниками, детьми и родителями, родителями и учителями, ребенком и учителем, детьми в семье и вне ее (при посещении различных кружков или секций, во дворе, на массовых мероприятиях).

В результате исследования, проведенного Е.С. Романовой, Л.Ю. Овчаренко и О.В. Чибис-ковой, были выделены достоинства и недостатки семейного обучения [7, с. 34], среди последних следует назвать отсутствие социализации ребенка, недостаточность его опыта в разрешении конфликтов со сверстниками, а также низкий уровень подготовки, недостаточный не только для последующей профессионализации, но и для жизни в целом.

Так как при этом виде обучения возникает большая нагрузка на родителей, которые не всегда способны выдержать ее или не имеют возможности уделять ребенку необходимое внимание, то это также может спровоцировать возникновение противоречий в семье.

Результаты данного исследования перекликаются с теми, которые были получены по итогам инициативного социологического исследования «Семейно-домашнее обучение как модель образования будущего», проведенного в 2017 г. [8]. Исследуя достоинства и недостатки семейного обучения, ученые выяснили, что большинству родителей не хватает знаний и квалификации для ведения домашнего образовательного процесса (66,6 %), дети ощущают недостаток общения со сверстниками (60 %) и дефицит взаимодействия в коллективе (63 %), возникает критика семьи со стороны знакомых и родственников (13 %) [9, с. 32]. Все это - только некоторые проблемы, которые могут стать основой для возникновения конфликтов.

Для ребенка и всех членов семьи в подобных условиях необходимо научиться конструктивному взаимодействию. Родителям бывает необходима помощь в выработке правильной стратегии поведения при возникновении противоречий и назревании конфликта. В подобных ситуациях напряжения конфликтологическое консультирование специалиста может оказаться полезным для всех членов семьи. В настоящее время такой тип поддержки начинает распространяться в практике работы различных социальных служб, идет теоретическое осмысление данного метода в научной литературе [10].

Под конфликтологическим консультированием принято понимать последовательность действий, направленных на совершенствование социального взаимодействия путем проведения собеседования с людьми, оказавшимися в конфликтной ситуации, с целью оказания им помощи в изучении противоречивой ситуации и поиске решения для выхода из нее. При этом конфликтологическое консультирование выступает действенным и мобильным механизмом, способным учитывать специфику конкретной ситуации противостояния и оказания конструктивного управленческого воздействия на развивающийся конфликт.

Конфликтологическое консультирование имеет свои специфические черты и отличается от психологического, юридического, семейного. Рассмотрим некоторые из этих различий (см. табл. 1).

От психологического консультирования конфликтологическое отличается тем, что в его процессе не ставится цель глубинного личностного анализа.

Семейное консультирование ориентировано на исследование отношений между всеми членами семьи. Цель же конфликтологического - в оказании помощи по разрешению конфликта, возникшего на основе имеющегося противоречия, на основе более адекватного понимания ситуации и определения истинных интересов всех сторон в конфликте для изменения поведения одного или всех его участников.

Юридическое консультирование помогает обратившимся определить законодательную основу разрешения проблемы и выявить механизмы реализации касающихся ее правовых норм. В процессе конфликтологического же консультирования необходимо помочь людям посмотреть на имеющуюся проблему со стороны; обсудить с ними основные противоречия во взаимоотношениях, которые они не осознают или которым не придают значения. Консультант не только помогает в обсуждении проблемы, но и может рекомендовать, при необходимости, либо применение других видов консультирования (семейное, психологическое, юридическое), либо обращение в организации, которые могут оказать помощь в разрешении противоречия.

Таблица 1 - Виды консультирования семей с детьми, находящимися

на домашнем обучении

Виды консультирования Цели консультирования

Психологическое Глубинный личностный анализ

Юридическое Решение проблемы на основе семейных правовых норм

Семейное Налаживание целостности семейных отношений

Конфликтологическое Урегулирование конкретного конфликта

В научной литературе нет единства подходов к сущности семейного консультирования. В ряде случаев оно понимается как разновидность психологического консультирования, в других - отождествляется с конфликтологическим, направленным на разрешение ситуаций напряжения. Задачей семейного консультирования является налаживание межличностных отношений в целом, поиск с консультантом ресурсов каждого из членов семьи для установления нормального уровня взаимодействий. Главная задача конфликтологического консультирования состоит в рассмотрении и урегулировании конкретного противостояния без подробного изучения взаимоотношений в семье в целом и внутренних личностных особенностей каждого ее члена.

Особенностями конфликтологического консультирования в семьях с детьми, находящимися на домашнем обучении, является то, что оно объединяет в себе отдельные черты и семейного, и психологического, и юридического консультирования. При этом для достижения успеха оно должно концентрироваться не на проблеме, вызвавшей конфликт, а на возможных путях её преодоления. Поэтому важнейшей задачей консультанта становится помощь в определении и уточнении основных целей конфликтантов, для того чтобы оказать им содействие в поиске способов разрешения сложившейся напряженной ситуации. Консультант может выполнять управленческую роль, воздействуя на основных участников конфликта. Им используются различные социальные механизмы воздействия, в том числе правовые, экономические, социокультурные, с применением таких их форм, как налаживание диалога между участниками конфликта, установление обратной связи, распределение функций между всеми членами семьи.

Процесс консультирования в каждом конкретном случае является уникальным. При этом принято осуществлять определенную последовательность действий. К основным этапам, которые включает конфликтологическое консультирование, можно отнести:

- предварительный, в ходе которого осуществляется диагностика конфликтной ситуации, сбор и анализ информации, определение методов дальнейшей работы;

- основной, в процессе которого происходит выбор оптимальных средств работы с участниками конфликта и применение их для урегулирования конфликтных взаимоотношений;

- завершающий, на котором проводится анализ полученных результатов и переход, при необходимости, к процедуре дальнейшего консультирования.

Результативность процесса конфликтологического консультирования зависит от того, насколько участники данной процедуры готовы придерживаться определенных требований, выполнение которых позволит эффективно работать по разрешению возникшего конфликта. Так, обязательно:

- наличие с обеих сторон желания достичь соглашения и готовности участвовать в обсуждении проблемы с консультантом;

- наличие собственного интереса у каждой из сторон конфликта, что позволит четко сформулировать проблему и наметить пути ее решения; важно помочь осознанию этого интереса, кратко и четко его выразить;

- наличие ресурсов (финансовых, материальных, временных) для реализации предлагаемого решения;

- согласие сторон подвергнуться процедуре конфликтологического консультирования, доверительные отношения с консультантом, убежденность в конфиденциальности беседы;

- конфликтологическая компетентность консультанта.

Последнее из приведенных выше требований предполагает, что проведение подобной процедуры консультирования может осуществить лишь специалист, обладающий конфликтологической компетентностью. Под ней понимается вид социально-психологической компетентности, включающий в себя следующие составляющие: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в образовательном учреждении; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение находить конструктивные начала преодоления возникающих конфликтов, предвидеть возможные последствия конфликтов, эффективно регулировать противоречия; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов [11]. Проявляется конфликтологическая компетентность в совокупности знаний в области юриспруденции и психологии, наличии социальных и коммуникативных навыков, общей интеллектуальной подготовленности.

Рассмотрение конфликтологической компетентности, по мнению Л.И. Бершедовой и Э.Н. Рычихиной, в образовательной среде идет по двум направлениям: 1) с точки зрения уровня образования и самообразования, включающих имеющиеся и приобретаемые общие знания о конфликте и работе с ним; 2) с точки зрения умения развивать компетенции учащихся в области конфликтологии [12].

Для формирования конфликтологической компетенции у членов семьи консультант может применять различные медитативные процедуры при работе как с двумя, так и с несколькими членами семьи. Целесообразно использование разнообразных методов, например, наблюдения, опросов (устных и письменных), моделирования ситуации и стратегий поведения в ней, групповой дискуссии, тестирования. Хорошо зарекомендовали себя в плане эффективности тренинги.

При индивидуальной работе возможно использовать разные подходы и методы консультирования применительно к каждому из членов семьи отдельно. По отношению к детям это могут быть разные интерактивные методы, включающие игры и обучающие упражнения, творческая

работа. Для родителей целесообразно использовать элементы дистанционного обучения, оказывать помощь в самообразовании, давать рекомендации по изучению конкретной литературы конфликтологической направленности. Для бабушек и дедушек эффективно решение ситуативных задач, освоение техник релаксации, приобретение навыков здорового образа жизни и др. Универсальными методами для всех возрастов остаются решение различных ситуативных задач и картография конфликта [13].

Предложенная в статье организация системы конфликтологического консультирования опирается на создание специальной структуры, позволяющей целенаправленно работать с семьей, в которой дети обучаются дома.

Таким образом, активное развитие домашнего обучения в нашей стране вызывает определенные проблемы, которые приводят к конфликтам как внутри семьи, так и вне ее. Для их устранения и профилактики необходимо развитие системы конфликтологического консультирования, субъектами которого могут выступать специально подготовленные социальные работники или учителя. В процессе оказания данного вида помощи будет развиваться конфликтологическая компетентность всех членов семьи, что позволит максимально эффективно устранять возникающие между ними противоречия, а также формировать навыки конструктивного конфликтологического взаимодействия с окружением у ребенка, общение со сверстниками которого ограничено.

Ссылки:

1. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 учебного года [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. Банк документов. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3/ (дата обращения: 28.01.2021).

2. В новый учебный год - со старым форматом образования? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-review/anaNticheskii-obzor/v-novyj-uchebnyj-god-so-staiym-formatorTi-obrazovaniya (дата обращения: 21.01.2021 ).

3. Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 2. С. 72-80. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060208.

4. Макшанцева Л.В., Овчаренко Л.Ю. Конфликтологическая компетентность педагога и медиативная деятельность в образовательном процессе // Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 31-35.

5. Бершедова Л.И. К вопросу о личностных новообразованиях критических периодов детства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 1 (105). С. 133-137.

6. Булатецкая А.Ю. Конфликтологическая компетентность менеджера в условиях инновационной деятельности // Социология и право. 2013. № 2 (19). С. 32-41.

7. Романова Е.С., Овчаренко Л.Ю., Чибискова О.В. Проблемы и перспективы психолого-педагогической работы с семьями с детьми, находящимися на домашнем обучении // Системная психология и социология. 2018. № 2 (26). С. 28-39.

8. Жуйкова К.В., Ляликова С.В., Карпова В.М. Семейно-домашнее обучение как модель образования будущего : аналитический отчет по результатам социологического исследования. М., 2018. 145 c. https://doi.org/10.29003/m248.978-5-317-06030-5.

9. Жуйкова К.В., Ляликова С.В., Карпова В.М. Указ. соч. С. 32.

10. Берсенева Н.В., Черникова И.А. Развитие теории конфликтологического консультирования как способа урегулирования конфликта в организации // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 2 (44). С. 180-183 ; Конфликтологическое консультирование как метод минимизации кадровых рисков в работе с персоналом таможенных органов [Электронный ресурс] / О.Ю. Калмыкова [и др.] // Науковедение : интернет-журнал. 2017. Т. 9, № 1. С. 1-56. URL: http://nau-kovedenie.ru/PDF/56EVN117.pdf (дата обращения: 16.04.2021) ; Саханский Н.Б., Лазукин А.Д., Лаптев Л.Г. Конфликтологическое консультирование руководителей образовательных учреждений // Психология обучения. 2018. № 2. С. 72-83.

11. Рычихина Э.Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 95-104 ; Romanova E.S., Rychikhina E.N., Bershedova L.I., Nabatnikova L.P., Akhtyan A.G. Conflictological Competence of a Teacher as a Condition of Positive Interaction in the Educational Environment // Espasions. 2019. Vol. 40, iss. 31. P. 1-10.

12. Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7 (123). С. 116-121.

13. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992. 162 с.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Ханмамедова Виктория Рамизовна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.