С. О. Ларионова
Екатеринбург, Россия
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК КОМПЛЕКСНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
S. O. Larionova
Ekaterinburg, Russia
THE MATTER OF PSYCHOLOGICAL CONSULTATION AS THE COMPLEX FORM OF WORKING WITH FAMILIES BRINGING UP CHILDREN WITH DISTURBANCE OF DEVELOPMENT
Аннотация. В статье освещены актуальные вопросы осуществления психологического консультирования семей, воспитывающих детей с нарушениями развития. Статья раскрывает основные этапы и специфику психологического консультирования семей как одной из важных форм работы психолога с подобными семьями. Структура и содержание психологического консультирования представлена с учетом характерных особенностей семей рассматриваемой категории и типичных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются такие семьи.
Ключевые слова: семья, воспитывающая ребенка с нарушениями развития, основные проблемы семей данной категории, характерные особенности таких семей, психологическое консультирование семьи, содержание основных этапов и специфика психологического консультирования.
Сведения об авторе: Ларионова Светлана Олеговна, психолог, психотерапевт.
Место работы: Кафедра социальной педагогики, Институт социального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.
Контактная информация: 620017, Контактные телефоны: 8(343)235-76 E-mail: [email protected]
Abstract. In the article some topical questions of realization of psychological help to families bringing up children with disturbance of development are highlighted. The article exposes the basic stages and specific character of psychological consultation of families as one of important forms of work of a psychologist with families of the type. The structure and the matter of psychological consultation are presented regarding prominent features of families of the considered category and typical problems and difficulties faced by such families.
Key words: family bringing up a child with disturbance of development, basic problems of families of the given category, prominent features of families of the type, psychological consultation of a family, maintenance of the basic stages and specific character of psychological consultation.
About the author: Larionova Svetlana Olegovna, Psychologist, Psychotherapeutist.
Place of employment: Chair of Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
■67; 336-13-50 (раб.)
В жизни любого человека важную роль играет семья. Так и для ребенка с нарушениями развития семья является основным институтом социализации. Рождение в семье такого ребенка воспринимается его родителями как трагедия, потеря перспектив и смысла жизни. На протяжении своего жизненного цикла семья, воспитывающая ребенка с нарушениями развития, постоянно встречается с самыми различными трудностями, неблагоприятными условиями, специфическими проблемами. Во многих семьях возникают проблемы организации жизнедеятельности ребенка и семьи в целом. Это нередко приводит к конфликтам между родителями и другими членами семьи, стрессовым и фрустрационным состояниям и эмоциональным переживаниям родителей. Именно данный период классифицируется как серьезное испытание для семьи.
Л. С. Выготский придавал существенное значение детско-родительским взаимоотношениям, когда говорил о том, что «ребенок попадает под воздействие среды своих близких, обстановки, той роли, которую в отношении его играют окружающие», и где «...мать (взрос-лый)...для ребенка. является первой социальной средой» [3, с. 359]. Формирование диады «мать - ребенок» составляет доминанту развития всех психических функций и личностного становления ребенка и особенно ребенка с нарушениями развития.
© Ларионова С. О., 2011
Кроме того, Л.С. Выготский отмечал, что дети с нарушениями развития испытывают трудности
взаимодействия с окружающим миром, прежде всего с окружающими людьми, т. е. трудности социального взаимодействия. Образно он называл эти трудности «социальным вывихом», который препятствует приобретению ребенком знаний, опыта «врастания его в культуру» [5].
Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, представляют
собой одну из наиболее уязвимых и специфических категорий населения.
Сложности в процессе взаимодействия с ребенком, проблемы
ухода и воспитания, невозможность самореализации - все это затрудняет полноценное функционирование и социально-психологическую адаптацию семьи в целом, создает атмосферу напряженности и ригидности внутрисемейных отношений, что в результате нарушает ее устойчивость и персистентность.
Родители в подобных ситуациях, как правило, находятся в состоянии дезорганизации, прострации и, как следствие, испытывают стресс. Семейный стресс может иметь дискретный или хронический характер, но в том и в другом случае оказывает травмирующее воздействие на психику родителей и является фактором, деформирующим сложившиеся в семье отношения, жизненные установки, иерархию ценностей, стереотипы.
Так, Дж. Фрамо, семейный психотерапевт, высказал мысль о том, что «в любой семье, где есть ребенок с теми или иными нарушениями, имеет место искаженный брак» [7, с. 124].
Как показывают результаты пси-холого-педагогических исследований (Н. Л. Белопольской, Н. Г. Корельской, В. В. Ткачевой и др.), все семьи, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, характеризуются определенными признаками:
- родители испытывают психологическую нагрузку, нервное перенапряжение, усталость, эмоциональное истощение, тревогу, беспокойство, неуверенность, отчаяние, что часто обусловлено отсутствием перспектив в отношении будущего ребенка;
- личностные и поведенческие особенности ребенка не соотносятся с ожиданиями родителей и, следовательно, вызывают у них раздражение, негодование, горечь, неудовлетворенность, фрустрацию;
- семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
- возникают проблемы самореализации и самоактуализации;
- создаются частые психотравмирующие ситуации в семье, связанные с состоянием здоровья ребенка, эмоциональными переживаниями родителей, социальными проблемами, материальными трудностями;
- формируются агрессивные формы поведения и взаимодействия семьи по отношению к окружающим людям;
- у родителей появляется чувство вины перед ребенком;
- происходит ограничение контактов внесемейного функционирования, изоляция семьи от общества в целом.
Таким образом, психологическое состояние родителей требует соответствующей квалифицированной психотерапевтической помощи, без которой они становятся не способными адекватно и рационально взаимодействовать со своим ребенком.
По утверждению В. В. Ткачевой, члены семьи, которые воспитывают аномального ребенка, имеют личностные нарушения и, соответственно, нуждаются в специальной работе, направленной на всю семью в целом [11]. Следовательно, система помощи и поддержки должна быть направлена на развитие семьи, как активного субъекта социально-психолого-педагогичес-кой деятельности.
Одной из эффективных и одновременно комплексных форм работы с изучаемой категорией семей считается психологическое консультирование, которое предусматривает оказание психологической помощи и поддержки в специально организованном процессе взаимодействия психолога и клиента.
Психологическое консультирование нами определяется как процесс целенаправленного и организованного взаимодействия консультанта (психотерапевта) и клиента, актуализирующего формирование
или раскрытие адаптационных психологических механизмов, ресурсов личности последнего и новых возможностей выхода из сложной (травмирующей) жизненной ситуации.
В процессе консультирования в личности человека происходят изменения, которые в той или иной степени влияют на него самого и его жизнь в целом. Более того, М. Я. Соловейчик отмечает, что суть психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в раскрытии собственного внутреннего потенциала.
Как правило, целью и результатом психологического консультирования, по утверждению Л. В. Сафоновой [9], могут стать:
• Эмоциональное реагирование (снятие стресса и напряжения, обретение когнитивного контроля; выработка новых жизненных смыслов, изживание эмоциональной травмы, разрешение конфликтов, преодоление кризисов).
• Осознание клиентом собственной проблемы (осознание и обращение клиента к собственным внутренним ресурсам личности; осознание клиентом важности, необходимости обращения к ресурсам социальной среды, принятие этой помощи).
• Продуктивная адаптация клиента, семьи или малой группы в сообществе.
На современном этапе оказания социально-психологической помощи и поддержки семьи вопрос пси-
хологического консультирования семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, рассматривался в работах таких исследователей, как Н. Л. Белопольская, М. А. Беляева, Г. Г. Гузеев, А. В. Закрепи-на, Е. С. Иванов, О. В. Калинина,
Н. Г. Корельская, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, Е. И. Морозова, М. С. Певзнер, О. Б. Половинки-на, А. А. Сагдуллаев, М. М. Семаго, Е. А. Стребелева, В. В. Ткачева и др.
В контексте изучаемого аспекта Г. Г. Гузеевым, И. Г. Малкиной-Пых и другими была выделена модель поведения семьи изучаемой категории в процессе медико-пси-холого-педагогического консультирования, которая обусловливает многообразие реакций родителей на появление аномального ребенка и определяет содержание психологического консультирования. Так можно условно выделить 4 основные фазы.
Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом в развитии. Состояние безнадежности ухудшает взаимоотношения между родителями, приводит к семейным неурядицам, а иногда даже к разрушению семьи. В большинстве случаев чувство несостоятельности, ощущение беспомощности и фрустрации, тяжелые, негативно окрашенные чувства и эмоции полностью овладевают родителями и вызывают на-
рушения сна, отрицательные изменения в характере и, следовательно, поведении. Как правило, данная фаза достаточно кратковременна.
Вторая фаза обусловлена тем, что нередко «шоковое» состояние родителей трансформируется в негативизм, отрицание выявленных нарушений в развитии ребенка и, соответственно, поставленного диагноза. Проявление отрицания и негативизма рассматривается исследователями как защитный механизм, помогающий семье сохранить определенную стабильность в сложившейся ситуации. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности и тревоги. Крайней формой негативизма становится отказ родителей от дальнейшего обследования ребенка и от осуществления коррекционных мероприятий.
По мере того как родители начинают понимать и принимать диагноз ребенка, они погружаются в глубокую печаль, тоску, депрессию. Подобное состояние родителей, связанное с осознанием истины и возникших проблем, трудностей, чаще всего характеризует третью фазу. Наличие в семье аномального ребенка отрицательно сказывается на ее жизнедеятельности, супружеских отношениях, приводит к дезорганизации и реорганизации роли родителей. Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции. Нередко такие переживания подавляют интерес к работе и другим делам.
Четвертая фаза - это начало самостоятельного, сознательного обращения родителей за помощью к специалистам. На этой фазе происходит социально-психологическая адаптация семьи, когда родители уже в состоянии правильно оценивать ситуацию, руководствоваться интересами и потребностями ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты с окружающими, а именно со специалистами и достаточно разумно следовать их советам. В работе с семьей основным результатом является осознанность и определенность в позиции родителей, направленная на формирование эмоционально-положительного взаимодействия с ребенком.
Развитие ребенка с нарушениями развития в значительной степени обусловлено семейным благополучием, участием родителей в его физическом, психологическом и социальном становлении, разнообразием воспитательных воздействий. Следовательно, целью психологического консультирования членов семьи, по мнению Н. Л. Белопольской, является оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг другу [1].
Существенными этапами психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, на наш взгляд, являются следующие:
1. Этап установления контакта и достижения взаимопонимания, в
ходе которого определяется уровень понимания родителями «особенностей» развития их ребенка и специфики адаптации семьи к сложившейся ситуации, т. е. к новым условиям семейной жизни.
Как правило, данный этап посвящен установлению контакта и взаимопонимания между консультантом и семьей и составлению контракта, в котором прописываются цели, технологии и средства консультирования, ожидания, возможные трудности, правила и условия работы, ответственность сторон, что определяет в дальнейшем эффективность совместной деятельности. Особое внимание в ходе работы на этом этапе акцентируется на осознании родителями желаемого результата.
2. Этап сбора информации и постановки гипотез. На этом этапе родители описывают трудности воспитания и обучения ребенка, а также характеризуют собственное эмоциональное состояние и личностно значимые переживания, обусловленные соответствующими обстоятельствами. Родителям также предлагается осветить некоторые факты семейной жизни. Задача консультанта в этом случае заключается в ассимиляции фактов семейной истории и формировании гипотез по поводу «проблемной ситуации» и основной «психологической проблемы» в конкретной семье.
С целью поддержания доверительных отношений с семьей психолог (психотерапевт) на данном
этапе руководствуется принципом «принятие видения проблемной ситуации клиента (семьи)». В процессе взаимодействия с родителями консультант (психолог) делает акцент на перефразировании и отражении полученной информации.
Необходимо помнить, что перефразирование в психологическом консультировании выстраивается по принципу «позитивной коннотации», т. е. психолог перефразирует переживания родителей таким образом, чтобы причина негативных состояний преобразовалась в субстанцию положительных эмоций. Уточняющие и углубляющие формулировки психолога помогают родителям осознать свои истинные переживания и обнаружить настоящую проблему дисфункционального поведения и взаимодействия в семье.
3. Основной этап - собственно консультирование. В процессе работы на этом этапе консультант обозначает свою профессиональную позицию в отношении выявленной проблемы семьи. Кроме того, психологическое просвещение родителей в ходе консультирования осуществляется на основе результатов наблюдений психолога за своеобразием взаимоотношений в семье, вербальными и невербальными проявлениями, эмоциональными реакциями. Так, преимущественно процесс психологического консультирования ориентирован на изменения эмоционально-психологического состояния родителей и регуляцию семейных отношений.
4. Следующий этап - работа с семейными аффирмациями (осуществление психокоррекционных действий). На данном этапе консультант помогает родителям расширить видение «проблемной ситуации» и разработать программу корректирующих мероприятий, направленных на активизацию личностных ресурсов и механизмов социализации семьи в целом и стимулирующих позитивные изменения в семейных отношениях. В ходе консультирования семье, прежде всего, необходимо помочь раскрыть духовно-нравственные, психологические, социальные ресурсы, которые есть у каждого из ее членов.
В процессе взаимодействия с семьей психологу необходимо помнить о таком императиве, как «не давать советов», т. е. не формулировать «готовых» решений, рекомендаций, инструкций для родителей, предоставляя им возможность самостоятельно находить ответы на свои поставленные вопросы (это касается тех моментов, когда речь идет о внутриличностных и межличностных конфликтах).
Корректно подобранное психокоррекционное воздействие способствует переструктурированию неадекватных паттернов взаимодействия в семье, формированию копин-говых стратегий поведения у родителей, оптимизации детско-родительских отношений.
5. Заключительный этап - проверка результата. На завершающем этапе родители вырабатывают спо-
собы гармоничного, сплоченного взаимодействия с ребенком, что обеспечивается в результате «проработки» или «проживания» родителями собственных страхов, тревоги, купирования нежелательных эмоциональных состояний, связанных с неопределенностью в сфере воспитания и развития ребенка.
В одних случаях вышеперечисленные этапы психологического консультирования могут быть пройдены за сессию длительностью 1-1,5 часа (в форме кризисной интервенции); в других - процесс консультирования может потребовать нескольких встреч, т. е. от 2 до 7 сессий. Следует также отметить, что во время работы с семьей возможно возвращение к предыдущему этапу консультирования, особенно в том случае, когда родители нацелены на получение от специалиста однозначного «рецепта» решения их проблемы и совершенно даже не пытаются искать выход из сложившейся жизненной ситуации.
Кроме того, динамика консультирования зависит от мотивации (эмоциональной, психологической, социальной) родителей преодолевать травмирующую жизненную ситуацию. Особое значение имеет то обстоятельство, что процедура консультирования начинается с диагностики психоэмоционального состояния членов семьи (родителей) с целью контроля изменений данного состояния.
О. Б. Половинкина подчеркивает, что в ходе организации психо-лого-педагогической помощи семье
необходимо учитывать также личностные особенности родителей, образовательный и культурный уровень членов семьи и состояние здоровья ребенка [8].
Е. А. Стребелева акцентирует внимание на том факте, что в процессе консультирования важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье [10]. Главным критерием трансформации состояния родителей в процессе консультирования являются их эмоциональные реакции, чувства, которые они испытывают в настоящий момент.
Таким образом, квинтэссенцией психологического консультирования является создание соответствующих психологических условий, определяющих конструктивное взаимодействие между членами семьи. С помощью психологического консультирования как комплексной формы работы с семьей обозначаются оптимальные внутрисемейные позиции, позволяющие сформировать у родителей позитивные установки и адекватное восприятие и принятие особенностей развития их ребенка, а также готовность к его длительному коррекционному обучению и воспитанию.
И сама специфика осознания и понимания родителями образовавшейся проблемы, уровень их мотивации быть активными участниками процесса психологического кон-
сультирования в целом детерминируют благоприятную внутрисемейную атмосферу, реконструируют систему жизнедеятельности семьи, определяют позитивное развитие всех ее членов и успешность их социальной адаптации.
Литература
1. Белопольская, Н. Л. Некоторые
вопросы психолого-педагоги-
ческого консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Н. Л. Белопольская // Дефектология. - 1984. - № 5.
2. Беляева, М. А. Социально-педагогическая работа с семьей ре-бенка-инвалида / М. А. Беляева, И. Е. Кузнецов. - Екатеринбург : АМБ, 2001.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. -М. : АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.
4. Корельская, Н. Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок / Н. Г. Корельская. - М. : Советский спорт, 2003.
5. Лубовский, В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития / В. И. Лубовский // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 3.
6. Малкина-Пых, И. Г. Семейная терапия / И. Г. Малкина-Пых. -М. : Эксмо, 2008.
7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / сост. М. Ф. Фомичева, Т. В. Во-лосовец, Е. Н. Кутепова и др.;
под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2002.
8. Половинкина, О. Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребенка с органическим поражением центральной нервной системы в условиях стационара / О. Б. Половинкина // Дефектология. - 2005. - № 1.
9. Сафонова, Л. В. Содержание и методика психосоциальной ра-
боты /Л. В. Сафонова. - М. : Академия, 2006.
10. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - № 1.
11. Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. - 1998. - № .