Научная статья на тему 'КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Анна Михайловна, Кудряшова Элла Сергеевна

Работа посвящена рассмотрению проблемы психологопедагогического сопровождения формированию конфликтологической компетенции, в контексте выявления социальнопсихологической детерминации этой проблемы. В статье рассматривается природа деструктивного конфликта в подростковой среде. Представлены данные экспериментальной работы по формированию конфликтологической компетенции на уроках русского языка, выделены наиболее оптимальные компоненты, педагогические условия и медиативных подход, инициирующие выбор подростком конструктивных стратегий коммуникаций. Целью нашего исследования было выявление мотивации к конфликтной деятельности у подростков и определение способов превентивной работы в рамках учебной организации образовательного учреждения. Гипотеза нашего исследования: предполагаем, что социально-психологическими детерминантами деструктивных конфликтов выступают несформированные коммуникативные навыки и отсутствие конфликтологической компетенции. Решены следующие задачи: проанализирована конфликтологическая компетентность, выделены ее компоненты и значимые функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина Анна Михайловна, Кудряшова Элла Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE AND ITS FORMATION IN TEENAGERS IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

The work is devoted to the consideration of the problem of psychological and pedagogical support for the formation of conflictological competence, in the context of identifying the socio-psychological determination of this problem. The article examines the nature of destructive conflict in adolescence. The data of experimental work on the formation of conflictological competence in the lessons of the Russian language are presented, the most optimal components, pedagogical conditions and a meditative approach that initiate the choice of constructive communication strategies by a teenager are highlighted. The purpose of our study was to identify the motivation for conflict activities in adolescents and to determine the methods of preventive work within the framework of the educational organization of an educational institution. The hypothesis of our research: we assume that the socio-psychological determinants of destructive conflicts are unformed communication skills and the absence of conflictological competence. The following tasks have been solved: conflictological competence has been analyzed, its components and significant functions have been identified.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Конфликтологическая компетентность и её формирование у подростков на уроках русского языка и литературы

Юдина Анна Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

E-mail: anna-yudina@mail.ru Кудряшова Элла Сергеевна,

студент, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» E-mail: feechkaella26@gmail.com

Работа посвящена рассмотрению проблемы психолого-педагогического сопровождения формированию конфликтологической компетенции, в контексте выявления социально-психологической детерминации этой проблемы. В статье рассматривается природа деструктивного конфликта в подростковой среде. Представлены данные экспериментальной работы по формированию конфликтологической компетенции на уроках русского языка, выделены наиболее оптимальные компоненты, педагогические условия и медиативных подход, инициирующие выбор подростком конструктивных стратегий коммуникаций. Целью нашего исследования было выявление мотивации к конфликтной деятельности у подростков и определение способов превентивной работы в рамках учебной организации образовательного учреждения. Гипотеза нашего исследования: предполагаем, что социально-психологическими детерминантами деструктивных конфликтов выступают нес-формированные коммуникативные навыки и отсутствие конфликтологической компетенции. Решены следующие задачи: проанализирована конфликтологическая компетентность, выделены ее компоненты и значимые функции.

Ключевые слова: подростки, формирование, конфликтологическая компетенция, информационно-коммуникативная культура.

о с

U

см о см

03

Конфликты затрудняют любые взаимоотношения, не дают развития деятельности, ведут к несогласованным действиям, ухудшают общение между людьми. В ходе развития современного общества проблема конфликта имеет огромное значение, она стала наиболее важной проблемой общества.

В современном мире необходимо признать неизбежность конфликтов и конфликтных ситуаций, очень часто видны предпосылки конфликта, они прослеживаются в межличностных отношениях. Предпосылки могут быть разными: ограниченность резервов любого вида, психологического, финансового, социального. На базе социального неравенства, финансовых ограничений, психологического состояния людей рождаются конфликты. Предпосылки создают различие во мнениях, идеях и представлениях, разделяют представление и отношение людей к окружающему миру. Из-за возникающего противостояния можно сделать вывод о том, что конфликт в современной жизни неустраним. Для того чтобы более детально изучить проблему конфликтной компетенции, необходимо изучить определение самого конфликта.

По мнению психолога Н.В. Гришиной, понятие «конфликт» имеет несколько значений. Учёный даёт этимологического толкование данного термина. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки {conflict - англ., konflikt - нем., conflit - франц.). Первое значение понятия, по мнению психолога, - затяжная борьба, война. Это значение не входит в рамки заданной темы. Следующее значение - дисгармония между людьми, столкновение противоположностей, данное определение близко к определению конфликта между детьми школьного возраста. Третье значение - борьба на фоне неких импульсов, возникающих по каким-либо причинам, желаниям и тенденциям. Последнее толкование - столкновение темпераментов в театральной пьесе. Наиболее близкими к теме нашей работы являются второе и третье толкование. Исходя из определения, мы можем увидеть, что конфликт - это всегда противостояние, столкновение интересов, мнений, идеалов и ценностей.

Вопрос о причинах конфликта, видах поведения субъекта во время спорной ситуации, а также проблема разрешения конфликтов - всё перечисленное всегда вызывало особый интерес со стороны учёных. Проблемой изучения конфликта и типов конфликтов занимались многие учёные-психологи: А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.В Кар-

пов, Л.М. Митина, В.В. Новиков, А.Н. Сухов. Исследователи изучали особенности социальных конфликтов, характеризовали поведение личности в конфликтных ситуациях, определением конфликтной компетенции занимался Л.С Выготский, Л.А. Петровская, А.Н. Леонтьев.

Предварительно нами было проведено экспериментальное исследование в школах города Владимира № 5, № 10, № 33, № 39, № 28 Выборка составила 348 - подростков - учеников 7-9 классов.

Нами были использованы: методика изучения личностной агрессивности и конфликтности Е.П. Ильина, П.А. Ковалева, у подростков, уровень конфликтности и агрессивности не выходят за пределы низких и средних показателей, это свидетельствует о том, что ученики 7-9 классов стараются не проявлять инициативу в спорах, стараются сгладить конфликт и чаще приходят к компромиссу в спорных вопросах.

В тоже время, по методике изучения особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса мы выявили, что у подростков преобладают стратегии ухода / борьбы, исходя из этого, мы можем сказать, что подростки нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении для выработки коммуникативной культуры и конфликтологической компетенции для выстраивания конструктивного общения путем взаимных уступок. Исходя из полученных нами экспериментальных данных по методике изучения направленности личности Б. Басса, мы видим, что большинство подростков направленны на деятельностные подходы, это позволяет нам говорить о том, что подростки нуждаются в проектно-ориентированном и проблемном обучении, так как выполненные и своевременно оцененные задания формируют важную мотивацию к успеху у учеников, в частности в формировании конструктивных коммуникаций.

Таким образом, социально-психологическая детерминация конфликтов была проанализирована нами методом корреляционного анализа гз Пирсона, который помог установить прямую взаимосвязь между показателями уровня обидчивости по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева с уровнем конфликтности (г=0,312). Показатели уровня бескомпромиссности взаимосвязаны с стратегией сотрудничества (г=0,210) по методике К. Томаса. Отдельно отмечаем, что такие показатели, как направленность на дело, по методике Б. Басса, которая на прямую взаимосвязана с стратегией приспособления (г=0,262) по методике К. Томаса и обратная взаимосвязь с показателями приспособления по методике К. Томаса (г=0,-470) и стратегией компромиссного поведения (г=0,-245).

Анализ результатов экспериментальных данных подтверждает предположение о том, что основными социально-психологическими предпосылками возникновения подростковых конфликтов являются конкуренция, стремление к лидерству. Несбалансированное ролевое взаимодействие. Таким образом, формирование конфликто-

логической компетентности мы определяем, как одну из важных задач в воспитательной работе средней школы для превенции буллинга, агрессии, моббинга и травли.

Конфликтная компетентность - термин, который нуждается в особом толковании. Понятие конфликта было рассмотрено нами выше, однако важно обратить внимание на слово «компетентность», которое ошибочно представляют синонимом к слову «компетенция». Отметим, что «компетенция» -достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений[8]. По мнению А.В. Хуторского, «компетентность» имеет другое значение: владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Таким образом, удаётся установить, что «компетентность» - понятие более широкое, предполагает не только теоретические знания о какой-либо сфере, а также и применение умений на практике, точнее, в конфликтах и после их разрешения.

Конфликтологическая компетентность - это способность субъекта или группы во время настоящего конфликта осуществлять деятельность, которая способствует минимизации деструктивных форм конфликта. Особенно важно формирование конфликтной компетенции у школьников подросткового возраста, так как подростковый возраст принято считать переломным, сложным и непостоянным. Перелом проявляется в физической активности, психическом здоровье, взаимоотношении с родителями, старшими и сверстниками. Он является сложным и важным, связан с переходом из одного этапа в другой, более взрослый и осознанный. В подростковом возрасте личность особенно часто находится в социуме. В связи с этим, в жизни подростка возникает нестабильность, физическая, психологическая и моральная. На любую ситуацию у подростка возникают разнообразные и довольно специфические реакции. Подобные реакции возникают не только в процессе конфликтов, но и в фазе предконфликтной ситуации. Агрессия, депрессивность, озлобленность и эмоциональная нестабильность подростка могут создать конфликтную ситуацию.

Компетентность способна выступить связующим звеном между субъектами во время конфликта, именно она формирует поведение личности во время и после конфликта, в значительной степени помогает его разрешению. Конфликтная компетентность подразумевает подготовленность и способность к управлению конфликтами в школе [2]. Рассмотрим структуру конфликтной компетенции, состоящую из функций и компонентов конфликтологической компетенции. В учебном пособии Богданова Е.Н. и Зазыкина В.Г. определены несколько компонентов конфликтной компетенции: когнитивный, регулятивный и мотивационный. Определим характеристики каждого компонента:

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см

03

1. Когнитивный компонент состоит из информационного и креативного элементов. Информационный элемент - совокупность знаний субъекта о разных видах конфликтов, а также о моделях поведения в ходе конфликта. Креативный элемент помогает изменить традиционное представление о конфликте, рассмотреть проблему под другим углом, перейти от стандартного взгляда личности на конфликт к осознанию творческой его сущности, определить положительные стороны, которые способствуют развитию личности.

2. Мотивационный компонент отражает поведение личности в конфликте с двух сторон, которые помогают человеку реагировать на противоречия и участвовать в конфликте. Конфликтная компетентность в этом случае должна вдохновлять человека на стремление к успеху, надежду вынести для себя положительный результат после разрешения конфликта. Противопоставлен этому типу мышления другой вид мотивации, то есть неуверенность в собственной позиции, установка на отрицательный исход конфликта.

3. Регулятивный компонент также делится на несколько элементов: рефлексивный, эмоциональный и волевой. Эмоциональный аспект состоит в способности личности выражать чувства и эмоции без унижений и оскорблений другого человека, волевой компонент представляет собой умение человека контролировать своё поведение, правильно и адекватно оценивать конфликтную ситуацию, рефлективный элемент подразумевает осмыслить результаты и ход конфликта, корректировать своё поведение в процессе столкновения и за его пределами [3].

Таким образом, обозначенные компоненты можно охарактеризовать следующим образом: когнитивная характеристика способствует анализу ситуации, определяет основные её элементы, мотивационная направляет субъект на выход из конфликта, регулятивная характеристика определяет и даёт оценку состоянию личности в период конфликтных и предконфликтных ситуаций. Характеристики структурных элементов конфликтной компетенции связаны с функциями, функций конфликтной компетентности достаточно много: превентивная, конструктивная, коррекционная, рефлексивная, прогностическая. Определим сущность данных функций.

Функции конфликтной компетенции

1. Превентивная функция. Во время взаимодействия данная функция предпринимает меры, которые предупреждают о развитии конфликта.

2. Прогностическая функция. После предупреждения о конфликте, эта функция помогает личности распланировать ход действий и моделей поведения во время конфликта.

3. Конструктивная функция. Помогает личности выбрать способ, который способствует наиболее удачному разрешению конфликта.

4. Рефлексивная функция. Способствует оценке личности своих собственных действий до, во время и после конфликта, а также помогает оценить поведение других участников, составить их психологический блик.

5. Коррекционная функция. Предоставляет возможность личности изменять и корректировать модель поведения во время конфликта.

Мы отметили все функции конфликтной компетенции. М.В. Башкин утверждал: «Прогностическая функция является реализацией когнитивного компонента данной компетентности. Конструктивная функция связана с мотивационным компонентом конфликтной компетентности. Рефлексивная и коррекционная функции обусловлены регулятивным компонентом конфликтной компетентности» [1]. Также необходимо отметить, что первая, превентивная функция, является универсальной, потому что она соединяет в себе все три компонента в структуре конфликтной компетенции.

Итак, функции конфликтной компетенции являются основными средствами для анализа конфликта, а также для определения путей его решения и оптимизации коммуникативной деятельности. Компоненты и функции конфликтной компетенции выделены неслучайно. Понятие компетентности стоит рядом с понятием о межличностных отношениях, в последнем выделяются те же компоненты, но компетентность должна определять особенности взаимоотношений, поэтому в парадигму внесены некоторые изменения, о которых можно узнать выше.

Определив основные структурные элементы конфликтной компетенции, рассмотрим, каким образом можно сформировать конфликтную компетентность у школьников на уроках русского языка и литературы. Русский язык и литература - гуманитарные предметы, изучающие специфику родного языка, культуру речи и общения, красоту и богатство языка. Каким образом можно сформировать конфликтную компетентность на представленных уроках? В первую очередь, показательным примером является педагог. Как указывает Г.С. Бережная: конфликтная компетентность педагога «подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать ее для успешного решения задач обучения, воспитания, развития» [2]. Иными словами, педагог играет ведущую роль в формировании компетенции у школьников, учитель обязан иметь полное представление о данной области конфликтологии и не только разрешить конфликт путём вмешательства, но и показать, научить, предотвратить дальнейшие конфликты.

Формирование компетентности в школе - это всегда взаимодействие между педагогом и учениками, в силу своего волнительного возраста подростки не смогут правильно и самостоятельно сформировать оптимальное поведение во время

конфликта, всегда необходимо, чтобы рядом был педагог. Исследуем, как именно можно сформировать конфликтную компетентность на уроках русского языка и литературы, определим основные способы. Для установления способов мы опираемся на классификацию М.В. Башкина. Ученый говорит о том, что конфликтологическая компетентность формируется тогда, когда применяются активные методы обучения. Активные методы обучения (АМО) представляют собой совокупность способов управления учебно-познавательной деятельностью, ориентированных на конструирование педагогических ситуаций, характеризующихся активизацией мышления и поведения обучаемых. Некоторые из методов могут быть применены на уроках русского языка и литературы:

1. Групповая дискуссия. Данный метод необходим для того, чтобы участники группы смогли увидеть решение проблемы с разных точек зрения. Метод особенно активно применяется на уроках литературы. Подобное разделение на группы формирует у подростков взаимодействие с партнерами, помогает выслушать и воспринять позицию каждого. Дискуссия, например, часто проводится в рамках изучения произведений, в которых главная тема - конфликт. Конфликт между людьми (произведения А.С. Грибоедова), конфликт с самим собой («Война и мир» Л.Н. Толстого, конфликт в душе каждого героя), конфликт с внешним миром (труды Ф.М. Достоевского). На примере поведения героев во время конфликтных ситуаций у учеников формируется своё понимание конфликта и моделей реагирования на него. Задача учителя - направить это понимание в сторону конфликтологической компетентности, задача группы - обсудить и сделать выводы о главной проблеме произведения. Урок литературы в группах способствует наиболее полному усвоению знаний. Групповая дискуссия, безусловно, формирует конфликтологическую компетентность, так как именно работа в группе воспитывает в учениках терпение, способность слышать и слушать других, грамотно распределять обязанности внутри коллектива, суметь объяснить и доказать свою позицию. Накопленный потенциал, который был усвоен при работе в группах, поможет подросткам минимизировать возникновение конфликтов. У школьников во время подобного метода обучения уже может сформироваться навык принятия чужой точки зрения, умение грамотно и гуманно вести спор, приходить к какому-либо выводу в результате будущих конфликтов.

2. Ролевая игра. Метод широко применяется на уроках и русского языка, и литературы. чтение по ролям может помочь определить степень конфликтности в классе, ученики не всегда могут распределить роли без помощи учителя, на этой почве часто возникают споры, подростки склонны часто отвлекаться, из-за этого возможна невнимательность при чтении роли, эта рассеянность может вызвать агрессию со сторо-

ны других учеников, участвующих в игре. В данной ситуации педагогу необходимо заранее оценить степень конфликтности между учениками и в предконфликтной ситуации вмешаться. На уроке русского языка распространена игра «учитель-ученик», причём и учитель, и ученик -одноклассники. В процессе игры мы можем наблюдать степень агрессивности, напряжённости и конфликтности между учениками, рассмотреть, насколько лоялен «учитель» к ученикам, насколько бесконфликтно он сможет решить ту или иную ситуацию, понаблюдать, с какой степенью строгости он оценит ученика. Для помощи в процессе игры учитель может ставить учеников в спорные ситуации, задавать наводящие вопросы, предложить ребятам поразмышлять над теми или иными проблемами. Проведение данных игр чрезвычайно важно, через них можно понять, склонен ли подросток к конфликту, к необъективной оценке и агрессии, со стороны педагога (если всё же данные черты характера проявляются) должна быть проведена беседа и классный час на тему конфликтологической компетенции. Учёный достаточно чётко сформулировал функцию ролевой игры в процессе обучения: «Проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов ролевой игры позволяет слушателям лучше понять мотивы поведения и того человека, чья роль проигрывается, и мотивы противоположной стороны; помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в ситуациях межличностного взаимодействия, осознать конструктивные и неконструктивные модели поведения; проанализировать те задачи, которые должны быть решены для достижения успеха в данной ситуации (разрешение конфликта, достижение компромисса, убеждение другого человека и т.п.)» [3].

3. Анализ конкретных ситуаций. Данный метод подразумевает оценку опыта других людей, обобщение сказанных фактов, включение творческого мышления. Особенно часто метод используется на уроках литературы. Перед учениками ставятся различного рода вопросы о характере и поступках героев произведения, предлагаются статьи литературных критиков. В ходе урока ученики анализируют конкретные ситуации, возникающие в определённом произведении. Важно приводить в пример те ситуации, которые вызывают возникновение целого ряда проблемных, конфликтных и спорных вопросов. Например: Важнее наука или искусство? («Отцы и дети») Как устроен мир? («Братья Карамазовы») Верна ли теория Раскольни-кова? («Преступление и наказание»). Прочитав различные точки зрения, выбрав для себя наиболее близкое, подростки и на примере реальных конфликтов смогут наиболее лояльно относится к многообразию точек зрения на одну ситуацию. Данный метод формирования конфликтной компетенции является одним из способов развития моделей поведения во время

сэ о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см оэ

конфликтных ситуаций, подросток сможет применить художественные образы и прототипы в собственной жизни. 4. Коллективная творческая деятельность. Творчество - это деятельность, которая способствует раскрытию потенциала личности, творчество объединяет людей и даёт возможность выразить мысль, сказать что-либо с помощью художественных образов. Чтение и поэзия -особый вид творчества. Подросткам для развития конфликтной компетенции предлагают совместно сочинить какое-либо поэтическое произведение. У школьников работает творческое мышление, выполняя задания, они научатся принимать мнения других людей, так как только с помощью компромисса, согласия и адекватной критики (при возникновении спорных вопросов) можно создать по-настоящему цельное творение. К тому же, такого рода работа формирует ответственность за результат, что тоже имеет большое значение при формировании конфликтологической компетенции. Приведённые методы педагог может чередовать или использовать несколько в пределах одного урока. Методы могут быть применены в тех случаях, когда чувствуется напряжённость между подростками, когда необходимо обратить особое внимание на такую важную тему, как конфликт. Уроки русского языка и литературы, художественные произведения - это зеркало настоящего мира. В это зеркало смотрят ученики и выбирают то главное, что можно использовать в своей жизни.

Подводя итог, можно обозначить, что конфликтологическая компетенция - сложное понятие, под которой понимается некий свод ценностей и моделей поведения во время и после конфликтной ситуации. Основывается компетентность на уважительном отношении всех субъектов конфликт, осознанных коммуникациях, системном и медиативном подходах.

Подростковый возраст - переломный этап в жизни и развитии личности. Именно в этот период закладываются основные понятия о мире, ценностях и морали. Многие ученые классифицируют поведения подростков в конфликтах, обращая немаловажное внимание на конфликтную компетентность. Можно сделать вывод о том, что подростку довольно трудно сформировать конфликтную компетентность и дать точное понимание о ней, поэтому необходима помощь педагогов, специалистов в области психологии и семьи. Если стать для подростка спутником к гуманному разрешению конфликтов, научить выносить уроки из каждой конфликтной ситуации, уважать и принимать мнение других людей, то это будет способствовать развитию конфликтной компетенции и развитию по-настоящему зрелой личности.

Литература

1. Башкин М.В.. Конфликтная компетентность.

Методические указания, Ярославль ЯрГУ 2014.

2. Бережная Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Калининград, 2009.

3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: учебное пособие - 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.

4. Борисенко М.А. Программа профилактики: «Навстречу друг другу» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/ iro/konkurs/2018/rodnik_drujby/rodnik-1.pdf

5. Гришина Н.В. Психология конфликта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. law.vsu.ru/structure/criminalistics/books/grishina_ psy_conf.pdf

6. Клименских М.В, Ершова И.А. Педагогические конфликты в школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstre am/10995/33463/1/978-5-7996-1425-6_2015.pdf

7. Колодина Н.И. Программа воспитания на 2021-2025 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school2.ivedu.ru/files/17.04%20 -%20roditelyam.pdf

8. Теплоухов А.П. Конфликтологическая компетентность учителя: спец. курс для преподавания в пед. вузе Шадринск, 2010.

9. Фортова Л. К., Юдина А.М. Предупреждение негативного влияния применения информационных и коммуникативных технологий на духовное развитие личности студентов // Перспективы науки № 7. (130). 2020. С. 177-179.

CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE AND ITS FORMATION IN TEENAGERS IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

Yudina A.M., Kudryashova E.S.

Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs

The work is devoted to the consideration of the problem of psychological and pedagogical support for the formation of conflictologi-cal competence, in the context of identifying the socio-psychological determination of this problem. The article examines the nature of destructive conflict in adolescence. The data of experimental work on the formation of conflictological competence in the lessons of the Russian language are presented, the most optimal components, pedagogical conditions and a meditative approach that initiate the choice of constructive communication strategies by a teenager are highlighted. The purpose of our study was to identify the motivation for conflict activities in adolescents and to determine the methods of preventive work within the framework of the educational organization of an educational institution. The hypothesis of our research: we assume that the socio-psychological determinants of destructive conflicts are unformed communication skills and the absence of conflictological competence. The following tasks have been solved: conflictological competence has been analyzed, its components and significant functions have been identified.

Keywords: adolescents, formation, conflictological competence, information and communication culture.

References

1. Bashkin M.V. Conflict competence. Methodical instructions, Yaroslavl YarSU 2014.

2. Berezhnaya G.S. Formation of conflictological competence of teachers of secondary schools: author. dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.08. - Kaliningrad, 2009.

3. Bogdanov E.N., Zazykin V.G. Personality psychology in conflict: textbook - 2nd ed. SPb .: Peter, 2004.

4. Borisenko M.A. Prevention program: "Towards each other" [Electronic resource]. Access mode: http://www.iro.yar.ru/filead-min/iro/konkurs/2018/rodnik_drujby/rodnik-1.pdf

5. Grishina N.V. The psychology of conflict [Electronic resource]. Access mode: http://www.law.vsu.ru/structure/criminalistics/ books/grishina_psy_conf.pdf

6. Klimenskikh M.V., Ershova I.A. Pedagogical conflicts in school [Electronic resource]. Access mode: https://elar.urfu.ru/bitstre am/10995/33463/1/978-5-7996-1425-6_2015.pdf

7. Kolodina N.I. Education program for 2021-2025 [Electronic resource]. Access mode: http://school2.ivedu.ru/files/17.04%20 -%20roditelyam.pdf

8. Teploukhov A.P. Conflictological competence of a teacher: spec. course for teaching in ped. university Shadrinsk, 2010.

9. Fortova L.K., Yudina A.M. Prevention of the negative impact of the use of information and communication technologies on the spiritual development of the personality of students // Prospects for Science No. 7. (130). 2020. S. 177-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.