Научная статья на тему 'Конфликтность китайского и корейского характеров в эпоху глобализации'

Конфликтность китайского и корейского характеров в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1078
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менталитет / национальный характер / межкультурные коммуникации / конфликт / Китай / Южная Корея / mentality / national character / intercultural communications / conflict / China / South Korea.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Апрелов Егор Андреевич, Костина Елена Юрьевна

В работе проводится анализ современного китайского и корейского характеров, оценка их конфликтности в период, когда межкультурные связи и взаимодействие становятся особенно важными. Выделяются основные черты характера жителей Китая и Южной Кореи, проводятся параллели между ключевыми особенностями менталитета этих культур. В частности, в характере жителей Китая основной упор при изучении делается на их межличностное взаимодействие как друг с другом, так и с представителями иных культур. Характер этого взаимодействия сильно дифференцируется в зависимости от того, с кем оно происходит. В характере жителей Кореи, в свою очередь, основной упор в анализе делается на характерные черты, такие как прагматизм, приверженность идее гармонии, почтительность и др. Итоговое сравнение основывается на особенностях национального менталитета и социально-культурных реалиях данных обществ, помимо этого сравнивается отношение представителей китайской и корейской культур к конфликтам сквозь призму менталитета этих наций, в частности, оценивается характер конфликта, способы его разрешения, а также то, каким образом конфликт влияет на повседневную жизнь представителей вышеуказанных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTNESS OF CHINESE AND KOREAN CHARACTERS IN THE ERA OF GLOBALIZATION

This work shows analysis of modern Chinese and Korean characters, appraisal their conflict in the period, when cultural connections and interaction become especially important. It chooses basic traits of residents’ character in China and South Korea, draws parallels between crucial characteristics of the mentality their cultures. In particular, main attention is focused on interpersonal interaction both with each other and with delegate of other cultures in China residents’ characters. The character of this interaction is differentiated and it depends on the fact, with whom it issues. Main attention in Korea residents’ character is played on such typical features of character, as a pragmatism, adherence to idea of harmony, respectfulness and etc. Final conclusion is based on the features of national mentality and socio-cultural conditions of these societies. Besides, there is a comparison between Chinese an Korean people’s attitude to conflicts through the prism of national mentality. The conflict nature, its ways of solution are estimated in the article, moreover its influence on the daily life of representatives of the above-mentioned cultures.

Текст научной работы на тему «Конфликтность китайского и корейского характеров в эпоху глобализации»

UNIVERSUM:

, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

• 7universum.com

КОНФЛИКТНОСТЬ КИТАЙСКОГО И КОРЕЙСКОГО ХАРАКТЕРОВ

В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Апрелов Егор Андреевич

бакалавр 4 курса, кафедра социальных наук, Дальневосточный федеральный университет, 690950, РФ, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

E-mail: www.aprelov@mail.ru

Костина Елена Юрьевна

канд. социол. наук, доцент кафедры социальных наук, Дальневосточный федеральный университет, 690950, РФ, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

E-mail: kostina.eyu@dvfu. ru

CONFLICTNESS OF CHINESE AND KOREAN CHARACTERS IN THE ERA OF GLOBALIZATION

Egor Aprelov

A 4rd year bachelor, Department of Social Sciences, Far East Federal University,

690950, Russia, Primorskiy Krai, Vladivostok, Sukhanov st., 8

Elena Kostina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Social

Sciences, Far East Federal University, 690950, Russia, Primorskiy Krai, Vladivostok, Sukhanov st., 8

В работе проводится анализ современного китайского и корейского характеров, оценка их конфликтности в период, когда межкультурные связи и взаимодействие становятся особенно важными. Выделяются основные черты характера жителей Китая и Южной Кореи, проводятся параллели между ключевыми особенностями менталитета этих культур. В частности, в характере

АННОТАЦИЯ

Апрелов Е.А., Костина Е.Ю. Конфликтность китайского и корейского характеров в эпоху глобализации // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 12 (21) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2862

жителей Китая основной упор при изучении делается на их межличностное взаимодействие как друг с другом, так и с представителями иных культур. Характер этого взаимодействия сильно дифференцируется в зависимости от того, с кем оно происходит. В характере жителей Кореи, в свою очередь, основной упор в анализе делается на характерные черты, такие как прагматизм, приверженность идее гармонии, почтительность и др. Итоговое сравнение основывается на особенностях национального менталитета и социально -культурных реалиях данных обществ, помимо этого сравнивается отношение представителей китайской и корейской культур к конфликтам сквозь призму менталитета этих наций, в частности, оценивается характер конфликта, способы его разрешения, а также то, каким образом конфликт влияет на повседневную жизнь представителей вышеуказанных культур.

ABSTRACT

This work shows analysis of modem Chinese and Korean characters, appraisal their conflict in the period, when cultural connections and interaction become especially important. It chooses basic traits of residents’ character in China and South Korea, draws parallels between crucial characteristics of the mentality their cultures. In particular, main attention is focused on interpersonal interaction both with each other and with delegate of other cultures in China residents’ characters. The character of this interaction is differentiated and it depends on the fact, with whom it issues. Main attention in Korea residents’ character is played on such typical features of character, as a pragmatism, adherence to idea of harmony, respectfulness and etc. Final conclusion is based on the features of national mentality and socio-cultural conditions of these societies. Besides, there is a comparison between Chinese an Korean people’s attitude to conflicts through the prism of national mentality. The conflict nature, its ways of solution are estimated in the article, moreover its influence on the daily life of representatives of the above-mentioned cultures.

Ключевые слова: менталитет, национальный характер, межкультурные коммуникации, конфликт, Китай, Южная Корея.

Keywords: mentality, national character, intercultural communications, conflict, China, South Korea.

Современный мир меняется, и общество меняется вместе с ним. В мировой политике и экономике последние несколько десятков лет вектор внимания общественности сдвинулся с европейских стран и США в АзиатскоТихоокеанский регион. В связи с этим сдвигом представляется актуальным исследование ментальности жителей данного региона, в частности таких развитых стран, как Китай и Южная Корея. Необходимо отметить, что между культурой Востока и Запада наблюдается огромный разрыв, заложенный куда глубже, нежели экономические и политические отличия, который лежит преимущественно в области коммуникаций, отношения к миру, той самой ментальности, которая составляет самость человека, принадлежащего к культуре.

В рамках изучения характеров жителей Китая и Южной Кореи мы акцентируем свое внимание именно на их межличностных отношениях, конфликтности и отношении к возникающим противоречиям. Именно в эпоху глобализации, когда на первый план выходит взаимодействие между культурами, стоит обратить пристальное внимание на характер общения между представителями различных культур, выявить общее и отличительное. Интересен даже тот факт, что в рамках одной восточной системы ценностей тоже существуют определенные вариации отношения к конфликтам. Именно для того чтобы продемонстрировать эти различия, и были выбраны страны, находящиеся в определенной географической близости, но при этом с разным мироощущением граждан и разным прошлым.

Характер человека по большей части определяется той социокультурной обстановкой, в которой он вырос, характер и менталитет тесно связаны. В.К. Трофимов считает, что менталитет в современном его понимании является научным эквивалентом термину «социальный характер», вбирая в себя некие общепринятые нормы, в свою очередь, национальный менталитет по сути своей

является национальным характером [5, с. 64]. Наша работа будет базироваться на следующем определении этого явления: «Менталитет - характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни людей, детерминированная, в первую очередь, экономическими и политическими обстоятельствами и имеющая надсознательный характер» [6, с. 176].

Для начала, проведем ряд параллелей между китайским и корейским менталитетом. Отметим те характерные особенности китайского характера, которые выделяет В. Малявин:

• китайцы привержены идее такой гармонии между людьми, которая

достигается с помощью регулирования общения, т. н. «ритуалом», «определенным действием, одновременно нормативным

и символическим» [3, с. 15];

• жители Китая приучены не ставить свое «я» на первое место. Китайцы всегда действуют с учетом позиции и точки зрения других людей, вовлеченных в ситуацию;

• жители Поднебесной придают исключительное значение символическим формам коммуникации. Это имеет отражения и в китайской культуре - в ней исторически заложено большое количество намеков и недоговоренностей;

• действительность воспринимается в рамках единства пространства и времени, в процессе, который не подразумевает, в отличие от европейской культуры, выделение составляющих. Отсюда вытекает неспособность китайца к открытой дискуссии, последовательному обоснованию и развитию принятой ими точки зрения;

• китайцы воспринимают свою социальную среду как часть собственной судьбы, считают, что любой поступок, совершённый человеком, будет ему морально воздан. Личная честность и справедливость в отношениях с другими воспринимается ими как социальный капитал личности, вера в неотвратимость торжества справедливости в китайском обществе служит эффективным регулятором поведения;

• значительной особенностью китайской культуры является крайняя привязанность китайцев к своим корням, семья для китайского человека играет в жизни ключевую роль, уважение и беспрекословное подчинение старшим в семье воспитывается в ребенке с детства.

Отметим, что представление китайцев об окружающем их мире имеет определенную структуру. Китайский социум включает в себя три уровня, сферы отношений, критерием этого деления является доверие и уважение к членам, входящим в тот или иной круг [3, с. 25]. Ядро общества представлено семьей, поведение индивида определяется понятием безусловного нравственного долга. Второй круг, внешняя сфера - устойчивые связи делового и личного характера, где взаимоотношения строятся на основе обоюдной выгоды. Окраинная сфера китайского социума - круг незнакомых и посторонних людей. По отношению к этим людям у китайца нет никаких личных обязательств, вытекающих из кровного родства и взаимности отношений, нет никаких «человеческих обязательств» [3, с. 25].

Г оворя о корейском менталитете, мы можем выделить ряд основополагающих его черт (при этом не ограничиваясь ими): патриотизм, коллективизм, гармония Инь и Ян, прагматизм, сдержанность в словах, трудолюбие, почтительность [4, с. 151]. Частично национальный характер корейцев схож с китайским, например, они так же привержены идее всемирной гармонии и баланса в мире. Прагматизм как национальная черта корейцев тоже явно соотносится с отношением китайцев к своему окружению. Кроме того, явно прослеживается крайне тесная взаимосвязь представителей обеих наций с семьей, причем не только в период первичной социализации, но и на протяжении всей жизни в целом.

Конфликтность личности можно определять по ряду параметров, в частности, учитываются личностные характеристики, условия социального окружения, в котором возникает конфликт, а также, собственно, и национальный характер. Именно он оказывает существенное влияние на поведение личности в конфликте, поскольку представляет собой систему

установок и отношений, впитанных личностью с детства. Анализируя менталитет и характер представителей определенных культур, мы с высокой вероятностью можем предположить не только общий уровень возникающей при столкновении конфликтности, но и более частные её проявления, такие, например, как отношение к конфликтам.

Попытаемся охарактеризовать отношение к конфликтам в Китае и Южной Корее. Так, на основании характерных черт менталитета китайцев, можно говорить о следующих характерных особенностях поведения в конфликтах:

• конфликты, возникающие в ядре социальных отношений китайца, решаются исходя из принципа «кто старше, кто глава семейства - тот и прав». Процедур улаживания конфликтов тут не наблюдается, всё строго иерархично.

• во внешней сфере конфликты решаются с максимально аккуратной с точки зрения сохранения «лица» позицией. Китаец для урегулирования конфликтов и сохранения лица может пойти на явную ложь или же утаивание правды. Таким образом, в этой сфере конфликты также возникают достаточно редко и, как правило, не выносятся на всеобщее обозрение;

• в периферической, окраинной сфере круга общения китайца конфликты могут решаться практически любыми путями, вплоть до неэтичных, социально не приемлемых методов, поскольку ценность межличностных отношений в этой области минимальна, и это позволяет использовать любые методы воздействия на оппонента [1].

Как видим, в Китае основным фактором, влияющим на характер конфликта, выступает социальное окружение, в котором он происходит, наблюдается своеобразная дифференциация конфликтного отношения к оппонентам.

Корейский менталитет, в свою очередь, тоже имеет специфику, которая проявляется в отношении к конфликту. Разберемся, как проявляется корейский менталитет в ситуациях возникающего конфликта. Для этого обратимся к материалам эмпирического исследования конфликтности жителей Южной Кореи, проведенного авторами в 2015 году [2]. По результатам исследования,

выяснилось, что большинство корейцев (56,3 %) относятся к возникновению конфликтов положительно, что позволяет нам говорить о некой нетабуированности противоречий в южнокорейском обществе. Таким образом, нормальное отношение к возникновению конфликтов показывает как минимум то, что жители Южной Кореи видят в конфликте не только негативную сторону, но и предпосылку к изменениям, развитию. В то же время 71,8 % корейцев предпочитает диалог как средство разрешение конфликта, и лишь 16,9 % решают возникающие конфликты с помощью авторитета, подавляя оппонентов.

Из рассмотренного выше ясно, что в целом отношение к конфликту у корейцев отличается от отношения к нему же у китайцев. Если жители Южной Кореи воспринимают конфликт как обыденную часть своей жизни (что видно из высокого процента положительного отношения к конфликту), то в свою очередь жители Китая, наоборот, сильно дифференцируют противоречия, и в первую очередь учитывают, с кем может быть возможен конфликт. Также в корейском обществе преобладающей формой

урегулирования противоречий является диалог, в то время как в Китае всё опять же зависит от того, с кем он возникает; в случае невысокой важности межличностных отношений, в ход идут любые средства для достижения преимущества и победы.

Подводя итоги, отметим, что и Южная Корея, и Китай относятся к странам Азиатско-Тихоокеанского региона и являются типичными представителями восточной культуры - культуры размеренной, воспринимающей весь мир как один неразрывный процесс. Поэтому из общего в отношении к конфликту можно выделить, что отсутствуют четкие временные рамки его разрешения, нет явных победителей и проигравших. Но современное общество имеет яркую тенденцию к глобализации и межкультурному взаимодействию, и поэтому представителям западной культуры еще не раз придется столкнуться с непривычным для них отношением азиатов к жизни в целом и к конфликтам

в частности. Но взаимно изучая культуру друг друга, мы сможем свести число

межкультурных противоречий до минимума.

Список литературы:

1. Апрелов Е.А. Особенности национального характера как стратегии поведения в межличностных конфликтах (на примере Китая) / Е.А. Апрелов // Россия - XXI век: Тихоокеанский вектор: материалы VII Всероссийской научно-практич. конф. с междунар. участием, 4-6 мая 2014 г. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2014. - С. 98-102.

2. Апрелов Е.А., Костина Е.Ю. Потенциал применения семейной медиации

в Южной Корее // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№ 18 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teoria-

practica.ru/rus/ffles/arhiv_zhumala/2015/18/sociology/kostina-aprelov.pdf (дата обращения: 05.12.2015).

3. Малявин В.В. Китай управляемый: Старый добрый менеджмент. - М.: Европа, 2005. - 303 с.

4. Пак Е.Г. Социально-философский анализ истории формирования

менталитета корейского народа // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 1-2 (61) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberlemnka.m/article/n/sotsialno-fflosofskiy-analiz-istorii-

formirovaniya-mentaliteta-koreyskogo-naroda (дата обращения 22.10.2015).

5. Трофимов В.К. Менталитет русской нации: Учебное пособие. - Ижевск: ИжГСХА, 2004. - 271 с.

6. Хун Ц. Влияние конфуцианской идеи ритуала «ли» на идеологию и культуру народов Кореи и Японии // Вестник ЧитГу. - 2011. - № 10 (77). -С. 8-11.

References:

1. Aprelov E.A. Features of national character as a strategy of behavior in interpersonal conflicts (in China). Rossija - XXI vek: Tihookeanskij vektor. [Russia - XXI century: Pacific vector]. Vladivostok, FEFU Publ., 2014, pp. 98-102 (In Russian).

2. Aprelov E.A., Kostina E.Iu. The potential use of family mediation in South

Korea. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and Practice of Community Development], 2015, no. 18. Available at: http://teoria-

practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/18/sociology/kostina-aprelov.pdf (Accessed 05 December 2015).

3. Malyavin V.V. China managed: Good old management. Moscow, Europe Publ., 2005, 303 p. (In Russian).

4. Pak E.G. Socially-philosophical analysis of the history of the formation of the Korean people's mentality. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Journal of the Kemerovo State University], 2015, no. 1-2(61) Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-filosofskiy-analiz-istorii-formirovaniya-mentaliteta-koreyskogo-naroda (Accessed 22 October 2015).

5. Trofimov V.K. The mentality of the Russian nation. Izhevsk IzhGSKHA Publ., 2004. 271 p. (In Russian).

6. Hoon C. Influence of the Confucian idea of ritual "Li" on the ideology and culture of the peoples of Korea and Japan. Vestnik ChitGu [Journal of Chita State University], 2011, no. 10(77). pp. 8-13 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.