Научная статья на тему 'КОНФЛИКТНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ В СООБЩЕСТВАХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРОТЕСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ: КОЛЛЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ'

КОНФЛИКТНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ В СООБЩЕСТВАХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРОТЕСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ: КОЛЛЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СИСТЕМНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ / КОНФЛИКТНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / СООБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ / АДРЕСАНТ / АДРЕСАТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ребрина Л.Н.

Изложены результаты анализа коллективно-личностного измерения реализуемой в сообществах социальных сетей конфликтной мобилизации как актуальной практики протестной коммуникации. Характеризуются интерактивный инструментарий сообществ конфликтной мобилизации как акторов протестной коммуникации; корреляции между различными статистическими параметрами сообществ. Определены типы публикаций, формирующих контент сообществ. Представлены основные инструменты формирования интернет-солидарности, закономерности виртуального взаимодействия, регламентируемого моделью «мы - они». Описаны способы и средства экспликации адресанта и адресата в разных типах публикаций. Делается вывод о преобладании в коммуникативном поведении адресанта констатирующих и регулируемых коммуникативных действий; доминировании психологического аргументирования; частотной реализации фатической стратегии посредством консолидирующих призывов к членам сообщества; о наименьшей представленности стратегии самопрезентации, актуализируемой преимущественно посредством его идентификации с массовым адресатом и предъявления коллективной позиции группы. Показывается, что адресат наиболее часто осуществляет драматургические и регулируемые коммуникативные действия; характеризуется активной самопрезентацией посредством предъявления субъективной позиции, солидаризирующей идентификации и противопоставления общему оппоненту; предпочтением этических и эмоциональных аргументов; разнообразными фатическими тактиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT MOBILIZATION IN SOCIAL NETWORKS COMMUNITIES AS AN ACTUAL PRACTICE OF PROTEST COMMUNICATION: COLLECTIVE-PERSONAL DIMENSION

The results of the analysis of the collectivepersonal dimension ofthe conflict mobilization realized in the communities of social networks as an actual practice of protest communication are presented. The interactive tools of communities of conflict mobilization as actors of protest communication; correlations between various statistical parameters of communities are characterized. The types of publications that form the content of communities have been determined. The main tools for the formation of Internet solidarity, the patterns of virtual interaction regulated by the “we-they” model are presented. Methods and means of explication ofthe addresser and addressee in different types of publications are described. The conclusion is made about the prevalence of ascertaining and regulated communicative actions in the communicative behavior of the addresser; dominance of psychological argumentation; frequent implementation of a phatic strategy through consolidating calls to community members; about the least representation of the strategy of self-presentation, actualized mainly through its identification with a mass addressee and presentation of the group’s collective position. It is shown that the addressee most often performs dramatic and regulated communicative actions; characterized by active self-presentation through the presentation of a subjective position, solidarizing identification and opposition to a common opponent; preference for ethical and emotional arguments; various phatic tactics.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ В СООБЩЕСТВАХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРОТЕСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ: КОЛЛЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

Ребрина Л. Н. Конфликтная мобилизация в сообществах социальных сетей как актуальная практика протестной коммуникации : коллективно-личностное измерение / Л. Н. Ребрина // Научный диалог. — 2021. — № 5. — С. 115—139. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-5115-139.

Rebrina, L. N (2021). Conflict Mobilization in Social Networks Communities as an Actual Practice of Protest Communication: Collective-Personal Dimension. Nauchnyi dialog, 5: 115-139. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-5-115-139. (In Russ.).

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2021-5-115-139

Конфликтная мобилизация Conflict Mobilization

в сообществах социальных in Social Networks

сетей как актуальная Communities

практика протестной as an Actual Practice

коммуникации: of Protest Communication:

коллективно-личностное Collective-Personal

измерение Dimension

Ребрина Лариса Николаевна Larisa N. Rebrina

orcid.org/0000-0003-0512-980X orcid.org/0000-0003-0512-980X

доктор филологических наук Doctor of Philology

ведущий научный сотрудник Leading Researcher

lnrebrina@volsu.ru lnrebrina@volsu.ru

Волгоградский Volgograd State University

государственный университет (Volgograd, Russia)

(Волгоград, Россия)

Благодарности: Acknowledgments:

Исследование выполнено The reported study was funded by RFBR,

при финансовой поддержке РФФИ project number 20-012-00193

в рамках научного проекта

№ 20-012-00193

© Ребрина Л. Н., 2021

■â"

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Изложены результаты анализа коллективно-личностного измерения реализуемой в сообществах социальных сетей конфликтной мобилизации как актуальной практики про-тестной коммуникации. Характеризуются интерактивный инструментарий сообществ конфликтной мобилизации как акторов про-тестной коммуникации; корреляции между различными статистическими параметрами сообществ. Определены типы публикаций, формирующих контент сообществ. Представлены основные инструменты формирования интернет-солидарности, закономерности виртуального взаимодействия, регламентируемого моделью «мы — они». Описаны способы и средства экспликации адресанта и адресата в разных типах публикаций. Делается вывод о преобладании в коммуникативном поведении адресанта констатирующих и регулируемых коммуникативных действий; доминировании психологического аргументирования; частотной реализации фатической стратегии посредством консолидирующих призывов к членам сообщества; о наименьшей представленности стратегии самопрезентации, актуализируемой преимущественно посредством его идентификации с массовым адресатом и предъявления коллективной позиции группы. Показывается, что адресат наиболее часто осуществляет драматургические и регулируемые коммуникативные действия; характеризуется активной самопрезентацией посредством предъявления субъективной позиции, солидаризирующей идентификации и противопоставления общему оппоненту; предпочтением этических и эмоциональных аргументов; разнообразными фатическими тактиками.

Ключевые слова:

протестная коммуникация; системно-коммуникативные измерения; конфликтная мобилизация; сообщество в социальной сети; адресант; адресат.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The results of the analysis of the collective-personal dimension of the conflict mobilization realized in the communities of social networks as an actual practice of protest communication are presented. The interactive tools of communities of conflict mobilization as actors of protest communication; correlations between various statistical parameters of communities are characterized. The types of publications that form the content of communities have been determined. The main tools for the formation of Internet solidarity, the patterns of virtual interaction regulated by the "we-they" model are presented. Methods and means of explication of the addresser and addressee in different types of publications are described. The conclusion is made about the prevalence of ascertaining and regulated communicative actions in the communicative behavior of the addresser; dominance of psychological argumentation; frequent implementation of a phatic strategy through consolidating calls to community members; about the least representation of the strategy of self-presentation, actualized mainly through its identification with a mass addressee and presentation of the group's collective position. It is shown that the addressee most often performs dramatic and regulated communicative actions; characterized by active self-presentation through the presentation of a subjective position, solidarizing identification and opposition to a common opponent; preference for ethical and emotional arguments; various phatic tactics.

Key words:

protest communication; system communication measurements; conflict mobilization; community on a social network; addresser; addressee.

УДК 811.112.242:004.738.5

Конфликтная мобилизация в сообществах социальных сетей как актуальная практика протестной коммуникации: коллективно-личностное измерение

© Ребрина Л. Н., 2021

1. Практики конфликтной мобилизации в сообществах социальных сетей в системе протестной коммуникации

Мобилизация как совокупность мероприятий с целью воздействия для побуждения адресата к желаемому инициатором социально-значимому действию наиболее эффективна при соблюдении определенной адресности [Гладченко, 2019; Киняшева, 2018; Яницкий, 2012], что обусловливает формирование сообществ в социальной сети (далее — СС), представляющих собой продукт и важнейших агентов мобилизации [Шерстобитов и др., 2013]. По мнению исследователей, на данный момент развитие СС подошло к своему третьему этапу (формирование СС с широким функционалом для решения разнообразных конкретных задач) [Юрина и др., 2017]. В противовес позитивной мобилизации (мобилизация «за») выделяется конфликтная мобилизация, использующая потенциал социальных конфликтов (мобилизация «против») [Есиев, 2017]. Протестная мобилизация обнаруживает следующие фазы: а) информационная волна — предоставление вызывающей протестные настроения информации; б) эмоциональное единение сторонников (эмоциональные комментарии); в) определение возможных видов активности; г) организационные обсуждения, достижение договоренностей (рациональные комментарии, знаки поддержки); г) отчет, обсуждение совершенных акций (также характерно разделение эмоций, переживание солидарности, формируемой часто под влиянием референтных групп индивида, продуцирование связанных с акцией «Я-ресурсов», взаимные комплименты участников сообщества, поощрение со стороны их «ближних связей») [Ваньке и др., 2014]. При этом мобилизация может реализовываться на базе внутреннего (личные убеждения, мотивы адресата) или внешнего (внешнее влияние, экзогенные факторы) механизма [Докука, 2014], а состояние мобилизованности имеет временные ограничения, поддерживается в ориентированных на конкретную проблему протестных сообществах в СС и после завершения акции протеста [Гладченко, 2019; Докука, 2014; Шерстобитов и др., 2013].

Механизм мобилизации в сообществах СС отражает распределенное посредством самовыставленных фильтров информирование: как релевантная, достоверная воспринимается только информация из поля референций

пользователя сети, его «круга доверия» — френдленты, подписки, посты важных для индивида «других» («круги доверия» частично совпадают с пространством сетевых сообществ пользователя) [Ваньке и др., 2014]. На современном этапе развития СС «ядро сети обсуждения индивида» меняется [Докука, 2014]: ближние связи постепенно заменяются на «экспертов» в нужной предметной области. Способы мобилизации, по мнению исследователей, подразделяются на организационные (обеспечение условий для объединения в сообщество СС и обмена содержанием, мнениями), информационные (управляемое селективное информирование с целью вовлечения в дискуссию), психологические (эмоциональное воздействие, управление мотивацией, установками), семантические (формирование семантических полей вокруг некой идеи, апелляция к культурным нормам с целью изменения сознания, поведения), коммуникативные (стимулирование публичной коммуникации по социально-значимым поводам), педагогические (воспитательное воздействие, повышение гражданской активности, расширение кругозора и развитие политического мышления) [Киняшева, 2018].

Протестные сообщества в СС образуются на основе негативной идентичности («консолидация против») [Юрина и др., 2017] при наличии требующей реакции ситуации и характеризуются мгновенным информированием и массовым (вирусным) распространением информации, активной обратной связью (отражаемой статистикой СС), добровольностью, интерактивностью и взаимной интеграцией на базе общего мотива и общности знания (в том числе, оценочного), самоорганизацией и самоуправляемостью, децентрализо-ванностью, горизонтальным характером координации и трансграничностью [Курбатов и др., 2016]; их лидерами выступают наиболее активные источники информации (управляющие информированием и организующие «фоллове-ров»). Посты размещаются, как правило, от лица коллективного автора, под логотипом сообщества, отражая «низовой», «горизонтальный» характер мобилизации [Ваньке и др., 2014; Юрина и др., 2017]. Общение в СС отличается опосредованностью и мультимедийностью, анонимностью, проницаемостью, статусным равноправием членов сообщества, сочетанием разных дискурсов, полифоничностью [Юрина и др., 2017]. По мнению Р. И. Шарапова, успешность мобилизации в сообществах СС требует соблюдения необходимых офлайн- и онлайн-условий [Шарапов, 2017]: а) доступность политической информации, относительная депривация (психологическая неудовлетворенность, чаще всего из-за экономических причин, а также политической нестабильности), наличие консолидирующей идеи, агентов мобилизации, лидеров мнений; б) высокий охват аудитории, подбор правильных интернет-площадок с нужным инструментарием, использование мобилизационных интернет-технологий, высокая скорость распространения информации. К технологиче-

ским условиям успешности относят следующие [Шерстобитов и др., 2013]: наличие активных связей с другими крупными акторами СС и сообществами, ссылки на сторонние ресурсы, регулярность публикаций, соотнесение реальной и виртуальной активности сообщества СС, тиражирование популярных мемов, стереотипов, апелляции к авторитетам (что способствует распространению коллективного, группового мышления и форм поведения). По мнению С. В. Докуки [Докука, 2014], сообщества объединяют «потребителей новостного контента», «продуцентов собственного контента», «поддерживающих сильные связи» и «поддерживающих слабые связи» (значимые параметры возраст, социальный и финансовый статус); интернет-скептиков (чаще всего старшее поколение, мобилизация на основе внутреннего механизма, стремятся сформировать в сообществе сильные связи), активных интернет-пользователей (молодые люди из крупных городов, формируют множество слабых связей в онлайн-среде, редко надолго задерживаются в сообществе), умеренно активных интернет-пользователей (редко генерируют собственный контент, мобилизация на основе внешнего механизма, малое количество слабых связей в онлайн-среде) [Там же]. В жизни сообщества СС, однако, «наблюдатели» с их молчаливыми, пассивными формами участия (голосования, лайки, репо-сты) играют важную роль [Ваньке и др., 2014]. В рамках взаимодействия в сообществе СС, как правило, реализуется модель «мы — они», предполагающая самопрезентацию и противопоставление.

2. Теоретико-методологические основы исследования коллективно-личностного измерения протестной мобилизации в сообществах СС

В рамках исследования протест рассматривается с позиций коммуникативного подхода как коммуникативная система, характеризуемая свойственными ей пространственно-временным (прототипические коммуникативные практики с их хронотопическими признаками); предметным (закономерности конструирования социальной реальности в протестных коммуникативных практиках) и коллективно-личностным (конструирование образа адресанта, адресата; закономерности реализуемой интернет-солидаризации) измерениями [Бараш и др., 2018; Ребрина и др., 2020]. Предметом исследования выступает коллективно-личностное измерение как компонент системно-коммуникативных характеристик немецкоязычных практик конфликтной мобилизации в сообществах СС, исследуемый в контексте медиации [Ог^стпк, 2011] современной политической коммуникации.

Материалом исследования послужили отобранные публикации, отвечающие совокупности следующих критериев: а) публикация размещена в СС Германии (например: Facebook, StayFriends.de, wer-kennt-wen. de, StudiVZ, MySpace, Lokalisten.de, MeinVZ); б) публикация относится

к контенту сообщества, организованного против чего-либо / кого-либо (например, сообщества в СС Facebook: «Fridays gegen Altersarmut» [FGA]; «Aufstehen Bundesweit» [AB]; «Wir brauchen den Widerstand gegen rechts!» [WBWgR]; «Gegen Gentrifizierung in Köln» [GGK]; «Corona Rebellen Veranstaltungen & Aktionen» [CRVA] и др.); в) публикация носит мобилизационный характер, приурочена к каким-либо событиям, вызвавшим про-тестные настроения, протестные выступления онлайн / офлайн; г) период публикации: 2005—2021 годы. Объем выборки составил 2015 публикаций.

Стратегии конфликтной мобилизации в сообществах СС соотносятся с типологией коммуникативных действий Ю. Хабермаса (констатирующие — разделение информации, знания; регулируемые — разделение морального, практического знания, норм; драматургические — самопрезентация, предъявление своей идентичности) [Habermas, 1987; Докука, 2014].

Поставленная цель предусматривает следующие исследовательские шаги: описание интерактивного инструментария, изучение статистики сообществ СС и характеристика активности членов сообществ (продуцирующих собственный контент, наблюдателей, умеренно активных пользователей); определение адресации, способов экспликации адресанта, адресата в текстах публикаций и ответных интерактивных реакциях участников сообщества, формирования интернет-солидарности; выявление доминантных тактик адресанта и адресата в рамках аргументационной, самопрезентационной, фатической стратегий.

3. Коллективно-личностное измерение конфликтной мобилизации в сообществах СС Германии

3.1. Статистика сообществ и характеристика активности их участников Описываемые сообщества имеют одинаковый инструментарий: статистика группы (вкладка «Информация» — статус, тип, история, администраторы и модераторы, количество участников группы, данные о динамике публикаций и изменения состава группы); возможность (администриру-емая, модерируемая в разной степени) размещения публикаций (вкладка «Обсуждение») и последующего выражения поддержки, комментирования, репостов; данные об участниках, администраторах, модераторах группы с функцией запроса на добавление в друзья (вкладка «Участники»); календарь мероприятий (Вкладка «Еще» ^ «Мероприятия»), библиотека медиафайлов: фото, видео, альбомы (вкладка «Еще» ^ «Медиафайлы»); возможность вступить в группу / отправить соответствующий запрос (для закрытой группы); возможность поиска публикаций или участников; возможность поделиться страничкой группы или пожаловаться на группу. Статистика сообществ в СС показывает (табл. 1), что а) закрытые груп-

Таблица 1

Статистика динамики состава и размещения контента в исследуемых сообществах СС

Название группы Тип группы (общедоступна / закрытая — О / З) Дата создания Кол-во членов Кол-во новых участников за последнюю неделю в соотношении с общим количеством участников (%) Кол-во новых публикаций за последний месяц / за день в перерасчете на 1 участника Наличие адми-нистра-тора и модератора

Wir Wutbürger leisten jetzt Widerstand! О 25.08.2020 770 4,81 0,06 / 1,43 да (1)

Aufstehen Bundesweit О 26.06.2018 9300 0,075 0,02 / 0,085 да (3)

Gegen Gentrifi-zierung in Köln О 31.03.2014 702 0,85 0,008 / 0,12 да (2 ад-мин.)

Wir brauchen den Widerstand gegen rechts! О 14.12.2014 15400 0,13 0,002 / 0,07 да (8)

Fridays gegen Altersarmut О 25.09.2019 289800 0,09 3,3-6 / 1,8-4 да (2)

Corona Rebellen Veranstaltungen & Aktionen О 05.05.2020 14000 1,78 0,007 / 0,21 да(14)

Lügen der AfD О 15.01.2018 6800 0,78 0,008 / 0,21 да (15)

Die Rente muss zum Leben reichen. Altersarmut geht gar nicht О 26.06.2017 9300 0,78 7,5-4 / 0,022 да (6)

Gegen die Corona Diktatur in Deutschland З 30.10.2020 2400 0,58 0,008 / 0,57 да (5)

Wir lassen uns niemals gegen Corona impfen З 21.11.2020 3400 0,97 0,003 / 0,12 да (1 ад-мин.)

Südtiroler gegen Lockdown З 07.02.2021 3800 30,74 0,036 / 0,345 да (2 ад-мин.)

Widerstand З 09.10.2020 1800 1,05 0,023 / 0,058 да (3)

пы по большей части объединяют меньшее количество участников, чем общедоступные; динамика роста состава участников сообществ не зависит от типа группы (общедоступная / закрытая); относительно релевантным параметром выступает дата создания группы (изучаемые сообщества, основанные в 2014—2019 годах, характеризуются недельным «приростом» новых участников менее 1 % от общего количества; сообщества, появившееся в 2020—2021 годах — преимущественно большей положительной динамикой состава); сообщества с небольшим количеством участников имеют, как правило, и небольшой состав администраторов, могут не иметь модератора; б) активность размещения нового контента не зависит от типа сообщества и общего количества его членов; относительно релевантным параметром выступает дата создания группы (показатель «более одной публикации на каждые 3 участника сообщества за прошедший месяц» имеют группы, созданные в 2020—2021 годах); группы, демонстрирующие самую высокую позитивную динамику состава (количество новых участников за неделю более 4 %), характеризуются чаще всего и большей активностью публикаций.

Количественные данные об активности членов сообщества (табл. 2; выборочно проанализирован контент и ответная реакция участников сообществ, созданных в разные годы, имеющих в нашей выборке максимальное и минимальное количество участников, максимальное и минимальное количество публикаций за 1 день и за 1 месяц в соотношении с количеством членов сообщества, высокую и низкую позитивную динамику состава) свидетельствуют о следующем:

а) доля публикаций администраторов и модераторов выше в многочисленных группах с невысокой позитивной динамикой их состава (в малых сообществах часто публикации размещаются активными членами сообщества); чем выше доля публикаций администраторов и модераторов, то есть чем больше администрирование информирования и мобилизации, тем меньше активность размещения публикаций в сообществе;

б) в больших сообществах (тысячи, десятки, сотни тысяч участников) превалирующей формой онлайн-участия являются знаки интерактивных реакций (регулярно используемые: «нравится», «супер», «Ух ты!», «ха-ха», «мы вместе», «возмутительно», «сочувствую»), участники более сдержаны, склонны к более пассивной форме участия; в малых сообществах наиболее частотные формы — комментарии, репосты; наивысшая доля интерактивных реакций — в больших сообществах, наивысшая доля комментариев и репостов — в малых сообществах; во всех проанализированных сообществах комментарии используются активнее, чем репосты; группы с низкой позитивной динамикой состава и низкой активностью

размещения новых постов также демонстрируют более низкое участие в форме комментариев и репостов;

в) независимо от размера группы та ее часть, которая демонстрирует онлайн-активность, составляет часто не более 4—5 %;

г) не обнаружено однозначной связи между степенью онлайн-актив-ности участников сообщества и наличием совместных онлайн- и / или офлайн-мероприятий; количественные данные указывают на связь между наличием офлайн-мероприятий и большим администрированием информирования группы.

Таблица 2

Характеристика онлайн- и офлайн-активности членов сообществ (выборочно)

Показатели (%) за последний месяц (февраль 2021) Показатель за последние полгода (шт.)

Название группы доля публикаций администратора, модератора в общем количестве публикаций доля ком-ментиру-ющих публикацию от общего количества участников группы доля ре-постов публикации от общего количества участников группы доля интерактивных реакций к публикации от общего количества участников группы мероприятия, форма

«Wir Wutbürger leisten jetzt Widerstand!» 0,3 0—4,55 0—4,02 0—3,77 нет

«Wir brauchen den Widerstand gegen rechts!» 0,8 0—0,9 0—0,75 0—2,5 преимущественно онлайн: всего 89; 03.21 — 8, 02.21 — 16, 01.21 — 18, 12.20 — 8, 11.20 — 20, 10.20 — 19

«Fridays gegen Altersarmut» 72,7 0,006—0,17 0,014— 0,48 0,12—4,14 офлайн: всего 5: 11.20 — 4, 10.20 — 1

3.2. Адресант, адресат и их взаимодействие в сообществах конфликтной мобилизации в СС

Публикации в сообществах конфликтной мобилизации в СС можно разделить на три группы.

Первую группу образуют публикации сторонних авторов, которыми в сообществе делятся его участники. В такого рода публикациях автор репоста выступает, собственно говоря, со-адресантом стороннего автора, принимающим точку зрения последнего и инициирующим ее дальнейшее разделение членами сообщества СС (остальные члены сообщества являются со-адресатами). Такой со-адресант в первой группе публикаций получает ограниченную экспликацию: а) в шапке публикации, где указывается на репост (Bernd Borkowski поделился ссылкой [FGA, 02.03.2021]); б) в уточнениях, дополнениях автора репоста (факультативно; указание на авторство): Bernd Borkowski: Das Rentensystem in Österreich ist nur zu einem kleinen Teil steuerfinanziert. https://aktuelle-sozialpolitik.blogspot.de/2016/11/256.html — Бернд Борковский: Только небольшая часть пенсионной системы в Австрии финансируется из налогов [Там же]; в) в комментариях-ответах членов сообщества, содержащих адресацию-обращение к автору репоста (Beatrice Segmüller: Bernd Borkowski sachlich und fachlich absolut richtig — Беатрис Зегмюллер: Бернд Борковский: по делу, профессионально, абсолютно правильно; Fred Peth: Bernd Borkowski und wieder glänzt du mit dem Narrativ „der Staat bedient sich" — Фред Пет: Бернд Борковский: и снова ты неотразим со своим нарра-тивом «Государство пользуется» [Там же]); г) в ответах автора репоста на комментарии членов сообщества (указание на авторство ответа: Bernd Borkowski: Fred Peth Dieser Kommentar ist keine intellektuelle Glanzleistung ... — Бернд Борковский: Фред Пет этот комментарий далеко не интеллектуальный подвиг [Там же]. Самопрезентация со-адресанта реализуется косвенно, посредством выбора предлагаемой сообществу публикации, демонстрации солидарности с ее автором. В рамках данной группы публикаций в ответах на комментарии участников со-адресант, как правило, эксплицируется как «Я-социальное», проводник некой позиции (например: Bernd Borkowski: Karl Bein Das sollte man wissen. Der Staat zahlt keine Renten — Бернд Борковский: Карл Байн, это нужно знать. Государство не оплачивает пенсии [Там же]). Иные способы экспликации со-адресанта носят единичный характер.

Вторую группу составляют публикации членов сообщества, мобилизационный потенциал которых базируется на опосредованном воздействии, в первую очередь, целенаправленном информировании с целью создания / поддержания желаемой позиции и объединения участников против чего-либо / кого-либо. Адресант получает экспликацию: а) в шапке публикации (указание на автора); б) (редко) в комментариях участников сообщества или ответах адре-

санта на их комментарии (указание на адресата комментария или авторство ответа на комментарий); в) в приемах идентификации с членами сообщества (например: Und genau deswegen werden wir weiter beharrlich für ein solidarisches Rentensystem kämpfen. ... unsere Bewegung weiter wächst — И именно поэтому мы будем продолжать настойчиво бороться за солидарную пенсионную систему ... наше движение продолжает расти [FGA, Christian Behrs, 27.11.2020]).

Третью группу составляют публикации, размещаемые от лица сообщества (чаще всего администраторами, модераторами, (реже) лидерами мнений), содержащие прямые способы воздействия с целью мобилизации участия членов сообщества в протестном онлайн- / офлайн-мероприятии. Коллективный адресант получает экспликацию: а) в шапке публикации (указание на автора, группу); б) при представлении коллективной позиции, взглядов, оценок (например: Zu lang wurde an der Mehrheit der Bürger vorbei regiert. ... Es ist Zeit, die Sache in unsere eigenen Hände zu nehmen. Aufstehen — und zusammen ein neues Kapitel der Demokratie schreiben — Слишком долго большинство граждан игнорировалось правительством. ... Самое время взять это в свои руки. Подняться и вместе написать новую главу Демократии [AB, 18.02.2021]); в) в приемах идентификации с членами сообщества (например: Solche Angriffe gelten uns allen. Jeder, der sich Demokrat nennt ist gleichfalls Antifaschist! ... jede/r, die/der Lust hat ein deutliches, friedliches Signal zu setzen, ist herzlich willkommen! — Эти нападки касаются нас всех. Каждый, кто называет себя демократом, является и антифашистом ... Добро пожаловать каждый, кто хочет сказать свое твердое слово за мир [Там же]); г) в прямых призывах как инициатор, движущая сила (например: Vernetzen wir uns, um gemeinsam diese Stadt zu gestalten! — Давайте объединяться, чтобы вместе обустроить этот город [GGK, 03.03.2021]; Helft weiter dabei mit ... und ladet eure Freunde in unsere Gruppe ein — Поддерживайте нас дальше ... и приглашайте в нашу группу своих друзей [FGA, Christian Behrs, 28.11.2020]); д) (факультативно, не часто) в эксплицитной целенаправленной саморепрезентации как идейного, активного, надежного «актора» (например: Wir sind überglücklich, als Geburtshelfer dieser bundesweiten Kampagne ... agieren zu dürfen — Мы необычайно счастливы, что стояли у истоков этой масштабной, общегерманской компании [GGK, 18.02.2021]; ... deswegen werden wir weiter beharrlich ... kämpfen, ... und wir werden weiterhin alles dafür tun damit das Thema Altersarmut ... die größtmögliche Aufmerksamkeit erhält — ... поэтому мы будет дальше настойчиво ... бороться, ... и мы будем дальше делать все, чтобы к теме «Бедность в старости» ... привлечь как можно больше внимания [FGA, Christian Behrs, 27.11.2020]); е) в посткоммуникации, в рамках которой группа (администратор) помещает обычно фото- / видеоотчет о мероприятии.

Массовый адресат в сообществах конфликтной мобилизации в СС эксплицируется а) посредством использования знаков интерактивного одобрения во вкладке «Обсуждение» (имеется указание на количество поставивших тот или иной эмотикон с возможностью добавить данных участников в друзья, перейти, подписаться на их аккаунт); б) посредством использования репоста (предоставляются данные о сделавших репост с возможностью перехода на их профиль); в) во вкладке «Мероприятие» посредством использования интерактивных функций «Интересует», «Пойду», «Пригласить» (присутствует статистика по данным функциям с возможностью перехода в акка-унты соответствующих участников и установления контакта); г) во вкладке «Участники» (приводится информация обо всех участниках сообщества как потенциальных адресатах, участниках поблизости, участниках с общими интересами, новых участниках); д) в шапке комментариев (указание на авторство); е) в комментариях при предъявлении личной позиции (например: Beate Neuhausen: Ich finde die Entscheidung gut und mehr als fair — Беате Нойгаузен: Я нахожу это решение правильным и более чем честным [WB-WgR, 27.11.2020]; ж) в комментариях посредством идентификации с другим участником / участниками сообщества, обращения к участнику / участникам сообщества: Daniela Borchert: Mensch Leute dann geht zu den Mahnwachen in eurer Stadt oder organisiert welche — Даниела Борхерт: Люди, идите на пикеты в вашем городе или организуйте их сами [FGA, 29.09.2020]; Norbert Fey: Wir sind nicht mehr im Mittelalter ... Wir wissen das wir von Euch verascht werden — Норберт Фей: Мы не в средневековье .... Мы знаем, что вы нас просто истребляете [Ibid., 27.11.2020]; з) в комментариях посредством позитивной / негативной идентификации с адресантом: Gerd Arno Schwiedergall: Nach meinem Empfinden, ist Eure differenzierte Herangehensweise der richtige Weg — Герд Ароно Швидергалль: По моим ощущениям, этот ваш дифференцированный подход — правильный путь [WBWgR, 27.11.2020]; и) в обращениях адресанта, призывах к участникам сообщества (частое обращение на «ты» для сокращения дистанции, формирования доверительности: Ihr Lieben ... Kommt zahlreich — Дорогие мои, приходите большими группами [CRVA, 23.02.2021]; Träumt, spinnt Visionen und baut mit an der solidarischen Stadt! — Мечтайте, дайте волю воображению, стройте с нами солидарный город! [GGK, 03.03.2021]); к) (факультативно, редко) в кратких самопрезентациях участников сообщества в комментариях (Daniela Borchert: Versuche mit meiner Gruppe in Aachen seit 1 Jahr die Menschen zu bewegen... — Даниела Борхерт: Пытаюсь с моей группой в Аахене уже год поднять людей [FGA, 29.09.2020]).

В рассматриваемых коммуникативных практиках находят отражение следующие способы и инструменты формирования и регулярного поддержания виртуальной солидарности:

1) реализация «мы-концепции»: использование адресантом и адресатом широкой идентификации с членами сообщества (см. выше); интерактивный инструментарий выражения поддержки (см. выше: выражающие одобрение эмотиконы, репосты, выражение интереса к планируемому мероприятию, намерения участвовать в нем, распространение приглашений референтным группам); формирование общих медиаресурсов сообщества (вкладка «Медиафайлы», альбомы с фото- I видеоматериалами о прошедших акциях во вкладке «Мероприятие» ^ «Обсуждение»); «статистика поддержки» в сообществе СС (к каждой публикации, онлайн- или офлайн-мероприятию); собирательные обозначения и обращения к массовому адресату (со стороны адресанта и адресатов; см. выше); солидаризиру-ющие комплименты и противопоставление «другим» (комплименты: Ye s Chrissi! Du bist so mutig! Hin zur Eigenverantwortung weg von Fremdbestimmung! — Да, Крисси! Ты такая сильная! Вперед, к личной ответственности, прочь от диктата и манипулирования! [CRVA, 06.03.2021]; Glückwunsch an ... das Team zu dieser guten, einzig richtigen Entscheidung! — Поздравляю ... группу с этим прекрасным, единственно верным решением! [FGA, Carmen Siebke, 01.03.2021]; противопоставление: Die müssen handeln undzwsr jetzt! — Эти должны действовать, и немедленно! [CRVA, Sebastian von Nagaroon, 06.03.2021]; Die sind alle kriminell — Эти все погрязли в криминале [Ibid., Maria Magdalena, 05.03.2021];

2) свобода участия, нерелевантность территориальных границ; равно-статусность участников (при этом, однако, администраторы и модераторы имеют техническую возможность удаления публикаций I комментариев, отключения возможности комментирования публикации; чаще используется в больших сообществах);

3) публичный характер конфликтной мобилизации (публичный обмен информацией, одобрениями, результатами мобилизации в посткоммуникации; активная обратная связь с администратором I модератором группы);

4) целенаправленная трансформация виртуальной деятельности сообщества на его интернет-странице в совместные протестные офлайн- или онлайн-мероприятия (см. вкладку «Мероприятия»). В отличие от петиционных платформ [Ребрина и др., 2020] данная коммуникативная практика характеризуется регулярным поддержанием интернет-солидарности, что обусловливает ее циклический характер.

3.3. Доминантные стратегии и тактики адресанта и адресата в сообществах конфликтной мобилизации в СС

Проведенный анализ позволил выделить следующие стратегии и реализующие их языковые средства (табл. 3).

Таблица 3

Стратегия

к> 00

Стратегии и тактики адресанта в сообществах конфликтной мобилизации в СС

Тактика

Фактическое аргументирование (38,4 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологическое аргументирование (этические, эмоциональные аргументы, в том числе апелляция к индивидуальному опыту адресата) (53,2 %)._

Логическое аргументирование (8,4 %).

Примеры

16 Menschen sind diesen Winter auf Hamburgs Straßen erfroren. ... Während wir uns möglichst von anderen Menschen fern halten sollen, werden bis zu 400 Menschen in zwei Sammelunterkünften untergebracht. ... Dabei wären viele Hoteliers bereit ihre Zimmer zu öffnen, private Spender und die Solidarität vieler Bürgerinnen sorgen für die Finanzierung der ca. 30—35 Euro Übernachtungskosten pro Gast [WBWgR, 05.03.2021] — Этой зимой на улицах Гамбурга замерзли 16 человек. <...> В то время как все мы должны соблюдать дистанцию, здесь в двух общих комнатах размещаются до 400 человек. <...> Многие владельцы гостиниц готовы открыть свои номера, спонсоры и солидарность многих граждан покрывают финансирование примерно в 30—35 евро за 1 день проживания на одного гостя.

Nennen Coronamassnahmen-Befürworter das Solidarität. Nächstenliebe? In was für einer ekelhaften, kalten, herzlosen Welt leben wir? [CRVA, Tom Cruus, 06.03.2021]. — Сторонники антиковидных мер называют это солидарностью ... благотворительностью? В каком мерзком, холодном, бессердечном мире мы живем!

Wir brauchen eine Stadt, wo das Glück und das Leben der Vielen mehr zählt als das Streben nach Macht und der Reichtum von wenigen [GGK, 03.03.2021] — Нам нужен город, в котором счастье и жизнь многих более ценны, чем стремление к власти и наживе небольшой кучки.

Das eine so starke und große Gruppe mit Diffamieren von außen rechnen muss war uns bei der Gründung klar <... > Wo ... viele Menschen zusammen finden passieren auch Fehler. Unser Fehler war es einigen Personen blind vertraut zu haben <... > So kam es dazu dass ... Administratoren unsere Gruppe versucht haben zu unterwandern und zu spalten. Dadurch hat unsere Gruppe an Durchschlagskraft verloren und eine klare Linie war nicht wirklich zu erkennen. Als die Gruppe gegründet wurde, hatte diese eine klare

Релевантные языковые средства

Лексические единицы (ЛЕ) с пространственной, временной, количественной семантикой, имена собственные, хроно-нимы.

Абстрактная лексика, называющая эмоции, переживания, ЛЕ с эмоционально-оце-ночной семантикой, личные местоимения, репрезентанты антонимических этических концептов.

ЛЕ, эксплицирующие ход мысли, доказательства, обеспечивающие логическую связанность

©

оэ

N) =Г N) 15 М -<

5! ё;

сп о

хо

i4j 4l ю о (л Ю

о

Sprache und das Ziel <... > Aus diesem Grund ... die Gruppe ... war ... zu einer ernst zu nehmendem Größe geworden. Deswegen werden wir gemachte Fehler wieder rückgängig machen. <... > Das bedeutet dass wir wieder zu unseren 10 Forderungen zurück kehren. <...> dafür sorgen werden ... wieder stärker wahrgenommen zu werden. <... > Es wird in den kommenden Wochen einige Veränderungen stattfinden. <... > Euer Gruppen Team [FGA, Christian Behrs, 19.02.2021] — обоснование грядущих изменений в группе : То, что такая сильная и большая группа столкнется однажды с клеветой извне, было нам ясно еще при ее создании. <... > Где ... много людей собираются вместе, случаются ошибки. Наша ошибка заключалась в том, что мы слепо доверяли некоторым людям <... > Так случилось, что ... администраторы попытались проникнуть в нашу группу и разобщить ее. В результате наша группа потеряла часть своего влияния и четкость позиции. Когда группа была основана, у нее были ясный язык и цель. <... > Именно это сделало ... группу ... влиятельной, заставило ее воспринимать всерьез. Поэтому мы исправим сделанные ошибки. <... > Это означает, что мы возвращаемся к нашим 10 требованиям. <... > ... снова постараемся ... вернуть наше влияние. <... > В ближайшие недели произойдут некоторые изменения. <... > Команда группы.

фатическая (28,1° о) Консолидирующий призыв к адресату (72,8 %). Es gibt Lösungen, um Menschen zu schützen und zu helfen. Wir müssen sie nur durchsetzen. Kämpft mit uns und organisiert euch! Wohnen für Menschen statt für Profitel [GGK, 28.03.2020] — Есть решения, которые позволят защитить людей, помочь им. Нам нужно их просто реализовать. Боритесь вместе с нами и объединяйтесь в группы! Жилье для людей, а не для наживы! Инклюзивные местоимения, перфор-мативные глаголы, побудительные предложения, ЛЕ с семантикой долженствования, необходимости.

Солидаризи-рующий комплимент массовому адресату (14,7%). 10.000Mitglieder Danke an uns alle L. Wir sind viele und wir werden immer ;«e/ir[CRVA, 21.11.2020] — 10000 членов 4 4 4 Спасибо нам всем L Нас много и будет еще больше. ЛЕ с положительной оценочной семантикой, семантикой единения, обращения.

Экспликация вовлечения в обсуждение, действия (12,5 %). Magst du uns vielleicht bei der Demo- und Aktionswerbung helfen? Mögliche Aufgaben wären: ... aufspüren, um sie hier bei uns zu teilen [CRVA, 21.11.2020] — Может быть, хочешь помочь нам с демонстрацией и продвижением наших совместных акций? Возможные задания для тебя: ... искать информацию, чтобы поделиться ей здесь с нами. Риторические вопросы, перформативные высказывания, побудительные предложения

Wie wollen wir leben? Gemeinsam für eine solidarische Stadt! [GGK, Kalle Gerigk, 03.03.2021] — Как мы хотим жить? Вместе ради города, живущего по принципу солидарности! с глаголами речемыс-лительной деятельности.

самопрезентационная (13,16%) Идентификации с массовым адресатом (43,2 %), ... nur gemeinsam sind wir stark! [FGA, Christian Behrs, 27.11.2020] — ... только вместе мы сильны! (см. также выше — при описании способов экспликации адресанта). Инклюзивные, некоторые неопределенные (alle, jeder, viele) местоимения, ЛЕ с семантикой единения.

Противопоставление не-одобряемому оппоненту (14,1 %). Mir wurde ... bei der Mahnwache von der guten Resonanz erzählt, von der Betroffenheit der Menschen und der Spendenbereitschaft... Kein*e Senatoren hat sich dort ... blicken lassen. Kein*e Senatoren hat die Sammelunterkünfte besucht. Es ist leicht seine Augen vor dem zu verschließen, was man nicht sehen will [WBWgR, 05.03.2021] — Мне рассказывали ... на пикете о широком отклике, вовлеченности многих людей и готовности пожертвовать средства. <... > Ни один сенатор не заглянул сюда. Ни один сенатор не пришел в эти общие комнаты для бездомных. Легко закрыть глаза на то, что ты не хочешь видеть. ЛЕ с негативной семантикой, имена собственные.

Нацеленное самопредставление (8,9 %). Wir ... unterstützen den Aufbau von ... anderen Formen der Organisierung von unten. Wir sind an der Seite aller Gruppen, die sich für eine antirassistische ... barrierefreie Stadt einsetzen [GGK, 28.03.2020] — Мы ... поддерживаем ... другие формы организации снизу. Мы на стороне всех групп, которые работают ради города без расизма ... и барьеров. Ziel unserer Gruppe ist es ... Menschen ... auf das Thema Altersarmut ... aufmerksam zu machen. Unsere Bewegung fühlt sich nur dem kleinen Mann (Bürgern) verpflichtet, deswegen bleiben wir politisch unabhängig... [FGA] — Цель нашей группы — ... привлечь внимание людей ... к проблеме бедности в старости. Наше движение чувствует себя обязанным поддерживать обычных граждан, поэтому мы остаемся политически независимыми. Собственные имена, ЛЕ с положительной семантикой, семантикой долженствования, единения.

Предъявление коллективной позиции группы (33,8 %). Um der wachsenden Altersarmut entgegen zu wirken, ist es wichtig unverzüglich eine solidarische Rentenversicherung einzufiihren ... [FGA, 03.03.2021] — Чтобы противодействовать растущей бедности в старости, важно немедленно ввести солидарное пенсионное страхование. Die Verbote halten wir und sehr viele Experten für völlig übertrieben. <... > Ein solcher Zustand kann und wird nicht gut gehen und führt unweigerlich zu noch massiveren Protesten ... [CRVA 07.03.21] — Мы и многие эксперты считаем запреты чрезмерными. <... > Такая ситуация не может быть благоприятной и неизбежно приведет к еще более массовым протестам ... Неопределенно-лич-ные, пассивные конструкции, инклюзивные местоимения, ЛЕ с оценочной семантикой, с семантикой долженствования.

Доминирующей является стратегия аргументирования, реализуемая адресантом преимущественно посредством апелляции к этическим и эмоциональным доводам, несколько реже — к фактам. Установление и поддержание адресантом контакта обеспечивается чаще всего с помощью консолидирующих призывов к членам сообщества; самопрезентация не является частотной стратегией адресанта, актуализируется в приемах идентификации с адресатом, через предъявление коллективной позиции группы. Соотнесение описанных стратегий и тактик с выделенными Ю. Хабермасом типами коммуникативных действий показывает, что наименее частотными в коммуникативном поведении адресанта являются драматургические (см. стратегию самопрезентации), почти одинаково частотными — констатирующие (см. тактики фактического и логического аргументирования) и регулируемые (см., например, тактики психологического аргументирования, консолидирующего призыва к адресату) действия.

В таблице 4 представлены выявленные стратегии и тактики адресата в исследуемых сообществах. Адресатом используются те же самые средства, что и адресантом (см. табл. 3). Отличие заключается в более активном употреблении адресатом эмотиконов, сниженной, оценочной лексики, дейктических единиц, сокращений.

Доминирующей стратегией адресата является самопрезентационная, реализующаяся чаще всего посредством предъявления субъективной позиции, солидаризирующей идентификации с адресантом и с участниками сообщества, противопоставления общему оппоненту. Аргументирование осуществляется, как правило, посредством апелляции к этическим и эмоциональным доводам. Фатическая стратегия актуализируется адресатом большей частью в форме солидаризирующего комплимента адресанту, консолидирующего призыва / обращения к членам сообщества или посредством эксплицитного вовлечения в дискуссию. Как показывает выполненный анализ, в рамках типологии коммуникативных действий Ю. Хабермаса доминирующими типами последних в коммуникативном поведении являются драматургические (превалируют; см. стратегию самопрезентации и отдельные тактики фатической стратегии) и регулируемые (см., например, тактики психологического аргументирования, солидаризи-рующего комплимента членам сообщества, адресату, консолидирующего призыва к участникам группы).

4. Выводы

Требование адресности для повышения эффективности конфликтной мобилизации обусловливает формирование и широкое распространение соответствующих сообществ в СС, взаимодействие в рамках которых рег-

Таблица 4

Стратегии и тактики адресата в сообществах конфликтной мобилизации в СС

Стратегия Тактика Примеры Релевантные языковые средства

аргументативная (33,3 %) Фактическое аргументирование (18,4%). Тот Frcm, seitdem die Alliierten Deutschland die volle Hoheitsrechte über Justiz und Politik gegeben hatten, war besonders in der BRD eine ständige Verharmlosung von Nazitum zu bemerken und dieses hatte sich nicht geändert, seit die Besatzung Deutschlands in 1993 offiziell beendet wurde. ... Dann gab es auch noch der kalte Krieg, der der Anlass dafür bracht, dass mitten 1950 er Jahre die Bundeswehr entstanden war ... (комментарий El Rubito de Granada к публикации Marius Jütting [WBWgR, 02.03.2021]) — Том Фрэн, с тех пор как союзники предоставили Германии полный суверенитет в правосудии и политике, в особенности в ФРГ, постоянно отмечалась банализация нацизма, с момента официального прекращения оккупации Германии в 1993 году ничего не изменилось. ... Затем была еще холодная война, которая привела к появлению бундесвера в середине 1950-х годов. ... См. таблицу 3

Психологическое аргументирование (этические; эмоциональные аргументы) (77,2 %). Es ist eine Affenschande, aber leider typisch für den momentanen Umgang mit der Gefahr von rechts ... (Christina Tiefenbach [Ibid.]). — Стыд и срам, но, к сожалению, это типично для нынешнего способа борьбы с «правой» опасностью ... Unglaublich, in was für einem Land leben wir eigentlich? Was für Leute sind das, die sich solche Ungeheuerlichkeiten ihren Mitmenschen gegenüber erlauben? (Gisela Völckers [Ibid.]). — Невероятно, но в какой стране мы на самом деле живем!? Что за люди, которые позволяют себе такие чудовищные поступки по отношению к своим собратьям? См. таблицу 3

Логическое аргументирование (4,4 %). So wurde die BRD im westlichen Bündnis gegen dem Kommunismus, der NATO, einbezogen und wenn man sich diese Vorgeschichte anschaut, ist es nicht mehr als logisch, dass eine Voreingenommenheit gegen Links und eine Duldung von Extremrechts auf wichtige Posten überherrscht. Die Armeeführung ist keine Ausnahme darin (комментарий El Rubito de Granada к публикации Marius Jütting [WBWgR, 02.03.2021]). — Итак, ФРГ была включена в западный альянс против коммунизма, в НАТО, и если посмотреть на эту предысторию, то это просто логично, что наверху имеет место предубеждение против левых и терпимость по отношению к крайне правым. Армейское командование не исключение. См. таблицу 3

фатическая (24,1 %) Консолидирующий призыв / обращение к членам сообщества (24,6 %). Beenden wir die Bereicherung durch den Maskenverkauf und der Maskenpflicht! Riskieren wir ein Bußgeld, legen Widerspruch ein und provozieren wir eine Klagewelle, die nicht zu bewältigen ist! (комментарий Anial S Jebliya к публикации Silke Weol [CRVA, 07.03.2021]). — Давайте положим конец обогащению за счет продажи масок и требований носить маски! Рискнем штрафом, заявим протест и спровоцируем волну жалоб, с которыми невозможно разобраться! См. таблицу 3

Солидаризиру-ющий комплимент члену/-ам сообщества (17,7%). Susan Hope: Stefan С. Limbrunner Danke. Du sprichst wir — wieder einmal — aus der Seele. (комментарий Susan Hope к комментарию Stefan С. Limbrunner, публикация Jules El-Khatib [WBWgR, 06.03.2021]). — Сьюзан Гоне: Штефан Ц. Лимбруннер Спасибо. Вы высказываете мои сокровенные мысли См. таблицу 3

Солидаризиру-ющий комплимент адресанту (29,8 %). Astrid Sohnstedt: Danke für die klaren Worte! Ich bin Nachkriegsgeneration и ich и niemand in meinem Verwandten — и Bekannten Kreis hat Probleme mit dem jüdischen Volk (комментарий Astrid Bohnstedt к публикации Norbert Wilding [Ibid., 08.03.2021] — Астрид Бон-штедт: Спасибо за ясное высказывание !_Я из послевоенного поколения, и ни я, ни кто-либо из моих близких, моих друзей не имели когда-либо проблем с евреями. См. таблицу 3

Экспликация вовлечения в обсуждение (27,9 %). Michael Holota: Dirk Kläffer. Wer wählt den? Muss das Volk einverstanden sein mit Nullen an der Spitze? Es liegt an uns Allen (комментарий Michael Holota к комментарию Dirk Klöffer [CRVA, 07.03.2021]). — Михаель Голота: Дирк Клёффер, кто выбирает? Народ должен согласиться с нулями вверху? Это затрагивает нас всех. См. таблицу 3

самопрезентационная (42,6 %) Солидаризи-рующей иден-тификации с участни-ками сообщества (15,5 %). Das ist ein klares Statement des Teams wie wir zum Thema Gewalt stehen ... Wir werden und müssen das nun nicht ewig diskutieren weil sich an unserer Einstellung nichts ändern werden (комментарий к публикации о неприятии насилия в группе [WBWgR, 09.01.2019]). — Это однозначное заявление команды о том, как мы относимся к проблеме насилия ... Мы не будем и не должны обсуждать это постоянно, потому что в нашей позиции ничего не изменится. Stefan Schmidt: So ist es! Wir brauchen eine breite Volksfront gegen Rechts und dürfen niemals ... uns zu inakzeptablen Handlungen hinreißen lassen, denn sonst steht der ganze Widerstand auf dem Spiel! [Ibid.]). — Штефан Шмидт: Это так! Нам нужен сильный народный фронт против «правых», и мы никогда не должны ... позволять увлекаться неприемлемыми действиями, иначе все сопротивление окажется под угрозой! Инклюзивные, неопределенные (alle, jeder, viele) местоимения, личные и притяжательные местоимения 1 л. ед. ч., ЛЕ с семантикой единения.

Тактика отрицательной идентификации с участниками сообщества (6,1 %). El Tabano: Ich bin ... andere Meinung. Ich vertrete das Recht auf Selbstverteidigung in Notfall. ... sich nicht wehren ist meiner Meinung nach nicht richtig. Und... das Gewaltmonopol in die Haende des Staates überlassen ... ist gut solange dieses Gewaltmonopol nicht Korrupt ist. Ist mindestes meiner Meinung ... Ich wollte es schreiben weil diese "Friede Freude " Eierkuchen mich sehr Verlogen vorkommt. <... > Ich sehe in diese "GewaltPolemik" eine Instrumentalisierung der Situation ... auch seitens der "Pazifisten" ... (комментарий к публикации о неприятии насилия в группе [Ibid.]). — Эль Табано: Я ... другого мнения. Я за право на самооборону в случае необходимости. ... не защищаться, по-моему, не правильно. И оставлять монополию на насилие государству ... стоит, только если эта монополия не коррупционна. Таково мое мнение. Я написал это, потому что этот лозунг «мир во всем мире» кажется мне лживым. <... > Я вижу в этой полемике о насилии инструментализа-цию ситуации ... также и со стороны «пацифистов». ЛЕ с негативной семантикой, имена собственные, личные местоимения.

Солидаризиру-ющая идентификация с адресантом (22,1 %). Mike Böiger: Dem schließe ich mich voll und ganz an! Ist es ja auch das was ich heute in kurzen Worten geschrieben habe: Gabriele Schlicht: Ihr habt das wunderbar formuliert und ich möchte mich diesen Worten anschließen (комментарии к публикации о неприятии насилия в группе [Ibid.]). — Мильке Боигер: Я полностью присоединяюсь! Это то, о чем я тоже сегодня кратко написал; Габриеле Шлихт: Вы великолепно сформулировали, и я хочу присоединиться к вашим словам. Инклюзивные местоимения, местоимение 1 л. ед. ч., ЛЕ с семантикой положительной оценки.

Тактика отрицательной идентификации с адресантом (2,6 %). Raimund Poppinga: Ich denke nicht, daß Ihr Euch und uns einen Gefallen damit tut. zu entscheiden. was Lügenpresse sei und was nicht (комментарий Raimund Poppinga к публикации и пояснению администратора группы [WBWgR, 27.11.2020]). — Раймунд Поппинга: Я не думаю, что вы делаете себе или нам одолжение, решая, что является лживой прессой, а что нет. Andrea Brown: ich widerspreche der gesamtem Berichterstattung ... (комментарий к публикации о неприятии насилия в группе [Ibid., 09.01.2019]). — Андреа Браун: я не согласна с публикацией ... ЛЕ речемыслитель-ной деятельности, негативные оценочные ЛЕ, личные местоимения.

Противопоставление общему врагу / оппоненту (16,5 %). Susanne Hoppe: WIR sind auch in Mönchengladbach dafür, die Kommunalpolitik kapiert die Dringlichkeit jedoch nicht und will es auch nicht 5i (комментарий Susanne Hoppe к публикации [GGK, 28.02.2021]) — Сузанна Гоппе: Мы тоже выступаем за это ч Мёнхенглад-бах, местные политики не понимают срочности и не хотят действовать » Личные местоимения, негативные оценочные ЛЕ.

Предъявление субъективной позиции (28,2 %). Bernd Schwarze: Traurig aber wahr habe ich aber in der Schule gelernt, welch menschenfeindliches System der Kapitalismus ist... für mich kam nichts überraschendl (комментарий к публикации Christian Behrs [FGA, 01.03.2021]). — Бернд Шварце: Печально, но факт, но я еще в школе выучил, что за человеконенавистническая система капитализм ... для меня это сейчас не стало сюрпризом! Личные местоимения 1 л. ед. ч., соответствующие притяжательные местоимения, оценочные ЛЕ, ЛЕ с семантикой долженствования.

Демонстрация осведомленности / компетентности в соответствующей области (8,1 %). Bernd Borkowski: Ralf Pasing In der Schule wohl nicht aufgepasst...? Hier mal ein Beispiel aus der Praxis: Mal ein Vergleich, zwei Facharbeiter verdienen je rund 50.000 Euro im Jahr <...> (Jahresbrutto 52.000 Euro) in Rente geht, kann er aus der gesetzlichen Rentenkasse mit einer monatlichen Zahlung von 2.211 Euro rechnen. <... > Damit kommt der Österreicher auf eine Jahresrente von 41.384 Euro, der Deutsche aber nur auf 26.539 Euro. Ein Unterschied von fast 40 Prozent. Der Vorteil ist. wenn ein Land. 14 Xper anno. Rente zahlt (комментарий к публикации [FGA, 02.03.2021]). — Бернд Борковский: Ральф Пассинг плохо учился в школе ...? Вот пример из практики, сравним: каждый из двух квалифицированных рабочих зарабатывает около 50 000 евро в год. <... > (Годовой брутто 52 000 евро) уходит на пенсию, он может рассчитывать на ежемесячный платеж в размере 2 211 евро из государственного пенсионного фонда. <... > Таким образом, годовая пенсия австрийца составляет 41 384 евро, немца — всего 26 539 евро. Разница почти 40 процентов. Это выгодно, когда в стране пенсия выплачивается в 14 частей в год. ЛЕ с количественной, пространственной, временной семантикой, ЛЕ, называющие ментальные операции.

Самопредставление (0,9 %). См. описание способов экспликации адресата в сообществах. Личные и притяжательные местоимения 1 л. ед. ч., оценочные ЛЕ.

ламентируется моделью «мы — они», базирующейся на самопрезентации, противопоставлении и консолидации против общего оппонента. Анализ статистики сообществ показывает, что величина сообщества, динамика его состава коррелируют со степенью администрирования информирования и мобилизации; активность размещения публикаций не зависит от типа и величины сообщества, при этом большей активностью характеризуются относительно «молодые» группы с высокой позитивной динамикой состава; в больших и малых сообществах превалируют разные формы онлайн-уча-стия; доля активной, регулярно демонстрирующей разные формы включенности в коммуникацию части сообщества не определяется его величиной; наличие офлайн-мероприятий часто предполагает большую степень администрирования информирования. Проанализированные сообщества располагают схожим интерактивным инструментарием.

Контент сообществ конфликтной мобилизации в СС образуют три типа публикаций: сторонние публикации, которыми делятся члены сообщества; публикации участников группы, нацеленные на опосредованную мобилизацию, то есть целенаправленное информирование для поддержания консолидации участников против чего-либо / кого-либо; администрируемые публикации с непосредственной мобилизацией участия членов группы в протестном онлайн- / офлайн-мероприятии.

Адресант и адресат, формирование и поддержание интернет-солидарности получают разнообразную экспликацию в исследованных сообществах. Коммуникативное поведение адресанта характеризуется преобладанием констатирующих и регулируемых коммуникативных действий; доминирует аргументативная стратегия, реализуемая в первую очередь обращением к этическим и эмоциональным доводам, несколько реже — фактической аргументацией; фатическая стратегия адресанта чаще всего актуализируется в консолидирующих призывах к сообществу; наименее представленная самопрезентационная стратегия находит регулярное отражение в приемах идентификации адресанта и массового адресата, предъявлении коллективной позиции группы. Коммуникативное поведение адресата характеризуется доминированием драматургических и регулируемых коммуникативных действий; превалированием стратегии самопрезентации (реализуемой чаще всего в рамках предъявления собственной позиции, солидаризирующей идентификации и противопоставления общему оппоненту); осуществлением аргументирования посредством апелляции к доводам психологического характера; частотным использованием соли-даризирующего комплимента, консолидирующего призыва, эксплицитных форм вовлечения в дискуссию для установления / поддержания контактов в сообществе. В рамках описанных стратегий и реализующих их тактик

адресант и адресат используют схожие релевантные языковые средства, при этом последний более активно использует эмотиконы, сниженную лексику, дейктические и оценочные единицы, сокращения.

Источники и ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. AB — Aufstehen Bundesweit [Electronic resource]. — Access mode : https://www. facebook.com/groups/aufstehen1 (accessed 13.10.2020).

2. CRVA — Corona Rebellen Veranstaltungen & Aktionen [Electronic resource]. — Access mode :https://www.facebook.com/groups/CoronaRebellenVeranstaltungen (accessed 14.10.2020).

3. FGA — Fridays gegen Altersarmut [Electronic resource]. — Access mode : https:// www.facebook.com/groups/411295362861874 (accessed 19.10.2020).

4. GGK — Gegen Gentrifizierung in Köln [Electronic resource]. — Access mode : https:// www.facebook.com/groups/853735811320023 (accessed 24.10.2020).

5. WBWgR — Wir brauchen den Widerstand gegen rechts! [Electronic resource]. — Access mode : https://www.facebook.com/groups/1584361998467221 (accessed 29.10.2020).

Литература

1. Бараш Р. Э. Системно-коммуникативное исследование радикальных движений, или как возможна научная теория протеста / Р. Э. Бараш, А. Ю. Антоновский // Философский журнал. — 2018. — № 11 (2). — С. 91—105. — DOI: 10.21146/2072-0726-201811-2-91-105.

2. Ваньке А. Интернет-коммуникации как средство и условие политической мобилизации в России (на примере движения «За честные выборы») / А. Ваньке, И. Ксено-фонтова, И. Тартаковская // Inter. — 2014. — № 7. — C. 44—73.

3. Гладченко И. А. Новые подходы к изучению мобилизации в сетевых сообществах / И. А. Гладченко // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. — 2019. — Т. 10. — № 2. — С. 30-43. — DOI: 10.18721/JHSS.10203.

4. Докука С. В. Коммуникация в социальных онлайн-сетях как Фактор протестной мобилизации в России : автореферат диссертации ... кандидата социологических наук : 22.00.04. — Москва, 2014. — 27 с.

5. Есиев Э. Т. Технологии сетевой конфликтной мобилизации : формы и задачи / Э. Т. Есиев // Русская политология — Russian Political Science. — 2017. — № 2. —

6. Киняшева Ю. Б. Социальные сети как инструмент политической мобилизации граждан в современной России / Ю. Б. Киняшева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2018. — № 3. — С. 3—10.

7. Курбатов В. И. Ракурсы социологического исследования сетевых сообществ / В. И. Курбатов, Л. Ш. Крупенникова // Гуманитарий Юга России. — 2016. — Т. 19. — № 3. — С. 50—58.

8. РебринаЛ.Н. Системно-коммуникативные измерения современного протеста (на материале немецкоязычных онлайн-петиций) / Л. Н. Ребрина, Н. Л. Шамне // Научный диалог. — 2020. — № 3. — С. 151—167. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-3-151-167.

9. Шарапов Р. И. Условия политической мобилизации в сети Интернет / Р. И. Шарапов // Социодинамика. — 2017. — № 10. — С. 1—8. — DOI: 10.25136/24097144.2017.10.22073.

С. 43—41.

10. Шерстобитов А. С., Брянов К. А. Технологии политической мобилизации в социальной сети «ВКонтакте» : сетевой анализ протестного и провластного сегментов / А. С. Шерстобитов, К. А. Брянов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов : Грамота, 2013. — № 10 (36). — в 2-х ч. Ч. I. — C. 196—202. — ISSN 1997-292X.

11. Юрина И. А. Исследование социальных сетей в контексте лингвистики новых медиа / И. А. Юрина, Н. Ю. Бородулина, М. Н. Макеева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 11 (77) : в 3-х ч. — Ч. 2. — C. 178—181. — ISSN 1997-2911.

12. Яницкий О. Н. Массовая мобилизация : проблемы теории / О. Н. Яницкий // Со-цис. — 2012. — № 6. — С. 3—12.

13. Habermas J. The Theory of Communicative Action / J. Habermas ; T. McCarthy (ed.). — Boston : Beacon Press, 1987. — V. 2. — 328 p.

14. Oniszczuk Z. Mediatisation of Politics and Politicisation of the Media. Two Dimensions of the Relationship / Z. Oniszczuk // Studiow Medioznawczych. — 2011. — № 4 (47). — Pp. 1—15.

Material resources

AB — Aufstehen Bundesweit. Available at: https://www.facebook.com/groups/aufstehen1 (accessed 13.10.2020). (In Germ).

CRVA — Corona Rebellen Veranstaltungen & Aktionen. Available at: https://www.facebook.

com/groups/CoronaRebellenVeranstaltungen (accessed 14.10.2020). (In Germ).

FGA — Fridays gegen Altersarmut. Available at: https://www.facebook.com/ groups/411295362861874 (accessed 19.10.2020). (In Germ).

GGK — Gegen Gentrifizierung in Köln. Available at:: https://www.facebook.com/ groups/853735811320023 (accessed 24.10.2020). (In Germ).

WBWgR — Wir brauchen den Widerstand gegen rechts! Available at: https://www.facebook. com/groups/1584361998467221 (accessed 29.10.2020). (In Germ).

References

Barash, R. E., Antonovsky, A. Yu. (2018). System-based communication research of radical movements, or as a possible scientific theory of protest. Philosophical Journal, 11 (2): 91—105. DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-2-91-105. (In Russ.).

Dokuchaeva, S. V. (2014). Communication in social online networks as a factor of protest mobilization in Russia. Author's of PhD Diss. Moscow. 27 p. (In Russ.).

Esiev, E. T. (2017). Technology of network conflict mobilization: forms and tasks. Russian Political Science — Russian Political Science, 2: 43—41. (In Russ.).

Gladchenko, I. A. (2019). New approaches to the study of mobilization in network communities. Scientific and Technical Bulletin of SPbSPU. Humanities and social sciences, 10 (2): 30—43. DOI: 10.18721/JHSS. 10203. (In Russ.).

Habermas, J., McCarthy T. (ed.). (1987). The Theory of Communicative Action, 2. Boston : Beacon Press. 328 p. (In Germ).

Kinyasheva, Yu. B. (2018). Social networks as a tool of political mobilization of citizens in modern Russia. Proceedings of the Tula State University. Humanities, 3: 3—10. (In Russ.).

Kurbatov, V. I., Krupennikova, L. Sh. (2016). Rakursy sotsiologicheskogo issledovaniya setovykh obshchestvov. Angles of sociological research of network communities, 19 (3): 50—58. (In Russ.).

Oniszczuk, Z. (2011). Mediatisation of Politics and Politicisation of the Media. Two Dimensions of the Relationship. StudiowMedioznawczych, 4 (47): 1—15. (In Germ).

Rebrina, L. N., Shamne, N. L. (2020). Systemic-Communicative Dimensions of Modern Protest (based on German-Language Online Petitions). Nauchnyi dialog, 3: 151— 167. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-3-151-167. (In Russ.)

Sharapov, R. I. (2017). Conditions of political mobilization in the Internet. Sociodynamics, 10: 1—8. DOI: 10.25136/2409-7144.2017.10.22073. (In Russ.).

Sherstobitov, A. S., Bryansk., A. (2013). Technology of political mobilization in the social network "VKontakte": network analysis of protest and pro-government segments. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice, 10 (36) /1: 196—202. (In Russ.).

Vanka, A., Ksenofontova, I., Tartakovskaya, I. (2014). Internet communications as a means and condition of political mobilization in Russia (on the example of the movement "For Fair Elections"). Inter, 7: 44—73. (In Russ.).

Yanitskiy, O. N. (2012). Massovaya mobilizatsiya: problemy teorii. Sotsis, 6: 3—12. (In Russ.).

Yurina, I. A., Borodulina, N. Yu., Makeeva, M. N. (2017). Research of social networks in the context of linguistics of new media. Philological sciences. Questions of theory andpractice, 11 (77) /2: 178—181. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.