Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТА (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЛОГОСФЕРЫ)'

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТА (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЛОГОСФЕРЫ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROTEST COMMUNICATION / POLITICAL BLOG / INTEGRATIVE CHARACTERISTICS / E-DEMOCRACY / MEDIA SPACE / ПРОТЕСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ БЛОГ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Генералова Лариса Михайловна

Цель. Статья посвящена анализу характеристик немецкоязычной политической блогосферы на официальной платформе https://www.cision.de/top-10-blogs-politik/, определяющих пространственно-временное, предметное, коллективно-личностное системно-коммуникативные измерения протеста; актуальных выражений Net-мышления и электронной демократии как новых особенных форм современной политической коммуникации в исследуемых практиках протеста. Раскрывается комплексная сущность политических блогов, детерминируемая их полифункциональностью, дискурсивной гибридностью и стилистическим синкретизмом. Описывается совокупность компонентов, характеризующих политический блог как комплексный жанр онлайн-коммуникации; релевантные коммуникативные стратегии и тактики массового адресата, индивидуального адресанта и со-адресантов. Определяются параметры среды интернет-коммуникации, обусловливающие способ организации коммуникативного взаимодействия блогера и потенциального адресата и выбор языковых средств, необходимых для реализации интенциональности блогера. Основное внимание сосредоточено на совокупности классифицирующих признаков, которые находят свое проявление в стилистическом синкретизме политических блогов. Метод или методология проведения работы. Эмпирический материал был отобран методом сплошной выборки на официальной платформе https://www.cision.de/top-10-blogs-politik. Методы исследования включают в себя общенаучные методы анализа и синтеза, интерпретативный метод, контент-анализ, стилистический метод, применяемый для анализа фрагментов политических блогов. Результаты. Выделены проявления медиатизации как инструмента общественного взаимодействия в анализируемых протестных практиках, воздействующих на сознание и жизнедеятельность индивида. Результаты исследования позволяют по - новому переосмыслить взаимосвязь между сетевой коммуникацией и социокультурными изменениями. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в базовом курсе прикладной лингвистики, лингвокультурологии и социолингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE CHARACTERISTICS OF CONTEMPORARY PROTEST (ON THE MATERIAL OF THE GERMAN-LANGUAGE POLITICAL BLOGOSPHERE)

Purpose of this study was to analyse the characteristics of the German political blogosphere based on the official platform https://www.cision.de/top-10-blogs-politik/, which determine the chronotope, content, as well as collective-personal systemic-communicative dimensions of protest. The author focuses on the specific expressions of Net-thinking and e-democracy as new forms of today political communication in the studied protest practices. The study reveals the complex nature of political blogs, determined by their multifunctionality, discursive hybridity and stylistic syncretism. It describes the bundle of components that characterize a political blog as a complex genre of online communication, relevant communicative strategies and tactics of the mass addressee, individual addressee and co-addressees. The parameters of the Internet communication environment are regarded, which determine the way of organizing the communicative interaction of the blogger and the potential recipient and the choice of language means necessary to implement the blogger’s intentions. The author’s attention is focused on the set of classifying features, which are manifested in the stylistic syncretism of political blogs. Method or methodology of the study. The study was conducted with the method of overall selection of empirical material from the official platform https://www.cision.de/top-10-blogs-politik. Research methods include general scientific methods of analysis and synthesis, an interpretive method, content analysis, a stylistic method used to analyse fragments of political blogs. Results. The study highlights the manifestations of mediatization as a tool of social interaction in the analysed protest practices that affect our consciousness and life. The results of the study encourage to rethink the interrelationship between network communication and sociocultural changes. Scope of the results. The research results can be used in the basic course of Applied Linguistics, Linguoculturology and Sociolinguistics.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТА (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЛОГОСФЕРЫ)»

Doi: 10.12731/2077-1770-2020-4-27-42 УДК 811.112.2

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТА (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЛОГОСФЕРЫ)

Генералова Л.М.

Цель. Статья посвящена анализу характеристик немецкоязычной политической блогосферы на официальной платформе https:// www.cision.de/top-10-blogs-politik/, определяющих пространственно-временное, предметное, коллективно-личностное системно-коммуникативные измерения протеста; актуальных выражений Net-мышления и электронной демократии как новых особенных форм современной политической коммуникации в исследуемых практиках протеста. Раскрывается комплексная сущность политических блогов, детерминируемая их полифункциональностью, дискурсивной гибридностью и стилистическим синкретизмом. Описывается совокупность компонентов, характеризующих политический блог как комплексный жанр онлайн-коммуникации; релевантные коммуникативные стратегии и тактики массового адресата, индивидуального адресанта и со-адресантов. Определяются параметры среды интернет-коммуникации, обусловливающие способ организации коммуникативного взаимодействия блогера и потенциального адресата и выбор языковых средств, необходимых для реализации интенциональности блогера. Основное внимание сосредоточено на совокупности классифицирующих признаков, которые находят свое проявление в стилистическом синкретизме политических блогов.

Метод или методология проведения работы. Эмпирический материал был отобран методом сплошной выборки на официальной платформе https://www.cision.de/top-10-blogs-politik. Методы иссле-

дования включают в себя общенаучные методы анализа и синтеза, интерпретативный метод, контент-анализ, стилистический метод, применяемый для анализа фрагментов политических блогов.

Результаты. Выделены проявления медиатизации как инструмента общественного взаимодействия в анализируемых протест-ных практиках, воздействующих на сознание и жизнедеятельность индивида. Результаты исследования позволяют по - новому переосмыслить взаимосвязь между сетевой коммуникацией и социокультурными изменениями.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в базовом курсе прикладной лингвистики, лингвокультурологии и социолингвистике.

Ключевые слова: протестная коммуникация; политический блог; интегративные характеристики; электронная демократия; медиапространство.

INTEGRATIVE CHARACTERISTICS OF CONTEMPORARY PROTEST (ON THE MATERIAL OF THE GERMAN-LANGUAGE POLITICAL BLOGOSPHERE)

Generalova L.M.

Purpose of this study was to analyse the characteristics of the German political blogosphere based on the official platform https://www.ci-sion.de/top-10-blogs-politik/, which determine the chronotope, content, as well as collective-personal systemic-communicative dimensions of protest. The author focuses on the specific expressions of Net-thinking and e-democracy as new forms of today political communication in the studied protest practices.

The study reveals the complex nature of political blogs, determined by their multifunctionality, discursive hybridity and stylistic syncretism. It describes the bundle of components that characterize a political blog as a complex genre of online communication, relevant communicative

strategies and tactics of the mass addressee, individual addressee and co-addressees. The parameters of the Internet communication environment are regarded, which determine the way of organizing the communicative interaction of the blogger and the potential recipient and the choice of language means necessary to implement the blogger's intentions. The author's attention is focused on the set of classifying features, which are manifested in the stylistic syncretism of political blogs.

Method or methodology of the study. The study was conducted with the method of overall selection of empirical material from the official platform https://www.cision.de/top-10-blogs-politik. Research methods include general scientific methods of analysis and synthesis, an interpretive method, content analysis, a stylistic method used to analyse fragments of political blogs.

Results. The study highlights the manifestations of mediatization as a tool of social interaction in the analysed protest practices that affect our consciousness and life. The results of the study encourage to rethink the interrelationship between network communication and sociocultur-al changes.

Scope of the results. The research results can be used in the basic course of Applied Linguistics, Linguoculturology and Sociolinguistics.

Keywords: protest communication; political blog; integrative characteristics; e-democracy; media space.

Блоги в системе протестной коммуникации

Современные коммуникативные тактики представляют собой центральный механизм формулирования, агрегации, выполнения и применения коллективных решений. Обмен политической информацией через масс-медиа является неотъемлемой частью электронной демократии - новой формы общения и участия, которая включает в себя различные сектора политической коммуникации: правительство - граждане, разъяснение интересов граждан и общение граждан между собой. Использование интернет-платформы с точки зрения мобилизации сетевой политики стало инновационной практикой протеста, цель которой, с одной стороны, выразить него-

дование или же приверженность по поводу обсуждения конкретной проблемы, с другой стороны генерировать внимание общественности. Идеальным средством коммуникации протестного движения стал интернет с его возможностями подготовки и координации протеста, изучения дискуссионного материала, обмена информацией, целями, стратегиями и тактиками.

Влияние сетевой коммуникации (электронной демократии) на доминирующие структуры власти объясняется «прозрачностью» принятия политических решений, форм интерактивного сотрудничества в дискуссиях и обсуждениях проблем, мобилизации общественных структур. Несмотря на то, что прямая коммуникация между гражданами и институтами власти кажется идеальной формой общения, данные протестные практики несут в себе определенный риск, связанный с негативными побочными эффектами [3]. Пересыщенная цифровая демократия разрушает традиционные демократические учреждения, содействуя акционизму, требующему лишь сбор голосов, а не решение проблемы.

Блоги представляют собой мощные альтернативные и независимые информационные ресурсы [3; 4] с постоянно обновляющейся повествовательной структурой, имеющую релятивную форму политической активности граждан - партиципантов [10; 13]; с проявлением продуктивного протеста высокой степени активности, направленной на изменение ситуации или решения проблемы. При этом участники различаются по целям использования платформы блога, мотивацией и характером использования (субъекты агрегации (партии), артикуляции (социальные движения, общества, федерации, профессиональные политики (парламент, правительство, институты власти, оппозиционеры), индивидуальные участники (гражданские лица - экономисты, деятели культуры и искусства, критики) [7].

Методология исследования системно-коммуникативных

характеристик политических блогов

Предметом исследования являются системно-коммуникативные характеристики немецкоязычных политических блогов в качестве

современных протестных практик, рассматриваемые как социальные явления, адаптируемые к медийной логике электронных СМИ и специфики современной коммуникации между гражданами и властью.

В своем исследовании мы исходим из современного системно-коммуникативного подхода к изучению протестной коммуникации, где протест рассматривается как специфическая своеобразная коммуникативная система со своими пространственно-временным (специфическими хронотопическими особенностями и характерными признаками); предметным (социальные мотивы, дистинк-ция, проактивное-реактивное, решение-поражение: тема протеста, послужившая стимулом участников к действию, логическое проектирование ситуации / проблемы) и коллективно-личностным (характеристики участников протестных практик; уровни их взаимодействия; коммуникативные стратегии и тактики) [1; 2]. Данный подход позволяет более четко сформулировать причины возникновения протестной коммуникации.

При этом мы основываемся на корректирующе - интерактивном аспекте политической коммуникации, критериях легальности форм политического участия (конвенциональные и неконвенциональные) [6]; на регуляции в дискурсивных моделей поведения «защиты оскорбленных» [2], на взаимосвязи политической сферы и медиа-сферы, протестной коммуникации [8; 14; 15]; передаче современной политической коммуникации функций традиционных СМИ: информирование о политических и социальных событиях, социализация (создание / поддержание политических стереотипов и норм поведения), мобилизация (привлечение СМИ для формирования общественного мнения), обеспечение обратной связи (инструмент давления на институты власти) [9]; на медийных, интенционально обусловленных, манипулятивных установках. Материал исследования - немецкоязычные политические блоги, размещенные на официальной платформе https://www.cision.de/top-10-blogs-politik/, а также блоги известных немецких политиков и оппозиционеров, представленные в немецкоязычной политической блогосфере. Каждый блог сопровождается ру-

бриками: 1) тема (общественная или политическая); 2) высказывание собственного мнения блогера по данной проблеме; 3) аргументирование (видео, фото, тезисы выступлений, статистические данные; 4) комментарии. Объем выборки составил около 300 блоговых постов с различными статусом, адресацией и тематикой.

Дискурсивные и жанровые характеристики политических блогов как формы протестной коммуникации

1. Проведенное нами исследование свидетельствует о комплексной природе политических блогов. Анализируемые блоги отличаются полифункциональностью, сочетая в себе разное назначение, информационную функцию (формирование контента и упорядочивание информации о политической, общественной и других сферах жизни в сети интернет), коммуникативную функцию (личные и коммуникативные связи между блогером и читателями, определенные коммуникативные и языковые правила поведения), политическую функцию, включающую в себя политико-мобилизационную функцию (организация и проведение разнообразных акций протеста, флеш-мобов, мобилизация членов партии и прочего электората, разделяющего целеустановки партии, особенно во время предвыборной кампании), политико-имиджевую функцию, функцию саморепрезентации [5], функцию комментирования, функцию социализации (активное включение электората в систему общественно-политических отношений), рефлексивную функцию (языковая и речевая рефлексия блогеров, субъективная перестройка и переосмысление своего отношения к ситуациям политической сферы). Политический блог относится к комплексным жанрам, которые состоят из отдельных компонентов, обладающих относительной завершенностью, и являются текстом определенного жанра.

Вышеперечисленная разнородность находит отражение в следующих признаках политических блогов:

- многочисленные коммуникативные цели адресанта: а) представление собственной позиции или точки зрения блогера (описывает особенности агитационно-пропагандистского и презентационного жанров); б) мобилизационный эффект как форма поли-

тического разговора лицом к лицу (информативно-оценочные и агитационно-пропагандистские жанры); в) зарождение интереса или привлечение внимания к проблеме, ситуации, событию, с возможной репрезентацией ситуации или прогнозированием развития события (информативно-оценочный жанр, презентационный жанр); в) комментирование текущих политических вопросов с целью формирования общественного мнения к описываемой ситуации (интересные темы могут быть быстро «подхвачены» другими блогерами, и, в отличие от традиционного процесса формирования общественного мнения, ввиду отсутствия всевозможных цензурных барьеров, быстро распространяться в определенной блогосфере) (информативно-оценочный жанр); г) привлечение сторонников, поддержки массового адресата, интеграция заинтересованных граждан в работе политика, партии, парламента и т.д., солидаризация (агитационно-пропагандистский жанр); г) требование решения проблемы, побуждение власти к определенному действию (типично для директивных жанров);

- активное использование языковых средств с побудительной семантикой (признак директивных жанров): перформативные структуры с семантикой просьбы, требования, совета, обязательства:

Zur Wiederwahl des russischen Präsidenten Wladimir Putin am Sonntag fordert Reporter ohne Grenzen (ROG) eine Wende in der Informationspolitik des Landes.

Und deshalb empfehle ich, dass wir alles dafür tun, dass es sich für die Chinesen weiter lohnt, auch Deutsch und Englisch zu lernen...

Wir halten es auch für erforderlich, dass die EU nicht nur zur Verhandlungsroutine übergeht und wir abwarten, wann die Türkei das Ankaraprotokoll erfüllt.

Und heute tragen wir den Protest direkt vor die Hauptversammlung der Siemens-Aktionärinnen in München. конструкции с модальными глаголами:

... das muß nach dem Ende der Regierung des Merkel-Ungeheuers auch in Deutschland wieder möglich sein.

Trotzdem muß die Frage erlaubt sein, welchen Einfluß die CO2-basierte Übervölkerungspropaganda von FfF hatte, weil er die Hälfte der deutschen Bevölkerung irgendwie vernichten wollte.

Deutschland sollte die Initiative zu einem EU-Sondergipfel ergreifen, damit Europa zu Iran, Syrien und Freihandel mit einer Summe spricht.

Auch deshalb muss der Schutz unserer Außengrenzen gewährleistet sein.

императивные конструкции:

Machen wir mutig weiter so und entwickeln Ideen für Spitzenforschung und -lehre in künstlicher Intelligenz, Blockchain-Technologie, Big-DataAnwendungen und Algorithmen.

Haltet durch, bleibt diszipliniert, Entwarnung kann noch nicht gegeben werden.

Unterzeichne jetzt unseren Eil-Appell und fordere Kemmerich zum Rücktritt auf.

- экстралингвистические стилистические особенности (признак информативно-оценочного жанра):

актуальность тематики в блогах выражается через акцентуацию важных моментов при помощи повторов:

Die Pandemiekredite von 2020 sind den Kriegskrediten von 1914 jedoch völlig ähnlich.

Lediglich die unmittelbaren Nachkriegsparteien CDU, CSU, SPD, FDP und SED, die unter dem Schirm ausländischer Bomber und Stalinorgeln entstanden ... Das riesige Meer zwischen CDU, AfD und FDP ist ein gefährliches Bermudadreieck, wo die Medien Parteien und Wähler wie in einem Schwarzen Loch verschwinden lassen

Im Mittelpunkt dieser Woche stand das Jahr 2020...bin ich gedanklich schon im Jahr 2020. Im Jahr 2020 wird es rekordverdächtige Investitionen geben.

при помощи личного обращения к читателям блога или известным политикам:

Liebe Parteifreundinnen, liebe Parteifreunde, meine Damen und Herren, das heißt vielleicht, die Gesellschaft und die Wirtschaft ändern sich beständig

Liebe Mitzeichner! Wie Sie wissen, hatten wir die Bundestagsfraktionen gebeten.

Frau Merkel, sagen Sie, was Sie für richtig halten, wovon Sie in der Europafrage überzeugt sind und kämpfen Sie dafür.

Sehr geehrte Frau Kramp-Karrenbauer, die Kanzlerin soll gesagt haben: „Kommunisten unter freiheitlichen Bedingungen sind auch nicht mehr die Kommunisten, die sie einmal waren."

стремление к объективной трактовке событий, выражаемое, как правило, при помощи безличного местоимения es:

... wenn es nicht auch Arbeitgeber gibt, die gute Wettbewerbsbedingungen haben.

Es ist ein langer, schwieriger, steiniger Weg mit Widerständen und Rückschlägen.

Es gibt keine Gewissheit mehr, dass eine offene Gesellschaft, wirtschaftliche Freiheit, Rechtstaatlichkeit sich auf Dauer durchsetzen.

личностный характер речи маркируется употреблением глаголов в первом лице единственного или множественного числа: Ich muss sagen: Ich hatte Recht.

Wir brauchen auch eine Politik für wirtschaftliches Wachstum und Prosperität.

Ich kann vor dem ganzen Olympiastadion unseren Appell überreichen und Siemens zu einer Reaktion herausfordern.

Wir sind bei den politischen Praktiken von 1933 bis 1990 angekommen. - лингвистические стилистические особенности (информативно-оценочный жанр):

использование географических реалий, названия праздников, событий и т.д:

Auf dem Katholikentag gestern hat auch die Frau Bundeskanzlerin die Einheit Europas gefordert

Die Bazille, das ist die Anarchie des Lebens, das gefeiert sein will. Deutschland ist im Corona-, im Verzichts-, im Krisenmodus (Corona Virus) Die WerteUnion kritisiert die CDU/CSU-Bundestagsfraktion für die Ablehnung einer weiteren Aussprache.

метафорические приемы для более яркой стилистической окраски речи:

In solch einem Krisenfall kann Frau Dr. Merkel das Gewaltmonopol des Staates in der Pfeife rauchen.

Lindner war und bleibt der lärmende Taktgeber dieses Unsinns. Eine solche Vorschrift macht Kritiker mundtot.

общественно-политические, экономические, юридические термины, придающие речи блогера официальности и конкретизации:

Wir brauchen auch eine Politik für wirtschaftliches Wachstum und

Prosperität.

. zu politischen und wirtschaftlichen Reformen gemäß der Formel « Wandel durch Handel» führen

Eigentlich sollten die Parteien im Moment dabei sein, ihre Kandidaten für die Kommunalwahl aufzustellen.

- использование единиц с оценочной семантикой (признак информационно-оценочного и агитационно-пропагандистского жанров) eine „großflächig organisierte Propaganda", eine schreckliche Woche für den linksgrünen Medienpöbel, das Risiko einer direkten militärischen Konfrontation и др.);

- апеллирование к интересам читателей, с доказательством истинности собственных позиций и мнений (информативно-оценочный, агитационно-пропагандистский жанры):

die Gesellschaft und die Wirtschaft ändern sich beständig, wir müssen mit den Zeiten Schritt halten.

entwickeln Sie Ideen für Spitzenforschung und -lehre in künstlicher Intelligenz, Blockchain-Technologie, Big-Data-Anwendungen und Algorithmen! Die Not ist hier Gebot! Und schnelle Hilfe ist gerade für den Kampf gegen den Corona-Virus im gesamten medizinischen Bereich die beste Hilfe. Der Westen sollte dann gut vorbereitet sein, um vergleichbare Fehler wie in der Amtszeit von Präsident Jelzin zu vermeiden;

- активное использование риторических вопросов с целью эмоционального воздействия на адресата (агитационно-пропагандистский и информативно - оценочные жанры):

Wie sieht unser Leben, unsere Wirtschaft oder unser Arbeiten in 2030 aus? Wie bleiben wir gesund? Was müssen wir konkret dafür tun, um unsere Zukunft nach unseren Vorstellungen zu gestalten? Wie lange hält die Regierungsbegeisterung? Haben die Juden, die nach 1933 aus Deutschland geflüchtet sind im Ausland auch so einen Rabatz gemacht?

Как показывает наше исследование, политические блоги характеризуется также дискурсивной комбинированностью вследствие сложности коммуникационных процессов, происходящих внутри

блогосферы, что объясняется признаками блога как «классического дневника» и признаками жанров - продуктов интернет-пространства:

- совокупностью характеристик информационного (коммуникативное взаимодействие подразумевает двусторонний поток информации, презентационность, регулятивность, хронотоп, цели, стратегии), политического (связь с определенными социальными группами и движениями, специфические вербальные и невербальные символы, эзотеричность, эвфемизм, институциональность, агитаторство и про-пагандизм, актуальность, персуазивность, оценочность);

- публицистического (объективность и фактологичность, персу-азивность, оценочность и экспрессивность, выражение своего отношения к предмету речи, динамичность, доходчивость, тематическое многообразие, интерактивность);

- социально-ориентированного дискурса (социально-значимая информация, мотивационность, оценочность, тактика обещания -перформативность);

- интернет-дискурса (виртуальность, дистантность, неформальное общение, амбивалентность, высокая проницаемость, жанровое многообразие, гетерогенность участников).

Вышеперечисленные классифицирующие признаки находят свое проявление в стилистическом синкретизме политических блогов, детерминированном сочетанием признаков такого жанра публицистики, как блог - дневник (фактографичность, аналитичность, хронологическая последовательность, субъективность, регулярность, социальная направленность, саморепрезентация), блог - статья (актуальность, фактичность, конкретность, событийность), блог - комментарий (оперативность, лаконичность, критика, доказательность или опровержение, оценочность), журналистское расследование (документальность, фактичность, оценочность), жанров деловой коммуникации - блог - политическое обращение (декларативность, манипулятивность, рекламная интенциональность, стандартизированная стилистическая структура, конкретный адресат, типовые клише словоупотребления, словосочетаний и синтаксических конструкций, конкретный адресат - потенциальные избиратели). Общими признаками всех блогов как разновидностей перечисленных жанров

являются: выражение собственной политической позиции, фактичность, аргументированность, интенциональность, господствующая позиция адресанта по отношению к адресанту, массовый адресат).

Политические блоги противопоставляются друг другу по следующим критериям: тип адресанта (профессиональный политик, оппозиционер, политический обозреватель, сторонний наблюдатель и т.д.), категоричность, аргументированность представленной информации, виды интенций). Композиционная целостность включает в себя адресата, проблему, авторское видение решения проблемы, обращение к потенциальному адресату с предложением высказать собственную точку зрения. Политические блоги совмещают эмоционально-экспрессивную, информативную, когнитивную, аксиологическую и оценочную функции, официально-деловой и разговорной речи.

Выводы

Политические блоги отличаются комплексными системно-коммуникативными характеристиками, вызываемыми их полифункциональностью (комбинация агитационно-пропагандистской, информационно-оценочной, презентационной и директивной функций), полидискурсивностью (совокупность признаков политического, информационного, публицистического, социально-ориентированного и интернет-дискурса), стилистическим синкретизмом (черты публицистического жанра, жанров деловой коммуникации и журналистского расследования).

Политические блоги характеризуются сложным адресатом (массовый адресат - пользователи интернета, читатели блога и целевой адресат - представители высших эшелонов власти) и адресантом - блогер (профессиональный политик, оппозиционер, сторонний наблюдатель).

Создаваемые блоги различаются разным статусом и динамичностью, взаимодействием стремления к индивидуализму (самопрезентации) и к не/конвенциональным действиям. Адресат находит в блогах постоянную негативную экспликацию, что отражает суть политического блога как формы протестной коммуникации и формирует особую интернет - солидарность. Каждый блогер владеет определенным набором стратегий и тактик (аргументативность, до-

кументальность, оценочность, фактичность), служащих для идентификации себя с массовыми читателями блога.

Современные коммуникативные практики протеста характеризуются интеграцией медиа в политическую сферу общества и являются при этом неотъемлемым атрибутом сетевой коммуникации и электронной демократии.

Отличительной чертой данного процесса является трансформация мышления индивида, интерпретируемая как формирование Net-мышления, посредством включения его в современную интернет-коммуникацию с последующими за этим изменениями в восприятии, мышлении и поведении. Данное обстоятельство способствует преодолению социальной изоляции и побуждает к социальной активности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00193 «Протестная коммуникация в современном информационном пространстве России и Германии» [The reported study was funded by RFBR, project number 20-012-00193].

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю. Системно-коммуникативное исследование радикальных движений, или как возможна научная теория протеста // Философский журнал. Т. 11. № 2. 2018. С. 91-105. DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-2-91-105.

2. Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю. Современная протестная коммуникация в контексте системно-коммуникативного подхода // Коммуникации. Медиа. Дизайн. №4 (3). 2019. С. 140-164.

3. Генералова Л.М., Ребрина Л.Н. Блоггинг как форма публичной субъективности в протестной коммуникации // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 10. № 2-3. С. 157-176.

4. Горошко Е.И. Политический блоггинг в глобальной и локальной перспективах // Вестник Одесского национального ун-та. 2009. № 13. С. 335-345.

5. Ирхин Ю.В. Коммуникативный, политический и управленческий потенциал блогосферы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. № 5. С. 6-17.

6. Келасьев О.В., Казаков С.В., Лейес А.Ю. Специфика коммуникации власти и населения в контексте массового публичного протеста. Журнал социологии и социальной антропологии. 2006; Том IX, № 1 (34): 103-122.

7. Кочеткова М.О., Жанровая динамика дискурса блогосферы дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2016. 252 с.

8. Курбатов В.И. NET-мышление: новые реалии информационной эры // Гуманитарий юга России. Т. 6, № 6. 2017. С. 173-181. DOI 10.23683/2227-8656.2017.6.14.

9. Паулов С.В. Медиатизация политики и место СМИ в системе политической коммуникации // Вестник ЧитГУ. 2008. № 1 (46). С. 26-30.

10. Internet und Protest. Zum Wandel von Organisationsformen und Handlungsrepertoires - Ein Überblick / S. Baringhorst // Internet und Partizipation. Bottom up oder Top-down? Politische Beteiligungsmöglichkeiten im Internet. [Voss K]. Springer VS .: Wiesbaden, 2014, рр. 89-113.

11. Kepplinger, H. M. Die Mediatisierung der Politik // In J. Wilke (Hrsg.) Massenmedien und Zeitgeschichte. [J. Wilke]. [Berichtsband der Jahrestagung der Deutschen Gesellschaft für Publizistik -und Kommunikationsgesellschaft. Konstanz: UVK, 1999. Bd. 26, рр. 55-63.

12. Online Beteiligung - Elektronische Partizipation - Qualitätskriterien aus Sicht der Politik / N Kersting // Internet und Partizipation. Bottom up oder Top-down? Politische Beteiligungsmöglichkeiten im Internet. [Voss K]. Springer VS .: Wiesbaden, 2014, рр. 53-87.

13. Markus Chr. Koch, Astrid Haarland. Generation Blogger. Blaufelden.: Mitp-Verlag, 2003. 300 p.

14. Lundby K. Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. 752 p.

15. Vowe G. Mediatisierung der Politik? Ein theoretischer Ansatz auf dem Prüfstand. // Publizistik, 51(4), 2006, рр. 437-455.

References

1. Barash R.E., Antonovskiy A.Yu. Sistemno-kommunikativnoye issle-dovaniye radikalnykh dvizheniy, ili kak vozmozhna nauchnaya teoriya protesta [A systemic-communicative study of radical movements, or

how possible a scientific theory of protest is]. Filosofskiy zhurnal, V. 11 (2). 2018, pp. 91-105.

2. Barash R.E., Antonovskiy A.Yu. Sovremennaya protestnaya kommu-nikatsiya v kontekste sistemno-kommunikativnogo podhoda [Modern protest communication in the context of a systemic-communicative approach]. Kommunikatsii. Media. Dizain, no 4 (3). 2019, pp. 140-164.

3. Generalova L.M., Rebrina L.N. Blogging kak forma publichnoy sub'ek-tibnosti v protestnoj kommunikatsii [Blogging as a form of public subjectivity in protest communication]. Sovremennye issledovaniya sotsi-alnyhproblem, Vol. 10. 2018, pp. 157-176.

4. Goroshko E.I. Politicheskiy blogging v globalnoy i lokalnoy perspekti-vah [Political blogging in global and local prospects]. Vestnik Odesskogo natsionalnogo universiteta, no 13. 2009, pp. 335-345.

5. Irhin Yu.V. Kommunikativnyj, politicheskij i upravlencheskij potentsi-al blogosfery [Communicative, political and managerial potential of the blogosphere]. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie, no 5. 2015, pp. 6-17.

6. Kelasyev O.V., Kazakov S.V., Leyes A.Yu. Spetsifika kommunikatsii vlasti i naseleniya v kontekste massovogo publichnogo protesta [The specifics of communication between the authorities and the population in the context of mass public protest]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii, V. 9, no 1 (34). 2006, pp. 103-122.

7. Kochetkova M.O. Zhanrovaja dinamika diskursa blogosfery [Genre dynamics of blogosphere discourse]. diss. ... kand. filol. nauk. Tomsk, 2016,252 p.

8. Kurbatov V.I. NET-myshleniye: novyye realii informatsionnoy ery [NET thinking: the new realities of the information era]. Gumanitariy yuga Ros-sii, V. 6, no 6. 2017, pp. 173-181. DOI: 10.23683/2227-8656.2017.6.14.

9. Paulov S.V. Mediatizatsiya politiki i mesto SMI v sisteme politicheskoy kommunikatsii [Mediation of politics and the place of the media in the political communication]. Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta. No 1 (46). 2008, pp. 26-30.

10. Internet und Protest. Zum Wandel von Organisationsformen und Handlungsrepertoires - Ein Überblick / S. Baringhorst // Internet und

Partizipation. Bottom up oder Top-down? Politische Beteiligungsmöglichkeiten im Internet. [Voss K]. Springer VS .: Wiesbaden, 2014, рр. 89-113.

11. Kepplinger H.M. Die Mediatisierung der Politik // In J. Wilke (Hrsg.) Massenmedien und Zeitgeschichte. [J. Wilke]. [Berichtsband der Jahrestagung der Deutschen Gesellschaft für Publizistik -und Kommunikationsgesellschaft. Konstanz: UVK, 1999. Bd. 26, рр. 55-63.

12. Online Beteiligung - Elektronische Partizipation - Qualitätskriterien aus Sicht der Politik / N Kersting // Internet und Partizipation. Bottom up oder Top-down? Politische Beteiligungsmöglichkeiten im Internet. [Voss K]. Springer VS .: Wiesbaden, 2014, рр. 53-87.

13. Markus Chr. Koch, Astrid Haarland. Generation Blogger. Blaufelden.: Mitp-Verlag, 2003. 300 p.

14. Lundby K. Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. 752 p.

15. Vowe G. Mediatisierung der Politik? Ein theoretischer Ansatz auf dem Prüfstand. Publizistik, 51(4), рр. 437-455.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Генералова Лариса Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры германской и романской филологии

Волгоградский государственный университет

пр-т Университетский, 100, г. Волгоград, 400062, Российская

Федерация

l.m.generalowa@volsu.ru

DATA ABouT THE AuTHoR Generalova Larisa Mikhaylovna, PhD in Philology, Associate Professor

Volgograd State University

100, UniversitetskyAve., Volgograd, 400062, Russian Federation

l.m.generalowa@volsu.ru

SPIN-code: 6028-6456

ORCID: 0000-0003-0807-391X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.