Таким образом, следует, что при работе с ребенком, у которого имеется девиантное поведение, необходимо проводить профилактику и коррекцию поведения не только ребенка, но и его родителей.
Список литературы:
1. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
3. Конева О.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты // Вестник ЮУрГУ - 2010. - № 17.
4. Ихисонова В.В. К вопросу об исследовании причин девиантного поведения подростков // Вестник Бурятского государственного университета. -2015. - № 5.
5. Миннегалиев М.М. Неблагополучная семья как фактор возникновения девиантного поведения подростков // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3.
КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© Лимонова О.О.1, Путрина В.В.2
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
В данной статье изучаются понятия и причины конфликтов внутри семьи, формы проявления и взаимоотношения в семье.
Ключевые слова конфликт, разновидности конфликта, семья и поколение, стадии семейного конфликта, способы разрешения конфликта.
Общество в целом востребует людей, которые способны быть субъектами жизни и жизнедеятельности, которым присущи предприимчивость, независимость, продуктивная активность, свобода поступка и ответственный жизненный выбор.
1 Доцент кафедры Педагогики, психологии и социологии, кандидат педагогических наук.
2 Студент.
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Роль семьи в развитии личности растущего человека, как известно, велика.
Семейное воспитание сегодня является важнейшей проблемой современного общества. Определение эффективности воспитательного процесса в семье относится к числу наиболее сложных психолого -педагогических проблем.
Проблемы семейного воспитания, конфликтов в семье рассматривали в своих работах такие учёные, как: М.С. Бережная, А.А. Бодалёв, Н.В. Бор-довская, М.В. Вдовина, Ю.А. Зубок, А.А. Реан, Л.Д. Столяренко и др.
Семейное воспитание является сложной системой. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к ребенку.
Семейное воспитание, можно рассматривать как процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Семья является одним из важнейших факторов социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья является моделью и формой базового жизненного тренинга.
Семейное воспитание является практико-преобразующей деятельностью, направленной на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориен-таций воспитуемого. Функция воспитательного воздействия может реали-зовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями.
В семье всегда возникали и проявлялись множество различных конфликтов. На сегодняшний день особо остро стоит одна из основных проблем поиска путей разрешения возникающих в семье конфликта поколений. Пройдя определенный период развития взаимоотношений в семье, можно смело утверждать, что конфликт поколений существовал во все времена. Каждый период социализации носил определенные исторические моменты, которые способствовали формированию социальных норм внутри семьи. Конфликт поколений проявляется в различных социальных институтах.
По мнению М. Мида конфликт - это столкновение интересов, определенных потребностей и ценностей, которые могут возникнуть внутри как семьи, так и общества [1].
Основными признаками для появления и развития конфликта в семье являются следующие элементы:
- понижение социального статуса пожилых людей;
- обесценивание молодежью опыта, который достался нам от старшего поколения [2].
По мнению В.И. Курбатова, самым распространенным конфликтом является столкновение «отцов и детей». Курбатов В.И. в свое время задался вопросом: «Что нужно делать, чтобы избежать появления межпоколенных конфликтов в семье?». Самое главное и необходимое - это помнить, что конфликт «отцы и дети» может происходить в соответствии с ролями «учитель и ученик», и нам необходимо всеми способами избегать данное разделение [5].
Анализ научной литературы показал, что в целом развитие страны очень тесно связаны с благосостоянием семьи. Все изменения, которые происходят в современном обществе и семье, нуждаются в определенных этапах урегулирования конфликтов. Вдовина М.В. считает, что для разрешения семейных конфликтов необходимо знать понятия «семья», «поколение» и др. [3].
По мнению М.В. Вдовиной, семья является одним из важнейших факторов в развитии детей, и она рассматривается как объединение людей в результате брака, которые в свою очередь имеют общий быт и несут взаимную ответственность.
Курбатов В.И. выделяет некоторые значения понятия «поколение»:
- степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
- сверстников, людей, которые родились примерно одинаково;
- отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей [5].
Одна из наиболее важных причин возникновения конфликтов в семье -
это алкоголизм одного из членов семьи, на втором месте является аморальное поведение, несовместимость взглядов и общих интересов. Так же причиной отсутствия взаимопонимания служит разница с социальными условиями.
Семейный конфликт состоит из разных стадий, с различным протеканием во времени:
1) предконфликтной стадии;
2) инцидента;
3) конфликтного противодействия.
Очень часто конфликты между поколениями возникают в семьях, отягченных материальными проблемами и девиантным поведением [2].
Специфика конфликта поколений проявляется в следующих фактах:
- обесценивание старости в глазах молодого поколения;
- поиск семейных ценностей;
- дети не приемлют ценности образа жизни своих родителей;
- увеличение дистанции между поколениями.
Бережная М.С. высказывается, что на определенных стадиях развития общества, отношение к старости было различно. Это связанно с разной ролью правового начала, спецификой культурных традиций [1].
Психологи и социологи уверенны, что главной задачей для всего общество, а не только для одной отдельной семьи является профилактика и урегулирование конфликтов поколений, тем более если они несут негативные последствия.
В необходимости урегулирования конфликтов говорит и тот факт, что бездействие может привести к социальному кризису, который будет иметь вечный конфликт поколений. Научиться понимать в первую очередь старшее поколение, является одной из ведущих социальных проблем в обществе.
Зубок Ю.А. сказал: «Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, заботы и ценности каждого возраста. Не стоит искать виновного, потому что его нет. Важно, чтобы каждый человек чувствовал свою ответственность за свои поступки, за свое будущее» [4].
В большинстве семей происходит сложное общение между близкими родственниками. Психологи данное явление связывают с определенными трудностями:
- старшее поколение ругает своих взрослых детей за плохое воспитание собственных;
- многие из пожилых людей привыкли чувствовать себя всегда главным, из-за чего часто происходит столкновение взглядов.
Вдовина М.В. выделяет так называемый «нормативный конфликт», то есть это такой конфликт, который повторяется из-за дня в день, из недели в неделю на одной и той же почве [3].
Степень гармонии в различных семьях зависит от совместимости ценностей [5].
По мнению М. Мида, в настоящее время появляется новая культурная форма, которую он называет префигуративной. Это означает быстрый темп развития, когда советы старшего поколения могут нести вред для развития молодежи. То есть префигуративная культура основывается на будущем.
Анализ исследований А.И. Шендрика выявил наиболее эффективные пути для разрешения конфликта.
В первом случае - человек является свободным в своих действиях, главное соблюдать предельные рамки. Тогда, возможно, что обязанности между старшим поколением и младшим будут являться соблюдение свободы.
Второй выход состоит в духовно-нравственном воспитании.
Мерами урегулирования конфликта могут быть внесемейные и внутрисемейные [6].
В каждом обществе нужно проводить профилактику конфликтов. Необходимо постараться спокойно обсудить, возникшие разногласия, сесть за стол переговоров и прийти к решению, которое устраивало бы обе стороны. Договориться о том, что если кто-то из членов семьи почувствует приближение конфликта, он даст знать об этом другим, что позволит его предотвратить на ранней стадии.
То есть разрешение межпоколенческого конфликта в семье представляет собой не только прекращение активных действий сторон, но и устранение основных противоречий.
Для профилактики конфликтов можно использовать:
1) методики по урегулированию в конкретных ситуациях;
2) создание материальной базы для поддержки семьи;
3) влияние СМИ;
4) помощь психологов, социальных работников и других сотрудников.
В настоящее время вполне возможно и необходимо принимать меры по
урегулированию и предотвращению семейных конфликтов.
Список литературы:
1. Бережная М.С. Психологическое консультирование по проблемам межпоколенческого общения в семье: автореферат. канд. психол. наук. - М., 2014.
2. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье // Социологические исследования. - 2005. - № 1. - С. 102-104.
3. Вдовина М.В. Семейная конфликтология: учеб. пособие / М.В. Вдовина. - М: Изд-во ИПК ДСЗН, 2011.
4. Дмитриев А.В., Зубок Ю.А. Введение в общую теорию конфликта. -М., 1993.
5. Курбатов В.И. Конфликтология: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
6. Шендрик А.И. Духовная культура молодежи: сущность, стостояние, пути развития. - М., 1990.