25. Макаренков, Е. В. Военно-политическое решение: подготовка, принятие, проблемы реализации. - М.: ВУ, 1999. - 136 с.
26. Марксистско-ленинское учение о войне и армии И Под ред. Д. А. Волко-гонова. - М.: Воениздат, 1984. -335 с.
27. Марксистско-ленинская философия и методологические проблемы военной теории и практики. - М.: Воениздат, 1982.-406 с.
28. Методология военно-научного познания. - М.: Воениздат, 1977. — 432 с.
29. Никифоров, В. Е, Научная проблем, ее постановка и анализ // Роль методологии в развитии науки, - С. 245.
30. Основы марксистско-ленинской философии, - М., 1980, —С. 85-11.0,
31. Рузанин, Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии, - 1996. -№ 8.
32. Свирский, Я. И. Самоорганизация смысла (опыт синергетической онтологии). -М.: ИФ РАН, 2001. - 181 с.
33. Философский словарь - М.: Политиздат. 1980. - С. 93.
УДК371. 003.7
В. Л. Боктаева
КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ОТНОСИТЕЛЬНО СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Универсальная понятийная схема описания конфликтов включает 11 понятийно-категориальных групп: сущность конфликтов; их классификация; структура; функции; генезис; эволюция; динамика; системно-информационное описание конфликтов; предупреждение; завершение; « исследование и диагностика конфликтов.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Помимо конфликта противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания. Конфликты можно классифицировать на основе принципов: типологии, систематики и таксономии. Базисная типология показывает границы и раскрывает структуру «объектного поля» конфликтологии. Она включает конфликты с участием человека - социальные и внутри личностные, а также зооконфликты. Структура конфликта представлена совокупностью устойчивых элементов конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Она характеризует статическую составляющую конфликта и включает две подструктуры: объективную и субъективную.
Функции конфликта заключены в его влиянии на внешнюю среду и свои подсистемы. Они характеризуют динамику конфликта. По направленности выделяют конструктивные и деструктивные функции; по сфере действия — внешние и внутренние. Основные функции конфликта связаны с его влиянием на противоречие, конфликт породившее; на настроения; взаимоотношения; эффективность индивидуальной деятельности оппонентов; на эффективность совместной деятельности группы и взаимоотношения внутри ее; на внешнюю микро- и макросреду.
Генезис конфликта - его возникновение, развитие и завершение под действием системы факторов и причин. Основные группы причин конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и психологические. Эволюция конфликта состоит в его постепенном, непрерывном, относительно длительном развитии от простых форм к более сложным. Макроэволюция конфликта - изменение его характеристик, происходящее с момента возникновения психики у живых организмов и по настоящее время, включая эволюцию конфликтов у человека. Макроэволюция включает эволюцию конфликтов у животных и человека. Эволюцию конфликтов у животных подразделяют на межвидовую; внутривидовую; в онтогенезе; эволюцию конкретных конфликтов. Эволюция конфликтов у человека представлена следующими типами: в антропогенезе - в процессе общественно-исторического развития человека (до XX столетия и в XX в.); в онтогенезе; эволюция конкретных конфликтов. Динамика конфликта представляет ход развития конкретных конфликтов или их видов во времени.
Системно-информационное описание конфликтов позволяет выявить вид и результат их системного анализа, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными ст руктурными элементами конфликта, а также между конфликтом и внешней средой. Информация играет ключевую роль в возникновении, развитии, завершении, регулировании конфликтов, а также в развитии науки конфликтологии.
В науке определились пути предупреждения конфликтов:
• в широком смысле - такая организация жизнедеятельности субъектов взаимодействия, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними;
• в узком смысле - деятельность субъектов взаимодействия, а также третьих лиц по устранению причин конкретного назревающего конфликта, разрешению противоречия неконфликтными способами.
Предупреждение конфликтов связано с созданием объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и психологических условий их профилактики. Завершение конфликтов - этап в динамике конфликта, заключающийся в его окончании любым способом и обусловленный любой причиной. Основные формы: разрешение; урегулирование; затухание; устранение; перерастание в другой конфликт.
В конфликтологии обозначены пять принципов: междисциплинарность; преемственность; эволюционизм; личностный подход; поиск скрытого содержания конфликта. Системный подход определяет такие принципы изучения конфликтов, как системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический, системно-информационный и системно-ситуационный их анализ. Исследование конфликтов включает восемь этапов: разработка программы; определение конкретного объекта; разработка методики; пробное исследование; сбор первичной информации; обработка данных; объяснение результатов; формулирование выводов и практических рекомендаций.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая главным образом субъективный. К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации. Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые обусловливает выбор ими именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения объективного противоречия. Человек не идет на компромисс, не уступает, не пытается избежать конфликта и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противостояния. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора — конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, определяющие выбор конфликтного пути, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.
В исследовании А. Я. Анцупова [1] определены взаимосвязи между объективными и субъективными причинами конфликтов, которые содержат следующее, Во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно. Любая объективная причина играет роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе в результате действия субъективных факторов. Во-вторых, нет, пожалуй, ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В то же время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. В любом межличностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъективный фактор. Если учитель или ученик субъективно не примет решение о начале конфликтного противодействия, то противостояния не будет. Практически у любого конф-
ликта существует комплекс объективно-субъективных причин. Центральной объективной причиной конфликтов в образовательном учреждении автор выделяет противоречия в системе образования, элементом которой является вуз. А. Я. Анцупов также выделяет социальный и внутриличностный конфликты. Под социальным конфликтом понимает наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Под внутри личностным конфликтом - выраженное негативное перелсивание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на взаимовыгодное решение проблемы, которая привела к столкновению, на снятие противоречия, вызвавшего столкновение оппонентов. Разрешить межличностный конфликт достаточно сложно, так как обычно оба оппонента считают себя правыми. Рациональная, объективная оценка конфликтной ситуации каждым оппонентом сильно затруднена из-за негативных эмоций конфликтующих.
Динамика университета мыслится как утверждение единства ценностных ориентаций обучения, исследовательской деятельности и воспитания. В этой связи концептуальная прогностическая модель университета не может не сопрягаться со все более принимаемыми теориями диалога культур, социальных эстафет и личностно размывающегося образования. Именно эта триада позволяет сохранить институциональную сущность университетской идеи, престиж университетского образования, его культурную миссию в развитии общества и личности.
Проблема исследования в1гутриличностных конфликтов студентов в контексте межличностных отношений на основе трансактного анализа весьма актуальна на сегодняшний день. Общение с позиции трансактивной психологии Э. Берна рассматривается как психосоциальный регулятор, обеспечивающий функционирование социальных систем группы на внутрилич-ностном и межличностном уровнях. Автор опирается на методологические положения в области изучения отношений в структуре деятельности и эмоциональных контактов людей. В ходе исследования была разработана экспериментальная модель диагностики и коррекции межличностных отношений, в которой студенты являются не пассивными реципиентами помощи, а активными участниками групповой формы коррекции, цель которой заключается в предоставлении человеку нового источника связи, не находящегося под влиянием сценарных искажений. Процесс получения обратной связи и изменение своего мировосприятия достаточно болезненный, «Ребенок» индивида испытывает страх, тревогу. Для того, чтобы пройти процесс изменения, нужны поддержка и психологические поглаживания со сто-
роны других людей. К сожалению, современное образовательное пространство вуза фактически не создает среду самоизучения студентов и оказания им помощи в преодолении межличностных конфликтов. Студенческая группа оказывает основное влияние на формирование личности студента. Она как особый социально-психологический субъект, характеризующийся определённым уровнем развития, оказывает влияние на все аспекты жизнедеятельности каждого отдельного студента. Благодаря студенческой группе студенты овладевают социальными нормами — адаптируются и приобретают в группе определённый социальный статус, находят референтных для себя лиц.
Для части студенческой молодежи характерна неприязнь к неожиданностям и новациям, психологической основой которых является стереотипное мышление, низкие творческие, адаптивные способности. Страх обнаружения отсутствия способности к созданию нового приводит к активному сопротивлению по введению новых технологий обучения, порождающий и проблемы межличностного отношения б студенческой среде. СМИ, усиливающие распространение поп-культуры, обуславливают возрастание иррациональности сознания, которое абсолютизирует принцип относительности. Отсутствие сциентистской ориентации, отрицание существования научных истин приводят к обращению к мистике, псевдонаучным текстам и иррациональным концепциям.
Отчуждение является также показателем современной студенческой среды, когда нормальный студент отказывается от продукта своего труда, поскольку рефераты, курсовые, конспекты и дипломы он пишет не для себя, а для преподавателя и ради оценки. При этом, естественно, хороший студент отчужден минимально потому, что работает с интересом, а плохой студент — максимально потому, что работает с отвращением. Воспитательный процесс в вузе необходимо направить на оказание помощи студентам в осмыслении жизни человека: он живет и действует в качественно-многообразном мире, состоящем из качественных явлений с пространственно-временными характеристиками. Познание, научные исследования выявляют их качественную определенность: свойства, связи, отношения. Такие характеристики ментальности как духовность и умонастроение оказывают большое воздействие на качество социума и на студенческое сообщество, в частности. В свою очередь, на студенческую молодежь и социум влияют и идеи общества. В настоящее время идет поиск национальной идеи, на которую может опереться общество. Возможно в воспитательном процессе идея толерантности, принятия другого и постижения мировоззрения других людей может выступить основой профилактики межличностных конфликтов в студенческом сообществе, воспитать определенные качества личности, В связи с этим, возникает необходимость глубокого изучения ментальных и личностных характеристик студента как качества человека, личности, индивидуальности, в определенной мере воспитуемые и формируе-
мые социальной средой. Воспитательный процесс может быть представлен как системно-деятельный и культуросообразный, создающий условия не только для изучения предпосылок возникновения межличностных конфликтов, но и активного включения студентов в самоизучение, в познание других, в осмысление мотивации поведения и поступков. Система «личность и среда» может выступить основополагающей в воспитательном процессе, где активность отдельной личности определит и качество воспитательной системы, и культуры межличностного общения. Студенческая среда-своеобразная модель общества, отражающая многообразие Родины, ее проблемы, противоречия. Вузы г. Ростова-на-Дону - наглядный тому пример. Студенчество города - это этническая, конфессиональная, социально-политическая и культурная мозаика, отражающая сегодняшнюю Россию и мир.
Для формирования толерантности вокруг себя вуз должен формировать и поддерживать, прежде всего, толерантность внутри себя. Это касается и взаимоотношений всех членов университетского сообщества, и учебного процесса, и правильного выбора актуальных научных направлений. Ознакомление с окружающим нас разнообразием эгнокультур и конфессий обогащает и предупреждает нас о возможных формах их проявления в современном мире. Здесь тоже имеются свои приоритеты и организационные формы.
Проблема поликультурного образования в вузе не кажется неразрешимой и трудоемкой. Однако в последнее время бурный рост политической активности привел к возрождению национального фактора как феномена межэтнических отношений. А это, в свою очередь, способствовало актуализации межэтнических или межнациональных конфликтов. Студенческая среда -наиболее уязвимая пространство для возникновения межэтнической розни. Часто это происходит в такой среде, потому что с целью получения высшего образования в учебные заведения съезжаются представители разных этносов — молодые люди, не всегда владеющие своими эмоциями и зачастую воспринимающие национальные обиды как личные оскорбления.
Полиэтничность - характерная среда для высших учебных заведений Юга России. Одним из примеров такой полиэтничности является Ростовский государственный университет путей сообщения ~ единственный железнодорожный вуз на Северном Кавказе. И, естественно, приток студентов в него из разных уголков Кавказа и всей европейской части России особенно высок. Для предотвращения конфликтов и для укрепления межнациональных отношений в университете проводятся различные мероприятия, сплачивающие представителей данных этносов и народов. Однако требуются дополнительные исследования по определению теоретических закономерностей этих процессов в соответствии с принятой в вузе концепцией воспитательной работы. Обеспечение систематического и целенаправленного процесса образования и воспитания будет способствовать решению такой актуальной задачи, как вовлечение молодежи в различные сферы жизнеде-
ятельности, обеспечивающие защиту интересов нашего государства и его поступательное развитие, которое возможно только в том случае, если основными социальными ценностями станут гражданственность, патриотизм и, конечно же. толерантность.
Среди всех существующих барьеров наиболее важными в аспекте рассмотрения конфликтов являются лингвистические (языковой, грамматический, фонетический, семантический, стилистический, логический барьеры), социокультурные (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, непонимание обеими сторонами традиций, норм поведения и привычек) и барьеры отношения (психологическая защита внутреннего мира от чужеродного воздействия, т. е. недоверие к собеседнику). Коммуникативные барьеры, вследствие потери или искажения информации, снижают эффективность общения и взаимопонимания людей и ведут к возникновению серьезных проблем.
При рассмотрении конфликтов важен и стиль общения. Поскольку он является в манере говорить, слушать, в отношении к человеку, в умении руководить другими людьми, часто не такими, как мы сами, - он влияет на оценки и восприятие и создает фон общения. Существуют три основных стиля общения (К. Левин): авторитарный, демократический и либеральный (попустительский). Ни один стиль не может быть универсальным и применяться в любых ситуациях. Поэтому толерантность как установка и личностное качество подразумевает владение различными стилями и использование их в зависимости от обстоятельств.
Таким образом, проблема конфликтов обострилась в российском обществе и обусловлена миграционными процессами, состоянием социальных групп и складывающимися в них межнациональными типами общения. В социально-педагогических науках сложились достаточно четкие представления о видах и типах конфликтов, причинах, их вызывающих. Конфликты наиболее обостряются в студенческой молодежной среде. Это обусловлено особой субкультурой, независимым типом поведения, обостренным чувством собственного достоинства и высоким уровнем притязаний. В образовательном пространстве вузов акценты сделаны на подготовку специалистов, в меньшей степени - на решение задач воспитания и совсем недостаточно на профилактику межличностных конфликтов.
Библиографический список
1. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология. / А, Я. Анцупов, А. И. Шипилов, - М.: ЮНИТИ. 1999.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, / Э. Беря.- СПб.: Социальная литература, 1996,
3. Линчевский, Э. Э. Контакты и конфликты / Э. Э. Линчевский. - М.: Экономика. 2000.
4. Скрипкина, Т. П. Доверие и толерантность. Существуют ли границы? / Т, П, Скрипкина//Межкультурный диалог. Исследования и практика.-М., 2004. -
С. 47-56.
УДК 13.01
Е. А. Поважнюк
ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ЧЕЛОВЕКА
Перед современной системой образования ставятся задачи максимального раскрытия в человеке активных деятельностных начал, своеобразного личностного потенциала, формирования жизненных планов личности. Данная проблема является комплексной, поскольку жизненные планы формируются в реальном процессе жизнедеятельности.
В рамках частно-педагогической детерминации невозможно достаточно полно определить необходимые пути регуляции процесса формирования жизненных планов и их обогащения, что потребовало в процессе теоретического изучения проблемы обратиться к полинаучному ее анализу с некоторым акцентом на психолого-педагогическую сущность исследуемого феномена.
Несмотря на неоднозначность трактовки содержания понятия «жизненные планы», моэюно выделить общие существенные признаки: во- первых, это совокупность целей и задач на будущее, являющихся средством и результатом осознания личных потребностей, возможностей и их соотношения с общественными требованиями; во-вторых, жизненные планы придают самоопределению личности деятельный и целенаправленный характер.
Как любое психолого-педагогическое явление, жизненные планы должны обладать рядом функций. Анализ литературы позволил выделить следующие функции жизненных планов:
- прогностическую функцию (предвидение делаемого будущего);
- регулятивную функцию (программа достижений желаемых целей);
- стимулирующую функцию (побуждение к реализации программы);
- воспитывающую функцию (план побуждает и направляет самовоспитание и самосовершенствование личности для достижения желаемых целей);
- корректирующую функцию (в плане корректируются личностные черты, текущие цели, активность личности и т. п.).
Для более полного определения понятия «жизненный план», мы, счита-