Научная статья на тему 'Конфликт интересов в педагогической среде высшего учебного заведения'

Конфликт интересов в педагогической среде высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1418
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Замалетдинова Лилия Равилевна, Фахретдинова Альбина Баязитовна

В статье проанализированы характерные для образовательной среды вуза ситуации, в которых вероятнее всего возникновение конфликта интересов педагогического работника. Утверждается, что разработать четкие механизмы регулирования ситуации конфликта интересов преподавателей весьма проблематично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Conflict of Interests in the Pedagogical Environment of the University

The article dwells upon situations characteristic for educational environment of the University and in which a conflict of interests of teaching staff is most likely to happen. It is argued that developing distinct mechanisms in order to regulate teachers’ conflict of interests is very problematic.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов в педагогической среде высшего учебного заведения»

Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 1

Право

УДК 378:328.185

Конфликт интересов в педагогической среде высшего учебного заведения

Замалетдинова Л.Р.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии, политологии и права

Казанского государственного энергетического университета

Фахретдинова А.Б.

Кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета

В статье проанализированы характерные для образовательной среды вуза ситуации, в которых вероятнее всего возникновение конфликта интересов педагогического работника. Утверждается, что разработать четкие механизмы регулирования ситуации конфликта интересов преподавателей весьма проблематично.

Ключевые слова: конфликт интересов, педагогический работник, студенты, образование, государственные служащие, федеральный закон.

Термин «конфликт интересов» фигурирует во многих законах, законодательных актах и постановлениях, касающихся регулирования поведения на государственной службе Российской Федерации.

Поскольку служащие государственной сферы занимаются распределением общественных ресурсов, управлением госзаказами, закупками товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований они нередко оказываются в ситуации, когда принимаемые ими решения могут привести к получению какой-либо личной выгоды. В таких условиях и возникает конфликт интересов, осознав который государственные служащие должны поставить в известность об этом свое руководство, либо установленные законом органы, занимающиеся урегулированием подобных разногласий.

В 2012 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-Ф3). В нем появляется понятие «конфликт интересов педагогического работника», которое определяется 260

как «ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» [1].

По сути работники сферы образования занимаются оказанием услуг населению, поэтому можно констатировать, что их деятельность не время от времени как у должностных лиц, а перманентно осуществляется в ситуации конфликта интересов.

У педагогического работника как общеобразовательной, так и высшей школы гипотетически всегда есть возможность получить материальную выгоду занизив оценку учащемуся, навязав платные репетиторские занятия. У него всегда есть масса вариантов для того, чтобы не выполнять работу, либо

Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 1

Право

выполнить ее так, как выгодно ему, но не обучающемуся или образовательной организации.

Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вводя понятие «конфликт интересов педагогического работника», изначально ставит под подозрение всех педагогов, поскольку все они в соответствии с приведенным в законе определением «конфликта интересов» имеют возможность ради собственной выгоды ненадлежащим образом выполнить свои профессиональные обязанности [2].

В специализированной литературе [3] достаточно широко представлены типовые ситуации конфликта интересов государственных служащих. Проанализировав их попытаемся по аналогии рассмотреть ситуации характерные для образовательной среды вуза, в которых возникновение конфликта интересов вероятнее всего.

1) Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Также как и государственный служащий педагог уполномочен принимать решения в отношении лиц, с которыми может быть связана его личная заинтересованность. Например, педагогический работник может быть членом комиссии Государственной итоговой аттестации, либо просто принимать экзамены, зачеты у родственников, друзей. Еще один распространенный вариант - попросить своих коллег поставить положительную оценку своему родственнику или знакомому без соответствующей проверки знаний.

2) Выполнение иной оплачиваемой работы.

В настоящее время распространена такая практика дополнительного заработка как репетиторство. Нередки случаи принуждения собственных студентов к обучению на курсах дополнительного образования, либо очень настойчивой рекомендации приобретать за определенную плату научные труды преподавателя. Такие формы злоупотребления своим профессиональным положением порождают конфликт интересов и являются изначально коррупционными.

3) Получение подарков и услуг.

В системе образования частым явлением оказывается купля-продажа оценок, контрольных, дипломных и диссертационных работ, документов о высшем профессиональном образовании. Нередко педагоги принимают подарки к зачетам, либо экзаменам.

Можно упомянуть и такие ситуации когда преподаватель получает выгодные предложения или небескорыстно использует возможности родителей студентов, которых он обучает или у которых является куратором; зачисляется на бюджетное место в высшее учебное заведение, в котором сам же и работает.

4) Имущественные обязательства и судебные разбирательства.

Преподаватели могут быть членами жюри на различных конкурсах научных работ, в которых участвуют их студенты, могут заниматься распределением различных поездок, стажировок и других бонусов для обучающихся; кураторы студенческих групп могут собирать деньги на нужды группы, аудитории.

Также в качестве примера приведем деятельность работников вуза, занятых административно-хозяйственными делами. В их власти сдать в аренду помещения вуза по льготной цене родственникам, знакомым, обеспечить выигрыш в торгах по государственным закупкам лицам дающим так называемые «откаты», либо лицам, с которыми связана личная заинтересованность и т.п.

5) Нарушение установленных для государственных служащих запретов.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Федерального закона № 273-Ф3 «педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации» [1].

Случаи использования профессионального статуса вопреки установленным выше ограничениям сегодня не единичны. Подтверждение этому - широкое тиражирование в средствах массовой информации сообщений, повествующих о педагогических работниках грубо нарушающих профессиональную этику и предписываемые законом запреты.

6) Разглашение секретной информации.

Немаловажно определить наличие конфликта

интересов работников сферы образования в случае разглашения ими, либо использования в личных целях служебной информации или сведений, отнесенных в соответствии с законом Российской Федерации к сведениям секретного характера [4].

Привести исчерпывающий перечень ситуаций конфликта интересов в отношении преподавателей не представляется возможным. К тому же, рассматриваемый феномен в деятельности работников высшей школы слабо регламентирован, и на практике у педагогических работников и у руководителей образовательных учреждений неизбежно встает дилемма: можно ли ту или иную ситуацию определить как ситуацию конфликта интересов или нет.

Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 1

В частности закон № 273-Ф3 позволяет преподавателю осуществлять репетиторство в учебном заведении, в котором он непосредственно работает, устанавливает, что такая деятельность должна быть запрещена, если она провоцирует конфликт интересов.

В плане урегулирования возникшего конфликта интересов работника высшей школы ситуация еще более неоднозначная. Такие способы как, например, самоотвод, отстранение от исполнения должностных обязанностей в ситуации конфликта интересов и т.д. практикуемые на государственной службе, не совсем подходят для педагогических работников. А Закон № 273-Ф3 достаточно скупо касается вариантов разрешения конфликта интересов в деятельности педагогов. Например, ст. 45 данного Закона предусматривает создание в образовательных учреждениях «комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», которая «создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника...» [1].

Понятие «конфликт интересов» встречается в трудовом законодательстве РФ. Согласно п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в случае «непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является..., если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя» [5], трудовой договор с ним может быть расторгнут. Данная норма прописана как допустимая, поскольку увольнение возможно, но не обязательно.

В целом анализ применения норм законодательства РФ в отношении педагогических работников в ситуации конфликта интересов подводит к следующим выводам:

• В отличие от законодательства, регламентирующего деятельность государственных служащих РФ, в законодательстве об образовательной деятельности нет четкой установки для педагогических работников

Право

не допускать ситуации конфликта интересов и оповещать о ее возникновении. Поэтому возможность увольнения педагога за несоблюдение не установленной в его отношении обязанности весьма спорна.

• Трудовое законодательство РФ допуская возможность увольнения работников, не принявших меры по урегулированию конфликта интересов, порождает новую неоднозначную ситуацию, когда работодатель для того, чтобы уволить педагогического работника должен не только доказать факты возникновения ситуации конфликта интересов и бездействия педагога для ее урегулирования, но также наличие обстоятельств, которые дают основания для утраты доверия к работнику [5]. Сделать последнее очень не просто.

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // ГАРАНТ. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

2. Конфликт интересов педагогического работника. Новое понятие в законе «Об образовании в Российской Федерации» // ПЕДСОВЕТ. - URL: http://pedsovet.org/content/view/21157/253/

3. Памятка «Типовые ситуации конфликта интересов на государственной гражданской службе и порядок их урегулирования» // Росархив. -URL: http://archives.ru/anticorruption/ pamyatka-tipovye-situation.shtml

4. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // ГАРАНТ. - URL: http:// base.garant.ru/10200083/#ixzz3uZPxBkeF

5. Трудовой кодекс РФ // ГАРАНТ. - URL: http:// base.garant. ru/12125268/13/#block_1013#ixzz3ua 2MrNtJ

A Conflict of Interests in the Pedagogical Environment of the University

L.R. Zamaletdinova, A.B. Fakhretdinova ne Kazan State Power University

The article dwells upon situations characteristic for educational environment of the University and in which a conflict of interests of teaching staff is most likely to happen. It is argued that developing distinct mechanisms in order to regulate teachers' conflict of interests is very problematic.

Key words: conflict of interest, pedagogical staff, students, education, government employees, federal law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.