УДК 343.9
Коваль Юрий Александрович Koval Yuriy Aleksandrovich
К ВОПРОСУ О СИТУАЦИЯХ CONCERNING THE SITUATIONS OF
КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTERESTS
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ IN THE EDUCATION SPHERE
Аннотация:
Коррупция является одним из наиболее опасных социально-правовых явлений, подрывающих не только нормальное функционирование государственного аппарат, но и многих социальных институтов, выполняющих публичные функции, к которым относится сфера образования. Статья посвящена анализу введенного Федеральным законом «Об образовании» института конфликта интересов педагогического работника, а также ситуаций, порождающих конфликт интересов в сфере образовательных отношений.
Ключевые слова:
коррупция, личность преступника, ответственность, криминологическая характеристика, конфликт интересов, социальные установки, типология личности преступника.
Summary:
The corruption is one of the most dangerous social and legal phenomena that undermine not only the normal functioning of the state apparatus, but also many other social institutions performing the public functions. These institutions include the education sphere. The article analyzes the institution of interest conflict of teaching personnel, which was introduced by the Federal Law "On Education". The author also considers situations generating a conflict of interests in the field of educational relations.
Keywords:
corruption, criminal personality, responsibility, criminological characteristics, conflict of interests, social attitudes, personality typology of an offender.
В современном российском государстве последовательно реализуется комплекс мер, направленный на противодействие коррупции, при этом основные направления антикоррупционной политики установлены в Национальной стратегии противодействий коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460 (ред. от 13.03.2012 г.) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.». Основным принципом противодействия коррупции, закрепленным в названой стратегии, являются: использование в противодействии коррупции системы мер, включающих в себя меры по ее предупреждению; конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.
Для реализации принципов стратегии в число основных направлений ее реализации включена задача повышения значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Эта задача обоснованно распространена и на столь коррупционноемкую сферу, как образования, поскольку именно оно и иные частно-публичные институты (например - ЖКХ или здравоохранение) поражены особо распространенной формой коррупции - «бытовой», «привычной».
Термин «конфликт» (от лат. сопАю^ - столкновение) определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний оппонентов и т.п. [1, с. 187].
Из ныне действующих законодательных актов понятие «конфликт интересов» определяется, в Федеральном законе от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также устанавливается порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Таким образом, данная категория применительно к государственным и муниципальным служащим используется уже довольно давно. Между тем, работ, отражающих специфику конфликта интересов в образовательных отношений, в отличии от его наличия в государственной службе, нам не известно.
Применительно к сфере образования законодатель впервые установил данную дефиницию в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федера-
ции». Так в соответствии с п. 33 ст. 2 под конфликтом интересов в сфере образовательных отношений (в терминологии законодателя - конфликт интересов педагогического работника) понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.
Исходя из изложенного, необходимо отметить, что под определение «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» попадает великое множество жизненных ситуаций, в которых педагогический работник может оказаться в процессе профессиональной деятельности. Наличие правовой неопределенности в данном вопросе может породить множество злоупотреблений как со стороны лиц контролирующих (произвольное привлечение к ответственности), так и со стороны лиц контролируемых (умелый уход от установленной ответственности). На сегодняшний день можно с полной уверенностью сказать, что законодатель не позаботился об установлении правовых рамок в рассматриваемой сфере.
На основе анализа разрозненных источников [2], автором сделан вывод об отсутствии единых подходов в данном вопросе, особенно применительно к специфике образовательных отношений. Для целей установления правового регулирования и устранения правового пробела, необходимо обратится к имеющимся аналогам. Так, несмотря на неприменимость большинства ситуаций к педагогическим работникам, наиболее полезным с практической точки зрения автору показалось информационное письмо, подготовленное Минтруда РФ (Информация Минтруда РФ от 19.10.2012 г. «Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе РФ и порядка их урегулирования»), в котором разъясняется правовая природа конфликта интересов как антикоррупционной меры, выделены типичные ситуации при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. В нем же предложены меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе.
Различия правового положения педагога и государственного или муниципального служащего, представляются очевидными, но поскольку в основе применения к педагогическим работникам правового средства - конфликта интересов - положен критерий публичного статуса, обоснованным представляется контурно обозначить наиболее типичные ситуации порождающие конфликт интересов для преподавателей. Выявление подобного столкновения интересов в образовательных отношениях автором производилось на основе публикаций в периодических изданиях информационных агентств [3], по аналоги с ситуациями конфликта интересов в государственной службе. В связи с указанным, автором выделены следующие ситуации конфликта интересов в сфере образовательных отношений.
1) Выполнение профессиональных обязанностей в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах. В данном случае преподаватель участвует в принятии юридически значимых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность преподавателя. Чаще всего таким участием является принятие экзаменов или зачетов, участие в работе ГАК.
2) Выполнение оплачиваемой работы (оказание услуг имущественного характера).
В настоящее время все больше получает распространение практика осуществления преподавателями репетиторства у своих же студентов (учеников) или вынуждение студентов приобретать собственные научные труды. Такие формы злоупотребления своим публичным статусом, безусловно, относятся к числу коррупционных и порождают конфликт интересов.
3) Получение материальной выгоды (включая деньги), подарков и услуг. Самой традиционной формой коррупции в системе образования является купля-продажа оценок, контрольных работ, документов об образовании (аттестаты, дипломы и прочее). Очень часто обычная взятка маскируется под дорогостоящий подарок. Традиция принести цветы на экзамен в настоящее время канула в лету, поскольку в современных условиях обычного букета многим преподавателям оказывается недостаточно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что практика, когда обучающиеся (студенты) или их родители собирают деньги на «солидные»
подарки к зачетам или экзаменам в системе образования, стала достаточно распространенной. То же самое относится и к презентам, получаемым от заинтересованных лиц родственниками преподавателя.
4) Имущественные обязательства у преподавателя и/или его родственников. В данном случае преподаватель и/или его родственники создают имущественные обязательства на льготных условиях, в частности - это беспроцентные ссуды, сделки купли-продажи по заниженной стоимости, льготная аренда или подряд и т.п.
5) Ситуации, связанные с явным нарушением педагогом установленных запретов. В соответствии с ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной,ре-лигиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. Случаев использования профессионального статуса вопреки установленных запретов в настоящее время становится все больше, это подтверждается как участившимися публикациями в прессе по данному вопросу, так и учащением применения мер прокурорского реагирования в данной области. Однако, следует отметить, что ситуации, связанные с явным нарушением педагогом установленных запретов не в каждом случае носят коррупционный характер.
6) Использование конфиденциальной информации.
Представляется обоснованным установление наличия конфликта интересов педагогического работника, в случае разглашения или использования в целях, не связанных с профессиональной деятельностью, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставшей ему известной в связи с исполнением профессиональных обязанностей. Указанный запрет более всего распространен в случаях использования информации, залепленной в установлениях Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
В заключении следует сказать, что реализация мер, направленных на противодействие и профилактику коррупции в сфере образования еще далека от системности и, как следствие, эффективный механизм противодействия до настоящего времени не запущен. Однако правовой фундамент для его реализации уже имеется и заложен в норме закона об образовании. Что касается вопроса о работе комиссий по урегулированию конфликта интересов педагогического работника, - он остался нерешенным законодателем.
Таким образом, наполнение содержательной стороны института конфликта интересов педагогического работника будет зависеть от того, как раскроется норма о комиссиях в подзаконных актах или рекомендациях органов управления образования.
Ссылки:
1. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 5 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2007. 416 с.
2. См., например: Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Проблемы регламентации статуса и деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе // Журнал российского права. 2014. № 2. С. 59-67; Гонцов Н.И. Трудовые споры и конфликты интересов в законодательстве Российской Федерации // Вестник Пермского ун-та. 2013. № 3. С. 73-83; Замышляев Д.В., Кирьянов А.Ю. Конфликт интересов на муниципальной службе: способы урегулирования и разрешения // Российская юстиция. 2013. № 9. С. 8-10; Чаннов С. Конфликт интересов педагога // эЖ-Юрист. 2013. № 25. С. 15; Ким Е.П., Быков А.В. Конфликт интересов на службе как основа коррупционного преступления (криминологический аспект) // Российский следователь. 2013. № 10. С. 33-38; Григорьев И.В., Осинцев Д.В. Проблемы правового регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе // Российский юридический журнал. 2012. № 6. С. 214-216; и другие публикации.
3. Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/ (дата обращения: 07.03.2014); РИА-Новости. URL: http://ria.ru/ (дата обращения: 07.03.2014); ИТАР-ТАСС. URL: http://itar-tass.com/ (дата обращения: 07.03.2014).