Научная статья на тему 'Конфликт интересов преподавателя вуза в системе противодействия коррупции'

Конфликт интересов преподавателя вуза в системе противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
492
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Монахов О. Н., Захаров Н. В.

Дается анализ конфликта интересов. Рассматривается конфликт интересов преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов преподавателя вуза в системе противодействия коррупции»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

© Монахов О.Н.*, Захаров Н.В.*

Филиал Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского,

г. Ярославль

Дается анализ конфликта интересов. Рассматривается конфликт интересов преподавателя вуза.

Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, преподаватель, обучающиеся.

В настоящее время одним из инструментов противодействия коррупции является ее профилактика. Мероприятия по профилактике коррупции определили задачи использования антикоррупционных инструментов, отличающихся новизной и оригинальностью для российской правовой системы и при этом обладающих высоким потенциалом результативности. Одно из таких средств образует правовой институт урегулирования и разрешения конфликта интересов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) конфликт интересов педагогического работника - это ситуация, при которой у последнего при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [24].

Ситуация конфликта интересов в педагогической деятельности является слабо формализованной, и на практике как у работников, так и у руководителей образовательных учреждений и у контролирующих организаций будут неизбежно возникать вопросы: является ли та или иная конкретная ситуация ситуацией конфликта интересов или нет [30, с. 15].

В научной литературе под конфликтом интересов предлагается понимать разную, а иногда и прямо противоположную направленность интересов двух и более лиц либо групп лиц. Конфликт интересов присутствует не только в гражданско-правовой сфере, но и во многих сферах общественных отношений.

* Доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.

* Доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, доцент.

Слово «конфликт» происходит от сопШСи; (лат. - «столкновение») и понимается как столкновение сторон, мнений, сил [5, с. 625]. В ходе исторического развития, в различных сферах жизни и науки этот термин получал новое толкование. По подсчетам российского исследователя Д.М. Фельдмана, существует более 70 определений конфликта [28]. В обзоре работ по исследованию конфликтов А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социо-биология, математика и военные науки [1, с. 23]. Можно сделать вывод, что определение конфликта рассматривается в рамках предмета соответствующей науки и оценивается с ее позиций. Например, в философии конфликт трактуется как «как противоречие, его предельное обострение» [8, с. 505]. Психологический словарь определяет конфликт как «обострение отношений между людьми или коллективами, имеющими противоположные интересы» [27, с. 313]. Социальный конфликт дефиниру-ется как «открытая борьба между индивидами в обществе и между государствами» [4, с. 328]. Общим для всех указанных определений является понимание конфликта как наличия противоречий с дополнительным признаком их обострения.

К основным направлениям изучения конфликта в юриспруденции относиться: трудовые конфликты, конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов и международно-правовые аспекты конфликтов [2, с. 54-56].

По мнению Р. Кандыбина правильное понимание содержания конфликта интересов не представляется возможным без такой категории как «интерес» [14].

В общесоциологическом значении категория «интерес» рассматривается как объективно существующая и субъективно осознанная социальная потребность, как мотив, стимул, возбудитель, побуждение к действию; в психологическом значении - как отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, такому, что привлекает.

В правовых актах данная категория рассматривается с учетом и общесоциологического, и психологического, и этимологического значения, как самостоятельный объект правоотношений, реализация которого удовлетворяется или блокируется нормативными способами.

В научной литературе существуют разные точки зрения по поводу природы интереса. Как указывает В.П. Грибанов, то, «является ли интерес явлением субъективным, выражающим известную психическую настроенность субъекта, либо он по природе своей объективен, то есть представляет собой «некое объективное условие человеческого существования» [9, с. 233-244].

Ряд ученых считают интерес явлением субъективным и указывают на его неразрывную связь с сознанием и утверждают, что существование инте-

реса вне сознания невозможно [16, с. 16]. С ними согласны сторонники «объективно-субъективной» позиции, которые определяют интерес как «известное сочетание объективного и субъективного моментов», «отраженную потребность, необходимость, прошедшую через сознание людей и принявшую форму сознательного побуждения [9, с. 239].

Наиболее обоснованной выглядит позиция, согласно которой содержание интереса представляет собой объективные потребности, необходимые субъекту для существования и развития; их наличие не зависит от того, осознает ли их сам человек. В противном случае придется признать, что малолетние и лица с нарушенной психикой вообще не имеют интересов, однако это очевидно неверно. Реализация интереса в свою очередь невозможна без его осознания. Как справедливо указывает Р. Гукасян, их связь проявляется в том, что «интерес - категория социальная, и существование его предполагает сознательную деятельность» [10, с. 9].

Юридическим средством реализации интереса выступает приобретение и осуществление субъективных прав и обязанностей. Именно интерес выступает предпосылкой динамики правоотношения. Как отмечает В.А. Бублик, «именно через интерес в гражданском праве реализуется такое основополагающее качество гражданско-правового метода, как правовая инициативность субъектов: потребность в удовлетворении тех или иных интересов является внутренним побудительным фактором, инициирующим активные действия субъектов и побуждающим их вступать в отношения друг с другом» [6, с. 37].

В настоящее время интерес становится ключевым инструментом для развития права. В отличие от воли и волеизъявления, выделяющихся кратковременным характером, непредсказуемостью и индивидуальной принадлежностью к конкретному субъекту, интерес представляет собой устойчивое явление объективного характера, присущее неограниченному кругу лиц независимо от их индивидуальных предпочтений. Можно сказать, что после долгого периода забвения понятие «интерес» становится снова актуальным, причем не в качестве теоретической концепции, а в качестве единственно верного критерия эволюционного познания права [11, с. 5].

В рассматриваемой сфере под интересом понимается основанный на законе ожидаемый правовой результат, который должен наступить в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела, связанного с реализацией преподавателем профессиональных обязанностей.

С усложнением общественных отношений появляются новые виды конфликтов, требующие законодательного урегулирования, к которым следует отнести конфликт интересов.

В широком понимании конфликт интересов рассматривается как ситуация при которой существует невозможность одновременного эффективного выполнения двух и более функций, когда реализация одной исключает доб-

росовестное и законное выполнение другой, влияет на результативность и объективность работы.

Следует отметить, что в законодательстве понятие «конфликт интересов» не является новым, оно содержится в различных нормативно-правовых актах.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства [22].

Конфликт интересов применительно к гражданской службе - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации [20].

Федеральный закон от 24июля 2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» рассматривает конфликт интересов как наличие в распоряжении должностных лиц, служащих Центрального банка Российской Федерации и их близких родственников прав, предоставляющих возможность получения указанными лицами лично или через юридического либо фактического представителя материальной и личной выгоды в результате использования ими служебных полномочий в части инвестирования средств пенсионных накоплений или информации об инвестировании средств пенсионных накоплений, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении в связи с осуществлением должностными лицами и служащими Центрального банка Российской Федерации профессиональной деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений [19].

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации [17].

Законодательство рассматривает конфликт интересов и в саморегулируемой организации под которым понимается ситуация при которой личная

заинтересованность членов саморегулируемой организации, лиц, входящие в состав органов управления саморегулируемой организации, ее работников, действующие на основании трудового договора или гражданско-правового договора, влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации или угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда законным интересам саморегулируемой организации [21].

При проведении общественного контроля под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля и целями и задачами общественного контроля [25].

Федеральный закон от 7 мая 1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» определяет конфликт интересов как наличие у должностных лиц и их близких родственников прав, предоставляющих возможность получения указанными лицами лично либо через юридического или фактического представителя материальной и личной выгоды в результате использования ими служебных полномочий в части, касающейся инвестирования средств пенсионных накоплений, или информации об инвестировании средств пенсионных накоплений, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении в связи с осуществлением должностными лицами профессиональной деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений [18].

Законодатель также выделил конфликт интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности. При этом, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента [23].

Анализ приведенных выше определений «конфликта интересов» позволяет рассматривает его как ситуацию, которая характеризуется:

- наличием личной заинтересованности лица, осуществляющего служебную или профессиональную деятельность, которая влияет или

может повлиять на надлежащее исполнение им служебных или профессиональных обязанностей;

- возникновением или возможностью возникновения противоречия между личной заинтересованностью лица, осуществляющего служебную или профессиональную деятельность и законными интересами граждан, организаций, общества или государства;

- способностью указанного противоречия привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Позитивное правовое регулирование общественных отношений в целом направлено на обеспечение баланса интересов различных субъектов. Особого внимания заслуживает ситуация, когда несовпадающие интересы принадлежат разным лицам, при этом возможность их реализации имеется только у одного. Следовательно, у него возникает необходимость выбора в связи с его двойственным положением в ситуации, когда одновременная реализация обоих интересов в полной мере невозможна. Именно в этом случае речь должна идти о конфликте интересов.

Изучение конфликта интересов приводит к существованию различных точек зрения о его сущности.

Например, А.В. Кудашкин, Т.Л. Козлов полагают, что основным кон-фликтогенным признаком выступает наличие или возможность возникновения противоречия между личными интересами государственного (муниципального) служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта, что составляет объектную область конфликта интересов [15, с. 48].

При этом как справедливо отмечает О.В. Казаченкова, «противоречие возникает не между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, а между ненадлежащим исполнением гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей и указанными законными интересами» [13, с. 80].

По мнению В.В. Бараненкова не совсем точным представляется и понимание, что «в самом общем плане под конфликтом интересов в деятельности государственного или муниципального служащего понимаются ситуации, в которых личный финансовый или иной интерес служащего или зависимость его от других граждан или организаций могут помешать или мешают должным образом исполнять должностные обязанности» [3].

Габов А.В. предлагает понимать под конфликтом интересов «ситуацию (состояние), при которой интересы лица - участника корпоративных отношений - не совпадают с интересами самой корпорации (акционерного общества) и (или) других участников корпоративных отношений» [26].

Другие ученые рассматривает конфликт интересов в контексте действий в пользу третьих лиц, необходимости выбора одного лица между реализацией нескольких интересов при их столкновении.

Дедов Д.И., рассматривая конфликт интересов комплексно, понимает под ним «общепринятый термин, обозначающий противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего), и личными интересами этого уполномоченного»[11, с. 1].

Зарубежные исследователи также понимают конфликт интересов в контексте реализации интересов третьих лиц (действий в чужом интересе). Так, К. Хопт рассматривает проблему регулирования конфликта интересов в рамках института представления интересов (ведения чужих дел) в акционерном, банковском и профессиональном праве [29].

Анализ особенностей конфликтов интересов в отдельных отраслевых правопорядках позволяет установить как особенности содержания конфликтов, так и их общеправовые черты. Например, в сфере государственной и муниципальной службы сущность конфликта интересов состоит в том, что это ситуация, при которой возможность получения служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им обязанностей и влечет или может повлечь причинение вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Признаки конфликта интересов на государственной службе [20]:

1) личная заинтересованность (прямая или косвенная), но исключительно имущественного характера (как возможность получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (при этом под другими лицами могут пониматься как физические, так и юридические лица, но при определения круга таких лиц, видимо, целесообразно обосновывать их связь с госслужащим);

2) указанные доходы связаны с исполнением служащим должностных (служебных) обязанностей;

3) влияние или возможность влияния личной заинтересованности на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей;

4) возникновение или возможность возникновения противоречия между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства;

5) способность указанного противоречия привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Ситуация конфликта интересов в педагогической деятельности пока не получило должного отражения в науке.

Перечень ситуаций конфликта интересов в педагогической деятельности не определен, в силу чего педагогическим работникам всегда следует иметь в виду возможность их возникновения. Закон об образовании косвенно называет лишь один случай конфликта интересов - оказание педагогическим работником платных услуг обучающимся в организации, где он работает. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона об образовании педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника [24].

Применительно к преподавателю вуза речь идет о ситуациях, когда при осуществлении профессиональной деятельности он сталкивается с возможностью получения какой-либо материальной или нематериальной выгоды, получение которой, однако, требует невыполнения или ненадлежащего выполнения его профессиональных обязанностей.

Предлагаем уточнить данное понятие. Конфликт интересов в профессиональной деятельности преподавателя вуза - это столкновение (противоречие) интересов обучающихся с личным интересом преподавателя в сфере образовательных отношений, при котором одновременная реализация обоих интересов препятствует достижению целей обучения и воспитания.

Поясним предложенное определение.

Во-первых, основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской [7].

Во-вторых, Закон об образовании определяет участников образовательных отношений: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

При этом рассматривая конфликт интересов в сфере высшего профессионального образования, следует исходить, что с одной стороны, обязательным участником непременно выступает обучающийся (студент) либо его законные представители, а с другой - преподаватель.

В-третьих, интересы обучающихся и преподавателя обладают особенностью, проявляющейся в их мотивационной сфере. Преподаватель является субъектом педагогической деятельности. Как субъект педагогической деятельности в идеальной схеме он работает ради достижения общей цели -«для учеников и затем для себя». Обучающийся как субъект учебной деятельности действует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда экрплицируемой перспективы. Общая для образовательного процесса точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика определяет прагматический, «реально действующий» мотив [12, с. 77].

Следовательно, личный интерес преподавателя в получении материальной или нематериальной выгоды предполагает изменение мотивации преподавателя в достижении общей цели - «для себя и затем для студентов».

Исходя из этого, можно выделить разные ситуации конфликта интереса, например: репетиторство, участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся; принятие участия в распределении различных льгот, поездок, стажировок и иных бонусов для обучающихся; вступление преподавателя в отношения гражданско-правового характера (приобретение товаров, получение услуг и др.) от самих обучающихся или от их родителей и др.

Конкретных обстоятельств, при которых возникает конфликт интересов педагогического работника, российский законодатель не предусматривает. Это можно объяснить многоуровностью образования, многогранностью образовательных отношений, правовым статусом их участников.

Таким образом, анализ правовых норм, посвященных конфликту интересов, позволяет сделать вывод о том, что в определённых видах профессиональной или служебной деятельности возможно возникновение ситуаций, связанных с личной заинтересованностью лиц, осуществляющих эту деятельность, и наносящих вред интересам граждан, организаций и государства.

Развитие системы образования в России связано с формированием образовательных практик, определяющих механизмы обеспечения и реализации прав всех участников образовательной системы. Однако особенно остро вопрос о соблюдении прав и гарантий субъектов образовательных отношений возникает в условиях конкретных противоречий, обоюдных разногласий, зачастую перерастающих в конфликтные ситуации.

Закон об образовании ввел в действие понятие «конфликт интересов педагогического работника», сущность которого заключается в противоречии между личным интересом и профессиональной обязанностью. Применительно к преподавателю речь идет о ситуациях, когда при осуществлении профессиональной деятельности он сталкивается с возможностью получения какой-либо материальной или нематериальной выгоды, получение которой, однако, требует невыполнения или ненадлежащего выполнения его профессиональных обязанностей. Четкие критерии выявления конфликта интересов педагогического работника не определены, что на практике вызывает трудности в его квалификации.

В связи с этим необходимо разработка правовых норм, определяющих признаки конфликта интересов педагогического работника в зависимости от вида образовательного учреждения, порядок его предотвращения и урегулирования.

Список литературы:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996. - 143 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник. - М., 2004. -551 с.

3. Бараненков В.В. Конфликт интересов на военной службе: понятие, сущность и признаки [Электронный ресурс] // ЭНИ «Военное право». -2014. - Выпуск N 1. - Режим доступа: http://www.voennoepravo.ru/node/5268 (дата обращения: 14.10.14).

4. Большой толковый социологический словарь (ОэШш). Том 1 (А-О): пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999. - 544 с.

5. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. -СПб., 1993. - 1456 с.

6. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: дисс. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 2000. - 353 с.

7. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

8. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. науч. ред. и сост. А.А. Гри-цанов. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.

9. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - изд. 2-е, стереотип. - М.: Статут, 2001. - 411 с.

10. Гукасян Р. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. - Саратов: Приволжское книжное изд., 1970. - 185 с.

11. Дедов Д.И. Конфликт интересов. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 272 с.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

13. Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. - 2006. - N 3. - С.78-83.

14. Кандыбин Р. Сущность и типология конфликта интересов на государственной службе в военной организации государства [Электронный ресурс] // ЭНИ «Военное право». - 2013. - Выпуск N 1. - Режим доступа: http://www.voennoepravo.ru/node/5008 (дата обращения: 16.10.14).

15. Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Порядок регулирования конфликта интересов нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. - 2010. -N 10. - С. 45-50.

16. Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве. - М.: Статут, 2002. - 205 с.

17. О некоммерческих организациях: федер. закон Рос. Федерации от 12 янв. 1996 г. №7-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 дек. 1995 г. (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.14).

18. О негосударственных пенсионных фондах: федер. закон Рос. Федерации от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 апр. 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 апр. 1998 г. (ред. 12.03.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.14).

19. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 июл. 2002 г. № 111-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июн. 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июл. 2002 г. (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.10.14).

20. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июл. 2004 г. №79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июл. 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июл. 2004 г. (ред. от 02.04.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.10.14).

21. О саморегулируемых организациях: федер. закон Рос. Федерации от 1 дек. 2007 г. № 315-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 нояб. 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 23 ноябр. 2007 г. (ред. 07.06.2013) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.10.14).

22. О противодействии коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 2008 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2008 г. (ред. от 28.12.2013) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.14).

23. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 1 нояб. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 нояб. 2011 г. (ред. 06.04.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.10.14).

24. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 723-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012г. (ред. 28.06.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.10.14).

25. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 июля 2014 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.10.14).

26. Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правового регулирования / А.В. Габов. - М.:Статут, 2005. - 412 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. -М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

28. Фельдман Д.М. Политология конфликта: учебное пособие. - М.: Изд. дом. «Стратегия», 1998. - 200 с.

29. Хопт К. Представление интересов и конфликты интересов в современном акционерном, банковском и профессиональном праве (к догматике современного правового регулирования ведении чужих дел) // Вестник гражданского права. - 2008. - № 2. - С. 225-277.

30. Чанов С. Конфликт интересов педагога // «ЭЖ-Юрист». - 2013. -N 25. - С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.