Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ И СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ -ОСНОВА КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ)'

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ И СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ -ОСНОВА КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / НЕПОТИЗМ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CORRUPTION / CONFLICT OF INTEREST / NEPOTISM / PROTECTION OF PERSONAL DATA / CRITERIA FOR EVALUATING THE SCIENTIFIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боброва Наталья Алексеевна

В статье раскрывается взаимосвязь между конфликтом интересов и семейственностью, имеющих непосредственное отношение к коррупции. Рассматриваются причины и условия, при которых расцветает семейственность и порождает конфликт интересов, в том числе в вузах. Предлагаются меры, ограничивающие возникновение конфликта интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT OF INTEREST AND NEPOTISM - IS THE BASIS OF CORRUPTION (FOR EXAMPLE OF UNIVERSITIES)

The article deals with the relationship between the conflict of interest and nepotism, directly related to corruption. The reasons and the conditions under which blooms nepotism and gives rise to a conflict of interest, including at universities. Proposes measures that restrict the appearance of conflict of interest

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ И СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ -ОСНОВА КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ)»

БОБРОВА Наталья Алексеевна,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права Тольяттинского государственного университета

e-mail: mail@law-books.ru

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ И СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ -ОСНОВА КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ)

Аннотация. В статье раскрывается взаимосвязь между конфликтом интересов и семейственностью, имеющих непосредственное отношение к коррупции. Рассматриваются причины и условия, при которых расцветает семейственность и порождает конфликт интересов, в том числе в вузах. Предлагаются меры, ограничивающие возникновение конфликта интересов.

Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, непотизм, персональные данные, критерии оценки научной деятельности.

BOBROVA Natalia Alekseevna,

Doctor of Law,

professor of Department of Constitutional and Administrative Law

of the Togliatti state University

CONFLICT OF INTEREST AND NEPOTISM - IS THE BASIS OF CORRUPTION (FOR EXAMPLE OF UNIVERSITIES)

Annotation. The article deals with the relationship between the conflict of interest and nepotism, directly related to corruption. The reasons and the conditions under which blooms nepotism and gives rise to a conflict of interest, including at universities. Proposes measures that restrict the appearance of conflict of interest.

Key words: corruption, conflict of interest, nepotism, protection of personal data, criteria for evaluating the scientific activity.

Понятие конфликта интересов. Конфликт интересов в органах государственной власти - явление нередкое. Губернатор Самарской области Д.И. Азаров на заседании Самарской губернской Думы говорил: «Знаете, это напомнило мне обсуждение двухлетней давности в Государственной Думе. На фракции обсуждался вопрос о том, каким образом должны распределяться полномочия депутатов. Приводились примеры, что в одном из законодательных собраний комитет по транспорту возглавляет крупнейший коммерческий перевозчик. Риэлтор возглавляет комитет по строительству и земельным ресурсам, комитет по образованию - ну, кто, как вы думаете? -крупнейший поставщик школьного питания, естественно. На фракции были даны рекомендации (...), чтобы не возникали конфликты интересов» [1].

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» (ст. 10) под конфликтом интересов понимается «ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная)

влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностным лицом своих должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью должностного лица (служащего) и правами и законными интересами граждан, организаций, общества и государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства» [2].

В научной литературе отмечается, что конфликт интересов имеет место в том случае, если противоречие между государственными и личными интересами способно, пусть и гипотетически, оказать влияние на решение, принимаемое лицом, наделенным в силу его должностных (служебных) обязанностей властными (административными) полномочиями. Данный признак конфликта интересов называют личной заинтересованностью [3, с. 282].

Понятие непотизма и состояние этой проблемы на современном этапе. Зачастую причи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

ной конфликта интересов является непотизм -семейные, родственные, кумовские, приятельские, земляческие и тому подобные связи. Должности нотариусов фактически передаются по наследству.

Так, в мае 2017 г. на должность главного врача Самарской городской поликлиники № 15 назначена И.А. Назаркина, сменившая свою мать Л.С. Федосееву, одновременно сменив ее на посту депутата Самарской городской Думы. Должность начальника СЭС (Самарских электросетей) перешла по наследству от матери к сыну, должность руководителя СТС (Самарских теплосетей) перешла от отца к сыну. Наследники стали и депутатами [4].

В зарубежной литературе коррупцией признается такое поведение должностных лиц, которое в нарушение установленных норм преследует частные цели и интересы [5, р. 21]. Засилье семейственности признаёт В.В. Путин, который был инициатором конкурса «Лидеры России», проводившегося с 11 октября по 6 ноября 2017 г. и решавшего поставленную Президентом РФ задачу найти харизматичных лидеров-управленцев, которых государство продвинет не по родству и другим возможностям лоббирования, а исключительно по их профессиональным и личностным качествам [6].

Клубки непотизма есть даже в правоохранительных органах, должности в которых зачастую достаются не лучшим выпускникам, а совсем по иным, далеким от этических критериев, основаниям и причинам.

В действующем законодательстве отсутствуют меры борьбы с семейственностью, а ведь семейственность есть питательная среда коррупции. Особенно опасно, когда семейственность поражает высшее образование и даже юридические кафедры, чему в немалой степени способствуют: 1) коммерциализация образования; 2) внедрение болонского процесса; 3) превращение учебной нагрузки в конфиденциальные персональные данные и предмет манипуляций; 4) новые критерии оценки результатов научной деятельности вузов [7]; 5) формальный контроль качества преподавания; 6) отсутствие государственного распределения выпускников юридических вузов; 7) отсутствие борьбы с непотизмом.

Особенно страдает качество магистерского образования, учитывая также, что в магистратуру принимают бакалавров с иных факультетов, т.е. не имеющих профильного (юридического) образования. Семейственность завершает картину деградации образования [8].

В п. 33 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» конфликт

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

интересов педагогических работников определяется как «ситуация, при которой у педагогических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей...» [9]. Статья 3 указанного Закона посвящена основным принципам государственной политики и правового регулирования в сфере образования, среди которых: информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций (п. 9); демократический характер управления образованием (п. 10); недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования (п. 11).

Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» к коррупции относится злоупотребление полномочиями или иное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, а противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).

В вузах требуют принимать локальный нормативный акт - План мероприятий по противодействию коррупции, в котором предусматривается:

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников вуза;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Когда же возникает реальный конфликт интересов, отодвигаются в сторону и вузовские планы по противодействию коррупции, и кодексы этики. Так, на юрфаке одного из вузов сразу по семи магистерским программам читает магистерский курс под названием «Нормативно-правовое обеспечение высшего образования» кандидат педагогических наук, начальник Управления правового обеспечения учебного

процесса вуза С., в полномочия которого входит контроль за правильностью распределения учебной нагрузки, визирование проектов приказов о приеме преподавателей на работу и их увольнении, организация внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей. Парадоксальная ситуация: должностное лицо, обязанное контролировать кафедры, на этих же кафедрах преподает. Конечно же, в преподавании магистерского курса, имеющего сомнительную значимость для юристов, заинтересован не только такой «контролер», но и контролируемые им заведующие: контроль превращается в профанацию, а заведующие кафедрами получают свободу действий.

Это система взаимоамнистирования, откровенного конфликта интересов, с одной стороны, и личных интересов заведующих кафедрами и контролирующего их руководителя - с другой. Такой руководитель в случае жалобы на заведующих кафедрами будет априори на стороне последних.

По факту нарушения равенства прав преподавателей кафедры и приему на работу совместителя, профессора из Москвы К., два года не появлявшегося на работе, было обращение в правоохранительные органы.

Сотрудники прокуратуры усмотрели в деяниях заведующего кафедрой и других должностных лиц три состава преступления: 1) мошенничество (махинации с учебной нагрузкой); 2) подлог учебных документов (в ведомостях защиты практики, зачетках и отчетах практикантов расписывались другие преподаватели вместо «дистанционного»); 3) дискриминацию трудовых прав профессора кафедры N. по двум признакам: места жительства (преимущество отдано московскому совместителю, который якобы фактом своего места жительства популяризирует вуз, хотя на самом деле в своих публикациях любой совместитель указывает основное место работы), а также по признаку убеждений (увольнение N. было возмездием за критику).

Статья 136 УК РФ называется «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и предусматривает уголовную ответственность за дискриминацию. Согласно ст. 2 ТК РФ «лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда». Весь смысл приема на работу профессора из Москвы К. состоял в том, чтобы избавиться от причем в нарушение принципа недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования (п. 11 ст. 2 Ф3-273). В ходе суда заведующий

кафедрой заявил, что «университет нуждается в иногородних преподавателях». Заявление носит дискриминационный характер, так как согласно ст. 2 ТК РФ «никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от . места жительства, убеждений . или от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника». Выходит, заведующий кафедрой сам признал факт дискриминации в зависимости от места жительства. Заявление является также антиконституционным: Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, убеждений и других обстоятельств (ч. 2 ст. 19).

Дискриминационный характер критериев оценки научных результатов. В провинциальных вузах наметилась тенденция предоставлять преимущества зарубежным ученым, принятым на работу по совместительству. Вузы отчитываются о научной деятельности публикациями и штатных преподавателей, и совместителей. Получается «двойная бухгалтерия», которая в нормативных актах о борьбе с коррупцией не допускается. Абсурдность в том, что научные достижения совместителей учитываются и по основной работе, и по совмещаемой. Поскольку ТК РФ не ограничивает число совмещаемых мест работы, эта профанация может быть бесконечной. Абсурд стал возможным потому, что в 2013 г. Министерство образования и науки РФ ввело критерии оценки научной деятельности вузов [7], фактически легализовавшие дискриминацию отечественных ученых по сравнению с иностранными учеными, а также дискриминацию наших отечественных журналов по сравнению с зарубежными. Новые критерии создали не только почву для дискриминации отечественных преподавателей, но и угрозу суверенитету Российского государства, почву для конфликта интересов [10; 11; 12; 13].

Впечатляющий видеоряд, сопровождавший Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. [14], вызвал чувство гордости за наших ученых в военной сфере. Но представим себе, что этих ученых заставляли бы публиковать свои научные открытия в иностранных журналах и по этим публикациям оценивать их научные результаты. Подобные критерии оценки качества российской науки можно было установить только по недомыслию чиновников, ничего общего с наукой не имеющих.

Вторая причина, позволяющая легализо-вывать конфликт интересов в виде иногородних совместителей - широкое толкование конфиденциальных персональных данных, отнесение к

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

ним даже общедоступных персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральным законом не распространяется требование конфиденциальности.

Отнесение учебной нагрузки к конфиденциальной информации противоречит Федеральным законам «О противодействии коррупции», «О персональных данных», «Об образовании в Российской Федерации». Не существует федерального закона, который относил бы учебную нагрузку преподавателей к охраняемой законом тайне. Учебная нагрузка является общедоступной информацией, ибо в противном случае нельзя было бы составить ни одного учебного расписания, а также осуществлять Положение о кафедре, в соответствии с которым распределение учебной нагрузки утверждается на кафедре, равно как и отчет об исполнении индивидуальных планов. Сокрытие от коллег учебной нагрузки отдельных преподавателей создает в коллективе нездоровую атмосферу, порождает конфликт интересов.

Выводы. Меры, ограничивающие возникновение конфликта интересов в вузах: 1) уменьшить коммерциализацию высшего образования; 2) запретить работу на одной кафедре преподавателей, находящихся друг с другом в отношениях родства, кумовства и иных отношениях семейственности; 3) внести изменения, связанные с запретом непотизма, во все нормативные акты о борьбе с коррупцией и в административный Кодекс; 4) не допускать расширительного толкования конфиденциальных персональных данных и не относить к ним учебную нагрузку; 5) пересмотреть критерии оценки научной деятельности вузов; 6) усилить общественный контроль за качеством преподавания; 7) не допускать приоритета публикаций в иностранных журналах; 8) не фетишизировать индексы цитирования при оценке научной деятельности и качества публикаций; 9) ввести государственное распределение выпускников дневных отделений юридических вузов; 10) регулярно проводить анонимные социологические опросы студентов и родителей с целью выявления коррупционных фактов.

А.Н. Митин предлагает также вовлекать студентов с первого курса в систему антикоррупционного образования через внедрение в учебную программу дисциплины «Противодействие коррупции» вне зависимости от специальностей и профилей подготовки [15, с. 18]. В самом деле, не следует упускать из виду проверенный в обществе факт, что образование не является гарантией моральных поступков [15, с. 16]. Даже наоборот, безнравственным людям образо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

вание позволяет злоупотреблять своими знаниями.

Список литературы:

[1] Стенограмма заседания Самарской губернской Думы, 29.05.2018.

[2] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 21, ст. 2429.

[3] Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учеб.-метод. комплекс (учеб. пособие) / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ. 2016. - 568 с.

[4] Фёдорова Татьяна. Польза семейных скреп. В Самарской области должность главврача начали передавать по наследству // Хронограф. 2017. 31 июля.

[5] Huntington Samuel. Political Order in Changing Societies. London and New Haven: Yale University Press, 1968. - 287 р.

[6] Конкурс талантов от Кремля, или Как стать губернатором Ленобласти. URL: https:// ivbg.ru/7859453-konkurs-talantov-ot-Kremlya-ili-kak-stat-gubernatorom-lenoblasti.html

[7] Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Показатели деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию» (Приложение № 4 «2. Научно-педагогическая деятельность»).

[8] Боброва Н.А. Борьба с коррупцией в вузах // Евразийский юридический журнал. 2017. № 11. С. 309 - 311.

[9] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 22, ст. 2772.

[10] Боброва Н.А. О неконституционности критериев оценки научной деятельности вузов, установленных в 2013 г. // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 42 - 45.

[11] Боброва Н.А. Девальвация юридического образования: общетеоретический анализ // Образование и право. 2018. № 8. С. 179 - 181.

[12] Воронцов А.Л. Проблемы обеспечения национального суверенитета в образовательной политики Российской Федерации: вопросы соотношения отечественных традиций и зарубежного опыта // Международный и национальный механизмы обеспечения суверенитета: сб. материалов VIII Междунар. конституционного форума. Саратов, 2017. С. 64 - 68.

[13] Захарцев С.И., Сальников В.П. Наукометрия и индексы цитирования: сегодня и завтра // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 4(46). С. 7 - 13.

[14] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Росс. газ. 2018. 2 марта.

[15] Митин А.Н. О контроле за рисками коррупционного свойства в сфере высшего образования // Российское право. 2018. № 1. С. 13 -18.

Spisok literatury:

[1] Stenogramma zasedaniya Samarskoj gubernskoj Dumy, 29.05.2018.

[2] Federal'nyj zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273 «O protivodejstvii korrupcii» // SZ RF. 2008. № 21, st. 2429.

[3] Konstitucionno-pravovye osnovy antikorrupcionnyh reform v Rossii i za rube-zhom: ucheb.-metod. kompleks (ucheb. posobie) / otv. red. S.A. Avak'yan. M.: Yusticinform. 2016. - 568 s.

[4] Fyodorova Tat'yana. Pol'za semejnyh skrep. V Samarskoj oblasti dolzhnost' glavvracha nachali peredavat' po nasledstvu // Hronograf. 2017. 31 iyulya.

[5] Huntington Samuel. Political Order in Changing Societies. London and New Haven: Yale University Press, 1968. - 287 r.

[6] Konkurs talantov ot Kremlya, ili Kak stat' gubernatorom Lenoblasti. URL: https:// ivbg.ru/7859453-konkurs-talantov-ot-Kremlya-ili-kak-stat-gubernatorom-lenoblasti.html

[7] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 10 dekabrya 2013 g. № 1324 «Pokazateli deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya, podlezhashchej samoobsledovaniyu»

(Prilozhenie № 4 «2. Nauchno-pedagogicheskaya deyatel'nost'»).

[8] Bobrova N.A. Bor'ba s korrupciej v vuzah // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2017. № 11. S. 309 - 311.

[9] Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2012. № 22, st. 2772.

[10] Bobrova N.A. O nekonstitucionnosti kriteriev ocenki nauchnoj deyatel'nosti vuzov, ustanovlennyh v 2013 g. // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2018. № 6. S. 42 - 45.

[11] Bobrova N.A. Deval'vaciya yuridicheskogo obrazovaniya: obshcheteoreticheskij analiz // Obrazovanie i pravo. 2018. № 8. S. 179 - 181.

[12] Voroncov A.L. Problemy obespecheniya nacional'nogo suvereniteta v obrazovatel'noj politiki Rossijskoj Federacii: voprosy sootnosheniya otechestvennyh tradicij i zarubezhnogo opyta // Mezhdunarodnyj i nacional'nyj mekhanizmy obespecheniya suvereniteta: cb. materialov VIII Mezhdunar. konstitucionnogo foruma. Saratov, 2017. S. 64 -68.

[13] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Naukometriya i indeksy citirovaniya: segodnya i zavtra // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2016. № 4(46). S. 7 - 13.

[14] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu RF // Ross. gaz. 2018. 2 marta.

[15] Mitin A.N. O kontrole za riskami korrupcionnogo svojstva v sfere vysshego obrazovaniya // Rossijskoe pravo. 2018. № 1. S. 13 - 18.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.