Научная статья на тему 'Актуальные вопросы противодействия коррупции в России'

Актуальные вопросы противодействия коррупции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
837
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВО / СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / CORRUPTION / COUNTERACTION / POLITY / NEPOTISM / CONFLICT OF INTEREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пинская Е. В., Бородина Е. Н.

В статье рассмотрены отдельные вопросы действующего законодательства России о противодействии коррупции. Проанализирована проблема личностных отношений, как одной из основных составляющих конфликта интересов. Затронута проблема необходимости проведения профилактических мероприятий в вопросах противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF ANTI-CORRUPTION IN RUSSIA

The article deals with some issues of the current legislation of Russia on combating corruption. The problem of personal relations as one of the main components of the conflict of interests is analyzed. The problem of the need for preventive measures in the fight against corruption is touched upon.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы противодействия коррупции в России»

спрогнозировать динамику развития ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков и организацию работы направленной на совершенствование. Благодаря стабильным показателям работы сотрудников полиции в данном направлении деятельности,

свидетельствуют о том, что подразделения по контролю за оборотом наркотиков способны сдерживать рост наркомании. Отсутствие отрицательной динамики в сфере незаконного оборота наркотиков в Тюменской области тому подтверждение.

Список литературы

1. Бредихин, А. В. Национальные районы в системе федеративных отношений / А. В. Бредихин // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 10. — С. 32—35.

2. Главное управление собственной безопасности МВД России за 2016—2017 гг. // Сайт МВД РФ. — URL: http://mvd.ru.

3. Грищенко, А. Н. Правовая политика в области правоохранительной деятельности и функции полиции / А. Н. Грищенко // Российская юстиция. — 2018. — № 5. — С. 5—9.

4.Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ : приказ Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н.

References

1. Bredikhin, A. V. Natsionalnye rayony v sisteme federativnykh otnosheniy / A. V. Bredikhin // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. — 2016. — № 10. — S. 32—35.

2. Glavnoe upravlenie sobstvennoy bezopasnosti MVD Rossii za 2016—2017 gg. // Sayt MVD RF. — URL: http://mvd.ru.

3. Grishchenko, A. N. Pravovaya politika v oblasti pravookhranitelnoy deyatelnosti i funktsii politsii / A. N. Grishchenko // Rossiyskaya yustitsiya. — 2018. — № 5. — S. 5—9.

4. Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoy pomoshchi po profilyu «psikhiatriya-narkologiya» i Poryadka dispansernogo nablyudeniya za litsami s psikhicheskimi rasstroystvami i (ili) rasstroystvami povedeniya, svyazannymi s upotrebleniem psikhoaktivnykh veshchestv : prikaz Minzdrava Rossii ot 30 dekabrya 2015 goda № 1034n.

Дата поступления статьи в редакцию: 18.06.2019.

УДК 328.185 С. 72—76

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

Пинская Е. В.

Южно-Уральский государственный университет E-mail: pinskaiaev@susu.ru

Бородина Е. Н.

Южно-Уральский государственный университет E-mail:borodinaen@susu.ru

В статье рассмотрены отдельные вопросы действующего законодательства России о противодействии коррупции. Проанализирована проблема личностных отношений, как одной из основных составляющих конфликта интересов. Затронута проблема необходимости проведения профилактических мероприятий в вопросах противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие, государство, семейственность, конфликт интересов.

TOPICAL ISSUES OF ANTI-CORRUPTION IN RUSSIA

Pinskaya E. V.

South Ural state University E-mail: pinskaiaev@susu.ru

Borodina E. N.

South Ural state University E-mail: borodinaen@susu.ru

The article deals with some issues of the current legislation of Russia on combating corruption. The problem of personal relations as one of the main components of the conflict of interests is analyzed. The problem of the need for preventive measures in the fight against corruption is touched upon.

Keywords: corruption, counteraction, polity, nepotism, conflict of interest.

Введение

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет одну из главных угроз государству и обществу коррупцию, считая это явление препятствующим развитию Российской Федерации [6].

Понимая насколько пагубно данное явление влияет на развитие страны, многие исследования посвящены этой теме. Среди наиболее значимых считаем необходимым выделить исследования Г. А. Прокопович, А. Б. Артемьева [5]; П. И. Конновой [2; 3]; Н. А. Любкиной [4]; Г. Н. Горшенкова [1]. Несмотря на то, что в работах указанных авторов затронуто большое количество вопросов борьбы с коррупцией, развитие антикоррупционного законодательства в современной России в сторону профилактического направления не являлись предметом отдельных исследований и затрагивались лишь в рамках изучения более широких тем.

Описание проводимого исследования

На протяжении всей эволюции человечества существовал вопрос коррупционного поведения человека. Во всех странах мира конфликт интересов существовал в том или ином виде и говорить можно только лишь о его масштабах. История развития, в том числе, нашей страны свидетельствует о том, что между личной заинтересованностью и добросовестным выполнением должностных обязанностей, зачастую побеждает личный интерес.

Конфликт интересов, с нашей точки зрения, является одним из наиболее распространенных видов проявления коррупции, разрушающих институт государственной и муниципальной власти, общество.

Примеров конфликта интересов, в том числе исторических, большое количество.

Например, раздача папами римскими должностей родственникам, ради укрепления власти, было явлением, весьма распространенным в средние века, и приобрело наименование «непотизм» (от латинского пероБ— внук, племянник). Можно уверенно говорить о том, что данный термин актуален и сегодня. К сожалению, наша страна также имеет в своем прошлом такую традицию, которая, по нашему мнению, началась с крещения монархами детей знати, служившей при дворе. Сам факт крещения гарантировал материальную выгоду для придворных, значимые гарантии для «крестников», и всё это за счет государственной казны.

Кумовство, семейственность, фаворитизм, непотизм — частные случаи проявления конфликта интересов. В наше время названные личные отношения по-прежнему явление весьма распространенное, которое приводит к назначению «близких» людей на ключевые должности, получению материальной выгоды в рамках приобретения собственности, необоснованным уступкам при заключении сделок, праву на участие в большом бизнесе.

Вред названных личных отношений проявляется не только в ограничении конкуренции при отборе достойных кандидатов на ключевые посты в государственных и муниципальных структурах власти, но и в бизнес-структурах. Замалчивание этих явлений приводит к потере доверия общества к власти, препятствует развитию властных институтов и, соответственно, их ослаблению, уязвимости власти в условиях развития гражданского общества и правового государства. Большинство исследователей, совершенно обоснованно, считает, что данные явления неизбежно приводят к ситуации

стагнации, застоя — качество руководителей, и принимаемых ими решений, постоянно ухудшается.

В рамках решения рассматриваемой проблемы в 2008 году Президентом Российской Федерации был впервые утвержден двухлетний Национальный план противодействия коррупции — первый системный документ по данному направлению жизни нашего общества1. План стал поворотным в развитии нового антикоррупционного законодательства России и определил главную стратегию его развития, в том числе в сфере конфликта интересов.

До момента принятия названного плана противодействие коррупции, в основном, велось карательными методами воздействия (уголовной и административной ответственностью), посредством федеральных органов власти. Начиная с 2008 года российское законодательство, внедряя передовые мировые практики, обратило свое внимание на необходимость внедрения профилактических мер, как на региональном, так и на уровне муниципальных образований, силами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления, специально созданными Комиссиями по противодействию коррупции, а также различными общественными институтами.

Можно с уверенностью говорить о том, что вектор развития государственной антикоррупционной политики в сфере предотвращения и урегулирования конфликта интересов на данном этапе начал смещаться в сторону профилактики, ставя во главу меры по предотвращению самой возможности возникновения кумовства, семейственности, фаворитизма, непотизма.

Такие меры, в настоящее время, предусмотрены в отношении руководителей всех уровней и рядовых сотрудников. Они направлены на:

— повышение правосознания граждан;

— формирование образа мышления, предполагающего постановку общественных целей выше личных (частных), причиняющих вред обществу;

—формирование у граждан антикоррупционного поведения — «коррупционной нетерпимости»;

— обеспечение равных возможностей граждан для замещения государственных и муниципальных должностей;

— повышение квалификации;

1 О Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы. Указ Президента РФ от 31.07.2008 № Пр-1568. СПС КонсультантПлюс.

— равных возможностей для должностного роста.

Примером реализации таких мер может служить обязательность проведения конкурса в органы государственной власти и местного самоуправления для замещения вакантной должности. Именно конкурс позволяет предотвратить реализацию на практике кумовства, семейственности, фаворитизма, непотизма и содействует притоку высококвалифицированных специалистов в органы власти. Данная возможность реализуется через:

— установления законодательными органами субъектов Российской Федерации квалификационных требований к должностям государственной и муниципальной службы;

— формирование органами государственной власти и местного самоуправления кадровых резервов;

— законодательно установленный запрет на совместную работу близких родственников и свойственников в органах государственной власти и местного самоуправления, в случае если замещение должностей связано с непосредственной подчинённостью и подконтрольностью.

Необходимо заметить, что данная позиция реализуется также в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования, публично-правовых компаниях, а также иных организациях, которые создаются Россией на основе норм действующих федеральных законов2.

С 2008 года Россия прошла большой путь. Практика утверждения Национального плана противодействия коррупциина два года была сохранена Президентом Российской Федерации. В настоящее время действует план, утвержденный на 2018—2020 годы3. Кроме этого, действует целая система антикоррупционных правовых актов, в том числе акты, обязывающие должностных лиц государственной власти и органов местного самоуправления уведомлять не только о наличии, а даже о возможности возникновения конфликта интересов.

2 О методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Письмо Минтруда России от 26.07.2018 № 18-0/10/П-5146. СПС КонсультантПлюс.

3 О Национальном плане противодействия коррупции на 2018—2020 годы. Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378. СПС КонсультантПлюс.

Законодательство Российской Федерации дало четкую формулировку понятию «конфликт интересов». Под ним понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)1.

Разрешение вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов находится в ведении коллегиального органа — Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Обязанность создания такого органа закреплена законодательно, что также можно рассматривать как положительную тенденцию в борьбе с коррупционным поведением.

Анализ сведений и уведомлений о возможном или существующем конфликте интересов — предмет деятельности, названной выше комиссии.

Личные дела должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в обязательном порядке должны содержать сведения о прошлых местах работы лица, данные о его родственниках и местах их работы. Информация о месте работы родственников является основой для анализа возможности возникновения конфликта интересов. Помимо этого, наличие в наше время достаточного количества специализированных программных продуктов позволяет иметь актуальную информацию о физических и юридических лицах, их взаимосвязи и аффилированности. Данные возможности позволяют на раннем этапе установить предпосылки возникновения личной заинтересованности должностного лица и своевременно их пресечь.

Результат исследования и обсуждение

Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы, в действующем Национальном плане противодействия коррупции вновь особое внимание уделяется вопросам развития института предупреждения конфликта интересов.

В частности, для лиц, претендующих на замещение должностей государственной или муниципальной службы, расширен круг родственников и свойственников, информацию

1 О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3. СПС КонсультантПлюс.

о которых они обязаны сообщать. В список включены супруги братьев и сестер, в также братья и сестры супругов должностного лица в целях выявления возможного конфликта интересов.

Помимо этого, Федеральному Собранию Российской Федерации рекомендуется рассмотреть вопрос об установлении ответственности депутатов за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов2. В настоящее время такая ответственность существует у лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы. Введение такой ответственности поможет обеспечить единую политику в области требований и стандартов, направленных на дальнейшее развитие антикоррупционного поведения должностных лиц вне зависимости от их уровня.

Особое внимание в Национальном плане уделяется вопросам контроля за его реализацией. В частности, Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции поручается сформировать соответствующую рабочую группу, которая ежегодно будет рассматривать доклад о реализации за отчетный период мероприятий, по предупреждению и урегулированию конфликта интересов, предусмотренных Национальным планом.

Важным для Комитета по безопасности и противодействию коррупции является посыл о систематизации законодательства Российской Федерации в сфере противодействии коррупции. В настоящее время эта отрасль законодательства несколько разрозненна. Ее положения закреплены более, чем по ста законодательным актам, как отраслевой, так и межотраслевой принадлежности. Систематизация этого законодательства в соответствии с едиными требованиями и положениями Конституции Российской Федерации позволит поднять антикоррупционную деятельность в государстве на более высокий уровень3.

Решение вопроса профилактики кумовства, семейственности, фаворитизма, непотизма имеет отношение не только к законодательной сфере. Риск конфликта интереса может быть во многом исключен, когда должностное лицо руководствуется принципами служения государству и обществу, соблюдения законности, уважения прав

2 О Национальном плане противодействия коррупции на 2018—2020 годы. Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378. СПС КонсультантПлюс.

3 О Национальном плане противодействия коррупции на 2018—2020 годы. Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378. СПС КонсультантПлюс.

и свобод личности, соблюдения общечеловеческих, этических норм поведения и взаимодействия.

Сегодня в Российской Федерации особое внимание необходимо уделять систематическому обучению должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления вопросам противодействия коррупции и этики служебного поведения, формированию «нетерпимости коррупционного поведения», помня о том, что профилактика возникновения конфликта интересов зачастую может сделать больше,

чем констатация факта уже свершившегося противоправного деяния.

Вывод

Современная Россия обладает большим количеством инструментов, позволяющим определять причины и условия проявления коррупционного поведения, с дальнейшим искоренением самого коррупционного поведения как такового и конфликта интересов, в частности. Задача органов государственной власти и местного самоуправления применять эти инструменты на практике.

Список литературы

1. Горшенков, Г. Н. Антикоррупционная политика и деятельность / Г. Н. Горшенков // Актуальные проблемы экономики и права. — 2014. — № 1 (29). — С. 10—17.

2. Коннова, П. И. Механизм противодействия коррупции в России: конституционно-правовые основы, состояние п пути совершенствования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Коннова Полина Ивановна. — Нижегор. ин-т управления. — Н. Новгород, 2017. — 22 с.

3. Коннова, П. И. Направления развития антикоррупционного законодательства в современной России / П. И. Коннова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — № 3 (24). — С. 350—353.

4. Любкина, Н. А. Коррупция в России: политико-правовые принципы и направления противодействия : монография / Н. А. Любкина ; отв. ред. А. П. Бандурин. — М. : Русайнс, 2017. — 159 с.

5. Прокопович, Г. А. Коррупция и меры её ограничения: теоретико-правовое исследование / Г. А. Прокопович, А. Б. Артемьев ; Московский университет им. С. Ю. Витте. — М., 2017. — 283 с.

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31.12. 2015 № 683 // СЗ РФ. — 2015. — № 1 (ч. II). — Ст. 212.

References

1. Gorshenkov, G. N. Antikorruptsionnaya politika i deyatelnost / G. N. Gorshenkov // Aktualnye problemy ekonomiki i prava. — 2014. — № 1 (29). — S. 10—17.

2. Konnova, P. I. Mekhanizm protivodeystviya korruptsii v Rossii: konstitutsionno-pravovye osnovy, sostoyanie p puti sovershenstvovaniya : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.02 / Konnova Polina Ivanovna. — Nizhegor. in-t upravleniya. — N. Novgorod, 2017. — 22 s.

3. Konnova, P. I. Napravleniya razvitiya antikorruptsionnogo zakonodatelstva v sovremennoy Rossii / P. I. Konnova // Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. — 2018. — № 3 (24). — S. 350—353.

4. Lyubkina, N. A. Korruptsiya v Rossii: politiko-pravovye printsipy i napravleniya protivodeystviya : monografiya / N. A. Lyubkina ; otv. red. A. P. Bandurin. — M. : Rusayns, 2017. — 159 s.

5. Prokopovich, G. A. Korruptsiya i mery ee ogranicheniya: teoretiko-pravovoe issledovanie / G. A. Prokopovich, A. B. Artemev ; Moskovskiy universitet im. S. Yu. Vitte. — M., 2017. — 283 s.

6. O Strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii : Ukaz Prezidenta RF ot 31.12. 2015 № 683 // SZ RF. — 2015. — № 1 (ch. II). — St. 212.

Дата поступления статьи в редакцию: 24.04.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.