► СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
УДК 316.6 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-51-57
ББК 87.6
КОНФЛИКТ И БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
CONFLICT AND BULLYING AS SOCIAL PHENOMENA IN THE MODERN SOCIETY
Галимбекова Фатима Сабигияровна
Учитель истории и обществознания, Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 4 города Лыткарино Московской области, кандидат философских наук, доцент
E-mail: [email protected]
Galimbekova Fatima S.
Teacher of history and social studies, Lytkarino Municipal Educational Institution "Gymnasium No. 4", Moscow region, PhD in Philosophy, Associate Professor E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе представлены сущность и природа социального конфликта и буллинга. Новизна исследования определяется актуальностью темы, спецификой методологических подходов, их многообразием и результативностью. В статье предложено решение проблем, связанных с буллингом, конфликтом через применение теории конфликтологии. Выявлено, что конфликты макроуровня и конфликтное поведение микроуровня не только взаимосвязаны, но и причинно-обусловлены. Предложены пути формирования целостности общества, рекомендации по профилактике и предотвращению буллинга. Основные идеи работы применялись в разработке теории конфликтологии, преподавании философии и социологии, при принятии управленческих решений, в СМИ, докладывались на научно-
Abstract. This study defines the nature of social conflict and bullying. The novelty of the research is determined by the relevance of the topic, the specifics of methodological approaches, their diversity and effectiveness. The article proposes the solution to the problems associated with bullying and conflict by applying the Conflict Resolution Studies. It is revealed that macro-level conflicts and micro-level conflict behavior are not only interrelated, but also causally conditioned. The study proposes ways to form the integrity of society, as well as recommendations how to prevent and avert bullying. The main ideas of the work were used in the development of the Theory of Conflictology (Conflict Resolution Studies), teaching Philosophy
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Галимбекова Ф. С., 2023
практических конференциях, опубликованы в научных журналах и сборниках научных статей.
and Sociology, in making managerial decisions, in the media; they were presented at scientific and practical conferences and published in academic journals.
Ключевые слова: конфликт, буллинг, моббинг, троллинг, неофрейдизм, психоанализ, стратификация, агрессия, марксизм, структурный функционализм, конструктивизм.
Keywords: conflict, bullying, mobbing, trolling, neo-Freudianism, psychoanalysis, stratification, aggression, Marxism, structural functionalism, constructivism.
Для цитирования: Галимбекова Ф. С. Конфликт и буллинг как социальные явления в современном обществе // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 51-57. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-51-57.
Cite as: Galimbekova F. S. Conflict and bullying as social phenomena in the modern society. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 2, pp. 51-57. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-51-57.
В современном обществе открыто провозглашена необходимость конкуренции в деятельности и в жизни людей. В результате возникает проблема конфликта и буллинга, которые являются предметом исследования статьи. Цель работы - рассмотреть их как явления, определить их виды, специфику, пути разрешения и предотвращения. Основная проблема, которая ставится автором, - возможность объяснить проблему буллинга при помощи науки конфликтологии.
В историографии существует множество взглядов на теорию конфликта. Конфуций считал их причиной противоречия между благородными мужами и остальными, то есть неравенство и несхожесть между людьми, их пороки: упрямство, лесть, лживость, корыстолюбие, себялюбие, той же точки зрения придерживались и Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий, затем Сократическая философия, эллинистическая и римская школы. Гераклит утверждал: «Расходящееся сходится и из различных (тонов) образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу» [1, с. 147-148].
В Средние века конфликты были связаны с религией, в каждой из которых он уже присутствует как борьба двух начал, доброго и злого, внутри одной религии, которая порождает все новые конфликты. Появление монотеизма привело к борьбе различных религиозных конфессий, а эпоха Возрождения - к борьбе атеизма и теологии.
В Средние века войны считались основным способом разрешения социальных конфликтов. Эразм Роттердамский указывал на порочную природу человека, из-за которой происходят конфликты и войны [2]. По мнению Н. Макиавелли, причинами конфликта стало желание знати сосредоточить власть в своих руках [3].
В Новое время развиваются такие теории, как: теория естественного отбора, социал-дарвинизм, теория общественного договора, марксизм. По теоретическому основанию в конфликтологии выделяются: договорная теория Т. Гоббса, марксизм, теоретические
модели Вебера. По мнению последнего, общество состоит из конфликтных социальных групп, где каждая группа защищает свои интересы [4].
В современной философии выделяется структурный функционализм Т. Парсонса и его последователей, психоаналитические концепции. Конфликт, по Т. Парсонсу, не способствует общественному прогрессу, он является социальным отклонением, «болезнью», которую надо лечить; для чего необходимо общественное согласие [5]. Ученый утверждает, что ни одно общество не может обходиться без конфликтов [6, с. 189], развиваясь, оно преодолевает их.
Дарендорф утверждал, что общество пронизано конфликтами, каждый элемент меняет его структуру, одни люди подчиняют других [7]. Социумом движет как взаимодействие, так и противодействие сторон конфликта. Основоположник теории функционального конфликта Г. Зиммель считал, его источником так называемый «инстинкт враждебности» [8]. Вслед за Зиммелем, Козер выделял как деструктивные, так и конструктивные стороны конфликта [9].
Рэндалл Коллинз в своем труде «Социология конфликта» писал: «Моим главным вкладом в теорию конфликта было добавление в эти макротеории микроуровня» [10]. «Буллинг является продолжением авторитарных способов управления и притеснения в сообществе в целом» [11, с. 152].
Возникла необходимость ввести вопросы решения проблемы буллинга в воспитательные программы в системе образования. И. А. Панкратов отмечает: «Развитие у школьников навыков эффективного поведения в конфликте способствует снижению буллинга» [12, с. 142-145].
У буллинга как разновидности конфликта имеются свои особенности. В социологии конфликт (в переводе с латинского conflictus 'столкновение, удар', 'борьба', от глагола confligere 'сталкиваться, бороться'; далее из con- 'с, вместе' + fligere 'сталкивать, ударять') -высшая стадия противоречий, которая возникает между отдельными людьми или группами людей по причине несовпадения их целей и интересов. Проявляются на глобальном уровне, уровне макрогрупп и на уровне микрогрупп, как в горизонтальном, так и вертикальном планах. То есть конфликт может быть между равными группами (например, конкуренция между двумя предприятиями), а может быть между властью и народом.
Буллинг (от англ. bullying 'запугивание', 'издевательство', 'травля') преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение одного человека или группы лиц, в целях утверждения социальной власти или физического превосходства.
Буллинг схож с конфликтом, у него есть две стороны - зачинщик и жертва, он может быть затяжным, иметь скрытый характер, как и конфликт, его можно предотвратить или прекратить. Но, в отличие от конфликтов, он распространен только в микрогруппах. Таким образом, буллинг является разновидностью конфликтного поведения, имеет одни и те же корни с конфликтом.
Выделяются основные этапы развития конфликта: определение целей и мотивов участников, наивысшая стадия противоречий, либо открытое противостояние, либо скрытый конфликт, разрешение ситуации конфликта. Пути разрешения конфликта: соперничество, сотрудничество, избегание, компромисс, приспособление.
Буллинг как конфликтное поведение проходит в закрытой форме. Проявляется в семье, школе, в различных общественных организациях. Субъекты буллинга: буллеры, жертвы, последователи, защитники, наблюдатели. Этапы буллинга: начало преследования жертвы, обострение агрессии, выход из буллинга (когда ситуация разрешается, не всегда благополучно).
Объективные причины конфликтов: потребность человека в выживании, борьба за ресурсы, борьба за власть и сферы влияния, противоречия в ценностях, которые нередко и порождаются двумя вышеперечисленными причинами.
Причины буллинга: борьба за выживание, конфликт ценностей. По исследованиям социологов, риск буллинга увеличивается в социально дезорганизованной среде с высоким уровнем перенаселенности, алкоголизации и наркомании, социального расслоения. Дезорганизация влияет на семью, социальные процессы (революция, перестройка), повышает агрессивность и уязвимость общества.
На буллинг действуют те же законы общества, что и на обычный конфликт, то есть причинами является социальное неравенство, национальные противоречия, гендер-ные различия, подстрекательство со стороны взрослых, но основная причина - потеря системы ценностей, а с нею и смысла жизни.
Большое распространение получил буллинг в современной школе. Противоречия между взрослыми отражаются на детях. Способствует этому то, что дети не понимают, как вести себя со сверстниками, а иногда со взрослыми, в их сознании не заложены принципы толерантности и демократии. К буллингу приводит отсутствие культуры и моральных качеств у буллеров, установка на соперничество вместо сотрудничества.
Виды социальных конфликтов: групповые, внутригрупповые, межгрупповые (конкуренция предприятий), политические (разделение власти и влияния, борьба за территорию, за сохранение государственности в условиях глобализации), этнические (народы находятся на разных стадиях своего развития), например, племена бушменов не могут участвовать в процессе глобализации, поэтому они вступают в конфликт с огромным незнакомым миром цивилизаций, личностные, межличностные (иногда личность вступает в конфликт с общественными образованиями), конфликты идентичностей, юридические конфликты, конфликты людей с девиантным поведением. Выделяются кратковременные или длительные, глобальные, локальные, демографические, региональные конфликты, мирные или военные, нравственные, в сфере виртуальной реальности.
Для развития буллинга особой проблемой, обострившей противоречия в России, явилось прерывание связи между поколениями. Угроза нарушения преемственности порождает целую цепь конфликтов между поколениями.
Выделяются виды буллинга: физический, вербальная травля, социально-психологический, психологическое давление, электронный виртуальный.
Общество борется с отрицательными явлениями, коими предстают конфликт и буллинг. Стало очевидным, что выходом из конфликтов может стать теория консенсуса, соглашения противоборствующих сторон, принятие единой системы ценностей.
Социальные конфликты внутри общества необходимо регулировать созданием особых институтов, сдерживающих агрессию отдельных групп, борьбой против буллинга,
троллинга и других проявлений агрессии в общественных местах и малых социальных группах. Изоляцией лидеров, разжигающих конфликт между обществом и социальными группами ради материальной и собственной выгоды.
Но главное - воспитанием морально-нравственной, духовной личности в рамках школьной среды и семьи.
Таким образом, мы рассмотрели понятие и структуру социального конфликта. Виды социальных конфликтов, которые также связаны со сферами общественной жизни. Пришли к выводу, что буллинг является продолжением социальных конфликтов в обществе. В результате исследования было выявлено, что буллинг - разновидность конфликтного поведения. Его возможно преодолеть при помощи применения законов конфликтологии, а также формирования общественной среды для морального и нравственного воспитания личности.
Список литературы
1. Гераклит. Фрагменты // Маковельский А. О. Досократики. Казань, 1914. С. 148-167.
2. Эразм Роттердамский. Философские произведения / пер. с лат. Ю. М. Каган; отв. ред.
B. В. Соколов. М., 1987. 704 с.
3. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. 80 с.
4. Вебер М. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1990. 808 с.
5. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академ. проект, 2008. 880 с.
6. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
7. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. М., 1994.
8. Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. 224 с.
9. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. 208 с.
10. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1280 с.
11. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149-159.
12. Панкратова И. А. Проблема буллинга и конфликтного поведения в подростковом возрасте // Наука и Школа. 2021. № 4. С. 232-242.
13. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. М., 1964. Т. 2. 747 с.
14. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 256 с.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. М.: Госполитиздат, 1955. 699 с.
16. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. 448 с.
17. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / пер. с нем. М.: Канон, 1997. 336 с. (История психологии в памятниках).
18. BouldingK. E. Conflict and defense: A general theory. Harper, 1962.
19. Галтунг Й. Теория малых групп и теория международных отношений. Исследование изоморфизма // Новые подходы к международным отношениям. М., 1968.
C. 270-295.
20. Lockwood D. Social Integration and System Integration // Explorations in Social Change / eds. G. K. Zollschan, W. Hirsch. L.: Routledge, 1964. Р. 244-257.
21. Rex J. Social Conflict (a conceptual and theoretical analysis). London; N. Y.: Longman, 1981. 136 p.
22. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве // Вестн. Рос. Акад. наук. 1995. Т. 65, № 7. С. 579-594.
23. Межведилов А. М. Социальные конфликты в трансформирующемся обществе: Теоретические подходы и российская действительность: дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2003. 148 с.
24. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.
25. Новикова М. А, Реан А. А., Коновалов И. А. Буллинг в российских школах // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. 2021. № 3. С. 62-90.
References
1. Heraclitus. Fragmenty. In: Makovelskiy A. O. Dosokratiki. Kazan, 1914. Pp. 148-167. (In Russian)
2. Desiderius Erasmus Roterodamus. Filosofskie proizvedeniya.Transl. from latin by Yu. M. Kagan; Ed. V. V. Sokolov. Moscow, 1987. 704 p. (In Russian)
3. Machiavelli N. Gosudar. Moscow: Planeta, 1990. 80 p. (In Russian)
4. Weber M. Izbrannye proizvedeniya. Moscow: Prosveshchenie, 1990. 808 p. (In Russian)
5. Parsons T. O strukture sotsialnogo deystviya. Moscow: Akadem. proekt, 2008. 880 p. (In Russian)
6. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv. Moscow: Aspekt Press, 1998. 270 p. (In Russian)
7. Dahrendorf R. Elementy teorii sotsialnogo konflikta. Moscow, 1994. (In Russian)
8. Simmel G. Sotsialnaya differentsiatsiya. Moscow, 1909. 224 p. (In Russian)
9. Coser L. Funktsii sotsialnogo konflikta. Moscow, 2000. 208 p. (In Russian)
10. Collins R. Sotsiologiya filosofiy: globalnaya teoriya intellektualnogo izmeneniya. Novosibirsk: Sibirskiy khronograf, 2002. 1280 p. (In Russian)
11. Bochaver A. A., Khlomov K. D. Bulling kak obyekt issledovaniy i kulturnyy fenomen. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2013, Vol. 10, No. 3, pp. 149-159.
12. Pankratova I. A. Problema bullinga i konfliktnogo povedeniya v podrostkovom vozraste. Nauka i Shkola. 2021, No. 4, pp. 232-242.
13. Hobbes Th. Izbrannye proizvedeniya. In 2 vols. Moscow, 1964. Vol. 2. 747 p. (In Russian)
14. Comte A. Dukh pozitivnoy filosofii (Slovo o polozhitelnom myshlenii). Rostov-on-Don: Feniks, 2003. 256 p. (In Russian)
15. Marx K., Engels F. Nishcheta filosofii. In: Marx K., Engels F. Soch. 2rd ed. Vol. 4. Moscow: Gospolitizdat, 1955. 699 p. (In Russian)
16. Freud S. Psikhologiya bessoznatelnogo: sb. proizvedeniy. Moscow: Prosveshchenie, 1990. 448 p. (In Russian)
17. Jung C. G. Sobranie sochineniy. Konflikty detskoy dushi. Moscow: Kanon, 1997. 336 p. (Istoriya psikhologii v pamyatnikakh). (In Russian)
18. Boulding K. E. Conflict and defense: A general theory. Harper, 1962.
19. Galtung J. Teoriya malykh grupp i teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy. Issledovanie izomorfizma. In: Novye podkhody k mezhdunarodnym otnosheniyam. Moscow, 1968. Pp. 270295. (In Russian)
20. Lockwood D. Social Integration and System Integration. In: Zollschan G. K., Hirsch W. (eds.) Explorations in Social Change. London: Routledge, 1964. Pp. 244-257.
21. Rex J. Social Conflict (a conceptual and theoretical analysis). London; N. Y.: Longman, 1981. 136 p.
22. Zdravomyslov A.G. Mezhnatsionalnye konflikty v postsovetskom prostranstve. Vestn. Ros. Akad. nauk. 1995, Vol. 65, No. 7, pp. 579-594.
23. Mezhvedilov A. M. Sotsialnye konflikty v transformiruyushchemsya obshchestve: Teoreticheskie podkhody i rossiyskaya deystvitelnost. PhD dissertation (Sociology). Kazan, 2003. 148 p.
24. Kon I. Chto takoe bulling i kak s nim borotsya? Semya ishkola. 2006, No. 11, pp. 15-18.
25. Novikova M. A , Rean A. A., Konovalov I. A. Bulling v rossiyskikh shkolakh. Voprosy obrazovaniya/Educational Studies Moscow. 2021, No. 3, pp. 62-90.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 2
Статья поступила в редакцию 09.10.2022 The article was received on 09.10.2022