Научная статья на тему 'Конфигурация нового подхода к достижению инновационного резонанса в регионах с разными укладами'

Конфигурация нового подхода к достижению инновационного резонанса в регионах с разными укладами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивная региональная политика / региональное управление / инновационный резонанс / регион / макрорегион / многоукладность / государственно-частное партнерство / информационно-цифровое пространство. / adaptive regional policy / regional governance / innovation response / region / macroregion / multilateralism / public-private partnership / information and digital space

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. В. Кушнаренко, Л. О. Пудеян

Изменившиеся, в том числе под воздействием пандемии короновируса, геополитические и экономические условия определяют необходимость соответствующей адаптации моделей регионального управления на основе выявления внутренних ресурсов достижения инновационного резонанса во всех структурных подсистемах макрорегиона. Как показал текущий кризис, объективно существующая асимметрия развития территорий стала фактором-детерминантом формирования адаптивной региональной политики, в соответствии с которой принимались оперативные решения в регионах, ставших «более закрытыми» и самостоятельными в их выборе и осуществлении. Одним из таких факторов является исторически сформировавшаяся многоукладность регионов в составе макрорегионов России, определяющая их экономический облик. В статье с позиции нового концептуального подхода обосновывается необходимость в моделях адаптивного регионального управления рационального сочетания разных укладов с целью формирования и использования их синергетического потенциала для достижения сбалансированного инновационного развития макрорегиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Т. В. Кушнаренко, Л. О. Пудеян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFIGURATION OF A NEW APPROACH TO ACHIEVING INNOVATIVE RESONANCE IN REGIONS WITH DIFFERENT ORDERS

The changed geopolitical and economic conditions, including the effects of the coronovirus pandemic, determine the need for appropriate adaptation of regional governance models based on the identification of internal resources and the achievement of innovative resonance in all structural subsystems of the macro-region. As the current crisis showed, the objectively existing asymmetry of the development of territories has become a determinant of the formation of adaptive regional policies, in accordance with which operational decisions were made in regions that have become "more closed" and independent in their choice and implementation. One of these factors is the historically formed multilateralism of regions within the macro-regions of Russia, which determines their economic appearance. From the perspective of the new conceptual approach, the article justifies the need for models of adaptive regional management of a rational combination of different ways in order to form and use their synergistic potential to achieve balanced innovative development of the macro-region..

Текст научной работы на тему «Конфигурация нового подхода к достижению инновационного резонанса в регионах с разными укладами»

позволит более детально рассматривать вопросы развития промышленности и отслеживать эффективность используемых мер промышленной политики.

3. Повышение самоорганизации в развитии промышленного комплекса видится в активизации деятельности отраслевых объединений. Для решения проблем в сфере кадрового обеспечения промышленного производства необходимо учитывать, что отраслевая специфика становится все более сложной и требует знания большого количества узкоспециализированной информации. Формирование позитивных тенденций в социальном пространстве промышленной политики достижимо посредством повышения интереса будущих специалистов к вопросам промышленного производства и лояльности потенциальных потребителей промышленной продукции. Социально-экономический прогресс приводит к постоянному ужесточению требований к экологичности и безопасности промышленного производства. Этизация промышленной политики предполагает также расширение информационной открытости промышленных предприятий и иные меры, направленные на повышение доверия потребителей к отечественной продукции. Значимую роль в этом процессе могут сыграть отраслевые объединения.

4. Для решения задачи определения приоритетных направлений промышленной политики на различных уровнях предложен для использования метод анализа иерархий Т. Л. Саати. В данном случае задача исследования иерархии заключается в определении приоритетности направлений, отражаемых показателями из заданного множества, для всех уровней промышленной политики. По результатам исследования установлено, что промышленная политика предприятий с точки зрения субъектов, относящихся к разным уровням управления, в качестве основных приоритетов имеет повышение производительности труда и расширение производства продукции.

Источники:

1. Костырев, А. П. Теоретико-методические аспекты трансформации организационно-экономического механизма многоуровневой промышленной политики [Текст] / А. П. Костырев // Экономика и предпринимательство. - 2019. -№ 12. - С. 932-937.

2. Саати, Т. Л. Принятие решений: Метод анализа иерархий [Текст] / Т. Л. Саати : пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. - М. : Радио и связь, 1993. - 314 с.

3. Абакаров, А. Ш. Программная система поддержки принятия решений «MPRIORITY 1.0» [Электронный ресурс] / А. Ш. Абакаров, Ю. А. Сушков // Электронный научный журнал «Исследовано в России». - Электрон. дан. - 2005. -Т. 8. - С. 2130-2146. - Режим доступа: https://cyberleninka.ruarticle/nprogrammnaya-sistema-podderzhki-prinyatiya-resheniy-mpriority-1-0 (дата обращения: 26.09.2019).

References:

1. Kostyrev, A. P. Theoretical and Methodical Aspects of Transformation of the Organizational and Economic Mechanism of Multilevel Industrial Policy [Text] / A. P. Kostyrev // Journal of Economy and Entrepreneurship. - 2019. - Vol.13. No. 12. -Pp. 932-937.

2. Saaty, T.L. Decision Making: The Analytic Hierarchy Process [Text] / T.L. Saaty : translated from English R.G. Vachnadze. - Moscow : Radio i svyaz', 1993. - 314 p.

3. Abakarov, A. Sh. The Software Decision Support System «MPRIORITY 1.0» [Electronic Resource] / A. Sh. Abakarov, Yu.A. Sushkov // Electronic Scientific Journal «Investigated in Russia». - Electronic Data. - 2005. - Vol. 8. - Pp. 21302146. - Access Mode : https://cyberleninka.ru/article/n/programmnaya-sistema-podderzhki-prinyatiya-resheniy-mpriority-1-0 (date of access: 26.09.2019).

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10397

Т.В. Кушнаренко - Донской государственный технический университет (ФГБОУ ВО ДГТУ), доктор экономических наук, tvkushnarenko@mail.ru,

T.V. Kushnarenko - Don State Technical University (FSBOU VO DSTU) Doctor of Science in Economics; Л.О. Пудеян - Донской государственный технический университет (ФГБОУ ВО ДГТУ), старший преподаватель, tvkushnarenko@mail.ru,

L.O. Pudeyan - Don State Technical University (FSBOU VO DSTU) senior teacher.

КОНФИГУРАЦИЯ НОВОГО ПОДХОДА К ДОСТИЖЕНИЮ ИННОВАЦИОННОГО РЕЗОНАНСА В РЕГИОНАХ С РАЗНЫМИ УКЛАДАМИ CONFIGURATION OF A NEW APPROACH TO ACHIEVING INNOVATIVE RESONANCE IN REGIONS

WITH DIFFERENT ORDERS

Аннотация. Изменившиеся, в том числе под воздействием пандемии короновируса, геополитические и экономические условия определяют необходимость соответствующей адаптации моделей регионального управления на основе выявления внутренних ресурсов достижения инновационного резонанса во всех структурных подсистемах макрорегиона. Как показал текущий кризис, объективно существующая асимметрия развития территорий стала фактором-детерминантом формирования адаптивной региональной политики, в соответствии с которой принимались оперативные решения в регионах, ставших «более закрытыми» и самостоятельными в их выборе и осуществлении. Одним из таких факторов является исторически сформировавшаяся многоукладность регионов в составе макрорегионов России, определяющая их экономический облик. В статье с позиции нового

концептуального подхода обосновывается необходимость в моделях адаптивного регионального управления рационального сочетания разных укладов с целью формирования и использования их синергетического потенциала для достижения сбалансированного инновационного развития макрорегиона.

Abstract. The changed geopolitical and economic conditions, including the effects of the coronovirus pandemic, determine the need for appropriate adaptation of regional governance models based on the identification of internal resources and the achievement of innovative resonance in all structural subsystems of the macro-region. As the current crisis showed, the objectively existing asymmetry of the development of territories has become a determinant of the formation of adaptive regional policies, in accordance with which operational decisions were made in regions that have become "more closed" and independent in their choice and implementation. One of these factors is the historically formed multilateralism of regions within the macro-regions of Russia, which determines their economic appearance. From the perspective of the new conceptual approach, the article justifies the need for models of adaptive regional management of a rational combination of different ways in order to form and use their synergistic potential to achieve balanced innovative development of the macro-region..

Ключевые слова: адаптивная региональная политика, региональное управление, инновационный резонанс, регион, макрорегион, многоукладность, государственно-частное партнерство, информационно-цифровое пространство.

Key words: adaptive regional policy, regional governance, innovation response, region, macroregion, multilateralism, public-private partnership, information and digital space.

Введение. Необходимость вовлечения в общенациональные процессы модернизации всех территорий страны (как обладающих сбалансированным ресурсным обеспечением, так и характеризующихся избытком одних и недостатком других ресурсов) в ситуации существующей деформации внутрирегиональных воспроизводственных пропорций социально-экономического развития целого ряда территорий (особенно Юга России), усиления тенденций сверхконцентрации ресурсов в отдельных «точках роста» и обострения социальной напряженности на «периферии», а также ряд других объективных факторов подтверждает высокую значимость стимулирования развития отсталых (депрессивных) территорий, в том числе с разными технолого-экономическими укладами, через вовлечение их ресурсного потенциала в межрегиональные взаимодействия. В пользу такого вывода говорит также объективно существующая неравномерность размещения ресурсов инновационного развития между регионами, а также в границах одного региона, и целый ряд других факторов. Все это свидетельствует о принципиальной значимости существенного развития системы регионального управления ресурсным обеспечением рамках формируемого в регионах единого инновационно-информационного пространства за счет инкорпорирования в ее структуру комплексного инструментария оценки наличного ресурсного потенциала и поддержки принятия эффективных управленческих решений по его целеориентированному использованию.

Это потребовало уточнения возможности разработки унифицированных стратегий регионального управления с учетом специфических особенностей каждой конкретной территории на основе применения наиболее эффективных технологий интеграции потенциала бизнеса и государства территорий разных кладов в границах макрорегиона (в частности, государственно-частного партнерства), использования полной и объективной информации для получения интегральной оценки эффективности ресурсообеспечения национальных проектов в производственной и социальной сферах региона.

Постановка проблемы. Успешное решение задач промышленной модернизации российской экономики в условиях взятого высшим руководством нашей страны курса на переход к несырьевой модели развития, требует адекватной оценки ресурсного, прежде всего инновационного, потенциала регионов для осуществления таких преобразований с учетом отраслевой и территориальной специфики, в том числе исторически сложившейся мно-гоукладности региональных экономик. Кроме того, проводимая в стране политика масштабной модернизации в принципиально изменившихся геополитических и геоэкономических условиях инициирует углубленное исследование и ревизию базовых положений теории региональной экономики и регионального управления в контексте современных макроэкономических детерминант, а также разработку на этой основе новых концепций, методов, моделей и инструментов комплексной оценки потенциала многоукладности при формировании региональных стратегий достижения инновационного резонанса во всех регионах макрорегиона.

Слабая проработка теоретико-методологических аспектов реализации потенциала многоукладности региональных экономик в стратегиях модернизационного развития на основе широкомасштабного внедрения инноваций, дефицит эффективных механизмов и инструментов использования ресурсов модернизации потенциала структурных сегментов экономики региона подтверждает важность методологического обоснования и проведения прикладных исследований вопросов стратегического управления сбалансированным инновационным развитием многоукладной экономики макрорегиона.

По оценкам Министерства регионального развития Российской Федерации регионы страны в ближайшей перспективе столкнутся с существенными проблемами бюджетного, экономического и социального характера. Наибольшим рискам подвержены регионы, для которых характерен высокий удельный вес занятых в экспортно-ориентированных секторах. Поэтому, чтобы поскорее найти выход из сложившейся кризисной ситуации, государство начинает стимулировать инновационную деятельность в регионах, в том числе поддерживая такие проекты государственно-частного партнерства, в которые вовлекается потенциал территорий макрорегиона разных технолого-экономических укладов, при помощи создания единого информационного пространства в рамках

региональной инновационной системы. В этой связи следует отметить, что «тенденции последних лет в области формирования и развития инновационно ориентированного трудового потенциала в региональных системах все более связаны с конструированием интегрированных механизмов, предполагающих партнерские отношения между государственным, бизнес-сектором и наукой» [1].

Направления решения проблемы. Рассматриваемая в данной статье проблема создания необходимого информационного обеспечения достижения инновационного резонанса в регионах с разными укладами является разработанной лишь поверхностно, несмотря на постоянные упоминания в научных публикациях последних лет [2-7]. Аналогичный вывод можно сделать и по результатам критического анализа научных публикаций, посвященных идентификации, выявлению и целеориентированному аккумулированию инновационного потенциала центральных и периферийных территорий макрорегиона для достижения сбалансированности модернизацион-ного развития (рис.1).

Пассивная составляющая

условия для развития инноваций

кадровая и научная составляющая

финансовая составляющая

технико-технологич составляющая

Активная составляющая

составляющая: природные ресурсы

мотивация к инновационной деятельности

Рисунок 1. Содержание инновационного потенциала сбалансированного развития регионов

с многоукладной экономикой [8]

С позиции принятого авторами статьи концептуального подхода достижение инновационного резонанса на территориях макрорегиона с разными технолого-экономическими укладами можно представить в виде трех процессов:

- интегральный процесс изменений всех сфер жизнедеятельности макрорегиона (экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной) для проведения качественных преобразований и изменений условий жизни населения всех его территорий с многоукладной экономикой;

- объективный процесс, происходящий не только в отдельных регионах, но и в целом в макрорегионе под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов;

- субъективный процесс, осуществляемый под воздействием управленческих мероприятий, проводимых, главным образом, региональной властью, а также органами власти федерального уровня.

В результате осуществляемых мер государственного управления возможно такое приращение инновационного потенциала макрорегиона с многоукладной экономикой, которое будет способствовать постепенному достижению требуемого инновационного резонанса в его подсистемах (рис.2).

Рисунок 2. Приращение инновационного процесса как основа достижения инновационного резонанса в регионах

с разными укладами

Отметим, что основой авторской концепции управления инновационным потенциалом сбалансированной модернизации является следующее утверждение: данный потенциал является динамической характеристикой и существует только при его использовании, которое сопровождается постоянным его приростом. Использование и наращивание потенциала происходят непрерывно и взаимно дополняя друг друга.

Учитывая в представленной на рисунке 1 структуре инновационного потенциала приоритет достижения инновационного резонанса в подсистемах макрорегиона, в рамках реализации управленческих мер со стороны органов регионального управления представляются наиболее важными следующие:

- разработка и утверждение инвестиционной и инновационной стратегии региона;

- создание плана создания инвестиционных объектов и объектов инновационной инфраструктуры в регионе, в котором приведены инфраструктурные объекты с указанием источников финансирования, планируемых сроков сдачи объекта в эксплуатацию и информации о ходе его реализации;

- разработка и принятие нормативных документов, обеспечивающих защиту прав инвесторов и поддержку инновационной деятельности, а также осуществление государственной поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с региональным законодательством;

- деятельность Совета по инвестициям, функционирующего с целью привлечения инвестиций в инновационную сферу региона, организации взаимовыгодного сотрудничества органов исполнительной власти с инвесторами, выработки решений, способствующих успешной реализации инновационных проектов;

- создание региональной сети индустриальных парков, бизнес-инкубаторов, технопарков и перспективных инвестиционных площадок;

- совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с потребностями инвесторов;

- формирование эффективной системы сопровождения инновационных проектов по принципу «одного окна», что обеспечивает снижение административных барьеров инвесторам при реализации всех категорий инновационных проектов;

- создание системы обучения и повышения компетентности сотрудников органов государственной власти в регионе, участвующих в работе с инвесторами.

В рамках перечисленных целей очевидно, что для получения оценок эффективности реализации интегрированного инновационного потенциала отмеченной выше исторически сложившейся многоукладности региональных экономик макрорегиона необходимо, во-первых, использование прикладного экономико-математического инструментария, во-вторых, современных инфокоммуникационных технологий, применяемых в рамках единого инновационно-информационного пространства взаимодействия государственных и бизнес-структур. Иными словами, становление эффективного инновационного менеджмента, диктуемое общенациональными и общемировыми процессами глобализации и инновизации, означает активное использование в процессе управления новых моделей, основанных на широкомасштабном использовании информационных технологий и систем, что детерминирует соответствующую ориентацию (и подготовку) управленческих кадров разного уровня.

Как показывает реальная практика последних лет, управляемое движение трудовых и инвестиционных потоков в макрорегионе для активизации инновационных процессов и достижения требуемого инновационного резонанса на его территориях возможно в рамках межрегиональных интеграционных структурах, в состав которых входят малые инновационно активные предприятия периферии, предприятия-инноваторы центральных регионов макрорегиона и представители государства.

На рисунке 3 представлена роза ветров сетевой готовности регионов России, из которой наглядно видно смещение в сторону государственных регуляторов.

Scarp

к

impact v v TeehMikisv

Governance People

. Russian Federation > Upper-middle income group average

Рисунок 3. Роза ветров индекса сетевой готовности регионов России по состоянию на начало 2020 г.

Инвестиционные проекты ГЧП, особенно имеющие межрегиональное значение в контексте достижения инновационного резонанса во всех регионах макрорегиона, отличаются масштабностью, капиталоемкостью и долгосрочностью с сопутствующими задачами разделения ответственности и рисков. Эти характеристики привносят в процесс партнерства множество факторов, которые нужно учесть при подготовке и реализации такого рода проектов. Здесь достаточно нюансов и сложностей, способных загубить даже на первый взгляд перспективный проект, не говоря уже об организационных вопросах подготовки и учета документации и применения методик. Сейчас эффективным средством разрешения такого рода проблем показало себя грамотное применение возможностей информационных технологий и систем, которые приобретают все возрастающее значение во всех сферах жизни и деятельности общества.

Информационно-технологическую поддержку ГЧП в инновационной сфере стоит рассмотреть с двух сторон: обеспечение связи и взаимодействия, а также автоматизация процессов в рамках партнерства, с одной стороны (взгляд «снаружи», публичный аспект), и применяемые средства эффективного выполнения участниками их работы, с другой (взгляд «изнутри», частный аспект). Введение информационных технологий в организацию государственно-частного партнерства способствует повышению уровня доверия между государством и частным бизнесом и развитию устойчивого диалога между ними за счет средств связи и быстрой передачи информации. Это также позволит обеспечить контролируемость и прозрачность отношений между публичной и частной стороной, не говоря уже о возможности доступа к обширным тематическим материалам глобальной сети. В то же время информационно-технологическое развитие самих участников (их информационных систем) инновационной сферы преумножает их потенциал и возможности за счет повышения эффективности деятельности (например, увеличение производительности, разумный расход ресурсов, сокращение сроков) и качества управления, что способствует успешности осуществляемых ими проектов.

В общих чертах можно следующим образом представить роль информационных систем и технологий в рамках государственно-частного партнерства в контексте достижения инновационного резонанса в субъектах макрорегиона:

• Доступ к различного рода информации, например, нормативно-правовой базе посредством правовых систем, а также обеспечение возможности консультативной поддержки непосредственно от государственных органов. Естественно, обучение и консультирование сотрудников организаций-партнеров способствует накоплению ими знаний и опыта и повышению их квалификации.

• Создание электронной среды по обмену опытом в области взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере, проведение дистанционных мероприятий (например, видеоконференций).

• Обеспечение связи и взаимодействия между партнерами (электронная почта, факс, видеосвязь).

• Систематизация и хранение данных в единой базе/реестре.

• Сбор и анализ статистики по результатам деятельности, а также функционированию объектов, создаваемых на отдельных жизненных этапах инновационного проекта.

• Ведение учета и создание отчетности. Так, создаваемые информационными системами на предприятиях в установленной форме отчеты могут в определенном объеме передаваться партнерам.

• Моделирование и проектирование (эскизы инновационных объектов, их структуры).

• Поэтапное планирование (в том числе сценарный анализ) ожидаемых результатов и их экспертиза.

• Прогнозирование временных и содержательных результатов по достижению инновационных ре-зонансов в подсистемах макрорегиона, что необходимо ввиду длительности реализации проектов.

• Постоянно осуществляемый в рамках единого инновационно-информационного пространства макрорегиона мониторинг, например, состояния объектов, создаваемых в рамках инновационного проекта.

Обзор вышеприведенных функций дает понять, что информационно-технологическая поддержка ГЧП в сфере инноваций может привести к таким эффектам, которые способствуют формированию уверенности партнеров в х себе и друг в друге, а также стимулирует совместную деятельность.

Главным электронным ресурсом в сфере ГЧП можно считать Единую информационную систему государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Система представляет собой инструментарий для изучения и возможной адаптации используемых схем реализации проектов ГЧП для представителей органов власти и бизнес-сообщества [10]. Данный ресурс был зарегистрирован в 2013 году и сейчас активно развивается, заполняется и совершенствуется.

Из Интернет-ресурсов по ГЧП необходимо также отметить официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства, на котором можно найти информацию о деятельности ассоциации и её проектах, в частности, о единой информационной системе, а также профильном журнале «ГЧП журнал».

Помимо выполнения роли базы для информационных ресурсов в сфере ГЧП, информационные технологии могут использоваться для обеспечения быстрого и эффективного взаимодействия партнеров в рамках государственно-частного взаимодействия, а также для организации обмена опытом между различными участниками. Для этого могут создаваться специальные электронные порталы («площадки») бизнес-сообщества, участники которых могут проходить дистанционные курсы, прослушивать лекции, а также участвовать в видеоконференциях по тематике совместных с государством инновационных проектов.

Что касается самих предприятий-участников партнерства, следует констатировать, что сфера инновационной инфраструктуры разнообразна по своему содержанию и возможному профилю выполняемых проектов, в том числе имеющих межрегиональное значение, а соответственно и перечень предприятий, которые могут войти в альянс с другими предприятиями и государственными структурами в том или ином аспекте, является разноот-раслевым и разномасштабным. Тем не менее, можно наметить общие тенденции в области информационно-технологической поддержки деятельности таких предприятий, способствующей их продуктивной деятельности в составе партнерства. К тому же, от развитости инновационной инфраструктуры (в частности, информационной) зависит развитие и распространение достижений в информационно-технологической сфере, поэтому, оказывая содействие в государственных проектах, частный сектор делает вклад в собственное будущее развитие, а также в решение не только производственных, но и социальных вопросов всего макрорегиона. Предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере инновационной инфраструктуры, уже сейчас широко используются возможности инструментов корпоративных информационных систем, например, для различных расчетов, мониторинга состояния систем, сбора данных, формирования отчетности. Согласно данным TAdviser, наибольшее количество проектов внедрения в инфраструктурных отраслях приходится на системы управления всеми ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning - ERP), электронного документирования (СЭД), управления персоналом (Human Resource Management - HRM), управления основными фондами предприятия (Enterprise Asset Management - EAM), управления бизнес-процессами (Business Performance Management - BPM).

В некоторых областях находят применение специальные центры обработки данных (ЦОД), средства обеспечения информационной безопасности. Кроме того, наряду с «абстрактными» системами управления бизнесом и информацией для лиц, принимающих решения, используются и «практичные» технологии автоматизации производственной деятельности, например автоматизированные системы диспетчерского управления (АСДУ), автоматизированные системы технического и коммерческого учета энергии (АСТУЭ и АСКУЭ), информационные системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Данные, предоставляемые такими системами, не только помогают в улучшении обозримости, надежности и управляемости деятельности предприятий -участников партнерства, но и при планировании инновационных проектов, предоставляя информацию об объемах производства, состоянии и производительности оборудования и др.

Заключение. Таким образом, информационно-технологическая поддержка государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности, когда главной целью является достижение инновационного резонанса в структурных подсистемах макрорегиона, характеризующихся разными технологическими и экономическими укладами, играет очень важную роль. Публичному партнеру она дает возможность наладить контакт с представителями бизнеса и привлечь их к взаимовыгодному партнерству, а частному партнеру она помогает расти и развиваться, совершенствуя деятельность, нарабатывая опыт и повышая компетентность. А чем развитее и успешнее бизнес, тем с большим энтузиазмом и уверенностью в ожидаемых результатах он будет участвовать в инвестировании.

Изложенное в данной статье демонстрирует стремление бизнеса к применению новых технологий и современных инструментов поддержки принятия действенных решений, направленных, во-первых, на устранение возможных лимитирующих компонентов в совместной деятельности, во-вторых, на приобретение новых полез-

ных знаний, позволяющих участникам выйти на более высокий качественный уровень; в-третьих, на последовательное достижение целей сбалансированного инновационного развития центральных и периферийных территорий макрорегиона и отдельных предприятий. Использование современных информационных технологий и систем в организации взаимодействия между государством и бизнесом в данном предметном поле поможет достичь той прозрачности и доверительности отношений, которая так важна в партнерстве.

Источники:

1. Агузарова Л.А. Методы государственного регулирования процессов воспроизводства социально-трудового потенциала в депрессивных регионах // Региональная экономика. 2013. Т. 11. №8.

2. Аблова Н.О. Оценка экономического потенциала малых и средних городов России при разработке стратегий устойчивого развития регионов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. N»3. URL: http://www.uecs.ru/uecs-75-752015/item/3401-2015-03-14-07-34-04

3. Авдеева Т.Т., Урманов Д.В. Повышение конкурентоспособности локальных территорий как смена логики центро-периферийной модели развития региона // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2014. №3

4. Вольчик В.В., Кот В.В. Институциональные изменения в периферийных регионах гражданских институтов // TERRA ECONOMICUS. 2013. №4. Т.11.

5. Каплюк Е.В., Матвеева Л.Г. Индустриальный ландшафт регионов юга России в координатах «новой нормальности»// Региональная экономика. Юг России. 2019. №4. С. 114-124.

6. Ресурсный потенциал модернизации регионов Юга России /монография. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. 2019. - 400 с.

7. Matveeva L.G., Mikhalkina E.V., Kosolapova N.A., Chernova O.A. The assessment of the intangible resources of the region as a component of its modernization potential// Journal of Advanced Research in Law and Economics. Volume IX, Issue 2 (32), Spring 2018.Р.442-451.

8. Чернова О.А. Региональная экономика и управление. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2019.

9. Единая информационная система ГЧП в РФ: http://pppi.ru/ References:

1. Aguzarova L. A. Methods of state regulation of processes of reproduction of social and labor potential in depressed re-gions//Regional economy. 2013. T. 11. NO. 8.

2. Ablova N.O. Assessment of the economic potential of small and medium-sized cities of Russia in the development of strategies for the sustainable development of regions//Economic systems management: electronic scientific journal. 2015. №3. URL: http://www.uecs.ru/uecs-75-752015/item/3401-2015-03-14-07-34-04

3. Avdeeva T.T., Urmanov D.V. Increasing the competitiveness of local territories as a change in the logic of the central-peripheral model of development of the region//Science. Equipment. Technologies (Polytechnic Bulletin). 2014. №3

4. Volchik V.V., Kot V.V. Institutional changes in the peripheral regions of civil institutions//TERRA ECONOMICUS. 2013. №4. T.11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kaplyuk E.V., Matveeva L.G. Industrial landscape of the regions of southern Russia in the coordinates of the "new normality "//Regional economy. South of Russia. 2019. №4. Page 114-124.

6. Resource potential of modernization of regions of the South of Russia/monograph. Rostov-on-Don: Publishing House of Southern Federal University. 2019. - 400 s.

7. Matveeva L.G., Mikhalkina E.V., Kosolapova N.A., Chernova O.A. The assessment of the intangible resources of the region as a component of its modernization potential// Journal of Advanced Research in Law and Economics. Volume IX, Issue 2 (32), Spring 2018.Р.442-451.

8. Chernova O.A. Regional economy and management. Rostov-on-Don: Publishing House of Southern Federal University, 2019.

9. Unified PPP information system in the Russian Federation: http://pppi.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.