Научная статья на тему 'Конфигурация антикризисных мер в механизме обеспечения экономической безопасности предприятия в современных условиях'

Конфигурация антикризисных мер в механизме обеспечения экономической безопасности предприятия в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1216
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ-ИНДИКАТОРЫ / ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамателашвили Ольга Владимировна

В статье рассмотрены подходы к разработке промышленными предприятиями антикризисных программ развития в современных условиях. Предложен поэтапный механизм реформирования, основанный на реализации комплекса мер, включающих реорганизацию, реструктуризацию имущественного комплекса и трансформацию организационно-управленческого и экономического механизма. Рассматриваются основные цели антикризисных программ с учетом негативных факторов, влияющих на состояние экономики России, а также основные направления реорганизации и реструктуризации промышленных предприятий. Особое значение в условиях кризиса приобретают вопросы необходимости разработки внутренних механизмов противостояния негативному влиянию кризисных тенденций и повышению уровня экономической безопасности предприятий реального сектора экономики. Одним из методов решения этой задачи является изменение внутрипроизводственной структуры путем создания центров финансовой ответственности, что позволяет не только внедрить хозрасчетные взаимоотношения внутри предприятия, но и перестроить всю систему управления и регулирования экономических процессов и их результатов. Для контроля и мониторинга эффективности функционирования в условиях кризиса предприятию необходимо сформировать систему критериев оценки экономической безопасности. Для решения этой задачи предложена процессная модель управления экономической безопасностью, включающая выбор и обоснование системы показателей-индикаторов экономической безопасности, разработку шкалы их пороговых значений по степени риска, регламента действий реагирования системы управления, выбор и принятие решений, их реализацию и оценку эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфигурация антикризисных мер в механизме обеспечения экономической безопасности предприятия в современных условиях»

Мамателашвили O.B.

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, ^^^^^^^^^^^^^ анализ, аудит и статистика»

ФГБОУВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»,

УДК 338.124.4

КОНФИГУРАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассмотрены подходы к разработке промышленными предприятиями антикризисных программ развития в современных условиях. Предложен поэтапный механизм реформирования, основанный на реализации комплекса мер, включающих реорганизацию, реструктуризацию имущественного комплекса и трансформацию организационно-управленческого и экономического механизма. Рассматриваются основные цели антикризисных программ с учетом негативных факторов, влияющих на состояние экономики России, а также основные направления реорганизации и реструктуризации промышленных предприятий. Особое значение в условиях кризиса приобретают вопросы необходимости разработки внутренних механизмов противостояния негативному влиянию кризисных тенденций и повышению уровня экономической безопасности предприятий реального сектора экономики. Одним из методов решения этой задачи является изменение внутрипроизводственной структуры путем создания центров финансовой ответственности, что позволяет не только внедрить хозрасчетные взаимоотношения внутри предприятия, но и перестроить всю систему управления и регулирования экономических процессов и их результатов.

Для контроля и мониторинга эффективности функционирования в условиях кризиса предприятию необходимо сформировать систему критериев оценки экономической безопасности. Для решения этой задачи предложена процессная модель управления экономической безопасностью, включающая выбор и обоснование системы показателей-индикаторов экономической безопасности, разработку шкалы их пороговых значений по степени риска, регламента действий реагирования системы управления, выбор и принятие решений, их реализацию и оценку эффективности.

Ключевые слова: антикризисные программы, реформирование, реорганизация, реструктуризация, экономические и социальные цели, экономическая безопасность, показатели-индикаторы, процессная модель управления экономической безопасностью.

THE CONFIGURATION OF THE ANTI-CRISIS MEASURES MECHANISM TO ENSURE ECONOMIC SECURITY IN MODERN

CONDITIONS

The article describes approaches to developing anti-crisis programs for industry development in modern conditions. It proposed a phased reform of the mechanism, based on a set of measures, including reorganization, restructuring and transformation of the property complex of organizational-administrative and economic mechanisms. The main target of anti-crisis programs in view of the negative factors affecting the state of the Russian economy, as well as the main directions of the reorganization and restructuring of industrial enterprises. Of particular importance in crisis conditions, issues the need to develop internal mechanisms to resist the negative impact of the crisis tendencies and enhance the economic security of enterprises of the real sector of the economy. One method of solving this problem is to change the in-plant structure by creating centers of financial responsibility, which allows not only to introduce self-supporting relationships within the enterprise, but also to rebuild the entire system of control and regulation of economic processes and their results.

For control and monitoring of the functioning in the conditions of crisis the company needs to form a system of evaluation criteria for economic security. To solve this problem is proposed the model of economic security management,

including the selection and justification of the system of economic security indicators, the development of the scale of their thresholds on the degree of risk, regulation of action response management system, choice and making decision, implementation and evaluation of effectiveness.

Key words: anti-crisis program, reform, reorganization, restructuring, economic and social objectives, economic security, performance-indicators, process model of economic security management.

Наблюдаемые в последнее время тенденции в экономиках ряда стран мира и в России в частности, еще раз доказывают цикличность развития экономических систем и периодичность кризисных этапов. Перед реальным сектором экономики, таким образом, встают вопросы что делать, какие меры предпринять, как минимизировать негативное влияние внешних политических и экономических факторов.

Реальные антикризисные меры, активно принимаемые в настоящее время Правительством РФ, в большей степени направлены на поддержку банковского сектора экономики. Промышленные же предприятия, за исключением некоторых отраслей, вынуждены пока выживать самостоятельно.

Несомненно, стоит отметить, что Правительством РФ предпринимаются необходимые меры по смягчению влияния кризиса в промышленном секторе экономики. Так, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 328 утверждена государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [1]. В рамках реализации данной программы в 20152016 годах Правительством РФ принят целый ряд постановлений, последнее из которых «О порядке предоставления субсидий участникам промышленных кластеров на производство промышленной продукции в целях импортозамещения» от 28 января 2016 года № 41 [2]. В этом документе утверждены Правила получения из федерального бюджета субсидий участниками промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации проектов по производству промышленной продукции в некоторых отраслях.

С учетом того, что выделяемые правительством средства на поддержку промышленности в условиях кризиса крайне ограничены и носят исключительно адресный характер, в очередной раз встает проблема разработки антикризисных программ в целях обеспечения требуемого уровня экономической устойчивости и безопасности [3].

Антикризисная программа должна строиться на четко сформулированных главных целях и обеспечивать предприятию требуемый уровень экономической безопасности. Конечно, следует учитывать, что в такие программы каждое предприятие закладывает свои собственные цели, которые зависят от его экономического и финансового состояния, положения на рынке, конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и других факторов. В современ-

ных условиях можно выделить следующие основные цели антикризисных программ:

• Недопущение снижения объемов производства. Снижение объемов производства и выручки, рост затрат и, как следствие, убытки, накопление просроченной дебиторской и кредиторской задолженности - в настоящее время характерные черты для многих российских предприятий реального сектора экономики.

• Сохранение уровня рентабельности деятельности. В условиях ограниченности финансовых ресурсов (в том числе по причине высокой стоимости банковских кредитов) именно прибыль является главным источником финансирования расширенного воспроизводства и технической модернизации, инвестиционных вложений, а также источником социальных гарантий коллектива предприятия.

Особенность нынешнего кризиса заключается в том, что он привел к ощутимому снижению реальных доходов населения и зарплат работающей его части. Поэтому антикризисные программы предприятий должны включать в себя не только достижение экономических целей, но и социальных [6]. Экономическими целями антикризисных программ предприятий в зависимости от конкретных особенностей могут быть:

• увеличение объемов производства и продаж;

• снижение затрат;

• увеличение прибыли и рентабельности деятельности;

• оптимизация структуры активов;

• повышение отдачи от активов;

• оптимизация налогового бремени;

• повышение конкурентоспособности предприятия на рынке и т. д.

Социальными целями антикризисных программ должны быть:

• реализация миссии предприятия в рамках достижения социальных целей;

• сохранение (а по возможности и увеличение) количества рабочих мест и за счет этого - снижение безработицы и социальной напряженности в регионе;

• сохранение уровня и поэтапное увеличение заработной платы работников в условиях возросшей инфляции и за счет этого обеспечение социальной стабильности;

• решение социальных проблем и вопросов коллектива.

Проведенный анализ накопленного за последние десятилетия опыта реализации антикризисных мер предприятиями показывает, что процесс антикризис-

ного реформирования может представлять собой взаимосвязанный комплекс мероприятий, осуществляемых поэтапно, а именно:

1. Реорганизация.

2. Реструктуризация.

3. Трансформация организационно-управленческого и экономического механизма.

Первые два этапа обеспечивают формирование оптимального объема производственных ресурсов и организационно-правовой формы для реализации намеченных целей. В результате их проведения предприятие представляет собой приемлемый на данном этапе развития и при данных конкурентных условиях «комплекс» по форме и составу активов и капитала. Третий этап - это изменение внутреннего организационно-управленческого и экономического механизма с целью перераспределения полномочий и ответственности, совершенствования внутренних функций управления и информационного обеспечения, повышения заинтересованности и экономической ответственности работников в результатах труда. Цель данного этапа - это создание эффективного внутреннего экономического механизма, обеспечивающего достижение наиболее высоких результатов деятельности.

Практика показала, что в отношении предприятий, находящихся в тяжелом финансово-экономическом состоянии или в состоянии банкротства, именно реорганизация иногда является единственным выходом из сложившейся ситуации [5]. Применительно к промышленным предприятиям предпочтение отдается таким формам реорганизации, как разделение и выделение. Реорганизуемое предприятие имеет возможность вывести из своего состава здоровое перспективное производство, а убыточное, неэффективное предприятие в перспективе обрекается на ликвидацию (в том числе с использованием механизма «замещения активов», предусмотренного российским законодательством о банкротстве).

Реорганизация юридического лица не может заменить или отменить необходимость реструктуризации его имущественного комплекса. Поэтому следующим шагом антикризисной программы должна стать реструктуризация имущественного комплекса предприятия. Цель этого этапа - формирование оптимального состава активов и капитала, отвечающего потребностям предприятия в краткосрочной и среднесрочной, а иногда и долгосрочной перспективе. Объектами реструктуризации имущественного комплекса могут быть:

• основные средства;

• нематериальные активы;

• финансовые вложения;

• дебиторская задолженность.

Решение задачи оптимизации имущественного комплекса должно осуществляться параллельно с фор-

мированием низкорисковой структуры капитала, обеспечивающей предприятию высокую степень финансовой устойчивости и сохранение платежеспособности.

Одним из направлений антикризисного реформирования предприятий является совершенствование внутреннего экономического механизма [4]. Этот этап представляет собой формирование внутренних правил, обеспечивающих сохранность и рациональное использование всех видов производственных ресурсов. Наиболее целесообразным методом решения этой задачи является изменение внутрипроизводственной структуры путем создания центров финансовой ответственности (ЦФО). В современных условиях создание ЦФО представляется одним из наиболее целесообразных направлений внутрифирменного реформирования, которое позволяет не только внедрить хозрасчетные взаимоотношения внутри предприятия, но и перестроить всю систему управления и контроля за счет делегирования максимальных полномочий подразделениям - ЦФО. Такая структура максимально полно обеспечивает выполнение требований ресурсосбережения.

Реализация предложенного комплекса антикризисных мер будет способствовать повышению уровня экономической безопасности предприятия в изменяющихся условиях и формированию, таким образом, эффективной модели его функционирования.

Для контроля и мониторинга эффективности функционирования в условиях кризиса предприятию необходимо сформировать систему критериев оценки его экономической безопасности. В условиях неопределенности и изменчивости внешних условий разработка показателей-индикаторов экономической безопасности представляется важнейшей задачей управления на предприятии. Выработка и принятие стратегически важных управленческих решений в условиях кризиса должны базироваться на перманентном мониторинге ключевых экономических показателей, отражающих положение дел и тенденции в тех или иных областях производства, экономики или финансов на предприятии и их соответствия оптимальным значениям.

Таким образом, процесс управления экономической безопасностью в антикризисном поведении предприятия должен включать в себя следующие последовательные процедуры (см. рис.):

• Выбор и обоснование системы показателей-индикаторов экономической безопасности (одноуровневой или многоуровневой), согласованной с главными целями антикризисной программы и других программ развития предприятия (или бизнес-планов). При выборе таких показателей необходимо ориентироваться прежде всего на общепринятые экономические показатели, используемые для оценки финансово-экономического положения и эффективности деятельности

Выбор и обоснование системы показателей-индикаторов экономической безопасности

-3 с-

г Разработка шкалы порог индикаторов по степе безог овы ни асн п л х значений показателей-иска экономической ости

и и

г Разработка и принятие регл системы аме УпР п нта действий реагирования авления

и и

г Выбор и принятие решений уровня значений показат безоп по еле асн п л достижению оптимального й оценки экономической ости

и и

г Реализация программы мер уровня значений показат безоп по еле асн п л достижению оптимального оценки экономической ости

и и

/■ \ Экономическая оценка эффективности мер по достижению оптимального уро вня значений показателей оценки экономической безопасности после их реализации ^ >

Процессная модель управления экономической безопасностью предприятия

(темпы роста выручки, прибыли, рентабельность, уровень затрат; показатели оценки финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности и т. д.). Эти показатели целесообразно использовать в качестве основных критериев оценки, то есть показателей первого уровня. В дополнение к основным критериям могут быть разработаны дополнительные показатели-индикаторы, детализирующие экономическое состояние предприятия, более углубленно описывающие и характеризующие отдельные процессы, влияющие на экономическую безопасность. Такими показателями-индикаторами, например, могут быть: абсолютный или относительный размер финансовых потерь, уровень просроченной задолженности по срокам и др. Многоуровневая система показателей экономической безопасности позволит более детально описать состояние и вовремя диагностировать проблемные зоны.

• Разработка шкалы пороговых значений показателей-индикаторов по степени риска снижения уровня экономической безопасности предприятия с учетом особенностей его деятельности, рыночного окружения и зависимости от внешних факторов. Следует отметить, что при разработке шкалы пороговых значений необходимо учитывать многие аспекты, например: среднеотраслевые показатели,

показатели аналогичных предприятий (конкурентов), общепринятые уровни по экономическим или финансовым показателям (нормативы или экспертные значения), локальные нормативы предприятия и т. д. Наличие шкалы пороговых значений показателей-индикаторов позволит более быстро реагировать на отклонения в работе предприятия или в его финансово-экономическом состоянии и вовремя предпринимать необходимые нивелирующие отрицательное влияние действия.

• Разработка и принятие (юридическое закрепление) регламента действий для реагирования системы управления в различных ситуациях негативного изменения значений показателей-индикаторов оценки экономической безопасности предприятия. Регламент должен включать как стандартные, так и нестандартные (специфические) действия по каждому конкретному показателю-индикатору. Например, в случае снижения рентабельности продаж такими действиями могут быть: анализ затрат по видам затрат, центрам ответственности с целью получения объективной картины изменения размера затрат на отдельных этапах производства или уровнях управления; анализ объемов выручки по видам продукции или видам деятельности с целью определения причин ее снижения и т. д. Применительно к нестандарт-

ным ситуациям регламент должен предусматривать возможность экспертной выработки действий системы управления для обеспечения требуемого уровня экономической безопасности.

• Выбор и принятие решений (программы мер) по достижению оптимального уровня значений показателей-индикаторов оценки экономической безопасности с учетом существующего регламента действий и всех особенностей сложившейся под влиянием внутренних или внешних факторов ситуации.

• Реализация программы мер по достижению оптимального уровня значений показателей-индикаторов оценки экономической безопасности соответствующими структурными подразделениями предприятия.

• Экономическая оценка эффективности программы мер по достижению оптимального уровня значений показателей-индикаторов оценки экономической безопасности после их реализации. Это позволит оценивать не только эффективность деятельности предприятия, но и качество управленческих решений по обеспечению его экономической безопасности.

Таким образом, предложенная модель формализации процесса управления экономической безопасностью в антикризисном поведении предприятия позволит ему более оперативно решать возникающие проблемы в обеспечении экономической стабильности и рыночной устойчивости, и, таким образом, противостоять вызовам меняющихся внешних условий деятельности.

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

2. Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 г. № 41 «О порядке предоставления субсидий участникам промышленных кластеров на производство промышленной продукции в целях импортозамещения».

3. Красносельская Д.Х. Сравнительный анализ моделей экономического роста Р. Солоу и Мэнкью-Роме-ра-Уэйла (на примере Республики Башкортостан) // Креативная экономика. - 2013. - № 9.

4. Мамателашвили О.В. Выбор и обоснование приоритетных направлений реформирования предприятий (на примере машиностроения Республики Башкортостан). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Уфа, 2003.

5. Нургалиева Д.И., Карачурина Р.Ф. Методические основы разработки стратегии организации // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 14 частях. - 2014.

6. Кузнецова С.В. К вопросу о финансово-экономических инструментах решения социальных задач в условиях кризиса // Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества: материалы III Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2014.

List of literature:

1. Government Decree of 04.15.2014, № 328 «On approval of the state program» The development of industry and increasing its competitiveness».

2. Government Decree of 01.28.2016, № 41 «On the procedure for granting subsidies to participants of industrial clusters in the industrial production in order to import».

3. Krasnoselskaya D.H. Comparative analysis of models of economic growth R. Solow and Mankiw-Romer-Weill (The Republic of Bashkortostan) // Creative Economy. -2013. - № 9.

4. Mamatelashvili O.V. Selection and justification of the priority directions of reforming of the enterprises (in the Republic of Bashkortostan engineering example). The thesis for the degree of Candidate of Economic Sciences. - Ufa, 2003.

5. Nurgalieva D.I., Karachurina R.F. Methodical bases of the development strategy of the organization // Topical issues of Education and Science: Proceedings on the materials of the International scientific-practical conference in 14 parts. - 2014.

6. Kuznetsova S.V The question of financial and economic instruments for solving social problems in a crisis // Crisis of the economic system as a factor of instability in modern society: Materials of III International scientific-practical conference. - Saratov, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.