И. А. Потапова
КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
В статье обосновывается целесообразность введения в теорию и практику таможенного права понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности». На основе выявления признаков, составляющих его содержание, автор формулирует определение данного понятия и выделяет разновидности конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности.
Ключевые слова: информация; конфиденциальная информация; информационная безопасность; персональные данные; служебная тайна; профессиональная тайна; коммерческая тайна; Таможенный союз.
Основой управленческой деятельности является информация, а сам процесс управления можно рассматривать как непрерывный процесс сбора, обработки и передачи информации. Информационное обеспечение управления, его структура, функции и возможности должны быть хорошо известны руководителю любого уровня, система таможенных органов не является исключением [1]. Вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности и защитой конфиденциальной информации, имеют особое значение в сфере таможенной деятельности.
В условиях функционирования Таможенного союза, в состав которого входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, особый статус имеет конфиденциальная информация, связанная с обеспечением успешной внешнеторговой деятельности не только нашего государства, но и информационной безопасности государств-участников Таможенного союза в целом.
Однако, как показывает правоприменительная практика [2], на сегодняшний момент в законодательстве государств-членов Таможенного союза остаются
не до конца урегулированными вопросы, касающиеся содержания понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности», в том числе критериев отнесения такой информации к разряду конфиденциальной. Следовательно, существует потребность в унификации положений действующего таможенного законодательства, затрагивающих указанные вопросы.
Исследование данного вопроса, безусловно, следует начать с раскрытия содержания понятий «информация», «конфиденциальная информация».
Информация в переводе с латинского языка означает «ознакомление», «разъяснение», «изложение». Информация может быть отнесена к абстрактным категориям и первичным понятиям.
По мнению С. И. Ожегова, информация - это «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством» [3]. С философской точки зрения Н. Винер определил, что информация - «это не энергия и не материя, а обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему» [4]. С. Н. Данилин под информацией понимает «меру количественных и качественных свойств любых объектов и процессов, явлений или событий в окружающем мире независимо от формы ее существования или представления» [5]. По определению Е. П. Тавокина информация - «это материализованный (в идеале - формализованный) результат сознательного или бессознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенный для восприятия другим(и) субъектом(ами)» [6].
Данное понятие может быть рассмотрено и как объект правоотношений, предусмотренных нормативными правовыми актами. Так, например, согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [7].
Важным свойством информации является документирование. Документированная информация - это зафиксированная в установленном законом порядке информация, находящаяся на материальном носителе, которая может быть идентифицирована [8].
В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на: свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; подлежащую предоставлению или распространению в соответствии с федеральными законами; ограничиваемую или запрещаемую к распространению в РФ. В зависимости от категории доступа информация подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) [7]. При этом документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (в переводе с латинского языка - «секретный», «доверительный»).
Однако в действующем в настоящее время российском законодательстве отсутствует единое определение понятия «конфиденциальная информация», равно как и четкое определение ее структуры.
Например, в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в ст. 2 законодатель
определил «конфиденциальность» как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Конфиденциальность информации - свойство информации, указывающее на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации. Угроза ее нарушения может привести к ситуации, когда данная информация становится доступной для тех, кто не имеет полномочного доступа к ней [9].
Указ Президента РФ от 06.03.1997 №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» [10] также не содержит искомого определения, но выделяет шесть категорий конфиденциальных сведений, которые существуют в различных направлениях деятельности и определяются спецификой этой деятельности. К данным категориям относятся: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные); сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
В своей практической деятельности сотрудникам таможенных органов приходится иметь дело с различными видами информации, которые, как правило, документированы.
С созданием Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан значительно расширился спектр конфиденциальных сведений, защищаемых законом.
Отсутствие четкого определения понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности» не позволяет сделать вывод о том, какая информация является конфиденциальной, каковы критерии отнесения ее к разряду конфиденциальной, что приводит к коллизиям в действующем таможенном законодательстве и различной правоприменительной практике.
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза «любая полученная таможенными органами информация в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза должна использоваться только в таможенных целях» [11].
Особый режим устанавливается и в отношении государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законом тайны (секретов), а также другой конфиденциальной информации. Такая информация не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством государств-членов Таможенного союза) [11]. Представляется, что понятие «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности» является более широким по отношению к иным, частным, случаям видов защищаемой законом информации.
Анализ содержания работ других авторов, посвященных вопросам информационной безопасности в таможенной сфере, показал, что основное внимание уделялось вопросам, касающимся обеспечения информационной безопасности таможенных органов [12], защиты компьютерной информации в таможенных органах [13], оказания взаимной административной помощи таможенными органами государств-членов Таможенного союза в ходе информационного обмена [14]. Однако вопросы, связанные с определением понятия конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности и выделением ее разновидностей, не подвергались детальному исследованию.
Для определения понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности», прежде всего, следует выделить его основные признаки. Таковыми, по-нашему мнению, являются:
1) принадлежность определенному субъектному составу. Конфиденциальная информация должна быть известна и использоваться строго определенным кругом лиц;
2) представление информации в любой объективной форме;
3) соответствие информации ограничениям, установленным действующим законодательством;
4) недопущение несанкционированного использования и распространения конфиденциальной информации, что может нарушить права и законные интересы ее обладателя, а также иных лиц;
5) наличие средств охраны и защиты конфиденциальной информации (организационных, технических, криптографических).
На основе этого можно определить указанное понятие как документированную информацию, образовавшуюся в результате служебной деятельности таможенных органов или полученную ими от других лиц, доступ к которой ограничен и регламентирован в соответствии с законодательством государств-участников Таможенного союза, несанкционированное использование и распространение которой может нарушить права и законные интересы ее обладателя, а также иных лиц, имеющую средства охраны и защиты, за посягательства на которую установлена юридическая ответственность.
Основываясь на данном понятии, а также принимая во внимание разнообразие существующих видов конфиденциальной информации, закрепленных российским законодательством, на наш взгляд, возможно выделить следующие разновидности конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности:
1) сведения, относимые законом к персональным данным (информация, обладателями которой являются физические лица, в том числе должностные лица таможенных органов);
2) информация правоохранительного характера, которая может стать известна должностным лицам таможенных органов в процессе выполнения ими служебных обязанностей (тайна следствия, сведения об оперативно-розыскной деятельности);
3) служебная информация ограниченного распространения, отнесенная к несекретной информации, касающаяся деятельности таможенных органов, ограничения на распространение которой установлены в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами ФТС России, а также
законодательством государств-участников Таможенного союза и диктуются служебной необходимостью (служебная тайна);
4) сведения, связанные с коммерческой деятельностью участников ВЭД (коммерческая тайна);
5) профессиональная тайна;
6) тайна изобретения.
Таким образом, в условиях активной интеграции таможенных администраций унификация и упорядочение информационных ресурсов в рамках Таможенного союза приобретают важнейшее значение. Четкое определение понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности» и выделение разновидностей конфиденциальной информации позволят гармонизировать действующее законодательство в данной области и будут способствовать повышению качества обеспечения информационной безопасности в таможенной сфере.
Использованные источники
1. Воронов А. М, Кожуханов Н. М. Правовой режим защиты информации в обеспечении информационной безопасности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 2. С. 74-77.
2. Официальный сайт Таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989.
4. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1983.
5. Данилин С. Н. О современном понятии информации // Информационные технологии. 2003. № 11. С. 53-57.
6. Тавокин Е. П. Информация как научная категория // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 3-9.
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. Ст. 3448.
8. Кожуханов Н. М. Институт права «информация» в таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 3. С. 70-73.
9. Рыльская М. А. О защите конфиденциальной информации в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 3. С. 109-114.
10. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства РФ. 1997. Ст. 1127.
11. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Таможенный вестник. 2010. № 2.
12. Недосекова Е. С. Административно-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2011.
13. Будаковский Д. С. Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты защиты компьютерной информации в таможенных органах: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Люберцы, 2011.
14. Боброва О. Г. Административно-правовое регулирование оказания взаимной административной помощи таможенными органами государств-членов Таможенного союза: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Люберцы, 2011.