Научная статья на тему 'Конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности: понятие и признаки'

Конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности: понятие и признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
539
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОР МАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА / ПРОФЕССИОНАЛЬ НАЯ ТАЙНА / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / INFORMATION / CONFIDENTIAL INFORMATION / INFORMATION SECURITY / PERSONAL DATA / OFFICIAL SECRET / PROFESSIONAL SECRET / TRADE SECRET / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапова Ирина Александровна

В статье обосновывается целесообразность введения в теорию и практику таможенного права понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности». На основе выявления признаков, составляющих его содержание, автор формулирует определение данного понятия и выделяет разновидности конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFIDENTIAL INFORMATION IN THE SPHERE OF CUSTOMS ACTIVITY: THE CONCEPT AND FEATURES

The article substantiates expediency of introduction of the term «confidential information in the sphere of customs activity» in the theory and practice of customs law. Based on the analysis of features making up the term content, the author’s definition is formulated and the types of confidential information in the sphere of customs activity are defined.

Текст научной работы на тему «Конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности: понятие и признаки»

И. А. Потапова

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

В статье обосновывается целесообразность введения в теорию и практику таможенного права понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности». На основе выявления признаков, составляющих его содержание, автор формулирует определение данного понятия и выделяет разновидности конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности.

Ключевые слова: информация; конфиденциальная информация; информационная безопасность; персональные данные; служебная тайна; профессиональная тайна; коммерческая тайна; Таможенный союз.

Основой управленческой деятельности является информация, а сам процесс управления можно рассматривать как непрерывный процесс сбора, обработки и передачи информации. Информационное обеспечение управления, его структура, функции и возможности должны быть хорошо известны руководителю любого уровня, система таможенных органов не является исключением [1]. Вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности и защитой конфиденциальной информации, имеют особое значение в сфере таможенной деятельности.

В условиях функционирования Таможенного союза, в состав которого входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, особый статус имеет конфиденциальная информация, связанная с обеспечением успешной внешнеторговой деятельности не только нашего государства, но и информационной безопасности государств-участников Таможенного союза в целом.

Однако, как показывает правоприменительная практика [2], на сегодняшний момент в законодательстве государств-членов Таможенного союза остаются

не до конца урегулированными вопросы, касающиеся содержания понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности», в том числе критериев отнесения такой информации к разряду конфиденциальной. Следовательно, существует потребность в унификации положений действующего таможенного законодательства, затрагивающих указанные вопросы.

Исследование данного вопроса, безусловно, следует начать с раскрытия содержания понятий «информация», «конфиденциальная информация».

Информация в переводе с латинского языка означает «ознакомление», «разъяснение», «изложение». Информация может быть отнесена к абстрактным категориям и первичным понятиям.

По мнению С. И. Ожегова, информация - это «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством» [3]. С философской точки зрения Н. Винер определил, что информация - «это не энергия и не материя, а обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему» [4]. С. Н. Данилин под информацией понимает «меру количественных и качественных свойств любых объектов и процессов, явлений или событий в окружающем мире независимо от формы ее существования или представления» [5]. По определению Е. П. Тавокина информация - «это материализованный (в идеале - формализованный) результат сознательного или бессознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенный для восприятия другим(и) субъектом(ами)» [6].

Данное понятие может быть рассмотрено и как объект правоотношений, предусмотренных нормативными правовыми актами. Так, например, согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [7].

Важным свойством информации является документирование. Документированная информация - это зафиксированная в установленном законом порядке информация, находящаяся на материальном носителе, которая может быть идентифицирована [8].

В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на: свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; подлежащую предоставлению или распространению в соответствии с федеральными законами; ограничиваемую или запрещаемую к распространению в РФ. В зависимости от категории доступа информация подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) [7]. При этом документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (в переводе с латинского языка - «секретный», «доверительный»).

Однако в действующем в настоящее время российском законодательстве отсутствует единое определение понятия «конфиденциальная информация», равно как и четкое определение ее структуры.

Например, в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в ст. 2 законодатель

определил «конфиденциальность» как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Конфиденциальность информации - свойство информации, указывающее на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации. Угроза ее нарушения может привести к ситуации, когда данная информация становится доступной для тех, кто не имеет полномочного доступа к ней [9].

Указ Президента РФ от 06.03.1997 №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» [10] также не содержит искомого определения, но выделяет шесть категорий конфиденциальных сведений, которые существуют в различных направлениях деятельности и определяются спецификой этой деятельности. К данным категориям относятся: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные); сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В своей практической деятельности сотрудникам таможенных органов приходится иметь дело с различными видами информации, которые, как правило, документированы.

С созданием Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан значительно расширился спектр конфиденциальных сведений, защищаемых законом.

Отсутствие четкого определения понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности» не позволяет сделать вывод о том, какая информация является конфиденциальной, каковы критерии отнесения ее к разряду конфиденциальной, что приводит к коллизиям в действующем таможенном законодательстве и различной правоприменительной практике.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза «любая полученная таможенными органами информация в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза должна использоваться только в таможенных целях» [11].

Особый режим устанавливается и в отношении государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законом тайны (секретов), а также другой конфиденциальной информации. Такая информация не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством государств-членов Таможенного союза) [11]. Представляется, что понятие «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности» является более широким по отношению к иным, частным, случаям видов защищаемой законом информации.

Анализ содержания работ других авторов, посвященных вопросам информационной безопасности в таможенной сфере, показал, что основное внимание уделялось вопросам, касающимся обеспечения информационной безопасности таможенных органов [12], защиты компьютерной информации в таможенных органах [13], оказания взаимной административной помощи таможенными органами государств-членов Таможенного союза в ходе информационного обмена [14]. Однако вопросы, связанные с определением понятия конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности и выделением ее разновидностей, не подвергались детальному исследованию.

Для определения понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности», прежде всего, следует выделить его основные признаки. Таковыми, по-нашему мнению, являются:

1) принадлежность определенному субъектному составу. Конфиденциальная информация должна быть известна и использоваться строго определенным кругом лиц;

2) представление информации в любой объективной форме;

3) соответствие информации ограничениям, установленным действующим законодательством;

4) недопущение несанкционированного использования и распространения конфиденциальной информации, что может нарушить права и законные интересы ее обладателя, а также иных лиц;

5) наличие средств охраны и защиты конфиденциальной информации (организационных, технических, криптографических).

На основе этого можно определить указанное понятие как документированную информацию, образовавшуюся в результате служебной деятельности таможенных органов или полученную ими от других лиц, доступ к которой ограничен и регламентирован в соответствии с законодательством государств-участников Таможенного союза, несанкционированное использование и распространение которой может нарушить права и законные интересы ее обладателя, а также иных лиц, имеющую средства охраны и защиты, за посягательства на которую установлена юридическая ответственность.

Основываясь на данном понятии, а также принимая во внимание разнообразие существующих видов конфиденциальной информации, закрепленных российским законодательством, на наш взгляд, возможно выделить следующие разновидности конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности:

1) сведения, относимые законом к персональным данным (информация, обладателями которой являются физические лица, в том числе должностные лица таможенных органов);

2) информация правоохранительного характера, которая может стать известна должностным лицам таможенных органов в процессе выполнения ими служебных обязанностей (тайна следствия, сведения об оперативно-розыскной деятельности);

3) служебная информация ограниченного распространения, отнесенная к несекретной информации, касающаяся деятельности таможенных органов, ограничения на распространение которой установлены в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами ФТС России, а также

законодательством государств-участников Таможенного союза и диктуются служебной необходимостью (служебная тайна);

4) сведения, связанные с коммерческой деятельностью участников ВЭД (коммерческая тайна);

5) профессиональная тайна;

6) тайна изобретения.

Таким образом, в условиях активной интеграции таможенных администраций унификация и упорядочение информационных ресурсов в рамках Таможенного союза приобретают важнейшее значение. Четкое определение понятия «конфиденциальная информация в сфере таможенной деятельности» и выделение разновидностей конфиденциальной информации позволят гармонизировать действующее законодательство в данной области и будут способствовать повышению качества обеспечения информационной безопасности в таможенной сфере.

Использованные источники

1. Воронов А. М, Кожуханов Н. М. Правовой режим защиты информации в обеспечении информационной безопасности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 2. С. 74-77.

2. Официальный сайт Таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989.

4. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1983.

5. Данилин С. Н. О современном понятии информации // Информационные технологии. 2003. № 11. С. 53-57.

6. Тавокин Е. П. Информация как научная категория // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 3-9.

7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. Ст. 3448.

8. Кожуханов Н. М. Институт права «информация» в таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 3. С. 70-73.

9. Рыльская М. А. О защите конфиденциальной информации в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 3. С. 109-114.

10. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства РФ. 1997. Ст. 1127.

11. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Таможенный вестник. 2010. № 2.

12. Недосекова Е. С. Административно-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2011.

13. Будаковский Д. С. Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты защиты компьютерной информации в таможенных органах: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Люберцы, 2011.

14. Боброва О. Г. Административно-правовое регулирование оказания взаимной административной помощи таможенными органами государств-членов Таможенного союза: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Люберцы, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.