Научная статья на тему 'Административно-правовые режимы конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности'

Административно-правовые режимы конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ / СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / LEGAL REGIME / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME / CONFIDENTIAL INFORMATION / STATE SECRET / OFFICIAL SECRET / CUSTOMS REGIME / THE CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапова Ирина Александровна

В статье анализируются противоречия в законодательстве, связанные с существованием административно-правовых режимов конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности. Основное внимание уделяется вопросу юридических коллизий, возникающих между нормами законодательства государств - участников Таможенного союза относительно критериев отнесения информации к конфиденциальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and Legal Regimes of Confidential Information in the Sphere of Customs Activity

The article focuses on the conflicts of laws dealt with administrative and legal regimes of confidential information in the sphere of customs activity. Special attention is paid to the conflicts of laws arising between legislation of states-members of the customs union concerning criterions for classifying information as confidential.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые режимы конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности»

И. А. Потапова

И. а. Потапова

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются противоречия в законодательстве, связанные с существованием административно-правовых режимов конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности. Основное внимание уделяется вопросу юридических коллизий, возникающих между нормами законодательства государств - участников Таможенного союза относительно критериев отнесения информации к конфиденциальной.

Ключевые слова: правовой режим; административно-правовой режим; конфиденциальная информация; государственная тайна; государственные секреты; служебная тайна; Таможенный союз.

Происходящие изменения в российской правовой системе выдвигают на первый план проблемы совершенствования государственного управления во всех сферах. Особую значимость в этой связи приобретают информационные процессы и информация, используемые при государственном управлении. В условиях функционирования Таможенного союза, в состав которого вошли Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, особый статус приобретает конфиденциальная информация, что связано как с обеспечением успешной внешнеторговой деятельности нашего государства, так и информационной безопасностью государств - участников Таможенного союза в целом.

Формирование единого таможенного пространства ведет к возникновению юридических коллизий, возникающих между нормами законодательства государств - членов Таможенного союза, в том числе и в отношении правового порядка регулирования административно-правовых режимов конфиденциальной информации, критериев отнесения информации к конфиденциальной. Следовательно, существует потребность в унификации положений действующего законодательства всех государств, затрагивающих указанные вопросы.

Исследование административно-правовых режимов конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности, на наш взгляд, следует начать с раскрытия содержания понятий «правовой режим», «административно-правовой режим».

Термин «правовой режим» широко используется в нормативных правовых актах, юридической и научной литературе. При этом исследования, касающиеся терминологического дефинирования правовых режимов, ведутся в основном в рамках общей теории права, на отраслевом уровне практически не предпринимается попыток в подобном направлении [1; 2].

Понятие «правовой режим» является весьма емким по содержанию и употребляется в различных смыслах и контекстах; общим является то, что оно характеризует определенную упорядоченность правового регулирования, воплощаемую в совокупности нормативно-правовых установлений и мероприятий, с помощью которых достигаются цели и задачи, поставленные в действующем законодательстве, и обусловливающую характер взаимодействия между субъектами в рамках правоотношений [1].

Для ряда отраслей права характерно регулярное использование понятия «правовой режим». Чаще всего это имеет место в публичных отраслях, которые отличаются высоким уровнем регламентации общественных отношений и, в первую очередь, в административном праве. Для административно-правовых режимов свойственно преобладание запретов и позитивных обязываний.

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия «административно-правовой режим».

Ю. Н. Старилов под административно-правовым режимом понимает порядок осуществления правового статуса как физических, так и юридических лиц в административно-правовой сфере [3].

В. В. Ласточкин определяет административно-правовой режим как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном, строго ограниченном участке государственного управления [4].

Как видно из этих дефиниций, административно-правовой режим определяет правила поведения субъектов права, порядок реализации их прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере государственного управления с целью обеспечения безопасности личности, общества, государства.

Нельзя не согласиться со всеми вышеперечисленными определениями, однако, на наш взгляд, административно-правовой режим представляет собой совокупность нормативных правовых актов и организационных мер, определяющих обязательный для соблюдения порядок взаимодействия субъектов административных правоотношений, основным предназначением которого является оптимизация администрирования.

Опираясь на общетеоретические положения, раскрывающие сущность административно-правовых режимов, представляется необходимым определить административно-правовые режимы конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности как совокупность нормативно-правовых установлений и организационных мер, определяющих правила поведения субъектов таможенных правоотношений, порядок реализации их прав и законных интересов в сфере обращения конфиденциальной информации, ее защиты в целях обеспечения информационной безопасности государства.

Отсутствие четкого определения понятия «административно-правовые режимы конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности» не позволяет сделать вывод о том, какая информация является конфиденциальной, каковы критерии отнесения сведений к данному типу информации.

В действующем в настоящее время российском законодательстве отсутствует и единое определение понятия «конфиденциальная информация», равно как и четкое определение ее структуры.

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [5] в ст. 2 законодатель определил конфиденциальность как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Из этого определения следует, что

и. А. Потапова

конфиденциальность - это, прежде всего, требование, облеченное в форму обязательства.

С созданием Таможенного союза значительно расширился спектр конфиденциальных сведений, защищаемых законом.

Так, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза любая полученная таможенными органами информация в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза должна использоваться только в таможенных целях [6].

Особый режим устанавливается в отношении государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законом тайны, а также другой конфиденциальной информации. Такая информация не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза) [6]. Представляется, что понятие «конфиденциальная информация» в сфере таможенной деятельности является более широким по отношению к иным, частным случаям видом защищаемой законом информации.

Как отмечается в исследованиях, касающихся информационной безопасности таможенных органов, «при проведении в настоящее время интенсивных работ по унификации законодательства стран - участниц Таможенного союза основное внимание уделяется вопросам экономики, а вопросы информационной безопасности и, в частности, вопросы, касающиеся защиты конфиденциальной информации, носят самый общий характер и в основном остаются в рамках действующего законодательства национальных правовых систем» [7].

Анализ законов государств - участников Таможенного союза в области защиты служебной тайны показывает, что до настоящего времени не выработан также единый подход к содержанию понятия «служебная тайна».

Следует отметить, что в Республике Беларусь и Республике Казахстан служебная тайна рассматривается в законодательстве о государственной тайне.

Так, Закон Республики Казахстан от 15.03.1999 № 349-1 «О государственных секретах» [8] устанавливает, что государственные секреты - защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права. Государственная тайна - сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан. Служебная тайна - сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан.

В то же время Закон Республики Беларусь от 19.07.2010 № 170-З «О государственных секретах» [9] устанавливает в ст. 1, что «государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) - сведения, отнесенные

в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь».

В соответствии со ст. 16 данного Закона государственные секреты подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна. Государственная тайна определяется как сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь. Под служебной тайной понимаются сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь. Необходимо также отметить, что служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом.

Анализ вышеприведенных определений показывает, что в законодательстве Республики Беларусь и Республики Казахстан в сфере государственной тайны часто используется термин «служебная тайна», охране которой уделяется достаточно большое внимание, однако до настоящего времени не существует единого подхода к определению понятия «служебная тайна», ее соотношения с государственной тайной.

В российском законодательстве в отличие от законодательства данных государств нет закона, определяющего служебную тайну, и связанные с этим вопросы решаются на основе подзаконных актов.

В процессе унификации таможенного законодательства в области конфиденциальной информации целесообразно уточнить и сформировать списки сведений, составляющих служебную, коммерческую тайну в соответствии с национальными законодательствами.

В вопросах, касающихся взаимной защиты конфиденциальной информации, необходимо обратить внимание на многообразие грифов, определяющих степень конфиденциальности информации, - во многом она зависит от сферы применения данных: банковской, коммерческой, налоговой.

Решение вопроса об отнесении тех или иных сведений к конфиденциальной информации является одним из первых шагов, которые необходимо сделать в направлении изучения широкого круга вопросов, касающихся административно-правовых режимов конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности.

Затраты по сохранению собственной конфиденциальной информации ложатся на владельцев информации, которыми являются государства - участники Таможенного союза и собственно органы Таможенного союза. Поэтому, с одной стороны, необходимо обеспечивать надежный уровень защиты информации, а с другой - не допускать необоснованного расхода средств на эту деятельность.

Таким образом, четкое определение понятия «конфиденциальная информация» в сфере таможенной деятельности, ее структуры имеет огромное значение как для обеспечения успешной внешнеторговой деятельности нашего государства, так и для информационной безопасности государств - участников Таможенного союза.

Использованные источники

1. Барзилова И. С. Правовые режимы: теоретико-отраслевой аспект // Вестник Российской

таможенной академии. 2010. № 2. С. 100-105.

Н. В. Мартюкова

2. Лермонтова Н. В. Административно-правовые режимы в системе публичного управления: дис. ... канд. юрид. наук / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 2009.

3. Старилов Ю. Н. Административное право как средство разрушения «синдрома бесправия» в современном правовом государстве // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 35-38.

4. Ласточкин В. В. Административно-правовые режимы и охрана Государственной границы. М., 1999. С. 55-56.

5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Таможенный вестник. 2010. № 2.

7. Сомов Ю. И. Совершенствование правовой системы информационной безопасности таможенных органов: отчет о НИР (промежуточный). Люберцы, 2009.

8. Закон Республики Казахстан от 15.03.1999 № 349-1 «О государственных секретах» // Ведомости Парламента РК. 1999. № 4. Ст. 102.

9. Закон Республики Беларусь от 19.07.2010 № 170-З «О государственных секретах» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 184. 2/1722.

вестник российской таможенной академии • № 1 • 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.