Научная статья на тему 'Конфессиональная принадлежность и социально-культурный облик сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских на рубеже XIX-XX веков'

Конфессиональная принадлежность и социально-культурный облик сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских на рубеже XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК / ДУХОВНЫЙ МИР / ДИНАМИКА / СТРУКТУРА / WESTERN SIBERIA / RELIGIOUS AFFILIATION / RAILWAY TRANSPORT / LABOUR COLLECTIVE / SOCIAL AND CULTURAL IMAGE / SPIRITUAL WORLD / DYNAMICS / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Любимов Андрей Александрович, Чичулин Александр Владимирович

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы конфессиональной принадлежности работников предприятий железнодорожного транспорта Западной Сибири на рубеже ХIХ-ХХ вв. Уделяется внимание тому, что конфессиональная принадлежность является значимой социокультурной характеристикой не только отдельной личности, но и социальных и профессиональных сообществ. Новизна исследования видится в привлечении и анализе данных, содержащихся в материалах ведомственного делопроизводства, извлеченных из малоизученных архивных документов. Их анализ позволяет реконструировать конфессиональную составляющую социально-культурного облика и духовного мира работников крупных предприятий индустриального типа, функционирующих на Сибирской железной дороге на рубеже ХIХ-ХХ веков. По оценке авторов, в рамках трудового коллектива Омских главных железнодорожных мастерских наблюдается общий рост численности сотрудников предприятия, принадлежавших к разным религиозным течениям. Доказывается, что конфессиональная принадлежность являлась важным фактором, влиявшим на социокультурный облик рабочих и служащих крупнейшего индустриального предприятия Сибирской железной дороги и города Омска главных железнодорожных мастерских. Выявляются данные о том, что в профессиональную структуру предприятия входили преимущественно представители христианской, православной конфессии. Авторы показывают, что религиозные ценности оказывали влияние на образ жизни, общекультурный уровень развития личности сотрудника и на его отношение к своим производственным обязанностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Любимов Андрей Александрович, Чичулин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Affiliation and Socio-Cultural Image of Staff of Omsk Railway Workshops at the Turn of 19th-20th Centuries

The relevance of the study is determined by insufficient exploration of the problem of religious affiliation of the employees of West Siberia railway transport enterprises at the turn of 19th-20th centuries. Attention is paid to the fact that religious affiliation is a significant social and cultural characteristics, not only of the individual, but also of social and professional communities. The novelty of the study lies in attracting and analyzing the data contained in the departmental office learned of the little-known archival documents. Their analysis allows to reconstruct the religious component of the socio-cultural image and the spiritual world of the workers of large enterprises of industrial type operating on the Siberian railroad at the turn of 19th-20th centuries. According to the authors, within the labour collective of Omsk main railway workshops there was a general increase in the number of employees belonging to different religious denominations. It is proved that religious affiliation was an important factor influencing socio-cultural image of workers and employees of the largest industrial enterprises of the Siberian railway and Omsk the main railway workshops. The data are revealed that the professional structure of the enterprise included mostly the representatives of the Christian Orthodox denomination. The authors show that religious values influenced the way of life, cultural level of development of the personality and his attitude to his production duties.

Текст научной работы на тему «Конфессиональная принадлежность и социально-культурный облик сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских на рубеже XIX-XX веков»

Любимов А. А. Конфессиональная принадлежность и социально-культурный облик сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских на рубеже XIX—XX веков / А. А. Любимов, А. В. Чичулин // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 261—271. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-261-271.

Lyubimov, A. A., Chichulin, A. V. (2017). Religious Affiliation and Socio-Cultural Image of Staff of Omsk Railway Workshops at the Turn of 19th—20th Centuries. Nauchnyy dialog, 8: 261-271. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-261-271. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ (SO БИБЛИОТЕКА

^fr hbbaw.ru

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 94:316.347:656.2(571.13)"1895/1917" DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-261-271

и I к I С H ' s

PfJHOCXCALS t)IKK"TORY-

Конфессиональная принадлежность и социально-культурный облик сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских на рубеже XIX—XX веков

© Любимов Андрей Александрович (2017), orcid.org/0000-0002-7041-1222, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, социально-экономических и общественных дисциплин, Тюменский государственный университет, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) (Ишим, Россия), andrei.liubimov2016@yandex.ru. © Чичулин Александр Владимирович (2017), orcid.org/0000-0001-6656-8641, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и правоведения, Омский государственный педагогический университет, филиал в г. Таре (Тара, Россия), А. Chichulin@mail.ru.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы конфессиональной принадлежности работников предприятий железнодорожного транспорта Западной Сибири на рубеже Х!Х—ХХ вв. Уделяется внимание тому, что конфессиональная принадлежность является значимой социокультурной характеристикой не только отдельной личности, но и социальных и профессиональных сообществ. Новизна исследования видится в привлечении и анализе данных, содержащихся в материалах ведомственного делопроизводства, извлеченных из малоизученных архивных документов. Их анализ позволяет реконструировать конфессиональную составляющую социально-культурного облика и духовного мира работников крупных предприятий индустриального типа, функционирующих на Сибирской железной дороге на рубеже Х!Х—ХХ веков. По оценке авторов, в рамках трудового коллектива Омских главных железнодорожных мастерских наблюдается общий рост численности сотрудников предприятия, принадлежавших к разным религиозным течениям. Доказывается, что конфессиональная принадлежность явля-

лась важным фактором, влиявшим на социокультурный облик рабочих и служащих крупнейшего индустриального предприятия Сибирской железной дороги и города Омска — главных железнодорожных мастерских. Выявляются данные о том, что в профессиональную структуру предприятия входили преимущественно представители христианской, православной конфессии. Авторы показывают, что религиозные ценности оказывали влияние на образ жизни, общекультурный уровень развития личности сотрудника и на его отношение к своим производственным обязанностям.

Ключевые слова: Западная Сибирь; конфессиональная принадлежность; железнодорожный транспорт; трудовой коллектив; социокультурный облик; духовный мир; динамика; структура.

1. Введение

В современных условиях необходимо акцентировать исследовательское внимание на изучении проблемы конфессиональной составляющей профессиональных сообществ в рамках локальной истории России рубежа XIX — начала ХХ веков. Большой интерес представляет изучение социокультурного облика сотрудников предприятий индустриальной сферы. В настоящее время в разных сферах деятельности возрастает значимость мер, направленных на усиление эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов, повышение их профессиональной компетенции, развития необходимых личностных качеств, жизненных ценностей. В связи с этим обращение к историческому исследованию социокультурного мира личности, в частности, его религиозной составляющей, на примере сотрудников предприятий железной дороги представляется очень важным.

Цель настоящей статьи — изучить динамику и структуру конфессиональной принадлежности рабочих и служащих Омских главных железнодорожных мастерских на рубеже Х!Х—ХХ веков и выявить связанные с ней особенности социокультурного облика трудового коллектива. В соответствии с поставленной целью в статье основное внимание исследователей будет сконцентрировано на рассмотрении динамики и структуры конфессиональной принадлежности сотрудников только этого предприятия, так как оно составляло основу производственного потенциала не только станции Омск, но и западного участка Сибирской, а впоследствии Омской железной дороги. В качестве критерия исследования была взята принадлежность сотрудника предприятия к определенной конфессии, действовавшей на территории России на рубеже XIX — начале ХХ веков. В рамках исследования была проведена компьютерная обработка статистических данных, связанных с конфессиональной принадлежностью работников, занятых в мастерских на рубеже ХХХ—ХХ веков.

Важным информативным источником, позволяющим воссоздать различные аспекты социокультурного облика сотрудников Омских железно-

дорожных мастерских, в том числе их принадлежность к религии, являются документы по учету кадров (послужные списки и анкеты), которые хранятся в фонде № 121 Бюджетного учреждения «Исторический архив Омской области». Наиболее ценный материал содержат послужные списки. В них приводятся данные о социальном происхождении рабочих, их возрасте, вероисповедании, подданстве, образовании, квалификации, семейном положении, дате принятия на работу, времени и причинах увольнения, продвижении по службе, размере заработной платы, пособий, о взысканиях и поощрениях, предоставляемых отпусках. Существенным недостатком послужных списков является то, что в них практически не представлена информация о месте проживания и предшествующей поступлению в мастерские деятельности сотрудников.

2. Динамика конфессиональной принадлежности сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских (1895—1917 гг.)

Железнодорожная станция Омск характеризовалась значительным кадровым потенциалом. Численность рабочих железнодорожных мастерских и депо накануне Первой мировой войны составляла 1893, а в 1917 году — 1959 человек. Приблизительно столько же человек было занято обслуживанием станции. Наибольшая концентрация железнодорожников была в Омских главных железнодорожных мастерских. В 1906 году средняя численность их сотрудников составляла 1441 человек, в 1914 году — 1269 человек [Любимов, 2015, с. 75].

Одним из важных компонентов социокультурного мира рабочих и служащих, инженерно-технического персонала Омских главных железнодорожных мастерских является их конфессиональная принадлежность. Она характеризует отношение человека к той или иной конфессии, которое было зафиксировано в документах по учету кадров на предприятии — послужных списках. Религиозные ценности могли оказывать влияние на образ жизни, привычки, характер, общекультурный уровень развития личности сотрудника, а также на его отношение к производственным обязанностям. Рассмотрим динамику конфессиональной принадлежности сотрудников мастерских в изучаемый период. В таблице № 1 представлены основные конфессиональные группы работников предприятия и изменения в их численности на протяжении (1895—1917 гг.).

В таблице показана динамика численности сотрудников предприятия принадлежавших к определенным религиозным конфессиям, получившим распространение в России в рассматриваемый период. Данные таблицы свидетельствуют об общем росте численности сотрудников мастерских,

Динамика структуры конфессиональной принадлежности сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских (1895—1917 гг.)

Вероисповедание 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917

баптисты 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1

мусульмане 1 1 1 1

католики 3 3 6 13 17 20 25 31 31 34 44 62 79 99 93 87 84 73 68 81 82 63

лютеране 2 3 7 8 9 12 14 18 20 22 31 36 37 35 32 31 27 24 28 32 22

православные 8 25 50 75 120 172 227 281 339 376 424 566 749 921 1136 1186 1203 1265 1158 1035 1064 1086 770

языческое 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Всего 8 28 55 84 140 197 256 318 384 425 478 632 844 1038 1275 1317 1325 1385 1262 ИЗО 1177 1203 856

Составлено по: [БУ ИсА. (Исторический архив Омской области), ф. 121, оп. 1, дд. 3-2711, лл. 1—3].

относившихся к разным религиозным конфессиям. В структуре конфессиональной принадлежности лиц, занятых в мастерских, на протяжении изучаемого периода доминировали сотрудники с православным вероисповеданием. Такие сведения получили отражение в исследованных личных делах. Численность сотрудников с православным вероисповеданием постоянно росла, сохранялась и весьма высокая их доля в общем соотношении конфессиональных групп. Так, в 1900 году доля сотрудников с православным вероисповеданием составляла 87,3 %, в 1905 году — 88,7 %, в 1910 году — 90 %, в 1915 году — 90,3 % [БУ ИсА, л. 1—3]. Высокий показатель доли сотрудников с православным вероисповеданием не снижался в 1917 году, на который приходилось меньшее количество обследованных дел. Тогда он определялся в 89,9 % [БУ ИсА, лл. 1—3]. Это объясняется тем, что православие традиционно в России являлось преобладающей религиозной конфессией, которой придерживалась большая часть населения страны в разных ее регионах, в том числе и на территории Сибири. Здесь по линии транссибирской магистрали располагались крупные железнодорожные станции (Омск, Новониколаевск, Красноярск), имевшие статус крупных эксплуатационных предприятий региона. Основной контингент их подразделений составляли лица с православным вероисповеданием, что подтверждается динамикой конфессиональной принадлежности сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских.

Более скромную долю составляли другие конфессиональные группы сотрудников предприятия — католики и лютеране. Даже совокупная доля католиков и лютеран была сравнительно меньшей, чем у православных. Тем не менее сотрудники названных религиозных конфессий входили в состав трудового коллектива мастерских. Доля католиков, как свидетельствуют данные таблицы, была сравнительно большей, чем у лютеран. Так в 1900 году их насчитывалось 8,6 %, в 1905 году — 7,1 %, в 1910 году — 7 %, в 1915 году — 6,8 % [БУ ИсА, лл. 1—3].

Лютеране занимали еще меньшую долю в сравнении как с католиками, так и с православными сотрудниками мастерских. В 1900 году их численность в общей структуре конфессиональной принадлежности составляла 4 %, в 1905 году — 4,1 %, в 1910 году — 2,6 %, в 1915 году — 2,3 % [БУ ИсА, лл. 1—3]. Представители иных конфессиональных групп — баптисты, мусульмане и, как указывают документы, лица «языческого» вероисповедания — заметных позиций не занимали. Названные выше конфессии не были доминирующими в России, что и сказалось на показателях конфессиональной принадлежности сотрудников. Как у выходцев из местной среды, так и у представителей других регионов России, прибывших

в Сибирь и в Омск, в том числе для продолжения профессиональной деятельности, православие как вид конфессиональной принадлежности было преобладающим.

3. Влияние конфессиональной принадлежности на социокультурный облик сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских

Проблему воздействия конфессиональной принадлежности сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских на их социокультурный облик рассмотрим в рамках их профессионального состава, уровня грамотности и профессиональной подготовки, социального происхождения, семейного положения.

В изучаемый период сотрудники Омских главных железнодорожных мастерских по общей структуре конфессиональной принадлежности распределялись следующим образом: доминирующую долю — 2280 человек (99,7 %) — составляли представители христианства. Среди последователей христианской религии 2079 человек (90,9 %) принадлежали к православию, к католичеству — 149 человек (6,5 %), к лютеранству — 52 человека (2,2 %) [БУ ИсА, лл. 1—3].

Важным аспектом в изучении конфессиональной принадлежности сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских является ее распределение по профессиональным группам. Персонал Омских главных железнодорожных мастерских подразделялся на 4 группы: ремонтные рабочие, бухгалтерские служащие (конторщики), сотрудники охраны, административный аппарат. Самой многочисленной группой (92 %) являлись ремонтные рабочие, непосредственно осуществлявшие восстановление подвижного состава. В среде лиц, занятых ремонтными работами и имевших отношение к православной религии, наиболее весомую группу — 653 человека (31,4 %) — составляли чернорабочие [БУ ИсА, лл. 1—3]. К ним относились лица, выполнявшие неквалифицированную вспомогательную работу в процессе ремонта подвижного состава. В структуре квалифицированных работников весьма высокой долей принадлежности к православию характеризовались слесари — 353 человека (27,3 %), молотобойцы — 119 человек (9,2 %), плотники — 88 человек (6,8 %), столяры — 75 человек (5,8 %), а также помощники и ученики специалистов различных профессий [БУ ИсА, лл. 1—3]. Их доля соответственно составляла 141 человек (10,9 %) и 145 человек (11,2 %) [БУ ИсА, лл. 1—3]. Среди сотрудников с католическим вероисповеданием к наиболее заметным группам принадлежали чернорабочие — 35 человек (23,4 %) и слесари — 34 человека (22,8 %), помощники специалистов основных профессий —

17 человек (11,8 %) [БУ ИсА, лл. 1—3]. Доля чернорабочих с лютеранским вероисповеданием составляла 20 человек (38,4 %), по 3 человека приходилось на профессии маляра, столяра, слесаря и плотника, 4 человека имели профессию кузнеца [БУ ИсА, лл. 1—3].

Всего около 4 % составляли бухгалтерские служащие (конторщики), отвечавшие за состояние учетной и финансовой документации. Из бухгалтерских служащих 42 человека исповедовали православие, 4 человека принадлежали к католичеству, 1 человек являлся лютеранином [БУ ИсА, лл. 1—3].

На служащих охраны цехов и территории мастерских приходилось 2,6 % сотрудников. Из 108 сотрудников охраны 103 человека (95,7 %) принадлежали к православию, 2 человека к католичеству, 1 человек к лютеранству [БУ ИсА, лл. 1—3].

Административный и инженерно-технический персонал, осуществлявший руководство как предприятием в целом, так и его подразделениями, имел совсем незначительный численный вес в 1,2 %. К православной ветви христианства принадлежали четверо руководителей цехов (мастеров) предприятия и начальник мастерских, один из мастеров по вероисповеданию был лютеранином [БУ ИсА, лл. 1—3].

Уровень образованности сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских складывался из двух компонентов: из общей грамотности и профессиональной подготовленности. От 75,5 % до 82,1 % рабочих были малограмотны и владели лишь самыми простыми навыками письма, чтения, счета. У сотрудников, принадлежавших к православию, доля малограмотных составляла 1573 человека (76 %) [БУ ИсА, лл. 1—3]. В среде сотрудников, имевших православное вероисповедание, можно было встретить лиц, не владевших элементарными основами грамоты (неграмотных). Их доля составляла 182 человека (8,7 %). Из лиц с православным вероисповеданием окончили городские, сельские училища и школы 286 человек (13,7 %) [БУ ИсА, лл. 1—3].

Среди сотрудников католического вероисповедания были малограмотны 112 человек (75,1 %), неграмотны — 12 человек (8 %), окончили городские и сельские училища — 20 человек (13,4 %) [БУ ИсА, лл. 1—3]. Из сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских с лютеранским вероисповеданием малограмотными являлись 43 человека (82,6 %), были неграмотны — 5 человек (9,6 %), окончили курс в городских и сельских училищах — 3 человека (5,7 %), 1 человек прошел обучение в Омском техническом железнодорожном училище [БУ ИсА, лл. 1—3].

Распределение сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских, исповедовавших православие по сословному признаку, выгляде-

ло следующим образом. В сословном отношении среди сотрудников предприятия ведущее место принадлежало крестьянам православного вероисповедания — 1559 человек (74,1 %) [БУ ИсА, лл. 1—3]. Затем следовали мещане — 405 человек (19,4 %), казаки — 40 человек (1,9 %), дворяне —

21 человек (1 %), личные и потомственные почетные граждане — 18 человек (0,8 %), сыновья чиновников — 7 человек (0,3 %) [БУ ИсА, лл. 1—3]. В среде сотрудников предприятия, приверженных к католичеству по сословному происхождению, крестьянами являлись 103 человека (69,1 %), мещанами — 29 человек (19,4 %), статус дворянина имели 12 человек (8 %) [БУ ИсА, лл. 1—3].

Практически схожая тенденция с православными и католиками в распределении по сословному происхождению наблюдается у сотрудников лютеранского вероисповедания. Из них 46 человек (88,4 %) были по сословному происхождению крестьянами, мещанами — 4 человека (7,6 %), по 1 человеку имели сословный статус дворянина [БУ ИсА, лл. 1—3].

Важной составляющей социокультурного облика рабочих и служащих Омских главных железнодорожных мастерских являлось их семейное положение. На предприятии сравнительно высокой была доля семейных рабочих и служащих: от 84,3 % до 91 % [БУ ИсА, лл. 1—3]. Доля холостых сотрудников колебалась от 4 до 13 %, вдовых от 3 до 13 % [БУ ИсА, лл. 1—3]. Среди рабочих и служащих Омских железнодорожных мастерских с православным вероисповеданием доля женатых составляла 1679 человек (80,7 %), холостых — 348 человек (16,7 %), вдовых — 23 человека (1,1 %), замужних —

22 человека (1 %) [БУ ИсА, лл. 1—3]. Из рабочих и служащих Омских железнодорожных мастерских, имевших католическое вероисповедание, были женаты 118 человек (79,1 %), являлись холостыми — 30 человек (20,1 %), вдовыми — 1 человек (0,6 %). Среди рабочих и служащих Омских железнодорожных мастерских лютеранского вероисповедания доля женатых составляла 46 человек (88,4 %), относились к холостым — 5 человек (9,6 %), к вдовым — 1 человек (1,9 %) [БУ ИсА, лл. 1—3].

Сотрудники главных железнодорожных мастерских и члены их семей соблюдали различные религиозные ритуалы. Они посещали храмы города Омска и участвовали в церковных службах, например, в церкви в честь Святой Троицы, построенной при станции Омск. Члены их семей обучались в женской церковно-приходской школе. Администрация предприятия выплачивала рабочим и служащим пособие в виде материальной помощи при крещении детей в размере до 5 руб. [БУ ИсА, л. 2].

Отношение к религии в определенной степени могло влиять на уровень трудовой дисциплины и культуры человеческих отношений внутри кол-

лектива. Тем не менее в личных делах некоторых сотрудников мастерских присутствуют сведения о нарушении трудовой дисциплины, уголовных преступлениях, административных наказаниях. Кроме того, документы содержат сведения о вознаграждениях рабочих и служащих Омских главных железнодорожных мастерских, принадлежавших к разным религиозным конфессиям. Ярким свидетельством о поощрениях является информация о вынесении благодарностей со стороны администрации мастерских за выполнение мобилизационных работ в начале Первой мировой войны, награждении медалями за трудовую деятельность в военное время.

4. Выводы

Конфессиональная принадлежность являлась важным фактором, влиявшим на социокультурный облик рабочих и служащих крупнейшего индустриального предприятия Сибирской железнодорожной дороги и города Омска — главных железнодорожных мастерских. В профессиональную структуру предприятия входили преимущественно представители христианской конфессии, имевшей статус мировой религии. Среди лиц, исповедовавших христианство, наибольшую группу — 90,9 % сотрудников составляли представители православия, 6,5 % приходилось на долю католиков, 2,2 % на долю лютеран. Принадлежность к религии в рассматриваемый период была одним из важных компонентов социокультурного мира рабочих и инженерно-технического персонала. Религиозные ценности оказывали влияние на образ жизни, менталитет и на характер производственной деятельности работников новой индустриальной эпохи. В рамках рассмотрения социальных составляющих облика сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских принадлежность их к православной конфессии занимала доминирующие позиции. В сословном отношении среди сотрудников Омских мастерских ведущее место принадлежало крестьянам православного вероисповедания. Эта социальная группа работников предприятия была наиболее многочисленной в рассматриваемый период. В нее входили ремонтные рабочие, составлявшие один из важных компонентов профессиональной структуры трудового коллектива мастерских. При оценке контингента сотрудников с православным вероисповеданием по образовательному критерию наиболее многочисленной группой оказались малограмотные сотрудники, овладевшие основными навыками письма, чтения, счета, вероятно, получившие профессиональный опыт через систему ученичества. Более скромную долю составляли неграмотные сотрудники и лица, окончившие курс в городских и сельских училищах, а также школах. Среди рабочих и служащих Омских главных железнодорож-

ных мастерских с православным вероисповеданием преобладали женатые сотрудники, имевшие семьи, доля холостых, вдовых, замужних была сравнительно меньшей. Аналогичные социальные тенденции прослеживаются и в других конфессиональных группах сотрудников предприятия.

Источники и принятые сокращения

1. БУ ИсА — Бюджетное учреждение Исторический архив Омской области. Ф. 121. Оп. 1. ДД. 3-2711. ЛЛ. 1—3.

2. БУ ИсА — Бюджетное учреждение Исторический архив Омской области. Ф. 121. Оп. 1. Д. 1478. Л. 2.

Литература

1. Любимов А. А. Производственно-технический и кадровый потенциал предприятий индустриального транспорта в Западной Сибири на рубеже XIX—XX вв. / А. А. Любимов // Пять столетий Югры : проблемы и решения, итоги перспективы : коллективная монография. — Нижневартовск, 2015. — Часть V. — С. 66—108.

Religious Affiliation and Socio-Cultural Image of Staff of Omsk Railway Workshops at the Turn of 19th—20th Centuries

© Lyubimov Andrey Aleksandrovich (2017), orcid.org/0000-0002-7041-1222, PhD in History, associate professor, Department of History, Socio-Economic and Public Disciplines, Tyumen State University, Ishim Pedagogical Institute named after P. P. Yershov (branch) (Ishim, Russia), andrei.liubimov2016@yandex.ru.

© Chichulin Aleksandr Vladimirovich (2017), orcid.org/0000-0001-6656-8641, PhD in History, associate professor, Department of Humanities and Law, Omsk State Pedagogical University, Tara branch (Tara, Russia), A. Chichulin@mail.ru.

The relevance of the study is determined by insufficient exploration of the problem of religious affiliation of the employees of West Siberia railway transport enterprises at the turn of 19th—20th centuries. Attention is paid to the fact that religious affiliation is a significant social and cultural characteristics, not only of the individual, but also of social and professional communities. The novelty of the study lies in attracting and analyzing the data contained in the departmental office learned of the little-known archival documents. Their analysis allows to reconstruct the religious component of the socio-cultural image and the spiritual world of the workers of large enterprises of industrial type operating on the Siberian railroad at the turn of 19th—20th centuries. According to the authors, within the labour collective of Omsk main railway workshops there was a general increase in the number of employees belonging to different religious denominations. It is proved that religious affiliation was an important factor influencing socio-cultural image of workers and employees of the largest industrial enterprises of the Siberian railway and Omsk — the

main railway workshops. The data are revealed that the professional structure of the enterprise included mostly the representatives of the Christian Orthodox denomination. The authors show that religious values influenced the way of life, cultural level of development of the personality and his attitude to his production duties.

Key words: Western Siberia; religious affiliation; railway transport; labour collective; social and cultural image; spiritual world; dynamics; structure.

Material resources

BU IsA — Byudzhetnoye uchrezhdeniye Istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti. F. 121. Op. 1. DD. 3-2711. LL. 1—3. (In Russ.).

BU IsA — Byudzhetnoye uchrezhdeniye Istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti. F. 121. Op. 1. D. 1478. L. 2. (In Russ.).

References

Lyubimov, A. A. 2015. Proizvodstvenno-tekhnicheskiy i kadrovyy potentsial predpriyatiy industrialnogo transporta v Zapadnoy Sibiri na rubezhe XIX—XX.

In: Pyat ' stoletiy Yugry: problemy i resheniya, itogi, perspektivy: kollektivnaya monografiya. Nizhnevartovsk. V. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.