Научная статья на тему 'Национально-конфессиональный состав г. Читы во второй половине XIX - начале ХХ века'

Национально-конфессиональный состав г. Читы во второй половине XIX - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
768
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТА / ГОРОД / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / CHITA / CITY / ETHNIC COMPOSITION / RELIGIOUS COMPOSITION / DENOMINATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кискидосова Татьяна Александровна

В статье рассматривается национально-конфессиональный состав населения Читы во второй половине Х!Х начале ХХ в. Материалы статистики позволяют исследовать национальный состав населения только с конца XIX в., до этого времени вёлся учёт жителей по вероисповеданию. Отличительной особенностью Читы от многих других сибирских городов являлся значительный перевес мужского населения. Половой дисбаланс был связан с массовым притоком, прежде всего, мужчин, ориентированных на строительные работы, а также военно-административной направленностью города. На протяжении рассматриваемого периода с ростом численности городских жителей изменился национально-конфессиональный состав населения. Со стремительным притоком переселенцев появились новые конфессиональные и этнические группы. Среди конфессиональных групп доминировала группа «православные», но её удельный вес несколько снизился в связи с увеличением удельного веса других групп. К началу ХХ в. этническая картина Читы была пёстрой, но лидирующие позиции занимала национальная группа «русские». Автор приходит к выводу, что в городском пространстве мирно сосуществовали представители разных национальных и конфессиональных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National-Religious Composition in the City of Chita in the Second Half of the XIXth - Early XXth Century

The article discusses the national and confessional composition of the population of Chita in the second half of the nineteenth early twentieth century. Statistical materials allow us to investigate the ethnic composition of the population only since the late nineteenth century, until that time the registration of residents by religion had been carried out. A distinctive feature of Chita from many other Siberian cities was a significant preponderance of male population over female. The sexual imbalance was associated with a massive influx of primarily male-oriented construction work, and military administrative direction of the city. During the period under review, with growth in the urban population, the national-religious composition of the population changed. With the rapid influx of settlers, new confessional and ethnic groups came. Among the religious groups "Othodox Christians" dominated, but its proportion declined slightly in connection with the increase in the proportion of other groups. By the early twentieth century the ethnic picture of Chita was plural, but the leadership was held by the national group "the Russians". The author comes to the conclusion that in the urban area representatives of different national and religious groups coexisted peacefully.

Текст научной работы на тему «Национально-конфессиональный состав г. Читы во второй половине XIX - начале ХХ века»

УДК 94(47)08(571.5)

Татьяна Александровна Кискидосова,

кандидат исторических наук, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (655017, Россия, г. Абакан, ул. Щетинкина, 23),

e-mail: tak_74@mail.ru

Национально-конфессиональный состав г. Читы во второй половине XIX - начале ХХ века1

В статье рассматривается национально-конфессиональный состав населения Читы во второй половине XIX - начале ХХ в. Материалы статистики позволяют исследовать национальный состав населения только с конца XIX в., до этого времени вёлся учёт жителей по вероисповеданию. Отличительной особенностью Читы от многих других сибирских городов являлся значительный перевес мужского населения. Половой дисбаланс был связан с массовым притоком, прежде всего, мужчин, ориентированных на строительные работы, а также военно-административной направленностью города. На протяжении рассматриваемого периода с ростом численности городских жителей изменился национально-конфессиональный состав населения. Со стремительным притоком переселенцев появились новые конфессиональные и этнические группы. Среди конфессиональных групп доминировала группа «православные», но её удельный вес несколько снизился в связи с увеличением удельного веса других групп. К началу XX в. этническая картина Читы была пёстрой, но лидирующие позиции занимала национальная группа «русские». Автор приходит к выводу, что в городском пространстве мирно сосуществовали представители разных национальных и конфессиональных групп.

Ключевые слова: Чита, город, национальный состав, конфессиональный состав, вероисповедание

Tatiana A. Kiskidosova,

Candidate of History, Khakass Research Institute of Language, Literature And History (23 Schetinkina st., Abakan, 655017, Russia), e-mail: tak_74@mail.ru

National-Religious Composition in the City of Chita in the Second Half of the XlXth - Early XXth Century2

The article discusses the national and confessional composition of the population of Chita in the second half of the nineteenth - early twentieth century. Statistical materials allow us to investigate the ethnic composition of the population only since the late nineteenth century, until that time the registration of residents by religion had been carried out. A distinctive feature of Chita from many other Siberian cities was a significant preponderance of male population over female. The sexual imbalance was associated with a massive influx of primarily male-oriented construction work, and military administrative direction of the city. During the period under review, with growth in the urban population, the national-religious composition of the population changed. With the rapid influx of settlers, new confessional and ethnic groups came. Among the religious groups "Othodox Christians" dominated, but its proportion declined slightly in connection with the increase in the proportion of other groups. By the early twentieth century the ethnic picture of Chita was plural, but the leadership was held by the national group "the Russians". The author comes to the conclusion that in the urban area representatives of different national and religious groups coexisted peacefully.

Keywords: Chita, city, ethnic composition, religious composition, denomination

Городское население Сибири во второй половине XIX - начала ХХ в. имело сложный сословный, национальный и конфессиональный состав. Постоянный массовый приток населения в сибирские города способствовал стремительному росту численности городского населения. С ростом численности населения становился более пёстрым этнический состав. При изучении городского населения

большое значение имеет исследование его национально-конфессионального состава. Определение этнической и религиозной принадлежности жителей позволяет рассмотреть особенности быта, культуры и семейных отношений городского населения.

Изучение национального состава населения дореволюционной России осложнено тем, что до конца XIX в. в Российской импе-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-11-19003 а/Т и Правительства Республики Ха-

2 The work was supported by the RFH grant no. 15-11-19003 a/T and the Government of the Republic of Khakassia.

© Кискидосова Т. А., 2016

99

рии не проводился учёт населения по национальному признаку. Во второй половине XIX -начале ХХ в. этническая принадлежность жителей производилась административно-полицейским учётом. Следует отметить, что подобный учёт осуществлялся не всегда и не во всех регионах страны. В основном фиксировался вероисповедный состав населения. Материалы переписи 1897 г. дали наиболее полную информацию о национальном составе, исходя из родного языка. В то же время необходимо учитывать, что определение этнического состава населения на основе родного языка может быть неточным и искажать численность некоторых этносов. Например, несколько завышалась численность представителей русской национальности [6, с. 58].

О национальном составе населения отчасти можно судить по конфессиональной принадлежности. Эти данные дают возможность оценочно определить этнический состав населения. Ряд исследователей используют данную методику. Определение национального состава населения на основе вероисповедания можно применять лишь условно, поскольку нельзя утверждать, что все русские были православными, евреи исповедовали иудаизм, а все поляки являлись католиками и т. д. В то же время при изучении национального состава в случае отсутствия точных сведений данная методика применяется, так как основные религиозные группы изучаемого региона приблизительно совпадают с основными национальными группами. Исследователи считают, что в данном случае будет изучаться не национальный, а национально-конфессиональный состав населения [6, с. 59]. По мнению Л. В. Кальминой в Сибири этническая и конфессиональная идентификация полностью совпадала, так как религиозные общины здесь были практически мононациональны: иудеи - это, как правило, евреи; католики - это, главным образом, поляки; мусульмане - татары Волжско-Ураль-ского региона и т. д. [1, с. 196].

Национально-конфессиональный состав городского населения Восточной Сибири остаётся слабоизученным вопросом в отечественной историографии. Некоторые аспекты городского населения Забайкалья на рубеже Х1Х-ХХ вв. были рассмотрены А. В. Козули-ным, Т. Н. Паликовой и С. А. Шаламовой [2; 4; 7, с. 223-226]. Однако авторы частично затронули вопросы этнической и религиозной принадлежности городских жителей. Исследователи, основываясь на материалах Первой всеобщей переписи населения Российской

Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11, № 4

империи за 1897 г., представили сведения о национальной принадлежности городского населения Забайкальской области.

На протяжении второй половины XIX -начала ХХ в. в связи с притоком переселенцев произошёл рост численности жителей и изменился национальный состав Забайкальской области. Интенсивное увеличение численности населения Читы произошло в 1900 г. в связи с окончанием строительства Забайкальской магистрали. Город значительно вырос и стал не только административным, но и финансовым, торгово-промышленным, транспортным и культурным центром области. К началу ХХ в. по численности населения Чита занимала второе место в Восточной Сибири, уступая только Иркутску [3, с. 5]. По наблюдениям А. В. Козулина наиболее высокие темпы роста численности населения Читы происходили в 1908-1911 гг. За этот период число жителей увеличилось в 3 раза. Доля населения Читы в общей массе городского населения области выросла с 37,8 до 53,6 %.

Конфессиональный состав Читы в 1862 г. представлен в табл. 1. Согласно данным таблицы, основную массу населения составила группа «православные», на её долю приходилось 89,6 % всего городского населения. По национальному признаку группу в основном составляли русские. Православие исповедовали также белорусы, украинцы, мордва, марийцы, чуваши и др. Среди читинцев, исповедавших православие, число мужчин существенно превосходило женщин. Если мужчин насчитывалось 1782 чел., то женщин - 922 чел., т. е. мужчин было больше в 1,9 раза. Такой численный перевес мужчин над женщинами был в целом в Чите, где мужская часть населения существенно превышала женскую. «Иудеи» являлись второй по численности группой в конфессиональном составе. В городе их насчитывалось всего 275 чел., а удельный вес составил 9,2 %. В случае с «иудеями» конфессиональную принадлежность можно приравнять к этнической. Последователями иудаизма являлись преимущественно евреи, можно предположить, что число иудеев совпадало с числом евреев в городе. Другие конфессиональные группы оказались ещё более незначительны по численности и удельному весу. В Чите было 17 буддистов, что составило 0,6 %, 12 католиков (0,4 %) и 9 лютеран (0,3 %). К буддистам относились преимущественно буряты, к лютеранам - немцы, к католикам - поляки, литовцы, латыши и др.

Таблица 1

Конфессиональный состав населения Читы в 1862 г.1

Конфесси- муж. п. жен. п. об. п.

ональные группы абс. % абс. % абс. %

Православные 1782 90,7 922 87,3 2704 89,6

Иудеи 158 8,0 117 11,1 275 9,1

Католики 6 0,4 6 0,6 12 0,4

Лютеране 5 0,3 4 0,5 9 0,3

Буддисты 13 0,6 4 0,5 17 0,6

Итого 1964 100,0 1056 100,0 3017 100,0

К 1874 г. в Чите было зарегистрировано 3757 (85,9 %) православных; 128 (3,0 %) католиков; 4 (0,1 %) лютеран; 459 (10,5 %) иудеев; 10 (0,2 %) мусульман; 15 (0,3 %) язычников. Всего в городе проживало 4373 чел. Официальная статистика за этот период не дала сведений о буддистах2.

Некоторые изменения в разделении населения Читы по вероисповеданиям можно проследить через несколько десятилетий. В табл. 2 представлен конфессиональный состав города в 1891 г. Дополнительно прибавились такие группы, как «мусульмане», «раскольники», и «шаманисты». За данное время отсутствуют сведения о буддистах, можно предполагать, что исповедовавших буддизм причислили к группе «язычники». По сравнению с 1862 г. удельный вес православных несколько снизился - с 89,6 до 82,7 % (см. табл. 2).

Таблица 2

Конфессиональный состав населения Читы в 1891 г.3

Конфесси- муж. п. жен. п. об. п.

ональные группы абс. % абс. % абс. %

Православные 4152 83,8 2336 81,7 6488 82,7

Иудеи 492 9,9 465 16,3 957 12,2

Католики 44 0,9 23 0,8 67 0,9

Лютеране 6 0,1 3 0,1 9 0,1

Мусульмане 10 0,2 2 0,1 12 0,2

Раскольники 52 1,1 33 1,2 85 1,1

Буддисты н. с. н. с. н. с. н. с. н. с. н. с.

Язычники 197 4,0 29 1,0 226 2,9

Итого 4953 100,0 2858 100,0 7844 100,0

Несколько иной конфессиональный состав был в возрастных группах города. Религиозная принадлежность молодёжи Читы по материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г. была исследована С. А. Шаламовой. Согласно выводам автора, к концу XIX в. читинская молодёжь (возраст

1 Составлено по: ГАЗК. - Ф. 19. - Оп. 1. - Д. 4. -Л. 210.

2 РГИА. - Ф. 1284. - Оп. 69. - Д. 339. - Л. 28.

3 Составлено по: ГАЗК. - Ф. 19. - Оп. 1. - Д. 59. -Л. 163.

20-29 лет) имела ряд особенностей по конфессиональному составу. По численности на первом месте стояли представители православного вероисповедания. После православных шли буддисты и ламаисты, что было связано с притоком бурятской молодёжи в города Забайкалья. Далее следовали иудеи и мусульмане. С. А. Шаламова приходит к выводу, что среди молодёжи Читы не получили широкого распространения протестантизм, католицизм и другие верования [9, с. 225].

В начале ХХ в. происходили дальнейшие изменения в конфессиональном составе населения. В табл. 3 отражены сведения о распределении горожан по вероисповеданиям за 1906 г. К этому времени в Чите начитывалось 42 072 чел. православного вероисповедания, по сравнению с предыдущими годами их доля заметно уменьшилась, она стала составлять 74,2 %. Второе место после православных продолжали прочно удерживать «иудеи», в городе было зарегистрировано 6531 чел. (11,5 %). Меньшую долю среди горожан продолжали составлять другие конфессиональные группы: католики, лютеране, мусульмане, раскольники, буддисты и язычники.

Таблица 3

Конфессиональный состав Читы в 1906 г. (тыс. чел.)4

Конфесси- муж. п. жен. п. об. п.

ональные группы абс. % абс. % абс. %

Православные 27,9 74,2 14,2 74,3 42,1 74,2

Иудеи 4,4 11,7 2,1 11,0 6,5 11,5

Католики 1,7 4,5 0,8 4.2 2,5 4,4

Лютеране 0,8 2,1 0,5 2,6 1,3 2,3

Мусульмане 0,7 1,8 0,4 2,1 1,1 1,9

Раскольники 0,4 1,2 0,2 1,1 0,6 1,1

Буддисты 0,5 1,3 0,1 0,5 0,6 1,1

Язычники 1,2 3,2 0,8 4,2 2,0 3,5

Итого 37,6 100,0 19,1 100,0 56,7 100,0

Национальный состав Читы был достаточно пётрым. В целом городское население Забайкалья было многонациональным и говорило на 46 языках, включая зарубежные европейские и восточные языки. На протяжении рассматриваемого времени основная масса горожан считала родным русский язык. Среди иностранных языков лидировал китайский [4, с. 37].

Этническая картина Читы в конце XIX -начале ХХ в. представлена в табл. 4. С 1897 по 1913 гг. из-за постоянного притока населения происходили изменения в национальном

4 Составлено по: ГАЗК. - Ф. 19. - Оп. 1. - Д. 112. -Л. 107.

составе населения. Распределение населения по родному языку позволяет рассмотреть национальный состав городского населения. К группе русских отнесли не только представителей русской национальности, но и украинцев и белорусов. К концу XIX в. в перечне этнических групп доминировали русские. Удельный вес лиц русской национальности среди городского населения в Чите несколько уступал общесибирским показателям. Так, например, в 1897 г. в среднем по Сибири в городах проживало 90,0 % русских, в Чите -82,5 %.

Второе место после русских занимала этническая группа евреи, в Чите доля евреев составляла 10,1 %, что было гораздо выше общесибирских показателей (4,0 %). До проведения Транссиба с целью оживления торговли в Чите правительство предоставило ряд льгот при уплате гильдейских пошлин и выполнения государственных повинностей, а также права свободной торговли на неопределённую сумму на всей территории Забай-калья,кроме Кяхты. Данные меры в некоторой степени способствовали привлечению к занятию предпринимательством, прежде всего купцов еврейской национальности [8]. Наиболее известными купцами еврейского происхождения были И. М. Шлезингер, Г. А. Юдо-вич. Читинский купец первой гильдии Исай Моисеевич Шлезингер активно занимался скупкой пушнины в Забайкалье и Монголии, вёл орговые операции на Нижегородской, Ирбитской ярмарках и в Харбине [10, с. 425]. В Чите располагался торговый дом «Юдович Г. А. и К», владевший кирпичным и изразцовым заводом на линии Забайкальской железной дороги [10, с. 445].

Среди других этнических групп заметное место занимали татары (3,1 %) и поляки (2,1 %). С 1897 по 1904 гг., несмотря на стремительный численный рост (с 9,5 тыс. до 30,9 тыс. чел.), доля русских среди читинцев снизилась с 82,5 % до 79,0 %. Со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и проведением столыпинской аграрной реформы резко увеличился поток мигрантов еврейской, польской, татарской и немецкой национальностей. С 1897 по 1913 гг., т. е. за 16 лет, численность немцев увеличилась с 33 до 2077 чел., или в 62,9 раза; поляков - с 243 до 5231 чел., или в 21,5 раза. Если в 1897 г. в городе насчитывалось 353 чел., относящихся к группе татар, то в 1913 г. -2056 чел. В отдельную группу вошли предста-

Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11, № 4

вители корейской и китайской диаспоры. С 1897 по 1904 гг. произошло резкое увеличение числа группы с 112 до 1291 чел., в основном рост происходил за счёт китайцев. В последующие годы произошёл отток из города данной группы, она сократилась до 505 чел., доля среди городского населения снизилась до 0,6 % (см. табл.4).

Таблица 4

Национальный состав Читы в конце XIX - начале ХХ в.1

Национальности 1897 г. 1904 г. 1913 г.

абс. % абс. % абс. %

Русские 9504 82,5 30 902 79,0 68 577 80,2

Поляки 243 2,1 1095 2.8 5231 6,1

Немцы 33 0,3 587 1,5 2077 2,5

Татары 353 3,1 665 1,7 2056 2,4

Евреи 1160 10,1 4577 11,7 6436 7,5

Китайцы и 112 1,0 1291 3,3 505 0,6

корейцы

Прочие 106 0,9 н. с. н. с. 576 0,7

Всего 11 511 100,0 39 117 100,0 85 458 100,0

Существенно увеличилась численность группы «прочие», включавшая представителей разных национальностей. С вливанием в группу представителей разных этносов, становился более пёстрым этнический состав населения. С 1897 по 1913 гг. число «прочих» выросло с 35 до 487. К группе «прочие» относились буряты, финны, латыши, литовцы, эстонцы, армяне, горские евреи и др. В группу «прочие» также вошли иностранцы, как принявшие русское подданство, так и оставшиеся в иноземном подданстве. В данной группе заметным был рост численности армян. С 1897 по 1913 гг. их количество увеличилось с 10 до 59 чел2.

В целом на протяжении всего времени главную роль в росте численности Читы играл механический прирост. Увеличение численности населения способствовало появлению новых конфессиональных и национальных групп. Городское население представляло сложный национально-религиозный состав. Этническая картина Читы отличалась пестротой, в городе проживали представители разных национальностей. Среди различных национальных групп лидирующие позиции занимало русскоязычное население. В конфессиональном составе населения доминировала группа православных. Как и во многих других сибирских городах, читинцы проявляли толерантное отношение к другим верованиям и культурам.

1 Составлено по: РГИА. - Ф. 1288. - Оп. - 25. -Д. 21. - Л. 1 об. - 6.

2 РГИА. - Ф. 1288. - Оп. - 25. - Д. 21. - Л. 1 об. - 6.

Список литературы

1. Кальмина Л. В. Еврейская семья в Восточной Сибири (середина XIX - начало XX в.): опыт историко-демогра-фической характеристики (по материалам метрических книг еврейских общин) // Семья в ракурсе социального знания. Барнаул: Азбука, 2001. С. 146-158.

2. Кальмина Л. В. Конфессиональные меньшинства Сибири на рубеже XIX-XX вв.: региональные стратегии власти // Современное историческое сибиреведение XVIII - начала XX в. Вып. 2. Барнаул, 2008. С. 193-204.

3. Козулин А. В. Демографические процессы в Забайкалье (конец XIX - начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2004.

210 с.

4. Козулин А. В. Особенности демографических процессов в Забайкальской области (конец XIX - начало XX в.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Улан-Удэ, 2001. 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лобанов В. Г. Старая Чита. Чита, 2001. 270 с.

6. Паликова Т. Н. Города Забайкалья второй половины XIX - начала XX в. Улан-Удэ, 2010. 312 с.

7. Попов А. И. Город Чита. Описание, путеводитель и справочник по г. Чите, Забайкальской области. Чита, 1907.

263 с.

8. Скубневский В. А., Гончаров Ю. М. Города Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Население. Экономика. Застройка и благоустройство. Ч. II. Барнаул, 2007. 292 с.

9. Шаламова С. А. Религиозная принадлежность молодёжи областных и губернских центров Восточной Сибири в конце XIX - начале XX в. (По материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г.) // Иркутский историко-экономи-ческий ежегодник. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 223-226.

Источник

10. Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири Т. 2. Новосибирск: ГЕО, 2013. 464 c.

References

1. Kal'mina L. V. Evrejskaja sem'ja v Vostochnoj Sibiri (seredina XIX - nachalo HH v.): opyt istoriko-demograficheskoj harakteristiki (po materialam metricheskih knig evrejskih obshhin) // Sem'ja v rakurse social'nogo znanija. Barnaul: Azbuka, 2001. S. 146-158.

2. Kal'mina L. V. Konfessional'nye men'shinstva Sibiri na rubezhe XIX-HH vv.: regional'nye strategii vlasti // Sovremennoe istoricheskoe sibirevedenie XVIII - nachala HH v. Vyp. 2. Barnaul, 2008. S. 193-204.

3. Kozulin A. V. Demograficheskie processy v Zabajkal'e (konec XIX - nachalo HH v.). Ulan-Udje: Izd-vo BGU, 2004. 210 s.

4. Kozulin A. V. Osobennosti demograficheskih processov v Zabajkal'skoj oblasti (konec XIX - nachalo HH v.): dis. ... kand. ist. nauk: 07.00.02. Ulan-Udje, 2001. 224 s.

5. Lobanov V. G. Staraja Chita. Chita, 2001. 270 s.

6. Palikova T. N. Goroda Zabajkal'ja vtoroj poloviny XIX - nachala HH v. Ulan-Udje, 2010. 312 s.

7. Popov A. I. Gorod Chita. Opisanie, putevoditel' i spravochnik po g. Chite, Zabajkal'skoj oblasti. Chita, 1907. 263 s.

8. Skubnevskij V. A., Goncharov Ju. M. Goroda Zapadnoj Sibiri vo vtoroj polovine XIX - nachale HH v. Naselenie. Jekono-mika. Zastrojka i blagoustrojstvo. Ch. II. Barnaul, 2007. 292 s.

9. Shalamova S. A. Religioznaja prinadlezhnost' molodjozhi oblastnyh i gubernskih centrov Vostochnoj Sibiri v konce XIX -nachale HH v. (Po materialam Pervoj vseobshhej perepisi naselenija 1897 g.) // Irkutskij istoriko-jekonomicheskij ezhegodnik. Irkutsk: Izd-vo BGUJeP, 2010. S. 223-226.

Istochnik

10. Jenciklopedicheskij slovar' po istorii kupechestva i kommercii Sibiri T. 2. Novosibirsk: GEO, 2013. 464 c.

Библиографическое описание статьи

Кискидосова Т. А. Национально-конфессиональный состав г. Читы во второй половине XIX - начале XX века // Гуманитарный вектор. Сер. История. Политология. 2016. Том 11, № 4. C. 99-103.

Reference to the article

Kiskidosova T. A. National-Religious Composition in the City of Chita in the Second Half of the XIXth - Early XXth Century // Humanitarian Vector. Series History. Political Science. 2016. Vol. 11, No 4. P. 99-103.

Статья поступила в редакцию 13.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.