YAK 94-057.8(571.1) ББК 63.3-283.2(253)5
A.A. АЮБИМОВ
A.A. LYUBIMOV
К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ИНДУСТРИААЬНОГО ТРАНСПОРТА В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ОМСКИХ ГААВНЫХ ЖЕАЕЗНОДОРОЖНЫХ МАСТЕРСКИХ)
THE PROBLEM OF EDUCATIONAL LEVEL OF INDUSTRIAL TRANSPORT WORKERS IN WEST SIBERIA AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES (ON THE BASE OF OMSK MAIN RAILWAY WORKSHOPS)
В статье исследуется уровень образования сотрудников предприятий сферы индустриального транспорта Западной Сибири на рубеже Х1Х-ХХ вв., на примере Омских главных железнодорожных мастерских. Уровень образования является важной характеристикой, отражающей как степень общей грамотности, так и профессиональной подготовки и культуры сотрудников предприятий индустриального типа.
The article deals with educational level of workers of industrial transport enterprises in West Siberia at the turn of XIX-XX centuries on the base of Omsk main railway workshops. Educational level is the main characteristic showing the degree of general literacy as well as the professional training and general culture of industrial transport workers.
Ключевые слова: индустриальный транспорт, Сибирская железная дорога, железнодорожные мастерские, железнодорожный транспорт, уровень образования, профессиональная подготовка.
Key words: industrial transport, Siberian railway, railway workshops, railway transport, educational level, professional training.
Заявленная тема весьма актуальна: развитие индустриальной сферы вызвало существенные социокультурные изменения в Среднем Прииртышье. Введение в эксплуатацию Сибирской железной дороги способствовало трансформации социального состава населения в крае, формированию работников индустриального типа с соответствующим профессиональным статусом, уровнем интеллектуального и культурного развития. Сегодня трудовая деятельность на железной дороге требует от личности высокого уровня профессиональной подготовки, умений эффективно применять на практике свои профессиональные компетенции, крепкого физического здоровья и психологической устойчивости, наличия необходимых деловых и моральных качеств. Образовательный уровень является важным компонентом культуры трудового поведения работников, оказывает влияние на образ жизни и уровень развития личности, а также определяет отношение сотрудника к своим производственным обязанностям. В связи с этим обращение к историческому опыту развития как общего, так и профессионального образования в среде железнодорожников Западной Сибири является весьма актуальным.
Заявленная тема не стала объектом детального исторического исследования. В 1923 г. в Омске был издан коллективный труд «Омская губерния. Материалы к познанию производительных сил губернии», заказанный ВСНХ и представлявший собой своеобразную инвентарную опись производительных сил Омской губернии, в том числе железнодорожного хозяйства [13, с. 77-81, 270-271]. Различные публикации, связанные с воспоминаниями бывших рабочих-железнодорожников Омска об условиях труда в железнодо-
рожных мастерских в дореволюционные годы, участии их в революционном движении носили политически конъюнктурный характер. Менее заметен, но все же присутствует политический подтекст и в краеведческих публикациях по истории, как Омской железной дороги, так и отдельных её предприятий [20, 21]. В 1929 г. вышел I том Советской Сибирской энциклопедии. Её авторы затронули историю строительства Транссиба, а также его влияние на экономику региона [10, с. 6].
В 1930-50-е гг. в отечественной литературе продолжалась разработка вопросов истории российского рабочего класса, как в целом, так и его отдельных профессиональных отрядов, в частности железнодорожников. Однако в работах Б.В. Кондрикова, И.Г. Чижова и других авторов отмечается явное невнимание к вопросам социальной истории [7, 8].
В 1960-е гг. в работах исследователей социальные сюжеты начинают оттеснять политические, выходит в свет многотомное академическое издание «История Сибири» [1, 3, 6, 12].
В первой половине 1970-х гг. начинается новый этап в историографии индустриального развития Сибири конца XIX - начала ХХ вв., связанный с работами ученых Томского государственного университета Н.В.Блинова, Б.И. Земерова. Труды томских исследователей отличались использованием широкой источниковой базы, чёткостью методологических позиций. Н.В. Блинов впервые выполнил систематический анализ источников по истории промышленности, транспорта и пролетариата Сибири, дал их типологическую классификацию [10, с. 8]. Б.И. Земеров, используя значительный массив статистических материалов МПС и управления Сибирской железной дороги рассмотрел численность, профессиональную структуру, источники формирования и пополнения, проанализировал социальный состав и материальное положение железнодорожников Сибири в конце XIX - начале XX вв.
Проблема образовательного уровня сибирских железнодорожников рассмотрена Б.И. Земеровым весьма фрагментарно [4, с. 55-81]. Результаты исследований томских ученых были обобщены и систематизированы в коллективной монографии «Рабочий класс Сибири в дооктябрьский период». В монографии содержатся интересные данные о степени концентрации рабочих в основных депо и главных мастерских крупных железнодорожных центров, выделены главные районы, поставлявшие кадры на предприятия железной дороги [19, с. 174, 183, 187].
В конце 1980-х - 90-е гг. на фоне развивающегося интереса к рыночной экономике появляются новые исследования, характеризующие транспорт Сибири рубежа XIX-XX вв. в целом, этапы его развития, структуру перевозок и роль в осуществлении хозяйственных связей отдельных регионов Сибири, Сибири в целом и европейской части России, заграницы. К числу работ, посвящённых развитию железнодорожных грузооборотов Сибири, влиянию рельсового пути на экономику региона относятся публикации А.Г. Киселёва, П.С. Коновалова, А.И. Xрамкова. Проблему влияния Транссиба на процессы миграций, развитие городов, интенсификацию рыночных связей рассмотрели М.Р. Сигалов и В.А. Лямин. Частному железнодорожному транспорту Сибири посвятила свою работу Т.И. Баталова. Общий взгляд на экономику Сибири рубежной эпохи, роль и место транспорта в ней попытался сформулировать А.П. Суходолов.
Аналогичное исследование в территориальных рамках Дальнего Востока выполнено М.А. Ковальчуком. Вопросы строительства Сибирской железной дороги детально описаны в коллективном труде «История железнодорожного транспорта России» (М. ; СПб, 1994), изданном МПС РФ, проблемы сооружения Тюмень-Омской железной дороги В.Т. Коптеловым [10, с. 11; 9, с. 152-157]. В работах посвящённых региональной истории, за исключением, пожалуй, «Очерков истории города Омска» (Омск, 1997. - Т. 1) серьёзного внимания освещению развития транспорта практически не уделялось. В «Очерках», наряду с самым общим определением динамики грузооборотов
железнодорожной станции и речных пристаней города, поставлен относительно новый вопрос - о влиянии индустриального транспорта на облик Омска [10, с. 11].
В 2000-е гг. исследования по истории развития железнодорожного транспорта в Сибири на рубеже Х1Х-ХХ вв. были продолжены. Так, в диссертационной работе А.А. Любимова, затрагивались проблемы профессионального облика железнодорожных рабочих и служащих ст. Омск [10, с. 3-11, 18-19]. В 2005 г. из печати вышло фундаментальное издание - коллективная монография «Создание Великого Сибирского пути» в 2 т. В книге рассматривались: история первых проектов, изысканий, сооружения и начального периода эксплуатации железнодорожной Транссибирской магистрали. В коллективной монографии нашёл отражение богатый, фактический материал по техническим, организационным, экономическим и военно-политическим аспектам железнодорожного строительства в дореволюционной России. В то же время в издании вопросы общей грамотности и профессиональной подготовки железнодорожников подробно не рассматривались [15, с. 132-146]. В 2010 г. была издана коллективная монография «Письменные источники в контексте истории», где А.А. Любимовым и А.В. Чичулиным проанализированы источники, освещающие различные аспекты истории индустриального транспорта в Среднем Прииртышье на рубеже Х1Х-ХХ вв. В том числе авторами статьи рассмотрены документы, затрагивающие образовательный уровень омских железнодорожников. При этом проблемы их образования и профессиональной подготовки не исследовались [11, с. 133-153].
Таким образом, образовательная составляющая профессионального облика железнодорожников ст. Омск до сих пор комплексно не освещалась. Уровень общей грамотности сибирских железнодорожников рассмотрен лишь в самых общих чертах, применительно к региону не исследовалась система профессиональной подготовки сотрудников железнодорожных предприятий.
Основой для написания статьи стала документация учётно-кадрового характера. Так, весьма информативным источником, позволяющим восстановить образовательный уровень рабочих-железнодорожников ст. Омск, являются документы по учёту кадров железнодорожных мастерских, включающие листы учёта рабочих и служащих (послужные списки и анкеты), хранящиеся в КУ ИАОО (Ф. 121).
Наиболее ценный материал содержат послужные списки. В них приводятся данные о социальном происхождении рабочих, их возрасте, вероисповедании, подданстве, образовании, квалификации, семейном положении, дате принятия на работу, времени и причинах увольнения, продвижении по службе, размере заработной платы и пособий, о взысканиях и поощрениях, предоставляемых отпусках. Существенным недостатком послужных списков является то, что в них практически не приводится информация о месте проживания и предшествующей деятельности рабочих до поступления в мастерские. Это создаёт определённые сложности при рассмотрении источников формирования трудового коллектива Омских главных железнодорожных мастерских. Анкеты содержат информацию о возрасте и социальном положении рабочих, их национальности, образовании, специальности и квалификации, времени поступления на службу, партийности и семейном положении, размере заработной платы, вероисповедании. Размер пособия и продолжительность отпуска в анкете не указывались.
Не менее интересным источником следует считать и другой вид учёта рабочих и служащих Омских главных железнодорожных мастерских -автобиографии. Они прилагались к анкетам - новой форме учётного документа, введённого после установления Советской власти взамен послужных списков. В автобиографиях присутствуют сведения о социальном происхождении рабочих, причинах переезда в Омск (у иногородних), составе семьи
и некоторые другие данные. Изученные документы в существенной степени помогают раскрыть профессиональный облик работников индустриальной сферы, в том числе и его образовательную составляющую.
В рамках заявленной темы весьма значимым является рассмотрение образовательного уровня железнодорожников на примере сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских. Введённые в эксплуатацию в 1896 г. мастерские составляли основу производственно-технического потенциала ст. Омск. Главные мастерские располагались в крупных железнодорожных центрах Сибири в Омске, Красноярске и Чите. В Омских главных железнодорожных мастерских, осуществлялись различные виды ремонта подвижного состава: локомотивов и вагонов. Для эффективной профессиональной деятельности предприятия требовались специалисты, обладавшие соответствующим уровнем как общеобразовательной, так и профессиональной подготовки. В статье будет рассмотрен образовательный уровень сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских в контексте их профессиональной структуры, конфессиональной принадлежности, социального происхождения и семейного положения.
Автором статьи изучены 2286 личных дел сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских, работавших на предприятии в 90-е гг. XIX в. - 1914 г. В рамках проведения исследования были применены методы компьютерной обработки статистической информации (составление таблиц статистических данных в формате Microsoft Office Excel, компьютерный подсчёт статистических показателей).
В целом образовательный уровень сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских складывался из двух компонентов: общей грамотности и профессиональной подготовки сотрудников. Общая грамотность -это тот строго обязательный минимум знаний и навыков, который необходим всем без исключения будущим работникам предприятий и учреждений. Среди сотрудников мастерских существенную долю - 1731 человек составляли малограмотные сотрудники. К ним относились лица, владевшие лишь элементарными навыками чтения, письма и счёта. Неграмотных сотрудников насчитывалось 199 человек. У них отсутствовали даже начальные навыки грамотности [16]. Большая доля малограмотных и неграмотных сотрудников в Омских главных железнодорожных мастерских, вероятно, была обусловлена низким социальным статусом и ограниченными материальными возможностями семей работников предприятия. Что создавало препятствия в получении профессионального образования значительной части сотрудников. Тем не менее, довольно заметной была доля лиц окончивших обучение в образовательных учреждениях среднего звена - гимназиях, школах и училищах. Она составляла 313 человек. Это свидетельствует о наличии на предприятии довольно существенной группы лиц, имевших необходимые ресурсы для получения образования.
Важным аспектом облика сотрудников предприятия является их профессиональная подготовка. Профессиональная подготовка - это процесс обучения навыкам, необходимым для выполнения определённой работы, группы работ. В первые десятилетия эксплуатации Транссиба в мастерских довольно низкой была доля сотрудников, имевших необходимую профессиональную подготовку. К ним относились всего лишь 43 человека. Такая низкая доля сотрудников, по-видимому, объясняется неразвитостью в регионе системы специализированных образовательных учреждений, отсутствием практического опыта профессиональной подготовки кадров для железной дороги. Среди сотрудников мастерских только 31 человек прошёл профессиональную подготовку в специальных технических училищах и классах, высшие технологические институты и училища окончили 12 человек. Из них 7 сотрудников обучались в Томском технологическом институте [17]. Он стал одним из первых высших технических учебных заведений в Западной Сибири, готовивших кадры для предприятий Транссиба.
В рамках профессиональной структуры мастерских распределение сотрудников по уровню общей грамотности и профессиональной подготовки имело свои особенности. По своей структуре трудовой коллектив предприятия подразделялся на несколько профессиональных групп: администрацию, ремонтных рабочих, службу охраны. В состав администрации мастерских входили начальник предприятия и руководители его основных подразделений - цехов (мастера). Инженерно-технический персонал мастерских и омского участка железной дороги являлся одним из важных компонентов формировавшейся в крае технической интеллигенции. Представители инженерно-технического персонала предприятия, как правило, имели высшее образование, опыт работы на железных дорогах, у них был достаточно высокий уровень личной и профессиональной культуры.
Среди учебных заведений, которые окончили представители администрации, можно выделить Московское Императорское технологическое училище, Xарьковский, Санкт-Петербургский и Томский технологические институты, в которых образование получили 5 человек, занимавших руководящие должности [18].
Сотрудники мастерских осуществлявшие ремонт подвижного состава были самой большой группой в структуре трудового коллектива предприятия. Они подразделялись на следующие подгруппы: квалифицированные рабочие и неквалифицированные сотрудники (чернорабочие), занятые на вспомогательных работах. Сотрудники мастерских осуществлявшие ремонт подвижного состава представляли собой наиболее квалифицированную группу промышленных рабочих региона. К ним относились рабочие таких специальностей, как слесари, плотники, фрезеровщики, молотобойцы, жестянщики, литейщики.
В профессиональной среде «специалистов», от которых требовался определённый уровень образования и профессиональной подготовки, была высока доля малограмотных лиц - 812 человек. Они владели лишь общими навыками чтения письма и счёта, неокончив специальных учебных заведений. Вероятно, основы профессиональной квалификации эти лица получили через систему ученичества, пройдя все этапы своего профессионального становления. Система профессионального становления сотрудника предприятия включала в себя прохождение нескольких этапов, таких как ученик, помощник, специалист с соответствующей квалификацией [16].
Некоторая часть ремонтных рабочих могла получить профессиональную подготовку в вечерних технических классах Сибирской железной дороги. Лишь в 23 личных делах имеются указания о получении специальной подготовки в технических классах. Вероятно интенсивная профессиональная занятость, высокая плата за обучение препятствовали посещению занятий рабочими. Что способствовало увеличению доли малограмотных сотрудников у ремонтных рабочих. Среди «специалистов» были и неграмотные сотрудники - 74 человека. Они владели исключительно профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения производственных операций и не знали основы общей грамотности.
В составе «ремонтников» документы указывают лиц окончивших курс в городских и сельских училищах и школах, специализированных технических железнодорожных училищах - 151 человек [16]. К учебным заведениям такого типа можно вполне отнести Омское техническое железнодорожное училище. Оно было основано Управлением Сибирской железной дороги в 1900 г. Училище стало одним из первых профессиональных технических учебных заведений железнодорожного профиля в Сибири, где осуществлялась подготовка сотрудников для различных подразделений Сибирской железной дороги, в том числе и ст. Омск. Как правило, это специальности помощников машинистов паровозов, телеграфистов. Некоторые выпускники училища продолжили свою профессиональную деятельность в Омских главных железнодорожных мастерских.
У лиц выполнявших неквалифицированную вспомогательную работу (чернорабочих), была высока доля малограмотных сотрудников - 586 человек. Для чернорабочих характерна невысокая доля окончивших училища и школы - 62 человека [16]. Доля неграмотных сотрудников составляла 94 человека. Только двое сотрудников получили образование в технических классах при мастерских.
Похожая ситуация с распределением сотрудников по уровню образования была в службе охраны предприятия. Из сотрудников службы охраны малограмотными являлись 87 человек, неграмотными - 7 человек, окончили училища и школы - 14 человек.
Конфессиональная принадлежность сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских являлась важным компонентом их социокультурного мира. В её рамках по уровню полученного образования сотрудники мастерских распределялись следующим образом [16]. У работников мастерских с православным вероисповеданием была высокой доля малограмотных сотрудников - 1573 человека, доля неграмотных составляла 182 человека. Лиц, окончивших учебные заведения общеобразовательного профиля, среди православных было немного - 286 человек. Только 28 человек из сотрудников мастерских с православным вероисповеданием имели специальное профессиональное образование. Среди католиков доля малограмотных сотрудников составляла 112 человек, неграмотных - 12 человек, окончивших общеобразовательные учебные заведения - 23 человека. Лишь два человека прошли курс обучения в технических классах при Омских главных железнодорожных мастерских. У лиц с лютеранским вероисповеданием к малограмотным относились 42 человека, неграмотных насчитывалось пять человек, окончили училища три человека, среднеспециальное и высшее образование получили только по одному человеку [16]. Таким образом, все конфессиональные группы трудового коллектива предприятия отличались преобладанием малограмотных сотрудников и сравнительно меньшей долей лиц получивших общее среднее образование и имевших профессиональную подготовку.
Распределение сотрудников Омских главных железнодорожных мастерских по уровню полученного образования в рамках их социального происхождения имело определённую специфику. У лиц крестьянского происхождения доминирующей была доля малограмотных сотрудников - 1317 человек, сравнительно меньшую долю составляли неграмотные сотрудники - 156 человек. У сотрудников, имевших крестьянское социальное происхождение, отмечается самая высокая доля малограмотных. Лица, окончившие общеобразовательные учебные заведения, среди «крестьян» составляли 218 человек, специальную профессиональную подготовку имели 23 человека.
У мещан также преобладали малограмотные сотрудники - 327 человек, доля неграмотных составляла 27 человек, окончили общеобразовательные учебные заведения - 72 человека, получили специальное профессиональное образование - 9 человек, высшее образование три человека. Среди лиц с дворянским происхождением доля малограмотных сотрудников составляла 20 человек. На предприятии они в основном выполняли ремонтные работы. В документах встречаются случаи, когда представители дворянства в мастерских были заняты на вспомогательных и подсобных работах. Наличие малограмотных сотрудников у лиц дворянского происхождения, по-видимому, связано со снижением социального статуса некоторой части дворянства, процессами его размывания как сословной группы. Доля сотрудников получивших как общее, так и специальное образование среди лиц дворянского происхождения составляла 14 человек. Они трудились в бухгалтерии мастерских.
Службу по охране мастерских и поддержанию в них производственного порядка несли сотрудники (стражники), в основном имевшие казачье происхождение. У них была заметная доля малограмотных лиц - 32 человека, неграмотных насчитывалось два человека, окончили училища и школы -
6 человек [16]. Благодаря действиям стражников, обеспечивался контроль над пропуском сотрудников мастерских на рабочие места, пресекались хищения деталей, инструментов, ценных материалов с территории предприятия, случаи нарушения порядка, поддерживалась дисциплина в цехах. Управление Сибирской железной дороги и администрация мастерских осуществляли подбор лиц с необходимыми нравственными и служебными качествами для работы по охране мастерских, в том числе и среди казаков.
Важной составляющей социокультурного облика рабочих и служащих Омских главных железнодорожных мастерских является их семейное положение. По этому показателю документы распределяют сотрудников предприятия на женатых, холостых и вдовых. По уровню образования среди женатых сотрудников мастерских выделялись малограмотные лица - 1430 человек. Доля малограмотных у холостых сотрудников мастерских была 273 человека, у вдовых - 15 человек. Сравнительно меньшую долю занимали неграмотные сотрудники. У женатых она составляла 166 человек, у холостых -15 человек, у вдовых - 5 человек. По критерию семейного положения документы выявляют и лиц завершивших курс обучения в учреждениях системы образования. Так, среди женатых сотрудников окончили гимназии, школы и училища - 216 человек, получили образование в профессиональных учебных заведениях и технических классах - 35 человек, у холостых сотрудников - 90 и 8 человек соответственно, у вдовых окончили школы и училища - 4 человека [16].
Таким образом, уровень образования являлся важным компонентом, влиявшим на профессиональный и социокультурный облик железнодорожных рабочих станции Омск, в том числе и крупного предприятия индустриального типа - главных железнодорожных мастерских. В профессиональной структуре предприятия по уровню образования выделялись малограмотные сотрудники, владевшие лишь начальными навыками письма, чтения, счёта. Затем следовали неграмотные сотрудники. В то же время малограмотные и неграмотные сотрудники мастерских обладали необходимыми профессиональными навыками и умениями, полученными вероятно через систему ученичества, а также на основе личного опыта профессиональной деятельности на фабрично-заводских предприятиях индустриальной сферы, в том и на железнодорожном транспорте. В мастерских доля рабочих получивших образование и прошедших профессиональную подготовку была сравнительно ниже, чем численность малограмотных и неграмотных лиц. Такая тенденция была характерна для ремонтных рабочих и сотрудников службы охраны предприятия. Представители инженерно-технического персонала мастерских, занимавшие руководящие должности имели высокий образовательный уровень и прочную специальную профессиональную подготовку.
Показатели уровня общей грамотности и степени профессиональной подготовки сотрудников главных мастерских ст. Омск свидетельствуют о доминировании тенденций самообразования и самоподготовки в среде железнодорожников, неразвитости в регионе системы профессиональной подготовки кадров для Сибирской железной дороги.
Литература
1. Белимов, И.Т. Железнодорожный пролетариат Сибири в революции 19051907 гг. [Текст] / И.Т. Белимов. - Новосибирск, 1967. - 235 с.
2. Блинов, Н.В. Очерки дореволюционной историографии и источниковедения рабочего класса Сибири [Текст] / Н.В. Блинов. - Томск, 1974. - 153 с.
3. Борзунов, В.Ф. Пролетариат Сибири и Дальнего Востока накануне первой русской революции. (По материалам строительства Транссибирской магистрали, 1891-1904 гг.) [Текст] / В.Ф. Борзунов. - М., 1965. - 198 с.
4. Земеров, Б.И. Источники формирования и социальный состав железнодорожников Сибири (1894-1917 гг.) [Текст] / Б.И. Земеров // Из истории Сибири. - Томск, 1973. - Вып. 8. - С. 55-81.
5. Земеров, Б.И. Динамика численности и профессиональной структуры железнодорожников Сибири в период империализма (1896-1916 гг.) [Текст] / Б.И. Земеров // Из истории Сибири. - Томск, 1974. - Вып. 14. - С. 24-40.
6. История Сибири [Текст]. - Л., 1968. - Т. 3.
7. Кондриков, Б.В. Город Омск [Текст] / Б.В. Кондриков, Б. Григорьев. - Омск, 1954.
8. Кондриков, Б.В. Победа социалистической революции в Омской области [Текст] / Б.В. Кондриков, И.Г. Чижов. - Омск, 1958. - 83 с.
9. Коптелов, В.Т. Железная дорога [Текст] / В.Т. Коптелов // Ишим далёкий -близкий : научно-популярные очерки / под ред. Т.П. Савченковой [и др.]. -Ишим : ИГПИ им. П.П. Ершова, 1997. - С. 152-157.
10. Любимов, А.А. Развитие индустриального транспорта в Среднем Прииртышье 90-е гг. XIX в. - 1914 гг. [Текст] : автореф. канд. ист. наук / А.А. Любимов. - Омск, 2000. - С. 3-11 ; С. 18-19.
11. Любимов, А.А. Источники по истории индустриального транспорта в Среднем Прииртышье на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / А.А. Любимов, А.В. Чичу-лин // Письменные источники в контексте истории : коллективная монография. - Омск : Тара, 2010. - С. 133-153.
12. Новакова, К.Т. Сибирский железнодорожный пролетариат (1891-1904 гг.) [Текст] / К.Т. Новакова. - Красноярск, 1965. - 72 с.
13. Омская губерния. Материалы к познанию производительных сил губернии [Текст]. - Омск, 1923. - С. 77-81 ; С. 270-271.
14. Советская Сибирская энциклопедия [Текст]. - М., 1929. - Т. 1.
15. Создание Великого Сибирского пути [Текст] / под общ. ред. Ю.Л. Ильина. -СПб : Группа компаний «Евросиб», 2005. - Т. 2. - С. 132-146.
16. Подсчёты автора: Казённое учреждение Омской области «Исторический Архив Омской области» (далее - КУ ИАОО). Ф. 121. Оп. 1. ДД.: 3-2711. ЛЛ.: 1-3.
17. Подсчёты автора: КУ ИАОО. Ф. 121. Оп. 1. ДД.: 189, 248, 268, 662, 1988, 2486, 2600. ЛЛ.: 1-3.
18. Подсчёты автора: КУ ИАОО. Ф. 121. Оп. 1. ДД.: 132, 662, 1929, 2600, 2616. ЛЛ.: 1-3.
19. Рабочий класс Сибири в дооктябрьский период [Текст]. - Новосибирск, 1983. - С. 174, 183, 187.
20. Рабочий путь. - 1926. - № 221.
21. Рабочий путь. - 1927. - № 269.