Научная статья на тему 'Конфессиональная политика СССР в отношении религиозных общин во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг. в Западной Сибири (по материалам Новосибирской области)'

Конфессиональная политика СССР в отношении религиозных общин во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг. в Западной Сибири (по материалам Новосибирской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Западная Сибирь / Новосибирская область / государственно-конфессиональные отношения / СССР / атеистическая пропаганда / Western Siberia / Novosibirsk region / state-confessional relations / USSR / atheistic propaganda

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петр Константинович Дашковский, Наталья Сергеевна Дворянчикова

Проанализирована государственно-конфессиональная политика советской власти в отношении ре-лигиозных общин Новосибирской области во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг. Показаны особенности положения православных, мусульманских, протестантских и ряда других религиозных общин в регионе. От-дельное внимание уделено процессу регистрации, социально-экономическим, демографическим изменениям внутри общин, а также методам атеистической пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петр Константинович Дашковский, Наталья Сергеевна Дворянчикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confessional policy of the USSR in relation to religious communities in the second half of the 1970s – early 1980s in Western Siberia (based on the materials of the Novosibirsk region)

The purpose of the research is to study the state-confessional policy of the USSR in relation to religious communities in the second half of the 1970s – early 1980s and its implementation in the territory of the Novosibirsk region. In connection with this goal, the following tasks were supposed to be solved: analyze current confessional policy in the USSR and its impact on the activities of religious associations in Western Siberia; study the situation of Orthodox, Old believers, Muslim, Protestant, and other communities; study the registration process, economic, social, and demographic changes within communities, as well as the level of education of clergy. The methodological basis of the article is based on the principles of historicism, objectivity and determinism, which imply a comprehensive critical analysis of historical processes that determine the legal status and functioning of religious communities in the South of Western Siberia in the second half of the 1970s and early 1980s. The most objective analysis of the situation of religious communities in the context of state-confessional policy of the USSR in the second half of the 1970s-early 1980s is provided by archival materials and legal documents. Archival sources are represented by business correspondence of the authorized Council for religious affairs in the Novosibirsk region with councils, district committees, city committees and religious associations; statistical data; administrative materials; legislative and regulatory acts of state and party bodies. The article was prepared using materials from the state archive of the Novosibirsk region and the state archive of the Altai territory. The authors conclude that during the period under review, there was modernization of state-confessional relations, both in the Soviet state in general and in Western Siberia in particular. Since the mid-1970s the registration process of Orthodox, Catholic, Mennonite and Lutheran communities, as well as organizations of the all-Union Council of Evangelical-Christian Baptists, is being resumed. In addition, the authorities tried to control the Pentecostal communities, the Council of churches of Evangelical Christians-Baptists, who opposed the legalization of activities and were not ready for constructive interaction with the institutions of state power. During the study period, there was an increase in income in Orthodox churches and the Muslim community of the Novosibirsk region.

Текст научной работы на тему «Конфессиональная политика СССР в отношении религиозных общин во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг. в Западной Сибири (по материалам Новосибирской области)»

Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 89 Tomsk State University Journal of History. 2024. № 89

Научная статья УДК 94(47)

аог 10.17223/19988613/89/2

Конфессиональная политика СССР в отношении религиозных общин во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. в Западной Сибири (по материалам Новосибирской области)

Петр Константинович Дашковский1, Наталья Сергеевна Дворянчикова2

12 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия Ldashkovskiy@pn. asu.ru 2 natali. dvoryanchikova@mail. т

Аннотация. Проанализирована государственно-конфессиональная политика советской власти в отношении религиозных общин Новосибирской области во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. Показаны особенности положения православных, мусульманских, протестантских и ряда других религиозных общин в регионе. Отдельное внимание уделено процессу регистрации, социально-экономическим, демографическим изменениям внутри общин, а также методам атеистической пропаганды.

Ключевые слова: Западная Сибирь, Новосибирская область, государственно-конфессиональные отношения, СССР, атеистическая пропаганда

Благодарности: Работа подготовлена в рамках гранта РНФ «Влияние имперской политики аккультурации и советской модели государственно-конфессиональных отношений на положение религиозных общин в приграничных регионах и национальных автономиях азиатской части России (проект № 23-18-00117).

Для цитирования: Дашковский П.К., Дворянчикова Н.С. Конфессиональная политика СССР в отношении религиозных общин во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. в Западной Сибири (по материалам Новосибирской области) // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 89. С. 15-22. ао1: 10.17223/19988613/89/2

Original article

Confessional policy of the USSR in relation to religious communities in the second half of the 1970s - early 1980s in Western Siberia (based on the materials of the Novosibirsk region)

Petr K. Dashkovskiy1, Nataliy S. Dvoryanchikova2

12 Altai State University, Barnaul, Russian Federation 1dashkovskiy@fpn. asu.ru 2 natali. dvoryanchikova@mail. ru

Abstract. The purpose of the research is to study the state-confessional policy of the USSR in relation to religious communities in the second half of the 1970s - early 1980s and its implementation in the territory of the Novosibirsk region. In connection with this goal, the following tasks were supposed to be solved: analyze current confessional policy in the USSR and its impact on the activities of religious associations in Western Siberia; study the situation of Orthodox, Old believers, Muslim, Protestant, and other communities; study the registration process, economic, social, and demographic changes within communities, as well as the level of education of clergy.

The methodological basis of the article is based on the principles of historicism, objectivity and determinism, which imply a comprehensive critical analysis of historical processes that determine the legal status and functioning of religious communities in the South of Western Siberia in the second half of the 1970s and early 1980s.

The most objective analysis of the situation of religious communities in the context of state-confessional policy of the USSR in the second half of the 1970s-early 1980s is provided by archival materials and legal documents. Archival sources are represented by business correspondence of the authorized Council for religious affairs in the Novosibirsk region with councils, district committees, city committees and religious associations; statistical data; administrative materials; legislative and regulatory acts of state and party bodies. The article was prepared using materials from the state archive of the Novosibirsk region and the state archive of the Altai territory.

The authors conclude that during the period under review, there was modernization of state-confessional relations, both in the Soviet state in general and in Western Siberia in particular. Since the mid-1970s the registration process of Orthodox,

© П.К. Дашковский, Н.С. Дворянчикова, 2024

Catholic, Mennonite and Lutheran communities, as well as organizations of the all-Union Council of Evangelical-Christian Baptists, is being resumed. In addition, the authorities tried to control the Pentecostal communities, the Council of churches of Evangelical Christians-Baptists, who opposed the legalization of activities and were not ready for constructive interaction with the institutions of state power. During the study period, there was an increase in income in Orthodox churches and the Muslim community of the Novosibirsk region.

Keywords: Western Siberia, Novosibirsk region, state-confessional relations, USSR, atheistic propaganda

Acknowledgements: The work was prepared within the framework of the RNF grant "The impact of the imperial policy of acculturation and the Soviet model of state-confessional relations on the situation of religious communities in the border regions and national autonomies of the Asian part of Russia (project No. 23-18-00117).

For citation: Dashkovskiy, P.K., Dvoryanchikova, N.S. (2024) Confessional policy of the USSR in relation to religious communities in the second half of the 1970s - early 1980s in Western Siberia (based on the materials of the Novosibirsk region). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 89. pp. 15-22. doi: 10.17223/19988613/89/2

Введение

История государственно-конфессиональных отношений в СССР является на сегодняшний день одной из актуальных тем в отечественной исторической науке. Исследование взаимоотношений советского государства и религиозных объединений поможет в будущем миновать проблемы в государственно-конфессиональной политике, а также будет содействовать формированию целостной модели взаимодействия между различными конфессиями и государством. В связи с этим важно рассмотреть изменения, которые произошли в государственно-конфессиональной политике во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. в Западной Сибири на примере анализа обозначенных процессов в Новосибирской области, которая характеризовалась поликонфессиональным составом населения. Важно отметить, что положение религиозных организаций в стране в советский период достаточно хорошо освещено в современной исторической науке в трудах О.В. Васильевой, М.И. Одинцова, Т.К. Никольской и ряда других специалистов. Однако ученые рассматривали преимущественно общесоюзные тенденции в государственно-конфессиональных отношениях. При этом региональная проблематика взаимоотношений государственных институтов власти и религиозных общин, в том числе в Новосибирской области, изучена недостаточно полно. В частности, уделено мало внимания положению мусульманских и протестантских религиозных организаций в Новосибирской области.

Наиболее объективно проанализировать положение религиозных общин в контексте государственно-конфессиональной политики СССР во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. позволяют архивные материалы и правовые документы. Архивные источники представлены деловыми переписками уполномоченного Совета по делам религий по Новосибирской области с советами, райкомами, горкомами и религиозными объединениями, статистическими данными, распорядительными материалами, законодательными нормативно-правовыми актами государственных и партийных органов.

Следует обратить внимание на то, что подписание Советским Союзом Хельсинкского акта 1975 г. включало в себя и реализацию прав свободы совести. Ратификация СССР данного документа повлияла в том

числе и на содержательные положения готовившегося проекта новой Конституции СССР. «В отличие от Конституции 1936 г., - подчеркивали разработчики, -проект впервые закрепляет общий принцип равенства граждан перед законом как общую норму», а «равноправие... рассматривается в качестве предпосылки всех прав и обязанностей граждан» [1. С. 149]. Таким образом, определенные изменения в государственно-конфессиональных отношениях в СССР наметились с середины 1970-х гг. Подтверждением служит, например, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 г. [2], которым были внесены изменения в советское законодательство о религиозных культах. В результате были расширены возможности религиозных общин в отправлении религиозных обрядов. В то же время данное постановление носило «номинальный характер».

В 1977 г. определенные надежды для верующей части населения страны на исправление ситуации давал факт разработки новой Конституции СССР. Ее проект был обнародован для всенародного обсуждения в начале 1977 г. [3. С. 417]. С принятием новой Конституции СССР произошло некоторое смягчение отношения к религиозным организациям. Статья 52 Конституции 1977 г. закрепляла права верующих на свободу вероисповедания [4]. Однако после ее принятия ситуация в государственно-конфессиональных отношениях была неоднозначной. Во многом это было связано с тем, что религиозные общины не обладали статусом юридического лица. Более того, продолжали действовать командно-административные методы реализации вероисповедной политики [5. С. 38].

Подписание соглашений, а также принятие новой Конституции СССР 1977 г. оказали влияние на деятельность религиозных общин на территории страны в целом, в том числе и на развитие религиозной ситуации в Новосибирской области. Так, в Новосибирской области с 1977 г. начали переводить на легальное положение общины Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов.

Важно отметить, что еще с конца 1960-х гг. власти активно шли на регистрацию общин Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. Данный факт связан, во-первых, с тем, что органы власти хотели установить контроль над баптистскими общинами. Во-вторых, государство стремилось предотвратить деятель-

ность СЦЕХБ путем вовлечения в зарегистрированные общины ВСЕХБ верующих из других протестантских направлений. Еще ранее, во второй половине 1950-х гг. раскололись общины евангельских-христиан баптистов. ВСЕХБ еще в 1959 г. по указанию государственных органов власти издал «Новое положение» и секретное «Инструктивное письмо». Данные документы определяли жизнь верующих баптистов, однако противоречили основам баптистского вероисповедания. Так, например, в нормативных документах запрещалась проповедь вне религиозного объединения. Кроме того, верующим запрещалось присутствовать в других населенных пунктах на богослужениях и многое другое. Несколько влиятельных баптистов восприняли данные нормативные акты как измену Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов баптистскому вероучению. В 1960-1961 гг. произошел окончательный раскол на Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов и Совет церквей евангельских христиан-баптистов, отрицающих «Новое положение» и секретное «Инструктивное письмо». Верующие Совета церквей евангельских христиан-баптистов стали привлекать в свои ряды молодых людей. Такая позиция заинтересовала местные органы власти [6. Л. 1-2].

Кроме того, после принятия в 1977 г. Конституции СССР соответствующие государственные органы регистрировали новые общины русской православной церкви, а также объединения адвентистов седьмого дня, старообрядцев, которые ранее были переведены на нелегальное положение.

Положение религиозных общин в Новосибирской области

В 1976 г. на территории Новосибирской области действовало лишь три православные церкви. В 1977 г. в данном регионе произошло увеличение численности духовенства. К 1977 г. насчитывалось уже 20 официально действующих священнослужителей [7. Л. 8]. Необходимо подчеркнуть, что в исследуемый период в Новосибирской области значительно вырос уровень образования священнослужителей (табл. 1) [7. Л. 8-9].

Стоит отметить, что в 1978 г. работа уполномоченных Совета по делам религий при СМ СССР на юге Западной Сибири строилась с учетом требований новой Конституции СССР о свободе совести. После открытой публикации законов в области религии и церкви верующие ряда населенных пунктов стали более настойчиво ставить вопросы о регистрации религиоз-

ных объединений на этой территории. Так, в 19781979 гг. православные верующие г. Барабинска отправляли в Совет по делам религий ходатайства о регистрации. Однако их заявление не получило сразу положительной резолюции [8. Л. 8]. Община была зарегистрирована только в конце 1980 г. Кроме того, в 1978 г. поступило заявление от православных верующих о регистрации и предоставлении в их пользование здания бывшей церкви в г. Куйбышеве Новосибирской области. Куйбышевский горисполком проинформировал, что не возражает против аренды помещения для проведения богослужения, но выделить здание за счет государственного фонда не может [9. Л. 55]. Важно обратить внимание на то, что отказы в регистрации православным общинам присутствовали и в других регионах. Так, православные верующие Камчатки с 1974 по 1983 г. более десяти раз подавали ходатайства о регистрации общины, однако местные власти находили разнообразные причины для отказов [10. С. 125].

Необходимо подчеркнуть, что в исследуемый период в Новосибирской области возрастают и доходы православной церкви, и сама численность верующих. Так, к 1979 г. насчитывалось 1 495 православных верующих, а уже в следующем 1980 г. - 2 286 человек, в 1981 г. - 2 339 человек [11. Л. 23]. Об увеличении уровня доходов общин Русской православной церкви свидетельствуют некоторые данные по приходам Новосибирской области в рассматриваемый период. Так, Никольская православная церковь г. Болотное была зарегистрирована в 1945 г. По данным уполномоченного Совета по делам религий по Новосибирской области на 1980 г. община Никольской православной церкви оказывала определенное влияние на часть населения города. В доказательство уполномоченный Совета по делам религий по Новосибирской области приводил данные об увеличении доходов (табл. 2) [12. Л. 12]. Стоит отметить, что пик численности крещенных в Никольской православной церкви г. Болотное приходился на 1978 г. и составил 458 человек. Интересно отметить также, что в исследуемый период большинство совершенных религиозных обрядов в Новосибирской области приходилось на Вознесенский собор г. Новосибирска (табл. 3) [7. Л. 2]. Примечательными являются данные о количестве верующих в дни религиозных праздников. Так, в 1978 г. в день Пасхи четыре зарегистрированные православные церкви Новосибирской области посетили 61 685 человек, причем в Вознесенский собор г. Новосибирска пришли 60 тысяч верующих [13. Л. 12].

Таблица 2

Объем доходов от треб, совершенных в Никольской православной церкви г. Болотное [12. Л. 12]

Год Приход Расход Остаток на 01.01.1981

1976 38 815 38 650 199

1977 44 046 41 252 2 973

1978 46 593 45 493 4 073

1979 45 913 39 200 10 786

1980 54 889 55 853 9 821

В отличие от общин русской православной церкви в старообрядческих объединениях в исследуемый пе-

Таблица 1

Сведения об образовании священнослужителей Новосибирской области на 1 декабря 1977 г. [7. Л. 8-9]

Наименование служителя культа Светское образование Духовное образование

среднее высшее начальное среднее высшее

Архиепископ 1

Священники 11 2 4 4 3

Диаконы 6 1 3 3 1

Псаломщики 2 - 1 - -

Итого 20 3 8 7 4

Кандидатов богословия - 4 человека

риод отмечается снижение количества религиозных обрядов. Так, в старообрядческой общине (Новосибирск) в 1979 г. произошло сокращение численности крещений: всего были крещены лишь 7 человек. Кроме того, было совершено 123 молебна, 464 обедни, 9 венчаний, 12 очных погребений, 124 заочных, 63 панихиды [14. Л. 5].

Таблица 3

Количество совершенных обрядов по церквям Новосибирской области за 1977 г. [7. Л. 2]

В исследуемый период на территории Новосибирской области официально действовала одна мусульманская община. Отдельные группы верующих располагались в селах Юрт-Ора, Казанке, Юрт-Акбалыке и др. [15. Л. 16]. В мусульманской общине легально действовал один мулла со средним духовным образованием. По национальности верующие-мусульмане были преимущественно татарами, и лишь небольшое количество из них были этническими казахами. Посещали мечеть в основном люди преклонного возраста. При этом в дни религиозных праздников мечеть посещали и несколько молодых людей, в среднем 5-7 человек. В 1978-1982 гг. в мусульманской общине Новосибирска проводились обряды наречения имени, венчания и похорон, что хорошо видно из табл. 4 [16. Л. 8].

Таблица 4

Количество религиозных обрядов, проведенных мусульманской общиной г. Новосибирска [16. Л. 8; 17. Л. 7]

Наименование 1978 г. 1980 г. 1981 г. 1982 г.

Наречение имени 11 16 12 13

Венчание 12 11 17 5

Похороны 73 33 23 16

Стоит отметить, что в сравнении с предыдущим периодом в мусульманской общине также произошло увеличение доходов. Так, доходы новосибирской общины за несколько лет выглядят следующим образом: в 1979 г. - 15 526 рублей [17. Л. 4], 1980 г. - 17 200, 1981 г. - 10 500, 1982 г. - 10 300 рублей [16. Л. 9]. Важно подчеркнуть, что в период руководства СССР Л.И. Брежневым атеистическая пропаганда в отношении ислама на местах вовсе приобретала формальный и внешний характер. Так, например, в 1960-1980-х гг. мусульмане могли печатать Коран, наполнять мечети предметами культа [18. С. 127].

В 1970-1980-х гг. в Новосибирске отмечалась активизация деятельности католической общины. Верующие г. Новосибирска неоднократно писали прошения

о регистрации, однако большинство активистов сменили место жительства, поэтому данная община не была зарегистрирована [14. Л. 37]. В 1978 г. местные власти взяли на учет группу верующих католиков г. Новосибирска, состоявшую из 16 человек. Однако долгожданную регистрацию община получила лишь в 1982 г. [19. Л. 11]. К 1983 г. количество членов общины значительно возросло, ее численность составила 240 человек. В течение года в общине, по официальным данным, было совершено 30 крещений и 16 венчаний [20. Л. 21]. Аналогичная практика регистрации католических общин прослеживается и в других регионах юга Западной Сибири. Так, в 1974 г. в Алтайском крае католическая община ходатайствовала о регистрации, однако требование не было выполнено. Долгожданное право на официальную деятельность объединение г. Славго-рода Алтайского края получило лишь в 1982 г. [21. С. 281-282].

Кроме вышеуказанных религиозных объединений в рассматриваемый период в г. Новосибирске продолжала действовать иудейская община. В основном общину посещали евреи преклонного возраста в количестве 15-17 человек. Уполномоченный Совета по делам религий по Новосибирской области отмечал, что нарушений законодательства со стороны общины не было зафиксировано [16. Л. 4].

Баптистские общины в Новосибирской области были представлены Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов, а также Советом церквей евангельских христиан-баптистов. К 1978 г. в Новосибирской области было учтено 8 легально действующих общин ВСЕХБ, состоящих из немцев. Самая крупная община располагалась в г. Новосибирске, в ней состояли 1 117 верующих, в том числе 200 немцев. Зарегистрированные общины с. Орловка Купинского района и с. Кузнецовка Баганского района Новосибирской области состояли полностью из немцев. Однако они были немногочисленны: суммарно в двух общинах состояли всего 43 человека. Остальные зарегистрированные общины ВСЕХБ в Новосибирской области располагались в г. Купино (50 чел.), п. Сибирь Купинского района (31), с. Неудачино Татарского района (32), с. Ордынское (27), г. Карасук (32) [19. Л. 8].

В 1981 г. произошла активизация деятельности Совета церквей евангельских христиан-баптистов в Новосибирской области. В исследуемый период численность общины г. Новосибирска составляла 190 человек [22. Л. 19-20]. Важно упомянуть, что общины последователей СЦ ЕХБ активно взаимодействовали с верующими из других регионов. Так, в 1981 г. в Семипалатинской области на железной дороге были задержаны члены Новосибирской общины сторонников Совета церквей, которые везли в Новосибирск из Казахской ССР значительное количество литературы. Затем был проведен обыск у сторонников Совета церквей евангельских христиан-баптистов г. Новосибирска и было обнаружено 1,5 тонны книг. По предварительным данным, литература была завезена из Казахской ССР. При этом стоит учесть, что Новосибирск являлся перевалочной базой по распространению литературы в общинах Сибири и Дальнего Востока [22. Л. 21].

Содержание Вознесенский собор, Новосибирск Никольская церковь, Болотное Никольская церковь, Новолуговое Приход А. Невского, Колывань Всего

Крещение 6 306 366 529 12 7 213

Венчание 86 4 14 - 104

Отпевание очное 681 31 37 - 749

Отпевание заочное 7 158 197 205 95 7 655

Вызов на дом 709 - 137 - 846

Соборование 476 - 222 - 698

В 1978 г. в Новосибирской области действовала одна зарегистрированная община лютеран, в которой насчитывалось 210 человек (мужчин - 16%, женщин -84%). Кроме того, в 1979 г. местными властями были выявлены новые общины лютеран. Уполномоченный Совета по делам религий по Новосибирской области сообщал, что во многих из них были ярко выраженные эмиграционные настроения. Таким образом, к 1979 г. в области действовала одна зарегистрированная община, а еще 7 были взяты на учет. Общая численность лютеран насчитывала, по официальным данным, около 380 человек [14. Л. 36].

Стоит отметить, что в Новосибирской области кроме лютеранских общин [12. Л. 51-52] функционировали три общины адвентистов седьмого дня (в 1977 г. община г. Бердска получила официальную регистрацию) [9. Л. 8], а также легально действовали три общины меннонитов [19. Л. 9].

Последователей другого протестантского направления - христиан веры евангельской, или пятидесятников, в Новосибирской области насчитывалось 3 общины, все они действовали нелегально. Община Новосибирска была самой многочисленной, а молитвенный дом посещали 60-70 человек [12. Л. 16]. Следует сказать, что ситуация с пятидесятническими общинами в Сибири была разнообразной. Так, в Кемеровской области еще в 1969 г. совещание в обкоме признало необходимым «не препятствовать регистрации тех религиозных объединений, которые полностью признают законодательство о культах», тем самым предоставив возможность в 1970-е гг. умеренным пятидесятникам легально осуществлять свою деятельность [23. С. 73].

Свидетели Иеговы в Новосибирской области в основном действовали в Красноозерском и Чулымском районах. Кроме того, последователи этого религиозного направления разрозненно проживали в самом Новосибирске [24. Л. 42]. Приверженцы данного течения тщательно конспирировали молитвенные собрания и категорически отказывались от регистрации [15. Л. 86].

Атеистическая работа как элемент государственно-конфессиональной политики СССР

Одним из аспектов государственно-конфессиональной политики являлась атеистическая работа [25. С. 88]. Нужно подчеркнуть, что в 1970-1980-е гг. не появилось ни одного принципиально нового направления в атеистической пропаганде. Все формы и методы пропаганды были сформированы ранее [26. С. 195]. В данный период главными формами проведения атеистической работы были индивидуальная форма работы с верующими, чтение лекций на атеистическую тематику, подвижные группы атеистов. Наравне с ними активно использовались массовые формы пропаганды, такие как средства массовой информации, кинопоказы на антирелигиозную тему. Например, в Дзержинском районе г. Новосибирска в 1982 г. было прочитано более 530 лекций на атеистическую тематику. В районе действовала сеть народных университетов, лекториев, кинолекториев: «Социалистический образ жизни» в Доме культуры «Чкалов», «Религия и общество», «Юный

атеист» в кинотеатре «Родина». В молодежном Доме культуры «Строитель» в течение нескольких лет для учащихся действовали Народный университет «Основы научного атеизма» и клуб «Юный атеист». В Народном университете был создан факультет научного атеизма, на котором занималось 75 человек [16. Л. 2].

В большинстве школ Октябрьского района г. Новосибирска проводилась большая работа по антирелигиозной пропаганде. Например, в школе № 185 студентами Новосибирского электротехнического института связи организовывался цикл бесед на атеистические темы «Религия и наука», «Чудеса без чудес», «Современные религиозные секты». В школах района особое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми верующих. Так, в школе № 38 учились дети А.Н. Бер-навского, который был руководителем общины адвентистов седьмого дня. Школьники пропускали уроки по субботам. Администрация школы попыталась провести беседу с родителями, но результатов она не дала. В 1980 г. в Октябрьском районе г. Новосибирска произошло оживление работы по атеистическому воспитанию: если в 1979 г. было прочитано 310 лекций, то в 1980 г. - уже 409 [27. Л. 5].

Несмотря на изменение государственно-конфессиональной политики, отношение местных органов власти к религиозным организациям было достаточно противоречивым. Так, в начале 1980-х гг. партийными органами принимались меры по предотвращению разрастания группы православных верующих и исключению возможности регистрации путем усиления атеистической работы среди населения. Большое распространение в исследуемый период получили лекции по пропаганде советского образа жизни, а также замена религиозных норм морали на коммунистические.

Стоит отметить, что в эти годы в стране в целом и в Западной Сибири в частности продолжалось внедрение советской обрядности взамен религиозной. Коммунистическая партия предполагала с помощью внедрения безрелигиозной обрядности добиться исчезновения «религиозных праздников». Традиция праздновать нерелигиозные советские праздники постепенно набирала обороты в населенных пунктах как на юге Западной Сибири, так и в стране в целом. Так, в Маслянин-ском районе Новосибирской области в 1978 г. было проведено 314 безрелигиозных бракосочетаний, 128 торжественных регистраций ребенка. Кроме того, по советскому обряду в 1978 г. были проведены одна золотая и 2 серебряных свадьбы. В День Победы был проведен день памяти умерших. В школах района было проведено три атеистических вечера, а в клубах прочитано 11 лекций на атеистические темы [15. Л. 45].

Религиозным обрядам в Мошковском районе Новосибирской области противопоставлялась работа по внедрению в быт трудящихся безрезлигиозных праздников. В 1979 г. в поселковых и сельских советах была совершена торжественная регистрация 374 новорожденных и 403 браков [12. Л. 36].

Необходимо обратить внимание на то, что даже в начале 1980-х гг. активно продолжался процесс внедрения безрелигиозных праздников в жизнь верующих. Например, в Ленинском районе г. Новосибирска в тор-

жественной обстановке было зарегистрировано в 1982 г. 97% всех родившихся, в 1983 г. - 82%, Кроме того, в 1982 г. было зарегистрировано государственными органами 87% браков, а в 1983 г. их доля составила уже 93% [16. Л. 38].

В Новосибирской области большую роль в распространении атеистических знаний играло общество «Знание». В 1980 г. в Дзержинском районе обществом было проведено 598 лекций и 5 380 бесед атеистической направленности. Кроме того, были разработаны новые темы лекций «Молодежь и религия», «Религиозные обряды и отношение к ним», «Роль учителя в атеистическом воспитании подрастающего поколения». Постоянно при содействии общества на заводах, в школах, учреждениях проводились диспуты, устные журналы, вечера вопросов и ответов. При проведении подобных мероприятий широко использовались художественные и научно-популярные фильмы, приглашались работники Планетария, квалифицированные лекторы областной и районной организаций «Знание» [28. Л. 51]. В г. Искитиме только за 1980 г. было проведено 287 лекций и бесед по атеистической тематике.

Важно отметить, что, несмотря на определенное послабление в конфессиональной политике, в 1981 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об усилении атеистического воспитания». В данном постановлении говорилось о необходимости более гибкой политики, но в то же время и об ужесточении отношения к религиозному «подполью». В связи с этим атеисты большое внимание уделяли пропаганде материализма в районах, где располагались общины баптистов, лютеран, меннонитов и др. Так, в Краснозерском районе Новосибирской области действовала группа сторонников Совета церквей евангельских христиан-баптистов численностью 20 человек. Баптисты часто нарушали законодательство о культах, уклонялись от регистрации, вели миссионерскую деятельность, воспитывали детей в религиозном духе. В 1983 г. особое внимание комиссией содействия по контролю соблюдения законодательства о религиозных культах и обществом «Знание» уделялось работе с молодыми баптистами - проведе-

нию индивидуальных бесед, вовлечению в общественную жизнь класса и школы, художественную самодеятельность и занятия спортом. Уполномоченным Совета по делам религий по Новосибирской области отмечалось, что комиссия и общество проделали положительную работу, так как в районе не были выявлены случаи нарушения конституционных прав о свободе совести [15. Л. 32-33].

Заключение

Таким образом, с принятием в 1977 г. новой Конституции начинают происходить изменения в государственно-конфессиональной политике как в СССР в целом, так и в регионах, в том числе в Западной Сибири. С 1977 г. начинается процесс легализации деятельности общин. Во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. произошло увеличение доходов ряда религиозных объединений Новосибирской области (православных, старообрядческих, мусульманской общин). В исследуемый период в Новосибирской области легально начинали действовать католическая, лютеранские, менонитские общины, а также последователи адвентистов седьмого дня. Однако были и религиозные общины, которые находились на отрицательной позиции в отношении регистрации своей деятельности, в частности общины Совета церквей ЕХБ, христиане веры евангельской. Стоит отметить, что в Новосибирской области не прекращалась атеистическая пропаганда. Однако все применяемые методы в целом не могли кардинально изменить ситуацию с увеличением религиозности населения. Причина роста культовой обрядности, количества крещений и усиления религиозной жизни в целом виделась региональным органам власти в недостатке использования СМИ, слабом отражении научно-атеистической пропаганды, отсутствии ответственного и во многом другом. Исследуемый этап в атеистической пропаганде можно охарактеризовать как постепенное снижение ее активности, выход атеистической пропаганды из приоритетного направления в общую систему советской пропаганды.

Список сокращений

РПЦ - Русская православная церковь

ВСЕХБ - Всесоюзный совет евангельских-христиан баптистов СЦЕХБ - Совет церквей евангельских-христиан баптистов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Медушевский А.Н. Основной закон СССР 1977 г.: государство и личность в эпоху «Развитого социализма» // Полития. Анализ. Хроника.

Прогноз : журнал политической философии и социологии политики. 2014. № 3 (74). С. 149-168.

2. О внесении изменений и дополнений в Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» : указ

Президиума ВС РСФСР от 23.06.1975 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=22615# 024006540420579325 (дата обращения: 29.11.2019).

3. Одинцов М.И. «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой...» : история Пятидесятнической церкви в России, XIX-XX вв. СПб. :

Рос. объединение исследователей религии, 2012. 504 с.

4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик : принята на внеочередной седьмой сессии Верховного

Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. М.: Верховный Совет СССР : Известия, 1977. 47 с.

5. Клименко Е.Н. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты :

дис ... канд. юрид. наук. М., 2007. 220 с.

6. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р-1692. Оп. 1. Д. 61.

7. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1418. Оп. 1. Д. 213.

8. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 221.

9. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 218.

10. Дударенок С.М. Политика советской власти в отношении религиозных организаций // Россия и АТР. 2005. № 2. С. 123-135.

11. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 252.

12. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 235.

13. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 227.

14. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 228.

15. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 230.

16. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 251.

17. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 222.

18. Идиатуллов А.К., Галимова Л.Н. Неофициальная религиозность «мусульманских» народов Среднего Поволжья и Приуралья в 19601970-е годы // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 126-130.

19. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 223.

20. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 255.

21. Кащаева М.В., Белецкий А.Ю. Состояние католических общин на Алтае в конце XIX-XX в. // Народы и религии Евразии. 2015. № 8. С. 276-283.

22. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 242.

23. Горбатов А.В. Государство и христиане веры евангельской в Сибири (1945-1970 гг.) // Известия Алтайского государственного университета. 2008. Т. 3-4 (60). С. 68-73.

24. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 154.

25. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М. : Высшая школа, 1991. 143 с.

26. Чаусов А.И. Эволюция советской атеистической пропаганды в середине 50-х по начало 80-х гг. ХХ в. : дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2010. 238 с.

27. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 243.

28. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 234.

References

1. Medushevskiy, A.N. (2014) Osnovnoy zakon SSSR 1977 g.: gosudarstvo i lichnost' v epokhu "Razvitogo sotsializma" [Basic Law of the USSR of

1977: State and Individual in the Era of "Developed Socialism"]. Politiya. Analiz. Khronika. Prognoz : zhurnalpoliticheskoy filosofii i sotsiologiipo-litiki. 3(74). pp. 149-168.

2. All-Russian Central Executive Committee and the Council of People's Commissars of the RSFSR. (1975) O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v Post-

anovlenie VTsIK i SNK RSFSR ot 8 aprelya 1929 goda "O religioznykh ob"edineniyakh": ukaz Prezidiuma VSRSFSR ot 23.06.1975 [On Amendments and Supplements to the Resolution of the All-Russian Central Executive Committee and the Council of People's Commissars of the RSFSR of April 8, 1929 "On Religious Associations": Decree of the Presidium of the Supreme Council of the RSFSR of June 23, 1975]. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=22615#024006540420579325 (Accessed: 29th November 2019).

3. Odintsov, M.I. (2012) "Vy primete silu, kogda soydet na vas Dukh Svyatoy...": istoriya Pyatidesyatnicheskoy tserkvi vRossii, XIX-XX vv. ["You will

receive power when the Holy Spirit has come upon you." History of the Pentecostal Church in Russia. 19th - 20th centuries]. St. Petersburg: Ros. ob"edinenie issledovateley religii.

4. USSR. (1977) Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik: prinyata na vneocherednoy sed'moy sessii Verkhov-

nogo Soveta SSSR devyatogo sozyva 7 oktyabrya 1977 g. [Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics: adopted at the extraordinary seventh session of the Supreme Soviet of the USSR of the ninth convocation on October 7, 1977]. Moscow: Verkhovnyy Sovet SSSR: Izvestiya.

5. Klimenko, E.N. (2007) Vzaimootnosheniya gosudarstva i religioznykh ob"edineniy v Rossiyskoy Federatsii: konstitutsionno-pravovye aspekty [Rela-

tions between the state and religious associations in the Russian Federation: Constitutional and legal aspects]. Law Cand. Diss. Moscow.

6. The State Archives of Altai Krai (GAKK). Fund 1692. List 1. File 61.

7. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 213.

8. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 221.

9. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 218.

10. Dudarenok, S.M. (2005) Politika sovetskoy vlasti v otnoshenii religioznykh organizatsiy [The policy of the Soviet government towards religious organizations]. Rossiya i ATR — Russian and the Pacific. 2. pp. 123-135.

11. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 252.

12. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 235.

13. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 227.

14. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 228.

15. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 230.

16. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 251.

17. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 222.

18. Idiatullov, A.K. & Galimova, L.N. (2016) Neofitsial'naya religioznost' «musul'manskikh» narodov Srednego Povolzh'ya i Priural'ya v 19601970-e gody [Unofficial religiosity of the "Muslim" peoples of the Middle Volga and Ural regions in the 1960s-1970s]. Samarskiy nauchnyy vestnik. 2(15). pp. 126-130.

19. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 223.

20. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 255.

21. Kashchaeva, M.V. & Beletskiy, A.Yu. (2015) Sostoyanie katolicheskikh obshchin na Altae v kontse XIX-XX v. [The state of Catholic communities in Altai in the late 19th-20th centuries]. Narody i religii Evrazii. 8. pp. 276-283.

22. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 242.

23. Gorbatov, A.V. (2008) Gosudarstvo i khristiane very evangel'skoy v Sibiri (1945-1970 gg.) [The state and Christians of the evangelical faith in Siberia (1945-1970)]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. 3-4(60). pp. 68-73.

24. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 154.

25. Saveliev, V.N. (1991) Svoboda sovesti: istoriya i teoriya [Freedom of Conscience: History and Theory]. Moscow: Vysshaya shkola.

26. Chausov, A.I. (2010) Evolyutsiya sovetskoy ateisticheskoy propagandy v seredine 50-kh po nachalo 80-kh gg. XX v. [Evolution of Soviet atheistic propaganda in the mid-1950s to the early 1980s]. History Cand. Diss. St. Petersburg.

27. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 243.

28. The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. File 234.

Сведения об авторах:

Дашковский Петр Константинович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, заведующий лабораторией этнокультурных и религиоведческих исследований Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия). E-mail: [email protected] Дворянчикова Наталья Сергеевна - преподаватель кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Dashkovsky Pyotr K. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Regional Studies of Russia, National and State-Confessional Relations, Head of the Laboratory of Ethnocultural and Religious Studies, Altai State University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Dvoryanchikova Natalia S. - Lecturer at the Department of Regional Studies of Russia, National and State-Confessional Relations, Altai State University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.10.2020; принята к публикации 15.05.2024 The article was submitted 16.10.2020; accepted for publication 15.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.