КОНФЕРЕНЦИЯ ЭКОНОМСОЦИОЛОГОВ В БЕЛЛАДЖИО
В.В.Радаев
29 июля - 2 августа 2002 г. мне удалось принять участие в необычной конференции, которая прошла в маленьком курортном городке Белладжио (Италия). Конференция называлась «Рынки и корпорации как социальные институты: Анализируя сферу экономической социологии» (Markets and Corporations as Social Institutions: Assessing the Field of Economic Sociology). Она была организована Social Science Research Council (SSRC) при поддержке Фонда Рокфеллера.
В конференции участвовали двадцать человек, многие из которых сегодня являются бесспорными лидерами мировой экономической социологии. Доминировали американцы (что на данный момент соответствует ситуации). Среди них выделялись две переплетенные (и конкурирующие) ветви - приверженцев сетевого подхода (Уолтер Пауэлл [Walter Powell], Харрисон Уайт [Harrison White], Брайан Уци [Brian Uzzi]) и нового институционализма (Николь Биггарт [Nicole Biggart], Фрэнк Доббин [Frank Dobbin], Нил Флигстин [Neil Fligstein]). Отметим также группу институционалистов, занимающихся социологией финансовых организаций (Джеральд Дэвис [Gerald Davis], Линда Стернс [Linda Stearns], Марк Мизраки [Mark Mizruchi]).
По-прежнему особое внимание американцами уделяется Китаю (который, видимо, рассматривается как будущая сверхдержава). На конференции присутствовал Виктор Ни [Viclor Nee], который во многом и спровоцировал дискуссию о Китае среди западных экономсоциологов, а также молодые авторы двух недавно опубликованных книг о социально-экономическом развитии Китая - Даг Гатри [Doug Guthrie] и Лиза Кейстер [Lisa Keister].
Что же касается европейцев, то из Великобритании приехал Ричард Уитли [Richard Whitley], занимающийся сравнительными бизнес-системами, были итальянец Карло Тригилия [Carlo Trigilia], недавно выпустивший книгу «Экономическая социология» - сначала на итальянском (1998), затем на английском языках (2001), французы Эрхард Фридберг [Erhard Friedberg] и Робер Бойе [Robert Boyer] (один из главных представителей регулятивной школы), Герно Грабер [Gernot Grabher] из Германии.
Заметим, что на фоне американцев мы, европейцы, выглядим менее напористо и менее технично, но (по-прежнему надеемся) более раздумчиво и рефлексивно. В части методологии и анализа данных нам за американцами, скорее всего, не угнаться. Но теоретические идеи они в основном по-прежнему черпают из Европы (ранее речь шла о немецких классиках, сейчас - о разных направлениях современной французской социологии).
Из России и Восточной Европы я был единственным участником. Однако причина не в особой важности моей персоны, а в том, что, увы, наши проблемы находятся вне зоны пристального интереса западных коллег (как бывало ранее). На российскую экзотику как таковую уже практически никого не поднять. Впрочем, если, используя российский материал, говорить какие-нибудь интересные вещи на понятном им языке, то будут слушать. А ведь интересного у нас происходит немало. По-прежнему идет процесс становления институтов и активного реструктурирования сетей на разных рынках. С этой точки зрения западные коллеги могут нам только позавидовать.
Кульминацией обсуждений стала сессия, на которой выступили авторы двух только что изданных книг - Х. Уайт («Markets from Networks: Socioeconomic Models of Production», 2002) и Н. Флигстин («Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century
Capitalist Societies», 2001). Книги написаны с весьма разных позиций, обе считаются этапными, суммируя результаты исследований авторов как минимум за десять лет.
Добавим, что все означенные действия разворачивались на фоне неописуемых красот северной Италии. Конференция проходила на огромной вилле Фонда Рокфеллера, расположенной на горном озере Комо, волны которого плескались буквально под окном. Удалось со всей точностью установить, что утренние купания и двойной итальянский эспрессо не мешают развитию экономической социологии. После завтрака мы поднимались (непременно пешком) по ухоженным (просто вылизанным) террасам от берега озера к старому дворцу с его картинами и гобеленами, быстрым и нешумным обслуживающим персоналом, тихими библиотеками и залами, где проходили заседания. И лишь невидимые с первого взгляда уголки, где размещались компьютеры и принтеры, выдавали подлинное время и «функциональное предназначение» данного места. Вечернее купание и бокал белого вина также весьма способствовали творческому осмыслению происходящего.
Да здравствует экономическая социология!
В. В. Радаев