Научная статья на тему 'Конференции. III международная конференция "география искусства". Обзор'

Конференции. III международная конференция "география искусства". Обзор Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференции. III международная конференция "география искусства". Обзор»

КОНФЕРЕНЦИИ III МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА» Обзор

Традиция проведения конференций, посвященных проблематике искусства в географическом пространстве и пространства в искусстве, восходит ко временам Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, созданного и руководимого Ю.А. Ведениным. В Институте Наследия выходил ежегодный альманах «География искусства». Там в 2008 г. прошла первая конференция, вторая - в 2013 г. в РГГУ. Данную конференцию организовали ИНИОН РАН и Гуманитарный институт телевидения и радиовещания (ГИТР), РГГУ. Она состоялась 2021 апреля 2017 г. в ГИТРе. Организатор перечисленных конференций О.А. Лавренова, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН.

Ряд докладов на конференции был традиционно посвящен географическому подходу к изучению искусства и культуры.

Юрий Алексанрович Веденин, д-р геогр. наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, и Олег Анатольевич Борсук, канд. геогр. наук, доцент географического факультета МГУ, представили доклад «Геоморфологические аспекты географии искусства». Они рассматривали роль природного рельефа в качестве одной из важнейших доминант при формировании культурного ландшафта. Именно через рельеф можно проследить характер взаимодействия человека и природы на протяжении длительного исторического периода, охватывающего весь цикл развития культурного ландшафта. В результате целенаправленной деятельности человека с учетом природных особенностей местности формируется природно-культурный каркас, определяющий типологию культурных ландшафтов, роль

геопластики в преобразовании неудобий - оврагов, крутояров, а также в уменьшении рисков воздействия негативных процессов - размывов, оползней и т.д.

Заведующая кафедрой словесных искусств факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Сергеевна Крюкова в докладе «Опыт культурно-географического подхода к анализу повести Сергея Довлатова "Заповедник"» дополнила метод хронотопа культурно-географическим методом. В результате были сделаны выводы, отличающиеся от традиционной трактовки этого произведения. Пространственные перемещения героя отражают его мировосприятие как жителя Северо-Запада России и Прибалтики, отражают внутреннее неприятие им патриархальной цивилизации. Их можно рассматривать как символы взлетов и падений, соотнося биографию героя с судьбой Пушкина.

Преподаватель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высо-ковского Сергей Анатольевич Пчелкин в сообщении «Карта видений Москвы» представил результаты многолетнего труда - составления уникальной геоинформационной системы (ГИС), благодаря которой становится возможной изучение семантических констелляций в пространстве города Москвы. ГИС «Карта видений Москвы» объединяет 2017 сцен из 350 фильмов, связанных с Москвой. Электронная карта города корреспондирует с пулом кинодокументов, созданных за последние 100 лет. В художественном пространстве кинематографа городские места обретают свои локализованные значения, «оснащая» их дополнительными коннотациями.

Тема доклада Юлиана Геннадиевича Тютюнника, д-ра геогр. наук, проф., ведущего научного сотрудника Института эволюционной экологии Национальной академии наук Украины (Киев) - «Архитектурно-художественное оформление экстерьера жилищ в полосе перехода природной зоны смешанных лесов в лесостепь (на примере Житомирской обл., Украина)». Архитектурно-художественные решения и декор экстерьера индивидуального жилища в малых населенных пунктах являются разновидностью народного творчества. Тесно связанные с природными условиями и культурно-историческими традициями этноса (субэтноса), они очень чутко реагируют на географические вариации: от природной зоны и историко-этнического региона до отдельной улицы - и могут выступать весьма эффективными «архитектурно-художественными индикаторами» культурных ландшаф-

тов населенных мест. В современной народной хенд-мейд-архитектуре основными архитектурными элементами выступают оконные проемы с обрамлением (наличники, сандрики, подоконники), углы домов, фризы и карнизы, плоскости стен, фронтоны.

Мустафа Али Беиджи, главный редактор Международного журнала «Искусство, архитектура и прикладные науки» (Иран), сделал сообщение о географии архитектурных стилей Ирана от доисламских времен до современности.

Студентка магистратуры факультета иностранных языков и ре-гионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Милена Максимовна Морозова в докладе «Литературные музеи и литературная география: инновации в формировании культурного пространства региона» анализировала традиционные и инновационные способы использования литературными музеями литературно-географического потенциала региона. На примере музеев Москвы - музея М.А. Булгакова, Государственного литературного музея, музея С.А. Есенина и музея А.С. Пушкина - она выделила разработку многодневных туров, проведение квестов и детских образовательных программ, потенциальные способы использования литературно-географического потенциала - создание виртуального пространства музея, сувенирной продукции, брендирования, разработку семейных программ, музейных акций, а также разработку единой музейной литературной карты.

Вадим Владимирович Макаренко, заведующий кафедрой теории регионоведения МГЛУ, рассматривал «Идентификацию географических описаний как инструмент культурно-исторического поиска» и как эффективный метод исторического анализа. Это дает ключ к огромному объему географических описаний, имеющихся в античных и средневековых текстах. Долгое время они были не востребованы, потому что исследователям не удавалось проложить маршруты путешествий или привязать к ним географические объекты. Это противоречит представлениям античных авторов, которые считали, что Гомер знает и точно описывает самые отдаленные части обитаемого мира. Докладчик считает, что дело не в древних географических текстах, а в их современном восприятии, которое фантасмогорически искажает тексты из-за предписанной в ХУ-ХУ11 вв. новой географической аксиоматики основных геоисторических объектов (морей, гор, рек, городов и пр.). Историко-географическая сетка, наложенная на восприятие античных текстов, блокирует их понимание, превращая тексты с

реальными параметрами географических объектов в мифы, а то и сказки.

География как искусство - тема, которая позволяет рассматривать продукты научной мысли, в том числе «альфа и омегу» географии - карту, как вариант художественного видения мира.

Ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Ольга Александровна Лавренова, д-р филос. наук, канд. геогр. наук, в сообщении «География как искусство» дала обзор методов интерпретации географической реальности, которые сближают науку и художественное творчество. С точки зрения философии культуры очевидна умозрительность многих конструкций образа мира, создаваемых географами, особенно в сфере культурной и гуманитарной ее ветвей. Смыслы, создаваемые культурой, вовлекаются в процесс вторичной рефлексии на тему культурного пространства и ландшафта. Это своего рода «рефлексия в квадрате», игра разума, которая, с одной стороны, позволяет лучше понять объект исследования, с другой - задает свои правила, подчиняя себе реальность, корректируя ее в той мере, в которой она подвластна разуму - в сфере знаков и образов. В зависимости от «правил игры» - методологии, подхода, концептуальных установок - картина создается заново. Подобные «игры с пространством», создающие многообразие дискурсов, сами по себе представляют интерес научный и культурологический.

Александр Павлович Ярков, искусствовед, доктор исторических наук, профессор Тюменского государственного университета, представил доклад «Образное восприятие пространства Сибирского юрта средствами европейской средневековой картографии». Он считает, что каждому отрезку исторического времени соответствует свое представление о реальности. Средневековые карты дают представление о попытке определить место того или иного географического объекта или государства в пространстве, границы и сущность которого непознаваемы. Территория была в поле внимания средневековых европейских картографов, воспринимавших Сибирский юрт, находившийся вдали от глобальных конфликтных зон и оживленных торговых магистралей, как уже возделываемый - богами и людьми -культурный ландшафт, обозначали этот край как Tartarí и связывали его с Тартаром древнегреческой мифологии, куда были низвергнуты Кронос (Сатурн) и другие титаны.

Тема Геобиографии творцов культуры была представлена в докладе доктора философских и кандидата филологических наук, профессора РГГУ, ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания, академика РАЕН Игоря Вадимовича Кондакова «Искусство в процессе эмиграции и иммиграции: географический "сдвиг" и культурный "стресс"». Проблемы географии искусства приобретают особый смысл, когда художники вынуждены (часто внезапно) адаптироваться к инокультурным, иноконфессио-нальным и иноязычным условиям жизни. Особенно драматично происходила смена геополитических ориентаций в русской эмиграции первой волны, так как ментальные «сдвиги» усугублялись сознанием их необратимости. Ярким примером двойных трансформаций творчества в миграционных процессах являются А.Н. Толстой и С.С. Прокофьев. Оба - писатель и композитор - не порывали связей с Россией на чужбине; оба вернулись на родину; оба были убеждены в том, что их творчество является «универсальным пропуском» в любую культурно-политическую реальность. Тем трагичнее выглядела позиция И.А. Бунина, для которого казалась невозможной творческая адаптация к тому пути, которым в эти годы шла Советская Россия.

Проблемы художественного восприятия и репрезентации географического и культурного пространства получили отражение в ряде докладов на конференции.

Руслана Станиславовна Переславцева, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков РЭУ им. Г.В. Плеханова (Воронежский филиал) дала анализ «Художественной репрезентации пространства Маньчжурии в произведениях о русско-японской войне 1904-1905 гг.» Маньчжурия того времени - это незнакомая территория, лежащая за пределами не только родного, знакомого мира, но и за пределами Сибири, как окраины государства Российского. Языковой барьер становится для русских барьером восприятия китайцев, похожих на врагов-японцев, об этом пишут в своих произведениях В.В. Вересаев, Г.П. Белорецкий, Н.Э. Гейнце, П.Н. Врангель и др., и одним из главных препятствий в установлении контроля над территорией. «Языком» государственной машины становится нагайка, однако данное «коммуникационное средство» не в состоянии дешифровать топонимы, обычаи населения, ситуацию в целом. Русские военачальники не учитывали климатических, ландшафтных особен-

ностей страны, природных факторов, и природа Маньчжурии становилась «союзником» японцев и «хунхузов».

Тема сообщения Ирины Ильиничны Руцинской, доктора культурологии, профессора факультета иностранных языков и регионоведе-ния МГУ имени М.В. Ломоносова - «Образ И. Сталина в советской живописи 1930-1950-х годов: география художественной биографии». К середине 1930-х годов в советской живописи сложился канонический образ Сталина, каждый элемент которого был придирчиво отобран и утвержден. Изображению географического пространства в этой художественно-идеологической системе отводилась чрезвычайно важная роль. В докладе показаны приемы и формы конструирования «пространства власти» на полотнах хорошо известных и совсем неизвестных советских художников, прослеживаются их трансформация во времени, детерминированность конкретными задачами визуальной репрезентации вождя. Географические образы рассматриваются как важнейшие элементы создаваемых на полотне идеологических конструкций, в которых удивительным образом переплетаются предельная точность в деталях и мифологичность целого.

Член Союза журналистов РФ и МОА «Союз дизайнеров» Геннадий Смирнов в докладе «Образы культурного ландшафта России. Со-ловки-Вологодчина-Дивногорье» представил свои наблюдения над пейзажами, рассказал как формируются образы и смысл места, включающего в себя визуальные и эстетические характеристики, его эмоциональное воздействие, символику. На примере профессиональных фоторабот была наглядно продемонстрирована необычайная значимость образа места как явления, формирующего «неповторимый узор смыслов», имеющего свои координаты в географическом пространстве и создающего в конечном итоге структуру культурного ландшафта страны.

Дмитрий Николаевич Замятин, доктор культурологии, главный научный сотрудник Института города при ВШЭ, размышлял на тему «Искусство как сопространственность: постмодерн, пространство и онтология воображения». Тенденции к актуализации искусства, столь четко проявляющиеся, усиливающиеся и доминирующие в постмодернистских и глобализационных контекстах и дискурсах, несомненно, опираются на существенно иные онтологии. Эти онтологии во многом представляют собой «разрыв» - как оптический, так и коммуникативный - с модернистскими онтологиями воображения. Вся-

кая пространственность, воображаемая и воспринимаемая, воспроизводимая и расширяющаяся в любых произведениях искусства, имеет свои знаковые и символические маркеры, обозначающие и выражающие схематическое ментальное ориентирование, своего рода онтологическую карту конкретного миметического процесса, осложненного «поправками» и «ревизиями», приближающими художников к пониманию своего творчества как со-творчества с определенным местом, ландшафтом, городом, средой.

Александр Павлович Люсый, кандидат культурологии, доцент Российского нового университета (РосНОУ), в сообщении «Риск не-увидения: психогеография в тени Медного всадника» остановился на опыте прочтения текстостроительной статьи В.Н. Топорова «О динамическом контексте "трехмерных" произведений изобразительного искусства (семиотический взгляд)» сквозь призму психогеографии. Показал эволюцию этого понятия от обозначения свободных перемещений с целью «подрывной деятельности» к способу обнаружения и формулировки точных законов и специфических эффектов территориального окружения, оказывающих действие на эмоции и поведение индивида», конструирование «ситуаций», отличающихся от обычного порядка вещей.

Локальные тексты русской культуры - проблематика, разветвляющаяся и развивающаяся со времен первого классического текста В.Н. Топорова на эту тему.

Сергей Олегович Курьянов, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского», показал еще одну грань этой темы - «Крымский текст и проблема литературоведческого понимания топического сверхтекста» - с точки зрения характерных путей отображения пространства в художественной литературе. Пониманию того, как это происходит, способствует изучение сверхтекста. Сверхтекст формируется интерпретатором-исследователем. Центром сверхтекста являются мифологизированные (константные) представления о месте, событии, персоне. Центром крымского текста является крымский миф, имеющий ряд вариантов, сформировавшихся в русской литературе в процессе ее развития. Мифологизированные представления о Крыме, реализованные автором в контексте, порождая крымский текст, формируют специфические пространственные представления о Крыме.

Юлия Александровна Грибер, доктор культурологии, профессор кафедры социологии и философии, директор научно-образовательного центра Со1огЬаЬ Смоленского государственного университета, в сообщении «География цвета в градостроительной живописи», освещая проблему развития колористики в городе, показала, что новые цветовые «изображения» наносятся поверх полустершихся старых. При этом в основе каждого нового варианта городской колористики лежит один и тот же принцип: противопоставление фона и рисунка. Фон городской колористики демонстрирует выраженные географические особенности и удивительную способность к воспроизводимости. В рисунке же используются принципиально другие стратегии, которые хорошо поддаются измерению и статистическому анализу. В докладе были представлены результаты практического анализа обозначенных цветовых закономерностей, выполненного на материале городов Европы и Америки с использованием цветового треугольника системы КС8.

Юлия Леонова, аспирант РГГУ, представила доклад на тему «Изобретение культурного ландшафта: участие художников раннего Тель-Авива в "производстве" городского пространства». Основанный в 1909 г. Тель-Авив был задуман как город-сад, «расцветший на песке», первый образцовый город новой культуры на «старой земле». Его архитектурные и планировочные принципы, социальные, идейные и эстетические подходы, садово-ландшафтные особенности формировались на сложной территории в уникальном историческом контексте. Визионеры, архитекторы и художники одновременно «производили» город и строили миф о нем. Участие художников в качестве «культурных агентов» в формировании городской среды, их роль в изобретении визуальной «предыстории» города, создании иконографии его юности и реализации его утопического будущего стали предметом доклада.

Юлия Георгиевна Котариди, канд. филол. наук, доцент ГИТР, в сообщении «Пространственная модель "Золотого горшка" Э.Т.А. Гофмана» раскрыла структурные особенности романтической новеллы Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок», напрямую восходящей к античному неоплатонизму и архаической сказке. Дуальная организация пространства в «Золотом горшке» коррелируется как с хронотопом сказки, в которой мифологическая трехчленная вертикаль сжимается до одного чудесного мира или двух миров - потустороннего и

посюстороннего, так и отражает платоновскую оригинальную концепцию мироздания, разделенного на мир земной и мир Идей, «эйдо-сов». Архетипическая основа сюжета и неоплатоническая парадигма выступают в новелле в синкретическом единстве и обеспечивают повествованию универсальность и многозначность.

Елена Валентиновна Николаева, кандидат культурологии, доцент ГИТР, выступила с докладом «Фрактальные социокультурные ландшафты: концептуализация городского пространства в современном искусстве». С возникновением в ХХ в. многочисленных промышленных территорий и гиперурбанистических кластеров появились абсолютно новые, неклассические, а затем постнеклассические способы перцепции и концептуализации пространства, а художественные репрезентации социокультурных ландшафтов стали приобретать все более сложный, фрактальный характер. Явные и латентные фрактальные формы, присутствующие в нелинейных конфигурациях зданий и транспортных развязок, в визуальных рекурсиях конструктивных элементов городской среды, становятся источником фрактальных образов для традиционной и цифровой живописи, художественной фотографии, кинематографа и паблик-арта, которые заново ставят вопрос об амбивалентности воспринимаемых и «объективных» реальностей, хаоса и упорядоченности.

Кандидат философских наук, доцент ГИТР Олеся Витальевна Строева в докладе «Паблик-арт: изменение восприятия пространства города» на конкретных примерах показала современное искусство как инвазии в пространство города, которые могут рассматриваться как смысловые дополнения, как вызов, как отрицание, как опровержение исторического культурного ландшафта, формировавшегося на протяжении предыдущих веков. Одна из характеристик паблик-арта - мимолетность, быстротечность, эти инсталляции в большинстве своем существуют в рамках отдельных кратковременных артпроектов. Но есть и те артефакты, которые остаются в ландшафте надолго.

Таким образом, спектр проблем, заявленных и рассмотренных на конференции, оказался очень широким, дающим возможности ветвления теоретических и методологических подходов, каждый из которых представляет чрезвычайный интерес.

О.А. Лавренова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.