Научная статья на тему 'Конец Света как мечта, или синдром апокалипсиса'

Конец Света как мечта, или синдром апокалипсиса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2852
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Порядин Иван Александрович

В статье рассматриваются фильмы, литературные произведения, компьютерные игры апокалипсического жанра. Автор предполагает, что многочисленность произведений об Апокалипсисе, многообразие их сюжетов, их проработанность и постоянный интерес к ним являются свидетельством патологичности современного общества, так как выражают его стремление к собственному краху, получению удовольствия от созерцания сцен массовой гибели людей. Явление можно обозначить медицинским термином «синдром». Апокалипсис является навязчивой идеей, скрываемой аномичной мечтой, имеющей древнее происхождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конец Света как мечта, или синдром апокалипсиса»

социология

УДК 316.647

И.А. Порядин*

КОНЕЦ СВЕТА КАК МЕЧТА, ИЛИ СИНДРОМ АПОКАЛИПСИСА

В статье рассматриваются фильмы, литературные произведения, компьютерные игры апокалипсического жанра. Автор предполагает, что многочисленность произведений об Апокалипсисе, многообразие их сюжетов, их проработанность и постоянный интерес к ним являются свидетельством патологичности современного общества, так как выражают его стремление к собственному краху, получению удовольствия от созерцания сцен массовой гибели людей. Явление можно обозначить медицинским термином «синдром». Апокалипсис является навязчивой идеей, скрываемой аномичной мечтой, имеющей древнее происхождение.

Ключевые слова: мечта, социокультурный феномен, синдром Апокалипсиса, аномичная мечта, катастрофическое сознание.

Апокалипсис1, Судный день, Конец Света, Великий потоп, Рагнарёк и прочие напасти изначально преследуют человечество. Многие этносы имеют сказания о том, что мир исчезнет, будет проглочен, сгорит, замерзнет, утонет или будет уничтожен как-то иначе. В человеческих обществах не раз случались массовые паники, связанные с затмением солнца, кометами и даже с радиопередачами. Существует множество научных и религиозных гипотез о Конце Света. Ученые пытаются обнаружить в истории человечества факты глобальных природных катаклизмов, которые могли породить подобные представления, а также ищут источники и каналы межкультурных коммуникаций, посредством которых эти идеи получали распространение. Религиозные учения сами являются творцами и трансляторами этих идей. Конец Света — неотъемлемый элемент многих религий: и самых примитивных, и мировых. Однако сегодня представления о Конце Света, прочно въевшиеся в культуру на протяжении тысячелетий, стали

* © Порядин И.А., 2009

Порядин Иван Александрович — кафедра теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета

способны действовать в отрыве от религиозных учений. То, что ранее было для этих идей основой и причиной, теперь утратило свое покровительственное значение, и идея Апокалипсиса, став самодостаточной, бродит по миру и примеряет на себя разнообразные одежды, находит новые способы и средства самовыражения.

Мы оставим за пределами данной статьи рассуждения о действительной геополитической обстановке, о реальных угрозах и средствах их воплощения, о «самосбывающихся пророчествах» — об этом много сказано и написано. Нас, в первую очередь, интересует сам синдром , то «сказочное» богатство идей и интерпретаций, которые он дает.

Апокалипсис не сменил место прописки, он, как идея, до сих пор «трудоустроен» в религиозной сфере, но усердно трудится он совсем на другом поприще. В бурном XX веке основной его «кормушкой» стали художественная литература, кинематограф и компьютерные игры, а невинные природные катаклизмы и всадники на ободранных до костей лошадях были отодвинуты на второй план техногенными катастрофами с минимальным участием божественного умысла.

Количество произведений, чей сюжет построен на крахе человечества, велико и продолжает возрастать. В статье предпринимается попытка социологического исследования данного феномена. Автор считает само явление сложным симпто-мокомплексом, признаком аномии, которое для отдельного индивида (подверженного этой аномии) является скрываемой (чаще всего) деструктивной мечтой.

Употребляемое нами понятие «синдром» предполагает наличие патологии и патогенеза. Судить о состоянии психического здоровья своего вида объективно крайне трудно. Окончательных критериев «нормальности» и «патологичности» человеческого существа нет даже в психиатрии. Однако наша апокалипсическая патология имеет реальные проявления — это наши ракеты и бомбы, наши подземные убежища. Признавая опровергаемость всех предположений, изложенных прежде и далее, автор все же склоняется к той теоретической позиции, что некоторые общества, группы, индивиды имеют психосоциальные патологии (в том числе, если угодно — являются аномичными), и понятие синдром вполне подходит для описания указанного феномена.

Также мы используем понятие «мечта» применительно к идеям о Конце Света, и не случайно. Несмотря на свою ужасность и безжалостность, Апокалипсис есть мечта. В ней признавались немногие из исследуемых нами «мечтателей», полагаем, они были искренни . Специальных исследований на эту тему не проводилось, но человек может мечтать о чем угодно, и вовсе необязательно, что он рисует себе образы чудесного и счастливого будущего. Например, в исследовании ФОМ «Увлечения и мечты», проведенном в феврале 2003 года , встречались такие ответы на вопрос интервьюера, как «О чем Вы мечтаете?», «Умереть побыстрее, чтобы не мучить родных». Как видно, содержание концепта «мечта» не всегда положительно . И если опрашиваемые утверждают, что у них были (есть) мечты о том, чтобы человечество вымерло, планета погибла и т.д., то, надо считать, что они действительно об этом мечтали и определяют эти свои размышления именно как мечты.

Условно мы разделяем мечты на трансгрессивные (устремленные за предел) и «обычные». Идея Апокалипсиса принадлежит к числу трансгрессивных мечтаний человечества, таких как: личное бессмертие; совершенное общественное устройство; неиссякаемые блага; полет (осуществлено), сверхмощное орущие (осуществлено); искусственный разум и искусственная жизнь; мгновенное перемещение в пространстве или времени и т.д. Эти идеи встречаются уже в самых

древних литературных произведениях: «Махабхарата»; «Рамаяна»; «Апокалипсис»; «Тексты пирамид»; «Эпос о Гильгамеше»; легенды и мифы Древней Греции, Китая и т.д.

Трудно сказать, в каком именно фильме впервые была предпринята попытка визуализировать Апокалипсис, но стоит предположить, что тематика этого фильма была традиционно религиозной, а сама визуализация мощного архетипа достаточно эффектной, раз уж «Прибытие поезда» вызвало у зрителей панику. Мы рассмотрим известные, относительно современные произведения, их основные сюжетные особенности и идейные инновации.

1. Одним из распространенных сюжетов апокалипсического кино является инопланетное вторжение, чреватое гибелью человеческой цивилизации. Возможно, одним из самых ранних экранизированных произведений является «Война миров» Герберта Уэллса. Недавняя экранизация с участием Тома Круза является уже римейком. Следующий известный фильм на эту тему — «День независимости». В киноэкранизации мультсериала «Трансформеры» судьба человечества опять висит на волоске.

«Звездные воины» (не путать со «Звездными ВОЙНАМИ»), «Знаки», «Поле битвы — Земля», «Нечто», «Чужая нация», «Чужие против хищника», «Вторжение», юмористические фильмы «Пятый элемент», «Люди в черном 1, 2», «Эволюция». И это далеко не полный список фильмов об угрозе из космоса.

Основными особенностями этого направления являются следующие: а) наличие врага, с которым хоть и трудно, но можно бороться; б) этот враг не является человеком, он пришел из космоса и нападает по собственной злой воле; в) даже если больших потерь среди мирного населения нет, человечество все равно оказывается под угрозой уничтожения; г) чаще всего люди побеждают незваных гостей. Следовательно, Апокалипсис в полной мере почти никогда не наступает (автору известен лишь один фильм, где пришельцы победили землян, надолго вернув их к первобытному состоянию, но и здесь люди восстали и вернули себе планету — это «Поле битвы — Земля»).

2. Близка инопланетному захвату и тематика вытеснения человека живыми существами иного вида. В фильме «Власть огня» человечество уничтожают драконы, с «Планетой обезьян» все ясно уже из названия. Напряженно складываются отношения у человека с обезьянами и в фильмах «Битва за планету обезьян», «Под планетой обезьян». Есть такие кинопроизведения, как: «Крысы: Ночь ужаса», «Паразит». Угроза вытеснения человека содержится и в фильме-рекордсмене по бюджету и кассовым сборам «Парк юрского периода». Но динозавры и обезьяны — еще не предел фантазии «апокалиптиков», даже птицы пытаются иногда очистить Землю от людей. Очевидно, что идея гибели человечества ищет все возможные способы этой самой гибели, порою самые абсурдные. Если считать киновампиров существами другого вида, не людьми, то, в ряде фильмов (Бладрейн, Блейд и т.д.) они тоже представляют угрозу для человечества, и эти фильмы могут быть отнесены сразу к двум сюжетным направлениям: 1) вытеснение другим видом; 2) вирусы, эпидемии, пандемии. Подробнее о последнем.

3. Вирусы, эпидемии, пандемии. Наверное, это самая обширная область апокалипсического кино. ОУЭ-пираты даже выпустили в России сборник фильмов, который так и назвали — «Вирусы». Это одновременно и наиболее необычная по своему содержанию отрасль киноиндустрии. Интересна она прежде всего тем, что одного лишь вымирания человечества оказалось недостаточно для привлечения зрительских симпатий. Поэтому киновирус не только убивает людей, но и «поднимает» их больные или мертвые тела, лишенные сознания и разума,

и заставляет уничтожать тех, кто еще жив. Если в таких относительно ранних произведениях, как «Алая чума», «12 обезьян» или «Штамм Андромеда», люди борются с болезнью и, по необходимости, друг с другом, то сейчас трудно представить фильм про массовую эпидемию без толп бродячих мертвецов, обезумевших зараженных или физически сверхразвитых мутантов. Придумано даже специальное название для определения этого жанра — «Zombie apocalypse». Вот список фильмов этой категории: «Земля мертвых», «Танец мертвых», «Мальчик ест девочку», «Зомби Шон», «Мертвая земля», «Планета мертвецов», «Рассвет мертвецов» в двух версиях, «28 недель спустя», «Я — легенда» и, конечно же, трилогия «Обитель зла».

Оригинальный сюжетный поворот, связанный с захватом планеты мертвецами, сумели создать авторы фильма «Пульс». Здесь потусторонние существа нашли лазейку в мир живых, которую люди сами создали, проводя эксперименты с электромагнитными волнами сверхкороткого диапазона. Получив возможность как-то материализоваться, неживое крадет у людей то, чего у него самого нет — волю к жизни. Мир захлестывают бесчисленные самоубийства, и те немногие, в ком еще осталась жизненная сила, навсегда покидают мертвые города. Фильмы подобной тематики уже известны — мертвые требуют жизни и вытягивают ее из людей и животных, но на масштабы Конца Света они не претендовали. Зомби, бродячие мертвецы, толпы сумасшедших почему-то особенно популярны, и, на наш взгляд, этот феномен заслуживает отдельного научного рассмотрения, причем не только социологического, но и психиатрического, ведь увлечение «жи-вым-но-мертвым», скорее всего, свидетельствует о такой патологии, как некрофилия.

4. Следующий враг человечества — взбунтовавшийся искусственный разум. Здесь режиссеры рисуют как саму битву людей и машин, так и постапокалиптические пейзажи, на фоне которых локальные группы свободных человеческих существ дерутся за право на существование. Известные трилогии «Матрица» и «Терминатор» относятся к этой категории. Здесь же можно назвать и не очень известный фильм «Крикуны», мир которого — сплошная пустыня, по которой почти бесцельно бродят немногие уцелевшие люди и охотящиеся на них андроида:. Отметим, что в этой ветви апокалипсического кино существует множество малобюджетных произведений, таких, как, например, «Стальной рассвет», «Американский киборг. Стальной воин», «Зверские машины: Трансформеры», «Стальные руки», «Киборг» и другие фильмы. Эта сюжетная ветвь продолжает идею вытеснения человека кем-то иным, не человеком (как и в трех предыдущих направлениях), основным различием этих трех направлений является «вытесняющий субъект»: инопланетяне, звери, «иные, бывшие» люди (вампиры, мертвецы, духи и пр.), разумные машины.

5. Еще одна сюжетная линия, активно используемая в кино, — это ядерная война, начатая людьми против людей. Сам процесс конфликта — довольно редкая тема в кинематографии, очевидно, в силу неполиткорректности. Чаще всего в фильмах ее удается либо избежать, либо она уже произошла и останки человечества ютятся на радиоактивных пепелищах. Подобное мы можем увидеть в «Безумном Максе — 2, 3», в фильмах «Почтальон», «Хроники мутантов», «Как кроты, как крысы», «На последнем берегу», «На следующий день», «Новые амазонки». «Письма мертвого человека» (исп. гл. роли Р. Быков, соавтор сценария Б. Стругацкий) также показывают мир, в котором ядерная катастрофа уже случилась. Российский кинематограф не так давно представил миру свое новое кинодетище — «Код Апокалипсиса». В литературе и компьютерных играх ядер-

ный апокалипсис, его угроза и последствия заняли прочные позиции. «Ядерный сон», «Afterfall», «Ядерный титбит», «Fallout», «Splinter Cell», «Call of duty 4» и многие другие игры предлагают пользователю либо деактивировать ядерный заряд в последние мгновенья, либо влачить нелегкое существование на выжженной Земле, кишащей мутантами и бандитами.

6. Еще одна опасность — естественные природные катаклизмы. Наиболее известные фильмы: «Астероид», «Армагеддон», «Ночь кометы», «Когда наступит конец света», «Долгая зима», «10,5 баллов», «День катастрофы», «День катастрофы — 2: конец света», «Наводнение», «После апокалипсиса» и недавнее произведение «Пекло», повествующее о затухании Солнца и о попытках людей снова зажечь его. Стоит отметить, что обожествляемое Солнце подвергалось рискам и посягательствам уже (еще) в мифах, и данный фильм также не является первым в своем роде. Сказания о всемирном потопе встречаются в вавилонской, еврейской, древнегреческой, индийской, африканской культурах, в Северной и Южной Америке, в Мексике, в Восточной Азии, Новой Гвинее, Меланезии, Полинезии, островах Малайского архипелага.

7. Еще одна категория фильмов — это произведения, содержательно связанные с религиозными учениями. Апокалипсис здесь наступает в соответствии со злым умыслом сатанинских сил (или «недонаступает» ввиду вмешательства главного героя или даже божества). Об этом сняты такие фильмы, как «Конец дней», «Принц Египта», «Константин. Повелитель тьмы», «Князь тьмы», «Фан-тазм» и т.д.

8. 9. Существуют, по меньшей мере, еще две сюжетные линии, представленные такими фильмами, как «Дитя человеческое» и «Тихая Земля». В первом человечеству угрожает вымирание в связи с массовым бесплодием. Во втором — проснувшийся утром человек обнаруживает, что все или почти все люди беспричинно исчезли. Произведения с похожим сюжетом, известные автору, встречаются у Р. Бредбери и С. Кинга (чьи труды активно экранизируются).

10. Помимо ядерной войны и смертельных искусственно выведенных вирусов, которые мы выделяем в отдельные категории, человек может остановить вращение ядра Земли (фильм «Ядро»), тем самым обрекая себя на гибель; изобрести машину времени и наступить на бабочку в далеком прошлом (фильм «И грянул гром»), вызвав тем самым изменения в эволюции жизни, и человек как вид просто не должен появиться; спровоцировать глобальное потепление, вследствие которого резко меняется климат (фильмы «Послезавтра», «Водный мир»), и т.д. Произведения с такими оригинальными сюжетами немногочисленны, и мы не будем выделять их как отдельные сюжетные линии, тем более что все они объединены единым признаком — человек вторгается со своими техническими средствами в сложные природные механизмы и нарушает их работу.

Укрупнив все эти категории, мы получаем три основные направления в жанре, которые, однако, могут проникать друг в друга:

1. Природные, «естественные» катаклизмы.

2. Техногенные катастрофы, вмешательство человека в законы природы.

3. Вмешательство внешней, чаще всего разумной, силы.

Многие апокалипсические фильмы и игры являются экранизациями литературных произведений или черпают из них ключевые идеи. Например, разработчики игры «Fallout» вдохновлялись повестью Харлана Эллисона «Парень и его собака». Художественная апокалипсическая литература появилась намного раньше этого же жанра в кино. Вот некоторые из ранних литературных произведений: Артур Конан Дойль — «Отравленный пояс», Джек Лондон — «Алая чума»,

Джон Кристофер — «Смерть травы», Брайан Кин — «Восход», Дэвид Муди — «Осень», Дэвид Веллингтон — «Ужасный остров».

Снято много фильмов-катастроф локального масштаба: «Пик Данте», «Вулкан», «Смерч», «Затопление Парижа 2010» и другие. В Интернете появились слухи о вероятности экранизации трагедии в Новом Орлеане. Эти кинокартины предельно близки к рассматриваемому нами жанру апокалипсиса в кино.

Еще около 70 названий фильмов, содержание которых автору неизвестно, указаны на одном из Интернет-форумов . Самый большой перечень состоял из 100 наименований фильмов (часть из которых нам была уже знакома). Всего же мы нашли более 160 кинематографических произведений на тему Конца Света, снятых во второй половине XX — начале XXI веков. Самое раннее произведение, датированное 1962 годом, — это «Взлетная полоса» режиссера Криса Маркера (Франция).

С 27 марта 2008 года в России начался прокат нового фильма под названием «Судный день», ремарка внизу афиши которого гласит — «У человечества есть срок годности». Содержание этого творения очевидно. Начался прокат еще одного нового фильма в жанре «Zombie apocalypse», он называется «Дневники мертвецов». В июне состоялась премьера фильма «Феномен» (здесь растения, нещадно эксплуатируемые человеком в течение тысячелетий, принялись усердно вырабатывать нейротоксин, провоцирующий у людей мгновенную и непреодолимую тягу к самоубийству). Большинство названных фильмов произведено в Голливуде, являющемся мировой фабрикой кино. Но кинопроизводство и зрителя в России можно назвать американизированными, и, несомненно, часть апокалипсических произведений, выпущенных в других странах, мы обошли вниманием. Так что без серьезного сравнения содержания американского, и, скажем, британского, индийского или японского кинематографа, говорить о чьем-то первенстве в визуализации апокалипсиса рано.

Современные кинематограф, литература, индустрия видеоигр активно воспроизводят сюжетные линии, затрагивающие проблемы Конца Света. «Фабриками грез» постоянно создаются культурные продукты апокалипсического содержания, завораживающие своих «реципиентов». Люди с наслаждением играются картинами всеобщего вымирания, есть и те, кто мечтает о Судном дне, есть те, кому он снится.

Раз в несколько лет астрофизики заявляют о скоропостижном столкновении планеты Земля с гигантским астероидом, который уничтожит ее биосферу. Последнее заявление относилось к 21 июня 2008 года. В этот день наша планета «счастливо миновала» встречи с астероидом HZ51 (диаметром 800 метров).

Существуют Интернет-сообщества, представители которых питают придирчивый интерес к литературе, фильмам, играм апокалипсического рода, интересуются вопросами выживания в постапокалипсическом мире .

Ситуация с пещерными затворниками в селе Никольское Пензенской области длилась более 5 месяцев. По утверждениям их лидеров, они укрывались под землей от Конца Света.

На июль 2008 года был назначен запуск так называемого «адронного коллай-дера» — самого большого в истории ускорителя частиц. Некоторые физики высказывали мнение о ненулевой вероятности появления в результате этого эксперимента искусственной «черной дыры», которая уничтожит планету. Весной 2008 года на этот проект подали в суд два американца.

Признаков синдрома апокалипсиса множество. И чем дольше развивается наше знание о мире, тем больше возможных способов исчезнуть, как вид, мы

обнаруживаем и изобретаем. Конец Света — один из первых, самый заметный и необходимый элемент катастрофического сознания. Мы полагаем, что синдром существует и требует своего описания, что мы и попытались сделать в данной статье.

Примечания

1 Апокалипсис (греч. — откровение), так называется последняя книга Нового Завета, автором которой считают Иоанна Богослова, также апокалипсис — обобщающее наименование совокупности иудейских и христианских текстов эсхатологического толка. Однако в обыденном языке чаще всего под этим понятием понимается непосредственно сам процесс крушения мира, Конец Света. Именно 2в таком смысле мы здесь и употребляем это понятие.

Синдром (syndromum; греч. syndrome стечение признаков болезни, от syndromos вместе бегущий; син. симптомокомплекс), закономерное сочетание симптомов, обусловленных единым патогенезом. Рассматривается как самостоя-тел3ьное заболевание или как стадия (форма) каких-либо заболеваний.

При исследовании ценностных ориентаций выпускников школ Свердловской области (2007-2008 гг.), в котором автор участвовал в качестве члена рабочей группы, в анкету был включен вопрос «О чем Вы мечтаете?». Несколько школьников ответили, что мечтают о Судном дне, Конце Света и т.д. Такие же утверждения встречались в исследовании мечтаний студентов, проведенном автором в 2005 году.

http: //bd.fom.ru/ report/cat/man/sentiments / cloud.

Концепт «мечта», помимо положительных, наиболее часто встречаемых, имеет и негативные, даже деструктивные, значения. В русском языке имеются такие синонимы и сходные по смыслу выражения, имеющие негативные коннотации, как бредни, привидение, иллюзия, призрак, причуда, самообман, самообольщение, утопия, химера, галлюцинация.

6 http://otvet.mail.ru/question/14110084. http: //deadland.ru.

Библиографический список

1. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс. — М.: Прогресс, 1992.

2. Махабхарата. - М.;-Л.: Изд-во АНСССР, 1950-1967. - Кн.1-6.

3. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. — Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

4. Современный энциклопедический словарь. — М.:. Большая Российская энциклопедия, 1997; OCR Палек, 1998.

5. Фрэзер, Д.Д. Фольклор в Ветхом завете / Д.Д. Фрэзер; пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Политиздат, 1986. — 511 с.

6. Широкова, Н.С. Мифы кельтских народов / Н. Широкова. — М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. — 431 с.

7. Эпос о Гильгамеше / пер. В. К. Афанасьевой. — М.: Наука, 1961.

I.A. Poryadin

END OF THE WORLD AS A DREAM, OR APOCALYPTIC SYNDROME

In this article we consider films, literary works, computer games of the apocalyptic genre. The author supposes, that large number of works about the Apocalypse, variety of their plots, designed standard views, constant interest to them are the evidence of the pathology of modern society as it expresses its aspiration to its own crash and reception of pleasure from contemplation of stages of mass destruction of people. The described phenomenon can be designated by the medical term «the syndrome». The Syndrome of the Apocalypse is an obsession, hidden by abnormal dream having an ancient origin.

Key words: dream, socio-cultural phenomenon, apocalyptic syndrom, abnormal dream, catastrophe conscience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.