Е. Н. Чеснова, Ш. И. Мансурова, А. А. Снытина
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
ФИЛОСОФИЯ МИРОВ ПОСТАПОКАЛИПСИСА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Статья посвящена рассмотрению произведений постапокалиптического жанра в области литературы и кинематографа. Раскрывается история жанра, его специфика, основные черты, ориентированность на целевую аудиторию. Рассматриваются образцы постапокалипического жанра в литературе и кинематографии. Анализируются философские, ценностные основания в произведениях.
Ключевые слова: постапокалипсис, современная культура, антиутопия, цивилизация, человечность, общество.
E. N. Chesnova, Sh. I. Mansurova, A. A. Snytina
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia)
THE PHILOSOPHY OF WORLDS OF POST-APOCALYPSE
IN MODERN CULTURE
The article is devoted to the consideration of the works of the post-apocalyptic genre in the field of literature and cinematography. The authors reveal the genre history, its specificity, its main features, and its orientation toward the target audience. They consider samples of post-apocalyptic genre in literature and cinematography. The philosophical, axiological bases in the works are analyzed.
Keywords: Post-apocalypse, modern culture, anti-utopia, civilization, humanity, society.
Современное общество, как общество потребления, становится все больше и больше зависимым от всевозможных гаджетов. Особенностями современного этапа развития человеческой истории и культуры стали гиперинформационность и информационное потребительство, технологичность, виртуальная реальность, массовая культура. Информационная пресыщенность, с одной стороны, заставляет искать все новые и новые формы ухода из реального мира, где человек страдает от одиночества в толпе, в мир полный знакового смысла, симулякров, мифов. А с другой - люди все больше начинают интересоваться фантастикой, но не просто социальной, сказочной, а обращаются к теме существования человечества, конца истории после глобального катаклизма, катастрофы. Все больше становится популярным жанр постапокалипсиса в литературе, кинематографе, в театральном искусстве, музыке. Данный жанр можно определить как жанр в литературе (научная фантастика, «борьба за выживание», городское фэнтези и т.п.) и в киноискусстве (в кинематографе фильмы-катастрофы, мультипликации и анимации), в наименовании которого могут быть использованы следующие термины - «постапокалипсис», «апокалипсис», «постапокалиптика».
Необходимо помнить, что связь с христианским религиозным текстом «Апокалипсис» (Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового Завета) здесь прослеживается только в наименовании (именно от слова «апокалипсис» произошло наименование жанра в научной фантастике, термины «апокалиптика», «постапокалиптика») и идее конца человеческой истории, предсказании будущего. Особенностью рассматриваемого нами жанра выступает то, что действие сюжета разворачивается в мире, находящемся на грани конца или уже пережившем глобальную катастрофу. Термин «постапокалиптика» («Post-apocalyptic») впервые был использован в 1978 году в журнале «SciFiNow» применительно к жанру фантастики американским критиком Аланом Франком, но прочно вошел в обиход лишь на рубеже 19902000-х годов.
Постапокалипсис как жанр формируется в XIX - начале XX веков. Вначале данный жанр был достаточно распространен в литературе. В дальнейшем с развитием кинематографа он становится одним из популярных: снимаются фильмы, сериалы, мульфильмы, аниме. К ранней постапокалиптике в литературе относят произведения таких авторов как Жан-Батиста Кузена де Гренвилья «Последний человек» (1805 г.), Мери Шелли «Последний человек» (1826 г.), Ричарда Джеффериса «После Лондона» (1885 г., данное произведение считают классическим образцом жанра), Игнатиуса Доннелли «Колонна Цезаря» (1890 г.), Герберта Джорджа Уэллса (книги данного автора по праву считаются провиденциалистскими, многое, что случилось после написания книг было открыто (четырехмерное пространство-время, атомная бомба) и использовалось на практике (война с применением отравляющих газов, авиации)) «Машина времени» (1895 г.), «Война миров» (1898 г.), «Облик грядущего» (1933 г.), Эдварда Моргана Форстера «Машина останавливается» (1909 г.), Уильяма Хоупа Ходжсона «Ночная земля» (1912 г.), Джека Лондона «Алая чума» (1912 г.), Карела Чапека «Р.У.Р.» (1921 г.), Олафа Степлдона «Последние и первые люди» (1930 г.), Филипа Уайли и Эдвина Балмера «Когда сталкиваются миры» (1933 г.), Айна Рэнда «Гимн» (1938 г.), Айзека Азимова «Приход ночи» (1941 г.) [См.: 1]. Идеи произведений перечисленных выше авторов, их отголоски также прослеживаются в современном кинематографе в фильмах «Матрица», «Терминатор», «Звездный крейсер Галактика» и так далее. Среди данных авторов наиболее авторитетными, в том числе и введении тем, идей, которые в дальнейшем не раз эксплуатировались в литературе и кинематографе и не потеряли своей актуальности, считаются Ричард Джефферис, Герберт Джордж Уэллс, Айзек Азимов. Также оказал огромное влияние на развитие жанра Станислав Лем и, в частности, его произведение «Солярис» (1961 г.). Жанр постапокалиптики приобрел широкую популярность после Второй мировой войны и был политически идеологизирован, так как главным основанием выступало бинарное деление сил на планете (противостояние СССР и США) и опасение использования ядерного оружия, которое может привести к ядерной зиме и гибели всего человечества.
Типичными деталями жанра являются: 1) катастрофа (природный катаклизм, ядерная война, техногенная катастрофа, кардинальное изменение
климата и природно-географических условий местообитания и т.п.); 2) духовная, технологическая деградация человечества (в духовном плане -характерна ценностная и культурная аномия, руководство в своих действиях мотивом «благо для себя», эгоистическими принципами, в техногенном плане -заброшенные, разрушенные города и поселения или их части, отсутствие техники или ее упадок, равномерное распределение уцелевшей техники и владение ею); 3) пандемия (генетический эксперимент, вирус, мутация, мутируют люди, животные, растения, вирусы и т.п.); 4) деление на «своих» и «чужих» (свободные и рабы, «чистые» люди и генноизмененные люди, выжившие и мутировавише, противопоставление выживших друг другу как врагов в сфере борьбы за исчезающие ресурсы и т.п.); 5) борьба рас, борьба сама по себе (человечество и новая раса); 6) космическая угроза существованию человечества, Земли (пришельцы, инопланетный разум, разум-океан, астероид, космическое тело и т.п.); 7) политический кризис (затяжные войны, противостояние наиболее сильных держав, идея создания единого правительства для всей земли). Отдельно можно отметить зародившийся в Росии в конце XVIII века такой жанр как антиутопия (или дистопия, какотопия). Идеи антиутопии, «темного будущего» могут использоваться в жанре постапокалиптики. Также антиутопия выступает самостоятельным жанром. Для антиутопии характерны наличие нежелательного общества (сообщества, влиятельной группы лиц), дегуманизация и иные характерные черты упадка, коллапса, распада общества, тоталитарная форма власти, экологическая катастрофа. Антиутопия выходит на реальные проблемы общества, которые существуют в сфере политики, религии, технологии и экономике.
Необходимо отметить, что жанр постапокалиптики не ограничивается только литературой и кинематографом, он также популярен в сети Интернет, в виртуальной реальности. В первую очередь, мы бы хотели рассмотреть в рамках данной статьи репрезентацию жанра постапокалиптики в кинематографе в хронологическом порядке. При расмотрении данного жанра в кинематографе помимо имеющихся общих черт и тем, нельзя подобрать идентичные критерии и универсальные черты, характерные для картин данного жанра. Миры постапокалипсиса воплощены во множестве современных фильмов, имеют индивидуальные черты, сценарные ходы, одна и та же идея может раскрываться по-разному. Фильмы жанра постапокалипсис на протяжении всего своего существования постоянно меняются. Начиная от спецэффектов, заканчивая преобладающими сюжетными линиями. Картины данного жанра появляются в кинематографе примерно с середины прошлого века. В основном сюжет основывается на важных темах времени: холодная война, освоение космоса, угроза Третьей Мировой войны и т.д. Например, одним из таких фильмов является фильм «День, когда Земля остановилась» (1951 г.). Мир находится в разгаре холодной войны, на Землю прибывают пришельцы. Они ставят ультиматум населению Земли о прекращении ядерных испытаний. Люди в ужасе от инопланетных пришельцев, от потенциальной или воображаемой угрозы своему существованию. Фильм повествует о стремлении
познать и решить глобальные проблемы изнутри (общество, человечество) и извне (пришельцы). Актуальность фильма заключается в поднятии реальной проблемы холодной войны, страха от ее последствий для человечества. Ценность фильма - попытка решения проблемы через ее понимание и осознание, выявление истинных смыслов человеческого существования.
Позже тематика фильмов смещается на космос. Обычно Земле угрожает какая-либо опасность из космоса (астероид, инопланетяне и т.д.). Несмотря, на казалось бы, неотвратимую угрозу человечеству, данные фильмы заканчиваются тем, что планету, не смотря на жертвы, спасают, население Земли начинает жизнь с чистого листа. Это отразилось, например, в фильмах «Пятый элемент» (1997 г.), «Армагеддон» (1998 г.).
Фильмы постапокалипсиса в кинематографе XXI века выделяются своей яркостью и разнообразием. Если семьдесят лет назад можно было точно сказать о направленности произведений данного жанра, то в современном мире сделать это достаточно сложно. С начала XXI века мир постапокалиптического кинематографа представлен различной неполитической тематикой (катастрофы космического масштаба, вторжение инопланетян, смертельный вирус, зомби -или вампиро-апокалипсис), либо политическая тема является фоном, совершенно не связанным с проблемами реальной нам политики. Современные картины постапокалиптики переняли темы жанра прошлого века, добавив им новые характеристики, черты и уникальность.
Например, идея вируса может иметь различное решение (мутация из-за вируса в зомби, вампира, каннибала и т.д.). В фильме «28 дней спустя» (2002 г.) вирус представляет собой масштабное заражение живых существ агрессией, преимущественно людей. Данный вирус ведет к полнейшей деградации личности, преобладанию животных инстинктов, линией поведения становится кровожадная жестокость, доходящая до каннибализма. Ценность данного фильма в постановке проблемы человечности, человеческих чувств, личности, жизни. Проблема взаимоотношений незараженных между собой. Ставится вопрос о том, когда оправдано убийство живого существа, человека, равны ли люди в своих правах на жизнь и свободу в изменившихся условиях. Выжившие люди остаются один на один с этим изменившимся миром, с нравственным выбором. Фильм «28 дней спустя» показывает, что самым страшным в нем являются не кровожадные мутировавшие люди, которые не способны контролировать себя, а озверевшие выжившие люди с оружием в руках, почуявшие свою безнаказанность. Это фильм о переоценке ценностей, человечности и смысле жизни. Фильм показывает нам можно ли остаться человеком, если человечества уже нет?
В нашем веке в данном жанре появляются мультипликационные картины. Ярким примером которых, является мультфильм студии PIXAR «ВАЛЛ-И» (2009 г.). Сюжет картины рассказывает нам о загрязнении Земли до такой степени, что люди покинули родную планету и отправились в космос, оставив на ней роботов-уборщиков под названием ВАЛЛ-И. Труд, который сотни тысяч лет служил человечеству основой выживания, творчества, одухотворения, телесного и духовного развития не является самоценным.
Спасшееся с Земли человечество нежится в неведении, техническом и гедонистическом «раю» на летящем в космосе корабле, где много поколений люди уже не трудятся, предоставив труд машинам. Люди стали зависимы от техники, они как дети беспомощны, если она ломается. Люди разучились принимать решения, действовать, живут по установлениям бортового компьютера. Из оставшихся на Земле для уборки мусора, всякого оставленного хлама и ставших не нужными вещей роботов остался лишь один робот в рабочем состоянии. Благодаря найденным на свалках остаткам человеческой жизнедеятельности (музыка, кино, безделушки, детали устройств и т.д.), он идентифицирует себя с человеческой личностью, приобретает способность чувствовать, любить, действовать вне рамок заданного алгоритма его программы. Данные артефакты человеческой культуры чуждые запрограммированному коду робота открывают иной мир, формируют мировоззрение, зачатки системы ценностей, норм поведения, которые робот переносит на взаимоотношение с подобными себе роботами (с роботом Евой). Робот, не имея примеров других форм взаимодействия, очеловечивается, приобретает сознание. Явственно видна аналогия имени женского робота с ветхозаветной Евой. Здесь мы имеем новый вариант рая. На фоне техногенной катастрофы, загрязнения Земли выходят проблемы человечности, личности, культурного наследия.
Характерной чертой современной постапокалиптики является наибольшая популярность среди подростков, а не людей среднего и пожилого возраста по сравнению с Х1Х-ХХ веками. Происходит явное смещение в целевой аудитории как в литературе, так и в кинематографе. Сюда можно отнести экранизацию трилогии Сьюзен Коллинз «Голодные игры», где после неизвестного катаклизма было создано государство Панем, состоящего из столицы - Капитолия и 13 дистриктов. После неудавшейся попытки мятежа, Капитолий на протяжении 75 лет наказывал население за грехи прошлого поколения с помощью Голодных игр - игр на выживание, которые напоминают населению о том, что они беспомощны перед лицом государства. Это не просто утопия, но и гиперболизированное отражение современного нам мира и того, к чему он может прийти. Общество делится здесь на два непримиримых лагеря. Панем требует «хлеба и зрелищ» (по существу отсылая нас к истории древнего Рима и его необъятной империи), его жители погрязли в гедонистических пороках. Голодные игры, показываемые на всех экранах страны, являются для жителей столицы своего рода развлечением, приятным и острым времяпрепровождением. Когда можно делать ставки, жертвовать деньги на полюбившихся трибутов (здесь также явственна аналогия с делением орудий в Древнем Риме на молчащее, мычащее и говорящее, то есть людей). Смерть ребенка не вызывает ужаса, ее показывают во всех подробностях на потеху зрителям столицы и в назидание порабощенным дистриктам. Здесь также можно провести аналогию с идеей Аристотеля о людях, рожденных с сознанием свободных людей и сознанием рабов. Но она претерпевает изменения - здесь ты раб Капитолия и вырваться из удавки нищеты ты можешь если станешь победителем в играх, но ты все равно не получишь свободу,
происходит резкое раграничение граждан Панема на свободных жителей Капитолия и рабов - жителей дистриктов. Вопрос о том возможна ли справедливость и в чем она решается по мысли дистриктов с позиции бунта и освободительной борьбы с идеей уравнения в правах всех жителей государства. Идеальной формой правления выступает для бунтовщиков - демократия, со стороны жителей Капитолия - тирания президента Сноу, тоталитарный строй. Другим вариантом развития человеческой истории в рамках постапокалиптической антиутопии, дистопии можно считать фильм «Посвященный» (экранизирован в 2014 г. по книге Лоис Лоури «Дающий» 1993 г.), экранизацию трилогии книг Вероники Рот «Дивергент» (2011 г., экранизирована в 2014 г.), «Инсургент» (2012 г., экранизирована в 2015 г.), «Эллигент» (2013 г., экранизация разделена на две части «Дивергент. Глава 3: За стеной» 2016 г. и «Дивергент. Глава 4» с ориентировочной датой выхода на экраны в 2017 г.). В фильме «Посвященный», как и книгу можно считать постапокалиптической антиутопией [См.: 2], где общество развивается на принципах эвдемонизма - отсутствие страданий, войн, желаний, боли, стремление к счастью, которое связано с отсутствием памяти, что ведет к безмятежности и идеальному взаимоотношению в обществе, «идеальному» цивилизованному обществу [См.: 2]. Это возможно, благодаря отсутствию права выбора, жесткая регламентация жизни, отсутствие знания об альтернативах. В постапокалиптической антиутопии серии «Дивергент» главным выступает принцип утилитаризма, жесткой системы делений на фракции (Дружелюбие, Эрудиция, Альтруизм (Отречение), Бесстрашие, Искренность). Главной идеей выступает то, что фракция, принадлежность к ней выше кровных связей. Все действия и взаимоотношения жестко регламентированы, исходя из принадлежности к фракции. Взаимоотношения между фракциями строго ограничены, как и переход в иную фракцию, который можно уподобить некоей инициации для нового гражданина города-государства. Каждая фракция является носителем определенного образа жизни, действий, мыслей, которые закреплены в ее названии. Поведение членов фракции, на наш взгляд, подчинено руководством в своих действиях определенным набором добродетелей. Их можно раскрыть на основе добродетелей по Аристотелю. Например, фракцию Альтруизма (Отречения) характеризуют следующие добродетели в поведении: милосердие, ровность (кротость, выдержанность), умеренность, скромность, благотворительность, простота. Фракцию Эрудитов характеризуют добродетели благоразумия, рассудительности, если рассматривать увлечение знанием как страсть удовольствия. Фракцию Искренности характеризуют добродетели искренности, чистосердечия, скромности. Фракцию Бесстрашия характеризует добродетель мужества (смелость, храбрость). Не подошедшие ни одной фракции, не прошедшие отбор инициации становятся изгоями, эту же участь наследуют и их потомки, исключаясь из жизни общества. Необходимо отметить, что инаковость в данном обществе недопустима, карается смертью. Например, фракция Бесстрашия по отношению к своим членам оказывается аналогией Спартанского общества. Фракция Альтруизма характеризуется аскетическим
образом жизни, самоотречением и служением на благо обществу. Интересным фактом выступает то, что религиозный аспект вообще здесь не представлен. Сюда также можно отнести фильм «Пятая волна» (2016 г., экранизирован по одноименному роману 2013 г. Рика Янси), рассказывающий историю инопланетного вторжения, которое сопровождается физическим уничтожением человечества. Идея заключается в том, что вторжение происходит поступательно волнами, каждая из которых имеет определенную угрозу и способ уничтожения. Первая волна - отключение электричества, системный сбой электроники; вторая - разрушение городов при помощи природных катаклизмов (цунами); третья - опасная эпидемия (переносчики вируса -птицы), процент выживших зараженных минимален; четвертая - инопланетяне среди людей приняли человеческий облик; пятая - завершающий этап, главная задача которого - зачистка выживших собственными силами, а именно детьми (как наиболее поддающимся «дрессировке», доверчивыми и не стремящимися к анализу и перепроверке подаваемой им информации) обученными убивать пришельцев, которых они «видят» в теле человека. Дети видят и убивают выживших, думая, что они пришельцы, «иные» и что они совершают благое дело, а не зло. Убийство человека не воспринимается как убийство, так как они считают, что убитый не человек. Ребенок является орудием зачистки, он солдат. Его ценность приравнивается к ценности рядового солдата. Человек как личность практически не существует. Семьи распались (в виду смерти членов семьи), повсюду анархия и милитаризация, редкие группы объединившихся в общей цели выжить людей.
Помимо постапокалиптической утопии, вариаций катаклизмов довольно востребованной темой жанра выступает зомби-, вампиро-, мутанто-апокалипсиса. Например, в фильме «Я - легенда» (2007 г., третья по счету экранизация одноименного классического произведения о пандемии вампиризма 1954 г. Ричарда Мэтисона). Пандемия вампиризма произошла из-за апробации лекарства от рака, что привело к катастрофе. Выживших людей практически не осталось в виду опасности вируса и отсутствия иммунитета к нему. Главной идеей фильма (книга берет проблему гораздо глубже и жестче) одиночество, вечный страх человека, тоска по человеческому обществу (призрачная идея социума) после конца человечества, своеобразно решаемая дилемма научной этики об ответственности ученого за свои научные исследования и эксперименты. Главный герой доктор Роберт Невилл живет в нескончаемой череде попыток вывести формулу вакцины, чтобы излечить человечество (хотя в постапокалиптическом городе Нью-Йорк, не считая самого доктора и его собаки, никого нет из незараженных), используя для этого подопытных зараженных людей. Причем представленные фотографии и номера вакцин говорит о большом количестве погибших в ходе эксперимента. Вопрос об ответственности Бога за произошедшее зло имеет двоякое решение. В режиссерской версии мы видим позитивный конец - вакцина найдена, доктор жив, есть еще выжившие, мутировавшие охотники также имеют чувства, эмоции и зачатки социума, герои, зрители и сам режиссер им симпатизируют. В экранной версии фильма - Бог оправдан, доктор геройски погибает, спасая
выживших женщину и ребенка, вакцина найдена, мутировавшие люди не являются людьми, это лишь кровожадные животные, не имеющие ничего общего с человеческой расой, человеческими ценностями. Данное противопоставление людей и нелюдей наиболее благожелательно воспринимается американскими зрителями, это и обусловило конец экранной версии фильма. Но наиболее человечной выглядит режиссерская версия. Характерной идеей для этого фильма выступает формирование социума, социализации новых обитателей Земли после катастрофы. Данный фильм заостряет внимание на проблеме человечности, ценности жизни.
Примером другой разновидности фильмов постапокалипсиса выступает фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015 г.). Здесь мир представлен после апокалипсиса, падения цивилизации. Власть становится главной ценностью этого постапокалиптического мира, процветает социальное неравенство. Артефакты давно исчезнувшей цивилизации используются в милитаристских, личных, эгоистических целях. Процветает бандитизм и власть отдельных тиранов (например, Несмертный Джо). Тиран обожествляется. Формируется новый своеобразный религиозный культ, он наделяется привилегиями, которых лишены остальные. Мир опустошен, бесплоден. Главные материальные ценности - такие ресурсы как вода, продовольствие, бензин, машины, оружие, здоровые женщины. Позитивная идея фильма - борьба, бунт против тирана, передел власти, захват редких ресурсов во имя уравнивающей справедливости. Данный фильм иллюстрирует, что апокалипсис - это событие, которое помогает захватить власть над людьми тем, кто не обладает моральными качествами.
Постапокалипсис воспринимается не как полный конец истории и человечества, а конец развитых форм, цивилизации, культуры, духовный кризис. Рассмотренные произведения показывают произошедший за время развития жанра постапокалипсиса интеллектуальный сдвиг в выборе тем и идеологии, целевой аудитории. Фильмы постапокалиптики середины двадцатого века сконцентрированы на философии холодной войны, связанных с опытом мировых войн и страхом перед Третьей мировой. Они рассказывают зрителям о том, как опасно жить в мире, где есть оружие массового уничтожения.
К концу XX века - в начале XXI века в философии постапокалиптики появляются размышления о будущем человечества после наступления глобального катаклизма, инопланетного вторжения, заражения опасным вирусом, что же может погубить человечество и как его спасти (загрязнение, глобальное потепление и т.д.). Современные произведения постапокалиптического жанра апеллируют к страху за «темное будущее», который в наибольшей степени проявляется у подростков, в этом многие исследователи, блоггеры видят основу популярности жанра у данной категории читателей, зрителей [См.: 2].
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г.
Литература
1. Классические книги ранней апокалиптической фантастики [Электронный ресурс] // Mysterious-tales.ru : электрон. библиотека : [сайт]. URL: http://mysterious-tales.ru/articles/26 (дата обращения: 8.12.2016).
2. Латышева М. «Посвященный»: темное будущее для подрастающего поколения [Электронный ресурс] // ProfiCinema: [сайт]. URL: http://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=l64514 (дата обращения: 5.12.2016).
References
1. Klassicheskiye knigi ranney apokalipticheskoy fantastiki [Classical books of early apocalyptic fiction] [Electronic resource] // Mysterious-tales.ru: e-library: [site]. URL: http://mysterious-tales.ru/articles/26 (accessed: 8.12.2016)
2. Latysheva M. «Posvyashchennyy»: temnoye budushcheye dlya podrastayushchego pokoleniya [The Giver: dark future for the younger generation] [Electronic resource] // ProfiCinema: [site]. URL: http://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=164514 (accessed: 5.12.2016)
Статья поступила в редакцию - 23.12.2016 г.
Статья допущена к публикации - 29.05.2017 г.