Научная статья на тему 'КОНЕЦ ИДЕИ ПРОГРЕССА'

КОНЕЦ ИДЕИ ПРОГРЕССА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ПРОГРЕСС / РЕГРЕСС / РАЗУМ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РОСТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшанцев Л.В.

В статье рассматриваются идея прогресса. Она мыслилась просветителями как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Однако в результате краха СССР постепенно произошла утрата веры в прогресс. Автор доказывает, что сегодня на смену идее прямолинейного исторического процесса вновь приходят представления о круговоротах и маятниках в истории.The article deals with the idea of progress. It was thought as an irreversible course of history from the darkness of ignorance in the kingdom of reason. However, as a result of the collapse of the Soviet Union, gradually there was a loss of faith in the progress. The author argues that today the idea of a straight historical process replaces again by notions of circulations and the pendulum in history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЕЦ ИДЕИ ПРОГРЕССА»

предыдущим пунктом, сотрудники были достаточно вовлечены в процесс изменений, так как были в этом заинтересованы.

8) Необходимость интеграции изменений и развития персонала - 75%. Требования к персоналу увеличились. Неквалифицированные сотрудники увольнялись, оставшиеся - повышали свою компетентность.

9) Экспертиза в предметной области - 60%. Сделка по слиянию повредила компании. Прибыль после реструктуризации сократилась в I квартале 2009 г. в 30 раз. Фактор был недостаточно учтен.

10) Обучение пользователей новым навыкам - 60%. Луи уделял недостаточное внимание обучению. Сотрудники увольнялись, а не проходили повышение квалификации. Фактор не был учтен полностью.

Следовательно, изменения в компании Adidas проводились с большой долей внимания к факторам, позволяющим успешно провести изменения. Однако самый важный фактор успеха «Раннее информирование, вовлечение сотрудников» не был в полной мере учтен в компании Adidas. К сожалению, началом изменений в компании стала неожиданная смерть Х. Дасслера. Именно это усложнило возможность раннего информирования персонала о грядущих изменениях.

Использованные источники:

1. Мильнер Б.З. Теория организации: Мильнер Б.З / М:ИНФРА-М, 2005

2. Официальный сайт ООО «AdidasGroup» [Электронный источник] URL: http://www.adidas.com (Дата доступа 12.09.2016)

3. Филонович С. Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике [Электронный источник] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/219/881/1216/06Filonovich.pdf (Дата доступа 09.09.2016)

УДК 001.091

Мокшанцев Л.В., к филос. н.

доцент

кафедра «Философии» Московский государственный технический университет

Россия, г. Москва

КОНЕЦ ИДЕИ ПРОГРЕССА

Аннотация:

В статье рассматриваются идея прогресса. Она мыслилась просветителями как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Однако в результате краха СССР постепенно произошла утрата веры в прогресс. Автор доказывает, что сегодня на смену идее прямолинейного исторического процесса вновь приходят представления о круговоротах и маятниках в истории.

Ключевые слова: история, прогресс, регресс, разум, модернизация,

рост

Annotation:

The article deals with the idea of progress. It was thought as an irreversible course of history from the darkness of ignorance in the kingdom of reason. However, as a result of the collapse of the Soviet Union, gradually there was a loss of faith in the progress. The author argues that today the idea of a straight historical process replaces again by notions of circulations and the pendulum in history.

Keywords: history, progress, regress, intelligence, modernization, growth

Советский Союз был государством, построенным на идее прогресса. Прогресс есть направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Оно соотносительно понятию регресса - такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижения уровня организации, сужение поля возможностей. Конечно, не русские революционеры первыми пришли к мысли о том, что человеческое общество можно улучшать осознанными усилиями. Истоки этой идеи можно обнаружить значительно раньше в древнегреческой философской традиции. Платон в «Законах» и Аристотель в «Политике» рассуждали о совершенствовании социально-политической организации, которая развивается от семьи и первобытной общины до греческого полиса (города-государства).

Интересно, что во многих культурах древности принято считать, что качество мира от времени ухудшается. Изначальный золотой век был самым лучшим, потом наступал серебряный, а потом бронзовый. В представлениях Древней Индии в каждую из четырех исторических эпох - от изначального «века чистоты» к нынешнему «веку раздора» - количество добра в мире уменьшалось на четверть.

Если считать, что мир когда-то в начале времен был создан всеведущим и всеблагим Богом, то естественно думать, что состояние творения под воздействием пораженного грехом человечества от эпохи к эпохе будет только ухудшаться. Да и самому человеку время не может принести ничего хорошего - от эпохи к эпохе он может только терять причастность божественному образу жизни.

Представления о политическом устройстве общества тоже оказывались весьма пессимистичными. Историки, конечно, замечали происходившие изменения, но изображали их не в форме движения по некоторой линии, а в виде циклов или движений маятника. Например, древнеримский историк Полибий считал, что историческое движение не происходит хаотически. Оно обусловлено действием соответствующих причин и упорядочено рамками круга. Он по-своему обосновал восходящее к предшествующим мыслителям (и прежде всего к Платону) учение о циклах развития государственности, начинающейся с после потопной дикости людей, проходящей определенные этапы и вновь возвращающейся к первоначальному состоянию социального хаоса. Полибий неоднократно возвращается к теме круговорота. Основные

ее положения изложены во «Всеобщей истории», в книге VI, специально посвященной вопросам государства и права. Так, резюмируя изложение эволюции форм правления, он ясно говорит о завершенности исторического круга: «Таков круговорот государственного общежития, таков порядок природы, согласно которому формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются» [ 1 ].

Только в эпоху Просвещения, с появлением представления о разумном общественном договоре, эти взгляды стали уходить в прошлое. В глазах людей время стало превращаться из врага в друга. На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума

Философы заговорили о том, что с течением времени нравы смягчаются, человеческий разум просвещается, а торговля и политика сближают, а не разъединяют людей. Появилась идея о том, что человечество потенциально является единым целым и у него есть общие знания и общие ценности. Ко времени Французской революции взгляды на исторический прогресс становятся примерно такими, какими мы их застали в ХХ веке. Например, Жан Антуан Кондорсе в памфлете «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1793) в истории человечества различал десять последовательно сменяющих одна другую эпох, в целом составляющих этапы прогрессивного развития человечества. В основе этого развития лежит прогресс разума, который реализуется в развитии научных знаний, технических достижениях, хозяйстве, политических режимах. Прогресс разума осуществляется в борьбе с различными заблуждениями, абстракциями и суевериями.

Прорывы в развитии науки XVП-XVШ веков не оставили у мыслителей Просвещения сомнений в том, что на человеческие отношения можно распространить научный подход и это будет началом движения к светлой цели. Новизна этого отношения к будущему состояла не просто в осознанной необходимости двигаться вперед, но и в том, что роль человека виделась теперь созидательной. У истории появилась перспектива, обещавшая людям качественное улучшение жизни. Само это качество стали связывать со свободой. Гегель утверждал, что Всемирная история есть прогресс в сознании свободы.

Карл Маркс, развивая идеи просветителей и Гегеля, сформулировал представления, которые стали основой для более радикальной революции, чем французская. Он считал, что на пути прогресса стояли неблагоприятные для человека труда общественные отношения: собственники-эксплуататоры присваивали себе большую часть результатов труда. Все общества в этой картине мира самой своей природой были устремлены к идеальной

общественной формации, в которой несправедливые общественные отношения должны быть силой упразднены, производство сосредоточено в руках объединений трудящихся, а классовые различия навсегда сняты.

Русские революционеры горячо приняли эти идеи, а трагедия Первой мировой войны и крах самодержавия открыли им окно невиданных возможностей. Россия провозгласила строительство идеального государства своей политической целью. В новой советской картине мира все страны отличались друг от друга только положением на карте общего движения к горизонту будущего, называемому «коммунизм». Одни были от него дальше, другие к нему ближе. СССР естественно ставил себя во главе общемирового движения к единой цели. А жители страны, с точки зрения власти, отличались друг от друга только степенью увлеченности неумолимым ходом истории. Некоторые бежали к горизонту сами, а некоторых приходилось тащить силой.

История ХХ века завертелась вокруг попыток других центров силы противопоставить что-то коммунистическому проекту. После краха «ответного тоталитаризма» - фашистских государств первой половины века - пришло время идеологии модернизации. Западные страны и Советский Союз вступили в конкуренцию за право быть идеалом для стран третьего мира.

Глядя из сегодняшнего дня, у интернационалистов левого и правого толка можно обнаружить немало общего. И советские, и американские эксперты по развитию с пиететом относились к высоким технологиям и к трансформации образа жизни, которую они несли подшефным обществам. Главное же сходство заключалось в склонности распространять свое видение развития на другие культуры, часто совсем далекие от их покровителей. Выбранная во второй половине ХХ века стратегия развития советской империи оказалась альтернативной, но не противоположной западному пути.

СССР и США наперегонки призывали своих последователей двигать «время вперед», и вторые вроде бы выиграли это соревнование. Но парадоксальным последствием «века развития» стала постепенная утрата веры в прогресс. Поражение потерпела, кажется, не одна из армий, участвовавших в войне между коммунистической и капиталистической идеологиями, а обе. Каждая из сторон поднимала на флаг идеальную перспективу будущего. Все линии на этих изображениях сходились в одной точке как и полагается в перспективном изображении. Но в результате краха СССР - а также и потому, каким был СССР, - утратила силу не столько одна из идеологий развития, сколько сама перспектива как изобразительный прием.

Конфликты, заложенные процессами развития ХХ века, выходят на поверхность сегодня. Круговороты и маятники на сегодняшний день вызывают больше доверия, чем перспектива. То, что сейчас находится в кризисе, начиналось с представлений об общих для всех людей знаниях и общих ценностях, с убежденности в том, что торговля и политика сближают,

а не разъединяют людей. Для многих сегодня эти вещи перестали быть аксиомами. Сознание, воспитанное линейным идеологическим мышлением, утрачено. Древнее представление об истории как о вечном регрессе вряд ли вернется, но и светлой цели, вдохновляющей на путь, не видно. Тревожно становится за саму идею прямолинейного исторического процесса.

Использованные источники: 1. Полибий. Всеобщая история. Москва, Олма-Пресс Инвест, 2004. С. 150

УДК 339.13

Молчанов В.С. студент бакалавр 4 курса «Институт управления» Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет Россия, г. Белгород ВНЕДРЕНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНОК МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

В данной статье автор рассказывает о процессе внедрения и необходимости нового продукта предприятия на рынок (отрасль). Рассматриваются основные категории продуктов (товара), характеризующие его как усовершенствованный или «ноу-хау». Выделены основные этапы разработки стратегии внедрения продукта.

Ключевые слова: внедрение нового продукта, потребительские предпочтения, категории, этапы внедрения

Molchanov V. S. baccalaureate student 4 course, "Institute of management" Belgorod State National Research University Russia, Belgorod

THE INTRODUCTION OF A NEW PRODUCT ON THE MARKET OF THE ENGINEERING INDUSTRY

In this article, the author talks about the process of implementation and the need for a new product to the market (industry). Discusses the main categories of products (goods), characterizing it as an advanced or "know-how". The basic stages of the development of the implementation strategy of the product.

Keywords: new product introduction, consumer preferences, categories, stages of implementation

Развитие собственного бизнеса и снижение угрозы импортозамещения является одной из главных задач любой фирмы. В современных политико-экономических условиях страны, для максимизации своей прибыли и поддержания своей конкурентной позиции, компании должны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.