Научная статья на тему 'Компьютерный статистический анализ качества инженерного образования. Текущий контроль математических знаний'

Компьютерный статистический анализ качества инженерного образования. Текущий контроль математических знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьев В. П., Михальчук А. А.

Проведен компьютерный статистический анализ результатов текущего контроля математических знаний. Оценен вклад элитной составляющей технического образования. Дан сравнительный анализ результатов входного контроля математических знаний с результатами текущего контроля в целом и в зависимости от разных форм обучения в вузе в частности. Сделан вывод о статистически значимых различиях этих результатов. Обсуждены причины выявленных существенных различий. Рассмотрена корреляционная зависимость результатов текущего контроля от результатов входного контроля математических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арефьев В. П., Михальчук А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER STATISTICAL ANALYSIS OF QUALITY OF ENGINEERING FORMATION. PREVENTIVE INSPECTION OF MATHEMATICAL KNOWLEDGE

The computer statistical analysis of outcomes of mathematical knowledge preventive inspection is carried out. The role of the best component of technical education is estimated. Comparative analysis of outcomes of mathematical knowledge incoming inspection with outcomes of preventive inspection is carried out depending on diffe< rent forms of tutoring at high educational institution. The conclusion about statistically significant distinctions of these outcomes is made. Reasons for the essential distinctions are considered. Correlation de< pendence of the outcomes of preventive inspection on the outcomes of incoming inspection of mathematical knowledge is considered.

Текст научной работы на тему «Компьютерный статистический анализ качества инженерного образования. Текущий контроль математических знаний»

УДК 378.146:51:681.3

КОМПЬЮТЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В.П. Арефьев, А.А. Михальчук

Томский политехнический университет E-mail: vpa@ido.tpu.edu.ru

Проведен компьютерный статистический анализ результатов текущего контроля математических знаний. Оценен вклад элитной составляющей технического образования. Дан сравнительныый анализ результатов входного контроля математических знаний с результатами текущего контроля в целом и в зависимости от разных форм обучения в вузе в частности. Сделан вывод о статистически значимых различиях этих результатов. Обсужденыы причиныi выявленных существенных различий. Рассмотрена корреляционная зависимость результатов текущего контроля от результатов входного контроля математических знаний.

Введение

Главной проблемой современного инженерного образования является проблема его качества [1, 2]. Включение России в Болонский процесс актуализирует задачу обеспечения качества высшего образования и выделяет одной из важных задач ближайшего времени разработку и использования методик оценки качества образования, сопоставимых с общеевропейскими. В частности, необходимо создание эффективной системы контроля качества знаний [3, 4]. Таким образом, если в рамках зачетно (кредитно) -рейтинговой системы оценки и контроля качества освоения образовательных программ зачетная единица оценивает объем образовательных программ, то рейтинг позволяет количественно оценить качество освоения образовательных программ [5-7].

В Томском политехническом университете (ТПУ) наряду с входным контролем (ВК) математических знаний школьной программы (на основе аудиторной контрольной работы с проверкой ее преподавателями) [8] применяется также в течение семестра рейтинговая система оценки математических знаний студента: проводится тематический контроль (проверка домашних индивидуальных заданий и соответствующих аудиторных контрольных работ), модульный контроль теории (коллоквиумы и проверка рефератов по самостоятельно разобранным темам), суммарный промежуточный аттестационный (АТТ) и суммарный осенний семестровый (по 1000-бальной рейтинговой системе) экзаменационный (ЭКЗ) контроль математических знаний. В связи с этим представляет интерес сравнение результатов входного контроля с соответствующими результатами текущего контроля.

Статистический метод

Сравнение результатов входного и текущего контроля проведено посредством методов статистического анализа. Все числовые результаты приведены к единой 5-бальной шкале (делением результата на соответствующий максимальный результат и умножением на пять). Созданная таким образом в MS Excel база данных использовалась далее в пакете Sta-tistica 6.0 для статистического анализа данных [9]: вычисления числовых характеристик (объем выбор-

ки N, среднее m, стандартное отклонение о, асимметрия А и эксцесс Е, а также стандартные ошибки (Std. Err.) A и E), применения параметрического ¿-критерия Стьюдента для сравнения средних двух независимых или зависимых выборок (для проверки нормальности распределения использованы оценки асимметрии А и эксцесса Е, критерии Пирсона и Колмогорова-Смирнова), а также непараметрических критериев: Манна-Уитни, Колмогорова-Смирнова для независимых выборок или критерий знаков и критерий Вилкоксона для зависимых выборок. В случае сравнения средних более чем двух выборок применялся однофакторный дисперсионный анализ. Для оценки корреляционной зависимости результатов текущего контроля от результатов входного контроля математических знаний вычисляется коэффициент корреляции Пирсона и используется диаграмма рассеяния.

Результаты и их анализ

В ЭКЗ набора 2004 г. участвовали 1930 студентов первого курса ТПУ: институт геологии и нефтегазового дела (ИГНД), электротехнический институт (ЭЛТИ); физико-технический (ФТФ), электрофизический (ЭФФ), машиностроительный (МСФ), химико-технологический (ХТФ), теплоэнергетический (ТЭФ), автоматики и вычислительной техники (АВТФ), естественных наук и математики (ЕНМФ) факультеты. Выборку ЭКЗ можно разбить на выборку ЭКЗЭ объема 113 («6 % от общего объема) результатов контроля математических знаний студентов, отделенных в 2004 г. в группы элитного технического образования (ЭТО), развитие которого в последнее время приобретает актуальность [1,5, 10], и всех остальных ЭКЗНЭ объема 1817.

Числовые характеристики выборок приведены в табл. 1. Средний балл ЭКЗЭ (выборка ЭТО) составил 3,735 по 5-бальной шкале, что почти на балл выше среднего балла 2,828 выборки ЭКЗНЭ.

Таблица 1. Числовые характеристики выборок ЭКЗ, ЭКЗЭ и ЭКЗЭ

Выборка N m a A Std. Err. A E Std. Err. E

ЭКЗ 1930 2,882 1,231 -0,510 0,056 -0,622 0,111

ЭКЗнэ 1817 2,828 1,242 -0,442 0,057 -0,707 0,115

ЭКЗэ 113 3,735 0,529 0,178 0,227 -0,504 0,451

Выборка ЭКЗЭ распределена по нормальному закону - А и Епо модулю не превышают утроенных соответствующих стандартных ошибок в отличие от выборок ЭКЗ и ЭКЗнэ, имеющих значимые отклонения от нормального закона как по асимметрии А вправо, так и по туповершинности Е. Проверка нормальности распределения выборок с помощью х2-критерия Пирсона и критерия Колмогорова-Смирнова дает высоко значимые отличия (уровень значимости а<0,001). Применение непараметрических критериев сравнения средних двух независимых выборок приводит к выводу о не значимом (а>0,10) различии в средних баллах 2,882 для ЭКЗ и 2,828 для ЭКЗНЭ. Таким образом, вклад выборки ЭКЗЭ в ЭКЗ является не значимым.

Для оценки значимости результатов ЭКЗЭ рассмотрим совместное распределение выборок ЭКЗ, ЭКЗНЭ и ЭКЗЭ, отраженное на рис. 1, где для простоты восприятия использована неравномерная 5-баль-ная шкала: [0; 2,5] - «неуд»; (2,5; 3,5] - «удовл»; (3,5; 4,5] - «хор» и (4,5; 5] - «отл». Совместное распределение выборок ЭКЗНЭ и ЭКЗ визуально подтверждает их однородность. Как следует из рис. 1, только 8 студентов ЭТО получили в итоге семестрового обучения «отл», а больше половины - «удовл»; в тоже время число получивших «отл» в ЭКЗНЭ на порядок выше (101 студент). Это свидетельствует об остроте проблемы отбора студентов в ЭТО.

Рис. 1. Составная гистограмма результатов ЭКЗ, ЭКЗНЭ и ЭКЗ

Значения средних баллов результатов ЭКЗ, ЭКЗНЭ и ЭКЗЭ по факультетам с указанием 95 % доверительного интервала приведены на рис. 2. Совместное распределение выборок ЭКЗНЭ и ЭКЗ по факультетам визуально еще раз подтверждает их однородность.

Однородность независимых выборок (факультетов) была оценена посредством однофакторного дисперсионного анализа применительно к выборке ЭКЗ. Применение /-критерия, обобщающего ¿-критерий на число выборок больше двух, привело к выводу о неоднородности сравниваемых факультетов. Значимость различий между средними баллами т по факультетам оценивалась с помощью апостериорного критерия наименьших значений разности, эквивалентного ¿-критерию для числа независимых выборок больше двух. Результаты сравнения средних баллов т по факультетам отражены в табл. 2.

Таблица 2. Уровни значимости а различий средних баллов т в независимых выборках по факультетам

ФАК ФТФ ЭФФ ХТФ ЕНМФ ЭЛТИ ИГНД МСФ ТЭФ АВТФ

ФТФ 0,418 0,480 0,380 0,029 0,000 0,038 0,550 0,066

ЭФФ 0,418 0,151 0,165 0,002 0,000 0,210 0,873 0,008

ХТФ 0,480 0,151 0,712 0,237 0,004 0,010 0,225 0,351

ЕНМФ 0,380 0,165 0,712 0,691 0,112 0,029 0,213 0,800

ЭЛТИ 0,029 0,002 0,237 0,691 0,033 0,000 0,008 0,811

ИГНД 0,000 0,000 0,004 0,112 0,033 0,000 0,000 0,026

МСФ 0,038 0,210 0,010 0,029 0,000 0,000 0,181 0,000

ТЭФ 0,550 0,873 0,225 0,213 0,008 0,000 0,181 0,021

АВТФ 0,066 0,008 0,351 0,800 0,811 0,026 0,000 0,021

т 2,788 2,695 2,876 2,946 3,015 3,228 2,551 2,715 2,991

Тональность заливок ячеек табл. 2 соответствует степени значимости различий средних т в независимых выборках по факультетам в выборке ЭКЗ: не значимые (а>0,100), слабо значимые (0,100>а£0,050), значимые (0,050>о>0,010), сильно значимые (0,010>о>0,001), высоко значимые (0,001>а). Как следует из табл. 2, имеются всевозможные степени значимости различий между факультетами.

Для проведения сравнительного анализа входного и текущего контроля качества математических знаний сформируем выборку студентов трех факультетов (ФТФ + ЭФФ + ХТФ), участвовавших как во входном контроле (вк), так и в текущем: аттестационном октябрьском (атт;), аттестационном ноябрьском (атт2) и осеннем семестровом экзаменационном (экз) контроле математических знаний. Числовые характеристики выборок приведены в табл. 3.

Таблица 3. Числовые характеристики выборок входного и текущего контроля

Рис. 2. Линейные графики среднего балла с 95 % доверительным интервалом результатов ЭКЗ, ЭКЗНЭ и ЭКЗ по факультетам

Выборка N т а А Егг. А Е Егг. Е

ВК 1175 2,216 1,406 0,127 0,071 -0,972 0,143

вк 561 2,157 1,371 0,191 0,103 -0,951 0,206

атт1 561 2,763 1,227 -0,278 0,103 -0,724 0,206

атт2 561 2,755 1,151 -0,223 0,103 -0,695 0,206

экз 561 2,828 1,171 -0,517 0,103 -0,421 0,206

ЭКЗ 1930 2,882 1,231 -0,510 0,056 -0,622 0,111

Сначала было проведено сравнение результатов входного контроля ВК и вк, а также экзаменационного контроля ЭКЗ и экз. Результаты входного и экзаменационного контроля отображены на рис. 3 и 4. Для визуальной оценки сходства наблюдаемых распределений (гистограммы) с теоретическим распределением по нормальному закону (соответствующие кривые) использована равномерная 5-бальная шкала.

как выборка вк входного контроля высоко значимо отличается от всех выборок текущего контроля.

Таблица 4. Уровни значимости а различий средних т в зависимых выборках входного и текущего контроля

выборка вк атт1 атт2 экз

вк 0,000 0,000 0,000

атт. 0,000 0,792 0,110

атт2 0,000 0,792 0,024

экз 0,000 0,110 0,024

пятиоальная шкала

Рис. 3. Составная гистограмма результатов вк и ВК

Совместное распределение выборок вк, атть атт2 и экз отображенно на рис. 5, где для простоты восприятия использована неравномерная 5-баль-ная шкала. Визуально очевидна динамика улучшения качества уровня математических знаний: монотонное убывание «неуд» и монотонный рост «удовл» и «хор». Хуже обстоят дела с «отл», что можно объяснить постоянным уменьшением в последнее десятилетие объема аудиторных часов изучения высшей математики, чрезмерное акцентирование на самостоятельной работе и, как следствие, повышение интенсивности изучения математики настолько, что у преподавателя уже не хватает времени для должной работы с лучшими студентами.

пятиоальная шкала

Рис. 4. Составная гистограмма результатов экз и ЭКЗ

Уровень значимости различия средних результатов ВК и вк, а также ЭКЗ и экз определялся с помощью статистических критериев. Сравнение проведено по аналогии со сравнением выборок ЭКЗНЭ и ЭКЗ. Статистические критерии сравнения средних двух независимых выборок дали не значимые (а>0,10) различия как в средних баллах результатов входного контроля 2,216 для ВК и 2,157 для вк, так и в средних баллах результатов экзаменационного контроля 2,882 для ЭКЗ и 2,828 для экз. Таким образом, далее можно ограничиться рассмотрением выборок вк и экз.

Значимость различий между средними т выборок вк, атть атт2 и экз оценивалась с помощью дисперсионного анализа c повторными измерениями, обобщающего ¿-критерий для двух зависимых выборок на число выборок больше двух. Результаты сравнения средних выборок входного (вк) и текущего (атть атт2, экз) контроля отражены в табл. 4.

Как следует из табл. 4, выборки текущего контроля ягт и атт2 различаются не значимо, в то время

пятиоальная шкала

Рис. 5. Составная гистограмма результатов вк, атт, атт2 и экз

пятиоальная шкала

Рис. 6. Гистограмма распределения разности экз-вк

Рассмотрим подробнее наиболее контрастные выборки результатов входного вк и суммарного семестрового экз контроля математических знаний. В связи с проверкой применения ¿-критерия Стью-

дента для зависимых выборок необходимо проверить выборку поэлементной разности экз-вк (рис. 6) на нормальность распределения. Проверка нормальности распределения выборки разности экз-вк с помощью коэффициентов асимметрии А и эксцесса Е, х2-критерия Пирсона и критерия Колмогорова-Смирнова дает не значимые отличия распределения разности экз-вк от нормального закона. Можно отметить, что результаты разности экз-вк представляют и самостоятельный интерес. Как следует из рис. 6, почти 3/4 студентов (71 %) повысили качество математических знаний в результате обучения в первом семестре. Это отражает динамику улучшения качества математических знаний: рост среднего балла с 2,157 (для вк) до 2,828 (для экз). Но, с другой стороны, есть еще и 29 % студентов, которые понизили качество своих математических знаний. При этом, например, 2 % студентов имеют результаты экз ниже соответствующих результатов вк более чем на два балла по 5-бальной шкале. Вероятно, это случайно поступившие в ТПУ. Не последней причиной понижения качества математических знаний в остальных 27 % является возросшая интенсивность обучения математики в ТПУ.

Представляет интерес исследование результатов разности экз-вк в зависимости от формы обучения (ФО): бюджетная (Б), контрактная (К) и целевой набор (Ц). Числовые характеристики выборок экз и вк для разных ФО приведены в табл. 5.

Таблица 5. Числовые характеристики выборок экз и вк для разных ФО

вк вк экз вк экз

ФО N m m а а

Ц 114 1,754 2,624 1,196 1,101

К 100 1,658 2,403 1,144 1,212

Б 347 2,433 3,017 1,414 1,141

Б+Ц+К 561 2,157 2,828 1,371 1,171

Из сравнения средних баллов следует, что наиболее низкие средние баллы как в вк, так и в экз в контрактной форме обучения.

Результаты разности экз-вк в зависимости от ФО представлены на круговой гистограмме (рис. 7). Как следует из рис. 7, худшая динамика улучшения качества математических знаний присуща бюджетной форме обучения.

Рассмотрим вопрос о статистической зависимости результатов вк и экз, в частности для разных ФО. Корреляция между результатами вк и экз может характеризоваться прежде всего коэффициентом парной корреляции Пирсона г, отражающим степень линейной связи межу результатами вк и экз. В данном случае г«0,5 для разных ФО, т. е. далек от единицы, а, следовательно, положительная корреляционная зависимость результатов вк и экз далека от линейной. Более того, согласно диаграмме рассеяния (рис. 8), облако значений пары (вк, экз) достаточно сильно распылено около прямой регрессии, что характеризует корреляционную зависимость результатов вк и экз как не высокую.

Рис. 7. Круговая гистограмма распределения разности экз-вк в зависимости от форм обучения

И

о

о

е. 1 (1-й

° н и 8 | 1 В Е 1 %Л

уж У ¡) О С 5 о о о о

§ 1 о \ ъ /Г О 0 о

1 Л ( "5*1 3 8 2 о О

-1 о

вк

Рис. 8. Диаграмма рассеяния корреляционной зависимости результатов вк и экз

Возвращаясь к полной выборке ВК и соответствующей ей выборке ЭКЗВК тех 1175 из 1930 сдававших экзамен, которые участвовали во входном контроле, можно оценить динамику улучшения качества математических знаний в зависимости от диапазонов выборки ВК (рис. 9). Так, например, 15 % из 26 %, набравших на ВК не более одного балла по 5-бальной шкале, так и не сдали экзамен на положительный результат, а среди 11 % сдавших сдали на «удовл» 8 % и на «хор» 3 %. Причем, последние 3 % - это, вероятно, формально участвовавшие, но фактически проигнорировавшие необязательный ВК хорошие студенты. В связи с этим предлагается придать ВК обязательный статус и включить его в рейтинговую систему оценки качества математических знаний. Более того, проводить обязательный ВК в начале каждого семестра. Таким образом, налицо хотя и скромная, но положительная динамика улучшения качества математических знаний, чего не скажешь о тех 14%, которые набрали на ВК более четырех баллов по 5-баль-ной шкале: их средний балл в ЭКЗ составляет 3,87. Для промежуточных диапазонов выборки ВК характерен разброс в обе стороны результатов в ЭКЗ. Так, например, 17 %, набравших на ВК от трех до четырех баллов по 5-бальной шкале, распределились в ЭКЗ при среднем балле 3,45 следующим образом: «неуд» - 3 %, «удовл» - 5 %, «хор» - 7 %,

пятпоальная шкала

Рис. 9. Составная гистограмма результатов ЭКЗВК (ВК)

«отл» - 2 %. Это лишний раз подчеркивает слабую корреляцию результатов входного и итогового семестрового контроля (рис. 8).

Можно заметить, что корреляция результатов входного испытания [8] и итогового семестрового контроля еще слабее (г«0,42).

Выводы

1. Вклад выборки ЭКЗЭ (элитной составляющей) в ЭКЗ является статистически не значимым. Это свидетельствует об остроте проблемы отбора студентов в ЭТО.

2. Различия средних т в независимых выборках по факультетам в выборке ЭКЗ являются всевозможными по степени значимости.

3. Выборка вк результатов входного контроля высоко значимо отличается (ниже) от всех выборок результатов текущего контроля. Это отражает динамику улучшения качества математических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знаний. Вместе с тем существует проблема повышения интенсивности изучения математики.

4. В контрактной форме обучения наиболее низкие средние баллы как в вк, так и в экз.

5. Для бюджетной формы обучения присуща самая низкая динамика улучшения качества математических знаний.

6. Корреляционную зависимость результатов вк и экз, равно как и ВК и ЭКЗВК, можно характеризовать как не высокую.

7. Предлагается придать ВК обязательный статус, включить его в рейтинговую систему оценки качества математических знаний и проводить его в начале каждого семестра.

8. В целях уменьшения влияния субъективного фактора на контроль знаний и усиления корреляции ВК и ЭКЗ необходимо создание независимой, адекватной и единообразной системы контроля знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Похолков Ю.П. Проблемы и основные направления совершенствования инженерного образования // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2003. - № 10. - С. 3-8.

2. Любимов Л. Реформа образования: благие намерения, обретения, потери // Высшее образование в России. - 2004. - № 12.

- С. 8-24.

3. Сенашенко В., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2003. - № 8. - С. 8-14.

4. Мотова Г. Система оценки качества образования в странах СНГ и Балтии // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2004.

- № 1. - С. 37-40.

5. Сенашенко В., Ткач Г. О ходе интеграции российской системы образования в европейское образовательное пространство // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2004. - № 7. - С. 13-19.

6. Давыдова Л. О показателях качества образования // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 92-96.

7. Чучалин А., Боев О. Кредитно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 2004. - № 3. - С. 34-39.

8. Арефьев В.П., Михальчук А.А., Кулебакина Н.Н. Компьютерный статистический анализ качества инженерного образования. Входной контроль математических знаний. // Известия Томского политехнического университета. - 2005. - Т. 308. -№ 2. - С. 201-205.

9. Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

10. Похолков Ю.П., Вайсбурд Д.И., Чубик П.С. Элитное образование в традиционном техническом университете // Элитное техническое образование: Труды Междунар. конф. в рамках симпозиума. - Томск, 2003. - С. 6-8.

УДК 546:378.26(076)

ТЕСТОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ХИМИИ

М.Г. Минин, Н.Ф. Стась, Е.В. Жидкова, О.Б. Родкевич

Томский политехнический университет E-mail: minin@tspu.edu.ru

Рассмотрены преимущества и недостатки тестовой технологии контроля знаний. Приведены результаты основных этапов её разработки и экспериментального использования для проведения экзаменов по химии, указаны направления её дальнейшего развития.

В сентябре 2003 г. Министр образования России подписал Болонскую декларацию, которая провозглашает объединение усилий Европейских стран в создании единого образовательного пространства, основанного на общих принципах: двухступенчатое высшее образование, система зачётных единиц (кредитов) для количественного учёта получаемого образования, разработка взаимопризнаваемых методов проверки качества образования [1].

Взаимопризнаваемым методом оценки качества образования является тестовый метод. Тестирование широко применяется в странах Европы и Америки. В США тестирование проводят несколько компаний, самая крупная из них - Служба образовательного тестирования ETS (Edicational Testing Servise), которая существует с 1947 г. Она выполняет заявки образовательных учреждений, правительственных органов и отдельных лиц в 181 стране, проводит ежегодно более 12 млн тестирований, имеет более 60 патентов на различные устройства и технологии тестирования [2].

Масштабное применение тестирования в России началось в 90-х гг. прошлого столетия: сначала это было централизованное тестирование, а затем единый государственный экзамен для учащихся школ и гимназий. Сейчас разработкой тестовых технологий контроля качества обучения занимаются практически все университеты России, этому вопросу посвящено множество публикаций, он обсуждается на многих научно-методических и научно-практических конференциях.

Критика классической формы контроля объясняется тем, что она не объективна. Она не может быть объективной потому, что качество продукции (знания студентов) контролирует производитель этой продукции (преподаватель). Известный в Западной Европе теоретик и практик в области инженерной педагогики А. Мелицинек считает, что при контроле результатов обучения с помощью традиционного экзамена мы получаем в худшем случае субъективный результат, лучшем - относительный, но никак не объективно-абсолютный [3].

Субъективным результат экзамена бывает тогда, когда преподаватель выставляет оценку с учетом факторов, которые не имеют прямого отношения к знаниям, умениям и навыкам контролируемого. Например, преподаватель ставит более высокую оценку прилежному студенту с меньшими способностями и поверхностными знаниями, чем более способному, но менее прилежному студенту. По-видимому, преподаватель преследует воспитательную цель: заниженная оценка способному, но не прилежному студенту, возможно в дальнейшем приведет к улучшению его результатов. Такой подход можно понять и даже оправдать, но как можно понять и оправдать тех преподавателей, которые завышают оценку студентам, которые отвлекались на соревнования, за которых просят друзья, родители, деканат?

Относительным результат экзамена бывает тогда, когда преподаватель заранее убежден в том, что существует «естественное» распределение результата: очень хороших результатов может добиться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.