Научная статья на тему 'Компьютерный статистический анализ качества инженерного образования. Входной контроль математических знаний'

Компьютерный статистический анализ качества инженерного образования. Входной контроль математических знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьев В. П., Михальчук А. А., Кулебакина Н. Н.

Проведен компьютерный статистический сравнительный анализ результатов вступительных испытаний по математике с результатами традиционного входного контроля математических знаний в зависимости от разных форм испытания и обучения в вузе, а также сравнение результатов входного контроля с тестированием, использующим компьютерные технологии. Сделан вывод о статистически значимых различиях этих результатов. Обсуждаются причины выявленных существенных различий. Проведен компьютерный хронологический анализ и прогнозирование результатов входного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арефьев В. П., Михальчук А. А., Кулебакина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерный статистический анализ качества инженерного образования. Входной контроль математических знаний»

Технологии инженерного образования

УДК 378.146:51:681.3

КОМПЬЮТЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В.П. Арефьев, А.А. Михальчук, Н.Н. Кулебакина

Томский политехнический университет E-mail: vpa@ido.tpu.edu.ru

Проведен компьютерный статистический сравнительный анализ результатов вступительных испытаний по математике с результатами традиционного входного контроля математических знаний в зависимости от разных форм испытания и обучения в вузе, а также сравнение результатов входного контроля с тестированием, использующим компьютерные технологии. Сделан вывод о статистически значимых различиях этих результатов. Обсуждаются причины выявленных существенных различий. Проведен компьютерный хронологический анализ и прогнозирование результатов входного контроля.

Введение

Главной проблемой современного инженерного образования является проблема его качества [1]. В связи с подписанием Россией Болонского соглашения одной из важных задач ближайшего времени станет разработка и использование методик оценки качества образования, сопоставимых с общеевропейскими. В частности, необходимо совершенствование и оптимизация приема в вузы, создание эффективной системы контроля качества знаний (например, тестирование) [2, 3].

В Томском политехническом университете (ТПУ) наряду с вступительными испытаниями (ВИ) по математике в разных формах испытаний (ФИ): ЕГЭ, централизованное тестирование (ЦТ), олимпиада (О), вступительный экзамен (ЭКЗ), проводится входной контроль (ВК) математических знаний школьной программы на основе аудиторной контрольной работы с проверкой ее преподавателями. Задание ВК содержит 6 задач средней сложности (типа группы В в билетах ЕГЭ). Результаты ВК (по 5-бальной шкале) за последние 10 лет представлены в табл. 1.

Таблица 1. Средний балл m результатов ВК по 5-бальной шкале

Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

m 1,906 1,838 1,788 1,770 2,195 2,250 2,308 2,250 2,381 2,216

Аналогичный ВК проводится и в других вузах России, например, в Кузбасском государственном техническом университете и Кемеровском государственном университете с 1971 г. [4].

В связи с этим представляет интерес сравнение результатов выше указанного ВИ с соответствующими результатами ВК.

Статистический метод

Все числовые результаты (например, ВИ по 100-бальной шкале и ВК по 12-бальной шкале) приведены к единой 5-бальной шкале (делением результата на соответствующий максимальный результат и умножением на пять). Созданная таким образом в MS Excel база данных использовалась далее в пакете Statistica 6.0 для статистического анализа данных: вычисления числовых характеристик (среднее m, стандартное отклонение а, асимметрия А и эксцесс Е), применения параметрического ¿-критерия Стью-дента для сравнения средних двух независимых нормальных выборок (для проверки нормальности распределения использованы оценки асимметрии А и эксцесса Е, X - критерий Пирсона и критерий Колмогорова-Смирнова), а также непараметрических критериев: критерий серий Вальда-Вольфовица, U -критерий Манна-Уитни, критерий Колмогорова-Смирнова [5]. Применялся метод экспоненциального сглаживания и прогнозирования временного ряда m (табл. 1).

Результаты и их анализ

Во ВК 2004 г. участвовали 1175 студентов первого курса ТПУ: институт геологии и нефтегазового дела (ИГНД), электротехнический институт (ЭЛТИ); физико-технический (ФТФ), электрофизический (ЭФФ), машиностроительный (МСФ), химико-технологический (ХТФ), теплоэнергетический (ТЭФ),

автоматики и вычислительной техники (АВТФ), естественных наук и математики (ЕНМФ) факультеты. Данные по ВИ брались из ведомостей по ВК со слов студентов. Т.о., объем выборки результатов ВИ составил 1133 студента. При этом 42 «забывчивых» студента так и остались неопределенными в связи с отказом центральной приемной комиссии ТПУ уточнить эту информацию. Числовые характеристики выборок ВИ и ВК приведены в табл. 2.

Средний балл во ВИ составил «3,45 по 5-бальной шкале, в то время как во ВК только «2,22, то есть ниже более чем на балл. Можно заметить, что средний балл во ВК для студентов-заочников 1-го курса Бе-ловского филиала ТПУ в 2004 г. «1,05 (выборка ВКБл в табл. 2), то есть еще ниже более чем на балл. Сравнительное распределение выборок ВИ и ВК по равномерной 5-бальной шкале отображено на рис. 1.

пятиОальная шкала Рис. 1. Составная гистограмма результатов ВИ и ВКв 2004 г

пятиОальная шкала Рис. 2. Составная гистограмма результатов ВК3 и ТЕСТ в 2003 г.

Над столбцами указаны значения относительных частот в процентах. Как следует из рис. 1, выборка результатов ВИ является более компактной (стандартное отклонение а«0,63), асимметричной вправо (коэффициент асимметрии А«—0,52<0), остро вершинной (коэффициент эксцесса Е«0,28>0) и соответствует скорее нормальному закону распределения, в то время как выборка результатов ВК является более распыленной (стандартное отклонение а«1,41), асимметричной влево (коэффициент асимметрии А «0,13>0), туповершинной (коэффициент эксцесса Е«-0,97<0) и соответствует скорее равномерному закону распределения.

Для оценки значимости различий в выборках результатов ВИ и ВК использовались критерии сравнения средних двух независимых выборок. В связи с проверкой применения t - критерия Стью-дента для визуальной оценки сходства наблюдаемых распределений (гистограммы) с теоретическим распределением по нормальному закону (соответствующие кривые) использована равномерная 5-бальная шкала. Проверка нормальности распределения выборок с помощью коэффициентов асимметрии А и эксцесса Е (отношения А и Е по модулю к соответствующим стандартным ошибкам не должны превышать числа 3) показывает существенное отклонение от нормальности в случае ВИ по асимметрии (0,52/0,073«7,12>3) и ВК по эксцессу (0,97/0,143«7,46>3) в соответствии с табл. 2. Проверка нормальности распределения выборок с помощью ^-критерия Пирсона и критерия Колмогорова-Смирнова дает высоко значимые (уровень значимости о<0,001) отличия распределений выборок от нормального закона. В связи с нарушением условия нормальности распределений выборок далее применялись непараметрические критерии сравнения средних двух независимых выборок, откуда следует вывод о высоко значимом различии в средних баллах 3,45 для ВИ и 2,22 для ВК.

В настоящее время в ТПУ проводится эксперимент по введению системы независимой оценки качества обучения в тестовой форме с использованием компьютерной технологии [6, 7], в рамках которого тестированием в форме, аналогичной билетам ЕГЭ (в объеме групп заданий А и В, без группы С), с последующей машинной проверкой оценивались остаточные знания школьной программы (ТЕСТ). К сожалению, в 2004 г. ТЕСТ не проводилось. Поэтому в данной работе проведено сравнение ВК03 и ТЕСТ по результатам 2003 г. Сравнение ВК,3 и ТЕСТ проведено по аналогии со сравнением выборок ВИ и ВК. Числовые характеристики выборок ВК,3 и ТЕСТ приведены в табл. 2. Сравнительное распределение выборок ВК03 и ТЕСТ по равномерной 5-бальной шкале отображено на рис. 2. Статистические критерии дали высоко значимые (о<<0,001) различия в средних баллах результатов входного контроля 1,96 для ТЕСТ и 2,38 для ВК03. Таким образом, ТЕСТ определяет уровень знаний студентов ниже, чем ВК. Предложенные тестовые механизмы оценки знаний являются более грубыми, чем существующие традиционные. По аналогии с билетами ЕГЭ билеты ТЕСТ содержат только задания на «угадывание» (группа А) и задания, правильность решения которых проверяются только по конечному числовому результату (группа В).

Ниже результаты ВИ и ВК по 2004 г. рассмотрены по факультетам. Значения основных числовых характеристик выборок ВИ и ВК по факультетам приведены в табл. 3. Значения объема N выборок ВИ и ВК по факультетам изменяются в широком диапазоне от 51 до 214 (см. также рис. 4). Значения т и а выборок ВИ и ВК по факультетам отличаются от соответствующих т и а выборок ВИ и ВК по ТПУ

(табл. 2) на величину от нескольких сотых до нескольких десятых долей по 5-бальной шкале. При этом, как показывает применение непараметрических критериев сравнения средних выборок по факультету и по ТПУ, различие даже в одну десятую долю по 5-бальной шкале приводит к статистически значимым отличиям (уровень значимости о<0,05).

Таблица 2. Числовые характеристики выборок ВИ, ВК, ВК03, ТЕСТ и ВКБл

Выборка Объем N Среднее т Станд. отклонение а Асимметрия А Станд. ошибка ас-симе-трии Эксцесс Е Станд. ошибка эксцесса

ВИ 1133 3,45 0,63 -0,52 0,073 0,28 0,145

ВК 1175 2,22 1,41 0,13 0,071 -0,97 0,143

ВКоз 754 2,38 1,35 0,028 0,089 -0,811 0,178

ТЕСТ 796 1,96 0,99 -0,232 0,087 -0,447 0,173

ВКБл 129 1.05 0,84 0,631 0,213 0,051 0,423

Факультет ФТФ ЭФФ ХТФ ЕНМФ ЭЛТИ ИГНД МСФ ТЭФ АВТФ

Ъи 214 169 144 51 105 162 64 54 170

% 217 174 147 51 115 175 64 55 177

тВИ 3,37 3,49 3,36 3,40 3,31 3,39 3,33 3,55 3,76

тВК 2,32 2,05 2,07 2,36 1,92 2,06 1,91 2,51 2,70

а* 0,56 0,61 0,58 0,76 0,76 0,57 0,77 0,57 0,55

а 1,37 1,32 1,36 1,67 1,31 1,41 1,44 1,43 1,39

ФАКУЛЬТЕТ

Рис. 3. Линейные графики средних баллов с 95 % доверительными интервалами результатов ВИ и ВК по факультетам

Сравнительной характеристикой различия выборок ВИ и ВК может быть распределение выборки ВИ - ВК (рис. 5) разностей результатов выборок ВИ и ВК.

Как следует из рис. 5, 82,5 %, т.е. «4/5 студентов из 1133 не подтвердили на ВК уровня своих зна-

ний, отраженного в ВИ. При этом, например, 7,8 % студентов имеют результаты на ВК ниже соответствующих результатов в ВИ более чем на три балла по 5-бальной шкале.

ФАКУЛЬТЕТ

Рис. 4. Гистограмма числа участников ВК по факультетам

Таблица 3. Числовые характеристики выборок ВИ и ВК по факультетам

Значения средних баллов результатов ВИ и ВК по факультетам с указанием 95 % доверительного интервала приведены на рис. 3. Ширина доверительного интервала, определяющая погрешность измерения среднего, пропорциональна а и обратно пропорциональна уЙ [8]. Таким образом, более широкие доверительные интервалы т для ЕНМФ, МСФ и ТЭФ объясняются в большей мере сравнительно малыми объемами этих выборок N (рис. 4).

Рис. 5. Гистограмма распределения разности значений результатов ВИ и ВК

Представляет интерес исследование результатов ВИ и ВК в зависимости от формы испытания (ФИ) (среди участвовавших во ВК 73,9 % , т.е. «3/4 поступили по результатам ЕГЭ, 10,2 % - по ЦТ, 8,5 % - по ЭКЗ и 7,4 % - по О), отраженное на рис. 6 и 7, где для простоты восприятия использована неравномерная 5-бальная шкала: [0; 2,5] - «неуд»; (2,5;5] -«уд + хор + отл». Из сравнения средних баллов следует, что наиболее низкие средние баллы как в ВИ, так и на ВК в следующих ФИ: ЭКЗ и ЦТ. При этом средние баллы в ВИ и во ВК отличаются почти в два раза. Сравнение результатов ВИ и ВК в зависимости от ФИ отражает ситуацию в целом: различия результатов ВИ и ВК высоко значимы в каждой ФИ.

На рис. 8 и 9 отражены аналогичные результаты ВИ и ВК в зависимости от формы обучения (ФО) среди участвовавших во ВК 67,7 %, т.е. «2/3 поступили на бюджетную форму обучения (Б), 17,1 % -на контрактную (К), 15,2 % - по целевому набору (Ц). Из сравнения средних баллов следует, что наиболее низкие средние баллы как в ВИ, так и на ВК в такой ФО как К.

Сравнение результатов ВИ и ВК в зависимости от ФО отражает ситуацию в целом: различия ре-

зультатов ВИ и ВК высоко значимы в каждой ФО. Аналогичная ситуация наблюдается и, например, в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники [9].

«хор» и (4,5;5] - «отл». Так, например, средний балл в ВК студентов выборки ВИ:(2,5;3], набравших на ВИ от 50 до 60 баллов по 100-бальной шкале, равен 1,581, а средний балл в ВК студентов выборки ВИ:(3;3,5], набравших в ВИ от 60 до 70 баллов по 100-бальной шкале, равен 1,797. Причем, как показывает применение критериев сравнения средних баллов выборок, различие между 1,581 и 1,797 соответствуют уровню значимости а«0,05, граничному между слабо значимыми и статистически значимыми различиями. Остальные средние баллы двух соседних выборок различаются высоко значимо.

Рис. 6. Составная гистограмма ФИ ВИ по неравномерной 5-бальной шкале

Рис

ю

2,5

пятиОальная шкала 8. Составная гистограмма ФО ВИ по неравномерной 5-бальной шкале

ФО: Б ВК: N = 7Э6,т = 2,46,(т = 1,42 ФО: Ц ВК: N = 179,т = 1,89,и = 1,31 ФО: К ВК: N = 200,т = 1,55,а = 1,14 500

400

300

200

100

о

37% Ц^ФГг Я .

1 (Ж1ФО: Ц

31% Ь^ФО: К

1

1

1?1» 14% II.

I

1 4% з% ¡881.

пятиОальная шкала

Рис. 7. Составная гистограмма ФИ ВК по неравномерной 5-бальной шкале

Представляет также интерес исследование результатов ВК в зависимости от диапазонов выборки ВИ, отраженное на рис.10, где для простоты восприятия использована неравномерная 5-бальная шкала: [0; 2,5] - «неуд»; (2,5;3,5] - «уд»; (3,5;4,5] -

2,5

пятиОальная шкала Рис. 9. Составная гистограмма ФО ВК по неравномерной 5-бальной шкале

Отметим, что средний балл т выборки ВК в табл. 1 представляет собой временной ряд, поддающийся компьютерному анализу и прогнозированию [10]. Применяя метод экспоненциального сглаживания и прогнозирования, можно получить спрогнозированный ряд среднего балла т' выборки ВК (табл. 4).

Рис. 10. Составная гистограмма ВК от ВИ по неравномерной 5-бальной шкале

Таблица 4. Средний балл m и спрогнозированный m' ВК по 5-бальной шкале

Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

m 1,906 1,838 1,788 1,770 2,195 2,250 2,308 2,250 2,381 2,216 -

m' 1,915 1,845 1,790 1,770 2,175 2,253 2,309 2,255 2,375 2,225 2,223

Примененная версия экспоненциального сглаживания (демпфированного тренда) является высокоточной, и прогнозу на 2005 г. можно было бы доверять, если не учитывать возможную корректировку прогноза ожидаемой «демографической ямой».

Выводы

1. Отличия результатов ВИ по математике в ТПУ в 2004 г. (ЕГЭ, централизованное тестирование,

олимпиада, вступительный экзамен) от соответствующих результатов ВК математических знаний на основе аудиторной контрольной работы с проверкой ее преподавателями являются статистически значимыми.

2. Средний балл ВИ в форме ЕГЭ выше среднего балла ВК более чем на единицу, что тем более показательно, т.к. из года в год задания по ЕГЭ становятся более сложными и громоздкими (объем полного решения билета ЕГЭ-2004 по математике [11] составляет 15 стр.). Это может говорить об остроте проблемы корректности проведения ВИ.

3. Различия в результатах оценки качества знаний по математике методами ТЕСТ и ВК являются статистически значимыми.

4. Тестовые механизмы ТЕСТ оценки знаний являются более грубыми. Система тестовых испытаний позволяет получить быстро, но грубо (по системе «зачет») срез знаний студентов в отличие от традиционной системы ВК («дифференцированный зачет»).

5. Наблюдаемый рост среднего балла в 1999 году (табл. 1) можно объяснить резким увеличением числа абитуриентов, прошедших обучение на различных подготовительных курсах. В связи с очень низким средним баллом входного контроля для студентов-заочников («1,05 по 5-бальной шкале, табл. 2) можно рекомендовать организацию подготовительных курсов на базе представительств и филиалов ТПУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Похолков Ю.П. Проблемы и основные направления совершенствования инженерного образования // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2003. - № 10. - С. 3-8.

2. Сенашенко В., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2003. - № 8 -С. 8-14.

3. Мотова Г. Система оценки качества образования в странах СНГ и Балтии // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2004. - № 1. - С. 37-40.

4. Финкельштейн В. Уровень математической подготовки выпускников средней школы // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2003. - № 9. - С. 50-51.

5. Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

6. Берестова О.Г., Марухина О.В. Компьютерные технологии в оценке качества обучения // Известия Томского политехнического университета. - 2003. - Т. 306. - № 6. - С. 106-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Марухина О.В., Берестова О.Г. Анализ и обработка информации в задачах оценивания качества обучения студентов вуза // Известия Томского политехнического университета. - 2004. -Т. 307. - № 4. - С. 136-141.

8. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 2002. - 479 с.

9. Иванова Е.В., Рипп А.Г. Пути повышения уровня подготовленности студентов, зачисляемых на первый курс // Современное образование: система и практика обеспечения качества: Матер. регион. научно-метод. конф. - Томск, 2002. - С. 53-54.

10. Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М.: Фи-линъ,1997. - 608 с.

11. Корешкова Т.А., Мирошин В.В., Шевелева Н.В. Математика. Тренировочные тесты ЕГЭ 2004. - М.: ЭКСМО, 2004. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.