Научная статья на тему 'Компьютерный мониторинг качества общего образования'

Компьютерный мониторинг качества общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нищев К. Н., Кадакин В. В., Новопольцев М. И., Смольянов А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерный мониторинг качества общего образования»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЬЮТЕРНЫЙ МОНИТОРИНГ

к.н.

Огарева, доцент,

КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нищее, директор Института физики и химии МГУ им. Н.П.

В.В. Кадакин, министр образования Республики Мордовия,

М. И. Новопольцев, доцент кафедры общей физики,

А.Г. Смольянов, зав. кафедрой информационных технологий, доцент Важнейшим условием эффективного ниторинговых исследованиях вышесто-

управления региональной системой образования является мониторинг качества учебного процесса который представляет собой многоуровневую систему мероприятий, направленных на получение объективной информации об уровне знаний учащихся и качестве преподавания учебных дисциплин, ее обобщение и анализ с целью оптимизации учебного процесса. Эффективность и качество педагогических мониторинговых исследова-

нии значительно возрастают при использовании в них компьютерных методов сбора, хранения и обработки информации о функционировании системы обра- основе результатов компьютерного педа-

ящего уровня.

Основными функциями системы компьютерного педагогического мониторинга являются:

1) диагностическая;

2) контролирующая;

3) аналитическая;

4) обучающая.

Диагностическая функция компьютерного мониторинга реализуется путем сбора и анализа информации, отражающей содержательно-методические аспекты образовательного процесса. Главной целью диагностики, осуществляемой на

зования (компьютерный мониторинг). Основной целью компьютерного педагогического мониторинга является оптимизация управления образовательным процессом на основе современных компьютерных технологий.

Структура региональной системы компьютерного педагогического мониторинга соответствует структуре системы управления образованием. В ней могут быть выделены следующие взаимосвя-

гогического мониторинга, является разработка рекомендаций по коррекции учебного процесса с целью повышения его качества.

Контролирующая функция мониторинга заключается в получении объективных сравнительных данных об уровне знаний определенной группы учащихся.

Аналитическая функция мониторинга состоит в анализе статистических данных, полученных в ходе мониторинговых

занные уровни обобщения и анализа ин- исследований, с целью оценки состояния

и прогнозирования развития системы образования.

Обучающая функция реализуется пу-

формации: преподавательский; школьный; муниципальный; региональный.

Эффективное взаимодействие вышеназванных уровней возможно при выпол- тем использования средств мониторин-

нении следующих условий: га непосредственно в учебном процессе

— наличия согласованных критери- (например, проведение тренировочных

ев оценивания качества учебного процес- тестирований по дисциплине и анализ их

са на всех уровнях управления им;

— применения согласованных техно-

результатов в классе).

В соответствии с характером решае-логий сбора и анализа информации, по- мых задач в компьютерном мониторинге

зволяющих использовать результаты мо- могут быть выделены следующие техно-

ниторинга на нижестоящем уровне в мо- логические уровни:

К.Н. Нищев, В.В. Кадакин, М.И. Новопольцев, А.Г. Смольянов, 2002

1) уровень сбора информации;

2) уровень статистической обработки информации и представления ее результатов в соответствующих формах;

3) уровень формирования рекомендаций по оптимизации учебного процесса.

Система сбора информации включает в себя инструментальные и организационно-методические средства, позволяющие получить достоверные сведения об уровне знаний учащихся как критерии качества общего образования в регионе. С целью получения аналитических данных в мониторинге используется технология многоуровневого компьютерного тестирования учащихся. В соответствии с организационными уровнями мониторинга предусмотрены:

1) текущее тестирование учащихся по отдельным элементам содержания учебного процесса (темам, разделам (модулям) дисциплины), проводимое преподавателями учебных дисциплин;

2) контрольное текущее тестирование по укрупненным элементам содержания учебных дисциплин (организуется администрацией школы и (или) представителями вышестоящих органов управления образованием);

3) контрольное итоговое тестирование учащихся (проводится администрацией школы и (или) представителями вышестоящих органов управления образованием).

Целью текущего тестирования является получение преподавателями сравнительных данных о степени усвоения учащимися заданных элементов содержания учебной дисциплины. Данные, полученные в результате сеансов текущего тестирования, используются для оперативной коррекции учебного процесса по дисциплине и организации индивидуальной работы с учащимися.

Контрольное тестирование на школьном уровне проводится администрацией образовательного учреждения с целью получения обобщенных сведений об уровне знаний учащихся школы по данной дисциплине и его динамике; сравнительного анализа уровня знаний учащихся по разным дисциплинам; оценки степени объективности текущего тестирования.

Контрольные тестирования на муниципальном и региональном уровнях мониторинга предусматривают получение сравнительных данных:

1) об уровне знаний учащихся школ района (города, региона) по заданным элементам содержания отдельной учебной дисциплины (диагностика учебного процесса) или дисциплине в целом (контроль степени соответствия знаний учащихся требованиям ГОС);

2) об уровне знаний учащихся школ района (города, региона) по разным учебным дисциплинам (междисциплинарный мониторинг);

3) о степени объективности контрольных тестирований, проводимых на школьном уровне.

В качестве инструментальной среды сбора, обработки и анализа информации в региональный системе компьютерного педагогического мониторинга целесообразно использовать компьютерную тестовую систему «Инспектор», разработанную в Институте физики и химии МГУ им. Н.П. Огарева (2002 г.). Данная система является открытой и применяется в компьютерных сетях образовательных учреждений. Она позволяет:

— конструировать компьютерные тестовые задания, не имея навыков программирования;

— автоматически формировать тесты заданной структуры из баз тестовых заданий по предметам;

— управлять процедурой тестирования с рабочего места преподавателя и контролировать динамику процесса тестирования каждого испытуемого в режиме реального времени;

— формировать электронные базы данных результатов всех сеансов тестирования, включающие подробные протоколы ответов;

— представлять результаты тестирования в различных формах в зависимости от аналитических целей.

Ключевым элементом региональной системы компьютерного педагогического мониторинга является статистическая обработка результатов тестового контроля уровня знаний учащихся. Соответственно диагностической и контро-

ЗЯ8Й88Й8Й8ЯЯ8Й& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

лирующей функциям мониторинга стати- тестирования заданной группы учащих-

стическая обработка результатов тестирования осуществляется по двум сценариям. По первому из них она проводится

ся по различным элементам содержания учебного процесса.

Во втором случае результатами ста-

с целью анализа информации о степени тистической обработки информации яв-

усвоения учащимися заданных элементов содержания учебных дисциплин (мониторинг по содержанию учебного про-

— с целью сравни-

ляются:

1) абсолютные результаты контрольных тестирований определенной цесса); по второму — с целью сравни- группы учащихся (класса (классов), шко-тельного анализа абсолютных результа- лы (школ)), представленные в виде рантов контрольных тестирований различных групп учащихся (мониторинг учебных достижений учащихся).

Предметом статистической обработки в первом случае выступают массивы данных о результатах тестирования учащихся по отдельным элементам содержания учебной дисциплины (структурным элементам тестирования). Результатами статистической обработки в этом случае являются:

жирных таблиц, графиков, диаграмм;

2) абсолютные и относительные результаты тестирования конкретного ученика, полученные в результате автоматического поиска в базах данных;

3) сравнительные статистические данные о результатах контрольных тестирований по различным группам учащихся и образовательным учреждениям;

4) сравнительные статистические

1) распределение результатов тести- данные о динамике результатов конт-

рования учащихся заданной группы по элементам содержания учебного процесса (темам, разделам (модулям) учебных дисциплин);

рольных тестировании по различным группам учащихся и образовательным учреждениям;

5) статистические данные, характери-

2) статистические данные, отражаю- зующие степень корреляции результатов

щие динамику результатов тестирования учащихся по выбранным элементам содержания учебной дисциплины (темам, разделам (модулям));

тестирования различных групп учащихся по заданным элементам содержания учебного процесса.

Характер и объем информации, обра-

3) сравнительные статистические дан- батываемой в мониторинговых исследованиях, определяется их целями и уровнем мониторинга. На рисунке представ-

ные результатов тестирования различных групп учащихся по заданным элементам содержания учебной дисциплины;

лена схема формирования компьютерных

4) статистические данные, характери- баз данных в региональной системе пе-зующие степень корреляции результатов дагогического мониторинга.

Рег БД

м

м„

Рис. Формирование баз данных на различных уровнях мониторинга

№ 2/3,2002

штшж

На преподавательском уровне мониторинга формируются базы данных

ются соответствующие рекомендации по оптимизации учебного процесса. На пре-П , Пп, содержащие результаты те- подавательском уровне результаты ис-кущих сеансов тестирования по заданным элементам содержания учебной

дисциплины.

На школьном уровне формируются базы данных Ш,, Шп, содержащие обобщенные результаты мониторинга

пользуются преподавателями для оперативной коррекции учебного процесса по дисциплине и организации индивидуальной работы с учащимися. В результате мониторинга на школьном уровне педагогический совет образовательного учреждения разрабатывает рекомендации

учебного процесса на преподавательском уровне, а также результаты контрольных по совершенствованию учебного процес-тестирований, проводимых по инициативе администрации данного образователь-

ного учреждения. Передача данных в базы Ш|; ..., Шп осуществляется по локальным сетям образовательных учреждений или на электронных носителях.

На муниципальном уровне мониторинга формируются базы данных ...,

М , содержащие обобщенные результа- следований на региональном уровне осу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ты мониторинга учебного процесса в об- ществляются оперативный анализ теку-

разовательных учреждениях, подведом- щего состояния региональной системы

образования и планирование образова-

са по соответствующим учебным дисциплинам. Результатом мониторинга на муниципальном уровне является сравнительный анализ качества учебного процесса в образовательных учреждениях района (города), а также рекомендации по совершенствованию учебного процесса в них. В результате мониторинговых ис-

ственных данному муниципальному органу управления образованием, а также результаты контрольных тестирований, проводимых по инициативе муниципальных органов управления образованием. Передача данных из баз образовательных учреждений в базы М,, ..., Мп осуществляется по телекоммуникационным сетям или на электронных носителях.

На региональном уровне мониторин-

тельнои деятельности в регионе.

Условиями функционирования региональной системы компьютерного педагогического мониторинга являются:

1) наличие в образовательных учреждениях персональных компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть;

2) наличие региональной компьютер-

га формируются базы данных РегБД, со- ной системы сбора и статистического держащие результаты контрольных тес- анализа информации, получаемой в ходе

тировании, проводимых по инициативе Министерства образования РМ, а также статистические данные, полученные муниципальными органами управления об-

мониторинга;

3) наличие механизма, обеспечивающего условия для оптимизации учебного процесса в региональной системе образо-

разованием. Передача данных из баз му- вания на основе данных мониторинга;

ниципальных органов управления обра-

4) обучение преподавателей и сотруд-

зованием в региональные базы данных ников органов управления образованием

РегБД осуществляется по телекоммуни- методике и технологиям компьютерного кационным сетям или на электронных мониторинга;

носителях. 5) наличие системы защиты монито-

Результатом исследований, проводи- ринговой информации на всех этапах ее мых на всех уровнях мониторинга, явля- обработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.