Научная статья на тему 'Компьютерные технологии в современном экономическом образовании'

Компьютерные технологии в современном экономическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горнева Е. А.

Компьютерные технологии обработки экономической информации становятся все более востребованными в хозяйственной деятельности. В значительной мере это связано с появлением мощных универсальных и простых в применении интегрированных систем пакетов прикладных программ, которые в настоящее время являются основной формой специализированного программного обеспечения экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии в современном экономическом образовании»

практических и теоретических задач, возникающих в обществе. Чем полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека. И это важно учитывать в процессе обучения и воспитания, в повышении общей культуры общества.

Список литературы:

1. Немов P.C. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1994.

2. Столяренко Л. Д. Педагогическое общение // Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов-н/Д: «Феникс», 2004. - C. 238-247.

3. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. - К.: Вища школа, 1987. - 207 с.

4. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 544 с. - (Серия «Учебники, учебные пособия»).

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Горнева Е.А.*

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Компьютерные технологии обработки экономической информации становятся все более востребованными в хозяйственной деятельности. В значительной мере это связано с появлением мощных универсальных и простых в применении интегрированных систем - пакетов прикладных программ, которые в настоящее время являются основной формой специализированного программного обеспечения экономической деятельности. В наиболее общем случае пакеты прикладных программ определяются как «комплексы взаимосвязанных средств системного и прикладного уровня, позволяющие решать задачи экономического содержания» [1, с. 3]. Это позволяет охватить достаточно широкий круг программных разработок, имеющих целью повышение уровня применения компьютерных средств при подготовке специалистов экономического профиля, реализуя при этом одно из основных направлений информатизации образования -совершенствование педагогических технологий, использующих возможности ИКТ.

* Старший преподаватель кафедры Автоматизированных информационных систем и технологий, кандидат педагогических наук.

Сегодня на рынке программных продуктов наиболее распространены пакеты прикладных программ серий 1С (1С: Предприятие, 1С: Бухгалтерия, 1С: Зарплата и пр.), БЭСТ (БЭСТ-Про, БЭСТ-Офис, БЭСТ-План) и др. Область их применения постоянно расширяется, а навыки работы с этими пакетами становятся все более востребованными, поскольку они выступают эффективным инструментом для решения производственных и научных задач. Так, Л.В. Смоленцева указывает: «Выпускник вуза с квалификаций «экономист» должен не только разбираться в финансово-экономических понятиях, но и в совершенстве владеть принципами работы информационных систем, уметь выбирать из огромного количества предлагаемых на сегодняшнем информационном рынке те программные пакеты, которые будут ему необходимы в профессиональной дальнейшей деятельности» [2].

Дисциплина «Разработка и применением пакетов прикладных программ», являясь отражением современного образовательного процесса, ориентирована, в первую очередь, на формирование у студентов умений и навыков решения профессионально-ориентированных экономических задач средствами информационных систем и технологий, а также разработки программных средств, адаптированных к изменяющейся предметной области. Курс обеспечивает решение ряда задач:

- формирование у студентов целостного представления о пакете прикладных программ как специфическом программном средстве, обеспечивающем высокую степень автоматизации решения проблемных задач и обладающем набором инструментов, адаптирующих его к изменяющим условиям применения; изучение типовой структуры 111111;

- ознакомление нормативно-правовых основ разработки программных средств и информационных технологий, а также системы стандартов (международных, национальных, отраслевых и внутрифирменных);

- изучение технологий работы в пакетах прикладных программ экономического назначения, тенденций их развития, роли современных информационных технологий в экономике.

В результате изучения курса у студентов должно быть сформировано представление:

- об устройстве и входных языках типовых пакетов прикладных программ общего назначения;

- о принципах адаптивного поведения пакетов прикладных программ и разработки программной оболочки;

Студенты должны знать:

- тенденции развития современных программных средств;

- основы устройства пакетов прикладных программ, типовые приемы их конструирования, возможности их применения для решения задач экономической деятельности;

- организацию проектирования программных средств и информационных технологий и содержание различных этапов процесса разработки с использованием государственного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».

Студенты должны уметь:

- проектировать, конструировать и отлаживать пакеты программ экономического назначения;

- использовать существующие пакеты прикладных программ для организации эффективного и экономически целесообразного хозяйствования.

В содержании курса «Разработка и применение пакетов прикладных программ» можно выделить два информационных модуля:

Модуль 1. Теоретические основы разработки и применения пакетов прикладных программ в экономической деятельности.

Модуль 2. Практикум по алгоритмическому моделированию элементов экономических информационных систем.

Теоретический модуль решает сложную задачу ознакомления студентов как с основами проектирования программного обеспечения, так формирования у них целостного представления о технологии работы с готовыми программными продуктами. Так, в ходе теоретической подготовки предусматривается изучение следующих тем и разделов:

- программное обеспечение, его классификация, основные качественные и экономические критерии применительно к разработке и использованию программных средств специального назначения;

- жизненный цикл программного продукта, стадии разработки, стандарты в информационных технологиях;

- характеристика пакетов прикладных программ как продуктов производства, теоретические основы их проектирования и разработки (проектирование управляющих и обсуживающих модулей ППП);

- особенности применения пакетов прикладных программ в экономической деятельности (пакеты прикладных программ, реализующие типовые процедуры обработки экономической информа-ции на ПЭВМ; пакеты прикладных программ по экономико-математическим методам; пакеты программ статистического анализа данных и прогнозирования);

- классификация и особенности применения текстовых и табличных процессоров, графических пакетов, интегрированных пакетов для решения производственных и научных задач.

Второй модуль - практикум по проектированию и алгоритмическому моделированию элементов экономических информационных систем - предусматривает формирование у студентов следующих компетенций:

- навыков работы с современным программным обеспечением экономической деятельности;

- умений применять современные пакеты прикладных программ для обработки финансовой и управленческой информации, решения экономико-математических задач;

- навыков применения пакетов прикладных программ для построения имитационной модели организации;

- способности самостоятельно применять инструментальные СЛ8Б-средства для анализа бизнес-процессов организации.

При формировании учебного материала практического модуля были определены два главных условия:

Профессионально-прикладная направленность учебного курса.

Обучение студентов использованию наиболее перспективных компьютерных технологий обработки экономической информации.

В соответствии с этими требованиями нами разработана методика проведения лабораторно-практических занятий, которые строятся следующим образом: знакомство с инструментом; пошаговое выполнение заданий, сформулированных в обучающей программе; выполнение проекта, определенного в индивидуальном задании.

Предлагаемая методика и содержание курса обеспечивают разностороннее рассмотрение и практическое освоение идей и методов объектно-ориентированного подхода, развивают системное мышление у будущих специалистов, готовя их к постановке и решению новых задач.

Список литературы:

1. Павлов И.В. Применение пакетов прикладных программ в довузовской подготовке по математике (на примере курса для специальности «Прикладная информатика в экономике»): автореф. дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / И.В. Павлов. - М., 2006. - 24 с.

2. Смоленцева Л.В. Социальный аспект преподавания пакетов прикладных программ [Текст] / Л.В. Смоленцева // Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики: материалы II Всероссийской научной конференции, 17-18 декабря 2005 г. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© Дернова В.В.*

Пермский филиал Государственного Университета - Высшая Школа Экономики, г. Пермь

* Преподаватель кафедры Высшей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.