Л. В. Смоленцева
КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД В КОМПЬЮТЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЭКОНОМИСТОВ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЕ
Ключевые слова: компетентность, бакалавр, контекстное обучение, competence, the
bachelor, contextual training.
Рассматриваются вопросы перехода к Болонской системе высшего образования, в частности, двухуровнему образованию. Акцент сделан на компьютерную подготовку бакалавров экономического профиля и формированию их информационно-профессиональной компетности. The article considers the questions of transition to Bologna system of higher education, in particular, to two-level formation. The accent is made on computer preparation of bachelors of an economic structure and to their formation information-professional competence
Система высшего образования в нашей стране развивается в соответствии с принятой Болонской декларации, к которой РФ присоединилась в 2003 году. Это определило требования к формированию информационно-профессиональной компетентности у студентов высшей школы. В рамках Болонского процесса стало возможным:
- введение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании в соответствии с формой, разработанной под эгидой ЕС
- введение единого для всей Европы механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской системы перевода кредитов (ECTS).
- введение двухуровневого образования (бакалавриат и магистратура);
- создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей;
- установление общеевропейских критериев оценки качества образования;
- проведение Болонских семинаров и конференций для поддержания сотрудничества с другими странами и регионами мира;
Европейская система кредитов (ECTS - European Community Credit Transfer System)показывает, какую часть годовой нагрузки составляет данный курс в общевузовской или факультетской шкале кредитов. В системе ECTS одному году обучения соответствуют 60 кредитов; 30 - полугоду (семестру); 20 - триместру обучения. Студент получает зачет кредитов по учебному курсу, только выполнив все требования, включая сдачу зачета или экзамена и другие формы контроля. Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов при трех годах обучения, или не менее 240 кредитов при четырех годах обучения. Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать не менее 300 кредитов.
Система ECTS требует не только подсчета учебной нагрузки по каждой дисциплине и соответствующего числа кредитов, но и детального описания всей программы обучения в вузе с информацией о содержании, методов обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах и поддержке иностранных студентов. Следует отметить, что Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, но никакой другой, способной с ней конкурировать системы в Европе не появилось [3].
Если традиционное понятие «квалификация специалиста» подразумевает функциональное соответствие между требованиями будущего рабочего места и целями образования, а подготовка сводится к усвоению студентами стандартного набора знаний, умений
167
и навыков, то «компетенция» бакалавра предполагает развитие способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, нести ответственность за последствия своей деятельности. Система БСТБ делает существенную ставку на компетентностный подход в образовании.
Компетенция - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и способностей, обеспечивающих выполнение определенной профессиональной задачи.
Компетентность - способность осуществлять профессиональную деятельность в рамках освоенной компетенции, принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации.
Информационная компетентность включает в себя:
- целостное миропонимание и научное мировоззрение, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе;
- представление об информационных объектах и их преобразовании с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств, реализующих эти технологии;
- совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, основанных на переработке и использовании информации;
- готовность и способность к дальнейшему самообразованию с использованием современных информационных технологий [4].
Организаторы болонского процесса разработали стратегию, проникнутую заботой о росте европейской экономики, развитии бизнеса, об интересах работодателя. В перспективе на основе данного процесса спрос работодателя на квалифицированных работников будет обеспечен более широким и разнообразным выбором выпускников высших учебных заведений, входящих в расширенное образовательное пространство. Россия как член Совета Европы, присоединившаяся к Болонскому, постепенно внедряет его основные компоненты: двухуровневое обучение в вузах и взаимное признание дипломов, перезачет и накопление кредитов, мобильность и контроль качества, создавая «Общее пространство Россия - ЕС в области науки и образования» [1].
В рамках выполнения задачи подготовки информационно компетентных бакалавров экономического профиля важным фактором является изучение общих закономерностей обработки информации на задачах, отражающих их будущую профессиональную деятельность. Новые задачи в жизни высшей школы продиктованы переменами в сфере технологий, глобализацией и конкуренцией. Современные информационные технологии обеспечивают развитие распределенного обучения, то есть позволяют сочетать занятия в вузе с курсами в системе Интернет. Сегодня компьютерные технологии стремительно унифицируют содержание образовательного процесса в России, приближая его к западноевропейским и американским стандартам. Многие преподаватели в Европе и США строят свои курсы с учетом возможности посылать учебные программы, тексты лекций через Интернет, обеспечивая изучение материала как в аудитории, так и за пределами университета. При этом компьютер все неотвратимее становится посредником между преподавателем и студентом. Компьютерные обучающие программы дистанционное обучение, новые методики тестовой оценки знаний стали сегодня едва ли не главными показателями эффективности работы каждого учебного заведения.
Для реализации этих задач целесообразно в учебные планы подготовки экономистов вводить изучение таких информационных дисциплин, как информатика, информационные системы, пакеты прикладных программ. Это связано с тем, что социальная политика государства в настоящее время ориентирована на высокий профессионализм выпускников во всех областях народного хозяйства.
Практика инновационного управления в сфере производства и коммерции российских предприятий, научных исследований и образования испытывает острую потребность в новых программных продуктах и специалистах, владеющих навыками работы с ними. Статус российского рынка информационной продукции и услуг определяется социальной ролью российских производителей и потребителей информационной продукции. К такой продукции можно отнести разработку и применение профессиональных пакетов прикладных программ (ППП). ППП - это комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области. ППП являются мощным инструментом автоматизации решаемых пользователем задач, практически полностью освобождая его от выполнения рутинной однообразной работы.
Например, студентам вузов - будущим экономистам можно рекомендовать изучение ППП компании 1С: «1С: Предприятие 7.7», «1С: Предприятие 8.0», или серии БЭСТ компании « Интеллект-Сервис»: «БЭСТ-5», «БЭСТ - Офис», « БЭСТ-ПРО». Будущим менеджерам целесообразно поработать с «БЭСТ - План», «БЭСТ - Маркетинг», «Project Expert», «Audit Expert», «Sales Expert». Студенты, изучающие юриспруденцию, должны хорошо владеть правовыми пакетами, такими как «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Знание этих программных продуктов в достаточной степени характеризует уровень подготовки бакалавра и его конкурентоспособность на рынке труда.
Существует еще одна социальная группа - это работающие специалисты, решившие повысить свой профессиональный уровень либо переквалифицироваться с целью подняться по социальной лестнице. В этом случае стоит провести входное тестирование уровня информационной подготовки обучаемого, а затем в зависимости от его профессиональных задач сориентировать на конкретную программу обучения. В целом любая область предполагает использование соответствующего ряда ППП
С развитием компьютерных технологий автоматизация финансово-хозяйственной деятельности в условиях производства становится неотъемлемой составляющей функционирования каждого предприятия. Например, бакалавр с квалификаций «экономист» должен не только разбираться в финансово-экономических понятиях, но и в совершенстве владеть принципами работы информационных систем, уметь выбирать из огромного количества предлагаемых на сегодняшнем информационном рынке те программные пакеты, которые будут ему необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности. Например, использование пакетов «БЭСТ - План», «БЭСТ Маркетинг», «1 С: Предприятие» позволяет решать вопросы планово-финансовой, маркетинговой, проектно- исследовательской деятельности в работе предприятия (организации), а применение пакетов «БЭСТ - ПРО», «БЭСТ - Офис», служит для решения экономических и бухгалтерских задач, «Project Ex-pert» необходим для составления бизнес- планов и инновационной деятельности работы организации, а «Галактика» и «Компас» позволяют автоматизировать всю деятельность предприятия от формирования заказа до стадии послепродажного обслуживания. Широкий выбор пакетов такого класса приводит к тому, что студенты должны не просто овладеть навыками работы с ними, но и приобрести необходимые компетенции, т.е. способность творчески подходить к решению конкретных экономических задач с использованием определенного пакета. То есть информационно-профессиональная компетентность экономистов предполагает овладение информационной компетентностью на уровне, достаточном для решения экономических задач и дальнейшего творческого саморазвития. Формирование информационно-профессиональной компетентности требует дифференцированного подхода, учитывающего начальный уровень подготовки и контекстного подхода, предполагающего обучение в обстановке, приближенной к реальной профессиональной деятельности.
Для того чтобы объективно оценить уровень приобретённых компетенций бакалавров, целесообразно периодически осуществлять проверку пройденного материала. В силу
специфики изучаемого материала возникает проблема, а именно: пакеты прикладных программ сами по себе не несут полной информации, так как их идеология строится на использовании понятий, формируемых в других дисциплинах - таких, как бухгалтерский учёт, финансовый анализ, основы хозяйственной деятельности, маркетинг, банковское дело, рынок ценных бумаг и так далее. Без них изучение таких ППП становится проблематичным. Поэтому наиболее объективная оценка компетентности бакалавров должна проводиться в два этапа.
На первом этапе необходимо усвоить профессиональные понятия и определенные навыки, которые следует использовать при работе с ППП. Например, при изучении бухгалтерских пакетов предполагается выполнение всех операций, начиная от занесения исходных остатков и заканчивая анализом бухгалтерской отчетности. Для проверки этих знаний целесообразно проводить начальное тестирование и согласно его результатам дифференцировать обучаемых по разным группам в зависимости от уровня подготовленности. Каждая группа занимается по своей методике и в процессе освоения программы подвергается контрольному тестированию и проверке практических навыков с помощью специально разработанных контрольных заданий. Согласно Болонской системе рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:
А - «отлично»;
В - «очень хорошо»;
С - «хорошо»;
Б - «удовлетворительно» ;
Е - «посредственно»;
Б - «неудовлетворительно».
На втором этапе студентам предлагается самостоятельно решить ряд задач, имитирующих реальные ситуации, то есть создать некую виртуальную модель действующего предприятия. При этом четко формулируются условия и цели задачи, но не даются ни алгоритм, ни методика достижения этих целей. В итоге у обучаемых развивается мышление, что позволяет им самостоятельно выбирать конкретный ППП для решения своих профессиональных задач. Однако следует помнить, что использование компьютеров в системе управления предприятием не самоцель, компьютеры и связанные с ним программные средства и электронное представление информации «вторичны» по отношению к функциям управления, алгоритмам и механизмам достижения целей управления. Например, освоение компьютерных систем бухгалтерского учета требует целостного представления об информационной системе предприятия, оценки ее состояния, перспектив и тенденций развития. Большое внимание должно уделяться изучению объекта управления - предприятия (организации) с позиций компьютеризаций системы управления, соответствию информационных технологий требованиям решаемых задач, выбору средств разработки компьютерных систем [5].
Выпускники вузов должны обладать профессиональной компетентностью, выражающейся в умении работать с различными источниками информации в современной компьютерной среде, анализировать экономические задачи с использованием аналитических информационных систем, разрабатывать ценовую политику применения информационных технологий, организовывать электронный документооборот, при необходимости управлять предприятием на основе информационных систем [6].
Сегодня компьютерные технологии стремительно унифицируют содержание образовательного процесса в России, приближая его к западноевропейским и американским стандартам. Все шире используются компьютерные обучающие программы (копры), дистанционное обучение, новые методики тестовой оценки знаний. Компьютеризация образовательного процесса значима для тех сфер деятельности, где компьютер является необходимым рабочим инструментом: бухгалтерский учет, банковское дело, финансово-
кредитные операции, статистика, конструкторские работы. В гуманитарном цикле копры
представляют, как правило, достаточно сокращенный, отжатый материал учебных курсов, тесты для самоконтроля, рекомендуемую литературу по темам.
Несмотря на достоинства Болонской системы образования, системы стандартов, выдвигаемой ею, некоторые исследователи находят и отрицательные качества Болонской образовательной системы. Например, из ее образовательного цикла, по существу, выпадает воспитательный момент. Об этом свидетельствуют увлеченность «менеджеров от образования» дистанционными методами обучения, замена связки «преподаватель - студент» связкой «компьютер - студент», предпочтение письменных форм обучения и экзаменов устным, отношение к лекции как инерционной, нетворческой форме и многое другое. Но лекции есть не только передача информации, но и интеллектуальное, духовное воздействие преподавателя на студентов, а сам преподаватель - воплощение и персонификация авторитета знания. «Воспитательный эффект возможен лишь при живом общении основных участников процесса обучения - учителя и ученика. Образовательная система, которая отказывается от воспитательных задач, ущербна» [2].
Студентов пугает и такой аспект приобщения к Болонскому процессу, как увеличение количества учебных часов для самостоятельной работы. Однако следует отметить, что самостоятельная работа студента, так или иначе, опирается на помощь преподавателей. Если вдруг у студента в процессе обучения будут возникать трудности, он всегда может обратиться к преподавателю-консультанту. Кроме того, для организации самостоятельной работы необходимо создание специальных учебно-методических пособий, соответствующих используемым технологиям обучения в соответствии с дифференцированным и контекстным подходами.
Таким образом, в Болонской системе и сопровождающей ее системе компьютеризации образовательного процесса есть свои плюсы и минусы; моменты, усложняющие и упрощающие процесс образования студентов высшей школы. Однако интеграция компетентност-ного подхода с дифференцированным и контекстным подходами позволит сформировать информационно-профессиональную компетентность бакалавров экономического профиля.
Литература
1. Бурцев, А.К. Болонский процесс: основополагающие материалы/А. К. Бурцев, В. А. Звонова. Режим доступа: http://www.mistral.ru/book.asp?cod=220351 &гр=137&ир=1, свободный.
2. Мальцев, Г.В. Реформа юридического образования и Болонский процесс /Г.В. Мальцев. Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/journ/0606/ malcev.doc, свободный.
3. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования / С.Д. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.
4. Чубарян, О.М. Педагогические условия формирования информационно-экономической компетентности менеджера образования: дисс. ... канд. пед. наук / О.М. Чубарян. - Ростов н/Д., 2002. - 159 с.
5. Шипулина, Л.А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий: дисс..канд. пед. наук/Л.А. Шипулина. - Ставрополь, 2004. - 158с.
6. Юдина, О.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономического вуза средствами информационных технологий: дисс. .канд.пед.наук / О.В. Юдина. - Самара, 2002. - 209с.
© Л. В. Смоленцева - соиск. каф. высшей математики КГТУ.