Секция инженерной графики и компьютерного дизайна
УДК 515+621.327.22
Е.Г. Утишев
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДИЗАЙН»
Особенностью профессиональной деятельности дизайнера является необходимость оперирования в воображаемом трехмерном пространстве. Она требует владения определенными визуально-мысленными навыками при формообразовании изделий и сложных проектов из трехмерных графических примитивов. Ху-дожнику-дизайнеру технических проектов важно конкретное, образное восприятие мира, которое в сочетании с их фантазией и способствует развитию художествен. -
, -
туациях и решать задачи без непосредственного их выполнения в реальности.
На кафедре инженерной графики и компьютерного дизайна ТРТУ создается комплекс мультимедийных учебных материалов по изобразительной геометрии, в частности анимационные клипы.
Целью разрабатываемого программно-методического комплекса является создание единых базовых учебно-демонстрационных материалов по изобразительной геометрии для ТРТУ и его филиалов, которые обеспечили бы следующее:
♦ комфортные условия усвоения уч ебного материала за счет дружествен-
ного интерфейса и учета индивидуальных способностей студента;
♦ минимизацию затрат нервной эне ргии и умственных усилий студентов;
♦
процессов анализа и синтеза проекционного моделирования;
♦ унификацию в использовании тер минологии и обозначений в соответст-
вии с рекомендациями научно-методического совета по изобразительной геометрии Министерства образования РФ.
Содержательная часть этого комплекса основывается на ряде учебных пособий, разработанных преподавателями кафедры, три из которых имеют гриф Министерства образования РФ.
Дополнительной активизацией мышления и активного воображения являются , . -ных сцен для изложения тем изобразительной геометрии позволяет глубже и в динамике изучать громоздкие процессы формообразования изделий, ограниченных кривыми поверхностями, а также служит для демонстрации поэтапного решения . -
ских пособий типа плакатов, нединамических учебных моделей и т.п.
Достаточно сложные пространственные проекты требуют значительных мыслительных усилий при их вербальных или текстовых представлениях. Цветная анимация (визуадизация) геометрических построений, имитирующих действия студента за чертежным столом, является наиболее динамичной формой представ-
Секция инженерной графики и компьютерного дизайна
ления графической информации. Анимация, дополненная соответствующим звуко-
, ,
.
Такая технология обучения позволяет наглядно продемонстрировать любые геометрические преобразования за 25-35 секунд, допускает эту демонстрацию при необходимости неоднократно повторить, замедлить или остановить в любой мо, . как при аудиторном, так и при самостоятельном или дистанционном обучении быстрее и полнее изучать теоретические основы трехмерного геометрического моделирования (синтеза).
В настоящее время в сервер кафедры уже загружен ряд анимационных клипов с использованием графических пакетов типа Flash 5, Corel R.A.V.E. 1.0, Power Point и т. п.
Студенты, которые имеют доступ к компьютерной сети ТРТУ, могут пользоваться ими для самостоятельной проработки различных учебных тем, выполнения домашних и контрольных работ для соответствующих графических курсов. Примером могут служить следующие анимационные клипы, которые уже внедрены в учебный процесс:
♦ демонстрация поэтапного графического решения основных позиционных и метрических задач;
♦ формообразование (геометрическое конструирование) деталей с помощью графических трехмерных примитивов (призм, цилиндров, конусов, торов и т. п.);
♦ геометрический анализ и синтез деталей и демонстрация процесса нанесения на них размеров (геометрических, координирующих, габаритных,
);
♦ графическое преобразование чертежа изделия, которое вычерчено на эпюре Монжа по правилам ЕСКД, в точную аксонометрию на любую дополнительную плоскость и при случайном направлении взгляда про-
( );
♦ графическое преобраз ование чертежа изделия, которое вычерчено на эпюре Монжа по правилам ЕСКД, в его перспективное изображение по методу архитекторов при целесообразно выбранной линии горизонта и
( );
♦
ЕСКД ГОСТ 2.305-68;
♦
(геометрических, координирующих, габаритных и справочных) в соответствии с правилами ЕСКД.
Опыт использования мультимедийных учебных пособий и особенно анимационных клипов показывает значительное повышение эстетической выразительности обучения, побуждает личностные мотивы обучаемого и, как следствие, повышает эффективность обучения. С нашей точки зрения, использование компьютерных технологий в графических дисциплинах актуально, необходимо и неотвратимо. Только соответствующие компьютерные технологии могут обеспечить продуктивное усвоение учебных графических курсов при постоянном дефиците времени в соответствии с новыми образовательными стандартами. Характерной особенностью мультимедийных обучающих программ является высокий уровень эмоционального воздействия на студента. В области же самообразования, в частности самостоятельной или дистанционной работы, мультимедийные технологии в современных условиях не имеют альтернативы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник // Высшее образование в России. 2001. № 1. С.121-123.
2. Куприянов М., Околелое О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. № 1. С.124-126.
3. Вишняков ЮМ., Родзин С.И. Функциональные требования к обучающим гипермедиасредам поддержки ресурсов открытого образования // Вестник ТРТУ-ДонДТУ. Материалы 2-го Международного научно-технического семинара «Практика и перспектива развития институционного партнерства». Донецк. 2001. № 1. С.3-15.
4. . . //
научно-методической конференции вузов Сев. Кавказа «Проблемы интеграции гуманитарных, фундаментальных и профессиональных знаний в техническом образовании». Новочеркасск. 2001. С.171-172.
УДК 561.3+514:593.3
ВТ. Ли
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОЩНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ СЦЕН
Информационное состояние визуализатора среды виртуальной реальности (СВР) определяется тремя параметрами (рис. 1):
♦ количеством геометрической информации статической модели макета -ось А;
♦ динамикой поведения (движения) всех подвижных объектов макета -ось В;
♦ динамикой поведения (движения) наблюдателя - ось С.
Рис.1