Научная статья на тему 'Компьютерно-интерактивная социальная система: социализация и киберсоциализация'

Компьютерно-интерактивная социальная система: социализация и киберсоциализация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
204
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / CYBERSOCIALIZATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЦЕННОСТИ / VALUES / НОРМЫ / NORMS / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / КОМПЬЮТЕРЫ / COMPUTERS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ПРОБЛЕМЫ И ПРИЧИНЫ / PROBLEMS AND CAUSES / КОМПЬЮТЕРНО-ИНТЕРАКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / COMPUTER-INTERACTIVE SOCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бештоков Магомет Владимирович

Прогресс компьютерных и интернет-технологий вносит серьезные перемены в общество. Одной из них стало появление такого понятия, как «киберсоциализация». В данной статье автор стремится раскрыть суть процесса киберсоциализации и сравнить его с общепринятой социализацией. Анализ данных понятий позволит более эффективно исследовать социализационные процессы и потенциалы компьютерно-интерактивной социальной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бештоков Магомет Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer-interactive social system: socialization and cyber-socialization

Progress of computer and Internet technology, is making major changes to society One of them is the emergence of such concept as "cyber-socialization". In this article, the author tries to reveal the essence of cyber-socialization process and compare it with conventional socialization. Analysis of this concepts will let better explore processes of socialization and potentials of computer-interactive social system.

Текст научной работы на тему «Компьютерно-интерактивная социальная система: социализация и киберсоциализация»

Слово молодым ученым

М.В. Бештоков

аспирант Южного федерального университета*

Компьютерно-интерактивная социальная система: социализация и киберсоциализация

Понятие «социализация индивида» является одним из главных в изучении социологии молодежи. В наши дни, с учетом стремительного развития компьютерных и интернет-технологий, их проникновения и «об-рутинивания» в социуме, особо остро стоит вопрос о новых сферах и средах социализационных процессов. Речь идет о таком понятии, как «киберсоциализация», и ее отличиях от общепринятой социализации молодежи. Для начала следует установить, в чем суть самой социализации.

Социализация находится в центре исследования таких гуманитарных наук, как философия, социология, психология, культурология, педагогика. В рамках этого термина изучаются и поясняются явления и процессы, определяющие становление и жизнедеятельность индивида как объекта социального воздействия и субъекта социальных отношений. Впервые этот термин был введен в науку около века назад, а его создателем считается автор книги «Теория социализации» американский социолог Ф. Гиддингс.

Социализация - это процесс, связанный с передачей норм и установок общества индивиду и с усвоением индивидом этих норм и установок для успешной жизнедеятельности в обществе1. Опираясь на словарь «Социология молодежи», мы можем определить социализацию как двойственный процесс, при котором общество постоянно передает индивиду, а индивид самостоятельно в течение всей жизни усваивает и перенимает из общества нормы, взгляды, установки, ценности и поведенческие образцы для полноценного существования в данном обще-стве2. Подтверждение этому можно найти в Российской социологической энциклопедии, которая определяет социализацию как процесс усвоения человеком норм, образцов поведения, механизмов мышления и ценностей, требующихся для функционирования человека в социуме3.

Социализация характеризуется как процесс становления человека в обществе в результате не только усвоения, но и дальнейшего воспро-

* Бештоков Магомет Владимирович, e-mail: xeluthor@gmail.com.

1 Ковалева А.И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 139-143.

2 Социология молодежи : энцикл. словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М., 2008. С. 442.

3 Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1999. С. 478.

изведения человеком усвоенных норм, установок, взглядов, социального опыта. Одним из ее факторов является усвоение норм и ценностей общества, в котором находится индивид, что позволяет ему быть полноправным членом данного общества. Н.Я. Бульшунова описывает ценности как меру соизмерения действий и поступков индивида, позволяющих ему быть человеком вне зависимости от ситуации. Размытая система общественных ценностей не позволяет социализации быть полноценной; не позволяет индивидам руководствоваться в выборе убеждениями, отводя ведущую роль ситуационным обстоятельствам, ввиду чего личность также становится неустойчивой1.

Важную роль в социализации играют социальные институты. Они появляются в обществе в ответ на попытки людей и общностей реализовать свои потребности сообща. Находя решения и способы реализации этих потребностей, в обществе создается система образцов поведения, которая закрепляется в общепринятых стандартах поведения, обычаях, традициях при помощи многократного и повсеместного повторения и положительной оценки. Так, принятые и узаконенные образцы поведения и реализации потребностей человека превращаются в социальные институты2.

Молодежь, являясь специфической социальной группой, требует наибольшего внимания к условиям социализации, потому что, во-первых, это наиболее активная и неустойчивая, неопытная группа; во-вторых, молодежь, находясь на стыке первичной и вторичной социализации, получает жизненно важные установки норм, ценностей и мировоззрения в целом, что в дальнейшем станет основой ее образа мышления и жизни, а следовательно, основой менталитета страны. Социализация молодежи имеет ряд подходов, теорий и концепций, из которых мы бы хотели особо выделить концепцию социального развития молодежи В.И. Чупрова. По мнению автора, молодежь обладает тремя важнейшими социальными функциями: воспроизводственной, инновацион-

w w О

ной и трансляционной3.

Воспроизводственную функцию можно представить как способность молодежи наследовать имеющийся опыт предыдущих поколений и далее воспроизводить этот опыт, социальные нормы, ценности, общественные отношения. Инновационная активность молодежи характеризуется внесением изменений в процесс социализации, добавлением чего-то нового от себя. Трансляционная функция молодежи является своего рода закольцовыванием социализационного процесса: молодежь, получив опыт от старшего поколения, сама становится старшим поколением для новой молодежи и т.д. Особо подчеркнем, что этот, казалось бы,

1 Большунова Н.Я. Социокультурные смыслы образования: развитие субъектности и индивидуальности // Социокультурные проблемы современной молодежи : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. I / под науч. ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. Новосибирск, 2009. С. 25-46.

2 Добренькое В.И. Социологические институты и процессы. М., 2000. С. 36.

3 Чупров В.И. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи : дис. ... д-ра социол. наук. М., 1994.

обыденный и очевидный процесс является чрезвычайно важным фактором социализации, поскольку значительная часть социализационных элементов и процессов обусловливается передачей норм, ценностей и взглядов от предыдущего поколения к последующему. Нарушение этого порядка, ослабление или искажение данной связи поколений привели бы к искажению и самой социализации, так как последующие поколения лишились бы прочной социализационной основы своих предков, чей образ жизни и мировоззрение сложились исторически и культурно на протяжении многих веков.

Рассмотрев понятие социализации и научные подходы к ее изучению, мы можем приступить к анализу понятия «киберсоциализация». По мнению В.А. Плешакова, киберсоциализация человека может быть определена как «социализация личности в киберпространстве - процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потреб-ностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности»1. Возникает вопрос: насколько обычная социализация и киберсоциализация отличаются и являются ли они по сути своей разными, отдельными процессами?

Для начала выясним, является ли киберсоциализация виртуальной и что вообще из себя представляет виртуальность. Техническое развитие компьютеров и мультимедиа позволяет моделировать в компьютерной среде искусственные модели и образы, что можно определить как «виртуальное воссоздание», «виртуальный вариант». Социальное же развитие информационной и коммуникативной среды Интернета, позволяющее реализовывать взаимодействие между индивидами при помощи компьютерной техники, нельзя определенно назвать виртуальной реальностью2. Многие ученые сходятся в этом, говоря о том, что понятие «виртуальность» недостаточно четко характеризует реальную практику компьютерно-интерактивной социальной системы. К примеру, картины в музее, используемые для интернет-галереи на сайте этого музея, или вовсе полноценная экскурсия, собранная в мультимедиаформате, едва ли являются виртуальным творением. Конечно, оно существует в компьютерном формате, но оно попало туда из реальности путем оцифровки реально существующих вещей: картин, интерьеров, экспонатов и т.д. Также нельзя определенно назвать виртуальным взаимодействие людей в Интернете, когда речь идет о межличностном общении. Разговор между людьми через Интернет, очевидно, является реальным актом общения, а сами компьютерные и интернет-ресурсы используются как техни-

1 Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / под общ. ред. А.В. Мудрика. М., 2011. С. 24.

2 См., например: Michael H. The Metaphysics of virtual reality // Virtual reality: theory, practice and promise / ed. S.K. Helsel, J.P. Roth. Westport; L., 1991. P. 27-33.

ческие средства1. С этой позицией ученых мы полностью согласны. Данные положения свидетельствуют о том, что компьютерные и интернет-технологии, их элементы и механизмы являются новой средой социализации, дополняющей и продолжающей привычную, общепринятую, реальную среду.

Стоит отметить, что в компьютерно-интерактивной социальной системе существуют и действительно виртуальные в своей основе элементы. Такими элементами являются компьютерные игры, действие которых происходит в виртуальной среде2. Мы также согласны с учеными, что в компьютерных и интернет-ресурсах присутствуют факторы, являющиеся по сути своей сугубо виртуальными, однако они имеют возможности выхода в реальность, в жизнь. Это обусловлено тем, что даже в виртуальной среде коммуникация происходит между реальными людьми, производя на них не менее реальное воздействие, чем и обеспечивается достаточно весомая роль таких коммуникаций в социализации индивидов. Эти положения позволяют судить, что вне зависимости от среды, в которой происходит социализация, будь то обычная жизнь или компьютерно-интерактивная социальная система, виртуальность в коммуникации между реальными индивидами фактически отсутствует.

Рассмотрим еще один аргумент, разделяющий социализационные процессы в обычной жизни и в компьютерно-интерактивной социальной системе на два разных лагеря. Интернет якобы вносит в социализацию опосредованный характер. Здесь имеет место отсылка к рассмотренной выше виртуальной реальности, которая содержит в себе агенты социализации и часто выигрывает у реальных социализационных агентов3. С этим мнением можно поспорить, так как и в жизни, и в Интернете агенты социализации по сути своей одинаковые. Вне зависимости от того, что они находятся в Интернете, они оказывают реальное воздействие на объект социализации: тут правильнее сказать, что они не находятся в Интернете, а используют его как средство коммуникации с объектом. Также вне зависимости от того, кем выставляет себя пусть даже мнимый агент социализации через Интернет, сама социализация от этого не прекращается: агент воспринимается таким, каким он себя выставляет, или не воспринимается объектом вовсе - Интернет тут ни при чем. К тому же ничто не мешает любому реальному агенту социализации начать производить эту социализацию при помощи компьютерных и интернет-технологий. Однако это не является гарантом положительной, позитивной социализации в Интернете.

Следующий аргумент указывает, что традиционный процесс социализации имел целенаправленный и управляемый характер, а в социализации в Интернете превалирует стихийность. Происходит это потому, что индивид самостоятельно принимает решение о вариан-

1 См.: Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д., 2004.

2 Там же.

3 Ефимова Т.В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // ЧиО. 2011. № 4. С. 8-9.

тах и стратегиях своего существования в Интернете. С этим так же можно поспорить, так как и стихийность и «самостоятельный» выбор личностью вещи в наши дни достаточно подконтрольные, тем более в Интернете и тем более у молодежи. Таргетинг в Сети, места массовых скоплений пользователей (те же социальные сети), тренды и тенденции моды и, наконец, колоссальный информационный прессинг в СМИ, массмедиа и Сети (включая даже поисковые системы) способны значительно уменьшить «стихийность» социализации в Сети, а вернее, значительно увеличить ее подконтрольность. Однако и это также не является гарантом положительной, позитивной социализации в Интернете.

Еще один аргумент говорит о том, что коммуникации в Интернете заменяют традиционные виды деятельности человека и ограничивают их проявление в обычной жизни. Эти виды деятельности и потребности человека переносятся в Интернет и реализуются индивидом за счет интернет-ресурсов. Отметим здесь, что традиционные формы социализации не заменяются и не ограничиваются в компьютерной и интернет-среде, а скорее наоборот, переносятся в нее и получают в ней новый толчок к развитию, новые возможности и механизмы, соответственно, со структурными особенностями компьютерной и интернет-среды. Другой вопрос - как именно будут использованы эти возможности? Поэтому и это наше замечание не является гарантом положительной, позитивной социализации в Интернете.

Следующий аргумент состоит в том, что личность переориентируется на социализационный процесс интернет-пространства, усваивая нормы и ценности, актуальные для интернет-общества, а не для реального общества, в котором живет индивид. Несовпадение усвоенных индивидом норм и ценностей интернет-общества с нормами и ценностями реального общества становится проблемой на пути здоровой социализации1. Отметим и здесь, что так или иначе, но любое сообщество и любая норма, внесенная в Сеть, изначально рождаются и вносятся из реального мира реальными людьми, а если она и появляется внутри Интернета, то у нее есть основа, упирающаяся в реальность. В итоге любая норма или ценность имеют в своей основе некую общепринятую величину: добро / зло, принятие / отрицание, вежливость / хамство и т.д., что делает сетевое сообщество отличным от реального в основном в том, что его члены для коммуникации используют преимущественно технологии компьютерной и интернет-среды. К тому же все проявления в Сети так или иначе находят свое отражение в реальности, и люди из сетевого сообщества не перестают быть его членами, выключая монитор, скорее наоборот: они вступают в сетевое сообщество потому, что оно соответствует их реальным потребностям и взглядам. Так, можно заключить, что социа-

1 Ефимова Т.В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры... С. 8-9.

лизационные процессы в Интернете, конечно, имеют свои отличия и особенности, но не являются чем -то отдельным, несвязанным или противоположным общепринятой социализации.

Говоря о компьютерно-интерактивной социальной системе, мы обязаны уделить внимание видеоиграм. Несмотря на ряд отрицательных качеств, которые приписываются видеоиграм, например киберад-дикция, существуют и многочисленные положительные стороны видеоигр. Отметим, что игра, являясь одним из основных видов человеческой деятельности, может играть серьезную роль в процессе социализации. Так, создаваемое игроками кибер альтер эго1 свидетельствует о том, что игровые и игрофикационные продукты компьютерных и интернет-технологий имеют значительные потенциалы воздействия на личность, давая возможность людям удовлетворять свои социально-психологические потребности в виртуальном мире игр. Однако отметим, что и причины этого погружения в игровую сферу, и плоды воздействия игровой среды на психосоциальную сферу индивида не просто находят свое отражение в реальной жизни, но и зарождаются в ней.

Развивая эту тему и акцентируя внимание на детях, для которых игровая деятельность и так является превалирующей, ученые отмечают, что подобная замена обыденных игр на виртуальные носит скорее негативный характер. Отметим здесь сразу несколько моментов. Во-первых, реальная практика показывает, что в действительности с развитием технического прогресса (а вернее сказать, социально-технического) меняется и образовательно-педагогическая модель в отношении детей. Если прежняя, живая государственно аттестованная (или хотя бы проверенная родителями) няня была заменена теленяней (местами аттестованная цензурой и государственной образовательно-культурной политикой), то на сегодняшний день уже теленяня заменяется киберняней, что несет гораздо большую степень опасности, так как она никому не подчиняется и аттестатов на социально-психологическое воздействие (если угодно - образование) не имеет, о чем многократно говорилось выше. Во-вторых, любая вещь, внедряемая сызмальства в человеческое сознание и жизнь, автоматически становится зависимостью хотя бы потому, что она всегда сопровождала индивида, и без нее жизнь кажется немыслимой. В-третьих, такая зависимость по сути своей зависимостью не является. Это уже норма, так как весь процесс социализации проходит вместе с этой нормой, и она достаточно широко распространена: сегодня из нормы выбивается человек без Интернета, а дети учатся пользоваться планшетами до того, как обретают членораздельную речь. Разумеется, все это существенно сказывается на последующей социализации молодежи.

1 Плешаков В.А., Наместников В.В. Компьютерные игры как фактор киберсоциализации человека в XXI веке // Среднее профессиональное образование. 2013. № 8. С. 36.

Учитывая вышеизложенное, мы можем сделать ряд выводов.

1. Компьютерные и интернет-технологии и ресурсы очень плотно связаны не только с самим современным человеком, но и с его реальной жизнедеятельностью и социализацией. Так, мы можем заключить, что компьютерные и интернет-технологии «обрутиниваются», т.е. становятся очень близкими к человеческому быту, в его повседневной жизни становятся чем-то обыденным, неотделимым. Это говорит о том, что элементы жизни проникают в компьютерные и интернет-ресурсы, а их элементы проникают в жизнь, тем самым делая постоянное и вездесущее использование данных ресурсов нормой цивилизованной жизни.

2. Эти данные ставят перед нами вопрос о самом понятии «виртуальность», лишая его былого значения, когда все, что относилось к компьютерным и интернет-технологиям, можно было назвать виртуальным. На сегодняшний день это уже не так, и тенденция девиртуализации нарастает с каждым днем.

3. Повсеместное и глобальное распространение компьютерно-интерактивной социальной системы ставит перед нами новые границы понятия социализации. Если раньше кибераддикция считалась девиацией, то сегодня постоянное пребывание в Сети, постоянное использование компьютерных и интернет-технологий - это устоявшаяся норма, а зачастую необходимое условие цивилизованной жизни. Сегодня отсутствие постоянного контакта индивида и компьютерно-интерактивной социальной системы считается девиацией и десоциализацией. Это наглядно демонстрирует нам, ученым, огромный потенциал влияния компьютерных и интернет-технологий на реальную жизнь и на социализацию индивидов.

4. Таким образом, мы можем сделать вывод, что понятие «кибер-социализация» является лишь частью обычной социализации, ее продолжением, ее новой гранью. Выделение этого термина было актуально в годы появления и начала массового распространения компьютерных и интернет-технологий, когда человечество впервые столкнулось с глобальными массмедиа, кибераддикцией и прочими плодами появления данных технологий. Мы можем заключить, что, учитывая современные тенденции, скоро компьютерно-интерактивная социальная система и постоянное пребывание в ней индивидов станут настолько же обыденным делом, как умение читать и писать. Это уже сегодня ставит перед ученым сообществом вопрос о необходимости скорейшего и наиглубочайшего изучения природы и потенциалов компьютерно-интерактивной социальной системы для обеспечения светлого будущего нашей молодежи.

Бештоков М.В. Компьютерно-интерактивная социальная система: социализация и киберсоциализация. Прогресс компьютерных и интернет-технологий вносит серьезные перемены в общество. Одной из них стало появление такого понятия, как «киберсоциализация». В данной статье автор стремится раскрыть суть процесса киберсоциали-

зации и сравнить его с общепринятой социализацией. Анализ данных понятий позволит более эффективно исследовать социализационные процессы и потенциалы компьютерно-интерактивной социальной системы.

Ключевые слова: социализация, киберсоциализация, молодежь, личность, ценности, нормы, Интернет, компьютеры, глобализация, проблемы и причины, компьютерно-интерактивная социальная система.

Beshtokov M.V. Computer-interactive social system: socialization and cyber-socialization. Progress of computer and Internet technology, is making major changes to society One of them is the emergence of such concept as "cyber-socialization". In this article, the author tries to reveal the essence of cyber-socialization process and compare it with conventional socialization. Analysis of this concepts will let better explore processes of socialization and potentials of computer-interactive social system.

Keywords: Socialization, cyber-socialization, youth, personality, values, norms, internet, computers, globalization, problems and causes, computer-interactive social system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.