Научная статья на тему 'Эра киберсоциализации: роль Интернета в социализации современной молодежи'

Эра киберсоциализации: роль Интернета в социализации современной молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
323
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРРЕАЛЬНОСТЬ / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КИБЕРАДДИТИВНОСТЬ / CYBER REALITY / CYBER SOCIALIZATION / CYBER ADDITIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Первушкин Максим Иванович, Юдина Екатерина Сергеевна

Данная научная статья посвящена вопросу влияния информационных технологий на человека. Дано определение понятия киберсоциализации. Особое внимание уделено проблеме отрицательного воздействия Интернета на молодежь. Выделены различные способы этого воздействия и специфические характеристики виртуального пространства, влияющие на психологические переживания человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERA CYBERSOCIALIZATION: INTERNET ROLE IN SOCIALIZATION OF MODERN YOUTH

This scientific article is devoted to the impact of information technology on people. Cyber socialization has a definition. Particular attention is devoted to the negative impact of the Internet on young people. There are various methods of this impact and the specific characteristics of the virtual space are affecting the psychological experiences of the person.

Текст научной работы на тему «Эра киберсоциализации: роль Интернета в социализации современной молодежи»

УДК 316.6

ЭРА КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ: РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

М. И. Первушкин, Е. С. Юдина

ERA CYBERSOCIALIZATION: INTERNET ROLE IN SOCIALIZATION OF MODERN YOUTH

M. I. Pervushkin, E. S. Yudina

Аннотация. Данная научная статья посвящена вопросу влияния информационных технологий на человека. Дано определение понятия киберсоциализации. Особое внимание уделено проблеме отрицательного воздействия Интернета на молодежь. Выделены различные способы этого воздействия и специфические характеристики виртуального пространства, влияющие на психологические переживания человека.

Ключевые слова: киберреальность, киберсоциализация, кибераддитивность.

Abstract. This scientific article is devoted to the impact of information technology on people. Cyber socialization has a definition. Particular attention is devoted to the negative impact of the Internet on young people. There are various methods of this impact and the specific characteristics of the virtual space are affecting the psychological experiences of the person.

Key words: cyber reality, cyber socialization, cyber additivity.

Конец ХХ - начало XXI в. ознаменованы все более широким применением компьютеров и информационных технологий в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Компьютеры позволяют значительно повысить эффективность работы в различных видах деятельности и открывают человеку новые горизонты познания и отдыха. Особую роль на современном этапе развития человечества обретает Интернет: благодаря быстрому развитию он превратился в особый «срез реальности» - искусственной реальности, или -«виртуальной реальности (киберреальности)» [1].

Активность человека в виртуальном мире киберпространства не ограничивается позицией его как зрителя, читателя или слушателя, он сам может организовывать действие и включаться в него, а также влиять на происходящее. Совмещение иллюзорного, фантастического мира при условии функционирования его по законам реальности делают виртуальный мир необычайно притягательным. У «актера» виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности» - кибераддитивность. В силу неудовлетворенности окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т.д.) зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру как наиболее приемлемому для него. Значение киберзависимости настолько велико, что порою люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный. Они перестают замечать людей, которые рядом с ними, свои заботы, дела, работу, даже семью.

Отрицательное воздействие проявляется также в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире те законы, которые можно нарушать, и те нормы, которые удобны для пользования. Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире нормы на реальные социальные отношения, тем самым разрушая сложившиеся нормативные устои общества, которые за последние десятилетия и так сильно деформированы, а их виртуализация приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения.

Именно поэтому чрезвычайно актуальным становится вопрос киберсо-циализации.

Киберсоциализация человека - социализация личности в киберпро-странстве, процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.

Особенно важной является проблема исследования влияния Интернета на процесс социализации молодежи, так как, выступая особым социальным пространством, он представляет ту сферу, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений, а общение как вид досу-говой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой коммуникации [2].

Интернет становится не только средством получения информации, но и местом общения и размещения собственной информации, поэтому Интернет столь сильно влияет на молодежь в период ранней юности, переходного возраста, когда у молодежи резко возрастает потребность самовыражения и поисков себя: «Участие в интернет-коммуникации может оказывать влияние на реальную идентичность различными способами. Во-первых, Интернет благодаря существованию в нем множества различных сообществ (чатов, телеконференций и MUD), а также благодаря тому, что он сам по себе является социальной реальностью, предоставляет новые по сравнению с реальной жизнью возможности принадлежности к определенным социальным категориям. Во-вторых, такие особенности интернет-коммуникации, как анонимность и ограниченный сенсорный опыт, порождают уникальную возможность экспериментирования с собственной идентичностью. Более корректно, анонимность позволяет пользователям Интернета создавать сетевую идентичность, которая часто отличается от реальной идентичности». Если в реальной жизни подростка никто не понимает и не прислушивается к тому, что он говорит, то в Интернете он всегда может найти единомышленников. Интернет дает возможность самореализации, например, размещения на литературных сайтах собственных рассказов или на музыкальных - композиций, т.е. позволяет творческому человеку максимально полно проявить себя.

В целом виртуальное пространство обладает следующими специфическими характеристиками, влияющими на психологические переживания: ограниченное сенсорное переживание; идентификация, множественность личности и анонимность; уравнивание статусов; размывание пространственных границ; растяжение и конденсация времени; неограниченная доступность контактов; постоянная фиксация; альтернативные и снящиеся миры; ощущение «черной дыры» [3].

Социологи давно занимаются вопросом влияния Интернета на людей и следующим образом трактуют социализационное воздействие Интернета не

столько на отдельных личностей, сколько на целое поколение современной молодежи. Во-первых, Интернет является не только средством получения информации, но и каналом самовыражения, в некоторых случаях он приводит к бегству молодежи от реальности, хотя в то же время интернет-коммуникация способствует снятию барьеров в общении: «В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, а также коммуникативной компетентностью человека». Во-вторых, подростковый бунт, возникающий и протекающий примерно с 14 до 21 года, смягчается благодаря возможности подростков и молодежи пользоваться Интернетом. Однако возможно и полное вытеснение в виртуальную реальность из-за неустойчивой связи родителей и детей, разобщенности поколений: «Правомерно говорить о процессах самореализации, обозначающих интуитивный подход и случайный поиск подростком своего места в мире, противостоящем ему».

Риски виртуальной социализации заключаются в хакерстве, игромании и интернет-аддикции. Что касается последнего, «Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним) причинам межличностно обеднена. В этих случаях люди скорее и используют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности форм соседства и возрастанием количества разводов и изменений места жительства» [4].

Что касается познавательной деятельности в Интернете, то возможность быстро находить практически любую информацию формирует у молодежи ощущение того, что любую информацию возможно найти, главное -искать. С другой стороны, избыток информации и коммерциализация Интернета ведут к тому, что он превращается в «информационную помойку», где не так-то просто отыскать нужную информацию.

Еще одна важная отрицательная составляющая пребывания молодежи в Интернете - онлайн-игры. Негативным последствием увлечения онлайн-играми является «эскапизм»: «Раскрепощенная деятельность в фиксированных, однако ярких игровых условиях вызвала к жизни проблему зависимости от игры: возникающие в ходе игровой деятельности нетривиальные, яркие и неожиданные ситуации для кое-кого стали привлекательнее и реальнее тусклой повседневности с ее стертыми рутинными ролями, не требующими ни малейшего проявления творческой фантазии» [1].

Таким образом, в современном обществе социализация подростков проходит в условиях бурного развития информационных технологий, причем дети имеют много свободного времени для их освоения и удовлетворения собственных потребностей в общении. Соответственно, ключевую роль в социализации нынешних молодых поколений играет Интернет.

Сегодня Интернет осуществляет информационную, коммуникативную и социализационную функции: в информационном обществе влияние традиционных институтов социализации теряет свою главенствующую роль и за-

мещается возможностями виртуальной среды - происходит процесс киберсо-циализации. Она может иметь как положительный (личностное развитие благодаря освоению техники, умению пользоваться информацией и творчески самореализовываться), так и отрицательный характер (к рискам относят хакерство, игроманию и интернет-аддикцию).

Из вышесказанного ясно, что Интернет может быть как средством активной и адекватной социализации, так и средством бегства от реальности. Задача социологов - диагностировать и прогнозировать развитие подобных возможностей интернет-среды.

Список литературы

1. Плешаков, В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности / В. А. Плешаков // Проблемы педагогического образования : сб. науч. ст. / под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. - М. : МИТУ - МОСПИ, 2005. - Вып. 21. - С. 48-49.

2. Белинская, Е. П. Социальная психология: Хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2003.- С. 475.

3. Плешаков, В. А. Киберсоциализация человека в информационном пространстве / В. А. Плешаков // Информация и образование: границы коммуникаций (1МР0'2009) : сб. науч. тр. - Торно-Алтайск, 2009. - С. 51-52.

4. Козыревская, А. В. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека / А. В. Козыревская, В. Е. Осипов // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2010. -Вып. 12. - С. 24-30.

Первушкин Максим Иванович

студент,

Пензенский государственный университет E-mail: onemaxi@yandex.ru

Pervushkin Maxim Ivanovich student,

Penza State University

Юдина Екатерина Сергеевна студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: yudinaekaterina1994@gmail.com

Yudina Ekaterina Sergeevna student,

Penza State University

УДК 316.6 Первушкин, М. И.

Эра киберсоциализации: роль интернета в социализации современной молодежи / М. И. Первушкин, Е. С. Юдина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). - С. 237-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.