Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ОККЛЮЗИОННОЙ ЛИНИИ У ЛИЦ С НОРМАЛЬНОЙ ОККЛЮЗИЕЙ'

КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ОККЛЮЗИОННОЙ ЛИНИИ У ЛИЦ С НОРМАЛЬНОЙ ОККЛЮЗИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Румянцев И.Д., Каплан Д.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ОККЛЮЗИОННОЙ ЛИНИИ У ЛИЦ С НОРМАЛЬНОЙ ОККЛЮЗИЕЙ»

ПРИМЕНЕНИЕ ТОЧКИ PO И ЛИНИИ PO-N ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЛИЦА ПРИ НОРМАЛЬНОЙ ОККЛЮЗИИ

Румянцев И.Д., Каплан Д.Б.

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия

По мере развития специальности ортодонтия широкое распространение получила телерентгенография головы в боковой проекции, как один из наиболее информативных и доступных диагностических методов исследования в практике врача-ортодонта, однако референтные линии, предлагаемые для ее анализа, не полностью удовлетворяют требованиям полноценной диагностики. Проведение многофакторного анализа мягкотканых и костных параметров относительно референтной линии Po-n позволяет судить не только о наличии зубочелюстных аномалий, но и о отражении их на эстетике и гармонии лица. В связи с активным внедрением современных технологий возникла необходимость разработки компьютерной версии анализа лицевой эстетики, коррелирующей с параметрами ТРГ головы в боковой проекции.

Цель исследования: оценка результатов исследования параметров лица при нормальной окклюзии с применением точки Po и линии Po-n.

Материалы и методы. Обследовали 50 лиц с нормальной окклюзией в возрасте от 17 до 25 лет. Всем добровольцам провели осмотр полости рта. Для обследования пациентов использовался стандартный протокол, входящий в «Историю болезни ортодонтического больного», разработанной на кафедре ортодонтии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, утвержденная приказом Минздрава России № 834. Направили на проведение клинической фотометрии головы и после чего провели сравнительный анализ и сопоставление 50 фотографий головы для проведения системного анализа и статистической обработки полученных данных. Использовали в качестве референтной линии линию Po-n, поскольку она является наиболее стабильной и ее можно применять при сопоставлении мягкотканых и костных параметров. Расстояние Po-sn свидетельствует о положении подносовой точки, точка смыкания губ (sto) характеризуется расстоянием Po-sto, а положение подбородка оценивается по линии Po-pg и подбородочного отдела Po-gn. Расстояние Po-1 характеризует положение точки смыкания резцов, а параметр Po-M характеризует расстояние от точки Po до контактной точки первых моляров.

Результаты и их обсуждение. Провели оценку мягкотканых точек от точки Po. Определили значительное количество корреляционных связей средней и сильной силы. Параметр Po-sto имеет среднюю корреляционную связь с угловым параметром PoN1 (r = 0,5). Также коррелирует с линейными параметрами Po-pg, и имеет с ним очень сильную корреляционную связь (r = 0,8), а также с Po-sm, Po-sto (u), Po-sto (L) (r = 0,9). Параметр Po-sto (u) характеризует расстояние от точки Po до мягкотканой точки контура верхней губы и этот параметр имеет сильную корреляционную связь с параметром Po-1 (r = 0,9). Параметр Po-sm имеет средние корреляционные связи с угловыми параметрами Po-n-1, Po-n-sm (r = 0,5). Расстояние Po-sm коррелирует также с линейными параметрами Po-pg, и имеет с ним очень сильную корреляционную связь (r = 0,8), а также с Po-sto (u), Po-sto (L) (r = 0,9) и имеет среднюю корреляционную связь с параметром PoM (r = 0,6). Расстояние Po-pg коррелирует с линейным параметром Po-1 и имеет с ним очень сильную корреляционную связь (r = 0,9). Параметр Po-sn коррелирует с линейными параметрами Po-sto, Po-pg и имеет с ними сильные корреляционные связи (r = 0,8) и Po-sm, Po-sto(u), Po-sto (L) (r = 0,9). Расстояние Po-pg коррелирует с линейными параметрами Po-sto(u), Po-sto (L) имеет с ними сильную корреляционную связь (r = 0,9). Параметр имеет также сильную корреляционную связь с параметром Po-sto, равную r = 0,9. Полученные данные легли в основу при разработке индексов пропорциональности размеров лица за счет определения суммы значений сагиттальных, вертикальных и трансверсальных индексов.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ОККЛЮЗИОННОЙ ЛИНИИ У ЛИЦ

С НОРМАЛЬНОЙ ОККЛЮЗИЕЙ

Румянцев И.Д., Каплан Д.Б.

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия

В последнее время исследования показывают важность изучения направления окклюзионной линии как фактора, позволяющего оценить состояние зубочелюстной системы, особенно ее влияние на функцию мышц челюстно-лицевой области, височно-нижнечелюстных суставов, вид окклюзии зубных рядов и эстетику лица. Особое внимание, следует уделять тому, относительно каких параметров следует оценивать направление и положение окклюзионной линии. От этого зависит правильность понимания значения оценки направления окклюзионной линии и ее влияние на состояние зубочелюстной системы [2, 3, 7, 9, 14]. Несмотря на согласованность в определении симптомов, предложенных различными стоматологическими школами, схемы для проведения окклюзионного анализа существенно отличаются, соответственно являются отличными созданные на их основе рекомендации по решению конкретных окклюзионных проблем и подходы к лечению больных [10]. Предложены методы мануальных измерении по контрольным вертикальными и горизонтальными линиями [1]. Разработано значительное количество методов цефалометрического исследования по теле-рентгенограмам головы, которые позволяют определять скелетные и дентоальвеолярные нарушения [5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 19, 20]. Полученные данные используют для компьютерного моделирования, изготовления окклюзионных шин, позиционирующих шаблонов, анализа результатов лечения. Ч.Р. Дзараев с соавт. (2011) провел оценку положения окклюзионной линии с использованием комплексной 3D-модели зубочелюстной системы и определил особенности ее

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение

направления у пациентов с трансверсальной резцовой окклюзией [4]. R. Ye, S. Wang, J. Pei, M. Zhao (2012) провели це-фалометрическии анализ взаимосвязи между направлением окклюзионнои линии и сагиттальным положением нижнеи челюсти. Авторами была проанализирована взаимосвязь между измерениями скелета и зубов с помощью прямолинейной корреляции [21]. A. Olivares et.al. (2013) определил влияет ли наклон окклюзионнои линии на эстетическую оценку улыбки, используя дентальные фотографии [16]. B.P. Silva установил, что направление отклонения носа и подбородка не имеют значения для определения окклюзионнои линии [18]. Таким образом, необходимо проводить изучение направления окклюзионнои линии, так как она изменяет свое направление при наличии тех или других аномалии окклюзии зубных рядов, а самое главное происходит разнонаправленность окклюзионных линии верхнего и нижнего зубного ряда, что свидетельствует об изменении направления роста верхней и нижнеи челюсти во фронтальном и боковом участке зубных рядов.

Цель исследования: разработать компьютерную версию определения направления окклюзионной линии у лиц с нормальной окклюзией.

Материалы и методы. Обследовали 50 лиц с нормальной окклюзией в возрасте от 17 до 25 лет. Всем добровольцам провели осмотр полости рта. Для обследования пациентов использовался стандартный протокол, входящий в «Историю болезни ортодонтического больного», разработанной на кафедре ортодонтии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, утвержденная приказом Минздрава России № 834. Направили на проведение телерентгенографии головы в боковой проекции и после чего провели сравнительный анализ и сопоставление 50 боковых телерентгенограмм головы для проведения системного анализа и статистической обработки полученных данных.

Результаты и их обсуждение. Провели оценку направления окклюзионнои линии у лиц в возрасте с 17-25 лет с нормальной окклюзиеи в зависимости от суммы мезиодистальных размеров зубов. Установили, что чем больше размеры зубов, то тем более значительно увеличивается угол NPo-ОсЦ что свидетельствует о ротации окклюзионнои линии по часовой стрелке. Определено значение углового параметра LP в зависимости от суммы мезиодистальных размеров 4 резцов верхней челюсти. Направление окклюзионнои линии возможно определить по значению угла PLV-OcL. Установили, что среднее значение этого угла равно 97,2 ± 2,9° и с увеличением суммы мезиодистальных размеров 4-х резцов верхней челюсти наблюдается увеличение угла PLV-OcL. Определен коэффициент отношения суммы мезиодистальных размеров 4-х резцов верхней челюсти по отношению к углу LP, который равен 0,725, что позволяет определять значение угла LP относительно суммы мезиодистальных размеров 4-х резцов верхней челюсти. Для нахождения точки LP необходимо измерить расстояние N-LP. В зависимости от суммы размеров 4-х резцов верхней челюсти расстояние N-LP изменяет свое значение от 215,3 ± 6,4 (сумма размеров 4-х резцов равна 28 мм) до 307,7 ± 9,2 мм при сумме размером 4-х резцов равной 40 мм. Выведен коэффициент равный 7.69, который позволяет при наличии параметра размера 4-х резцов верхней челюсти определить расстояние N-LP путем умножения этого параметра на 7,69. Так, например, при сумме размеров 4-х резцов равное 31 мм расстояние N-LP будет равно 238,4 мм. Таким образом, зная размеры зубов можно определить угол окклюзионнои линии и ее направление у данного пациента, можно с полной уверенностью определить, где и в каком участке зубного ряда (верхнего или нижнего) произошло зубоальвеолярное удлинение или укорочение. Разработали компьютерную версию определения направления окклюзионной линии верхнего и нижнего зубного ряда («ОккДан»). Получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021613500 «ОккДан» [8].

Литература

1. Антоник М.М. Динамический цефалометрический анализ двух групп пациентов с дисфункцией зубочелюстной системы и патологией окклюзии. Ортодонтия. 2011 ;3:4-14.

2. Брагарева Н.В. Эффективность обследования и лечения пациентов с различными факторами компенсации окклюзионных взаимоотношений при физиологической окклюзии : дис. ... канд. мед. наук : 14.01.14 / Наталья Викторовна Брагарева. Ставрополь. 2014. 130 с.

3. Брагин Е.А. Особенности обследования и лечения пациентов с целостными зубными рядами и окклюзионными нарушениями. Фундаментальные исследования. 2014;2(311):44-47.

4. Дзараев Ч.Р., Талалаева Е.В., Персин Л.С., Оборотистов Н.Ю. Оценка положения окклюзионнои плоскости с помощью комплексном 30-модели зубочелюстнои системы. Ортодонтия. 2011;2:14-19.

5. Дорошенко С.И., Кульгинскии Е.А., Стороженко К.Э. Латеральная телерентгенография. К. : Здоров'я, 2013. 03 с.

6. Жегулович С.Е., Неспрядько В.П., Шинчуковский И.А. Применение количественных показателей оклюзиограмы в клинической практике. Галицкии врачебный вестник. 2015;22, No 4 (ч. 2):19-24.

7. Исхаков И.Р. Ранняя диагностика и коррекция нарушении окклюзии и дисфункций височно-нижнечелюстного сустава при вторичных смещениях нижнеи челюсти: автореферат дис. ... канд. мед. наук : 14.01.14 / Ильгиз Раисович Исхаков. Уфа, 2012. 24 с.

8. Каплан Д.Б., Персин Л.С., Порохин А.Ю., Зудина М.Н. «ОккДан». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ No 2021613500. 09.03.2021.

9. Манфредини Д. Височно-нижнечелюстные расстройства. Современные концепции диагностики и лечения / Даниеле Манфредини; пер.: А. Островский, Е. Гельфанд, А. Никифорова, Е. Ханин. М. : АЗБУКА, 2013. 500 с.

10. Наумович С.А., Наумович С.С., Титов П.Л. Основы функциональнои окклюзии. Современная стоматология. 2010;2:46.

11. Рощина А.В., Пантелеев В.Д., Рощин Е.М. Цефолометрическии расчет ориентации угла наклона небнои поверхности центральных резцов верхнеи челюсти при планировании ортодонтического лечения пациентов со скученным положением переднеи группы зубов. Россиискии стоматологическии журнал. 2014;4:41 -44.

12. Рубникович С.П., Денисова Ю.Л. Особенности антропометрических характеристик пациентов с аномалиями положения отдельных зубов. Вестник ВГМУ. 2017;16(5):112-116.

13. Трезубов В.Н., Булычева Е.А., Чикунов С.О. и др. Цефалометрическое изучение лицевого скелета при планировании устранения деформации окклюзионной поверхности зубных рядов. Институт стоматологии. 2015;4:102-104.

14. Imhoff B. Functional diagnostics and therapy- analysis of the patient population of a dental practice from 2008 to 2010. Zeitschrift fú'r kranio-mandibula're Function. 2012;4(4):329- 348.

15. Hermandez-Sayago E., Espinar-Escalona E., Barrera-Mora J.et al. Lover incisor position in different malocclusions and facial patterns. Med Oral Patol Oral Cir Bucal. 2013;18(2):e343-e350.

16. Olivares A., Vicente A., Jacobo C. et al. Canting of the occlusal plane: perceptions of dental proffesionals and laypersons. Med Oral Patol Oral Cir Bucal. 2013;18(3):516-520.

17. Sakar O., Calisir F., Marsan G., Oztas E. Evaluation of the Effects of Temporomandibular Joint Disc Displacement and Its Progression on Dentocraniofacial Morphology in Symptomatic Patients Using Posteroanterior Cephalometric Analysis. CRANIO. 2013;31 (1):23-31.

18. Silva B.P., Tortora S.C., Stanley K. et al. Layperson's preference of the transverse occlusal plane in asymmetric facial model. J. Esthet. Restor Dent. 2019;31(6):620-626.

19. Slavicek G. Cephalometrie. Berlin: Steinbeis- Ed., 2011. 526 p.

20. Tong H., Kwon Donald, Shi Jianlu et al. Mesiodistal angulation and faciolingual inclination of each whole tooth in 3-dimentional space in patients with near-normal occlusion. Am J Orthod Dentofacial Orthop. 2012;141:604-617.

21. Ye R., Wang S., Pei J., Zhao M. Sheng Wang, Jiao Pei, Meiying Zhao. Cephalometric analysis of the relationship between the occlusal plane and the sagittal position of the lower jaw. Hua Xi Kou Qiang and Xue Za Zhi. 2012;30:61-64.

ОЦЕНКА РИСКА РАЗВИТИЯ КАРИЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ «РЕАВИЗ»

Титова Я.В.

Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия Научный руководитель: Белоусова Л.Г., канд. мед. наук, доцент

Большинство патологий полости рта предотвратимы и на ранних стадиях поддаются лечению. Оценка риска развития кариеса позволяет использовать обоснованный подход к профилактике и лечению кариеса зубов.

Цель исследования: определить уровень риска развития кариеса среди обучающихся в Медицинском университете «Реавиз», выявить наиболее часто встречающиеся факторы риска развития кариеса среди опрошенных.

Материал и методы исследования. Для исследования были разработаны «Анкеты для определения риска развития кариеса». Анкета состояла из 13 вопросов. Вопросы сгруппированы по трем направлениям: стоматологический анамнез, факторы риска и защитные факторы.

Вопросы, касающиеся стоматологического анамнеза, выявляли проходил ли анкетируемый стоматологическое обследование в течение последних трех лет, имеются ли кариозные поражения в настоящий момент и подбирал ли стоматолог средства индивидуальной гигиены полости рта.

К факторам риска, определяемым у обследованных, относились частое употребление углеводов между основными приемами пищи, наличие чувствительности зубов, ношение ортодонтических аппаратов, капп, ретейнеров, прием лекарственных препаратов, наличие сухости в полости рта.

Защитные факторы - это ежедневная двухкратная чистка зубной пастой, содержащей фторид, использование фтор-содержащего ополаскивателя, жевательной резинки, содержащей ксилит и профессиональное фторирование у стоматолога в течение последних 6 месяцев.

Результаты. В анкетировании приняли участие обучающиеся 1-5 курсов стоматологического факультета и 1-2 курсов лечебного факультета Медицинского университета «Реавиз».

Всего было проанкетировано 243 человека: 138 мужчин (56,79 %) и 105 женщин (43,21 %).

Распределение по возрасту было следующим: до 24 лет 186 человек (76,54 %), от 25 до 34 лет 33 человека (13,58 %), старше 35 лет 24 человека (9,88 %).

Обучающиеся стоматологического факультета составили 79 %, лечебного - 21 %.

Стоматологический осмотр в течение последних трех лет проходили 89 % обучающихся, 69 % опрошенных врач-стоматолог подбирал предметы и средства для индивидуальной гигиены полости рта.

Из факторов риска в большинстве случаев преобладал углеводный фактор 56,38 % случаев, чувствительность зубов к холодному или сладкому, неприятный запах изо рта или липкий зубной налет отметили 25,1 % обследованных, сухость в полости рта и наличие дополнительных конструкций встречались в равной степени - по 18,11 %, прием лекарственных препаратов указали 6,17 % респондентов.

Среди защитных факторов двухкратная чистка зубной пастой, содержащей фторид выявлена только у 98 опрошенных (40,33 %), только 87 человек (35,8 %) проводили профессиональное фторирование у стоматолога за последние 6 месяцев, 91 (37,45) - употребляют жевательную резинку с ксилитом и 37 (15,23 %) - пользуются ополаскивателем со фторидом.

Низкий риск развития кариеса был определен у 99 обследованных (40,74 %), умеренный - у 83 (34,16 %), высокий -у 59 (24,28 %) и очень высокий у 2 (0,82 %).

Выводы. Анализ анкет показал, что санитарно-просветительная работа по вопросам стоматологического здоровья даже среди обучающихся медицинского вуза имеет значительные пробелы. Необходимо больше внимания уделять во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.