Научная статья на тему 'Компьютерная технология в процессе физического воспитания студентов'

Компьютерная технология в процессе физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Валерий Тимофеевич

Компьютерная технология на современном этапе позволяет быстро и эффективно проводить массовые обследования физического состояния различных социально-демографических групп населения как эквивалента соматического здоровья человека. На кафедре физического воспитания Марийского государственного университета нами разработана и внедрена компьютерная технология оценки физической подготовленности студентов и состояния их соматического здоровья. Программа «СПОРТ-ТЕСТ» предназначена для сбора данных и их статистической обработки в рамках системы тестирования физической и функциональной подготовленности студентов, определения уровня соматического здоровья; может эксплуатироваться на любых IBM PC-совместимых компьютерах и требует для работы примерно 350 Кб ОЗУ и 1 Мб дисковой памяти, под управлением MS DOS 5.0 и выше; создана в среде Clipper 5.01; изменения в нее может вносить только разработчик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев Валерий Тимофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная технология в процессе физического воспитания студентов»

Информационные технологии в обучении

157

Компьютерная технология в процессе физического воспитания студентов

Николаев Валерий Тимофеевич (nikolaev_vt@mail.ru)

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Компьютерная технология на современном этапе позволяет быстро и эффективно проводить массовые обследования физического состояния различных социально-демографических групп населения как эквивалента соматического здоровья человека. На кафедре физического воспитания Марийского государственного университета нами разработана и внедрена компьютерная технология оценки физической подготовленности студентов и состояния их соматического здоровья. Программа «СПОРТ-ТЕСТ» предназначена для сбора данных и их статистической обработки в рамках системы тестирования физической и функциональной подготовленности студентов, определения уровня соматического здоровья; может эксплуатироваться на любых IBM PC-совместимых компьютерах и требует для работы примерно 350 Кб ОЗУ и 1 Мб дисковой памяти, под управлением MS DOS 5.0 и выше; создана в среде Clipper 5.01; изменения в нее может вносить только разработчик.

Программный комплекс обеспечивает:

- ввод, корректировку, хранение и выборку антропометрических данных и результатов тестирования студентов в течение всего периода обучения в вузе;

- сравнительную оценку подготовленности студентов по очковой системе;

- просмотр на экране, вывод на печать или в файл на диске в удобной форме информации о физической и функциональной подготовленности студентов (включая элементарную статистику).

Разработанная и опробованная нами система тестирования двигательными тестами имеет комплексный характер. По результатам антропометрических измерений (вес, рост, расчет весоростового индекса Кетле), блока тестов, оценивающих скоростно-силовую подготовленность (прыжки в длину с места, бег 100 м) и выносливость (30-минутный бег без перехода на ходьбу, бег 2000 м - девушки, 3000 м - юноши), блока тестов на силовую выносливость (приседание на одной ноге, стоя на гимнастической скамейке с опорой одной рукой на гладкую стенку, поочередно на левой и на правой; сгибание и разгибание рук в упоре лежа - девушки и подтягивание в висе на перекладине - юноши, подъем туловища из положения лежа - девушки и поднос ног к перекладине из положении виса -юноши, определение работоспособности и реакции сердечно-сосудистой системы, используя Гарвардский степ-тест и измерении гибкости) оценивается физическая подготовленность студентов, косвенно отражающая уровень соматического здоровья.

В беге на 100 метров, 2000 метров (девушки) и 3000 метров (юноши), в сгибании и разгибании рук в упоре лежа (девушки) и подтягивании в висе (юноши) используются 60-очковые оценочные шкалы. Нами разработаны аналогичные эквивалентные оценочные шкалы отдельно для юношей и девушек в следующих видах тестов: в прыжках в длину с места, в приседании на одной ноге, в 30-минутном беге без перехода на ходьбу, в подъеме туловища из положения лежа, в подъеме ног к перекладине в висе, в оценке телосложения по индексу Кетле и гибкости. Предпочтение отдается двигательным тестам, а последние два теста оцениваются по 15-очковой шкале, чтобы не вносить серьезных изменений в общую оценку, но в тоже время получать качественную информацию о физическом состоянии. Работоспособность, определяемая по Гарвардскому степ-тесту, оценивается по 25-очковой шкале. Построенная нами оценочная шкала на основе результатов в простых и доступных двигательных тестах позволяет оценить уровень соматического здоровья индивида в баллах, независимо от физической подготовленности. Разработанная система тестирования позволяет комплексно диагностировать индивида: определить антропометрические данные, реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку, работоспособность, уровень развития основных физических качеств (выносливость, силу и силовую выносливость, скорость и гибкость). Эта программа двигательных тестов ориентирована, в основном, на учащуюся молодежь (студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений). Тестирование рекомендуется проводить на уроках физической культуры. Роль тестирования как средства педагогического контроля весьма значима. Полученные результаты позволяют оценить физи -ческое состояние студентов, вносить коррекцию в рабочую программу по двигательным нагрузкам, давать рекомендации по ведению здорового образа жизни и служат стимулом к самосовершенствованию.

158

ИТО Марий Эл -2010

Разработанная компьютерная технология дает возможность быстро и эффективно проводить диагностику соматического здоровья по результатам двигательных тестов. Программный комплекс обеспечивает ввод, корректировку, хранение результатов тестирования, позволяет получать информацию о динамике индивидуальных показателей и средних показателей учебных групп как в течение учебного года, так и за весь период обучения в вузе. Практическая деятельность по приведенной педагогической технологии показывает, что все студенты заинтересованы в получении информации об уровне своего соматического здоровья. Это способствует формированию у них потребности забо -титься о своем здоровье самостоятельно, стремления к физическому самосовершенствованию и осуществлению перехода от обязательных занятий физической культурой к фитнес-стилю жизни.

Влияние web-технoлoгий на содержание компонентов

профессиональной деятельности учителя в условиях развития информационно-коммуникационных технологий

Ниматулаев Магомедхан Магомедович (mshru@mail.ru), Сурхаев Магомед Абдулаевич (sam_mag@mail.ru)

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, г. Москва

Аннотация

В статье рассмотрена возможность использования образовательного %^Ь-ресурса, в основе которого лежит гипертекст, в профессиональной деятельности учителя информатики. Определены основные моменты расширения компонентов профессиональной деятельности учителя в условиях широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Общество информационных технологий ХХ1 века требует, чтобы каждый его гражданин был способен самостоятельно активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед современным образованием стоит задача подготовить молодое по -коление, способное:

- самостоятельно приобретать знания и умения, чтобы иметь возможность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;

- творчески мыслить, видеть проблемы и находить оптимальные пути их решения с использованием современных технологий;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным, уметь работать в коллективе;

- постоянно заниматься саморазвитием своего интеллектуального, нравственного и культурного уровня.

Очевидно, что решение поставленных проблем не может быть найдено без широкого использования в образовании информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих предоставить обучаемым новые средства обучения и источники знаний, активизировать их учебно-познавательную деятельность, индивидуализировать процесс обучения.

Использование телекоммуникаций и сетевых информационных технологий обеспечивает учащимся и преподавателям следующие дополнительные возможности:

- удаленный доступ к банкам данных и знаний по образовательной информации, которая необходима для углубленного и дополнительного изучения предметов в высшей и средней школе, а также в системе заочного обучения и самообразования;

- оперативный обмен учебной, методической и научной информацией между учебными заведениями, научно-методическими центрами, отдельными преподавателями и студентами высшей и средней школы;

- проведение телеконференций, семинаров, лекционных занятий и открытых уроков, в которых могут одновременно принимать участие преподаватели, студенты и школьники из различных регионов страны, а также других стран мирового сообщества;

- организация научно-методической работы «распределенных» творческих коллективов ученых, преподавателей и студентов различных учебных заведений над проблемами, по которым у них имеются общие вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.