Научная статья на тему 'Компьютерная система для диагностики качества естественно-научного образования учащихся в регионе'

Компьютерная система для диагностики качества естественно-научного образования учащихся в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная система для диагностики качества естественно-научного образования учащихся в регионе»

КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ

НАУЧНОГО

УЧАЩИХСЯ

К.Н.Нищев, директор ИФХ МГУ им. Н.П.Огарева, .В.Кадакин, министр образования Республики Мордовия М.И.Новопольцев, доцент кафедры общей физики МГУ

им. Н.П.Огарева

1. Введение

добная задача решается Центром тестирования (г. Москва), однако статистичес-Актуальной задачей российской систе- кие данные, получаемые по результатам

мы образования является создание техно- централизованного тестирования, не дают

логий объективной и оперативной оценки полной картины о качестве образования в

степени соответствия уровня подготовки регионе, поскольку в этой форме тестиро-

учащихся требованиям государственных вания участвуют далеко не все учащиеся,

образовательных стандартов. Введение В настоящей статье изложены концепту-

образовательных стандартов требует еди- альные основы построения компьютерной

данного уровня образо- системы, которая может применяться

для

учреждений

для оперативной оценки качества есте-

качества образования. Применяемые в ственнонаучного образования учащихся настоящее время системы оценивания в регионе.

уровня знаний учащихся низкотехнологичны, недостаточно оперативны и не лише-

К

ны элементов субъективизма. Технологии сбора и анализа результатов контрольных

2. Структура системы

В основу предлагаемой системы оцен-

проверок уровня знаний учащихся, осуще- ки качества образования положена техно-

ствляемых органами управления образова- логия компьютерного тестирования уча-

нформати

щихся. данная технология отличается от

Существенный прогресс в решении данной традиционных методов оценивания знаний

проблемы может быть достигнут за счет учащихся более высоким уровнем опера-

применения систем оценки качества обра- тивности получения результатов. Автома-

зования, основанных на широком исполь- тизация оценки результатов тестирования

исключает элементы субъективного подхода к тестируемому. Использование для

зовании преимуществ компьютерных информационных

Ввиду своей высокой технологичности оценки уровня знании учащихся тестов,

пьютерные методы обработки инфор- сформированнных в соответствии с научай могут с большой эффективностью НО обоснованными критериями надежнос-

шенки качества обра- ти, валидности и эффективности, позволя-

для

зования в масштабах региона. Между тем ет обеспечить высокую степень достовер-известно, что до настоящего времени в ности оценки качества знаний учащихся.

завершенные регио- Выбор технологии компьютерного те-

отсутствуют

нальные системы оперативной оценки ка- стирования в качестве основного метода

чества образования, основанные на техно- оперативной оценки качества знаний уча-

логии компьютерного тестирования. По- щихся обусловлен также и тем обстоятель-

< тг т

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ством. что данная технология обладает, щихся (классе, классах, школе, школах)и наряду с контролирующей, ярко выражен- ее сравнительный статистический анализ.

фун

Форма отчетов о тестировании учащихся

ляет осуществлять диагностику учебного и характер информации, входящей в отчет,

процесса. Данные компьютерного тестиро- определяются целями экспертизы учебно-

вания после их детального статистическо- го процесса.

го и научно-методического анализа могут

Структурно комплекс программного и

быть использованы преподавателями для методического обеспечения должен состо-

корректировки учебного процесса по дисциплине.

ять из двух взаимосвязанных частей: ком плекта методической документации и бло

Материальной основой создаваемой ка компьютерного сопровождения.

системы является комплекс программных

В качестве методического сопровож-

и методических средств, обеспечивающих дения системы необходимо разработать: ее функционирование. При создании этого методические указания для организа-

комплекса необходимо учитывать особен- торов тестирования учащихся; ности региональной системы образования методические указания для пользова-

(ее структуру, техническую оснащенность телей компьютерной справочно-аналити-общеобразовательных учреждений, готов- ческой системы сбора и анализа результа-ность персонала к внедрению компьютер- тов тестирования.

ныхтехнологий и т.д.). Методическое и про-

В состав программных средств компь-

граммное обеспечение разрабатываемой ютерного сопровождения системы долж-системы должно удовлетворять следую- ны входить:

щим требованиям: комплексы программ, предназначенные

1) оно должно содержать научно-мето- для создания и редактирования тестовых

дическое обоснование целесообразности заданий, работающие в операционных си-

применения компьютерного тестирования стемах МБ ООБ и \Мпс1ош5;

для оценки уровня знаний учащихся; программные оболочки в операционных

2) используемые в системе тестовые системах МБ ЭОБ и Шшс1о\У5 для органи-

материалы должны соответствовать госу- зации компьютерного тестирования уча-

дарственным образовательным стандар- щихся;

там; комплекс программ для сбора и стати-

3) программные и методические сред- стического анализа результатов тестиро-

ства должны обеспечивать возможность вания учащихся;

оценки качества естественно-научного об-

компьютерная справочно-аналитичес-

разования учащихся на различных его эта- кая система формирования отчетов о репах (текущий, рубежный, итоговый конт- зультатах тестирования учащихся.

роль);

4) программные средства для организации компьютерного тестирования учащихся должны функционировать в операционных системах МБ ЭОБ и \Vindows;

%

3. Практическое применение

Компьютерная система, принципы построения которой описаны выше, является

5) результаты компьютерного тестиро- инструментальной средой для оперативной вания учащихся должны быть представлены в виде детальных протоколов, содержащих информацию о правильности выполне-

оценки уровня знании учащихся в регионе. Она может использоваться в зависимости от целей диагностики на различных уров-

ния всех тестовых задании и времени их нях управления образовательным процес-

выполнения; сом. Отдельные программные и методи-

6) программные средства, используе- ческие средства, входящие в состав сис-

мые системой, должны обеспечивать ав- темы, могут применяться преподавателя-

томатический сбор информации о резуль- ми учебных дисципл ин при проверке уров-

татах тестирования в заданной группе уча- ня знаний учащихся в текущем учебном

г#

№ 4, 2000

т&

1) научно-методические и организаци-ые основы функционирования системы

процессе. Система же в целом может использоваться органами управления образо- ош

ванием для мониторинга качества знаний (критерии, научно-методическое обоснова-

учащихся в масштабах района, города, ние применяемых методов, соотношение

региона. Результатом применения системы традиционных и тестовых методик оцени-

будут объективные количественные дан- вания качества знаний учащихся, органи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные, характеризующие качество образова- зационные структуры и т.д.);

тельного процесса. Система может приме-

2) программное и методическое обес-

няться и для оценки качества гуманитар- печение для компьютерного сопровожде-

ной составляющей образования учащихся ния системы (системы подготовки и редак-

при условии разработки соответствующе- тирования тестовых заданий, программы

го содержательного наполнения тестовых для тестирования, методические указания

программ. для пользователей программ);

Создание вышеназванной компью- 3) методы сбора, статистического и

тернои системы является первым этапом научно-методического анализа информа-работы по совершенствованию на базе ции о качестве образовательного процесса современных компьютерных технологий в регионе;

региональной системы оценки качества 4) план практической апробации эле-образовательныхтехнологий, включающей ментов системы (по мере их создания).

наряду с тестовыми и традиционные оценочные методы.

В настоящее время Институтом физики и химии МГУ им. Н.П.Огарева совмес-

С целью построения эффективно тно с Министерством образования РМ на-

действуюшей региональной системы оцен- чаты работы по практической реализации

ки качества образования необходимо раз- сформулированных выше концептуальных

работать:

положений.

СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

С.А.Панфилов, зав. кафедрой ТОЭ МГУ им. Н.П. Огарева, профессор, А.Н.Кондрашин, аспирант кафедры ТОЭ МГУ им. Н.П,Огарева

Одной из проблем интеграции образовательных учреждений различных струк-

Для

факторов

информатизации ние задачи более глубокой индивидуализа-образования на основе единого подхода к ции процесса обучения. В условиях тех ог-

вопросам оценки результатов обучения, раничений (трудовых, материальных и др.),

Подобный подход включает в себя единую с которыми сталкиваются вузы, адаптация

согласованную методику контроля с ис- учебного материала к каждому обучаемо-

пользованием согласованных эталонов зна- му может быть осуществлена только пу-

нии.

эффекти

тем широкого внедрения в учебный процесс вычислительной техники, и в первую

ного контроля качества знаний обучаемых очередь автоматизированных обучающих требует к себе постоянного внимания пре- и контролирующих знания систем (АОС).

Особенно актуальной

Другой фактор - это применение ЭВМ при

задача становится в связи с внедрением в организации, учете и планировании учеб-образовательную практику систем дистан- ного процесса. Комплексное использование

ционного образования.

вычислительной техники связано с реше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.