Научная статья на тему 'Компьютерная программа для проверки письменных контрольных работ по математике'

Компьютерная программа для проверки письменных контрольных работ по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ШКОЛЬНИКИ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / TEACHING MATHEMATICS / SCHOOLCHILDREN / OBJECTIVITY OF KNOWLEDGE CONTROL / COMPUTER PROGRAM / OPERATIONAL CONTROL / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / SUPPORT FOR TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров Ахтам Пулатович

В статье рассмотрены проблемы обеспечения объективного контроля знаний учащихся 5-х классов по математике при проведении контрольных работ, а также предложены соответствующие методы поддержки труда учителя-предметника. Рассмотрен метод разработки компьютерных программ для проведения контрольных работ по математике в 5-м классе, которые не имеют специализированных баз данных и не дают возможность учащимся переписать решения задач друг у друга. Приведены пример разработанной программы в среде Visual Basic for Applications + MS Excel и технология её внедрения в учебный процесс. Разработанные решения, как показала практика, повышают уровень самостоятельности учащихся, актуализируют их творческий потенциал, обеспечивают высокий уровень качества обучения.The article considered problems of providing objective control of knowledge of 5th classes on mathematicians in the performance of control works, and such as appropried to this approvals. A method of developing computer programs for carrying out control works on mathematics in the 5th class, which do not have specialized databases and do not give possibility to reduce the decision, is considered. The example of the developed program in the environment of Visual Basic for Applications + ms excel and the technology of its implementation in the educational process are presented. Developed decisions as practice showed, increase the level of independence of students, actualize their creative potential, ensure a high level of learning quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаров Ахтам Пулатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная программа для проверки письменных контрольных работ по математике»

УДК 372.851, 378.147

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ

Назаров Ахтам Пулатович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, г. Вахдат, Республика Таджикистан, e-mail: ahtam_69@mail.ru

В СТАТЬЕ РАССМОТРЕНЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, А ТАКЖЕ ПРЕДЛОЖЕНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА. РАССМОТРЕН МЕТОД РАЗРАБОТКИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ В 5-М КЛАССЕ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ БАЗ ДАННЫХ И НЕ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАЩИМСЯ ПЕРЕПИСАТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДРУГ У ДРУГА. ПРИВЕДЕНЫ ПРИМЕР РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЫ В СРЕДЕ VISUAL BASIC FOR APPLICATIONS + MS EXCEL И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЁ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. РАЗРАБОТАННЫЕ РЕШЕНИЯ, КАК ПОКАЗАЛА ПРАКТИКА, ПОВЫШАЮТ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, АКТУАЛИЗИРУЮТ ИХ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ.

• обучение математике • школьники • объективность контроля знаний • компьютерная программа • оперативный контроль • образовательная технология • поддержка деятельности учителя

Контроль и проверка знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися при изучении математики, является существенным элементом обучения данному предмету в средней школе. Одним из условий совершенствования и развития процесса обучения, с нашей точки зрения, является разработка компьютерной системы оперативного контроля и проверки знаний учащихся. Такая система, с одной стороны, даёт возможность объективно оценивать знания учащихся по предмету и облегчить труд учителя-предметника. С другой стороны, система объективного контроля знаний учащихся по математике даёт возможность выявлять имеющиеся пробелы и недостатки в обучении, определять способы их устранения.

Вполне очевидно, что традиционная технология проведения письменных контрольных работ требует от учителя математики массовой школы большого труда и больших временных затрат. В частности, учитель-предметник должен таким образом осуществлять контроль учебного процесса

посредством проведения контрольных работ, чтобы учащиеся не имели возможность переписать решения задач и примеров друг у друга. Кроме того, при проверке письменных работ ручным методом легко пропустить или не заметить какую-нибудь ошибку, допустить субъективизм в оценке знаний учащихся по математике.

В опубликованных нами ранее работах [3, 4, 6-8] показано, что привлечение возможностей компьютерных программ проведения письменных контрольных работ по математике и их рациональное применение в процессе обучения дают возможность объективного контроля и оценивания знаний учащихся по математике, одновременно обеспечивая поддержку деятельности учителя-предметника. В данной статье изучается одна из технологий разработки таких компьютерных программ с применением электронных таблиц Excel и языка программирования Visual Basic for Application (VBA). Раскроем особенности данной технологии на следующем примере.

Внедрение

Согласно государственному образовательному стандарту и учебным программам по предмету математики, действия с обыкновенными дробями с равными знаменателями изучаются в 5-м классе. В общем случае рассмотрим следующее выражение:

a c d

- +---= (1)

b b b

Здесь, согласно учебным программам и логике учебного процесса, переменные a, b, c и d в выражении (1) должны быть натуральными числами, при этом результаты операций сложения и вычитания не должны быть отрицательными. При разработке программ, очевидно, необходимо учитывать эти условия. Язык программирования VBA имеет различные встроенные функции для обработки даты и времени. Применим эти функции для ввода следующего выражения в программе:

Mh% = Abs(Sin(Hour(Time)) + Cos(Minute(Time) + Second(Time))) • 100 + 3.

Как видно из этого оператора присваивания, значение параметра Mh% всегда будет натуральным числом и притом — больше 3. Используя значение этого параметра, определяем значение параметров a, b, c и d в программе следующим образом:

a% = Mh% \ 2 + 2: c% = Mh% \ 3 + 2: d% = Mh% \ 4 + 2: b% = Mh% + 2.

Значение всех этих параметров будет ненулевым, сумма чисел a и c всегда больше d. Ни одно значение этих параметров заранее не известно, нигде заранее не сохраняется — ни в базах данных, ни в каком-либо дополнительном файле.

Раскроем, как разработанная компьютерная технология обеспечивает объективность контроля знаний учащихся при проведении письменных контрольных работ. Выражение (1) в листе Excel вводим согласно форме, приведённой на рис. 1. В ячейках B5, D5 и F5 должны отражаться значения чисел a, c и d соответственно, а в ячейках B6, D6 и F6 — значение числа b. Для этой цели в программе вводим следующие операторы присваивания: Cells(5, 2).Value = a%: Cells(5, 4).Value = c%: Cells(5, 6).Value = d%; Cells(6, 2).Value = b%: Cells(6, 4).Value = b%: Cells(6, 6).Value = b%.

Л ] В с О Е F G И i J К L

Л

5 G -.1 I

а] +

7

Рис. 1. Шаблон для составления примера и ввода значения выражений

Когда запускаем разработанную программу на исполнение, в зависимости от значения времени, установленного в системе компьютера, значения чисел a, b, c и d каждый раз будут различны для каждого учащегося. Это не даёт возможность учащимся переписать ход решения и значение выражений друг у друга, т.е. обеспечивает объективность. Далее ученики записывают выражение в тетрадях, решают и находят значения выражений. Найденные значения вводятся в программу в ячейках Н5 (числитель) и Н6 (знаменатель). Для автоматической проверки введённых ответов задействуем другую программу. При проверке ответов, если ответ правильный, ставим оценку 5, в противном случае — 2. Оценку отражаем в ячейке J5. Фрагменты текста программы следующие: a% = Cells(5, 2): c% = Cells(5, 4): d% = Cells(5, 6): sr% = Cells(5, 8) Mh% = Cells(6, 8): Mh1% = Cells(6, 6) If (a% + c% — d% = sr%) And (Mh% = Mh1%) Then Cells(5, 10).Value = "Оценка 5" Else

Cells(5, 10).Value = "Оценка 2" End If

Используя разработанную технологию, мы можем в листе Excel ввести, например, три разных выражения, задействуя соответствующие программы на языке программирования VBA, а также уравнения, образец одного из которых приведён на рис. 2. Такую структуру листа файла Excel называют файлом-шаблоном.

Рис. 2. Шаблон для составления уравнения и ввода его

Обе задействованные программы объединены в целостный проект. Каждую программу проекта вводим в отдельности с помощью командных кнопок. С этой целью в проекте созданы две командные кнопки CommanButton. Первой кнопкой вводится программа для отображения значений параметров в выражениях и уравнениях. Этой кнопке дадим название «Задачи». Второй кнопке соответствует программа для автоматической проверки введённых ответов учащихся, а также для отображения оценки за ответы. Этой кнопке дадим название «Результаты». Пусть наша письменная контрольная работа состоит из трёх выражений и двух уравнений. В общем случае лист файла-шаблона в Excel имеет форму, приведённую на рис. 3.

А В С о Е F G H ] J К L M N О р

Письменная работа по математике для действия с обыкновенными дробями

Выполните действие: Задачи

а)- +

б)-- .)—(

Результаты

/

2 Решить уравнения:

a) t - t-

6.—. Z z=

Рис. 3. Общий вид проекта программы контрольной работы

Для того чтобы учащиеся не могли ввести изменения в структуру листа, в выражения и уравнения, защитим путём ввода пароля весь лист и все его ячейки от редактирования, используя все возможности Excel.

Ячейки, в которые учащиеся должны ввести ответы вручную, оставляем открытыми. Сам проект тоже защитим путём ввода пароля так, чтобы учащиеся или другие лица не могли ввести изменения в тексты программ.

Обращаем внимание на рис. 3. После нажатия на кнопку «Задачи» в ячейках отражаются соответствующие значения параметров, при этом выражение и уравнение считаются составленными (рис. 4). Учащиеся переписывают эти выражения и уравнения в тетради и решают их. Далее они ручным способом вводят ответы в соответствующие ячейки. Для определения правильности введённых ответов нажимают кнопку «Результаты». Отметим, что

Внедрение и нрпмш

учащиеся выбирают произвольно, какое из выражений и уравнений решать первым. Если ответ неправильный, ученик может решать его заново, повторно введя ответ и проверив. Оценки ученикам при этом не снижаются. Как показывает практика, школьники, которые демонстрируют достаточно высокое качество знаний, в течение контрольного урока решают полностью и правильно более одного варианта заданий.

А В С D Е F G И 1 J К L М N О Р

Письменная работа по математике для действия с обыкновенными дробями

В ы п ол н ите де й ствие: Задачи

, 21 14 а)- + - 40 40 11

40

' 133 133 34

133

,38 /26 20 \ Результаты |

75 Г

2) Решить уравнения:

1 4. 67 а) г---— ' 1 133 45

133 т=

6)-^- ♦ z ' 14 8

14 L-

Рис. 4. Пример варианта контрольной работы

Как было отмечено ранее, в соответствии с приведённой технологией за ответ ставится либо 5, либо 2. Характер оценки можно изменить следующим образом. Так как ответы во всех примерах настоящей работы состоят из обыкновенных дробей, то можно проверять в отдельности значения числителя и знаменателя во введённых ответах учащихся.

Например, если числитель вычислен правильно, а знаменатель — неправильно, то ставим 4. Если числитель — неправильно, а знаменатель — правильно, то ставим 3, так как учащийся должен был сразу догадаться, что знаменатели равны. При этом в программе «Результаты» введём соответствующие изменения. Приведём фрагмент изменённой программы:

a% = Cells(5, 2): c% = Cells(5, 4): d% = Cells(5, 6): sr% = Cells(5, 8)

Mh% = Cells(6, 8): Mh1% = Cells(6, 6)

If (a% + c% — d% = sr%) And (Mh% = Mh1%) Then

Cells(5, 10).Value = "Оценка 5"

Else

If (a% + c% — d% = sr%) And (Mh% <> Mh1%) Then Cells(5, 10).Value = "Оценка 4"

Else

If (a% + c% — d% <> sr%) And (Mh% = Mh1%) Then

Cells(5, 10).Value = "Оценка 3"

Else

Cells(5, 10).Value = "Оценка 2" End if

End if

End If

Можно применять и другой вариант: если числитель или знаменатель вычислены неправильно (один из них), то ставится оценка 3.

При внедрении разработанной технологии в образовательную практику могут иметь место следующие варианты использования.

Вариант первый: в классе не проведена локальная сеть, в этом случае на каждом компьютере необходимо записать файл-шаблон Excel. Вариант второй: в классе имеется локальная сеть и компьютеры класса подключены к этой сети, в этом случае на локальном сервере запишем файл-шаблон Excel и создадим общий доступ для его использования. На других компьютерах класса создадим ярлык со ссылкой на этот файл. Каждый из учащихся сам откроет файл-шаблон и нажмёт кнопку «Задачи». Наконец, вариант третий, когда файл-шаблон сохранён в удалённом или в общешкольном сервере, а компьютеры класса подключены в этой сети, аналогичен второму варианту.

При втором и третьем вариантах может возникнуть вопрос: как быть, если учащиеся уже открыли файл, нажали на кнопку «Задачи» и выполняют те или иные задания, случайно пропадает сетевое соединение или удаляется файл-шаблон? Поскольку файл уже находится в оперативной памяти компьютеров рабочих мест учащихся, школьники эту ситуацию не заметят и продолжат решать задачи. Если они выполнят вариант полностью и получат все оценки, то смогут вновь нажать на кнопку «Задачи» для решения следующего варианта. Но если они сами закроют файл-шаблон, а потом захотят открыть этот файл заново, то он уже не откроется до тех пор, пока не будет восстановлено сетевое соединение или сам файл-шаблон. Другими словами, в таких ситуациях ученики ничего не теряют, так как описываемая технология не зависит от каких-либо баз данных.

Разработанная компьютерная технология проведения письменных контрольных работ по математике доведена до уровня практической реализации применительно к ряду тем курсов математики основной школы: «Квадратные уравнения», «Среднее арифметическое», «Решение систем линейных уравнений». Соответствующие материалы

представлены в работах [1, 4, 7, 9]. Она также была успешно апробирована при организации контроля за знаниями учащихся по физике [8]. Апробация технологии в ряде школ Республики Таджикистан показала ряд её преимуществ по сравнению с традиционным подходом. В частности, компьютерный вариант проведения контрольных и проверочных работ даёт возможность значительно облегчить труд учителя, обеспечивает экономию учебного времени, позволяет правильно планировать дейтель-ность учителя в условиях реализации дифференцированного подхода в обучении математике, способствует оперативному выявлению и устранению пробелов и недостатков в подготовке школьников. □

Литература

1. Назаров А.П. Организация межпредметных связей предметов математики и информатики с применением компьютера // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные проблемы обучения математике, физике и информатике в средних и высших школах», посвящённое 25-летию независимости Республики Таджикистан и 55-летию кафедры методики преподавания математики Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни. — Душанбе, 2016.— С. 169-171.

2. Назаров А.П. Методика преподавания информатики. — Душанбе, 2016. — 444 с.

3. Назаров А.П. Активизация обучения геометрии в 7-9 классах средней школы на основе использования компьютера: дисс. ... канд. пед. наук. — Душанбе, 2012.

4. Назаров А.П. Компьютерная технология проведения письменной работы по решению систем линейных уравнений с двумя неизвестными // Вестник Бохтарского государственного университета им. Носири Хусрав (научный журнал). Серия гуманитарных и экономических наук. — 2018. — № 1/4 (57). — С. 133-138.

5. Родионов М.А., Акчурина Э.Х. Пути и средства организации текущего самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманит. и соц. науки». — 2008. — № 3. — С. 95.

Внедрение у пршшш

6. Назаров А.П. Использование компьюте- 5. ра и компьютерной технологии при обучении предметам геометрии // Вестник Академии образования Таджикистана. — 2011. — № 1-2. — С. 20-22.

7. Назаров А.П. Один из методов обеспечения объективного контроля знаний 6. учащихся по математике в средних школах // Материалы Республиканской конференции, посвящённой 70-летию профессора Б. Алиева. — Душанбе, 2014. — С. 84-89. 7.

8. Назаров А.П., Мохруи А. Технология объективного контроля знаний учащихся по предмету физика с применением компьютера // Вестник филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Душанбе. — 2017. — № 2(1). — С. 117-124. 8.

9. Назаров А.П. Оценивание компетенций и обеспечение объективности оценивания знаний учащихся при проведении письменной работы по решению квадратных уравнений // Вестник Таджикского национального университета (на- 9. учный журнал). — 2019. — № 6. —

С.181-188.

Literatura

1. Nazarov A.P. Organizaciya mezhpredmet-nyh svyazej predmetov matematiki i infor-ma-tiki s primeneniem komp'yutera // Ma-terialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakti-cheskoj konferencii "Sovremennye proble-my obucheniya matematike, fizike i informatike v srednih i vysshih shkolah", posvyashchyonnoe 25-letiyu nezavisimosti Respubliki Tadzhikistan i 55-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya matematiki Tadzhikskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta im. S. Ajni. — Dushanbe, 2016. — S. 169-171.

2. Nazarov A.P. Metodika prepodavaniya in-formatiki. — Dushanbe, 2016. — 444 s.

3. Nazarov A.P. Aktivizaciya obucheniya ge-ometrii v 7-9 klassah srednej shkoly na osnove ispol'zovaniya komp'yutera: diss. ... kand. ped. nauk. — Dushanbe, 2012.

4. Nazarov A.P. Komp'yuternaya tekhnolo-giya provedeniya pis'mennoj raboty po re-sheniyu sistem linejnyh uravnenij s dvumya neizvestnymi // Vestnik Bohtarskogo gosudarstvennogo universiteta im. Nosiri Hu-srav (nauchnyj zhurnal). Seriya gumanitar-nyh i ekonomicheskih nauk. — 2018. — № 1/4 (57). — S. 133-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rodionov M.A., Akchurina E.H. Puti i sred-stva organizacii tekushchego samokontro-lya mladshih shkol'nikov v processe obucheniya matematike // Vestnik Pomorsko-go universiteta. Seriya "Gumanit. i soc. nauki". — 2008. — № 3. — S. 95. Nazarov A.P. Ispol'zovanie komp'yutera i komp'yuternoj tekhnologii pri obuchenii predmetam geometrii // Vestnik Akademii obrazovaniya Tadzhikistana. — 2011. — № 1-2. — S. 20-22.

Nazarov A.P. Odin iz metodov obespeche-niya ob'ektivnogo kontrolya znanij ucha-shchihsya po matematike v srednih shkolah // Materialy Respublikanskoj konferencii, posvyashchyonnoj 70-letiyu professora B. Alieva. — Dushanbe, 2014. — S. 84-89. Nazarov A.P., Mohrui A. Tekhnologiya ob'ektivnogo kontrolya znanij uchashchih-sya po predmetu fizika s primeneniem komp'yutera // Vestnik filiala MGU im. M.V. Lomonosova v g. Dushanbe. — 2017. — № 2(1). — S. 117-124. Nazarov A.P. Ocenivanie kompetencij i obespechenie ob'ektivnosti ocenivaniya znanij uchashchihsya pri provedenii pis'mennoj raboty po resheniyu kvadratnyh uravnenij // Vestnik Tadzhikskogo nacio-nal'nogo universiteta (nauchnyj zhurnal). — 2019. — № 6. — S. 181-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.