Научная статья на тему 'Компьютерная компетентность как компонент современной подготовки специалиста'

Компьютерная компетентность как компонент современной подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ПОИСК ИНФОРМАЦИИ / TRAINING OF THE EXPERT / COMPUTER LITERACY / COMPUTER COMPETENCE / INFORMATION REPRESENTATION / INFORMATION SEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуликов Сергей Евгеньевич, Жуликова Ольга Валентиновна

Подготовка современных и компетентных специалистов требует не только компьютеров, периферии и сопутствующих технических средств работы, но и предъявляет серьезные требования к уровню информационной культуры, включающей в себя компьютерную компетентность знание и компьютерной техники, и программных продуктов, и их эффективное использование на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуликов Сергей Евгеньевич, Жуликова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer competence as a component of modern training of the expert

Training of modern and competent experts demands not only computers, periphery and accompanying means of work, but also makes serious demands to level of the information culture including computer competence knowledge of both the computer technics and software products, and their effective use in practice

Текст научной работы на тему «Компьютерная компетентность как компонент современной подготовки специалиста»

очень мало времени и вполне может выполняться самим студентом.

Таким образом, использование виртуальных машин, своеобразных «песочниц системных администраторов», не только оправдано, но и необходимо для качественного проведения занятий по различным компьютерным дисциплинам.

Поступила в редакцию 12 ноября 2009 г.

Dudakov V.P. About advantage of use of virtual machines in a course of teaching of computer disciplines.

Aspects of application of the special software (virtual machines) in teaching of some computer disciplines are considered.

Key words: operating system; virtual machine; educational process; emulation; laboratory works.

УДК 378+62-505

КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

© С.Е. Жуликов, О.В. Жуликова

Ключевые слова: подготовка специалиста; компьютерная грамотность; компьютерная компетентность; представление информации; поиск информации.

Подготовка современных и компетентных специалистов требует не только компьютеров, периферии и сопутствующих технических средств работы, но и предъявляет серьезные требования к уровню информационной культуры, включающей в себя компьютерную компетентность - знание и компьютерной техники, и программных продуктов, и их эффективное использование на практике.

В современной образовательной практике все большее применение находят основные виды компьютерных технологий и телекоммуникаций: мультимедиа, экспертные системы, электронные доски, телеконференции и другие возможности.

Информационное поведение специалиста, с одной стороны, отражает активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионалу и личности. Представляется, что в самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию (а точнее, новое знание) в своей повседневной жизни.

Компьютерную компетентность можно рассматривать как совокупность следующих параметров:

- профессиональный подход к поиску новой информации при понимании специалистом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов. Современный поиск предполагает умение проанализировать свои информационные потребности, использование формальных и неформальных каналов получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий и т. д.;

- культура чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых и/или визуальных объектов и необходимости анализа всего изучаемого направления;

- умение перерабатывать большие массивы информации с использованием информационных компьютерных технологий;

- понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности, стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;

- умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в т. ч. с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории;

- знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.

Перечисленным факторам отвечает уровень компетентности далеко не каждого современного специалиста, не говоря о студентах. Большинство современных студентов считают себя «продвинутыми пользователями» и знатоками в сфере компьютерных технологий. Но практика показывает, что многие из них не знают даже базовых основ компьютерной компетенции, раскрытых в перечисленных выше факторах.

Так, при поиске информации будущие специалисты ограничиваются использованием одной единственной «излюбленной» поисковой системы с помощью запроса по одному-двум словам. При этом проверка полученного результата проводится не глубже нескольких первых страниц, то есть просматриваются не более двадцати первых ссылок, вовсе не самых релевантных. Более того, предпочтение отдается популярной интернет-энциклопедии «Википедия», а также сайтам, содержащим базы данных по рефератам, например, «5 баллов».

Понятие «культура чтения» носит абстрактный характер, поэтому предъявление к студенту требования «необходимости анализа всего изучаемого направления» связано со сложностью его конкретизации и нау-

чению на примере. Однако, по нашему мнению, умение находить нужное среди прочитанного и отсеивать второстепенное, «информационный шум» - одно из важнейших качеств современного специалиста-профессио-нала, которое должно дать высшее образование в числе прочих.

Другим важнейшим качеством, которым должен обладать современный специалист, это понимание того, что представление информации не носит константный характер: она легко представима как в текстовом, так и в графическом формате. Например, зачастую у студентов вызывает большую проблему подготовка презентации для выступления на семинаре или студенческой конференции, защиты курсовой или дипломной работы: структурирование текста, его преобразование в смарт-объекты (организационные диаграммы), схемы и т. п.

Стремление к повышению коммуникативной компетентности выражается в активном использовании различных массовых средств интернет-коммуникаций: чатов, форумов, 1Р-телефонии; причем эти средства используются, за редким исключением, только для межличностного непрофессионального общения. По данным опроса, не более 5 % студентов ТГУ им. Г.Р. Державина посетили сайт университета и ознакомились с учебно-методическими комплексами по изучаемым дисциплинам. Данная информация является особенно полезной студентам-заочникам, которые, благодаря интернет-технологиям, могли бы ознакомиться с основными информационными материалами по изучаемым дисциплинам.

Современные студенты при подготовке к семинарам, зачетам и экзаменам примерно в 80 % случаев отдают предпочтение Интернету, а не традиционной библиотеке, тем самым заведомо снижая уровень достоверности извлекаемой информации. Более того, не имея развитого уровня информационной культуры, большинство из них не обращает внимания на источники информации, интеллектуальные права собственности. Таким образом, создается новый интеллектуальный информационный объект низкого качества, который потенциально может быть размещен в Интернете и явиться источником информации для нового пользователя.

Говоря об обшцх подходах компьютерной компетенции, необходимо отметить проблему технического пользования программами. К сожалению, всю широту возможностей современных программ изучает и применяет очень небольшой круг пользователей. Современные «будущие специалисты» зачастую относятся к новинкам компьютерной техники и технологии как элементу престижа: имея, но пользуясь лишь на элементарном уровне. В этой связи задача преподавателей информационных дисциплин расширяется - надо не только вести свой предмет, но и раскрывать возможности хотя бы традиционных программных средств.

В этой связи следует отметить, что компьютерная компетентность - требование, предъявляемое не только к студентам-выпускникам, но и к самим преподавателям, независимо от их научной специализации.

Современное учреждение высшего образования пронизано информационными технологиями, и ТГУ им. Г.Р. Державина - яркий тому пример. Каждый преподаватель университета создал электронные учебнометодические комплексы по читаемым дисциплинам, подготовил системы электронных тестовых заданий. В университете внедряется система дистанционного обучения eLearning, благодаря которой возможна реализация индивидуальной компьютерной коммуникации «преподаватель-студент» в рамках учебного процесса.

Таким образом, «компьютерность» подразумевает не только наличие компьютеров и периферийных устройств, но и определенный уровень информационной культуры, включающей в себя компьютерную компетентность - знание и техники, и программных продуктов, и их эффективное использование.

Поступила в редакцию 12 ноября 2009 г.

Zhulikov S.E., Zhulikova O.V. Computer competence as a component of modern training of the expert.

Training of modern and competent experts demands not only computers, periphery and accompanying means of work, but also makes serious demands to level of the information culture including computer competence - knowledge of both the computer technics and software products, and their effective use in practice.

Key words: training of the expert; computer literacy; computer competence; information representation; information search.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.