Научная статья на тему 'Компьютерная игровая аддикция - новый вид аддиктивного поведения XXI века'

Компьютерная игровая аддикция - новый вид аддиктивного поведения XXI века Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
624
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPUTER GAME ADDICTION / COMPUTER GAME ADDICT / THE GENRE OF THE GAME / STORY GAME / COMPUTER GAME / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ АДДИКЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ИГРОВОЙ АДДИКТ / ЖАНР ИГРЫ / СЮЖЕТ ИГРЫ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Филатова Татьяна Петровна

В статье рассматривается новый вид нехимической аддикции, порожденной интенсивным развитием компьютерных технологий. На основе результатов исследований освещается влияние компьютерной игровой аддикции на психику и физическое состояние игрока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer gaming addiction - a new kind of ad-dicting behavior of the XXI century

The article discusses a new kind of non-chemical addiction, generated daily intensive development of computer technology. On the basis of the re-results of studies highlighted the influence of computer games addic-tion on the psyche and the physical condition of the player.

Текст научной работы на тему «Компьютерная игровая аддикция - новый вид аддиктивного поведения XXI века»

методы, но они могут стать еще одним важным твор- которым можно пользоваться в сочетании с различ-ческим средством исцеления, личностного роста, ными другими существующими подходами.

Список литературы:

1. Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога/Г. Кац, Е. Мухаматулина. - М.: Генезис, 2014. 168 с.

2. Киршке, В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. OH Verlag, 2010. 240 с.

3. Толстая С. Методы арт-терапии при работе с людьми, пережившими психотравмирующее событие. Chi-sinau, CEP USM, 2016. 213 с.

Filatova Tatiana Petrovna, applicant of the Department of psychology of the Moscow Universities, the Ministry of internal Affairs of Russia senior police Lieutenant Moscow, Russia E-mail: kotovo90@mail.ru

Computer gaming addiction — a new kind of addicting behavior of the XXI century

Abstract: The article discusses a new kind of non-chemical addiction, generated daily intensive development of computer technology. On the basis of the re-results of studies highlighted the influence of computer games addic-tion on the psyche and the physical condition of the player.

Keywords: computer game addiction, computer game addict, the genre of the game, story game, computer game.

Филатова Татьяна Петровна, соискатель кафедры психологии Московского Университета МВД России старший лейтенант полиции г. Москва, РФ E-mail: kotovo90@mail.ru

Компьютерная игровая аддикция — новый вид аддиктивного поведения XXI века

Аннотация: В статье рассматривается новый вид нехимической аддикции, порожденной интенсивным развитием компьютерных технологий. На основе результатов исследований освещается влияние компьютерной игровой аддикции на психику и физическое состояние игрока.

Ключевые слова: компьютерная игровая аддикция, компьютерный игровой аддикт, жанр игры, сюжет игры, компьютерная игра.

За более чем тридцатилетнюю историю изучения влияния компьютерных игр, было проведено сотни исследований, в рамках которых изучались факторы риска и эффекты кратковременного и пролонгированного воздействия чрезмерного увлечения ими с медицинской и психологической точки зрения. Подавляющее количество специалистов делают заключение о негативных последствиях систематических

игровых сеансов, что подтверждается научными выводами по результатам большинства исследований, а также участившимися случаями совершения уголовно наказуемых деяний и суицидов под пагубным влиянием компьютерных игр в таком психическом состоянии как эмоциональное напряжение, примеры которых приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Возраст Место происшествия Происшествие

Уголовно наказуемые деяния

14 Россия Кемеровская область г. Кемеров Суд приговорил подростка к четырем годам колонии за убийство своей 20-ти летней сестры, которая мешала его игровому сеансу [2]

16 Россия пос. Фруктовый Городищенский р-н Волгоградская область Подросток нанес два удара лезвием топора по голове спящей матери из-за отказа оплатить ремонт компьютера, что являлось препятствием для продолжения любимой игры Golden axe [2]

22 Россия г. Петрозаводск Молодой человек до смерти избил свою 80-летнюю бабушку, на допросе объяснив мотив совершенного деяния тем, что она мешала процессу игры [2]

Суициды

14 Россия Москва Подросток сбросился с десятого этажа из-за запрета играть в любимую компьютерную игру DotA [1]

17 Россия Санкт-Петербург С показаний бабушки семнадцатилетнего юноши, после длительной игры в World of Tanks он потерпел поражение, что спровоцировало агрессивное поведение, после чего он сбросился с четвертого этажа [5]

23 Россия г. Кунгур Пермьский край Молодой человек, имеющий звание младшего сержанта и работающий в отделе охраны исправительной колонии, находясь в состоянии алкогольного опьянения не выдержав череды поражений в многопользовательской браузерной компьютерной игрой танки-онлайн совершил самоубийство [4]

Летальные исходы из-за длительных игровых марафонов

12 Россия г. Екатеринбург У подростка после 12-часовой игры в компьютерном клубе случился эпилептический припадок, после чего была вызвана скорая помощь и его доставили в больницу где он и скончался. Вскрытие показало, что смерть наступила в результате обширного инсульта. По словам доктора-невролога больницы «Мальчик не имел никаких предрасположенностей к столь серьезному заболеванию» [3]

17 Башкортостан г. Башкирия Подросток, потративший на игру Бо1Л в период с 2014-2015 г. более 2000 ч., после очередного длительного марафона потерял сознание и во время госпитализации скончался [6]

Приведенные происшествия не единичны и присущи наиболее развитым государствам всего мира, но несмотря на научное обоснование и установленные факты проявлений последствий компьютерной игровой аддикции, в настоящее время рассматриваемый вид аддиктивного поведения не закреплен официально, а значит не признан научным обществом как расстройство, деструктивно влияющее на жизнедеятельность человека. Вследствие отсутствия официального закрепления нового вида аддиктивного поведения, среди ученых существует несогласованность в его наименовании. В научной литературе встречаются такие названия как компьютерная игровая ад-дикция, интернет-зависимость, кибернетическая лу-

домания и т. д. Несмотря на отсутствие официального статуса, многие развитые государства мира предпринимают целенаправленные действия в попытке урегулировать на законодательном уровне бесконтрольную продажу компьютерных игр и ограничить многочасовые беспрерывные игровые сеансы с помощью превентивных мер в виде профилактики посредством информационно-когнитивного просвещения и таких принудительных мер, как к примеру автоматическая блокировка процесса игры, предусматриваемая разработчиками программ и администрацией сайтов онлайн игр, по истечению максимально отведенного времени на сеанс. Стоит отметить, что еще в 1989 году в международную классификацию болезней 10-го пересмотра

(МКБ-10) впервые была включена такая поведенческая аддикция как патологическое влечение к азартным играм, находящаяся в рубрике расстройства привычек и влечений под шифром F63.0. В МКБ-10 «суть расстройства заключается в частых повторных эпизодах азартной игры, которые доминируют в жизни пациента в ущерб социальным, профессиональным, материальным и семейным ценностям и обязательствам» [7], что также полностью отражает особенность проявления компьютерной игровой аддикции. Основной аргумент выступающий против признания компьютерной игровой аддикции — это денежный, который является неотъемлемой составляющей азартных игр. Здесь необходимо осветить тот факт, что в настоящее время в массовых многопользовательских ролевых он-лайн-играх существует понятие «игровая валюта», которую можно перевести в реальные деньги. Это заставляет многих людей разных возрастных категорий, увлекающихся компьютерными играми менять основной вид деятельности (профессию, учебу) в пользу заработка посредством их, который может быть равен и основному доходу. Это требует досконального знания конкретной игры, постоянное обучение, мониторинг экономической ситуации в ней. Также необходимо отметить новое направление под названием киберспорт, в котором у киберспортсменов есть своя дисциплина, режим дня и рядовые соревнования. В самых престижных турнирах призовой фонд может насчитывать несколько миллионов. Так в 2015 году на турнире Dota 2 «The International 2015» призовой фонд насчитывал более 17 млн. долл., что позволило финалистам за один выигрышный матч заработать 200 тыс. долл. Основная разница между азартными играми и компьютерной игровой аддикцией состоит не в отсутствии или наличии денежного эквивалента, а в самой особенности игрового процесса. Тем не менее, в руководство по диагностике и статистике психических расстройств новой редакции (DSM-V) в 2013 году было принято приложение к третьему разделу, в котором содержаться рекомендации о том, что необходимы дальнейшие научные изыскания в области изучения влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми с перспективой последующего включения в справочник критерия интернет-зависимости. снованности утверждения этого пагубного увлечения в виде аддиктивного поведения, на практике отсутствие официального статуса влияет на качество оказываемой помощи нуждающимся в ней. В 2006 году в мировую медицинскую практику официально был введен термин «кибернетическая лудомания», для

определения недуга и оказания квалифицированной помощи. Как справедливо заметил психиатр и нарколог Московского научно-исследовательского института психиатрии В. В. Ханыков, что все единогласны во мнениях о появлении нового вида аддиктивного поведения, но диагноза такого нигде нет, что не позволяет обосновать госпитализацию человека даже когда это необходимо [9]. Невзирая на возникающие сложности в связи с неопределенным статусом компьютерной игровой аддикции, признания с одной стороны отсутствия и его документального закрепления, в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации и на базе в научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева начали оказывать квалифицированную помощь компьютерным игровым аддиктам, а также по всему миру открываются специализированные клиники, реабилитационные лагеря и центры. К сожалению, несмотря на большое количество научных исследований, в настоящее время не создан единый принцип комплексной помощи оказываемой при компьютерной игровой аддикции, в связи с чем многие центры берут за аналогию программы выздоровления при зависимости от азартных игр, алкоголизме и даже при наркомании. Также известен случай негуманного обращения с пациентами при стационарном лечении от компьютерной игровой аддикции в одном из реабилитационных центров КНР, находящийся в провинции Шаньдун, под руководством доктора Ян Юнсина (англ. Yang Yongxin). В данном реабилитационном центре применялась... электросудорожная терапия (электроконвульсивная терапия, электрошок, электрошоковая терапия), за нарушение одного из 68 установленных правил пребывания. Используемый метод наказания, применяется в рамках психиатрического и неврологического лечения пациентов, при котором эпилептиформный большой судорожный припадок вызывается пропусканием электрического тока через головной мозг пациента с целью достижения лечебного эффекта [10]. Данный метод лечения применяется при кататонии, иногда используется при лечении маниакального синдрома (чаще всего в рамках биполярного аффективного расстройства), а также при тяжёлых депрессиях, в том случае если другие способы оказались неэффективны, а также стоит указать наиболее распространенный побочный эффект при применении этого метода — высокий риск потери памяти, но не при компьютерной игровой аддикции.

Впоследствии Министерство здравоохранения КНР запретило применение данного метода при лечении всех разновидностей компьютерной зависимости [4]. Но к сожалению одна пагубная практика была заменена другой — телесными наказаниями. Так в 2009 году умер подросток по имени Дэн Сэньшан (англ. Dan Sansan) от побоев со стороны персонала реабилитационного центра за то, не смог продолжить физические нагрузки, одной из составляющих лечебного курса [11]. Поскольку данный вид аддик-

тивного поведения на первых стадиях протекает латентно, в подавляющем количестве случаев люди обращаются за помощью уже при сформированной и прогрессирующей зависимости, когда видны психические и физические последствия, рушаться семьи, увольняют с работы и т. д. К сожалению на данный момент, не существует эффиктивной диагностической и методической базы, которая могла бы лечь в основу разработки программ, позволяющих эффективно помогать нуждающимся в ней людям.

Список литературы:

1.

14-летний подросток покончил с собой из-за игры Дота [Электронный ресурс]//Режим доступа: Ьй^/ДШ-ki-druki.com/facts/14_letniy_podrostok_pokonchil_s_soboy_izza_igri_Dota.php

Дети убивают родителей из-за компьютерных игр [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://news-land.com/user/4297686316/content/deti-ubivaiut-roditelei-iz-za-kompiuternykh-igr/4190168 Екатеринбургский школьник умер от инсульта, просидев 12 часов за компьютером [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2005/06/22/gamer/ Китай запретил электрошок при лечении интернет-зависимости [Электронный ресурс]//РИА НОВОСТИ. — Режим доступа: Подробнее на RZN.info: http://www.rzn.info/news/2009/7/14/30959. html//http://www.rzn.info/news/2009/7/14/30959.html

Подросток скончался из-за проигрыша в танки [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://mirtankov. su/novosti/podrostok-skonchalsya-iz-za-proigrysha-v-tanki

Подросток умер за игрой DotЛ [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://stuki-druki.com/facts/Po-drostok_umer_za_igroy_Dota.php

Расстройства привычек и влечений (Р63) [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://mkb-10.com/in-dex.php?pid=4345

8. Сотрудник ФСИН покончил жизнь самоубийством после проигрыша в танках [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://mirtankov.su/novosti/sotrudnik-fsin-pokonchil-zhizn-samoubijstvom-posle-proigrysha-v-tankah

9. Шевченко Д. В России интернет-зависимость признают болезнью? [Электронный ресурс]/Д. В. Шевченко //Режим доступа: http://newsland.com/news/detail/id/321102/.

10. Электросудорожная терапия [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki /Электросудорожная_терапия

11. Эллектронный героин: как лечат иннетнет-зависимость в Китае и других странах мира [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/173855-kak-lechat-internet-zavisi-myh

2.

3.

4.

5.

6.

7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.