НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИБ «Вопросы-ответы», ИБ «Финансист», ИБ «Корреспонденция счетов» справочной правовой системы КонсультантПлюс
Вопрос. Расторгнут договор лизинга, в соответствии с условиями которого аванс, перечисленный лизингополучателем, в случае расторжения договора ему не возвращается и предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя. Должен ли лизингодатель в указанном случае продолжать начислять доходы в виде лизинговых платежей и амортизацию по предмету лизинга в целях исчисления налога на прибыль?Каков порядок учета убытков, полученных лизингодателем при реализации предмета лизинга третьему лицу по цене ниже балансовой (остаточной) стоимости?
Ответ. Доходы в виде лизинговых платежей учитываются лизингодателем в составе доходов от реализации на основании ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Основанием для начисления указанных доходов в налоговом учете является действующий договор лизинга. В связи с этим в случае расторжения договора лизинга основания для начисления доходов в виде лизинговых платежей отсутствуют.
При этом амортизация по предмету лизинга, учитываемому на балансе лизингодателя, прекращает начисляться в налоговом учете с момента расторжения договора лизинга.
Если организация-лизингодатель после расторжения договора лизинга реализует имущество, составлявшее предмет лизинга, расходы при реализации определяются в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ — в случае если предмет лизинга учитывался на балансе лизингодателя в качестве амортизируемого имущества, либо в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ — в случае если предмет лизинга не являлся амортизируемым имуществом в налоговом учете лизингодателя.
Порядок учета убытков, полученных при реализации имущества, установлен пп. 2 и Зет. 268 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от
01.10.2009 № 03-03-06/1/633.
Вопрос. Каков порядок уплаты с 01.01.2010 страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения в виде ЕНВДдля отдельных видов деятельности?
Ответ. Согласно Федеральному закону от
24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон) с01.01.2010на территории Российской Федерации вводится новый порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 1,ч.1 ст. 62 Закона), которые заменяют отменяемый с 01.01.2010 единый социальный налог.
Таким образом, 01.01.2010 налогоплательщики единого налога на вмененный доход обязаны будут уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом в соответствии с подп. 2 ч. 2 ст. 57 Закона для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи
с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности), на2010г. установлены пониженные тарифы, которые выглядят следующим образом:
— 14%-вПФР;
— 0,0% — в ФСС РФ;
— 0,0 % — в ФФОМС;
-о,о%-вТФомс.
Что касается пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на период 2011 — 2014 гг., предусмотренных ст. 58 Закона, то в отношении налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, такие тарифы не распространяются.
Пунктом 1ст. 12 Закона тариф страхового взноса определен как размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Пунктом 2 данной статьи установлены следующие тарифы:
-26%-вПФР;
-2,9%-вФСС РФ;
— 2,1 % — в ФФОМС;
-3 %-в ТФОМС.
Применяются указанные тарифы с 01.01.2011 (п. 2 ст. 62 Закона).
Также следует отметить, что согласно действующей редакции ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50 %.
Основание: письмо Минфина России от
30.09.2009 № 03-11-09/332.
Вопрос. ОАО продает электро-и теплоэнергию физическим и юридическим лицам. Задолженность за потребленные энергоресурсы ОАО взыскивает через суд. Вправе ли ОАО признать безнадежной при исчислении налога на прибыль дебиторскую
задолженность, в отношении которой вынесено постановление об окончании исполнительного производства: 1) из-за отсутствия имущества, на которое может быть обращено взыскание; 2) в связи со смертью гражданина-должника?
Ответ. 1. В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Таким образом, НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли. К таким основаниям относится, в частности, невозможность исполнения на основании акта государственного органа.
В соответствии с указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316, служба судебных приставов и ее территориальные подразделения являются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые Законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Учитывая изложенное, дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесены постановление с указанием соответствующей причины невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли и в соответствии со ст. 265 и 266 НК РФ включается в состав внереализационных расходов на дату составления акта судебным приставом-исполнителем о невозможности взыскания задолженности.
2. Одним из оснований для признания задолженности безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций является прекращение
обязательства вследствие невозможности его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 418 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Таким образом, для целей налогообложения прибыли задолженность гражданина может быть признана нереальной ко взысканию по причине смерти должника, за исключением случаев, когда обязательство передается наследникам в порядке правопреемства.
Ответственность наследников по долгам наследодателя предусмотрена ст. 1175 ГК РФ.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае смерти должника-гражданина, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
Учитывая изложенное, задолженность может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций в случае прекращения исполнительного производства судом в связи со смертью гражданина-должника, объявлением его умершим или признанием безвестно отсутствующим в установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» порядке.
Основание: письмо Минфина России от
28.09.2009 № 03-03-06/1/622.
Вопрос. Организация имеет обособленные подразделения. Каким образом следует рассчитывать удельный вес среднесписочной численности работников и по данным какого учета (бухгалтерского или налогового) определяется остаточная стоимость амортизируемого имущества для расчета доли прибыли, приходящейся на данные обособленные подразделения в соответствии с п. 2 ст. 288НК РФ, для целей исчисления налога на прибыль?
Ответ. В ст. 288 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения.
В соответствии с п. 2ст. 288 НК РФ суммы налога на прибыль, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, определяются исходя из доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение. При этом указанная доля рассчитывается как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
Указанные в п. 2ст. 288 НК РФ удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников и остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
При этом НК РФ не определен порядок расчета среднесписочной численности работников.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Таким образом, при исчислении доли прибыли в целях ст. 288 НК РФ следует пользоваться методикой расчета среднесписочной численности работников, изложенной в Указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 18.08.2008 № 193.
Что касается порядка определения остаточной стоимости амортизируемого имущества в целях ст. 288 НК РФ, сообщается следующее.
Федеральным законом от26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 01.01.2009) п. 2 ст. 288 НК РФ дополнен новым абзацем, согласно которому для целей ст. 288 НК РФ организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определить остаточную стоимость
амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, налогоплательщики, применяющие линейный метод амортизации, исчисляют остаточную стоимость объектов амортизируемого имущества в целях ст. 288 НК РФ по правилам налогового учета.
Те же налогоплательщики, которые используют нелинейный метод амортизации, с 01.01.2009 вправе по своему выбору определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным как бухгалтерского, так и налогового учета.
Основание: письмо Минфина России от
25.09.2009 № 03-03-06/2/181.
Вопрос. Организация направляет своихработни-ков в командировку. Вправе ли организация учесть расходы, удержанные при возврате купленных билетов к месту командировки, при исчислении налога на прибыль, в случае если командировка была отменена?
Ответ. На основании ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходы при этом должны быть обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В соответствии с подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления указанных выше расходов признается дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
Статьей 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная
законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Признание должником суммы штрафа свидетельствует о подтверждении им факта существования с контрагентом определенных правоотношений, наличия с его стороны нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) принятых на себя договорных обязательств, а также желания добровольного возмещения заранее оговоренных с контрагентом сумм штрафных санкций за совершение этих нарушений.
При этом обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить сумму штрафа, является как фактическая уплата кредитору, так и письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить штраф.
Исходя из изложенного экономически обоснованные и документально подтвержденные удержанные контрагентом штрафные санкции, предусмотренные сторонами за невыполнение условий возмездного договора, связанного с оказанием услуг по приобретению контрагентом билетов для сотрудников организации, направляемых в командировку, при отказе от командировки и возврате билетов подлежат включению в состав внереализационных расходов надату признания.
Основание: письмо Минфина России от
25.09.2009 № 03-03-06/1/616.
Вопрос. Организация выплатила работнику аванс по зарплате и выдала средства под отчет. Работник уволился. За ним осталась дебиторская задолженность по авансу и подотчетным суммам. Вправе ли организация списать эту задолженность после истечения срока исковой давности и учесть ее во внереализационных расходах при исчислении налога на прибыль? Обязана ли она предоставить сведения о доходах по задолженности и по неудер-жанному НДФЛпо форме № 2-НДФЛ?
Ответ. Налог на прибыль организаций. Подпунктом 2 п. 2ст. 265 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадеж-ныхдолгов, не покрытые за счет средств резерва.
Кодексом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли. К таким основаниям относятся:
— истечение установленного срока исковой давности;
— невозможность исполнения в соответствии с гражданским законодательством;
— невозможность исполнения на основании акта государственного органа;
— ликвидация организации-должника.
Для признания задолженности безнадежной достаточно наличия хотя бы одного из указанных оснований. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
По истечении срока исковой давности дебиторская задолженность является безнадежной (нереальной к взысканию) и подлежит списанию в налоговом учете. Для включения сумм дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, в состав расходов необходимы документы, подтверждающие истечение срока исковой давности.
В целях налогового учета задолженность по подотчетным суммам подлежит включению в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, истечение срока исковой давности является одним из критериев признания долга безнадежным и, следовательно, учета его в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
Налог на доходы физических лиц. В соответствии с п. 1ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Таким образом, сумма выданного работнику аванса по заработной плате подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Пунктом2ст. 223 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.
Из вышеизложенного следует, что датой получения бывшим работником организации дохода в виде выданного аванса признается последний рабочий день его работы в организации.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
При увольнении работника и наличии у него задолженности в виде ранее выданного аванса ор-
ганизация признается на основании ст. 226 НК РФ налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Денежные средства, выданные работнику под отчет, должны быть возвращены. Для этого организацией должны приниматься все предусмотренные законодательством меры.
В случае если такое оказалось невозможным в связи, например, с истечением срока исковой давности или если организация приняла решение о прощении долга работнику, то датой получения бывшим работником организации дохода в виде невозвращенных сумм денежных средств, выданных под отчет, будет являться дата, с которой такое взыскание стало невозможно, или дата принятия соответствующего решения.
В соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обязательств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
Пунктом 3 приказа ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц» налоговым агентам рекомендовано сообщать в налоговые органы по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год», утвержденной приказом.
Основание: письмо Минфина России от
24.09.2009 № 03-03-06/1/610.
Вопрос. Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы», выплачивает материальную помощь, относимую в соответствии сп. 23 ст. 270 НК РФ к расходам, не 'учитываемым при исчислении налога на прибыль. Вправе ли организация не начислять страховые взносы на ОПС на суммы материальной помощи?
Ответ. Пунктом 2 ст. 346.11 НК РФ установлено, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком единого социального налога, но является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами
и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (заисключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
Согласно п. Зет. 236 НК РФ указанные в п.1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с п. 2ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, и, следовательно, налоговая база по налогу на прибыль у таких организаций не формируется как таковая.
В связи с тем что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на прибыль организаций, на нее не распространяется п. 3 ст. 236 НК РФ.
Таким образом, выплаты в пользу физических лиц по вышеупомянутым договорам, производимые организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в виде материальной помощи, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.
Основание: письмо Минфина России от
24.09.2009 № 03-04-06-02/75.
Вопрос. 1. Каков порядок учета в целях исчисления налога на прибыль расходов на оплату услуг специализированных организаций по оценке и регистрации имущества, выявленного в результате инвентаризации? 2. Каков порядок определения при исчислении налога на прибыль срока полезного использования в отношении приобретаемого после
01.01.2009 имущества, бывшего в употреблении?
3. Каков порядок расчета в 2009г. нормы аморти-
зации по дорогостоящим легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, введенным в эксплуатацию до 01.01.2009?
Ответ: 1. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пп. 8 и 20ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога надобавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
На основании подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, расходы на оплату услуг специализированных организаций по оценке и регистрации имущества, выявленного в результате инвентаризации, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 40 п. 1ст. 264 НКРФ.
2. В соответствии с п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств
может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ в соответствии с гл. 25 НК РФ, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.
В ст. 258 НК РФ указано, что сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
Таким образом, НК РФ предоставляет налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования имущества, бывшего в употреблении, ему применять.
В случае если налогоплательщик решаетреали-зовать свое право на уменьшение срока полезного использования такого имущества на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником, он обязан получить у предыдущего собственника данные о применявшихся в его налоговом учете сроке полезного использования и сроке фактической эксплуатации данного объекта основных средств.
3. Согласно ст. 3 Федерального закона от
26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, с 01.01.2009 указанный коэффициент не применяют.
Таким образом, с 01.01.2009 указанный коэффициент не применяется в отношении дорогостоящих (300 — 400 или 600 — 800тыс. руб.) легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов независимо от их первоначальной стоимости и срока введения в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 259.1 НК РФ при расчете сумм амортизации линейным методом сумма амортизации, начисленная за один месяц в отношении объекта амортизируемого имущества, определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
Учитывая вышеизложенное, с 01.01.2009 сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении дорогостоящих легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, независимо от срока введения их в эксплуатацию, определяется как произведение первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
Основание: письмо Минфина России от
23.09.2009 № 03-03-06/1/608.
Вопрос.Для строительства нового объекта организация несколько лет назад снесла ветхое здание. Однако процедура, связанная с исключением этого здания из реестра прав на недвижимость, началась только в настоящее время. Вправе ли организация учесть при исчислении налога на прибыль расходы на получение документов БТИ и другие затраты, связанные с исключением здания изреестра?
Ответ. Пунктом 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, его переход к другим лицам, прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав (ЕГРП). С момента государственной регистрации возникает право собственности на недвижимость (ст. 219, п. 2ст. 223 ГК РФ).
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль — доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Расходы, уменьшающие полученные доходы, должны соответствовать критериям, названным в ст. 252 НК РФ, а именно: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Обоснованными расходами являются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
Таким образом, при проведении процедуры, связанной с исключением сведений о здании из единого государственного реестра прав, расходы на получение документов БТИ и другие расходы при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов независимо от того, когда это здание выведено из эксплуатации.
Основание: письмо Минфина России от
21.09.2009 № 03-03-06/1/603.
Вопрос. Организация занимается оптовой торговлей. Приказом руководителя часть товаров признана морально устаревшими (данный товар снят с производства либо не пользуется спросом на рынке). В связи с этим продажа данного товара осуществляется по цене ниже себестоимости. Вправе ли организация убыток от продажи указанных товаров учесть при исчислении налога на прибыль единовременно в том отчетном периоде, когда произошла реализация товара?
Ответ. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:
— по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
— по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
— по средней стоимости;
— по стоимости единицы товара.
В соответствии с п. 2ст. 268 НК РФ, если цена приобретения покупных товаров с учетом расходов, связанных с их реализацией, превышает выручку от их реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения прибыли.
При этом выручка от реализации таких товаров учитывается в составе доходов от реализации с учетом положений ст. 249 НК РФ, а расходы, включающие цену приобретения покупных товаров, и расходы, связанные с их реализацией, относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, с учетом особенностей, изложенных в ст. 268 и 320 НК РФ.
Кроме того, следует учитывать положения ст. 40 части первой НК РФ.
Так, согласно пп. 2иЗ ст. 40 НК РФ при отклонении цены по сделке более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Основание: письмо Минфина России от
18.09.2009 № 03-03-06/1/590.
Вопрос. Вправе ли организация, осуществляющая оптовую торговлю покупными товарами, в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы по доставке покупных товаров до склада организации в стоимости указанных товаров?
Ответ. Порядок определения расходов по торговым операциям в целях налогообложения прибыли организаций изложен в ст. 320 НК РФ.
Как следует из ст. 320 НК РФ, налогоплательщик расходы по доставке (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров вправе по своему выбору учитывать отдельно от стоимости этих товаров либо сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров, в том числе транспортных расходов.
Согласно абз. 2 ст. 320 НК РФ стоимость товаров, сформированная налогоплательщиком с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров, учитывается при их реализации в соответствии с подп. Зп.1 ст. 268 НК РФ.
В соответствии с подп. Зп.1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:
— по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
— по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
— по средней стоимости;
— по стоимости единицы товара.
В том случае, если налогоплательщик учитывает транспортные расходы отдельно от стоимости покупных товаров, то порядок учета таких расходов определен абз. 3 ст. 320 НК РФ.
Согласно абз. 3 ст. 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров, относятся к прямым расходам.
При этом сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 данной части) к стоимости товаров (п. 2 данной части);
4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе выбрать один из указанных способов учета расходов по доставке покупных товаров до склада, в том числе и включать эти расходы в стоимость покупных товаров. При этом гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ определяет порядок учета доходов и расходов организаций в целях налогообложения прибыли организаций.
Основание: письмо Минфина России от
18.09.2009 № 03-03-06/1/592.
Вопрос. Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль отнести к расходам на оплату труда надбавки, предусмотренные районным регулированием оплаты труда, в размере, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, а также действующими нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР?
Ответ. Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые
начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
На основании пп. 11 и 12ст. 255 НК РФ крас-ходам на оплату труда относятся, в частности:
— надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;
— надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Таким образом, организации к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ вправе относить надбавки, предусмотренные районным регулированием оплаты труда, в размере, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, а также действующими нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР.
Также в соответствии с п. 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, полномочия по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости.
Учитывая изложенное, при применении отдельных надбавок, обусловленных районным регулированием оплаты труда, следует руководствоваться разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости.
Основание: письмо Минфина России от
18.09.2009 № 03-03-06/4/20.
Вопрос. 1. Потребительским кооперативом с 2003 по 2009г. деятельность, облагаемая ЕНВД, не велась, однако ЕНВД уплачивался. Имеет ли право потребительский кооператив подать уточненные декларации по ЕНВД с 2003г.? Имеет ли право потребительский кооператив на возврат излишне уплаченного налога с 2003г. ?
2. Является ли потребительский кооператив плательщиком ЕНВД согласно подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ в 2009г. ?
Ответ. 1. В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальныхрайонов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.
Пунктом 1ст. 346.29 НК РФ установлено, что объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.
Статьей 346.27 НК РФ определено, что вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.
Таким образом, налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, т. е. потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности.
В связи с этим обязанность налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления.
В случае приостановления на неопределенный срок ведения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, налогоплательщик вправе подать заявление о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.
До снятия с учета налогоплательщик обязан уплачивать единый налог на вмененный доход независимо от длительности периода приостановления деятельности.
Согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекра-
щении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Порядок представления налогоплательщиком в налоговый орган уточненных налоговых деклараций регламентируется ст. 81 НК РФ, при этом не предусматривается ограничения срока представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.
Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
2. В соответствии с подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от
22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вред. Федерального закона от 29.06.2009 № 140-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») положения подп. 1 п. 2.2ст. 346.26 НК РФ применяются в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее — Закон), а также хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, начиная с01.01.2013.
В соответствии с подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %.
Указанное ограничение не распространяется на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Основание: письмо Минфина России от
17.09.2009 № 03-11-09/317.