ВОПРОС - ОТВЕТ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. Является ли объектом налогообложения по налогу на имущество организаций имущество, которое учитывается жилищным накопительным кооперативом на забалансовом счете: жилые помещения, находящиеся в собственности членов жилищного накопительного кооператива, а также общее имущество этих граждан в жилом доме, находящееся в их долевой собственности?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ установлены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России.
Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется приказами Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» и от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств». В соответствии с указанными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 «Основные средства».
Из вышеназванных законодательных и нормативных актов следует, что на балансе организации может учитываться в составе основных средств только имущество, находящееся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (п. 2 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ, пп. 10, 22, 49, 52 приказа Минфина России № 91н).
Поэтому жилые помещения, находящиеся в собственности членов жилищного кооператива, а также общее имущество этих граждан в жилом доме, находящееся в долевой собственности, подлежат отражению в бухгалтерском учете жилищного кооператива за балансом.
При этом в отношении находящегося на праве собственности имущества жилищного кооператива следует отметить, что оно должно отражаться на балансе данной организации в составе основных средств на счете 01 «Основные средства».
Таким образом, учитывая требование п. 1 ст. 374 НК РФ, имущество, учтенное жилищным накопительным кооперативом на забалансовом счете, не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций.
При этом граждане — члены жилищного кооператива в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», являются плательщиками налога на строения, помещения и сооружения по находящимся в их собственности помещениям, признаваемым объектом налогообложения.
Основание: письмо Минфина России
от 10.08.2006 № 03-06-01-04/158.
Вопрос. Организация ведет дела простого товарищества, в рамках которого построен и введен в эксплуатацию новый комплекс по обработке (промывке и пропарке) нефтеналивных железнодорожных цистерн. Производственная деятельность начата в апреле 2006 г., активы учитываются на счете 08. В настоящее время комплектуется пакет документов, необходимых для регистрации права собственности участников простого товари-
щества на созданное имущество. С какого момента следует включать стоимость созданных объектов недвижимости в налоговую базу по налогу на имущество организаций: с даты передачи документов на государственную регистрацию или с даты государственной регистрации?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 374 части второй НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01:
— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Согласно п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы, затраты
по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).
В то же время п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, предусмотрено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. Допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
Данная норма во взаимодействии с п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств устанавливает право для руководителя организации принимать решение о принятии указанных выше объектов недвижимости к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств указанные объекты классифицируется как основные средства, поскольку объект недвижимого имущества в этом случае качественно уже сформирован в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (в том числе окончательно сформирована первоначальная стоимость объекта), и, следовательно, вопрос об учете их в составе бухгалтерского счета 01 «Основные средства» не должен зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта.
Поэтому передача документов на государственную регистрацию прав собственности на законченный строительством объект недвижимости, введенный в эксплуатацию, является основанием для его учета в бухгалтерском учете на счете 01 «Основные средства» и, следовательно, для признания его объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основание: письмо Минфина России
от 09.08.2006 № 03-06-01-04/154.
Вопрос. При заполнении книги учета доходов и расходов организациями, применяющими УСН, в графе 2 указываются дата и номер первичного документа. Реквизиты какого документа указываются в графе 2 в случае, если организация занимается оказанием услуг: акта об оказании услуг или платежного документа?
Ответ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов у налогоплательщика признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.
В соответствии со ст. 346.24 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности для исчисления налога в книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н.
Таким образом, в графе 2 книги учета доходов и расходов указываются реквизиты того документа, на основании которого осуществлена операция, которая отражается в ней, а именно реквизиты платежного поручения.
Основание: письмо Минфина России от 09.08.2006 № 03-11-04/2/159.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью осуществляет работы по ремонту трубопровода на территории субъекта РФ, отличной от места регистрации ООО. Стройплощадка не имеет точного адреса, так как расположена вне населенного пункта. В процессе выполнения работ стройплощадка передвигается,
так как трубопровод имеет большую протяженность. Строительно-монтажные работы выполняются работниками ООО, направленными туда в командировку. Автотранспорт и механизмы зарегистрированы по месту нахождения ООО. Возникают ли в данном случае признаки оборудования стационарныхрабочих мест и признается ли место осуществления таких работ обособленным подразделением для целей уплаты налога на прибыль?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ для целей Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распоряди тельных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Если ООО осуществляет ремонтные работы вне своего места нахождения, определяемого в установленном порядке, не создавая в месте осуществления этой деятельности оборудованных стационарных рабочих мест, то отсутствуют основания для признания места осуществления таких работ обособленным подразделением общества.
Основание: письмо Минфина России
от 08.08.2006 № 03-02-07/1-212.
Вопрос. Открытое акционерное общество является собственником земельного участка в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях. Подлежит ли такой земельный участок обложению земельным налогом по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ? Зависит ли налогообложение участка по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ, от вида разрешенного использования, указанного в правоустанавливающих документах на данный участок? Какую ставку земельного налога вправе применять организация, обладающая земельным участком в зоне сельскохозяйственного использования и сдающая данный земельный участок в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства?
Ответ. На основании п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к определенным территориальным зонам, одной из которых является зона сельскохозяйственного использования. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях — это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
Также следует иметь в виду, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Вид разрешенного использования земельного участка, определенный в соответствии с территориальным зонированием, должен быть указан в правоустанавливающих документах на земельный участок.
Одновременно в целях применения понятия «сельскохозяйственное производство» рекомендуется руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
Учитывая изложенное, организация, обладающая земельным участком в зоне сельскохозяйственного использования в поселениях, вправе применять ставку земельного налога, установленную представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении таких земельных участков, в том случае, если в правоустанавливающем документе на данный земельный участок определен вид разрешенного использования, указывающий на использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства, и уставная деятельность данной организации также связана с сельскохозяйственным производством.
В том случае, если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 08.08.2006 № 03-06-02-02/119.
Вопрос. Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Виды деятельности — организация перевозок грузов, оказание транспортно-экспедиционныхуслуг по отправке контейнеров железнодорожным транспортом. В процессе осуществления указанной деятельности организация несет расходы в виде платы за въезд на контейнерную площадку грузовых машин с контейнерами, пользование контейнером, пломбирование контейнеров, хранение контейнера, охрану и сопровождение контейнеров, крановые операции по перемещению контейнеров. Также организация оплачивает железнодорожный тариф за отправку контейнера, услуги по транспортировке контейнеров на машинах до железнодорожных станций и
информационно-вычислительные услуги, связанные с получением информации о дислокации контейнера, информационным сопровождением контейнера от станции погрузки до станции назначения. Уменьшают ли перечисленные расходы по оплате услуг сторонних организаций налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?
Ответ. Налогоплательщики, применяющие УСН, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Причем перечень данных расходов является исчерпывающим.
Согласно подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу, признаются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Учитывая изложенное, расходы организации, оказывающей транспортно-экспедиционные услуги, по оплате услуг, оказываемых сторонними организациями (услуг за пользование контейнерами, по отправке, пломбированию, хранению,
охране и сопровождению контейнеров, по осуществлению крановых операций, информацион но-вычислительных услуг), а также транспортные расходы уменьшают налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Вместе с тем положения ст. 254 НК РФ применяются в целях гл. 26.2 НК РФ только в отношении расходов, перечисленных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Такой вид расходов, как плата за въезд на контейнерную площадку (сбор за предоставленные сторонней организацией услуги), в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не поименован и в целях налогообложения не учитывается.
Основание: письмо Минфина России
от 07.08.2006 № 03-11-04/2/158.
Вопрос. Включаются ли в 2006 г. в расходы, уменьшающие налоговую базу по ЕСХН, расходы организации по строительству, изготовлению и сооружению основных средств, осуществленным хозяйственным способом?
Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 346.5 НК РФ (в ред. Федерального закона от 13.03.2006 № 39-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон № 39-ФЗ)) начиная с 01.01.2007 налогоплательщик вправе уменьшить доходы на расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств.
Согласно новой редакции п. 5 ст. 346.5 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 4 настоящей статьи, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. При этом указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
При этом следует учитывать, что пп. 4 и 5 ст. 346.5 НК РФ (в ред. Закона № 39-ФЗ) вступают в силу с 01.01.2007, при этом их действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2006.
Таким образом, при условии, если оплата (завершение оплаты) сооружения, изготовления основных средств, ввод их в эксплуатацию и подача документов на государственную регистрацию прав на эти основные средства произведены в период 2006 г., налогоплательщик будет иметь право учесть в составе расходов затраты на сооружение, изготовление основных средств, однако это будет возможно только после вступления в силу данного положения, т.е. после 01.01.2007, при расчете единого сельскохозяйственного налога за налоговый период 2006 г.
Основание: письмо Минфина России
от 19.07.2006 № 03-11-04/1/11.
Вопрос. Организация занимается розничной и мелкооптовой торговлей бытовой химией, автокосметикой, парфюмерией. Все эти товары являются спиртосодержащими. Распространяется ли на организацию действие Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственномрегули-ровании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»? Должна ли организация закупать оборудование для оборота спиртосодержащей продукции?
Ответ. Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон) спиртосодержащей непищевой продукцией является непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.
В соответствии со ст. 8 Закона основное технологическое оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи) должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему.
Согласно ст. 26 Закона запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодер-
жащей продукции, информация о которых не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе.
Указанные нормы Закона распространяются на спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.
Вместе с тем согласно ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», принятого Государственной Думой Федерального Собрания РФ, положения п. 2 ст. 8 Закона не применяются до 01.01.2007 в отношении оборота парфюмерно-косметической продукции, расфасованной в потребительскую упаковку (потребительскую тару) емкостью не более 100 мл, с объемной долей этилового спирта до 80% включительно, а также парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкости не более 100 мл, с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора.
Основание: письмо Минфина России
от 17.07.2006 № 03-01-14/7-368.
Вопрос. Можно ли использовать бланк строгой отчетности вместо кассового чека при оказании платных услуг населению по ксерокопированию, выводу документов на бумагу, закачиванию файлов на сотовые телефоны?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги населению по ксерокопированию, выводу документов на бумагу, закачиванию файлов на сотовые телефоны, Минфином России не утверждались какие-либо формы квитанций, и, следовательно, денежные расчеты за эти услуги должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники либо через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов).
Основание: письмо Минфина России
от 14.07.2006 № 03-01-15/6-182.
Вопрос. Организация (ООО) выполняет функции застройщика по договорам долевого строительства многоквартирных домов. При регистрации права собственности на объект долевого строительства регистрирующий орган требует от организации уплатить госпошлину в размере 7 500руб. за каждую квартиру, выдавая при этом одно свидетельство о праве собственности на многоквартирный жилой дом. Далее регистрирующий орган оформляет право собственности на каждую квартиру в отдельности, требуя с владельцев квартир — физических лиц госпошлину в размере 500 руб. В каком размере уплачивается госпошлина за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и за государственную регистрацию права собственности на многоквартирный жилой дом?
Ответ. 1. По вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию договора об участии в долевом строительстве многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 214-ФЗ) предметом регулирования данного Закона являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее — участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Согласно ст. 4 Закона № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее — договор) одна сторона (застройщик) обязуется в пре-
дусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Статьей 25.1 Федерального закона установлено, что запись о договоре участия в долевом строительстве (о его изменении, о расторжении, об уступке прав требования по этому договору), государственная регистрация которого установлена федеральным законом, вносится в содержащий записи о сделках подраздел III раздела, открытого на земельный участок, на котором возводится объект недвижимого имущества в порядке долевого строительства, Единого государственного реестра прав. При государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в указанный подраздел также вносится запись о возникающем на основании федерального закона залоге земельного участка или залоге права аренды с указанием в графе «особые отметки» распространения права залога на создаваемый объект недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственную регистрацию прав) взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.
В соответствии со ст. 333.17 НК РФ организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.
Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений
(обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества с юридических лиц в размере 7 500 руб., с физических — 500 руб.
Учитывая вышеизложенные нормы законов, договор участия в долевом строительстве регистрируется как сделка, на основании которой возникает ограничение (обременение) права застройщика на земельный участок, предназначенный для застройки, и возводимый объект с целью возникновения на него залога в силу закона в пользу участников договора долевого строительства.
В связи с этим размер государственной пошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве должен определяться исходя из того, кто в этом договоре является застройщиком и, соответственно, чьи права обременяются. Если застройщиком является юридическое лицо, то согласно подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается в размере 7 500 руб., если физическое лицо — в размере 500 руб.
2. По вопросу государственной регистрации прав собственности на возведенные объекты долевого строительства.
В соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Согласно п. 2 данной статьи ГК РФ имущество может находиться в общей долевой собственности с определением доли каждого из участников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право общей долевой собственности на недвижимое имущество (его возникновение, переход, прекращение, ограничение) подлежит государственной регистрации и возникает с момента государственной регистрации, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 16 Закона № 214-ФЗ право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом и данным Законом. Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), — разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
Застройщик передает разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства.
Участник долевого строительства или его наследники вправе обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства, построенный (созданный) за счет денежных средств такого участника долевого строительства в соответствии с договором, после подписания застройщиком и участником долевого строительства или его наследниками передаточного акта либо иного документа о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии с п. 40 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219, регистрация права общей долевой собственности осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр прав отдельных записей о праве каждого из участников общей долевой собственности на отдельном листе подраздела 11-1 Единого государственного реестра прав.
Таким образом, государственной регистрации подлежит право в общей долевой собственности каждого из участников общей долевой собственности независимо от того, представлено ли одно заявление, подписанное всеми участниками долевой собственности, или заявления от каждого участника долевой собственности.
В соответствии с данным Федеральным законом государственная регистрация прав на недвижимое имущество сопровождается обязательной выдачей правообладателю (физическому или юридическому лицу) соответствующего свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, в том числе на его долевую собственность.
В этом случае размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности участника долевого строительства определяется исходя из того, кто становится правообладателем построенного (созданного) объекта недвижимости. Если таким правообладателем становится физическое лицо, то согласно подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина
уплачивается в размере 500 руб., если юридическое лицо — 7 500 руб.
В этом случае ООО, регистрируя право собственности на жилые и (или) нежилые помещения, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта, как на долевую собственность в многоквартирном доме, связанное с выдачей одного свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, обязано уплатить за данную регистрацию государственную пошлину в размере 7 500 руб. независимо от количества занимаемой площади и квартир в этом доме.
Основание: письмо Минфина России от 13.07.2006 № 03-06-03-04/68.
Вопрос. Работникам, освобождаемым от работы на время прохождения военных сборов, а также на время медицинского обследования, в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по месту постоянной работы выплачивается средний заработок, расходы на выплату которого компенсируются за счет средств федерального бюджета. Начисляется ли ЕСН на суммы выплаченного таким образом среднего заработка?
Ответ. В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктами 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане на время медицинского обследования для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Компенсация указанных расходов, в соответствии с п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее -Правила), осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерством обороны РФ.
Министерство обороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам РФ средства, предусмотренные п. 2 Правил.
Статьей 236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Учитывая изложенное, суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы (в том числе за время медицинского обследования), за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, единым социальным налогом не облагаются.
Основание: письмо Минфина России от 16.06.2006 № 03-05-02-04/81.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью (лизингодатель) приобретает основные средства для дальнейшей их передачи в лизинг. Основные средства учитываются на балансе лизингодателя. ООО планирует перейти на УСН (объект налогообложения — «доходы минус расходы»). Вправе ли организация-лизингодатель учитывать стоимость предметов лизинга, а также расходы на их приобретение при применении УСН? С какого момента при применении УСН могут быть учтены расходы лизингодателя по приобретению передаваемых в лизинг основных средств в случае, если договором лизинга предусматривается переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта обложения единым налогом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут уменьшать полученные доходы на сумму расходов на приобретение основных средств.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и исходя из положений подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет основных средств в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предусмотрено ведение учета материальных ценностей, приобретенных для предоставления за плату во временное пользование, по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».
В связи с этим организации-лизингодатели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе учитывать в составе расходов стоимость указанных материальных ценностей в порядке, установленном подп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 346.16 НК РФ для учета расходов по приобретению основных средств.
Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы, осуществляемые организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, должны соответствовать критериям, указанным в ст. 254 НК РФ.
В связи с тем что расходы капитального характера, к которым относятся расходы по приобретению организациями-лизингодателями предметов лизинга, ст. 254 НК РФ не предусмотрены, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не могут уменьшать на них доходы от реализации, руководствуясь при этом подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Если договором лизинга предусматривается переход права собственности на предмет лизинга от лизингодателя к лизингополучателю, то расходы по приобретению предмета лизинга могут быть учтены организациями-лизингодателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в отчетном периоде перехода права собственности и получения дохода от лизингополучателя на основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 11.04.2006 № 03-11-04/2/78.
Е.В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 15.09.2006