Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

вопрос - ответ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Организация приобретает товары в комплекте и приходует их. Часть комплектовреализуется в первоначальном виде, а часть — передается сторонней организации, которая расформировывает их на самостоятельные товарные единицы и возвращает организации для дальнейшей реализации. Как отразить расходы по реализации товаров, образовавшихся после разукомплектации, и по оплате стоимости услуг сторонней организации в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), относятся к материальным расходам налогоплательщика.

Также к материальным расходам согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения.

При реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в ст. 268 НК РФ, налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ.

Согласно ст. 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров (транспортные расходы) в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Учитывая изложенное, доходы, полученные от реализации как не расформированных, так и расформированных комплектов, уменьшаются на сумму расходов, связанных с их покупкой и реализацией, формируемых с учетом положений ст. 320 НК РФ.

Что касается расходов на оплату работ и услуг сторонних организаций по расформированию комплектов, осуществленных в текущем месяце, то они признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Основание: письмо Минфина России от 19.07.2006 № 03-03-04/1/586.

Вопрос. Организация выкупила право на аренду земельного участка у другой организации, которая выиграла его на конкурсных торгах. Земельный учас -ток изначально приобретался первым правообладателем для постройки торгового комплекса, однако строить на этом участке он ничего не стал и продал право аренды. Выкупившая право аренды участка организация начала строительство торгового комплекса. Право на аренду земли действует в течение 49 лет. В каком порядке учитываются у организации расходы на выкуп права аренды земельного участка в целях исчисления налога на прибыль?

все для бухгалтера

51

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Расходы по оплате стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка и по арендной плате за земельный участок, осуществляемые до начала строительства административного здания, а также во время его строительства, не являются расходами, направленными на получение доходов, так как связаны исключительно со строительством объекта основных средств.

Указанные расходы в виде арендной платы, а также расходы по оплате стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств. В результате они будут списываться в составе расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 259 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 19.07.2006 № 03-03-04/1/585.

Вопрос. В феврале 2006г. ООО ввело в эксплуатацию основное средство. В июне 2006г. в бухгалтерию ООО поступили документы, подтверждающие расходы, подлежащие включению в первоначальную стоимость основного средства. Первоначальная стоимость основного средства была увеличена. В связи с этим следует ли ООО представить уточненные декларации по налогу на имущество?

Ответ. В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций исправления производятся в соответствии с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Порядок налогообложения имущества организаций с 01.01.2004 установлен гл. 30 «Налог на имущество организаций» части второй НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая

имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 1 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база по данному налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Также необходимо учитывать положения п. 1 ст. 54 НК РФ, согласно которым при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем отчетном периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В этом случае организации следует произвести перерасчет налоговых обязательств за все прошедшие отчетные периоды и представить в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Основание: письмо Минфина России от 17.07.2006 № 03-06-01-04/148.

Вопрос. Основным видом деятельности организации (арендодателя) является сдача недвижимого имущества в аренду. Из-за непоступления в установленные сроки арендных платежей у арендодателя образовалась просроченная дебиторская задолженность. В ходе судебного разбирательства стороны пришли к мировому соглашению, и арендодатель простил долг арендатору в виде неуплаченных арендных платежей. Признается ли данная дебиторская задолженность убытком, приравненным к внереализационным расходам, в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ. Организация в рамках своей деятельности осуществляла сдачу в аренду объектов недвижимости.

Из-за непоступления в установленные договором аренды сроки арендных платежей у арендодателя образовалась просроченная дебиторская задолженность.

В ходе судебного разбирательства стороны пришли к мировому соглашению, и арендодатель простил долг в виде неуплаченных арендных платежей арендатору.

52

ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Прощение долга в рамках гл. 25 НК РФ рассматривается как безвозмездная передача имущества и не учитывается в качестве расходов в целях налогообложения прибыли.

Так, в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Также сообщается, что согласно положениям ГК РФ договор аренды — это договор имущественного найма. При аренде имущества (включая недвижимое) не происходит перехода права собственности на объект аренды к арендатору в отличие от других гражданско-правовых договоров (купли-продажи, поставки и т. п.) в случае реализации товаров (работ, услуг).

Следовательно, несмотря на то что для организации аренда — это вид деятельности и сдача объекта недвижимости в аренду рассматривается как реализация услуг согласно ст. 249 НК РФ, тем не менее просроченная дебиторская задолженность по арендным платежам не может рассматриваться как безнадежный долг в рамках положений ст. 266 НК РФ, так как недвижимое имущество, являющееся предметом договора аренды, остается у арендодателя и является своего рода залогом.

Таким образом, дебиторская задолженность организации в виде неуплаченных арендных платежей не может признаваться убытком, приравненным к внереализационным расходам, при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Основание: письмо Минфина России от 12.07.2006 № 03-03-04/1/579.

Вопрос. Индивидуальный предприниматель занимается сдачей в аренду собственного нежилого помещения. Вправе ли индивидуальный предприниматель включить в расходы, уменьшающие налоговую базу по НДФЛ, сумму начисленной амортизации по указанному помещению?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непос-

редственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей на основании п. 2 ст. 54 НК РФ утвержден приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок).

В соответствии с подп. 4 п. 15 ранее указанного Порядка амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период. При этом начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенные за плату.

Как следует из вопроса, предприниматель занимается сдачей в аренду нежилого помещения, находящегося в собственности.

Если расходы на данное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, были понесены до регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, то такие расходы не могут быть признаны расходами индивидуального предпринимателя и, соответственно, по такому имуществу не может начисляться амортизация.

Если нежилое помещение приобреталось для осуществления предпринимательской деятельности после регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и есть документы, подтверждающие понесенные расходы, то такое имущество может быть признано амортизируемым имуществом, в случае если деятельность по сдаче в аренду помещения является зарегистрированной деятельностью индивидуального предпринимателя в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Основание: письмо Минфина России от 11.07.2006 № 03-05-01-05/141.

ВСЕ для БУХГАЛТЕРА

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.