Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

вопрос - ОТВЕТ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Организация, занимающаяся издательской деятельностью, с 2006 г. перешла на упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) с объектом налогообложения «доходы». В целях продвижения печатного издания организации на рынке большая часть тиража распространяется бесплатно. Является ли стоимость бесплатно распространенных изданий доходом организации в целях исчисления единого налога при применении УСН?

Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что в целях продвижения печатного издания на рынке большая часть тиража распространяется бесплатно.

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) при определении объекта налогообложения организация учитывает доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, которые определяются в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении налогооблагаемых доходов не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов у организации, применяющей УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, в случае бесплатного распространения печатного издания объекта налогообложения у организации не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от 25 июля 2006 г. № 03-11-04/2/150.

Вопрос. Обязана ли организация восстанавливать ранее принятые к вычету суммы НДС по товарно-материальным ценностям, в отношении которых по результатам инвентаризации обнаружена недостача?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычетам в случае приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

В связи с тем, что выбывшие в результате недостачи товарно-материальные ценности при осуществлении операций, облагаемых НДС, не использовались, суммы этого налога, ранее принятые к вычету по таким товарно-материальным ценностям, необходимо восстановить. При этом указанное восстановление сумм налога должно производиться в том налоговом периоде, в котором недостающие товарно-материальные ценности списываются с учета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от 31 июля 2006 г. № 03-04-11/132

Вопрос. В каком случае нужно следовать новому порядку исправления НДС в книге покупок с использованием дополнительных листов: только когда счет-фактура содержит ошибку в сумме НДС или во всех случаях неправильного заполнения счета-фактуры (например, если неверно заполнены или вообще не заполнены поля для отражения ИНН, КПП, адреса, номера платежного поручения и т.д.)?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 данной статьи НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.

Согласно пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны соответствующие реквизиты, в том числе адреса и идентификационные номера налогоплательщика, номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), и т.д.

Таким образом, счета-фактуры, в которых неверно заполнены или не отражены указанные реквизиты, следует рассматривать как составленные с нарушением требований НК РФ, и, соответственно, суммы налога на добавленную стоимость, указанные в этих счетах-фактурах, вычету не подлежат.

Абзацем 1 п. 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, предусмотрено, что покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положение абз. 2 указанного п. 7 Правил, в случае отражения в книге покупок счетов-фактур, составленных с нарушением указанных требований НК РФ, в дополнительном листе книги покупок производится запись об аннулировании этих счетов-фактур независимо от того, какой конкретно реквизит счета-фактуры заполнен неверно или отсутствует.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России

от 27 июля 2006 г. № 03-04-09/14.

Вопрос. Организация оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета индивидуальному предпринимателю. Кто может подписывать налоговые декларации от имени предпринимателя: обязан ли их подписывать предприниматель лично или это может делать работник организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета?Какие документы необходимо приложить в случае подписания декларации работником такой организации от имени предпринимателя?

Ответ. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 23 налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 80 НК РФ предусмотрен способ представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации, в том числе через представителя налогоплательщика.

В приказах Минфина России об утверждении форм налоговых деклараций по конкретным налогам (в частности, от 28.12.2005 № 163н, зарегистрирован в Минюсте России 26.01.2006 № 7416; от 03.03.2005 № 32н, зарегистрирован в Минюсте России 30.03.2005 № 6454; от 30.12.2005 № 168н, зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2006 № 7464) предусмотрено, что достоверность и полнота сведений, указанных в декларации индивидуального предпринимателя, подтверждаются подписью индивидуального предпринимателя с проставлением даты подписания.

Таким образом, из ст. 80 НК РФ и вышеназванных приказов Минфина России следует, что достоверность и полнота сведений, указанных в налоговой декларации индивидуального предпринимателя, подтверждаются подписью самого индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В целях обеспечения определенности в отношении полномочий представителей налогоплательщиков подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, в п. 5 ст. 80 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законода-

тельные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» внесены изменения, согласно которым налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). Указанный Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2007.

Учитывая изложенное, а также сложившуюся правоприменительную практику, впредь до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 137-Ф3 при отсутствии возможности у индивидуального предпринимателя подтвердить лично своей подписью достоверность и полноту сведений, указанных в его налоговой декларации, представляемой в налоговый орган, такие сведения могут быть подтверждены уполномоченным представителем индивидуального предпринимателя. При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России

от 1 августа 2006 г. № 03-02-07/1-204.

Вопрос. В связи с производственной необходимостью организацией было принято решение об аренде дополнительного нежилого помещения, в котором будет размещено структурное подразделение. Подлежит ли данное структурное подразделение постановке на налоговый учет по месту своего нахождения, если оно не имеет отдельного баланса и расчетного счета?

Ответ. В соответствии со ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Согласно ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распор ядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 мес.

Отдельный баланс, расчетный счет не относятся к признакам, определяющим создание обособленного подразделения.

Для целей НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Таким образом, создание и (или) использование организацией стационарных рабочих мест на территории, подведомственной другому налоговому органу, чем тот, в котором организация поставлена на учет по месту своего нахождения, приводит к образованию обособленного подразделения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от 7 июля 2006 г. № 03-01-10/3-149.

Вопрос. Должен ли регистрирующий орган внести в ЕГРЮЛ изменения о смене руководителя юридического лица на основании заявления, подписанного новым руководителем, сведения о котором отсутствуют в реестре, или данное заявление должен подписать прежний руководитель организации?

Ответ. Порядок государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в ЕГРЮЛ, регламентирован гл. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Изменение сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, осуществляется в соответствии п. 2 ст. 17 данного Федерального закона путем представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления по форме, утвержденной Правительством РФ (форма № Р14001).

Согласно положениям ст. 9 указанного Федерального закона заявителем при государственной регистрации юридического лица (в частности, при представлении заявления по форме № Р14001) может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без

доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Исходя из положений п. 4 ст. 5 названного Федерального закона, согласно которым при несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения государственных реестров считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений, а также для исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица налоговые органы сообщают о необходимости представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления (по форме № Р14001), подписанного прежним руководителем.

Вместе с этим следует учитывать, что согласно постановлению президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.02.2006 № 12580/05 с момента прекращения компетентным органом управления полномочий исполнительного органа общества, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, он не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом исполнительном органе (генеральном директоре).

Аналогичные положения содержатся в постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.02.2006 № 14310/05, определившем, что отказ в государственной регистрации изменений только по причине подписания заявления о внесении изменений новым руководителем общества является необоснованным, а также в постановлении от 14.02.2006 № 12049/05, признавшем недействительным решение налоговой инспекции об отказе во внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре общества с ограниченной ответственностью, поскольку необоснованным отказом регистрирующего органа на общество незаконно возложены обязанности по принятию мер к подписанию заявления о внесении изменений прежним руководителем, прекратившим трудовые отношения с обществом.

Таким образом, юридическое лицо вправе направить в регистрирующий (налоговый) орган обращение о невозможности представления заявления по форме № Р14001, подписанного лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Одновременно с этим в целях обеспечения полноты и достоверности сведений государственного реестра регистрирующий орган осуществляет мероприятия по установлению лица, имеющего право

действовать от имени юридического лица без доверенности.

С учетом изложенного при подтверждении полномочий лица, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган должен осуществлять внесение соответствующей записи в государственный реестр на основании заявления, подписанного лицом, сведения о котором отсутствуют в государственном реестре.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России

от 7 июля 2006 г. № 03-01-11/3-64.

Вопросы. Организациями заключаются договоры возмездного оказания услуг по проведению рекламной акции — комплекса мероприятий по рекламе товаров (работ, услуг) и бренда заказчика.

1. Если рекламная акция проводится в форме стимулирующей лотереи, какая ставка применяется при исчислении НДФЛ с доходов лиц, получающих призы?

2. Является ли организатор или оператор стимулирующей лотереи налоговым агентом, обязанным удержать и уплатить НДФЛ с доходов лиц, получающих призы?

Ответы. 1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Как указывается в рассматриваемом вопросе, организуемая стимулирующая лотерея проводится в целях рекламы товаров (работ, услуг) и бренда заказчика. В связи с этим, а также принимая во внимание вышеуказанное определение понятия «реклама», проводимая стимулирующая лотерея является формой рекламной акции, т.е. мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ или услуг.

Статьей 224 НК РФ установлено, что стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, подлежит налогообложению НДФЛ по ставке в размере 35 %.

Таким образом, доход, полученный физическим лицом от участия в стимулирующей лотерее,

являющейся мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, подлежит налогообложению НДФЛ по ставке в размере 35 %.

2. Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Пунктом 1 ст. 226 НК РФ определено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.

Указанные организации признаются налоговыми агентами.

Таким образом, при получении физическим лицом дохода в виде выигрыша в стимулирующей лотерее налоговым агентом по НДФЛ признается организация, выплачивающая выигрыши победителям.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России

от 18 июля 2006 г. № 03-05-01-04/215.

Вопрос. Работник организации за наличный расчет приобретает товары, работы и услуги для нужд организации. Произведенные расходы возмещаются организацией. При этом работник не представляет в бухгалтерию организации полного

набора подтверждающих документов. Являются ли такие расходы организации доходом работника в целях исчисления НДФЛ?

Ответ. Как указывается в рассматриваемом вопросе, сотрудник организации за наличный расчет приобретает товары, работы и услуги для нужд организации. Произведенные расходы возмещаются организацией. При этом сотрудник не представляет в бухгалтерию организации полного набора подтверждающих документов.

Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Если работник в качестве отчета о приобретении товаров или услуг представляет в бухгалтерию организации документы об их оплате и в них имеются реквизиты поставщика, а также указаны наименование и стоимость товара (услуги), то такие расходы, возмещаемые организацией, не могут быть признаны доходом работника и, соответственно, являться объектом налогообложения НДФЛ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от 25 июля 2006 г. № 03-05-01-04/219.

Е.В. Зернова Проект «КонсультантБухгалтер» 18.08.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.