НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. Действительно ли согласно Федеральному закону от 30.06.2006 № 90-ФЗ работодатели обязаны компенсировать расходы сотрудникам, работа которых носит разъездной характер (суточные, проживание и т. д.), и можно ли такие расходы учесть при расчете налога на прибыль?
Ответ. Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в целях гл. 25 «Налог на прибыль» относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.
Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 90-ФЗ) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) дополнен ст. 168.1, согласно которой работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
— расходы по проезду;
— расходы по найму жилого помещения;
— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч. 1 статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Следует отметить, что положения вышеуказанной статьи Закона № 90-ФЗ вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования.
Учитывая изложенное, расходы работодателя, связанные с компенсацией расходов сотрудников, работа которых носит разъездной характер, могут быть включены в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но не ранее чем с момента вступления Закона № 90-ФЗ в силу.
Основание: письмо Минфина России от 29.08.2006 № 03-03-04/1/642.
Вопрос. Вправе ли организация отразить в составе расходов на оплату труда по налогу на прибыль организаций суммы премий, выплачиваемых работникам, если в организации утверждено Положение о премировании работников, а в трудовых договорах дается отсылка на это Положение?
Ответ. В соответствии со ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или)
натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 2 указанной статьи к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса отнесены, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
Вместе с тем п. 21 ст. 270 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Таким образом, несмотря на то, что в состав расходов на оплату труда включаются предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами премии, в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, могут быть учтены только расходы на те виды премий, которые указаны в трудовых договорах с соответствующими работниками.
Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Статьей 144 ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
Из указанных норм ТК РФ следует, что система премирования может быть установлена работодателем самостоятельно как в рамках, так и вне рамок коллективного договора.
Учитывая изложенное, если в организации утверждено Положение о премировании работников, а в трудовых и (или) коллективных договорах дается отсылка на это Положение, то организация вправе отразить в составе расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, премии работникам.
Основание: письмо Минфина России от 22.08.2006 № 03-03-05/17.
Вопрос. Для осуществления деятельности база отдыха арендует 17 спальных корпусов. Спальная площадь каждого корпуса не превышает 500 м2, однако суммарная площадь корпусов больше 500 м2. Площадь спальных мест может определяться на основе следующих правоустанавливающих документов: с одной стороны, техпаспорта, в котором указана площадь каждого корпуса — не более 500 м2, а с другой стороны, договора аренды, в котором указана общая площадь корпусов — 4 686 м2. Применяется ли ЕНВД в отношении деятельности всей базы отдыха по оказанию услуг по временному размещению и проживанию?
Ответ. Согласно новой редакции п. 2 ст. 346.26 Кодекса с 1 января 2006 г. на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м2.
Под спальным помещением следует понимать помещение, используемое для временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т. п.), а под общей площадью спальных помещений — общую площадь указанных помещений, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов: договоров купли-продажи квартир, домов, гостиниц, пансионатов и других объектов временного размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов, схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на объекты временного размещения и проживания и других документов, содержащих информацию об указанных объектах налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
При расчете площади спальных помещений объектов гостиничного типа (гостиницы, кемпинги, пансионаты и т. п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры и санузлы, хозяйственные и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.).
Таким образом, поскольку суммарная площадь спальных помещений арендованных домов базы отдыха по инвентаризационным документам превышает 500 м2, то предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию подлежит обложению налогами в рамках общего режима налогообложения.
Основание: письмо Минфина России от 14.08.2006 № 03-11-04/3/368.
Вопрос. ООО имеет в собственности магазин, торговую площадь которого сдает в аренду нескольким арендаторам для осуществления розничной торговли. На арендованной площади арендаторы устанавливают оборудование, предназначенное для выкладки и демонстрации товара, а также для проведения денежных расчетов с покупателями. Подлежит ли переводу на ЕНВД деятельность арендаторов по осуществлению розничной торговли: на арендуемой части площади торгового зала, в отдельной торговой секции магазина, в том числе в случае розничной торговли алкогольной продукцией? Если да, то какой физический показатель базовой доходности следует применять? Какой физический показатель базовой доходности должен применять арендатор, если сдаваемая в аренду площадь магазина на экспликации обозначена как коридор, подсобное помещение?
В собственности ООО находится также здание комплекса оптово-розничной торговли, не отнесенное правоустанавливающими документами к магазинам, но в экспликации выделен торговый зал, в котором несколько арендаторов осуществляют розничную торговлю. Какую систему налогообложения следует применять ООО?
Ответ. Статьей 346.26 Кодекса определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли.
Согласно ст. 346.27 Кодекса площадью торгового зала является часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Следовательно, предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая на арендуемой площади торгового зала магазина, не превышающей 150 м2, может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
На данную систему налогообложения может быть переведена и розничная торговля, осуществляемая в отдельной торговой секции магазина, а также розничная торговля алкогольной продукцией. В качестве физического показателя при исчислении данного налога применяется показатель «площадь торгового зала в квадратных метрах».
Как следует из вопроса, розничная торговля осуществляется как в торговом зале магазина, так и в помещениях магазина (коридор, подсобное помещение), не предназначенных для осуществления розничной торговли.
В связи с тем, что сдаваемая в аренду площадь магазина согласно инвентаризационным документам относится к подсобным помещениям, коридору и др., а фактически используется арендатором для осуществления розничной торговли, то при исчислении единого налога на вмененный доход в качестве физического показателя следует применять показатель «площадь торгового зала в квадратных метрах».
Так как организация осуществляет предпринимательскую деятельность по передаче в аренду для осуществления оптово-розничной торговли нескольким арендаторам торгового комплекса, не отвечающего критериям определения магазина или павильона, то необходимо учесть, что с 1 января 2006 г. согласно ст. 346.26 Кодекса на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Статьей 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.
Таким образом, предпринимательская деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в торговом комплексе может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
В то же время предпринимательская деятельность по передаче в аренду площади торгового зала магазина не подлежит переводу на уплату указанного налога и должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения.
Основание: письмо Минфина России от 14.08.2006 № 03-11-04/3/372.
Вопрос. Организация-плательщик ЕНВД в I квартале 2006 г. занималась розничной торговлей через три киоска, находящиеся на территории одного
муниципального образования. В первом киоске деятельность осуществлялась ежедневно без выходных в течение всего квартала, во втором киоске — с двумя выходными в неделю, в третьем киоске деятельность велась 15 дней каждый месяц. Как определить значение корректирующего коэффициента К2 для расчета ЕНВД в указанном случае? Рассчитывается ли фактический период осуществления предпринимательской деятельности по деятельности организации в целом либо по каждому месту осуществления такой деятельности?
Ответ. С 1 января 2006 г. в соответствии со ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 Кодекса.
Нормативными правовыми актами (законами) указанных муниципальных образований определяются виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в пределах перечня, предусмотренного п. 2 ст. 346.26 Кодекса), в том числе перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога, а также значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
Исходя из предоставленных полномочий представительные (законодательные) органы муниципальных образований вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей его ведения, либо значения так называемых подкоэффи-циентов К2, учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности.
В случае установления значений так называемых подкоэффициентов К2 единое значение коэффициента К2, используемое при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный
доход, определяется налогоплательщиками в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 346.29 Кодекса.
При этом согласно данному порядку налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать исчисленное (используемое) ими единое значение коэффициента К2 на значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода, определяемое как среднеарифметическое величин, полученных в результате отнесения количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данных календарных месяцах налогового периода.
В соответствии с п. 11 Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденного приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н, при осуществлении налогоплательщиком одного и того же вида предпринимательской деятельности в нескольких отдельно расположенных местах разд. 2 декларации заполняется отдельно по каждому месту осуществления такого вида предпринимательской деятельности (каждому коду ОКАТО).
Таким образом, по каждому объекту торговли проводится корректировка фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности.
Значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода, в этом случае определяется налогоплательщиком по формуле:
Кфп = [(Ж,вд1: Жкд1) + (Жвд2: Жкд2)+ + (Жвд3: Жкд3)]: 3, где Кфп — значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода;
Жвд 1, Жвд 2, Жвд 3 — количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в каждом календарном месяце налогового периода;
Жкд 1, Жкд 2, Жкд 3 — количество календарных дней в каждом календарном месяце налогового периода;
3 — количество календарных месяцев в налоговом периоде.
Далее значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитываемое при
исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход по данному месту осуществления деятельности, определяется по формуле:
К2нб = К2ез х Кфп, где К2нб — значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитываемое при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход; К2ез — единое значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, установленное нормативным правовым актом муниципального образования. Рассмотрим примерный расчет для организации при условии, что нормативным правовым актом муниципального образования единое значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 установлено равным 1,0.
Если в I квартале 2006 г. организация осуществляла предпринимательскую деятельность по розничной торговле в трех киосках:
— в первом киоске — деятельность осуществлялась ежедневно без выходных в течение всего квартала;
—во втором киоске—деятельность осуществлялась с двумя выходными в каждую неделю квартала;
— в третьем киоске — деятельность прерывалась на 15 дней в каждом месяце квартала.
Тогда для первого киоска:
Кфп = [(31:31) + (28:28) + (31:31)]: 3 = 1,0;
К2нб = 1,0 х 1,0 = 1,0;
для второго киоска:
Кфп = [(23:31) + (20:28) + (23:31)]: 3 = 0,73; К2нб = 1,0 х 0,73 = 0,73; для третьего киоска:
Кфп = [(16:31) + (13:28) + (16:31)]: 3 = 0,49; К2нб = 1,0 х 0,49 = 0,49.
В указанных выше целях налогоплательщиком составляется расчет по произвольной форме.
Данный расчет налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве приложения к налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход.
Основание: письмо Минфина России от 14.08.2006 № 03-11-04/3/369.
Вопрос. Организация оказывает услуги по ремонту автотранспорта и является плательщиком ЕНВД. Иногда она заключает договоры с индивидуальным предпринимателем на выполнение определенных работ по ремонту автотранспорта. Следует ли организации учитывать индивидуального
предпринимателя в среднесписочной численности работников в целях исчисления ЕНВД?
Ответ. Согласно ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 346.29 Кодекса исчисление единого налога на вмененный доход должно производиться с использованием физического показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».
Статьей 346.27 Кодекса установлено, что для целей исчисления единого налога на вмененный доход под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Так как в соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, то при исчислении единого налога на вмененный доход численность работников организации определяется без учета предпринимателей без образования юридического лица, привлекаемых на выполнение определенных работ по ремонту автомобилей.
Основание: письмо Минфина России от 14.08.2006 № 03-11-04/3/370.
Вопрос. Индивидуальный предприниматель осуществляет вид деятельности, облагаемый ЕНВД. Других видов деятельности не осуществляет. Обязан ли в данном случае предприниматель вести Книгу учета доходов и расходов и представлять в налоговый орган налоговую отчетность, применяемую при общем режиме налогообложения?
Ответ. Пунктом 3 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина и МНС России от 13.08.2002 № 86н, № БГ-3-04/430 установлено, что данный Порядок не распространяется на доходы ин-
дивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.
Следовательно, если индивидуальный предприниматель осуществляет только предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, и не является налогоплательщиком замененных им налогов (налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, единого социального налога), то по итогам налогового периода по единому налогу на вмененный доход индивидуальный предприниматель обязан представить только налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход. В данном случае обязанность индивидуального предпринимателя по ведению учета доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с вышеназванным Порядком отсутствует.
Основание: письмо Минфина России от 14.03.2005 № 03-06-05-04/58.
Вопрос. Организация осуществляет деятельность по предоставлению оборудования в сублизинг. Указанное имущество учитывается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» и приобретается только с целью сублизинга. По договору сублизинга начисление сумм амортизации и уплату налога на имущество организаций осуществляет сублизингополучатель. Однако с вступлением в силу с 2006 г. поправки в ПБУ 6/01 (в ред. приказа Минфина России от 12.12.2005 № 147н) сублизингодатель до передачи сублизингополучателю полученного в лизинг оборудования также обязан уплатить налог на имущество организаций. Не возникает ли в отношении данного имущества двойного налогообложения?
Ответ. В соответствии со ст. 374 Кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Поэтому движимое и недвижимое имущество организации признается объектом налогообложения
для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций с момента принятия его к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01, в том числе когда объект предназначен для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого имущества к бухгалтерскому учету.
Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Федеральный закон № 164-ФЗ) сублизинг — это вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.
Согласно ст. 31 Федерального закона № 164-ФЗ предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.
В этой связи при договоре лизинга (финансовой аренды), как и при договоре сублизинга (поднайма), налогоплательщиком является балансодержатель лизингового имущества, условия постановки которого на баланс устанавливаются соответствующими договорами. Следовательно, двойного налогообложения в отношении данного имущества (основных средств) не возникает.
Основание: письмо Минфина России от 30.11.2006 № 03-06-01-04/207.
Вопрос. Организация по договору аренды транспортного средства без экипажа арендует автомобиль у физического лица — директора организации. Включаются ли в расходы в целях исчисления налога на прибыль затраты организации в виде арендной платы на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега, а также затраты на приобретение запасных частей?
Ответ. Налогоплательщики налога на прибыль включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затраты на выплату компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок. Нормы расходов на указанные выше цели установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.
При заключении договора аренды транспортного средства, в том числе с работником организации, компенсация, предусмотренная указанным постановлением, не выплачивается.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (най-модатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Таким образом, договор аренды имущества предусматривает уплату арендатором арендной платы, которая относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг, согласно подп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Размер арендных платежей и порядок их перечисления определяются договором, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ст. ст. 642, 644 — 646 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.
Арендатор своими силами и средствами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию как коммерческую, так и техническую.
Следовательно, управление и эксплуатационно-техническое обслуживание транспортного средства могут осуществляться непосредственно самим арендатором (например, при аренде автомобиля) либо путем привлечения соответству-
ющих работников, которые в этом случае будут состоять в трудовых или договорных (гражданско-правовых) отношениях с арендатором.
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.
В силу п. 1 ст. 252 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса), которыми признаются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), понесенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая изложенное, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Кодекса.
Основание: письмо Минфина России от 29.11.2006 № 03-03-04/1/806.
Вопрос. Организация (агент) по агентскому договору с другой организацией (принципалом) намерена осуществлять деятельность по размещению рекламной информации принципала на объектах наружной рекламы в регионах Российской Федерации путем заключения договоров на оказание услуг с подрядными организациями, а также договоров аренды стационарных рекламных конструкций, получая за это агентское вознаграждение. Будет ли являться организация-агент плательщиком ЕНВД? Если будет, то в бюджет какого региона производить уплату налога?
Ответ. Согласно п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении, в частности, предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.
Исходя из ситуации, изложенной в вопросе, организация собирается осуществлять предпринимательскую деятельность по размещению рекламной информации заказчика на объектах наружной
рекламы на основании агентского договора. При этом организация собирается осуществлять указанную деятельность путем заключения договоров на оказание услуг с подрядными организациями, а также договоров аренды (субаренды) стационарных рекламных конструкций.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы признается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
При этом налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы.
То есть при осуществлении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы плательщиками единого налога на вмененный доход признаются организация или индивидуальный предприниматель, занимающиеся непосредственно распространением и размещением рекламы для заказчика.
Таким образом, если организация (агент) будет осуществлять предпринимательскую деятельность по размещению рекламной информации заказчика (принципала) по агентскому договору на объектах наружной рекламы от своего имени путем заключения договоров на оказание услуг с подрядными организациями (третьим лицом), но за счет заказчика (принципала), то в данном слу-
чае плательщиком единого налога на вмененный доход будет являться организация (агент).
Согласно п. 2 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала ее осуществления и производить уплату единого налога на вмененный доход, введенного в муниципальных районах, городских округах и городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
В связи с этим в отношении осуществляемой организацией предпринимательской деятельности по размещению рекламной информации заказчика по агентскому договору организация обязана будет встать на налоговый учет и производить уплату единого налога на вмененный доход по месту установки каждого средства наружной рекламы (рекламной конструкции).
Если же организация будет осуществлять указанную предпринимательскую деятельность от имени и за счет заказчика (принципала), то плательщиком единого налога на вмененный доход по виду деятельности «распространение и (или) размещение наружной рекламы» будет являться заказчик (принципал).
В отношении осуществляемой организацией предпринимательской деятельности по аренде рекламных конструкций для заказчика (принципала) в целях размещения на них рекламной информации подрядной организацией необходимо иметь в виду следующее.
Как указывалось ранее, предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы признается непосредственное распространение и размещение рекламы для заказчика.
Поэтому предпринимательская деятельность организации (агента) по заключению договоров аренды рекламных конструкций для заказчика (принципала) с последующим размещением подрядной организацией (третьим лицом) на данных конструкциях рекламной информации о заказчике (принципале) не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы и, соответственно, не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Основание: письмо Минфина России от 28.11. 2006 № 03-11-04/3/509.
Е. В. Зернова Проект «КонсультантБухгалтер» 15.12.2006