Научная статья на тему 'Композиция сюжета «Повести о Старом Поселке» В. С. Маканина'

Композиция сюжета «Повести о Старом Поселке» В. С. Маканина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
423
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / СЮЖЕТ / PLOT / ТЕКСТ / TEXT / РОМАН-КОЛЛАЖ / ПОВЕСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВ / SYSTEM OF IMAGES / TRACK / A COLLAGE-NOVEL / NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Токмагамбетова Дарья Кайратовна, Тимохина Татьяна Владимировна

Статья посвящена анализу композиции сюжета «Повести о старом поселке» современного российского писателя Владимира Маканина. Особое внимание уделяется двучастной композиции повести, которая дублируется в ряде произведений писателя. Выводы, сделанные автором статьи, подтверждают идею параллельности двух пространств в восприятии жизни главного героя Ключарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composition of Plot in “Story about Old Settlement” by V.S. Makanin

This article deals with the composition analysis «The novel of an old village» written by a contemporary Russian writer V. Makanin. A great attention is paid to the double-parted composition of the novel to be repeated in some works. Conclusions, made by the author prove some parallel ideas of two spaces in the main character, Klucharev’s life reception.

Текст научной работы на тему «Композиция сюжета «Повести о Старом Поселке» В. С. Маканина»

Язык художественной литературы

КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТА «ПОВЕСТИ О СТАРОМ ПОСЕЛКЕ» В. С. МАКАНИНА

Д. К. Токмагамбетова, Т. В. Тимохина

Статья посвящена анализу композиции сюжета «Повести о старом поселке» современного российского писателя Владимира Маканина. Особое внимание уделяется двучастной композиции повести, которая дублируется в ряде произведений писателя. Выводы, сделанные автором статьи, подтверждают идею параллельности двух пространств в восприятии жизни главного героя Ключарева.

Ключевые слова: композиция, сюжет, текст, роман-коллаж, повесть, система образов.

Композиция художественного текста является важным компонентом анализа произведения, и изучение этой стороны текста актуально в современном литературоведении. В. Е. Хализев определяет композицию как «взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, систему соединения знаков, элементов произведения, определяющие его восприятие» [1. С. 169]. Композиция, как отмечает ученый, - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

Б. А. Успенский, в свою очередь, отмечает другую сторону композиции произведения. «Важнейшим аспектом композиции является последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, - временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания» [2. С. 89].

Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения [1. С. 237]. Сюжет упорядочивает действие в произведении во временной протяженности.

Сюжет, как одна из составляющих композиции, осознается как ход событий, развитие действия в повествовательных и драматических произведениях [3. С. 306]. В общем виде сюжет - это базовая схема произведения, в которую входит последовательность проис-

39

Lingua mobilis № 3 (36), 2012

ходящих в произведении действии и совокупность существующих в нем отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию [4. С. 4]. Сюжет в повествовательных произведениях составляет динамический стержень композиции. Сюжет - это одна из сторон формы произведения, вместе с другими выражающая содержание [3. С. 874]. Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения.

Таким образом, мы понимаем композицию, вслед за В. Е. Хализевым, как взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, систему соединения знаков, элементов произведения.

Обратимся к сюжетно-композиционному анализу одного из произведений романа-коллажа В.С. Маканина «Повесть о старом поселке». В тексте повести выражена двучастная композиция. Композиционно текст повести выстроен своеобразно: отрывки из жизни Ключарева в Москве перемежаются его воспоминаниями о детстве в Старом Поселке. Первый переход к воспоминанию о Старом Поселке может трактоваться как противовес суетной, фальшивой жизни людей в Москве. Семья Ключаревых живет в кооперативном доме: «...хороший такой дом, благопристойный. И машин вокруг дома много стоит, собственных. И деревья сами в субботник посадили. Ну не дом, а полная чаша. И друг с другом всегда здороваются, уважают друг друга. И разговоры про микроклимат, про то, что, дескать, сами создаем себе жизнь - истинную жизнь большого города...

Было воскресенье в Старом Поселке, светлое воскресенье и не жаркое» [5. С. 93]. Автор противопоставляет одной, настоящей жизни, которая была в Старом Поселке, другую, «поддельную» жизнь в Москве. Это выражается в форме внезапного перехода от одного эпизода жизни к совершенно другому.

Следующее воспоминание Ключарева, и соответственно переход к Старому Поселку, происходит при сравнении типа начальника. Ключарев вспоминает о Старом Поселке и поселковом начальнике: «Но и в Старом Поселке, если уж о начальстве, тоже жил кое-кто. А именно он - инженер Калабанов. Их гордость» [5. С. 110]. Ключареву не нравится нынешний начальник Иван Серафимович, потому что по его же словам он «мямля», а он, видя с детства перед глазами пример сильного начальника, тоскует именно по такому начальнику.

40

Язык художественной литературы

Далее в композицию сюжета повести входят воспоминания Ключарева о Старом поселке, которые связаны с важными аспектами жизни человека. Одним из них является любовь. Когда Ключарев сталкивается с этой стороной жизни в Москве, он снова возвращается мыслями в Старый поселок. «Так что тут даже соответствие. Такая плата. Такая и любовь была. Начинаешь и уже наперед знаешь - игра... то есть конечно же оно тоже человеческое, наше, что-то ты получаешь, и утоляешь, и даже душой свежеешь, но ведь игра. И ходы наперед» [5. С. 125]. Такой образ жизни в столице и порождает такой тип любви. Но в Поселке была чистая, почти платоническая любовь. Ключарев думает о Старом Поселке и вспоминает о трех «чокнутых» мужчинах, которые были безнадежно влюблены каждый в «свою», и ходили за этими женщинами всюду, и любовались ими, несмотря на то, что они были замужем.

Следующее воспоминание о Старом Поселке связано с родительско-детскими отношениями: в театре, когда Ключарев наблюдает за сыном, наталкивает его на мысль о своем отце, и он начинает вспоминать ночь, когда его тетка сообщила отцу о смерти брата Ключарева, Юрочки. Мать заболела, умер Юрочка, и отцу пришлось отказаться от продвижения по службе. Отец порвал вызов из области, и не продолжил образование, зато Ключарев пошел дальше отца, переехал в Москву, работает научным сотрудником в НИИ.

То же наблюдается и в пятой главе, которая сразу начинается с событий в Старом Поселке, Ключарев вспоминает другую ночь, когда убили дядьку Ваню. Этот эпизод как бы рассказанный Ключаревым, сам Ключарев-мальчик не мог наблюдать. А рассказывает либо повествователь, либо сам герой, но по рассказам других людей. Эта часть рассказа оказывается значимой - это эпизод убийства дяди Вани оказывается важным для Ключарева, потому что один из поселковых мужчин убит и навсегда остался в Старом Поселке.

В шестой главе повести Ключарев ссорится с подругой семьи Наташей. Так разрываются отношения между их семьями. А в поселке все было не так: Ключарев вспоминает закладку фундамента, когда люди работали всем поселком. В большом городе наблюдается разобщенность людей, в городе каждый за себя. А в Старом Поселке отношения людей были искреннее, добрее, там была взаимопомощь, общность интересов. «Работали самые разные люди...это довольно большое, мощное скопище людей.» [5. С. 160].

41

Lingua mobilis № 3 (36), 2012

В последней седьмой главе изображена только московская жизнь Ключарева. В конце концов, Ключарев сам едет в Старый Поселок. Но от поселка ничего не осталось, только разрушенные бараки да кладбище, куда главный герой идет к могиле брата Юрочки: «Старый Поселок мертв. Пуст. Ни бараков, ни котельной, а дорожки превратились в тропки» [5. С. 183]. Уже нет того Старого Поселка, о котором так долго вспоминал Ключарев.

Таким образом, сюжет и его построение демонстрируют параллель московской жизни Ключарева и его жизни в Старом Поселке. Ключарев остро реагирует на события своей жизни, углубляясь в воспоминания из детства. Последовательность и соотнесенность воспоминаний и реальной жизни выявляются на протяжении всей повести. Эти обращения к прошлой жизни как бы иллюстрируют различие жизни в современном городе и в Старом Поселке. При наличии похожих ситуаций суть жизненных отношений меняется, происходит сдвиг, который чувствует Ключарев, и герой пытается нивелировать его.

Список литературы

1. Хализев, В. Е. Теория литературы. М., 2002. 437 с.

2. Успенский, Б. А. Поэтика композиции. СПб., 2000. 347 с.

3. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М., 1962. 1978. 814 с.

4. Литературная энциклопедия: В 11 тт., Т.11 / Гл. ред. Луначарский А. В. М., 1939. 824 с.

5. Маканин, В. С. Линия судьбы и линия жизни: Романы. М., 2001. 601 с.

List of literature

1. Halizev, V. E. Teorija literatury. M., 2002. 437 s.

2. Uspenskij, B. A. Pojetika kom-pozicii. SPb., 2000. 347 s.

3. Kratkaja literaturnaja jenciklope-dija / Gl. red. A. A. Surkov. M., 1962. 1978. 814 s.

4. Literaturnaja jenciklopedija: V 11 tt., T.11 / Gl. red. Lunacharskij A. V M., 1939. 824 s.

5. Makanin, V. S. Linija sud'by i linija zhizni: Romany. M., 2001. 601 s.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.